укажите о каком виде эксперимента идет речь данный эксперимент проводится в преднамеренно созданных
Метод эксперимента
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Он призван выявить причинно-следственные связи или детерминанты развития.
Специфика метода эксперимента:
1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.
3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.
6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.
Виды переменных при экспериментальных исследованиях:
Независимая переменная – Фактор, который изменяется экспериментатором.
Исследователь намеренно создаёт и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. В эксперименте проверяется гипотеза или предположение о связи переменных. Метод предполагается контроль переменных, выделение зависимой и независимой переменных (для установления причинно-следственных связей) и сравнение результатов решения задач экспериментальной (в которой значение переменной варьируется) и контрольной (переменные остаются неизменными) группами. Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после изменения).
Виды эксперимента:
1). Лабораторный эксперимент – проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.
— с использованием аппаратуры
— без использования аппаратуры
Лабораторный эксперимент | |
Регистрируются 1.Особенности деятельности и поведения: поступки, действия, их компоненты. 2.Реакции и их компоненты: двигательные, речевые, вегетативные. 3.Электрическая активность: мозга, мышц, кожи, сердца. | Требования 1.Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2.Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3.Чёткая недвусмысленная инструкция перед опытом, понятная испытуемому. 4.Строгий учёт субъективных факторов: эмоционального состояния, утомления и др. 5.Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий). |
Достоинства 1.Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2.Возможность строгого учёта измерения раздражителей и ответных реакций. 3.Возможность повторения опытов. 4.Возможность математической обработки. | Недостатки 1.Возможность искажения естественного хода психического процесса. 2.Хотя наличие лаборатории и необязательно, испытуемый знает, что над ним экспериментируют. |
2). Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
— психолого-педагогический эксперимент (оценивает развивающий эффект обучающих программ и воздействий)
— другие виды в зависимости от области психологии
Достоинства естественного эксперимента:
1.Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.
2.Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
— изменяет условия деятельности;
— изменяет изучаемое явление;
— повторяет изучаемое явление.
3.Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надёжность объективно полученных результатов.
3). Констатирующий эксперимент – устанавливает фактическое состояние и уровень тех или иных особенностей психического развития (уровня или качества) к моменту проведения эксперимента. Примером констатирующего эксперимента может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик.
4). Формирующий эксперимент – его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться «запланированных» показателей сформированности способности. Хрестоматийными примерами реализации формирующего эксперимента стало формирование способности внимания у младших школьников как действие внутреннего контроля (П.Я.Гальперин).
Требования к формирующему эксперименту:
1).Разработанность теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.
2).Чёткость планирования эксперимента.
3).Полнота учёта разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.
Специфика формирующего эксперимента:
— Главный объект изучения – формирующая деятельность ребёнка.
— Обучение построено последовательное введение всё новых средств, помогающих включить ребёнка в познавательную деятельность.
— Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.
— Организация и реализация такого формирующего эксперимента требует междисциплинарного сотрудничества (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов).
— обучающий эксперимент – обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам;
— воспитывающий эксперимент – осуществляет формирование тех или иных качеств личности.
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования, как правило, используются в комплексе. Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью методов беседы, опроса, тестирования и т.д.
Метод опроса.
Опрос – это метод при использовании, которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
При применении метода опроса могут возникать трудности в связи с тем, что ребёнок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Это связано с тем, что система понятий, которая контролирует этот процесс может столкнуться иллюзией мнимого понимания, которое заключается в том, что ребёнок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый, задающий вопросы.
Существуют темы, вызывающие у ребёнка отрицательное переживание, которых он предпочитает не касаться.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Эксперимент как метод эмпирического исследования в возрастной психологии
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется
психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам
судит о психологических особенностях испытуемого.
Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием
специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль
зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия
Идею естественною эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического
эксперимента. Чтобы организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых
особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой
к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде
Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня
психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта
детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, П1ТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующему исследованию
обычно противопоставляется обучающее исследование. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально
сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную
гипотезу о факторах, влияющих на развитие.
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или
экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса
психического развития. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и
средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.
Экспериментальная модель формирования причинно объясняет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в овладении данной способностью.
Если формирование закономерно, повторяющимся образом приводит к желаемому результату (при соблюдении выявленных условий и средств), то делается
вывод о том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития данной способности.
Хрестоматийными примерами реализации стратегии экспериментального генезиса психических способностей стали формирование звуковысотной
чувствительности как своеобразной сенсорной способности человека (А.Н. Леонтьев), формирование способности внимания у младших школьников как
действия внутреннего контроля (П.Я. Гальперин, С.Г. Кобыльницкая).
Исследовательские стратегии: констатация и формирование
Метод наблюдения и констатирующий эксперимент — это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий эксперимент
представляет собой реализацию новой стратегии исследования в возрастной психологии — формирующей (генетической) стратегии исследования.
В современном исследовании по психологии развития констатирующий и формирующий эксперименты зачастую сочетаются, составляя разные его этапы. На
диагностическом этапе используется констатация как обеспечение фиксации достигнутого, актуального уровня развития способности. Формирующий этап
представляет собой достижение нового уровня в соответствии с выдвинутыми предположениями. Контрольный этап, вновь констатирующего типа, призван
определить выраженность развивающего эффекта.
Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология