укажите в каком аспекте изучает мышление логика
Разработка урока по теме: «Предмет и значение логики» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лекция: «Предмет и значение логики»
Цель урока:
Дать общее понятие о логики, назвать её основоположников формальной и индуктивной логики;
Рассмотреть особенности и значение логики;
Научить правильно рассуждать, через решение логических задач.
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: панельная доска, учебные принадлежности.
Межпредметная связь: история и психология
Лит-ра: учебник для 10 класса по обществознанию, ресурсы интернет.
Термин «Логика»
Формальная и индуктивная логика.
Орг. Момент. Настрой на укрок.
Оповещение целей и задач урока.
Объяснение новой темы: (вопрос-ответ)
Закрепление темы урока: фронтальный устный опрос.
1.2. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, физиологией и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, связанные с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления. С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Формальная логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Она рассматривает формы мышления, отвлекаясь в определенной степени от содержания.
Аспекты мышления, изучаемые логикой :
– мышление как инструмент познания мира;
– правильность, результативность мыслительной деятельности;
– формальные (структурные) аспекты мышления.
Особенности логики:
– она носит всеобщий характер, абстрагируясь от частного, анализирует типическое;
– логическая форма и законы всех людей имеют общую логическую структуру;
– логика выступает предметом познания посредством логических действий.
Теоретическое значение логики:
1) знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждений, усиливает эффективность и убедительность речи;
2) помогает отметить логические ошибки в речи других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Логика позволяет:
1) сознательно пользоваться исходными принципами логического мышления;
2) четко формулировать логически стройную и убедительную мысль;
3) обеспечивать эффективный самоконтроль в ходе логических рассуждений.
Вот несколько примеров логических, или формальных, требований к мышлению:
– независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать, и отрицать;
– нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них;
– невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т. п.
Эти и подобные им требования не зависят, конечно, от конкретного содержания наших мыслей, от того, что именно утверждается или отрицается, что считается возможным, а что невозможным.
Задача логического исследования – обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Эти схемы представляют логические законы, лежащие в основе логически правильного мышления. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Отсюда понятна важность данных законов. Об их природе, источнике их обязательности высказывались разные точки зрения. Очевидно, что логические законы независимы от воли и сознания человека. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются, в конечном счете отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира, практики его познания и преобразования человеком.
Логика. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Логика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Предмет и значение логики
Логика — наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
Слово «логика» используется для обозначения науки о мышлении, о его формах и законах. Термин «логика» происходит от греческого слова logos, которое означает «мысль», «слово», «разум», «смысл» и т. д. Для обозначения науки этот термин ввел в начале III в. до н. э. основатель стоического направления в философии Зенон из Китиона (ок. 336–264 до н. э.). Аристотель (384–322 до н. э.), подлинный создатель науки логики, использовал для ее обозначения слово «аналитика».
Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.
Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической.
Сегодня понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика», «женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки.
Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности. В начале XIX в. Г. В. Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли.
Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.
Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Диалектическая логика — это один из способов познания диалектики реальности. Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX в. получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика», или «символическая логика».
Формальная логика изучает форму как нечто отдельное, обособленное от содержания. Предметом изучения формальной логики служит форма мышления. Рассмотрим внешнюю и внутреннюю формы мышления как любого явления.
Внешняя форма явления — это способ данного явления проявиться вовне, его поверхность (например, для мышления такой формой становится речь). Внутренняя форма явления — это структурная конструкция из элементов, которые составляют данное явление. Внутренней формой мышления можно назвать процесс сочетания и взаимодействия образований, которые называются мыслями.
Структура мышления — это различные способы группировки мыслей в процессе мышления.
В отличие от самого мышления и тем более его структуры мы видим их внешнюю речевую форму. Невозможно сделать мышление устойчивым предметом исследования, если только оно не облекается в форму речи (устной или письменной). Очевидно, речь — это эмпирический материал, служащий истоком для формальной логики. Но речь и язык как внешняя структура мышления интересуют логику как средство для ее выражения.
Формальная логика — это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.
Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления. Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи, связок.
Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.
Логика как наука: понятие, объект и предмет, законы логики
Наверное, нет человека, который не использовал бы слово «логика». Умозаключения, кажущиеся нам правильными, мы называем «логичными». А если кто-то поступает странно, мы говорим, что в его действиях отсутствует логика. Но на самом деле, логика это не только разумный ход рассуждений. Это целая наука, изучающая, как из одних суждений следует истинность или ложность других. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какие законы логики и формы логического мышления существуют, а также выясним, какие функции выполняет эта наука.
Что такое логика?
Логика – это наука о формах, приёмах и операциях мышления, позволяющих устанавливать или опровергать истинность определенных утверждений, исходя из заведомо известных фактов. Сложно сказать точно, когда она возникла. Отдельные элементы логики присутствуют в работах древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей 6-5 веков до н. э., но первым её основные принципы сформулировал Аристотель в 4 веке до н. э.
Изначально она возникла как направление в философии, но со временем развилась в сложную систему знаний и стала самостоятельной научной дисциплиной – формальной логикой. От остальных наук, изучающих мышление, она отличается тем, что абстрагируется от содержания размышлений и высказываний, а изучает их структуру и внутренние закономерности.
Термин «логика» образован от греческого слова λόγος (логос – мысль, слово, причина). Сегодня у него есть два основных значения. Им может обозначаться как научная дисциплина, изучающая закономерности мыслительных процессов и логических построений, так и совокупность правил, которых необходимо придерживаться при построении непротиворечивых умозаключений.
Объект и предмет логики
Как и любая наука, логика имеет объект и предмет изучения. Объектом логики является мышление человека – отображение различных явлений и процессов в его мыслях, а также построение умозаключений на основе уже имеющихся знаний о внешнем мире. Здесь следует отметить, что мышление является объектом не только для логики, но и для большого количества других наук.
Предмет логики – это система закономерностей правильного мышления. По сути, логика изучает один аспект познавательного мышления – законы и принципы, ведущие к построению непротиворечивых умозаключений. А поскольку философия изучает все аспекты познания мира, логика является философской наукой.
Формы логического мышления
Форма мышления – это структура мысли, определяющая взаимосвязи между отдельными её элементами.
Существует три основных формы мышления:
Какие бы мысли ни крутились сейчас в вашей головы, каждая из них относится к одной из этих трёх форм. Наш жизненный опыт включает знание миллионов разных понятий, которые мы мгновенно объединяем в суждения и делаем на их основе определённые умозаключения.
Законы логики
Существует 4 закона, знание которых позволяет лучше понять, что такое логика. Придерживаясь этих законов, можно гарантированно делать правильные и логичные умозаключения при условии наличия достаточного количества точно установленных фактов:
1. Закон тождества
Суть данного закона состоит в том, что суждение сохраняет своё предметное и смысловое значение в рамках одного контекста (например, в пределах одного логического рассуждения). Иными словами, недопустимо в процессе размышления подменять одно значение понятия или суждения другим, поскольку это приведёт к ложному выводу.
К примеру, утверждение «Выучить новый язык можно, общаясь с носителями на житейские темы» истинно в отношение английского или испанского языка, но слабо применимо к языкам программирования. Подобная подмена понятий является одним из грубых нарушений закона тождества. В данном примере она очевидна, но в некоторых случаях она используется как успешный демагогический приём.
2. Закон непротиворечия
Этот закон (называемый также «законом противоречия») гласит, что два высказывания, противоречащих друг другу, не могут быть истинными одновременно. Как минимум одно из них ложно. К примеру, если на столе лежит шар, полностью выкрашенный в один цвет, утверждения «Этот шар белый» и «Этот шар чёрный» не могут быть истинными одновременно. Но они оба вполне могут быть ложными, если шар, к примеру, красный.
Есть три основных типа логических противоречий:
Контактные противоречия обычно не пытаются скрыть. Их используют сознательно, чтобы смягчить негативное высказывание («Ты хорошо справился, но это не совсем то, о чём я просил») или, наоборот, усилить его («Отлично! Ты опять всё испортил!»). Дистантные противоречия могут применять демагоги, чтобы запутать собеседника, но чаще их используют по ошибке неопытные или плохо подготовившиеся ораторы.
3. Закон исключённого третьего
Если одно суждение отрицает другое, то одно из них является ложным, а второе – истинным. Здесь важно не путать, что подразумевается под отрицанием.
К примеру, утверждения «Этот шар белый» и «Этот шар чёрный» являются всего лишь взаимоисключающими. А отрицающими друг друга являются утверждения «Этот шар белый» и «Этот шар не белый» (одно из них обязательно является истинным, какого бы цвета ни был шар).
4. Закон достаточного основания
Этот закон ввёл Готфрид Лейбниц. Его суть состоит в том, что для того, чтобы считать утверждение истинным, необходимо располагать однозначными доказательствами, исключающими другие варианты. В повседневной жизни люди пренебрегают этим законом логики чаще, чем любым другим, делая однозначные выводы по косвенным фактам.
К примеру, если в середине лета вы несколько дней подряд не видели соседа, которого обычно встречаете ежедневно, можно предположить, что он уехал в отпуск. Скорее всего, так и есть, но всё же этот вывод противоречит закону достаточного основания, поскольку нельзя исключать, к примеру, болезнь или командировку.
Нарушение законов логики
Когда законы логики нарушаются, возникают логические ошибки. Существует три основных типа логических ошибок:
Софизмы – это основной инструмент в софистике. Они используются для того, чтобы запутать собеседника, подвести его к неправильным выводам или заставить выглядеть глупо перед окружающими. Парадоксы могут возникать, в частности, когда смешиваются количественные и качественные характеристики предметов и явлений либо присутствуют неявные условия. В таком случае рассуждение, выглядящее логически правильным, может приводить к выводам, противоречащим действительности или другому логически правильному рассуждению.
В качестве примера можно привести «Парадокс кучи». Его суть состоит в следующем: если из кучи гравия убрать 1 камешек, куча останется кучей, однако если продолжать этот процесс, то в какой-то момент куча перестанет существовать. Противоречие здесь в том, что убирание одного (любого!) камня не должно приводить к исчезновению кучи. И всё же она исчезает именно от того, что из неё убирают один камень. Причина этого парадокса в том, что не сформулирована взаимосвязь между количественными и качественными характеристиками кучи.
Другой пример логической ошибки – известная апория Зенона про Ахиллеса, который никогда не догонит черепаху. Условие парадокса специально формулируется так, чтобы исключить из рассмотрения точку пути, в которой атлет обгоняет черепаху. В результате доказательство того, что он не сможет этого сделать, не противоречит законам логики. Ошибка заложена в самой формулировке задачи, в которой неявно присутствует условие «На отрезке до точки X».
Виды логики
Объясняя, что такое логика, обычно говорят в первую очередь о формальной логике. При этом существует ещё два раздела, фактически являющихся самостоятельными дисциплинами: математическая (символическая) логика и диалектическая логика. Рассмотрим каждый из разделов подробнее.
1. Формальная логика
Формальная логика – это научная дисциплина, изучающая структуру и истинность утверждений. Её создателем считается Аристотель (4 век до н. э.), рассматривавший её как возможность оперировать формальными фактами, абстрагируясь от их природы и содержания. Это позволяет обеспечить логическую правильность суждений, поскольку анализу подвергается только структура утверждения, но не его содержание.
По сути, наше мышление подчиняется формальной логике. Основываясь на имеющихся фактах, мы делаем логические выводы и принимаем решения. Однако мы не можем полностью абстрагироваться от природы и содержания суждений, кроме того, эмоции могут оказывать очень сильное влияние на наши выводы и действия. Поэтому людям свойственны нелогичные поступки.
2. Математическая логика
Изначально это была часть формальной логики, но в 19 веке она выделилась в самостоятельный раздел (при этом в ней по-прежнему соблюдаются все принципы формальной логики). Она пополнилась новыми математическими методами и специализированными нотациями. Благодаря этому символическая логика превратилась в мощный инструмент, применяемый современными науками при решении задач и доказательстве теорий.
Данная модель делает процесс познания более точным, поскольку в ней слова естественных языков с размытым смыслом заменяются формальными определениями, исключающими двусмысленность и размытость суждений. Все суждения математической логики формулируются на точном языке, не допускающем неоднозначных трактовок. Для таких языков чётко определена семантика (значения терминов) и синтаксис (совокупность формул или правил построения объектов языка).
3. Диалектическая логика
Это философская дисциплина, изучающая мышление вообще. Её основателем считается немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Она основывается на формальной логике, и всё же в ней учитывается содержание явлений, объектов и процессов. В ней используются такие принципы как:
Зачем нужна логика?
Главная цель логики заключается в том, чтобы обеспечить эффективный инструментарий для поиска решений и доказательств, применимый в любых сферах знаний. Благодаря логике мы можем оперировать фактами, достоверность которых установлена и доказана. Логика необходима при решении таких задач как:
Заключение
Логика – это наука о правильном мышлении и о способах рассуждения, не ведущих к ошибочным выводам. Это одна из важнейших научных дисциплин, ведь её принципами и законами пользуются все существующие науки. И даже если мы этого не замечаем, вся наша жизнь подчинена логике. Мы используем её в быту и общении, она заложена в законах, которые мы соблюдаем, без неё был бы невозможен научно-технический прогресс, достижениями которого мы пользуемся ежедневно.
Предмет и значение логики.
Дата добавления: 2013-12-24 ; просмотров: 2654 ; Нарушение авторских прав
Из истории логики.
План
Лекция 1. Предмет и значение логики
1.1.Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозначения: а) совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; б) науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Данный термин применятся также для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
Логика не только как практика (риторика), но и как теоретическая наука возникла в Древней Греции. Ее основоположником и автором первой системы является греческий философ Аристотель (384 – 322 до н. э.). Для анализа убедительной силы речей (которой требовала развитая общественная жизнь в греческих государствах-полисах), правильной связи в них посылок и заключения Аристотелем была создана первая система логики, которую он сам назвал силлогистикой. Этот термин в переводе с греческого означает вывод следствий. Ему соответствует латинский термин «дедукция», которым стали пользоваться в дальнейшем.
Аристотель впервые определил предмет и задачи логики, сформулировал ее основные законы и подробно исследовал силлогизмы. С работ Аристотеля началось систематическое изучение логики и ее законов.
Впоследствии логика, построенная Аристотелем, стала основой формальной логики, потому что она анализирует форму рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. В настоящее время аристотелевскую логику рассматривают как простейшую и наиболее часто используемую в повседневных рассуждениях логику.
Средневековая логика нередко использовалась для обоснования и защиты догматов христианской веры. Эпоха Возрождения дала мощный толчок для дальнейшего развития логики. Развитие опытного исследования природы, естественных наук способствовало разработке проблем и методов индуктивной логики. Родоначальником индуктивной логики является английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626).
В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символическая, или математическая логика, в основе которой лежат идеи, выдвинутые немецким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646 – 1716). Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математическое исчисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815 – 1864) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры. Таким образом, одно из основных отличий символической логики от традиционной заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, специальных, формализованных языков или, как их еще называют, исчислений.
1.2.Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, физиологией и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, связанные с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.
С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Формальная логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Она рассматривает формы мышления, отвлекаясь в определенной степени от содержания.
Аспекты мышления, изучаемые логикой:
– мышление как инструмент познания мира;
– правильность, результативность мыслительной деятельности;
– формальные (структурные) аспекты мышления.
Особенности логики:
– она носит всеобщий характер, абстрагируясь от частного, анализирует типическое;
– логическая форма и законы всех людей имеют общую логическую структуру;
– логика выступает предметом познания посредством логических действий.
Теоретическое значение логики:
1) знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждений, усиливает эффективность и убедительность речи;
2) помогает отметить логические ошибки в речи других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Логика позволяет:
1) сознательно пользоваться исходными принципами логического мышления;
2) четко формулировать логически стройную и убедительную мысль;
3) обеспечивать эффективный самоконтроль в ходе логических рассуждений.
Вот несколько примеров логических, или формальных, требований к мышлению:
– независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;
– нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них;
– невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т. п.
Эти и подобные им требования не зависят, конечно, от конкретного содержания наших мыслей, от того, что именно утверждается или отрицается, что считается возможным, а что невозможным.
Задача логического исследования – обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Эти схемы представляют логические законы, лежащие в основе логически правильного мышления. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики.
Отсюда понятна важность данных законов. Об их природе, источнике их обязательности высказывались разные точки зрения. Очевидно, что логические законы независимы от воли и сознания человека. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются в конечном счете отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира, практики его познания и преобразования человеком.