укажите при каком виде бизнеса прибыль образуется как разница между выручкой и затратами
Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.
Разберём основные виды прибыли на примере условной сыроварни.
Валовая прибыль. Разница между выручкой от продажи и себестоимостью продукции. Это показатель рентабельности компании и эффективности производства — чем он выше, тем лучше. Помогает понять целесообразность продажи товаров и услуг.
Разберём на примере. Сыроварня «Кот в сыре» тратит на производство (только на производство, не на управление и реализацию) 1 кг сыра 500 рублей, а продаёт его за 1200 рублей.
В августе сыроварня продала 10 кг сыра. Выручка от продажи составила 10 *1 200 = 12 000 рублей. На производство этого объёма компания потратила 10 х 500 = 5000 рублей. Валовая прибыль составила 12 000 – 5000 = 7000 рублей.
Операционная прибыль (или прибыль от продажи). Прибыль от основной деятельности компании без учёта себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.
Разберём на примере. На хранение 10 кг сыра компания тратит 500 рублей в месяц. Зарплата продавца — 15 000 рублей. Операционная прибыль составила 7000 – 500 – 15 000 = – 7500 рублей.
Очевидно, что текущая модель неэффективна: придётся увеличивать продажи, отказываться от услуг продавца, удешевлять производство или повышать розничную стоимость.
Если бы «Кот в сыре» продал 30 кг сыра, тогда операционная прибыль составила бы 4500 рублей.
Балансовая прибыль (или прибыль до налогообложения). Прибыль (или убыток) от всей деятельности компании за вычетом прочих расходов. Как правило, определяется за год.
Разберём на примере. Сыроварня за месяц получила 54 000 рублей от продажи 45 кг сыра и ещё 20 000 рублей ей выплатили как компенсацию за незаконное использование товарного знака «Кот в сыре». Продажа сыра — это основной доход, компенсация — прочий. Расходы от основной деятельности — 17 250 рублей на производство, хранение и реализацию сыра. Прочие расходы — судебные издержки (5000 рублей). Балансовая прибыль составила 74 000 – 17 250 – 5000 = 51 750 рублей.
Чистая прибыль. Это всё, что осталось после уплаты обязательных расходов. Такой вид прибыли показывает инвесторам перспективы от вложения средств.
Разберём на примере. «Кот в сыре» за сентябрь всё же продал 30 кг сыра. Доход совпал с выручкой и составил 36 000 рублей. Операционная прибыль = 4500 рублей. С неё ещё нужно заплатить налог на прибыль — 20% от дохода, то есть 900 рублей. Чистая прибыль = 4500 – 900 = 3600 рублей.
Нераспределённая прибыль. Прибыль, которую не распределили между учредителями.
Разберём на примере. Для «Кота в сыре» нераспределённой прибылью будет то, что останется после распределения чистой прибыли между учредителями.
Как проанализировать прибыль
Понятно, что если прибыль становится убытком, дела компании идут плохо. Но бывает такое, что у организации есть деньги, но на развитие и масштабирование их не хватает. В таких случаях для принятия управленческих решений прибыль нужно анализировать глубже. Есть три способа сделать это:
Горизонтальный анализ
В этом случае прибыль анализируют по времени — например, в сравнении с прибылью за аналогичный период в прошлом году, или изучают в помесячной динамике. При таком способе вы вовремя заметите падение прибыли и сможете принять меры, чтобы дойти хотя бы до уровня прошлого года.
Вертикальный анализ
Анализируем структуру выручки: сколько мы тратим на себестоимость товара, зарплату, кредиты и другие обязательные расходы — и сколько остаётся чистой прибыли.
Может быть такое, что в августе 2021 года чистая прибыль составила 200 000 рублей, это 10% от выручки. А в сентябре 2021 года чистая прибыль уже 400 000 рублей, но это 5% от выручки. Тогда разбираемся, почему так получилось: может быть, мы стали слишком много тратить на логистику или выросла продажа товаров с низкой валовой прибылью.
Конкурентный анализ
Для развития бизнеса важно сравнивать свои показатели с конкурентными. Как правило, обращают внимание на операционную прибыль. Самый «чистый» способ узнать показатели конкурентов — статистика Росстата по отраслям или консультации финансовых специалистов.
Больше не спутаете: чем отличается выручка от прибыли
Понятия «выручка» и «прибыль» фигурируют в статьях, подкастах и видеороликах про финансы. Их смысл похож – это что-то, связанное с доходом, но в чем тогда разница? Рассмотрим различия на гипотетических примерах, чтобы разобраться раз и навсегда.
Что такое выручка
Кофейня «Брауни» в воскресенье продала напитки и десерты на 100 тысяч рублей, а в понедельник – на 80 тысяч. 180 тысяч рублей и есть выручка компании – то есть все, что она заработала благодаря основной деятельности.
Кроме выручки есть еще и доход – этот термин более широкий и включает в себя деньги не только за продажу основных товаров и услуг, но и суммы, полученные из других источников.
Например, «Брауни» может получать деньги не только с реализации напитков и десертов, но и с аренды помещения, оборудования или мебели; с благотворительности или даже с выигранного дела в суде.
Значит, когда вы получаете деньги от целевых товаров и услуг – это выручка. А когда суммируете их со всем дополнительным заработком – это доход. Доход может быть равен выручке, а может оказаться и больше нее.
Выручка у компании может быть всегда – главное, чтобы были продажи. А вот ситуация со вторым обстоит иначе.
Что такое прибыль
Сентябрь выдался для кофейни «Брауни» успешным, доход компании составил 2 млн рублей.
Из этих денег управляющий отдал 1 млн рублей на:
После чего у кофейни осталось:
2 000 000 – 1 000 000 = 1 000 000 рублей.
Этот миллион и есть прибыль компании – то есть то, что осталось после расходов. И это самый важный показатель для любого бизнеса.
Виды прибыли
В бухучете используются разные виды прибыли. Четыре из них показывают результаты деятельности компании на разных этапах. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Например, для кофейни это может быть:
Если в октябре доход «Брауни» составил 1,5 миллиона рублей, а себестоимость – 600 тысяч рублей, то валовая прибыль для кофейни в этом месяце: 1 500 000 – 600 000 = 900 000 рублей.
Для кофейни это могут быть:
Если в октябре операционные расходы были только на зарплату флористу – 50 тысяч рублей, – значит, операционная прибыль кофейни составит: 900 000 – 50 000 = 850 000 рублей.
То есть из доходов, помимо себестоимости и операционных расходов, вычитают еще и расходы на неосновную деятельность – штрафы, долги по кредитам и так далее. Допустим, для кофейни это составляет 300 тысяч рублей.
Вычтем из операционной прибыли прочие расходы и получим балансовую: 850 000 – 300 000 = 550 000 рублей.
Чистая прибыль кофейни «Брауни» после уплаты 20% налогов: 550 000 – 0,2 х 550 000 = 440 000 рублей.
Если компания потратит больше, чем заработала, ее прибыль будет отрицательной. Это говорит о том, что организация работает в убыток.
Допустим, в октябре кофейня «Брауни» заработала 1,2 млн рублей, а потратила 1,3 млн, потому что активно запускала рекламу к сезону холодов. Это значит, что в октябре компания уйдет в минус на 100 тысяч рублей.
Разница между выручкой и прибылью
Итак, чем же отличается выручка от прибыли?
Выручка – это то, что компания получает от реализации основных товаров и услуг. Кофейня зарабатывает на напитках; ведущий – на проведении мероприятий; стоматология – на лечении зубов.
Если продажи идут – выручка есть. А если товары или услуги не продаются – выручка будет нулевая.
Особенность прибыли в том, что она, в отличие от выручки, показывает, сколько денег осталось на руках у компании после покрытия расходов. Если потратили больше, чем заработали, – уйдете в минус. А если меньше – останетесь в плюсе. Именно по этому значению можно увидеть успех работы компании.
Еще один показатель для мониторинга эффективности – рентабельность. Она основана на отношении двух величин и выражается в процентах.
Рентабельность = прибыль / выручка х 100
Например, рентабельность кофейни «Брауни» в октябре составила:
440 000 / 1 500 000 х 100 = 29%
Рентабельность показывает, сколько прибыли получил бизнес с каждого рубля выручки.
Для кофейни это 29%. То есть один рубль выручки равен 29 копейкам прибыли.
Надеемся, наглядные примеры помогли вам разобраться, в чем разница похожих терминов. И теперь ответить на вопрос «Что такое доход компании?» вы легко сможете сами.
Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать
Содержание статьи
Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.
Что такое прибыль
Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.
Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.
Чем прибыль отличается от выручки
Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:
«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»
Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.
Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.
В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.
То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.
Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.
Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:
«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.
Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.
Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.
Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.
А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.
Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.
Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.
Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:
«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»
Маржинальная прибыль
Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.
В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.
Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.
С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:
Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.
Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.
Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.
Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:
Валовая прибыль
С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:
Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.
Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.
Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.
Операционная прибыль
Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:
Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.
Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.
Кроме этого, используют и другую формулу:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.
Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.
Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:
Чистая прибыль
Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:
Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).
Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.
Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:
Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.
Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.
Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.
Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:
«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»
Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.
Горизонтальный анализ (по времени)
Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.
При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.
Вертикальный анализ (структурный)
Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.
В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.
Конкурентный анализ
Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.
Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.
Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.
Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:
«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»
На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.
Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться
Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:
«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»
Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:
«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»
Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:
«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»
Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.