укажите какой признак не является признаком налога
Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ
Элементы налога — юридическая категория, определяемая на уровне ключевых российских НПА, которые регулируют сферу налогообложения. Рассмотрим специфику соответствующих правовых норм подробнее.
НК РФ как основной источник перечня элементов юридического состава налога
Ключевой источник налогового права в России — Налоговый кодекс РФ. В нормах ст. 17 НК РФ фиксируется перечень элементов, присутствие которых в структуре налога необходимо с точки зрения его законного применения. Налог, если следовать положениям п. 1 ст. 17 НК РФ, может рассматриваться как легальный, только если в отношении него законодательно определены:
Существуют также так называемые факультативные элементы налога. Есть достаточно много подходов к их трактовке (их мы изучим чуть ниже). В соответствии с распространенной интерпретацией под факультативными элементами налогов стоит понимать прежде всего льготы и основания для их применения. Таковые установлены как возможный элемент налогов в нормах п. 2 ст. 17 НК РФ. Российский законодатель не конкретизирует сферу, а также критерии их использования, ограничившись тем, что льготы могут вводиться в необходимых случаях. Основной признак факультативности в данной трактовке — необязательность использования на практике. В свою очередь, отмеченные выше элементы налога задействоваться должны всегда.
Обязательные либо факультативные элементы налога могут фиксироваться на уровне как федерального законодательства, так и региональных или муниципальных НПА. Можно отметить, что российская система налогообложения в достаточной мере централизована, и, если говорить о полномочиях законодателя в субъектах РФ либо на уровне местной власти, они сводятся главным образом к установлению для налога:
При этом все существующие региональные и муниципальные налоги должны утверждаться на уровне НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 12 НК РФ).
Исследуем сущность и особенности применения основных элементов налога, а также факультативных подробнее.
Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности
Исходя из норм, содержащихся в п. 1 ст. 38 НК РФ, под объектом налогообложения правомерно понимать имеющие денежную, количественную, а также физическую характеристику:
Отмеченные категории могут становиться объектом налога исключительно в тех случаях, когда их наличие у плательщика предполагает появление с его стороны законных обязательств по внесению соответствующих платежей в бюджет.
В НК РФ также указано, что все налоги коррелируют с отдельными объектами, устанавливаемыми в соответствии с нормами ч. 2 и положениями ст. 38 НК РФ.
В составе объекта налога может быть как движимое, так и недвижимое имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ). Что касается товара, им может быть любое имущество, которое продается налогоплательщиком либо подлежит продаже. Работа, исходя из положений п. 4 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, сопровождаемая результатами в некотором материальном выражении. Услуги, следуя логике п. 5 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, не имеющая результатов в материальном выражении. При этом она может реализовываться с целью удовлетворения чьих-либо потребностей — физлиц или организаций. Услуги, в свою очередь, потребляются в процессе их предоставления.
Под выручкой традиционно понимаются доходы без учета расходов. Самостоятельным объектом налогов они тоже могут быть, к примеру при УСН. Если их учесть, формируется прибыль.
Примером прочих обстоятельств, находящихся в юрисдикции налогового права, может быть работа предприятия на ЕНВД. Размер выручки, расходов, имущества, темпы продаж при вмененном налоге значения не имеют — фирма так или иначе платит государству фиксированный взнос.
Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка
В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект. База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы. Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.
Налоговая база может быть:
Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.
Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.
Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.
Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).
Особенности налогового периода как элемента налога
В соответствии с нормами п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом правомерно понимать:
Кроме того, законодатель также предусматривает в составе налогового периода различные отчетные периоды. Они могут совпадать с календарным годом, соответствовать кварталу, полугодию либо иным интервалам.
Налоговый период для фирм, зарегистрированных после начала года, определяется как равный интервалу между моментом госрегистрации соответствующего субъекта и последним днем календарного года. Но если фирма была зарегистрирована с 1 по 31 декабря, то 1-м для соответствующей организации налоговым периодом будет интервал с момента государственной регистрации до последнего дня следующего года. Это следует из п. 2 ст. 55 НК РФ.
Согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период для фирмы, выведенной с рынка либо реорганизованной в пределах календарного года, должен соответствовать интервалу между началом года и моментом завершения процедуры ликвидации либо преобразования статуса соответствующего субъекта. В свою очередь, если фирма была создана и выведена с рынка в 1 году, то налоговый период для нее будет соответствовать интервалу между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо преобразована в иную структуру. При этом если фирма была создана в период с 1 по 31 декабря и выведена с рынка в следующем году, то налоговым периодом для соответствующего субъекта будет интервал между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо реорганизована.
Нормы права, содержащиеся в п. 3 ст. 55 НК РФ, не действуют в отношении компаний, в состав которых входят другие фирмы либо, наоборот, которые формируют из своего состава новые организации. Кроме того, нормы пп. 2 и 3 ст. 55 НК РФ не действуют в отношении налогов с периодом, соответствующим месяцу или кварталу. При подобных сценариях корректировка конкретных налоговых периодов при регистрации, ликвидации либо преобразовании фирмы осуществляется учредителями по согласованию с ФНС России (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.
А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.
Сроки уплаты налогов
В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:
В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок уплаты налогов
Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:
Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.
Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.
Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам
Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:
Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.
Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ
Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.
Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В среде российских экспертов льготы часто именуются факультативными элементами налога, то есть необязательными к применению. Налогоплательщик вправе сам решать, пользоваться ему льготами или нет. В НК РФ не применяется термин «факультативный», однако по смыслу он вполне соответствует сущности льготы. Так же считает и Минфин России. В письме от 21.10.2013 № 03-11-11/43791 ведомство указывает, что налоговая льгота — это факультативный, или необязательный, элемент налога.
Термин «факультативность элемента налога» может пониматься также в контексте иных признаков налога, прямо не указанных в положениях НК РФ, но прослеживающихся при их детальном изучении. Это могут быть такие признаки и одновременно факультативные элементы налога, как:
Некоторые эксперты выделяют также такой факультативный элемент, как подведомственность налога. То есть его закрепленность в целом за юрисдикцией администрирующего ведомства (например, ФНС или ФТС), его отдельных элементов — за юрисдикцией иных ведомств, взаимодействующих с администратором в порядке межведомственных коммуникаций (например, Росреестра, взаимодействующего с ФНС при исчислении базы для имущественного налога для физлиц).
Действительно, практически каждый налог, действующий в РФ, имеет соответствующие признаки, и их вполне можно рассматривать как логично дополняющие те, что указаны в п. 1 ст. 17 НК РФ. Но поскольку законодатель прямо не выделяет их в самостоятельные категории, условимся именовать данные признаки факультативными элементами налога.
Ознакомиться с практическими нюансами работы налоговой системы РФ вы можете в статьях:
4. Понятие и признаки налога
4. Понятие и признаки налога
Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.
Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.
2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.
4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
Читайте также
10. Понятие и функции налога
10. Понятие и функции налога Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных
15. Понятие, сущность, признаки налогов
15. Понятие, сущность, признаки налогов Согласно ст. 8 НК РФ, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Признаки налогового правонарушения включают
5. Понятие и признаки сборов
5. Понятие и признаки сборов В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления,
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового
35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность.Признаками налогового правонарушения являются противоправность,
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента
6. Понятие и признаки государства
6. Понятие и признаки государства Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов предпринимательского права1. Легитимация в
Тема 7. Понятие и признаки банкротства
Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:1. Гражданский кодекс РФ;2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня
7.1. Понятие и признаки банкротства
7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:1. Гражданский кодекс РФ;2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О
24.1. Понятие и признаки предпринимательских договоров
24.1. Понятие и признаки предпринимательских договоров В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.Одним из видов гражданско-правовых договоров
Тема 7. Понятие и признаки банкротства
Тема 7. Понятие и признаки банкротства I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Федеральный закон 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает:А. 3 процедуры банкротстваБ. 4 процедуры банкротстваВ. 5 процедур банкротстваДля
Налоги и сборы
Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Признаками налога являются:
2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;
3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;
Налог и иные обязательные платежи. Функции налога
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов».
Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.
Принципы налогообложения в РФ
Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.
Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;
8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.