упорядочить государственную власть какая глава
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (окончание)
Основные задачи Конституции
Цели, провозглашённые Конституцией, мы уже уяснили. Теперь следует отметить её основные задачи.
Конституция, утверждают учёные, решает три главные задачи:
1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
2) упорядочить государственную власть;
3) утвердить правосудие.
Теперь подробнее о том, что это значит.
Первая задача. Для того чтобы закрепить и гарантировать фундаментальные права человека, им должна быть обеспечена полная и безусловная защита на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Всё это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека. Решение этой задачи дано в главе 2 Конституции.
Но Конституция не может ограничиваться только задачей закрепления прав. Это было бы несправедливо, ибо нет прав без обязанностей. Поэтому в Основном законе закреплены и наши основные конституционные обязанности. Конституционные обязанности — это установленные государством требования к поведению человека, или, применяя уже знакомый вам оборот, это мера должного поведения. Познакомившись с содержанием статей 15, 43, 44, 57, 58 и 59, вы узнаете свои гражданские обязанности. Важнейшие из них — соблюдать законы и защищать Отечество.
Вторая задача — упорядочить государственную власть. Это значит, что необходимо полностью исключить бесконтрольное единовластие из жизни нашего общества, любую возможность сосредоточения власти в одних руках (человека, партии). Для этого должно быть использовано ни в чём не превзойдённое «изобретение» человечества — принцип разделения властей на три ветви: власть законодательную, власть исполнительную и власть судебную. Этот принцип закреплён в статье 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения. » А в статье 11 указано конкретно, кто именно осуществляет государственную власть: Президент Российской Федерации (он глава государства, его задачи изложены в гл. 4), Федеральное Собрание (задачи этой власти отражены в гл. 5), Правительство Российской Федерации (его задачи даны в гл. 6), суды Российской Федерации (задачи прописаны в гл. 7).
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Это и есть законодательная власть России. Согласно Конституции, парламент — представительный орган Российской Федерации. Это значит, что наш парламент должен выступать представителем всего многонационального народа России. Создаётся он путём участия всего населения в выборах депутатов. Его называют органом народного представительства.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. На него возложено управление государственными делами.
Судебная власть осуществляет правосудие.
Итак, третья задача — утвердить правосудие. Правосудие — это справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона. В Конституции суды Российской Федерации впервые названы судебной властью. Это сделано для того, чтобы под черкнуть особую роль правосудия, которая ранее у нас явно недооценивалась. Конституция предусматривает такую организацию судебной власти, которая сможет утвердить торжество правосудия в нашей стране. Для этого необходимо добиться, чтобы данная ветвь власти стала самостоятельной, т. е. действовала независимо от законодательной и исполнительной властей, и была способна утвердить правосудие, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.
1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найди в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение. 2. Прочитай статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране? 3. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства? 4. Какие три главные задачи решает Конституция? 5. Что такое правосудие? Что такое торжество правосудия?
1. В главе 2 Конституции есть статьи 57, 58, 59, в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи нарушают права человека.
Прочитай текст этих статей и приведи свои аргументы в ответ на изложенное выше мнение.
2. Прочитай в Конституции статью 11. На основе её содержания составь схему «Государственная власть в Российской Федерации».
3. Прочитай и проанализируй следующий текст:
«Когда в государстве властвует не только закон, к закону начинают питать меньшее уважение. Выполнение закона представляет собой справедливость. Однако, если самая сильная власть не опирается на закон, тотчас же начинают пренебрегать справедливостью. Отсюда проистекает бесконечное число преступлений». (К. Гельвеций (1715—1771), французский философ.)
Объясни, в чём основной смысл этого отрывка. Чем обеспокоен автор? Кто ещё может властвовать в государстве, кроме закона? Как ты понимаешь смысл слов «если. власть не опирается на закон»? Каковы последствия пренебрежения справедливостью?
«Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции ».
Декларация прав человека и гражданина
статья 16, Франция, 1789 г.
«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина».
Станислав Ежи Лец (1909—1966),
польский писатель
Упорядочить государственную власть какая глава
Конституция Российской Федерации. Комментарии для ЕГЭ по обществознанию
Для поступления в вузы на гуманитарные направления очной и заочной форм обучения абитуриенты сдают экзамен в формате ЕГЭ, который требует серьезной предварительной подготовки по разным разделам курса «Обществознание». В ходе самостоятельной подготовки учащийся должен освоить материал не только теоретически, но и практически: уметь приводить примеры и анализировать фактический материал. Именно поэтому учащимся необходимо систематизировать свои знания, понимать смысл различных терминов и научных принципов обществознания. Эти навыки помогут не только успешно справиться с тестовыми заданиями, но и подготовиться к устному или письменному собеседованию.
ЕГЭ по обществознанию строго структурировано по разделам. В первой части задания ориентированы на выбор правильных ответов из предлагаемых вариантов. Большинство заданий из раздела «Правоведение» направлены на понимание основ конституционного права РФ. Многие учителя рекомендуют выучить наизусть ряд положений Конституции, однако выбор правильного ответа во многом зависит от понимания принципов и статей Конституции. Очень часто во время решения тестов учащимся кажется, что все предлагаемые в задании варианты ответов являются правильными, так как относятся к Конституции, из-за этого возникает путаница, и учащиеся выбирают ответ наугад. Во избежание подобных ситуаций автор данного пособия разбирает основные положения Конституции, дает толкование ее принципов и статей.
Пособие содержит материал, который позволит самостоятельно подготовиться к заданиям, связанным с положениями Конституции РФ.
Часть 1. Общие положения
1.1. Понятие и происхождение Конституции
Конституция представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем государства. В ней отражены основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности, а также определяются высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенции, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституция является своего рода договором между гражданами и государством. Действуя через органы власти, государство предоставляет гражданам права и свободы, а также гарантирует их защиту. При этом на граждан налагаются некоторые обязанности.
Конституция появилась как результат идеологии либерализма и теории общественного договора.
Либерализм – философское и общественно-политическое течение, которое провозглашает незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, они признаются высшей ценностью, являются правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией.
Общественный договор (социальный контракт) – общественно-экономическая теория, которая лежит в основе гражданского общества. Благодаря праву, предоставленным правам и установленным обязанностям государство закрепляет определенные соглашения с гражданами.
Понятие общественного договора означает, что люди согласны частично отказаться от своих суверенных прав в пользу государства, которое гарантирует обеспечение защиты интересов своих граждан. Таким образом общественный договор является соглашением граждан по вопросам правил и принципов государственного управления, оформленных в строгом соответствии с законом.
Главный принцип теории общественного договора заключается в добровольном согласии граждан принимать участие в формировании легитимного органа государственной власти.
Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо – наиболее известные представители теории общественного договора, чьи работы обеспечивали теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.
1. Учредительная: становится политической и правовой основой государства.
2. Организаторская: закрепляет достигнутые результаты и ставит перед обществом и государством новые задачи.
3. Внешнеполитическая: является основой внешнеполитической деятельности государства.
4. Юридическая: служит для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
Для контроля за соответствием принимаемых решений конституции существует специальный орган судебной власти (в России таковым является Конституционный Суд).
Основные отличия конституции от других законодательных актов:
♦ закрепляет государственный строй, основные обязанности и права (свободы), определяет форму государственного устройства и систему высших органов государственной власти,
♦ обладает высшей юридической силой,
♦ отличается относительной стабильностью,
♦ является базой для текущего законодательства,
♦ имеет особый порядок принятия и изменения,
♦ является нормативным актом прямого действия,
♦ обладает верховенством на всей территории государства.
1.2. Особенности Конституции России
Проект Конституции РФ был принят 12 декабря 1993 г. Это первая демократическая Конституция в истории России, состоящая из вступительной части и двух разделов; первый раздел включает 9 глав, 137 статей, второй – 9 положений.
Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Конституция является основным законом страны. Поэтому все иные законы и правовые акты не должны противоречить ей. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом. Все законы должны быть опубликованы, иначе они не применяются (ст. 15, ч. 3).
Согласно Конституции главой государства является Президент, который призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти. Он определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным Главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности Президента входит подписание и обнародование федеральных законов.
Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей. В ст. 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
У Конституции есть три основные задачи:
1. Закрепить и гарантировать права человека.
2. Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.
Конституция РФ – главный закон страны, гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране; она является основой обеспечения правопорядка, обладает максимальной юридической силой (ст. 15).
Это значит, что ни один акт, закон, документ, принятый на любом официальном уровне, не может противоречить ее положениям. Если такое случается, этот документ полностью или частично утрачивает свою юридическую силу. В п. 2 ст. 15 закреплено, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Упорядочить государственную власть какая глава
Конституция Рoссийской Фeдерации
Глава 5. Федеральное Собрание
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.