укажите по каким функциям в проекте можно выделить группы ролей участников
Тест по Основам проектной деятельности по разделу «Технологии и управление проектами»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по «Основам проектной деятельности»
по разделу: Технологии и управление проектами
1. По составу и структуре выделяют проекты:
Выберите один или несколько ответов:
a. минипроект
b. мультипроект
c. мегапроект
d. монопроект
2. По функциям в проекте можно выделить следующие группы ролей участников:
Выберите один или несколько ответов:
a. Поддержание существования команды проекта
b. Управление проектами
c. Выполнение работ проекта
d. Работа с заинтересованными сторонами проекта
3. В группе «Управление проектами» выделяют следующие роли:
Выберите один или несколько ответов:
a. Руководитель
b. Заказчик
c. Исполнитель
d. Куратор
4. По профессиональным компетенциям в сфере информационных технологий выделяют следующие роли:
Выберите один или несколько ответов:
a. руководитель
b. копирайтер
c. аналитик
d. программист
5. По профессиональным компетенциям в сфере рекламной деятельности выделяют следующие роли:
Выберите один или несколько ответов:
a. технический писатель
b. копирайтер
c. аналитик
d. маркетолог
6. Согласно предложениям Белбина в каждой проектной команде независимо от ее численного состава должны выполняться следующие роли:
Выберите один или несколько ответов:
a. с пециалист
b. к ритик
c. а налитик
d. председатель
7. Согласно методике RACI выделяют следующие степени ответственности членов проектной команды:
Выберите один или несколько ответов:
a. и сполнитель
b. р уководитель
c. к онсультант
d. наблюдатель
8. Типовая система управления взаимодействиями команды проекта состоит из:
Выберите один или несколько ответов:
a. организационной структуры и ролей в проекте
b. личных требований участников команды
c. плана коммуникаций
d. информационной системы сопровождения проекта
9. План регулярных коммуникаций включает в себя:
Выберите один или несколько ответов:
a. подготовка отчета
b. совещание команды
c. совещание со СМИ
d. совещание с представителем заказчика
10. Укажите основные критерии успешной коммуникации:
Выберите один или несколько ответов:
a. Участники не отвлекают друг друга неважными и несрочными вопросами.
b. Руководитель проекта регулярно выполняет экстренные работы за своих подчиненных.
c. Участники команды знают актуальные цели проекта и свою роль в проекте.
d. Нагрузка на участников распределена в соответствии с планом работ.
11. По основным сферам деятельности проекты бывают:
Выберите один или несколько ответов:
a. технический
b. гуманитарный
c. организационный
d. Социальный
12. Для передачи информации в качестве электронных форм и инструментов коммуникаций чаще всего используют:
Выберите один или несколько ответов:
a. мессенджеры
b. телефон
c. флипчарт
d. электронную почту
13. По продолжительности периода осуществления проекты бывают:
Выберите один или несколько ответов:
a. среднесрочные
b. долгосрочные
c. краткосрочные
d. бессрочные
14. По масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают проекты:
Выберите один или несколько ответов:
a. мелкие
b. средние
c. смешанные
d. крупные
15. По требованиям к качеству и способам обеспечения проекты бывают:
Выберите один или несколько ответов:
a. бездефектные
b. модульные
c. стандартные
d. инновационные
16. По количеству участников проектов можно выделить:
Выберите один или несколько ответов:
a. групповые
b. парные
c. коммерческие
d. личностные
17. Практико-ориентированные проекты условно подразделяют на:
Выберите один или несколько ответов:
a. игровые
b. опытные
c. исследовательские
d. информационные
18. Укажите этапы реализации игровых проектов:
Выберите один или несколько ответов:
a. пассивный
b. подготовительный
c. итоговый
d. активный
19. Что входит в структуру информационных проектов?
Выберите один или несколько ответов:
a. результат и презентация
b. использование проекта в практической работе
c. цель проекта, его актуальность
d. сбор и обработка информации
20. Вставьте пропущенное понятие.
Физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта называются _________________ проекта.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
wiki.vspu.ru
портал образовательных ресурсов
4.1. КОМАНДА ПРОЕКТА
Команда проекта — временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы — обеспечение достижения целей проекта. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов.
Команда управления проектом — члены команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, включая представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В небольших проектах эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта.
Главная задача команды управления проектом — осуществление функций управления проектом для эффективного достижения целей проекта. Команды проекта могут существовать на разных уровнях организации: совет директоров, группы менеджеров, занимающихся планированием или реорганизацией, проектные группы.
В практике можно выделить три основные модели формирования команды проекта:
1. Привлечение руководителей или специалистов к работе над проектом по совместительству с основной работой. Эта модель выбирается для ограниченных по времени и ресурсам проектов. Руководство предприятия назначает руководителя проекта из числа штатных сотрудников. При этом руководитель проекта продолжает выполнять обязанности по основной должности и по совместительству руководит проектной командой. Ему предоставляются права по доступу к необходимой информации и по планированию и координации использования ресурсов, требующихся для реализации проекта. Проблемы при использовании такой модели могут заключаться в том, что менеджер проекта лишь в малой степени может влиять на сотрудников из других подразделений из-за приоритета их подчинения линейным руководителям подразделений. Повышенная нагрузка из-за работы над проектом и по основной должности может приводить к небрежностям по проектным заданиям.
2. «Предприятие в предприятии» (классическая модель). Эта модель выбирается при комплексных и объемных задачах и необходимости тесной интеграции проекта с основной деятельностью предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед отношениями подчинения руководителям традиционных подразделений. Проект курируется непосредственно руководством, а руководитель и отдельные сотрудники проекта полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности.
3. Смешанные формы. Чаще всего такая модель используется на средних предприятиях, исполняющих проекты. При этом, как правило, для руководства проектом подбирается опытный руководитель проекта (возможно — извне) и, в зависимости от проекта, привлекаются квалифицированные специалисты из функциональных подразделений по совместительству с основной работой (под отдельные задачи могут быть привлечены также специалисты извне на время выполнения конкретной задачи). Вся ответственность при этом возлагается на руководителя проекта, который обычно имеет поддержку от руководства предприятия.
Еще один вариант — назначение координатором проекта одного из высших руководителей компании. При этом для оперативной работы по проекту ему обычно выделяется молодой и перспективный сотрудник, который в дальнейшем может возглавить направление, связанное с проектом.
Место и роль команд в проекте определяется целями входящих в них лиц и представителей участников проекта, степенью участия команды в процессах проекта и ее ответственностью. Состав и функции команды управления проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, однако во всех случаях ее состав должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей.
Культура команды менеджмента проекта различного типа в общем случае включает в себя национальную, корпоративную, организационную и профессиональную. По степени вовлеченности в проект в команде можно выделить три группы участников:
Основные этапы жизненного цикла команды проекта
Отечественные специалисты выделяют пять этапов в жизненном цикле команды проекта:
1. Формирование. На этом этапе члены команды знакомятся друг с другом. Менеджер проекта занимается формированием благоприятных взаимоотношений и эффективного взаимодействия в команде, сплочением участников на основе главной цели проекта, начинается выработка общих норм и согласование ценностей. Кроме этого менеджер выстраивает эффективные отношения с окружением и внешними участниками проекта.
2. Этап срабатываемости участников. В процессе совместной работы над проектом проявляются различия в подходах и методах, используемых участниками, возникают трудности и конфликтные ситуации в работе команды. Менеджер проекта уделяет особое внимание формированию конструктивных позиций у участников проекта при решении возникающих проблем и оптимальному распределению ролей в команде.
3. Этап нормального функционирования. К этому этапу у участников уже формируется чувство команды, все они, как правило, понимают, что от них требуется для достижения общей цели, и выполняют определенную для них в рамках проекта часть работы. Этот этап является самым продолжительным и самым продуктивным для проекта. 4. Этап реорганизации. На этом этапе менеджер, как правило, производит изменения в количественном и качественном составе команды. Это связано с различными причинами, в том числе и с такими, как изменения в объемах и видах работ, необходимость замены некоторых работников из-за их непригодности, потребность в привлечении новых специалистов или временных экспертов.
5. Этап расформирования команды. По завершении проекта команда расформировывается. Два типичных сценария развития событий на этом этапе таковы.
В первом случае, когда команда достигает успеха в реализации проекта, все ее участники получают удовлетворение от совместной работы и готовы к дальнейшему сотрудничеству. При открытии нового проекта менеджер, как правило, и приглашает в команду этих же людей.
Во втором случае, когда проект неуспешен, команда расформировывается и чаще всего далее уже не собирается в таком составе.
Опыт реализации различных проектов показывает, что оптимальный период работы проектной команды 1,5–2 года. Затем ее эффективность падает. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют периодически возвращать участников проекта обратно в функциональные подразделения и привлекать новых сотрудников.
Командные роли по Р. Белбину: как сформировать эффективную рабочую команду
Когда в рабочей команде чётко распределены зоны ответственности и роли каждого участника в процессе — команда результативна и регулярно приносит пользу компании. Но часто бывает так, что сотрудники интуитивно выбирают свои командные роли. И если несколько человек дублируют друг друга по ролям и функциям — возникает конкуренция между сотрудниками и неэффективное распределение ресурсов внутри группы. Из-за этого снижается результативность всей команды. Теория Белбина о командных ролях создана, чтобы решить эту проблему.
Что такое модель Белбина, какие бывают роли, как их выявить у сотрудников и как собрать эффективную команду согласно ролям, рассказывает специалист по оценке и обучению HT Lab Анна Михмель.
Если нет времени читать всю статью — в самом конце приведены основные тезисы.
Что такое модель командных ролей Белбина
Рэймонд Мередит Белбин, доктор психологических наук и директор Belbin Associates Ltd, в 60–70-х годах создал теоретическую модель командных ролей. Она состоит из 9-ти типов и поделена на 3 группы: интеллектуальные роли — Генератор идей, Аналитик-стратег, Специалист; социальные роли — Душа команды, Исследователь ресурсов, Координатор; роли действия — Мотиватор, Реализатор, Педант.
Главная идея модели: рабочая команда наиболее эффективна, когда состоит из людей с разными способностями, образами мышления и личностными качествами. При этом важно, чтобы члены команды не просто отличались, а дополняли друг друга. Тогда процесс заработает по принципу конвейера, где каждый сотрудник исполняет свои конкретные функции в проекте, а затем передаёт его дальше, по цепочке.
Когда в команде налажен бизнес-процесс — никто из сотрудников не тратит время впустую, не делает двойную работу и не конкурирует между собой. Каждый участник понимает свою роль и делает ровно то, что от него ждут руководитель и его команда.
Разберём подробнее каждую командную роль, функции, плюсы и минусы.
Классификация девяти ролей Белбина: кто есть кто
Интеллектуальные роли
Социальные роли
Роли действия
Как выявить командные роли у сотрудников
Рэймонд Белбин в книге «Типы ролей в командах менеджеров» выделяет факторы, которые влияют на выбор командной роли для человека:
Чтобы правильно выявить предпочитаемую человеком командную роль, рекомендуется проводить комплексное тестирование по трём блокам: мотивация, интеллект и личность. Если оценивать сотрудника с помощью какого-то одного теста — прогноз его поведения в команде может оказаться недостоверным. Для разных ролей важны разные факторы.
Например, чтобы выявить Генератора идей, нужно оценить личность человека, его интеллект и мотивацию. В то время как для определения Реализатора достаточно оценить только мотивацию и личность.
При этом с помощью тестирования нельзя узнать о прошлом опыте сотрудника и его степени освоения командной роли. Для решения этой задачи используется гибридная технология оценки, где тестирование совмещается с интервью с экспертом. Тест оценивает мотивацию, интеллект и личность, а эксперт, в личной беседе, выясняет прошлый опыт сотрудника, командную роль, которую человек выбирал на предыдущем месте работы и причины этого выбора.
В результате комплексной оценки складывается полная картина о сотруднике, — его потенциале, способностях и личностных особенностях.
Отметим, что один человек может сочетать в себе несколько командных ролей: одна проявляется больше, другая — меньше. Например, сотрудник может быть одновременно и Аналитиком, и Душой команды или Мотиватором и Реализатором. То есть, команда необязательно должна состоять из девяти участников, где каждый сотрудник исполняет одну конкретную роль. Главное, чтобы члены команды чётко понимали свои роли и взаимодополняли друг друга.
Как собрать рабочую команду по модели Белбина
После оценки и выявления командных ролей сотрудников можно приступать к формированию рабочей команды. Порядок отбора участников напрямую зависит от задачи компании и начинать отбор рекомендуется с наиболее значимых командных ролей для определённой цели. А дальше, под характеристики ведущих ролей, подбираются остальные члены команды, которые дополнят и сбалансируют первых участников. Разберём на примерах.
Если стоит задача «вывод нового продукта на рынок» или «разработка антикризисной стратегии», то первыми скрипками выступят интеллектуальные роли: Генератор идей, Аналитик-стратег и Специалист. Генератор выдвинет идею, Аналитик проанализирует рынок и предоставит заключение, насколько идея Генератора жизнеспособна, а Специалист даст свои рекомендации по реализации задуманного.
Для задач «поиск новых партнёров/поставщиков» или «открытие нового магазина/филиала» незаменимыми будут социальные роли: Исследователь ресурсов, Координатор и Душа команды, ведь как раз они ориентированы на налаживание контактов между людьми и выстраивание долгосрочных деловых отношений.
При формировании команды важен баланс, чтобы достоинства одних участников смогли компенсировать недостатки других. Например, Аналитик будет периодически спускать Генератора идей «с небес на землю», Душа команды поможет Педанту справиться с лишней тревогой, а Мотиватор будет вдохновлять Реализатора, когда тот, из-за нелюбви к новому, будет противиться переменам.
Подходите к созданию рабочей команды творчески, ведь органично сформированный коллектив способен эффективно справиться с любой поставленной задачей.
Что запомнить
В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.