улица воздвиженка какое метро
Недвижимость на Воздвиженка улице в Москве
У этого термина существуют и другие значения, см. Воздвиженка.
Улица Воздвиженка | |
Воздвиженка (слева особняк Арсения Морозова, на дальнем плане Кремль), 2004 год | |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Округ | ЦАО |
Район | Арбат |
Протяжённость | 0,6 км |
Метро | 03 Арбатская 04 Арбатская |
01 Библиотека имени Ленина 04 Александровский сад
(в 1935—1946 годах —
у́лица Коминте́рна
; в 1946—1962 годах —
у́лица Кали́нина
; с 1963 до начала 1990-х годов — часть
проспе́кта Кали́нина
) — улица в районе Арбат Центрального административного округа Москвы. Проходит от Манежной улицы до площади Арбатские Ворота, расположена параллельно Знаменке и Большой Никитской улице. Нумерация домов ведётся от Манежной улицы. В чётную сторону улицы упираются в Романов, Большой Кисловский и Нижний Кисловский переулки, в нечётную — Староваганьковский и Крестовоздвиженский переулки[1].
Описание[ | ]
Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.
Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком[4].
Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям.
С дальней (1-й) платформы поезда отправляются в сторону станции Международная, а со 2-й — до станции Кунцевская.
Пути, ведущие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный Ряд» Сокольнической линии[5]. Однако в настоящее время эти пути используются в служебных целях. Также имеет место распространение слухов о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует[6].
С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена[4].
Пересадки
Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии
Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская»
Станция в цифрах[ | ]
Глубина заложения составляет 7,4 метра[8]. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток на станции составляет 38 240 человек[9]; на вход — 23 700 человек, на выход — 26 700 человек[10]. Пикет ПК2+40[11].
История[ | ]
Станция в 1935 году
Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутный перегонный тоннель. Однако когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений. Станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и коменданта Кремля Р. А. Петерсона, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней[4].
Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев (для сравнения, сегодня самый короткий срок строительства станции в Москве — 15,5 месяцев, в Киеве — 13 месяцев). Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров 15 мая 1935 года[4] в составе первого участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».
С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции[4][7].
Старый вестибюль станции в 1935 году и расположение станции на карте города
Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную.
Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую»[4].
5 апреля 1953 года после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской», станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу[4].
После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года.
Кассовый зал наземного вестибюля
В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад»[4].
При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан[4].
Московский публичный и Румянцевский музеи
В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.
В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.
Оформление[ | ]
Вестибюль станции в здании Российской государственной библиотеки
Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала[8]. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».
Другие интересные факты
Достопримечательности[ | ]
Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля[13] и Красной площади. Кроме Кремля, в непосредственной близости от выходов со станции доступны сам Александровский сад[14], в честь которого названа станция, а также Манеж и Итальянский грот в Александровском саду, построенные Осипом Бове.
В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как Могила Неизвестного Солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев[14]. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову[15].
Расписание[ | ]
Схема путей станции «Александровский сад»
Станция открывается на вход для пассажиров в 5:30 и закрывается в 1:00[16]. Первый поезд отправляется в направлении станции «Кунцевская» в 5:45, последний поезд отправляется в 1:03. Первый поезд к «Международной» отправляется в 5:45, последний поезд отправляется в 1:08. Во время репетиций и Парада Победы вводятся ограничения на вход на станцию из подземного перехода под перекрёстком улиц Воздвиженка и Моховая; выход в город осуществляется строго по спецпропускам Минобороны РФ.
Расписание
Схема путей станции «Александровский сад»
Станция открывается на вход для пассажиров в 5:35. Первый поезд отправляется в направлении станции «Кунцевская» в 5:44:10, последний поезд в 1:03. Первый поезд к «Международной» в 5:45, последний — в 1:05
Платформа № 2 работает постоянно, № 1- только в час пик Информация приведена на начало 2008 года
Уникальность[ | ]
Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым она является уникальной.
Примечания
Примечания[ | ]
Ссылки
Координаты: 55°45′09″ с. ш. 37°36′27″ в. д./ 55.7525° с. ш. 37.6075° в. д. ()55.7525, 37.6075
Воздвиженка (станция метро)
сотовой связи
Кунцевская | ||||||
Пионерская | ||||||
Филёвский парк | ||||||
Багратионовская | ||||||
ТЧ-9 «Фили» | ||||||
Фили +жд | ||||||
Кутузовская | ||||||
Студенческая | ||||||
Нижняя Масловка | ||||||
Петровский парк | ||||||
Ходынское поле | ||||||
Хорошёвская | ||||||
Мнёвники | ||||||
Пресня | ||||||
Шелепиха | ||||||
Международная | ||||||
Выставочная | ||||||
Киевская | ||||||
Смоленский метромост через р. Москву | ||||||
Смоленская | ||||||
Арбатская | ||||||
|