укажите в каких случаях заключение органов внутренних дел подлежит переоформлению
О порядке выдачи заключения органов внутренних дел о возможности допуска лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 1257 утверждены Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Согласно пункту 4 указанных Правил проверка субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16 – ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16–ФЗ), осуществляется посредством взаимодействия с органами внутренних дел для получения заключения органов внутренних дел о возможности допуска лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения субъект транспортной инфраструктуры направляет в территориальный орган МВД России письменный запрос. В нем указываются реквизиты автора запроса и прилагается информация о лицах, в отношении которых требуется выдача заключения (ФИО, дата и место рождения, адрес места жительства и т.д.). Запрос направляется в соответствующий территориальный орган МВД России.
К территориальным органам МВД России, осуществляющими выдачу заключения, относятся (п.5 Порядка):
Учитывая изложенное, территориальный орган МВД России, в который необходимо обратиться с запросом о выдаче заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, определяется в зависимости от объекта транспортной инфраструктуры.
В целях определения территориального органа МВД России (территориальный орган МВД России на транспорте либо территориальный орган МВД России на районном уровне), в который следует обращаться для выдачи заключения, необходимо указать объекты и их местонахождение, на которых выполняют работу сотрудники либо лица, принимаемые на работу, в отношении которых требуется заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Для организации работы по выдаче заключения в территориальном органе МВД России формируется комиссия. Ее состав и порядок работы определяется начальником территориального органа МВД России, выдающего заключения.
Определен перечень информации, отсутствие (наличие) которой является основанием для принятия решения о подготовке проекта заключения:
а) о причастности лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности;
б) о намерении лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, использовать в противоправных (преступных) целях возложенные на него полномочия при осуществлении работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности;
в) о намерении лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, получить доступ к оружию, защищаемым объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам в противоправных (преступных) целях.
При отсутствии указанных обстоятельств выдается заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. При наличии одного из перечисленных обстоятельств выдается заключение о невозможности допуска лиц к выполнению таких работ.
Выдача (направление) заключения осуществляется в срок не более 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителя в территориальном органе МВД России, выдающем заключения.
Рассмотрение письменного запроса не осуществляется и заключение не выдается в случае невыполнения заявителем требований, предусмотренных пунктом 3 Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения. При этом заявитель в письменной форме своевременно информируется о невозможности выдачи заключения с указанием причины принятого решения.
Укажите в каких случаях заключение органов внутренних дел подлежит переоформлению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 2017 г. N АКПИ17-46 О признании недействующим пункта 41 Инструкции о порядке отбора граждан РФ и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел РФ, утв. приказом МВД РФ от 18 июля 2014 г. N 595
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сноповой Т.Н. о признании недействующим пункта 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1), утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 595, установил:
Пунктом 41 Инструкции предусмотрено, что в случае получения в результате проверки достоверности сообщённых кандидатом сведений данных о наличии у родственников кандидата судимости решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, с учётом тяжести совершённого преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.
Снопова Т.Н., которой было отказано в приёме на службу в органы внутренних дел, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 41 Инструкции, ссылаясь на его противоречие статье 32 Конституции Российской Федерации и статье 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В обоснование своего требования указала, что наличие у родственников судимости не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в приёме на службу в органы внутренних дел. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение позволяет руководителю территориального органа (подразделения) отказывать кандидату в приёме на службу без достаточных правовых оснований, исходя только из субъективной оценки, и нарушает её право на государственную службу.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в письменных возражениях указало, что Инструкция утверждена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях полагало, что Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259, не предусмотрено принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом, в зависимости от наличия у родственников кандидата судимости.
Административный истец Снопова Т.Н., надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, не явилась в судебное заседание, заявив о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Курсаев А.В. и Кулик О.В. не признали административный иск.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. поддержала позицию, изложенную в письменных объяснениях.
Обсудив доводы административного истца Сноповой Т.Н., выслушав возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Курсаева А.В., Кулика О.В., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Каспаровой Н.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым частично удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
Граждане Российской Федерации в силу части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Одним из видов федеральной государственной службы является служба в органах внутренних дел, которая осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1, часть 1 статьи 4 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Правовые основания, в соответствии с которыми гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, определены в пунктах 1, 2, 4-9 части 1 статьи 14, пунктах 1-5 части 5 статьи 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, такими основаниями являются: признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений; несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому; выход из гражданства Российской Федерации; приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также случаи, если гражданин имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства; является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершённые умышленно административные правонарушения; подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращённых не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершённого, устранена уголовным законом; не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел федеральным законом.
Приведённым федеральным законом право поступления на службу в органы внутренних дел обусловлено возрастными ограничениями (части 1-4 статьи 17), соответствующими квалификационными требованиями (статья 9), способностью по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 17), прохождением в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами (часть 6 статьи 17), оформлением личного поручительства (часть 7 статьи 17), проведением мероприятий по профессиональному психологическому отбору (часть 5 статьи 9, часть 2 статьи 19).
Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение документы, указанные в статье 18 названного федерального закона. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел (часть 2 статьи 17).
Частью 4 статьи 19 поименованного федерального закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учётом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 данного федерального закона;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
Изложенные законоположения не определяют в качестве самостоятельного основания для принятия решения об отказе гражданину в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме полученные данные о наличии у родственников кандидата судимости. Отсутствуют подобные предписания и в других федеральных законах или иных нормативных правовых актах.
Между тем оспариваемая норма по смыслу её содержания допускает принятие соответствующим руководителем (начальником) органа внутренних дел такого решения в отношении конкретного кандидата только исходя из наличия подобных сведений, в том числе и в ситуации, когда отсутствуют установленные федеральным законом объективно оправданные основания для его принятия.
Оспариваемое нормативное положение наделяет соответствующее должностное лицо, по сути, неограниченной дискрецией и позволяет при прочих одинаковых условиях наличие у родственников кандидата судимости либо использовать для принятия отрицательного для кандидата решения, либо нет. Однако это не согласуется с требованием правовой определённости и принципом равного доступа к государственной службе.
Применительно к данным выводам лишены правовых оснований утверждения Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что оспариваемый пункт направлен на более полный сбор сведений о возможных факторах риска в отношении гражданина (кандидата), их оценку с учётом наличия контактов с близкими родственниками, имеющими неснятую или непогашенную судимость.
Согласно Правилам психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации проводится формируемыми комиссиями (пункт 9), а выявление факторов риска, указанных в подпункте «г» пункта 7 Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде (пункт 10), результаты проведённого комплексного обследования отражаются в заключении, которое должно содержать вывод о категории профессиональной пригодности (пункты 18, 19). Заключение учитывается руководителем (начальником), наделённым в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 27).
Таким образом, все возможные факторы риска выявляются в специальном порядке. Кроме того, к упоминаемым административным ответчиком факторам риска относятся именно противоправные контакты с любыми лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, а не наличие у родственников кандидата судимости.
Учитывая названные обстоятельства, пункт 41 Инструкции подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем (начальником), наделённым в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, решения об отказе кандидату в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
В остальной части административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления Сноповой Т.Н. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку-ордеру от 11 января 2017 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Сноповой Т.Н. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1), утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 595, в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем (начальником), наделённым в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, решения об отказе кандидату в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Сноповой Т.Н. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (трёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Ю.Г. Иваненко |
Обзор документа
Одно из положений Инструкции о порядке отбора граждан и приема документов для поступления на службу в ОВД не прошло проверку на законность.
Исходя из смысла этого положения, в приеме на службу в ОВД или в направлении на обучение в ведомственный вуз могут отказать из-за наличия судимости у родственников кандидата.
ВС РФ счел, что подобное правило незаконно, и пояснил следующее.
Правовые основания, по которым гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, определены в Законе о службе в ОВД.
Нормы последнего не определяют в качестве самостоятельного основания для принятия решения об упомянутом отказе полученные данные о наличии у родственников кандидата судимости. Подобных предписаний нет и в иных нормативных правовых актах.
Между тем оспариваемая норма по ее смыслу допускает принятие указанного решения руководителем (начальником) ОВД в отношении конкретного кандидата только исходя из наличия таких сведений, в т. ч. и в ситуации, когда отсутствуют установленные законом объективно оправданные основания для этого.
Оспариваемое положение наделяет соответствующее должностное лицо, по сути, неограниченной дискрецией, что недопустимо.
С учетом этого норма признается недействующей в той части, в какой она допускает принятие упомянутого решения только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
О некоторых вопросах, связанных с прохождением сотрудниками органов внутренних дел службы в распоряжении органа внутренних дел
В течение какого срока сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органа внутренних дел, если его должность сокращена? Обязан ли он исполнять обязанности по ранее замещаемой должности и в каком размере он получит денежное довольствие?
Часть 10 статьи 36 Закона о службе устанавливает в каких случаях допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Согласно части 11 статьи 36 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не более двух месяцев в случаях, упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
Согласно части 12 статьи 36 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.
— основание для зачисления сотрудника в распоряжение;
— дата зачисления в распоряжение;
— перечень и размеры дополнительных выплат в период нахождения в распоряжении в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— возложение на сотрудника служебных обязанностей по ранее замещаемой должности и (или) его служебное место или определяется руководитель (начальник), который будет давать сотруднику поручения и (или) определять его служебное место.
Следовательно, в приказе о зачислении сотрудника в распоряжение может быть указано на выполнение им обязанностей по ранее замещаемой должности, которая в настоящее время сокращена.
Пунктом 13 вышеуказанного Порядка определено, что возлагаемые на сотрудника служебные обязанности по ранее замещаемой должности определяются должностным регламентом (должностной инструкцией) по указанной должности.
В случае зачисления сотрудника в распоряжение с указанием на выполнение им обязанностей по ранее замещаемой должности, выплата сохраненного денежного довольствия может осуществляться до назначения на замещаемую им ранее должность другого сотрудника, так как вновь назначенный сотрудник будет исполнять обязанности по данной должности.
В указанном случае в приказ о зачислении в распоряжении должны быть внесены соответствующие изменения.
С какого момента начинается период нахождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органа внутренних дел?
Пунктом 12 Порядка зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 54, определено, что в приказе о зачислении в распоряжение указывается в том числе дата зачисления в распоряжение.
Я являюсь ветераном боевых действий. Засчитывается ли в срок нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении органа внутренних дел период отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней?
В соответствии с частью 17 статьи 36 Закона о службе в срок нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не засчитываются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды нахождения в отпуске, предусмотренные Законом о службе.
При этом частью 3 статьи 63 Закона о службе прямо установлено, что сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска, предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством работникам, совмещающим работу с получением образования, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации.
Следовательно, период нахождения сотрудника в отпуске, предусмотренном подпунктом 11 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, не засчитывается в срок нахождения его в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Старший юрисконсульт ОМОН «Легион» УМВД России по Липецкой области майор полиции Е.В. Козлова