улица кольцовская какой район воронежа
Кольцовская улица в Воронеже
Построение маршрута с пояснениями
Кольцовская улица на карте
На странице показан(а) Кольцовская улица в Воронеже с номерами домов на карте, расположение смотрите ниже. Протяженность составляет 3444 метра.
Вы с легкостью можете найти любой дом на ул. Кольцовская с помощью поиска по адресам, находящегося под картой. Впишите туда нужный адрес, в результате голубая метка покажет ваш запрос.
Чтобы проложить маршрут по ул. Кольцовская используйте раздел построение маршрута с пояснениями, который находится под картой.
Маршрут можно проложить не только на данной улице, но и до любой точки. Можно выбрать на каком транспорте вы будете добираться либо пойдете пешком. Впишите адрес точек сами либо укажите на карте. Для этого нажмите на кнопку «указать на карте» напротив точки «А» или «Б».
Почтовые отделения, обслуживающие ул. Кольцовская:
ВОРОНЕЖ 6: 20-Летия Октября ул, 105/2, Воронеж, Воронежская область
ВОРОНЕЖ 18: Пушкинская ул, 11А, Воронеж, Воронежская область
ВОРОНЕЖ 30: Желябова ул, 46, Воронеж, Воронежская область
ВОРОНЕЖ 36: Комиссаржевской ул, 16, Воронеж, Воронежская область
Где находится Кольцовская улица в Воронеже. Расположение
Кольцовская улица проходит через 2 района: Ленинский и Центральный. Протяженность улицы составляет 3444 метра. Непосредственный адрес улицы: Россия, Воронежская область, Воронеж, Кольцовская улица.
Перекрестки с улицами: Кольцовская улица пересекается с 16 улицами: 9 Января ул., Ворошилова ул., Генерала Черняховского пл., Карла Маркса ул., Комиссаржевской ул., Красноармейская ул., Куколкина ул., Куцыгина ул., Плехановская ул., Революции пр-т, Революции 1905 года ул., Свободы ул., Средне-Московская ул., Феоктистова ул., Фридриха Энгельса ул., Чайковского ул.
Посмотреть со спутника дорожные пробки на ул. Кольцовская можно включив их отображение кнопкой со светофором «Пробки», которая находится на панели иструментов сверху справа на карте.
Некоторые улицы Вы сможете увидеть физически, это возможно благодаря фотографиям, которые делает специальный автомобиль. Для этого нажмите кнопку «Слои» и выберите панорамы. На карте синим цветом выделятся те улицы, на которых достопны панорамы. Нажмите мышкой по выделенной области и наслаждайтесь просмотром.
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Улица Кольцовская
Улица Кольцовская
Сообщение Sergey » 10 май 2017, 14:00
Кольцовская улица, Воронеж
Трудно найти в городе другую улицу, у которой было бы столь много «визитных карточек» истории: это и городской вал, и легендарный канал-канава, и конные ярмарки, и взорванный собор, и уцелевший, имеющий вид неприступного замка винный склад, и тополя-великаны, и сладкий аромат кондитерской фабрики, и многое-многое другое.
А сегодняшняя Кольцовская чаще всего ассоциируется у горожан с центром города, с оживленными торговыми точками – универмагом «Россия» и магазином «Электроника», с главными трамвайными маршрутами, связывающими весь город с привокзальной площадью. Несведущий человек с трудом поверит, что когда-то это была самая окраинная городская улица.
Впрочем, окраинная – не означало, что глухая, малоизвестная. Наоборот, с самого начала это была очень заметная, крайняя, первая улица, пересекавшая главный въезд в Воронеж. В XVIII столетии ей отвели важную роль: она опоясывала город вдоль северо-западной границы по строго регулярному генеральному плану Воронежа 1774 года и поэтому делала особо установленные повороты, повторяя очертания города. По линии будущей улицы в 1774 году спроектировали и вскоре насыпали новый городской вал, а в качестве рабочей силы привлекли военнопленных турок. На фиксационном плане города 1777 года насыпь обозначена как «земляной вал второго укрепления», в описании 1785 года названа «земляным малым валом, окруженным сухим рвом».
Воронеж тех лет – это город с примитивными заставами. Среди нового вала тоже было несколько въездных-выездных ворот с «рогатками» – бревенчатыми, окованными железом загородками со вдолбленными накрест брусьями. В 1788 году упоминаются Девицкий, Ново-Московский, Старо-Московский въезды с воротами на линии улицы. Сразу за «рогатками» выезжавшему из города ударял в лицо степной ветер, донося ароматы вольных полевых трав, и начинались просторы, от которых захватывало дух…
К концу XVIII века образовалась только одна теперешняя нечетная сторона улицы; иными словами, город распространился до нового вала. На перекрестке с Большой Московской (современной Плехановской) улицей поставили главные городские кузницы – для удобства тех, кто направлялся к выезду на Московскую (Задонскую) дорогу и тех, кто въезжал в Воронеж. Севернее перекрестка была только Ямская слобода – в то время небольшая, «прижавшаяся» к дороге Ново-Московского выезда. В длину «односторонняя» улица с валом простиралась между нынешними улицами Красноармейской и Карла Маркса, а застроенным был только участок Куколкина – Карла Маркса. Далее, за улицу Карла Маркса, вал продолжался в поле.
Судя по планам города, этот исторический вал существовал до 1820-х годов. Проектировался и очередной новый вал: его собирались вести по границе городской земли, по линии современной улицы Революции 1905 года, а далее к востоку границу собирались изменить, расширив территорию города. Вал так и не насыпали – подобная защита уже была ни к чему, но границу города передвинули, и в XIX веке нынешнюю Кольцовскую продолжили не там, где прежде была насыпь. Этим объясняется еще один изгиб необычной улицы. Если вам доведется ехать на трамвае к вокзалу, то на остановке «улица Комиссаржевской» представьте себе: вот если бы сейчас не делать левого поворота, а продолжать движение по прямой. то это и будет линия вала, порожденного генпланом 1774 года.
В середине 1850-х годов улица заканчивалась тупиком между современными улицами Комиссаржевской и Чайковского. К середине 60-х годов была продлена до нынешнего пересечения с улицей Феоктистова.
Первым сооружением улицы, появившимся за валом, на другой стороне, был чугунолитейный и колокольный завод, основанный купцом С.К. Самофаловым. Он действовал с самого начала XIX века, а находился там, где теперь кондитерская фабрика. В 1830–1840-е годы стали застраиваться и другие кварталы на этой стороне. Не стало вала со рвом, и благодаря пространству, которое они прежде занимали, улица получилась очень широкой.
Сначала Кольцовскую называли улицей Лесных дворов, или, проще, Лесной. А ее обширный перекресток с Большой Московской в XIX веке иногда именовали Лесной площадью. Дело в том, что на длинной окраинной улице находились лесные и дровяные склады. Купцы, владельцы «лесных дворов», свозили сюда лес, купленный у помещиков или выращенный в собственных загородных имениях, продавали или перепродавали его; использовали бревна, подряжаясь на строительство зданий. Больше всего лесных складов было в той части Лесной улицы, что простиралась к юго-западу от Ново-Московской. Приблизительно в 1840-е годы там оформилась торговая Дровяная площадь (на месте Комсомольского сквера). Судя по документам этого столетия, в числе владельцев усадебных участков «на Лесных дворах» были представители известных купеческих фамилий: И.С. Башкирцев, Н.Я. Елисеев, И.Е. Безруков, Д.С. Самофалов (сын С.К. Самофалова) и другие. Позже, в 1879 году, лесоторговцам разрешили складировать лесные материалы не только во дворах, но и снаружи, по бокам улицы.
Вообще юго-западная половина улицы была более оживленной, потому что примыкала к магистральным городским въездам-выездам и к купеческой, торговой части города. Не случайно именно на этом участке появились первые кирпичные жилые дома. До наших дней дошло одно такое купеческое здание первой половины XIX века, первоначально одноэтажное, а теперь имеющее три этажа (д. № 62).
Значительное событие в истории улицы – устройство в 1859 году «обводного канала», первого прообраза городской канализации. Это была широкая сточная канава, огражденная деревянными перилами. Поначалу она принимала только дождевые и талые воды – так исчезли огромные лужи на окраине города. «Канал» появился благодаря инициативе губернатора Н.П. Синельникова. Его прорыли в северо-восточной части Лесной улицы (может быть, используя остатки старого рва), причем на перекрестках с улицами Средне-Московской, Большой Садовой (К. Маркса) и Тулиновским переулком (ул. Комиссаржевской) навели небольшие деревянные мосты. В июле 1859 года газета «Воронежские губернские ведомости» сообщила о благодарности, объявленной четырем купцам, именно они безвозмездно, за свой счет соорудили канаву и мосты. Губернское правление постановило назвать канал Лашкинским по фамилии строившего его И.А. Лашкина. Мостик на Средне-Московской решили именовать Смирновским в честь А.И. Смирнова, на Большой Садовой – Борисовским (его делал А.П. Борисов), в Тулиновском переулке – Синицынским (работа В.Г. Синицына). Впоследствии мостики не раз обновляли, при этом основание старались делать из кирпича, а вверху были деревянные настилы и перила. Так, в 1878 году городская управа устроила кирпичный мост при пересечении с Тулиновским переулком.
Ох уж эта канава, сколько ругательных слов в ее адрес успели произнести горожане! Доставалось ей и за то, что во время сильных ливней она, засоренная, выходила из берегов, и за то, что нерадивые ассенизаторы сливали в нее нечистоты из бочек – в результате по улице распространялось жуткое зловоние. Но, несмотря ни на что, канава эта, безо всякого преувеличения, почти сто лет была достопримечательностью Воронежа. Уже сам по себе водный «канал», да еще с мостами – экзотика для сухопутного города. В рассказе любого старожила звучит ностальгия по «Кольцовской канаве»: дети пускали по ней кораблики, а иногда и сами плавали в корытах; запускали над ней, на просторе, бумажных змеев; весной срывали одуванчики, пробивавшиеся даже через булыжное дно канавы, и плели венки, а зимой катались по замерзшему каналу как по катку. Между прочим, в конце XIX века здесь учился ездить на коньках будущий олимпийский чемпион по фигурному катанию Н.А. Панин-Коломенкин.
После того, как вблизи улицы были проложены железные дороги и устроены станции Воронеж-I и Воронеж-II (1867–1868, 1892–1894 гг.), Лесная и ее окрестности стали превращаться в промышленный район. На самой улице работали и крупные известные предприятия, и мелкие заводики. Так степные ароматы все больше вытеснялись не только запахами помоев, но и гарью заводских труб…
Почти до конца XIX века продолжал дымить первенец воронежской металлургии – завод Самофаловых с «доминкой» и двумя кирпичными печами. Конская сила приводила в движение два больших «раздувательных меха» и машину для обтачивания колоколов. В 1883 году изготовленный здесь красивейший самофаловский колокол весом в 33 пуда был доставлен в строившийся столичный храм Спаса на крови.
С 1860-х годов производил вино небольшой завод, стоявший близ улицы Малой Московской (Куколкина), в угловой усадьбе жены коллежского асессора Софьи Харькеевич. В 1870-е годы винокурение продолжил следующий владелец усадьбы купец С.Н. Ракитин. Но в 1881 году, при вдове купца, от завода уже оставались, по ее сообщению, «одни развалины».
Напротив усадьбы Ракитиных, на другом углу с улицей Куколкина, в 1880 году было основано одно из самых крупных предприятий – паровая мельница «Первого Товарищества». В товарищество входили воронежский купец Е.А. Сафонов, ростовский мещанин А.В. Матюшенко и землянский мещанин С.И. Пономарев. Мельница реконструировалась в 1883 году, а затем в 1889-м после пожара. В 1905 году огромный шестиэтажный корпус с прочими хозяйственными постройками купила другая фирма – товарищество «Шкарин и Алексеев», состоявшее из бобровского купца Н.И. Шкарина и дворянина Н.П. Алексеева. В 1911 году при мельнице выстроили еще и маслобойный завод. В 1914 году из членов товарищества официально выбыл Алексеев, а на его место вступил купец Е.М. Фурманов, который, впрочем, среди совладельцев имущества числился и раньше. За сутки фирма перерабатывала в среднем 4255 пудов пшеницы и 2500 пудов подсолнечника.
На месте современного магазина «Электроника» с 1874 года действовал медоваренный и солодовый завод купца В.Л. Анохина. Спустя несколько лет там же, в смежной усадьбе (справа от участка Анохина) заработал дрожжевой завод мещанина Л.Ц. Братмана, для него в 1886 году приспосабливались более старые постройки. В 1889 году завод перешел к купцу И.Я. Берлину, приехавшему в Воронеж из Витебска. Некоторое время прибыльное дрожжево-винокуренное предприятие сдавалось арендаторам Н.С. Арно и Р.М. Карцеву и оставалось в прежней усадьбе. Затем по каким-то причинам Берлин решил перенести производство на новое место. В 1902 году он приобрел на Кольцовской второй участок – усадьбу бывшего колокольного завода, реконструировал ее, устроил там в 1904 году «Ново-Берлинский дрожжево-винокуренный завод». В 1913 году заведение было реорганизовано в акционерное общество.
Одновременно с Ново-Берлинским, в 1904 году, строилось предприятие Донского торгово-промышленного товарищества, в котором совмещались паровая мельница и маслобойный завод.
А вместо завода Анохина в 1900-е годы была оборудована «торговая баня» его родственницы мещанки М.В. Селезневой. В двух двухэтажных зданиях, выходивших на улицу, в мужских и женских номерах мылась состоятельная публика. Ей предоставлялась возможность понежиться в ваннах, выложенных из кирпича и облицованных цементом и «глазированными изразцами», а еще подышать воздухом на длинном балконе-галерее, обращенном в замкнутый внутренний двор-колодец. В глубине же двора стояло здание «простых бань», общее для бедных горожан. Помойные стоки бань (как и несколько заводских заведений) направлялись, разумеется, в злополучную уличную канаву.
На рубеже XIX и XX веков Кольцовская приковала к себе внимание общественности из-за с нашумевшей правительственной реформы – в очередной раз вводилась казенная винная монополия. В Воронежской губернии ее установили с 1 июля 1900 года. Все общество надеялось не только на увеличение доходов государства, но и на уменьшение народного пьянства. К большому событию было приурочено сооружение – опять-таки именно на этой улице – Казенного винного склада, рассчитанного на 500 тысяч ведер вина. Создавая красивое эклектичное здание, городской архитектор А.М. Баранов едва ли не впервые внес в облик Воронежа некоторые черты нарождавшегося модерна. На торжественное открытие склада собрались все высшее местное начальство, вплоть до губернатора и архиепископа Анастасия, который перед началом молебна говорил о нетрезвости как о «пагубной страсти, парализующей волю человека». Состоялся и шумный обед, после которого знатные гости получили в придачу хорошее очищенное вино, только что разлитое в бутылочки, а рабочие склада – вкусные пироги. Пресса восхищалась тем, что на складе есть даже лаборатория, и «ни одной капли сивушного масла не будет допущено в казенном вине»…
Рядом с винным появились и другие немаловажные склады. Позади винного нашлось место (уже на «уездной», а не на городской земле) для нефтяного и керосинового склада купца Якова-Вильгельма Гейнрихсдорфа, который в данном случае выступал как агент компании «Мазут». А известный купец-лесоторговец Ф.Я. Романихин в 1899 году устроил топливный склад («лесного и минерального топлива пристань») ближе к Пограничной улице (Революции 1905 года), тоже «на уездной земле». Вообще в 90-е годы этот купец прочно обосновался на Кольцовской вместе со своей семьей. Другую усадьбу – жилую – он купил в городском квартале (около пересечения с Тулиновским переулком). Ф.Я. Романихин являлся еще и воронежским представителем петербургского пивоваренного товарищества «Калинкин». Поэтому в начале XX века он, а затем и его наследники предоставляли часть городской усадьбы под калинкинский склад.
Все больше и больше участков на этой улице попадало в руки цепких предпринимателей в начале ХХ века. Там, где теперь дворовая территория дома № 58, в 1912 году вырос большой двухэтажный склад фруктов крестьянина В.Г. Копёнкина. Вскоре в квартале современного здания № 23 открылась мебельная фабрика, созданная витебским мещанином А.М. Храпуновичем вкупе с компаньонами, коренными воронежцами Замятниными (один из них – известный архитектор). Храпунович с трудом добился, чтобы фабрику разрешили устроить бок о бок с жилыми усадьбами. В квартале же напротив – по соседству с Ново-Берлинским заводом, на углу со Средне-Московской – развернул свою бурную хозяйственную деятельность выпускник Борисоглебского технического железнодорожного училища, крестьянин по сословию М.Н. Литвинов. Еще в 1898 году он основал Воронежское товарищество огнеупорных изделий с заводами в Нижнедевицком уезде, а в городском квартале в 1909 году открыл мастерскую бетонных изделий и строительно-техническую контору «М.Н. Литвинов и Ко». Контора принимала заказы на строительство не только зданий, но и железнодорожных путей, подъездов к рудникам и заводам в различных губерниях. В мастерской изготавливались конструкции для многих зданий Воронежа. Нет сомнения, что эта фирма строила и знаменитое здание гостиницы «Бристоль», совладельцем которого был Литвинов, а автором проекта – заведующий литвиновской конторой инженер М.Е. Фурманов.
Как видим, уже во второй половине XIX века вся улица оказалась вовлеченной в бурную хозяйственную деятельность горожан. Но главное стечение публики, особенно рыночной, все равно наблюдалось в районе Дровяной площади, которая в это время постепенно превращалась в воронежский центр конной торговли. Споры в городской думе и в среде конноторговцев о том, где же лучше торговать лошадьми – на Конной площади, на Сенной или Дровяной, – все чаще заканчивались в пользу Дровяной. В 1871 году дума определила эту площадь как место проведения конных ярмарок, а в 1884 году окончательно перевела сюда торговлю лошадьми и в обычные дни. Так появилось другое название площади: Ново-Конная, а к многочисленным уличным запахам прибавился еще и сильный запах навоза.
Коновязи тянулись вдоль улицы Большой Девицкой (9 Января), однако во время ярмарок всю площадь заполняло огромное «море» лошадей, телег, продавцов, покупателей и просто любопытных. Нет надобности объяснять, какое важное место занимала лошадь в жизни человека в позапрошлом веке. В Воронеже устраивалось несколько ярмарок за год, и каждая из них длилась несколько дней, а Никольская – целых три недели в ноябрьские и декабрьские дни.
На площади с середины 1870-х годов стояла городская водоразборная будка (так впервые был подведен водопровод к Лесной улице), здесь же находились частный колодец мещанина Малявина и полицейская будка. В 1883 году Вольное пожарное общество (состоявшее из любителей тушить пожары) соорудило на площади, на линии Лесной улицы, наблюдательную вышку с конюшнями и пожарными сараями.
Ново-Конная была удобна для торговли и тем, что вблизи нее находился ипподром (Новый Бег), и тем, что продавцы и даже производители лошадей стали приобретать усадьбы вблизи площади, селиться здесь и строить конюшни. Усадьба с домом № 62 перешла к купцу-коннозаводчику (общественному деятелю, старосте Вознесенской Чугуновской кладбищенской церкви) Н.Н. Паньшину, а затем по наследству к его сыну И.Н. Паньшину (который был известен еще тем, что построил недалеко от дома, на Б. Девицкой, паровую мельницу). В 1903 году И.Н. Паньшин возвысил дом вторым этажом. Соседями Паньшиных по Лесной улице были дворяне Томилины, построившие в 1905 году крупную длинную конюшню.
Вообще в конце XIX – начале ХХ века на этой улице преобладали усадебные участки двух категорий населения: во-первых, предпринимателей, хозяйственников; во-вторых, малоимущих горожан, собственников небольших окраинных домов. В целом длинная улица вмещала немалое количество домовладений (в 1910 году – 70). Несколько отличался быт тех кварталов, которые примыкали к району, населенному многими чиновниками, интеллигенцией (нынешняя нечетная сторона между улицами Средне-Московской и Чайковского). Одна из усадеб на углу с Тулиновским переулком принадлежала купцу С.Т. Соколову и дочери чиновника А.П. Виноградовой, жившим в гражданском браке. В 1907 году здесь завершилось строительство длинного и дорогостоящего (27600 руб.) дома – самого крупного дореволюционного общественного здания улицы. В краснокирпичном (первоначально двухэтажном, с луковичными куполами) доме Виноградовой размещались начальные училища и канцелярии 25-го Смоленского и 26-го Могилевского пехотных полков.
В застройке улицы особняком стояли два крупных культовых сооружения. В начале 1890-х годов завершилось сооружение католического костела, который находился на месте левой части современного пятиэтажного дома № 17. В конце XIX века, в связи с 900-летием крещения Руси, развернулось строительство крупного православного собора на Ново-Конной площади. Его посвятили памяти святого равноапостольного князя Владимира, который ввел христианство на Руси. Духовные и городские власти очень долго выбирали участок для собора, хотя большинство гласных думы уже изначально, в 1888 году, остановились на этой площади как на наиболее приемлемом месте из всех незастроенных городских мест. За Ново-Конную ходатайствовали и домовладельцы близлежащих улиц – они уверяли, что после сооружения храма «и самая площадь может оказаться более населенною и торговою, а через это и доходною для храма и города», и заявляли, что пожертвуют деньги на храм. Строительство тоже тянулось долго, в течение 1896–1909 годов. С трудом, с помощью многочисленных пожертвований приходилось накапливать средства на величественное пятиглавое сооружение, спроектированное губернским архитектором А.А. Кюи, богато декорированное элементами русского стиля. Отделка интерьеров завершилась лишь в 1918 году. Начиная с 1893 года с площади пытались удалить пожарную вышку, мешавшую храму, но дело ограничилось лишь переносом ее «на несколько шагов», и ветхая вышка простояла до Первой мировой войны, когда Вольное общество распалось.
Возведение собора св. Владимира (в просторечии – Владимирского) привела к появлению у площади еще одного названия: «Владимирская». По имени собора была названа и новая Владимирская часть Воронежа, образованная незадолго до революции. Эта часть просуществовала недолго, зато название площади держалось при Советской власти, пока стоял храм.
Пора рассказать и о том, как сменилось название улицы.
Воронежцы вспомнили об этой улице, когда готовились отметить 50-летие со дня смерти Алексея Васильевича Кольцова (1809–1842), русского поэта, земляка, которым они всегда гордились. 13 октября 1892 года, при городском голове И.В. Титове, Воронежская дума вынесла постановление о мероприятиях, приуроченных к памятной дате. Отдельным пунктом она переименовала улицу Лесную в Кольцовскую.
Кольцов, которому в быту приходилось заниматься хозяйственными делами, коммерческими сделками, конечно, не раз бывал на этой улице. Кстати, родственником и близким знакомым поэта являлся один из владельцев усадеб «на Лесных дворах» – И.С. Башкирцев. В 1846 году его усадьба с домом, надворными постройками и садом продавалась с публичных торгов. Если бы удалось установить, что Башкирцев владел этим «двором» и при жизни Кольцова, то название улицы обрело бы еще больший смысл.
Городская дума учла, что как раз перед кольцовской датой, в 1892 году, улице придали более достойный вид. Приближенный к «интеллигентному» району северо-восточный отрезок был реконструирован – частично замощен и «урегулирован». По существу, именно в то время была заложена планировка, существующая и поныне: двухпутная проезжая часть с пешеходной полосой посередине. Разделение пути на две дороги произошло, конечно же, из-за канавы, проходившей по уличной оси.
После переименования улицы ее прежнее название забылось не сразу и часто употреблялось вместе с новым. В начале XX века привился еще один топоним – «Кольцовский тупик», связанный с плохо развитым, не имевшим прямого выезда к вокзалу, северо-восточным отрезком улицы…
Несмотря на новшества, в целом внешний вид улицы все же был удручающим. Вплоть до революции оставался совершенно незамощенным самый оживленный юго-западный участок, о котором, казалось бы, следовало позаботиться в первую очередь. Только часть Ново-Конной площади около водоразборной будки имела булыжное покрытие, в других же местах люди и кони месили грязь, пачкались в навозе. Старые кузни, как записано в материалах думы 1890 года, «безобразили эту улицу своим грязным полуразрушенным видом» и были пожароопасными, но снести их дореволюционные власти так и не решились.
Проблемы окончательного благоустройства северо-восточного участка тоже не могли быть решены при дефиците средств в городском бюджете. Напрасно самый активный из тамошних домовладельцев, Н.Д. Оводенко, пытался привлечь средства жильцов улицы в 1910 году. Тщетно он надеялся на создание хороших мостовых, опираясь даже на опыт Варшавы и других европейских городов и горько констатируя, что «обитающим на этой улице буквально приходится задыхаться тучами пыли, носящей в себе всякого рода заразу (всем известно, что в дождевую пору, ночами, обозы отходников выливают содержимое бочек на нашей улице). ».
В начале ХХ века жителей Кольцовской все больше и больше раздражало несовершенство канавы. Вода текла по ней под уклон от Малой Московской в сторону вокзала. За Ново-Московской канава увеличивалась в размерах, около костела сворачивала с улицы влево через частные усадьбы мещанина А.Ф. Бюльта и статского советника В.И. Стопневича, затем, пересекая Пограничную улицу, проходила под путями и платформами железной дороги, выводила воды в поле и далее в большой овраг (текший там ручей в советское время именовался Дунаем). После поворота начинались узкие для стока места, в результате происходили серьезные наводнения. Впервые большое бедствие случилось во время сильных ливней 1903 года, а затем повторилось из-за обильных дождей 1912 года.
В 1903 году В.И. Стопневич, А.Ф. Бюльт и их сосед мещанин В.И. Ростовцев жаловались губернатору: «Разливами канавы 19 мая и 14 и 16 июня сего года затоплены дома и помещения, затянуты илом и нечистотами сады, в помещениях нижних этажей повреждено много ценных вещей, в погребах и ледниках уничтожены разные жизненные припасы. ». Более того, поток даже «во время обыкновенных дождей и весенней воды заливает прилегающие. местности, течет по всей улице широкой, бурной и грязной рекой, заливает дома и поместья, заносит илом и навозом, чем производит немалую заразу, причиняет большие убытки и лишает возможности иметь квартирантов».
А жившая вблизи Кольцовской художница Е.А. Киселева (дочь математика А.П. Киселева) вспоминала, что в канаве почему-то «всегда валялись дохлые кошки»…
Едва ли не единственным благоустроительным достижением были в начале прошлого столетия деревца непылящих тополей, посаженные вдоль канавы и быстро набиравшие силу (черный тополь, или осокорь, считался аборигеном Подворонежья). И только небольшие участки дорог и тротуаров улучшались за счет средств самых сознательных домовладельцев-предпринимателей. Так, Ф.Я. Романихин в 1900 году устроил мостовую и тротуар около своего дома, а М.Н. Литвинов спустя несколько лет покрыл тротуар возле своей конторы цементными плитками собственного производства.
Другой важной приметой XX века стали рельсы, железные пути на Кольцовской. Идея их прокладки возникла еще в конце предыдущего века. В 1895 году группа воронежских предпринимателей (купцов, заводчиков и фабрикантов) предложила городской думе: договориться с акционерным обществом Юго-Восточных железных дорог о том, чтобы оно провело путь по бывшей Лесной – от товарной станции, находившейся близ вокзала Воронеж-I, до улицы Валовой (Красноармейской). Они надеялись, что новая железная дорога с помощью ответвлений соединит станцию с многочисленными промышленными предприятиями и закончится веткой, заворачивающей к паровой мельнице на Валовую. Разумеется, владельцы заводов и мельниц хотели значительно сократить собственные расходы на перевозку грузов. Но в думе прежде всего доказывали общественную пользу своего начинания: считали, что «воронежская торговля и едва зарождающаяся в нашем городе заводско-фабричная промышленность находятся во многих отношениях в чрезвычайно тяжелых экономических условиях сравнительно с разными конкурирующими с Воронежем городами» и видели «будущее Воронежа единственно в заводско-фабричной промышленности, перерабатывающей сырые продукты в готовые фабрикаты».
Дума не могла не поддержать ходатайства, так как многие ее гласные были предпринимателями, капиталистами. В 1896 году был составлен первый проект договора между городским самоуправлением и Ю.-В.ж.д., в 1898 году – новый документ. В 1900 году правительство разрешило строительство путей. Среди гласных были и противники – прежде всего, представители интеллигенции, радевшие об удобствах городской жизни, городского быта. Так, дворянин и известный юрист С.А. Быстржинский доказывал в 1898 году, что устройство дороги отнимет у города единственно свободную для постройки новых «обывательских домов» окраину. Тесными стали центральные базарные площади, и уже около двух лет на широкую Кольцовскую постепенно переводилась торговля лесом, досками и углем с Мясной площади и продажа овощей – с Хлебной и Щепной площадей. Другой гласный, дворянин А.А. Казмин, добавлял, что рельсы пересекут 14 других улиц, появятся большие помехи конному движению вблизи станции.
Все же торговое, купеческое большинство думы одержало верх. Однако в итоге начатое дело свелось не к заботе о городских нуждах, а к выяснению пресловутой денежной выгоды той или иной стороны. На каких условиях город отдаст обществу Ю.-В.ж.д. землю, какую плату сможет взимать в свою пользу с лиц, провозящих грузы? Станут ли пути рентабельными? В 1907 году руководство Ю.-В.ж.д. заявило, что проект невыгоден.
Все-таки первые рельсы появились на Кольцовской еще в дореволюционное время, в 1914 году – тогда начали строить общегородскую трамвайную сеть. Однако своевременный пуск трамвая тоже был сорван – Первой мировой войной, а затем и революцией с Гражданской войной. И Кольцовская линия стала поначалу товарной железнодорожной веткой, как того и хотели промышленники. Только построил ее город, а не Ю.-В.ж.д. Вагончики с грузами начал перевозить небольшой паровоз-«кукушка». «Товарный трамвай» – такое выражение употреблялось в годы Первой мировой войны. Так что слово «трамвай» впервые вошло в городскую топонимию именно на Кольцовской…
Это – улица, которой коснулись быстрые и важные перемены при Советской власти. С одной стороны, новой власти требовалось незамедлительно наладить работу промышленных предприятий, национализировать наиболее крупные из них. Очень пригодилась и железнодорожная ветка, которая теперь безо всяких оговорок стала служить интересам всего города.
С другой стороны – новая власть сразу же взялась устранять противоречие между важным статусом улицы и ее неблагоустроенностью.
Разумеется, отношения между властью и владельцами реквизируемых заводов и фабрик случались непростые. В 1918 году Губсовнархоз потребовал ареста членов товарищества Ново-Берлинского завода. После этого, как сообщала газета «Воронежский красный листок», все акционеры «на днях уехали неизвестно куда». Завод национализировали, а впоследствии, в 1933–1934 годах, на его базе оборудовали новую кондитерскую фабрику Воронежа – она действует и по сей день и уже почти семьдесят лет расточает самый приятный уличный аромат ХХ – ХХI веков. Со временем фабрика заняла весь квартал, поглотила участки М.Н. Литвинова и других владельцев.
В 1930-е годы бывшее мебельное заведение именовалось фабрикой «Красный деревообделочник», мельница «Первого товарищества» – мельницей № 7 «Союзмуки», а таковое же предприятие «Второго товарищества», что находилось вблизи винного и топливного складов, – мельницей № 6. В усадьбе Томилиных устроили гвоздильно-проволочный завод, через несколько лет переименованный в завод «Метиз».
Казенному винному складу новая власть дала вполне логичное, более подходящее название «спирто-водочный завод», а затем и «ликеро-водочный завод». Основной корпус этого завода в советское время был увеличен в высоту на 2-3 этажа и стал смахивать на неприступный средневековый замок.
В 1930-е годы на улице появилось и совершенно новое предприятие – фармацевтический завод.
Уже вскоре после революции власти стали заботиться об облике Кольцовской. Расширили знаменитую канаву (до 4 метров вверху). В 1931 году под частью улицы провели первую «настоящую», подземную канализацию.
Самые же громкие, прозвучавшие, без преувеличения, на всю страну, перемены начались в середине 30-х годов на юго-западном отрезке улицы, где, напомню, до революции не было даже булыжника. С большой инициативой выступил секретарь горкома ВКП(б) И.Т. Касиванов. Впоследствии этот человек попал в жернова сталинских репрессий, и имя «врага народа», а заодно и все его дела были вычеркнуты из истории города, из истории улицы.
По почину И.Т. Касиванова к 1934 году была проведена полная перепланировка улицы «по типу бульвара» и замощена проезжая часть от Плехановской до Девицкого выезда. В предыдущем 1933 году общее собрание жителей Кольцовской избрало уличный комитет – один из первых не только в городе, но и в стране. Состоял он в основном из женщин. «В течение первого года им была проделана огромная работа по наведению порядка во дворах, на улице, в общежитиях. – вспоминал председатель комитета Б. Харин. – Все дома на Кольцовской были покрашены, по инициативе и при участии комитета улица была озеленена жителями под руководством специалистов из «Зелентреста». Мы закрепили на добровольных началах. участки зеленых насаждений за жильцами, которые ухаживали за деревьями очень охотно».
В расчистке территории площади и посадке на ней деревьев комитету усердно помогали комсомольцы, особенно рабочие располагавшегося рядом завода имени Калинина. В 1933 году горсовет переименовал площадь, отныне отведенную под сквер, в «площадь имени 15-летия Комсомола». Топоним трансформировался, в устах горожан сквер стал просто Комсомольским. Так его именуют и по сей день коренные жители.
А вслед за мощением юго-западной половины улицы вскоре последовало и ее асфальтирование. Особенно крупные асфальтовые работы велись в 1940 году. Так всего за несколько лет улица сделала быстрый скачок из прошлого – сразу в будущее.
В довоенное время здесь же началось сооружение новых крупных зданий. В 1932 году на углу с улицей Куцыгина была введена в строй новая пожарная часть, построенная в характерном стиле конструктивизма (после войны ее каланча восстановлена в духе итальянской архитектуры Возрождения). В конце 1930-х годов около перекрестка с Плехановской улицей после сноса старых кузниц вырос пятиэтажный дом с магазинами в нижнем этаже (ныне № 52), вверху оформленный «барельефами из белого цемента» по эскизам скульптора Б.В. Лаврова.
В те же годы воронежцы все чаще и чаще с гордостью произносили слово «трамвай». В 1926 году жители юго-западной части Кольцовской увидели движение первых пассажирских трамваев, но тогда через эту улицу пролегал лишь подъездной путь электротранспорта к вагонному парку. Наконец, в 1931 году на всей улице оборудовали и открыли трамвайную линию (частично переделав старые товарные пути), замкнув тем самым первое городское кольцо трамвая – вагоны пошли по Кольцовской от бывшей Чижовки, от остановки «Маслозавод», до вокзала. Точнее, из-за отсутствия выезда на привокзальную площадь трамвай сворачивал на нынешнюю улицу Феоктистова, затем – на Студенческую и таким окружным маневром попадал к станции. При этом продолжалось движение «кукушек» (часть рельсов была общей для трамваев и товарных составов). А вот перед нами – архивная фотография, изображающая на Кольцовской «мотовоз» с небольшим товарным составом.
Свистки паровозиков раздавались даже после войны, но вскоре прекратились. Однако с трамвайным движением улица вступила и в век XXI-й.
После войны власти не стали мириться с существованием старой канавы. Ее полностью засыпали в 1954 году, проложив подземный коллектор, а затем устроив двухпутевую трамвайную линию. Стройка этой линии была объявлена народной. Горком КПСС и горисполком привлекли тысячи производственников, рабочих и служащих не только из строительных, но и многих других организаций со всего города. В то время многие воронежцы искренне желали внести свою лепту в восстановление города, на стройку добровольно явились даже домохозяйки Кольцовской улицы. Торговые организации расставили вдоль всей стройки палатки с продуктами, школьники подносили рабочим питьевую воду. Укладка 4 километров рельсов, вывозка 15 тысяч кубометров грунта, установка 120 металлических мачт были произведены всего лишь за две недели августа 1954 года.
Примерно полширины прежнего «обводного канала» занял один рельсовый путь, а другая половина отошла под территорию бульвара. Опять-таки в 1950-х годах был устроен новый прекрасный бульвар с угловыми фонарями-колоннами. Разросшиеся тополя-великаны простояли на центральном участке бульвара (между ул. Средне-Московской и К. Маркса) до 1994 года. От них в укор прохожим остались огромные и крепкие, не гнилые пни. Улицу лишило роскошных и безвредных, непылящих деревьев уже следующее, равнодушное поколение горожан.
И еще одно событие 1950-х годов привлекло к Кольцовской внимание многих горожан. В самом начале нового бульвара, на перекрестке с Плехановской, 29 декабря 1955 года начался многолюдный митинг. Уходил юбилейный год 50-летия революции 1905 года. С бетонного постамента сняли покрывало, и воронежцам открылась надпись на мемориальной табличке: «Здесь будет сооружен памятник первой русской революции 1905–1907 гг.». Выступили участники революционных событий – рабочие завода имени Дзержинского Г.С. Самарин и И.Г. Выставкин. Торжества закрыл секретарь горкома партии А.А. Королев.
В первой половине 70-х годов, при реконструкции сквера, мемориальный знак передвинули в глубь аллеи. Через несколько лет исчезла табличка с надписью, а вскоре не стало и самого постамента. На память о первой революции в Воронеже наплевали задолго до того, как об этой революции стали говорить с пренебрежением. Как видим, забвение исторических мест города – это явление надидеологическое.
В пятидесятых годах ХХ века Кольцовскую продлили сначала до привокзальной площади, а затем, в 1958 году, присоединили к ней отрезок бывшей Студенческой – от площади до проспекта Революции (в 1989 году горисполком переименовал этот участок в улицу Бунина, но вскоре, в 1990 году, был вынужден отменить свое решение из-за протеста группы жильцов).
Но район Кольцовской – это еще и место знакомства с уцелевшими памятниками промышленной истории и архитектуры. Под охраной государства находятся корпуса бывшего Казенного винного склада – домовладение № 24 и колокольного (дрожжевого) завода Самофалова (Берлина) – домовладение № 40. С XIX века сохранилось (в перестроенном виде) двухэтажное самофаловское здание – теперь старейшее здание Воронежа, связанное с историей металлургии. Ныне это бытовой корпус кондитерской фабрики – второй от угла улицы К. Маркса. С 1904 года уцелел соседний, угловой корпус (Берлина), где теперь фабричный цех. Во дворе дома № 56, в труднодоступном для осмотра месте ютится здание бывшего Донского товарищества (д. № 56/2).
Бывшие жилые здания XIX – начала ХХ века очень немногочисленны. Это, прежде всего, уже знакомый нам дом Паньшиных (№ 62), а также находящаяся рядом усадьба полковника В.В. Томилина (два здания под № 60 в стиле модерн, 1910–1911 гг.), где до середины 1980-х годов действовал завод «Метиз». На другой, «разночинской» половине улицы цел бывший жилой дом жены инженера-технолога М.А. Вигандт (№ 15, 1898–1899 гг.). Поблизости, на углу с улицей Комиссаржевской, радует глаз бывшее общественное здание А.П. Виноградовой, оформленное в русском стиле, а в советское время удачно надстроенное третьим этажом (теперь в нем вечерняя школа).
Сохранилось и дореволюционное здание больницы Ю.-В.ж.д. (№ 11, начало ХХ в.). А в самом начале улицы, возле проспекта Революции, стоят два здания из комплекса больничных построек Приказа общественного призрения (№ 1, 20–30-е гг. XIX в.). С 1860-х годов комплекс находился в ведении губернского земства. Два здания на Кольцовской связаны с деятельностью видных русских психиатров Н.Н. Баженова и Н.А. Вырубова, первых директоров и организаторов губернской земской психиатрической больницы. Она была создана в 1899–1907 годах на основе психиатрического отделения, находившегося именно здесь, в городе; а с 1904 года больных переводили в новые корпуса, строившиеся в загородном имении Орловка.
Самые последние изменения в облике улицы символичны, характерны для сегодняшней эпохи. В 1990-е годы левее ликеро-водочного завода начато сооружение первой в городе многоэтажной автостоянки. В 2000 году в Комсомольском сквере, на святом месте Владимирского собора, заложена новая церковь – в честь Рождества Христова. А напротив сквера – вот контрасты! – теперь функционирует игорный дом. В него превращено здание бывшего кинотеатра «Луч», открытого еще в 1959 году. И еще одна примета времени – многочисленные частные торговые киоски, выстроившиеся в «Кольцовский ряд» на бульваре, около магазина «Электроника», а еще заполонившие площадку около универмага «Россия». На бульваре, около трамвайной остановки, «Кольцовский ряд» начинается как раз там, где полвека назад хотели поставить памятник.
В 1996 году была начата реконструкция бульвара. Вместо прежних колонн ставили новые столбы, сохраняя сложившуюся архитектурную композицию. Но так и не довели до конца это дело – денег у города, как и встарь, не хватает. Зато на переделку киосков «Кольцовского ряда» средства постоянно находятся; в 2001 году павильоны объединены огромной крышей.
Нет, напоследок нам лучше прогуляться дальше по бульвару, где нет громоздких металлических конструкций. Остановиться на перекрестке с улицей Карла Маркса, потрогать четыре старые колонны, еще сохранившиеся здесь, хотя и без фонарей (а ведь лучше, чтобы и не ломали их, сохранили эту «визитную карточку» улицы). Вдохнуть возле кондитерской фабрики благовоние карамелей, леденцов и конфет с самым символичным для улицы названием – «Песни Кольцова». Почувствовать, что эти запахи перекликаются с изначальными запахами медовых степных трав. Нет, не утрачен еще дух истории! А в истории, как известно, все имеет обыкновение повторяться. И значит, надо верить: все хорошее, что было когда-то в судьбе Кольцовской, рано или поздно вернется на круги своя.
П.Попов, Энциклопедия Воронежских улиц