упразднение цехов и гильдий людовик какой
Упразднение цехов и гильдий людовик какой
Из эдикта об упразднении цехов 27 .
Людовик и т. д. … Мы обязаны обеспечить всем нашим подданым полное безраздельное пользование их правами; это попечение мы должны иметь особенности по отношению к тому классу людей, которые, не имея никакой собственности, кроме своего труда и своего прилежания, имеют тем большую нужду и право пользоваться во всей широте этими единственными источниками своего существования.
Мы с прискорбием замечали многочисленные посягательства на это естественное и общее право со стороны учреждений, правда, очень древних, которых не могут узаконить ни время, ни предубеждения, ни, наконец, акты той власти, которая, кажется, их освятила.
Почти во всех городах нашего королевства [разноо]бразные ремесла сосредоточились в руках небольшого количества мастеров, организованных в сообщества, коим одним принадлежит исключительное право выделывать и продавать предметы той отрасли ремесла, на которую они имеют исключительную привилегию; и таким образом те из наших поданных, кои по своим наклонностям или необходимости предназначают себя к ремеслу, могут заниматься им, лишь приобретя звание мастера цеха, куда они могут быть приняты лишь после испытаний, в такой же мере долгих и трудных, как и поверхностных, и после уплаты многочисленных налогов или поборов (в пользу цеха), вследствие коих непроизводительно теряется часть капитала, которая могла бы пойти на устройство их предприятия или мастерской.
Те же, имущество которых оказывается недостаточным для покрытия этих расходов, принуждены вести под главенством мастеров зависимое существование, пребывать в нужде, либо уносить с родины их искусство, которое могло бы быть полезным для государства.
Граждане всех классов лишены права выбирать рабочих по своему желанию и пользоваться выгодами, которые им могла бы дать свободная конкуренция в смысле понижения цены и повышения качества работы.
Бог, давая человеку потребности и сделав для него труд необходимым, создал из права на труд (droit de travailler) собственность всякого человека, и эта собственность есть первая, самая священная и самая ннотъемлемая из всех. [66]
Мы рассматриваем как одну из первых обязанностей нашей справедливости и как один из достойнеших актов нашей милости освободить наших подданных от всех посягательств, нанесенных этому неотчуждаемому праву человечества. Мы хотим, вследствие этого, отменить эти учреждения, созданные произволом, не позволяющие нуждающемуся жить своим трудом, не допускающие женский пол, которому слабость создает больше потребностей и меньше средств; учреждения, толкающие его на путь соблазна и разврата осуждая его на безвыходную нищету, учреждения, уничтожающие соревнование и трудолюбие, делающие бесполезными таланты тех, коим обстоятельства не позволяют войти в цеховую организацию. Эти учреждения лишают государство и искусства всех тех знаний, которые могли бы быть принесены со стороны, задерживают развитие всех искусств, благодаря многочисленным затруднениям, встречаемым изобретателями, у которых различные цехи оспаривают право осуществлять открытия, не ими (цехами) сделанные. Эти учреждения вследствие огромных издержек, которые обязаны платить ремесленники, для того, чтобы получить право работать, — вследствие всякого рода вымогательств, которым они подвергаются, — вследствие многочисленных конфискаций под предлогом нарушения правил, — вследствие многочисленных издержек и нескончаемых судебных процессов, возникающих между различными цеховыми корпорациями из-за их взаимны притязаний на то, что каждая из них считает своею исключительной привилегией, — создают в своей совокупности огромный дополнительный налог на промышленность, обременительный для подданных и совершенно бесполезный для государства. Наконец, благодаря той легкости, которую эти учреждения дают членам цеховых корпораций, для того, чтобы составлять между собою союзы и навязывать бедным закон богатых, — они становятся орудием монополии, благоприятствуя различным махинациям с целью поднятия цен выше их нормального уровня на предметы потребления, наиболее необходимые для народа.
Вследствие этих причин и т. д., и т. д.
Ст. I. Разрешается всем, независимо от чина и положения, даже иностранцам, еще не получившим патент на натурализацию, заниматься по всему нашему государству, а также в нашем славном городе Париже, какой угодно торговлей и ремеслом и даже сразу несколькими; вследствие чего мы отменили и уничтожили, отменяем и уничтожаем все корпорации и ассоциации торговцев и ремесленников равно как и цехи, отменяем всякие привилегии, статуты и регламенты, данные выше указанным корпорациями ассоциациям, в силу чего никто из наших подданных не будет впредь терпеть никакой помехи в осуществлении своей торговли или своей профессии по той или другой причине, под тем или другим предлогом.
27. Эдикт об упразднении цехов интерсен не только тем, что в нем Тюрго заставил французское правительство говорить языком физиократов, но и своим изображением условий жизни в XVIII ст. Указ этот не имел того значения, которое ему приписывали раньше, так как уже в конце 1776 г. в Париже были восстановлены некоторые цеховые корпорации; с другой стороны, уже давно вопреки цеховой регламентации стали развиваться сельская кустарная промышленность и крупные мануфактуры.
(пер. С. Д. Сказкина)
Текст воспроизведен по изданию: Старый порядок во Франции. М. 1925
Упразднение цехов и гильдий людовик какой
К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства — короля.
Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643—1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.
Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя ка-питацию — подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.
На местах при Людовике XIV была создана система интендантов — специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.
Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.
При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия, хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.
В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:
· капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.
· Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:
· в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;
· сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.
2. Сословия при абсолютной монархии
Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым «дворянством мантии«. Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом.
Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:
· на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные;
Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии
1. Основные черты государственного строя
· вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;
Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:
· привилегии духовенства и дворянства;
· феодальные порядки в деревне;
· высокие вывозные пошлины на товары и т. д.
2. Органы государственной власти и управления
С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.
Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).
С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.
Рос бюрократический аппарат, его «влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:
· унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;
· учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.
Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле.
В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:
· утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, пре-во, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;
3. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
В судопроизводстве сосуществовали:
· церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.
Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превоталь-ных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.
Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев «третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер.
Средневековые цеха, мастера и подмастерья в Европе
«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.
Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.
Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.
Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.
Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.
В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.
Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.
Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.
Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.
Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».
Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.
Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).
Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.
В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.
Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:
1) запрещаются всякие соглашения и всякие союзы подмастерьев;
2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;
3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;
4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!
Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.
Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».
Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.
Людовик XVI и попытки реформ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Приход к власти Людовика XVI
После смерти короля Людовика XV в 1774 году французский престол занял его внук Людовик XVI.
Людовик XVI – последний король Старого порядка во Франции. Находился на престоле до 1792 года. Набожный и слабовольный монарх постоянно находился под влиянием своего окружения. Больше всего на него воздействовала его жена Мария-Антуанетта. При нём в 1789 году в стране свершилась Великая Французская революция. Людовик исполнил требование об ограничении монархии в 1791 году, но через год был казнён.
Приход нового короля породил надежду у уставших подданных на улучшение жизни. Сам Людовик XVI понимал, что стране нужны реформы, поэтому правление начал с подбора активной команды.
Реформы министра Жака Тюрго
Людовик XVI уже в августе 1774 года назначил Жака Тюрго генеральным контролёром финансов.
Анн Робер Жак Тюрго – основоположник экономического либерализма, французский государственный деятель и экономист. Годы жизни 1727-1781.
Тюрго предложил королю программу и приступил к её реализации.
Готовые работы на аналогичную тему
Все реформы Тюрго вызывали сопротивление привилегированных сословий. Особую интригу плели придворные круги, расходы которых контролёр финансов пытался сократить. Попав под влияние нарастающего недовольства, Людовик XVI отправил Тюрго в мае 1776 года в отставку и отменил его преобразования.
Министерская неразбериха и кризис
После отставки надёжного реформатора в стране наступает министерская чехарда. Один за другим меняются министры, занимающие ведущиую роль в правительстве. Сначала это был граф Вержен, затем Жак Неккер, Шарль Калонн и Ломени де Бриенн. Никто из них не имел чёткого плана действий, поэтому они то проводили реформы против привилегированных сословий, то шли на поводу у короля и отменяли проведённые меры.
Граф Вержен остался в памяти французом как человек, которому удалось взять еванш в Англии за поражение в Семилетней войне. После его уговоров Людовик XVI решился вступить в войну Британии с её североамериканскими колониями. После окончания войны в 1783 году Франция получила Тобаго и Сенегал, и, самое главное, моральное удовлетворение от реванша.
С 1777 года министром финансов был Жак Неккер. Война не привела к повышению налогов, так как Неккер покрывал военные расходы всё увеличивающимися займами. Государственный долг вырос в несколько раз, но платить его пришлось уже преемникам Неккера. Его попытка сократить расходы двора привела к отставке в 1781 году.
Шарль Александр де Калонн стал генеральным контролёром финансов в 1783 году. Он предложил монарху план реформ для пополнения казны без повышения налогов. Калонн считал, что необходимо ввести бессословный и бессрочный поземельный налог, уменьшить талью для малоимущих и расширить гербовой сбор. Для успокоения дворян предлагалось освободить их капитации (подушного налога).
Ломени де Бриенн критиковал Калонна за его преобразования, но понимал, что реформы необходимы. Он предложил ввести единый поземельный налог в денежном эквиваленте. Поле отказа нотаблями одобрить проект прозвучал призыв созвать Генеральные штаты. На 1 мая 1789 года был назначен созыв представительного органа. Ломени де Бриенн ушёл в отставку. Последняя попытка провести реформы монархией Старого порядка провалилась.
Как Салический закон решил судьбу одной французской королевской династии (Часть 1)
Династия Капетингов занимает особое место в истории Франции. При ней начали формироваться французская нация и Французское государство, а Франция начала ощущать себя единым целым. Прямая линия династии Капетингов правила с 987 до 1328 гг., затем ее сменили боковые линии Валуа (1328-1589), Бурбоны (1589-1792, 1814-1830) и Орлеаны (1830-1848). От Гуго Капета до Филиппа IV Красивого непрерывно осуществлялась преемственность власти от отца к старшему сыну, а короли Франции из мелких феодальных сеньоров превратились в правителей одного из могущественных королевств средневековой Европы. Однако после смерти «Железного короля», как его называли современники, удачная линия наследования внезапно прервалась. Его три сына сменили друг друга на престоле с 1314 по 1328 гг. и не оставили после себя мужского потомства. После их смерти прямая линия династии Капетингов пресеклась. В этом посте речь пойдет о том, что стало одной из причин угасания прямой линии династии Капетингов.
Правление Людовика X Сварливого. Предпосылки введения Салического закона
Филипп IV Красивый, король Франции и Наварры
Не все было гладко и в королевском семействе. Двое сыновей короля принцы Людовик и Карл пережили позор супружеской измены. Их жены, высокородные дамы Маргарита Бургундская (дочь герцогини Агнессы и Роберта II Бургундского, по матери внучка знаменитого короля Людовика Святого) и Бланка Бургундская (дочь графини Маго (Матильды) Артуа и номинального вассала «Священной Римской империи» пфальцграфа Оттона Бургундского) были обвинены в любовной связи с конюшими Жаком и Готье д`Оне. Любовники двух принцесс были казнены, их самих обязали присутствовать при их казни, а затем заключили под стражу в замок Шато-Гайар. Принц Карл пытался защитить свою жену, но собрание пэров Франции (знатных вельмож королевства) выступило против него. Своего зятя пыталась поддержать лишь первая среди пэров Франции графиня Маго Артуа, да и то лишь из жалости к своей дочери, а не политическим соображениям (Карл был всего лишь третьим сыном короля и шансы на престол в то время у него были невелики)
Жак де Моле, последний великий магистр ордена тамплиеров
После смерти Филиппа IV королем Франции и Наварры стал его старший сын Людовик X Сварливый (1314-1316), слабовольный, вздорный и недалекий молодой человек. В течение своего короткого правления он отказался от всех реформ своего отца. В частности, король вернул право чеканки монеты крупным феодальным сеньорам. Буквально во всех начинаниях его преследовали неудачи. Он совершил неудачный поход во Фландрию и не смог вернуть в Авиньон сбежавших после смерти Климента V кардиналов, чтобы они избрали нового папу. Фактическими правителями королевства стали дядя короля граф Карл Валуа и его близкий родственник граф Робер (Роберт) III Артуа, оспаривавший у своей тетки графини Маго свои семейные владения в длительном судебном процессе.
Генеалогия последних представителей прямой линии династии Капетингов и ее боковой ветви Валуа (из книги Робера Амбелена «Драмы и секреты истории. 1306-1643»)
Людовик X Cварливый, король Франции и Наварры
Но больше всего Людовику X не повезло в проблеме престолонаследия. От первой супруги Маргариты Бургундской у него была дочь Жанна, но многие считали ее незаконнорожденной. Она воспитывалась вдали от королевского двора в Нельской башне, где некогда ее мать изменяла своему супругу. Развестись со скандальной особой король не мог, поскольку только папа мог утвердить его развод. Вероятно, Людовик X решил ускорить события и по его тайному приказу в 1315 г. Маргарита Бургундская была задушена в своей камере в замке Шато-Гайар. В момент смерти ей было 25 лет. Ее сокамерница Бланка Бургундская сошла с ума от увиденного убийства. Это версия смерти королевы Франции и Наварры, но она вполне правдоподобна, поскольку в тот момент король уже думал о втором браке, и неверная супруга была препятствием для его замыслов.
Маргарита Бургундская, первая жена короля Людовика X
Клеменция Венгерская, вторая жена короля Людовика X
Современники отзывались о второй супруге Людовика X как о набожной, скромной и благочестивой молодой женщине, которая небезуспешно пыталась влиять на своего слабовольного и вздорного супруга. Однако второй брак молодого короля продлился меньше года. 5 июня 1316 г. он умер от лихорадки в возрасте 26 лет, не оставив после себя мужского потомства. Франция впервые за всю историю правления прямой линии династии Капетингов осталась без короля и погрузилась в феодальную анархию. Права на престол принцессы Жанны так и остались под вопросом. Последующие события показали, что ей пришлось довольствоваться лишь властью над Наваррой.
Тайна смерти младенца-короля и регентство Филиппа Пуатье. Введение Салического закона
После смерти Людовика X не оправдались надежды тех, кто рассчитывал, что его второй брак вернет внутреннюю политику Франции ко временам его отца Филиппа Красивого. Вместо этого в стране началась феодальная смута. Дядя покойного монарха Карл Валуа и его брат Филипп Пуатье начали борьбу за регентство при еще неродившемся наследнике престола (королева Клеменция еще только ждала ребенка), герцог Бургундский Эд выступил защитником прав своей племянницы Жанны (дочери его сестры Маргариты Бургундской), а король Англии Эдуард II, женатый на знаменитой «французской волчице» Изабелле (дочери Филиппа Красивого), подстрекал к мятежу феодалов Южной Франции. Филипп Пуатье в этих условиях взял решительно наводить порядок в стране. Мятеж в Бургундии был подавлен, герцог Эд был обручен с дочерью Филиппа Жанной, Карл Валуа стал «хранителем чрева» королевы Клеменции. В ноябре 1316 г. на ассамблее пэров Франции в Париже был принят новый закон о престолонаследии, гласивший, со ссылкой на древнюю норму «Салической правды» франков, что французская корона отныне передается только по мужской линии. От престола была отстранена Жанна Наваррская (она стала королевой Наварры, но пока только формально из-за малолетства), а права королевы Англии Изабеллы и будущего короля Эдуарда III даже не рассматривались. Регентом королевства и возможным ближайшим наследником короны стал граф Филипп Пуатье. Позднее такое решение вопроса о престолонаследии привело к Столетней войне Англии и Франции.
15 ноября 1316 г. родился долгожданный наследник престола, сын Людовика X и Клеменции Венгерской Иоанн I Посмертный, тут же провозглашенный королем Франции и Наварры. Однако уже через пять дней малолетний король внезапно умер. Поползли слухи о причастности к его смерти регента королевства и его тещи графини Маго Артуа,
Надгробье Иоанна I Посмертного в аббатстве Сен-Дени
Конечно, была версия и о спасении малолетнего короля и отравлении вместо него другого ребенка (королевской кормилицы). Под именем Иоанна Посмертного действовало несколько самозванцев. Самый известный из них Джанино ди Гуччо Бальони, которого посадили в тюрьму в Провансе в начале 1360-х гг. Версия о спасении малолетнего короля изложена и в романах Мориса Дрюона «Яд и корона» и «Лилия и лев». Могила короля-младенца в аббатстве в Сен-Дени была разрушена во время Французской революции и восстановлена в настоящее время.
Продолжение поста следует.
Лига историков
8.1K постов 35.7K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Стоит наверное упомянуть, что эта история шикарно описана в цикле книг «Проклятые короли» Мориса Дрюона.
автор, ты хоть соблюл бы последовательность правлений. Первый все таки Филипп, потом его старший сын Людовик Сварливый и т.д. Потом, брак Жанны Наварской. какой Жанны, с кем, с Людовиком? так она ему дочерью приходилось от Маргариты Бургундской. Если Жанна 1, то так и написал бы, а то все про Людовика.
спасибо автор, интересная тема) Надо отметить, что потомки Гуго Капета, не прямые, по боковым, младшим, женским линиям, правят до нынешнего времени в Испании и Люксембурге. Мало какой род можно проследить так далеко.
Отон III де Грансон — поэт и воин, павший в судебном поединке
1 ноября 1391 года при загадочных обстоятельствах умирает молодой Амадей VII Савойский, прозванный в народе «Красным графом». Собственно, прозвище свое граф получил за огромную любовь к одежде красного цвета в отличие, например, от своего отца Амадея VI, предпочитавшего зеленый (угадайте под каким именем он вошел в историю?). Амадей VI Зеленый граф остался в истории выдающимся полководцем и правителем, сумевшем значительно расширить территорию Савойского графства (государства в составе Священной Римской империи, возникшего после распада Бургундского королевства в XI веке), а также возглавить крестовый поход против турок (1366—1367). Помимо всего прочего Амадей VI остался в памяти покровителем поэтов и поборником высоких идеалов рыцарства.
2.Памятник Амадею VI в Турине, Италия. Статуя изображает Зеленого Графа во время победоносной битвы с турками (Савойский крестовый поход)
Для начала стоит сказать, что никто не знает когда родился будущий поэт, год его появления на свет определяют где-то между 1340-м и 1350-м, более уверенные склоняются в сторону последней даты. Однако одно известно точно — родился Отон III де Грансон в кантоне Невштатель в Савойе, будучи с самого своего рождения весьма обеспеченным парнем, ибо семья де Грансонов принадлежала к высшей знати и более того состояла в родственной связи с династией английских королей. В 1365 году молодой Отон III женился на Жанне де Вьенн — девушке своего круга, однако спокойной жизни со своей избранницей юноша предпочел ратные подвиги. Уже в 1368 году де Грансон участвует в походе против Бургундского герцогства, будучи подданным Савойского графского дома.
Морское сражение при Ла Рошели. Миниатюра из «Хроник» Фруассара XV в.Собственно, сведения об участии в битве Отон III де Грансона мы также черпаем с труда Жана Фруассара.
Близкие отношения с главой дома Амадеем VI Зеленым графом и его женой Бонной де Бурбон, вероятно, не особенно обременяли его в части служения, ибо за свою рыцарскую карьеру де Грансон успел выступить и за англичан — как участник рейда английской эскадры против французской крепости Ла Рошель (1372) и как доблестный рыцарь, выступавший на стороне Плантагенетов в Столетней войне. Особенных наград за служение английскому трону Отон III де Грансон не получил, однако за годы службы (1372-1379) ему удалось сблизиться с представителями английской аристократии и поэтами, а также заслужить славу искусного воина и, внезапно, образца куртуазии. В своих поэмах он держался главным образом одной темы, воспевая любовь к некой Прекрасной Даме. О поэзии Отона III де Грансона можно говорить долго, равно как и о его вкладе в средневековую литературу, упомянем лишь то, что именно он познакомил Францию и весь франкоязычный мир с обычаем выбирать свою Валентину, а также стал родоначальником тех самых «валентинок» — его «Праздник святого Валентина» в будущем поспособствует появлению известного нам дня, отмечаемого 14 февраля. Ниже мы познакомим вас с мнением одного из исследователей его творчества, которое, пожалуй, может сказать и о личности самого поэта:
«Он словно колебался между двумя образами — идеалом галантной любви, верной, благородной, предполагающей вассальное служение мужчины своей дамы, и новоявленным идеалом любви в духе праздника святого Валентина — фривольной и кокетливой, ведь своего партнера следует менять каждый год, а, значит, любовь низводится до уровня игры»
(Ален Корбеллари, профессор Лозаннского университета)
В целом Отон де Грансон был типичной для своего времени фигурой, служившей тому, кто больше платил, но его неоспоримый литературный талант вкупе с военными успехами сделали де Грансона известным человеком во многих странах Европы. Однако были в его жизни и неудачи. В той же битве при Ла Рошель 1372 года англичане потерпели сокрушительное поражение и де Грансон, вместе с несколькими сотнями других рыцарей и более восемью тысячами солдат попадает в плен. Два долгих года неутомимый авантюрист коротает в плену у испанцев, союзников Франции, прежде чем английский король Эдуард III не вносит щедрую плату за его освобождение.
1.Эдуард III Плантагенет
2.Столетняя война (1337-1453)
Скульптура «Граждане Кале» Огюста Родена, посвященная одному из эпизодов Столетней войны — осаде г.Кале 1346 года.
Де Грансон продолжит служение короне до смерти своего отца в 1386 году — кончина родителя заставит блудного сына вернуться на родину. В Савойе Отон III приступает к придворным обязанностям, унаследовав несколько высоких титулов и родовые земли, разбросанные по окрестностям Женевского озера. Помимо этого прославленный поэт и рыцарь становится главным советником графа Савойи Амадея VII, прозванного Красным графом, участвует в многочисленных событиях придворной жизни со всеми ее страстями и интригами, которые в конце концов приводят его в стены тюремного замка Морж, а после и знаменитого Шильонского замка.
Замок Шильон или Шильонский замок. Первое упоминание относится к 1160 году, уже тогда крепость была резиденцией графов Савойских. Также служил тюрьмой. Замок особенно известен благодаря произведениям Джорджа Байрона, Жан-Жака Руссо, Виктора Гюго и Александра Дюма, где крепость является одним из мест действия.
Сложно сказать, сколько времени де Грансон проводит в заключении, зато можно уверенно заявить, что это было не последней его проблемой. 1 ноября 1391 года умирает его покровитель Амадей VII Красный, что становится началом целого вороха проблем. Ибо как приближенный ко двору, Отон III становится одним из главным подозреваемых в убийстве графа, а затем указом его вдовы Бонны Берийской лишается собственных владений. Как вы уже знаете, поэт не стал дожидаться участи других обвиняемых и сбежал в Англию, где, находясь под покровительством короля Ричарда II, мог чувствовать себя в безопасности. Если бы, конечно, оставался при дворе, но де Грансон не из таких, потому уже в 1392-1393 годах он служит в войске Генриха Ланкастера (графа Дерби и будущего короля Англии Генриха IV) в походе в Пруссию, а затем и в Палестину. Тем временем в Савойе имущество уже немолодого поэта уходит с молотка.
Однако спустя какое-то время «выясняется», что ни заговора, ни отравления не было. В 1395 году распоряжением самого короля Франции дело было пересмотрено, а невиновность осужденных доказана. Реабилитированный де Грансон тут же возвращается в Савойю, где рассчитывает вернуть свои владения, однако на месте выясняется, что решений Карла VI (оставшегося в истории под прозвищем Безумный), савойцы не признают, в связи с чем поиски виновных в смерти Амадея VI продолжаются. Не называя прямой причины, обвинение Отону III де Грансону выдвигает новый владелец его имений — молодой Жерар д’Эставайе, на красавицу-жену которого пожилой поэт якобы заглядывался. Измученный ревностью Д’Эставайе ображается к правителю кантона Во Луи де Жуанвилю, который затем ходатайствует к Амадею VIII Савойскому — правителю Савойи, ставший оным после смерти своего отца. Граф приглашает обоих к себе, где д’Эставайе вновь выдвигает обвинение против де Гастона и желает ему смерти от своего меча, а тот в ответ обвиняет д’Эставайе во лжи и напоминает, что он уже признан невиновными имеет право отказаться от суда поединком. Сказав это, Отон III схватился за рукоять своего меча, а другой рукой бросил перчатку, тем самым дав свое согласие на поединок. Затем противники поклялись на Евангелии, что исполнят приговор, а затем разошлись до января 1397 года — тогда должно было свершиться долгожданное «правосудие».
Согласно обычаю, обоим участникам конфликта давался 40-дневный срок перед, непосредственно, судебным поединком, в который они могли потренироваться, приобрести необходимое снаряжение и, что самое главное, «привести в порядок свою совесть». О вопросах совести в данном случае говорить не приходится, что же касается снаряжения — упомянутые нами выше Отон III де Грансон и Жерар д’Эставайе могли иметь при себе копье, два меча и кинжал.
Но в указанный день дата была перенесена судом на 5 мая, а затем на 7 августа того же года. Очевидно судебная коллегия надеялась на примирение противников и, соответственно, возможность избежать масштабного кровопролития, ибо и тот, и другой участник конфликта обрели множество сторонников, готовых вмешаться при любой выдавшейся возможности. Однако примирения не произошло.
Поединок между Отоном III де Грансоном и Жераром д’Эставайе
Однако есть и другая трактовка этих событий, которая, впрочем, не противоречит вышеуказанным сведениям. Между противниками заранее было оговорено, что в случае непризнания своей вины побежденный должен будет лишиться обоих рук. Так и случилось — победивший в поединке Жерар д’Эставайе потребовал, чтобы де Грансон признал себя виновным в отравлении графа Савойского, а тот в ответ протянул ему обе руки, которые д’Эставайе отрубил одним ударом. Спустя годы о событиях, произошедших во французском городке Бурк-ан-Брес вспомнит Александр Дюма, описав на страницах своей книги «Путевые впечатления. В Швейцарии» надгробную статую Отона III де Грансона, находящуюся в его гробнице в Лозанне. Как вы уже догадались, скульптура была изувечена, равно как и тело, находящееся под ней.
Жерар д’Эставайе отрубает руки Отону III де Грансону
«Вот почему у статуи нет рук, как нет их у тела, лежащего под нею: они были сожжены палачом как руки предателя. Когда вскрыли могилу Отона, чтобы перенести его останки в кафедральный собор Лозанны, в ней был обнаружен облаченный в боевые доспехи скелет со шлемом на голове и шпорах на ногах, отверстие, пробитое на груди кирасы, указывало место, куда попало копье Жерара» (Александр Дюма)
А с вами был Бородатый Горец. Спасибо, что читаете нас, впереди вас ждет еще много всего интересного. С этой и другими статьями вы также можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард» в ВКонтакте, где в целом много интересного материала)
«1238. Батыево нашествие»
«1238. Батыево нашествие». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2017 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 2017 год.
Монастырское пивоварение
Автор: Владимир Дробенков.
Поговорим о пиве и монастырях.
Почти у всех в голове сидит шаблон: толстенный улыбающийся средневековый монах прихлёбывает из кружки янтарный напиток, либо смотрит на него добрыми глазами. Давайте поговорим, откуда такой шаблон взялся.
Для начала три простых факта:
1) Пиво — это постный напиток.
2) Слабоалкогольные напитки менее вредны, чем грязная вода.
3) Не вся Европа подходит для выращивания винограда.
Объединив эти факты и помножив на монашеские знания и на грешное стремление к чревоугодию, получим на выходе идеальные условия для развития монастырского пивоварения.
В каких-то значимых масштабах монахи начинают варить пиво уже в IX веке, постепенно расширяя производство и совершенствуя рецептуру. Так как большинство средневековых монастырей располагалось в городах (а то и сами монастыри оказывались «градообразующими предприятиями»), монахи здраво рассудили, что Словом Божьим и кружкой пенного они добьются намного большего, чем одним Словом Божьим. Дошло до того, что к Новому Времени некоторые монастыри платили налоги бочонками пива.
Но нас всех интересует не только история, но и вкус, правда? Что ж, в широком смысле, почти всё современное пиво — монастырское, так как большинство сортов пива изобрели монахи. Но такой ответ вряд ли кого-то действительно устроит, поэтому сузим фокус и поговорим об «аббатском пиве».
Итак, около 530 года Бенедикт Нурсийский основывает первый в мире монашеский орден. Сейчас это бенедиктинцы. Орден предлагает посты, молитвы, аскезу и прочая, прочая.
Но это всё присказка, наша сказка начинается в 1664 году, когда монахи аббатства Ла-Траппе (фр. «La Trappe»). ну, вы понели. Снова самые труъ монахи(трапписты) обвинили остальных в том, что они не труъ, и погнали молиться пуще прежнего.
И вот мы наконец-то возвращаемся к ПИВУ. Так вышло, что несколько бельгийских монастырей присоединились к траппистам. А Бельгия, как известно — рай для пивовара. Таким образом, у нас в одном месте переплетаются ОЧЕНЬ трудолюбивые монахи и древние традиции пивоварения. На выходе получаем несколько сортов шикарного бельгийского эля, который очень быстро начинает именоваться «траппистским», чтобы подчеркнуть его исключительность по отношению к «обычному» бельгийскому элю.
И вот мы плавно подходим к началу ХХ века. Время для монастырей, скажем прямо, не самое лучшее. Тем не менее, трапписты чувствовали себя довольно неплохо, молились, постились, варили пиво, троллили другие ордена (например, ещё в 1889 году трапписты выкупили и восстановили аббатство Сито). Главной бедой монастырских пивоваров стали ушлые бельгийские конкуренты, варившие эль попроще, подешевле, и называющие свой шмурдяк «траппистским элем». Решить дело молитвами не вышло, и монахам пришлось обратиться в суд.
Историю рассказал, теперь — пробуем! Аббатского пива существует множество сортов, но я бы советовал все-таки ориентироваться на бельгийский эль, как самый «историчный» вариант.
Если есть возможность — попробуйте «La Trappe», это та самая траппистская классика, которую надо знать. Есть несколько сортов, от простого и понятного «блонда» до убойных чертверных элей и бОков, смутно напоминающих всеми любимую балтику-9.
Если возможности нет — пробуйте «Leffe»(читается «лэф»). Это самое что ни на есть классическое аббатское пиво во всём многообразии. На мой личный вкус, Leffe Brun — вообще один из лучших сортов, что я когда-либо пробовал. Только не грешите, не берите в железной банке. Ищите шампанскую бутылку с настоящей пробкой.
Автор: Владимир Дробенков.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Быть англосаксом дело добровольное? Антропологический анализ черепов англосаксов V–IX вв
Заселение значительной части острова Великобритания германоязычными племенами из континентальной Северо-Западной Европы, в период с середины 5-го по начало 7-го века н. э., сыграло важную роль в формировании английского языка и в целом Королевства Англии. Поэтому неудивительно, что этот эпизод в истории региона стал предметом значительного количества исследований. Однако несмотря на это сохраняется неопределенность в отношении числа переселенцев и характера их взаимоотношений с ранее существовавшими жителями острова, в частности с романо-бриттами.
Традиционно, до развития современной науки, знания о заселении Британии англами, саксами, ютами и фризами основывались на двух исторических текстах: «Церковной истории народа англов» и «Англосаксонской хронике». Считается, что «Церковная история», написанная Бедой Достопочтенным, была завершена в 731 году н. э. А оригинальная версия Англосаксонской хроники была составлена в конце 9 века н. э., и ее копии обновлялись по крайней мере до середины 12 века н. э. Оба этих документа описывают массовое вторжение и быстрое вытеснение коренного населения, что в последствии было оспорено археологами. Их данные свидетельствуют о том, что изменения, связанные с прибытием германоязычных племён, происходили относительно медленно, что противоречит идее о быстрой замене романо-бриттов. Анализы изотопов кислорода и стронция англосаксов показали, что лишь небольшое их количество происходит из континентальной Европы. В свою очередь анализ полногеномных данных из работы 2016 года показал, что англосаксы были тесно связаны с современными датчанами и голландцами, а их вклад в людей, проживающих сегодня в Восточной Англии, составляет около 38%.
В новой работе при помощи методов геометрической морфометрии авторы решили в процентном соотношении оценить количество англосаксов, чьё происхождение соответствует Северо-Западной Европе и постримскому периоду Великобритании. И в целом пролить свет на масштабы миграции из континентальной Северо-Западной Европы, которая произошла между серединой 5-го и началом 7-го веков н. э.
Для этого учёные использовали методы трехмерного анализа черепов чтобы сравнить образцы из средневековой Англии, а также более раннего периода с таковыми из Дании железного века.
Авторы работы сосредоточились на реперных точках в основании черепов, потому как предыдущие исследования показали, что трехмерная форма этой области черепа может быть очень информативной, почти как ДНК.
В описываемой работе, англосаксонский период был разбит на две части, ранний с 410 по 660 гг. и средний с 660 по 889 гг.
Анализ ранних англосаксонских скелетов, показал, что от 67 до 75% людей из англосаксонских погребений, имели континентальное происхождение, как в Северо-Западной Европе. А от 25 до 33%, местное происхождение которое было наследием предыдущих периодов на Британских островах. Однако в среднем англосаксонском периоде картина меняется и уже 50-70% англосаксов, вероятно, имели местное происхождение, в то время, как только от 30 до 50% из них, имели континентальное европейское происхождение. Стоит учесть, что авторы работы решили разделить мужчин и женщин в анализах, а когда для проверки объединили выборки, то полученные результаты были практически идентичны. А стало быть, мужчины и женщины внесли равный вклад.
В этих разделённых, дополнительных анализах 69% предков женщин раннего англосаксонского периода, по оценкам, происходили из территорий современной Дании, а 31% из досредневековой Англии. Однако в среднем периоде уже 52% их предков были из досредневековой Англии, а 48% из Дании.
Тот же анализ для мужчин показал, что в раннем периоде 70% их предков, происходили из Дании, а 30% из досредневековой Англии. Также, как и в случае с женщинами, картина изменилась в среднем англосаксонском периоде, когда 63% предков мужчин происходили из досредневековой Британии, а 37%-из Дании.
При этом ранние исследования ДНК показали, что большинство переселенцев были мужчинами. Было бы хорошо объяснить такое несоответствие.
Ранее для изучения числа мигрантов из Северо-Западной Европы были использованы исторические записи, а также изотопные и генетические анализы. Но, как и упоминалось, исторические записи в «Церковной истории народа англов» и «Англосаксонской хронике», описывают массовое замещение местного на тот момент населения большим количеством германоязычных людей из континентальной Северо-Западной Европы. Правдоподобное объяснение несоответствия между результатами учёных и историческими текстами состоит в том, что последние просто неточны. «Церковная история» и «Англосаксонские хроники» были написаны через несколько столетий после рассматриваемых событий, и поэтому вполне возможно, что их авторы сильно преувеличили число переселенцев. Возможно, что континентальное европейское происхождение было более престижным, чем местное и это побудило большинство поздних англосаксов утверждать, что их предки были из Северо-Западной Европы. Существовало также мнение, что жители средневековья верили в изначальное разделение людей на народы, рода, нации, с общим происхождением и культурой, которые обычно и естественным образом образовывали отдельные политические единицы. Поэтому в их понимании, англосаксы могли быть исключительно потомками германоязычных переселенцев.
Кстати, часто в комментариях встречаются представители схожей точки зрения. )
А что касается несоответствия результатов изотопным исследованиям, которые показали, что лишь немногие англосаксы были выходцами из континентальной Европы, то этому существует несколько потенциальных объяснений.
Анализ изотопов кислорода и стронция, извлеченных из зубов, проливает свет на то, где вырос человек, а не на его происхождение. Таким образом, вполне возможно, что некоторые, если не все, люди, которые считались местными, имели родителей из континентальной Европы, но сами выросли в южной Британии, то есть они были переселенцами во втором поколении. Но также возможно и то, что существовали региональные различия в количестве германоязычных переселенцев. Помимо этого, изотопные исследования могли недооценить число выходцев из континентальной Европы, потому как в нескольких исследованиях были выявлены дополнительные неместные люди в выборках. Предполагалось, что некоторые из них были родом с других Британских островов, а остальные считались неопределенного происхождения.
А вот к последним генетическим данным новые результаты ближе. Но это касается более современных исследований, потому как в ранних работах, основанных преимущественно на гаплогруппах результаты были более размыты. Так в исследовании от 2002 г., было показано, что от 50 до 100% мужчин в Центральной Англии имеют континентальное европейское происхождение (кроме Северного Уэльса). Это же исследование указало на большее количество мужчин-переселенцев чем женщин. Может в этом и есть объяснение несоответствия, упомянутого выше.
Но в более новых работах процент выходцев из материковой Европы в Англии составляет от 10% до 73%, в зависимости от региона. Поэтому в отличие от исторических текстов и изотопных анализов, новые данные не противоречат имеющимся данным ДНК о происхождении англосаксов. Новая оценка того, что от 66 до 75% ранних англосаксов были выходцами из континентальной Северо-Западной Европы, вполне укладывается в диапазон оценок, полученных в ходе исследований ДНК, что подтверждает использование 3D-формы основания черепа в качестве индикатора происхождения захороненных.
Однако новые результаты показывают, что число англосаксов континентального европейского происхождения сократилось примерно с 67% в раннем англосаксонском периоде до примерно 33% в среднем периоде. При этом авторы отмечают, что ранее заметных изменений в относительной численности местных и неместных жителей между этими периодами выявлено не было. Об этом не упоминается в исторических текстах, как собственно и в исследованиях изотопов и ДНК.
Существует несколько потенциальных объяснений такого изменения:
1. С 3-го по 7-й век увеличивалось число местных жителей, которые принимали англосаксонскую идентичность.
2. Когда массовая миграция народов из материковой Европы прекратилась, произошло закономерное увеличение смешанных браков между людьми континентального европейского происхождения и местного. При этом это могли быть потомки переселенцев из Северо-Западной Европы уже не в первом поколении.
3. Возможно, что миграция из материковой Европы все еще продолжалась после 660 года н. э., но со значительно более низкой интенсивностью, чем в предыдущий период.
4. Увеличение доли лиц местного происхождения было следствием того, что они попросту превосходили по численности переселенцев из Северо-Западной Европы.
Определение того, какая из этих гипотез или их комбинаций ближе к действительности, потребует дальнейших исследований.
Но стоит отметить, что неплохо было бы и в данном исследовании объединить антропологические и археологические данные с изотопными и генетическими по тем же образцам. Но будем довольствоваться тем, что есть и ждать продолжения.
А в целом, новое исследование предполагает, что англосаксы Британии, с примкнувшими к ним ютами и фризами, состояли не только из людей родом из континентальной Северо-Западной Европы, но также из многих местных жителей с родословной из досредневековой Англии. При этом доля местных жителей увеличивалась со временем и к среднему англосаксонскому периоду люди с местной родословной уже превосходили людей с континентальной европейской родословной. Возможно, что со временем англосаксонская идентичность была делом добровольным и престижным.