укажите какой показатель физического развития относится к группе соматоскопических показателей
Укажите какой показатель физического развития относится к группе соматоскопических показателей
Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Соматоскопические показатели физического развития // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86318 (дата обращения: 20.10.2021).
Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич
В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.
Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.
Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.
Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.
Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:
Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.
К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.
Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.
Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.
Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.
Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.
Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:
К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.
Научная электронная библиотека
Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,
2.1. Оценка физического развития
Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.
В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).
Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).
При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:
1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.
2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.
3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.
На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).
Определение календарного возраста на момент обследования
При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.
Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.
После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).
10 лет 5 мес. 29 дн.
11 лет 5 мес. 29 дн.
12 лет 5 мес. 29 дн.
13 лет 5 мес. 29 дн.
14 лет 5 мес. 29 дн.
15 лет 5 мес. 29 дн.
16 лет 5 мес. 29 дн.
17 лет 5 мес. 29 дн.
Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).
Центильная вероятность (центили)
Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).
«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.
«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.
«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.
«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.
«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.
«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.
Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.
Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.
При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.
Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.
Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.
Соматоскопические показатели
Состояние кожных покровов и слизистых оценивается по цвету, влажности, эластичности.
Жироотложениеоценивается по выраженности костного рельефа плечевого пояса. Жироотложение слабое (1 балл) если ясно контурируются кости плечевого пояса. При средней степени развития подкожножировой клетчатки (2 балла) костный рельеф плечевого пояса несколько сглажен, при сильной степени (3 балла) костный рельеф сглажен, контуры округлены.
Степень развития мускулатуры оценивается по трехбалльной шкале. На основании рельефа мускулатуры и ее тонуса выделяют слабое (1 балл), среднее (2 балла), сильное (3 балла) развитие мышц.
Костяк различают трех типов: тонкий, коренастый, промежуточный. Тонкий костяк характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; коренастый – широкими плечами и грудной клеткой, большими размерами кистей рук и ступней.
Форма позвоночника. Различают нормальный, лордотический, кифотический позвоночник. Нормальный позвоночник имеет S образную форму, с шейной и поясничной кривизной обращенной вперед, грудной выпуклостью, обращенной назад. Для лордотического позвоночника характерна резко выраженная поясничная кривизна. У кифотического позвоночника резко выражены все три кривизны (шейная, поясничная, грудная). К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы. Методика определения сколиоза: обследуемого просят наклониться вперед и по остистым отросткам позвонков проводят пальцем до появления красной линии дермографизма. Затем обследуемый выпрямляется и по сплошной красной линии судят о деформациях позвоночника. Различают три степени сколиоза. Признаки, указывающие на наличие сколиоза: асимметрия плеч, треугольников талии, наличие компенсаторных мышечных валиков.
Форма ног. Различают нормальную, Х-образную, О-образную форму ног. При определении этого показателя обследуемый ставит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной один коленный сустав заходит за другой.
Степень полового созревания. Оценка степени полового созревания проводится проводиться у мальчиков с 10-11 лет и у девочек с 9-10 лет. Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности. У мальчиков половое созревание начинается с мутации тембра голоса, затем отмечается оволосение лобка, далее следует увеличение щитовидного хряща, оволосение подмышечных впадин и оволосение лица. У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез, позднее наступает оволосение лобка и подмышечных впадин. Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции и, в частности, возраст становления первой менструации.
Укажите какой показатель физического развития относится к группе соматоскопических показателей
Недостатком этого способа оценки физического развития является отсутствие корреляционной зависимости между сравниваемыми признаками. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими. Вместе с тем, этот метод учитывает гетерохронность физического развития и половой диморфизм. Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отношений приводится ниже (таблица 30):
Таблица 30 | |||||
Оценка физического развития мальчика в возрасте 10 лет методом сигмальных отношений | |||||
---|---|---|---|---|---|
Признак | Индивидуальный показатель | Стандартные показатели | Величина фактического отклонения | Величина сигмального отклонения | М | σ |
Длина тела стоя, см | 133,4 | 131,8 | 6,1 | +1,6 | +0,3 |
Масса тела, кг | 31,4 | 28,1 | 2,4 | +3,3 | +1,4 |
Окружность грудной клетки, см | 65,8 | 63,7 | 3,1 | +2,1 | +0,7 |
Рис. 6. Профиль физического развития |
---|
При оценке полученного профиля выявлено, что два из трех оцениваемых признаков длина тела и окружность грудной клетки находятся в пределах средних величин ( М ± 1σ), а масса тела в интервале «выше среднего» ( М + 1σ М + 2σ).
Вывод: таким образом, физическое развитие мальчика можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности грудной клетки увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.
Итоги индивидуальной оценки физического развития позволяют оценить физическое развитие коллектива детей (таблица 31).
1.3. Исследование и оценка физического развития
Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития ребенка. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Генетически запрограммировано развитие каждой клетки, ткани, органа, процессы роста и дифференцировки, степень развития систем и всего организма. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия его систем.
Развитие включает в себя: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Фактор роста характеризуется как процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, что приводит к увеличению массы организма.
Физическое развитие — процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма.
В теории и методике физического воспитания термин «физическое развитие» имеет две трактовки: как «состояние» и как «процесс».
Физическое развитие как состояние — это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.
Физическое развитие как процесс — это изменение форм и функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.
Критерии физического развития — состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.
Определение уровня физического развития предусматривает следующую последовательность действий:
определение возраста на момент исследования;
антропометрические исследования (измерения человеческого тела);
оценка уровня каждого показателя по сравнению с нормой со ответствующего стандарта;
определение общего уровня физического развития;
констатация гармоничности или дисгармоничности физического развития.
Оценка уровня каждого измеряемого показателя предполагает пять уровней развития: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
Оценка физического развития студентов производится путем сравнения антропометрических признаков обследуемого со средними показателями возрастно-половой группы.
Одним из распространенных методов является метод стандартов, суть которого заключается в сравнении индивидуальных антропометрических величин с региональными таблицами, которые разрабатываются местными органами здравоохранения.
Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу и т.д. (таблица 2).
Антропометрические показатели — это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. Их разделяют на три группы:
Соматометрические величины. Длина тела — определяется наследственными признаками и качеством жизни в детский и подростковый период и не изменяется у взрослого человека.
Для ее измерения используют ростомер. Измеряемый становится босыми ногами на горизонтальную площадку ростомера спиной к его вертикальной стойке, свободно опустив руки, плотно сдвинув стопы ног и максимально разогнув колени, касаясь стойки ростомера тремя точками: пятками, тазом (область крестца), спиной (межлопаточная область).
Существуют формулы, по которым можно вычислить будущий рос ребенка. Для мальчиков расчет ведется по формуле:
(173+ 163×1,08): 2 = 174,5 см. ‘
Для девочек расчет ведется по формуле:
Подставим те же данные в формулу и рассчитаем рост дочери:
(173 х 0,923 + 163): 2 = 161,3 см.
Конечно, рост зависит, прежде всего, от наследственных признаков, однако в период развития ребенка рост также зависит от образа его жизни, прежде всего от полноценного питания.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфострук-турного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Грудную клетку в норме различают в двух формах: конусообразную и цилиндрическую. В результате заболевания могут образоваться патологические формы грудной клетки, плоская, узкая, «куриная», воронкообразная, рахитическая (асимметричная).
Грудной показатель характеризует степень развития грудной клетки. Выпуклая, широкая грудная клетка делает фигуру красивой.
По соотношению между ростом и окружностью грудной клетки можно судить о том, насколько она развита. Именно это определяется грудным показателем (%).
Окружность грудной клетки (см) х 100%
Грудной показатель зависит как от степени развития легких, так и от мускулатуры грудной клетки вместе с жировой клетчаткой.
на состояние сердечно-сосудистой системы, ухудшает свод стопы и т.п. Недостаток массы тела свидетельствует о слабом развитии скелета и мышц. Измерение массы проводится на рычажных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Весы перед проведением исследований должны быть выверены. Взвешивание желательно проводить в утренние часы, натощак. Важен не сам показатель массы, а его соотношение с длиной тела или иными параметрами.
Сильно развитая мускулатура туловища и конечностей характеризует атлетический тип телосложения. Выраженное преобладание продольных размеров при сниженных обхватных и небольшой массе тела свойственно астеническому типу телосложения. Пикническим телосложением называют такое строение тела, при котором отмечаются обратные соотношения: преобладание толстотных, обхватных размеров при снижении продольных размеров тела.
Для ориентировочной оценки гармоничности телосложения можно воспользоваться методом антропометрических индексов. Эти индексы раньше были единственным способом оценки физического развития человека. Сегодня индексы используют реже и лишь для приблизительной, сугубо ориентировочной оценки телосложения. С этой целью можно применять следующие индексы, вычислить которые совсем несложно.
Индекс Ничье (ИП) также характеризует соотношение между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки на выдохе его вычисляют по формуле.
По индексу Пинье можно определить тип телосложения: астенический (ИП>30), нормостенический (30>ИП>10) и гиперстенический (ИП
Физиометрические величины. При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункцио-нальные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат и увеличивая его резервы.
При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей ЖЕЛ от средних стандартных (см. табл. 5-6). В некоторых случаях отклонение фактического показателя физического развития от среднего может свидетельствовать о заболевании.
Например, ЖЕЛ в норме у здоровых людей может отклоняться от средней величины в пределах- 15%. Величина отклонения определяется из соотношения:
Личный показатель ЖЕЛ можно оценить по формуле:
Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.
Оценить развитие самих легких позволяет жизненный индекс. Этот индекс определяют отношением жизненной емкости легких к массе тела.
Жизненная емкость легких (мл)
Жизненный индекс — важный показатель хорошего, гармоничного физического развития.
Кистевая динамометрия — метод определения силы кисти. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони, рука вытягивается в сторону, пружина сжимается с максимальной силой.
Измерения проводят три раза и регистрируют наибольший результат (кг). Сравните свой результат с возрастными нормативами (см. табл. 7).
Силовой индекс характеризует уровень мышечной силы руки. По соотношению между массой тела и силе кисти можно судить о том, на сколько она развита. Именно это определяет силовой индекс (%).
Определить уровень своего физического развития можно по таблице 8.