упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью

Упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью

упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью. VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью фото. упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью-VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. картинка упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью. картинка VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7

упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью. VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью фото. упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью-VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. картинка упрощенное представление о каком либо социальном объекте связанное с повышенной устойчивостью. картинка VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7

Новый Альянс запись закреплена

Стереотипизация — это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции минимизировать различия между членами одной и той же группы. Социальный стереотип — это устойчивое представление о явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы; упрощенное представление о каком-либо социальном объект, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью.

Классификация социальных стереотипов:

1. Конституционально-антропологические стереотипы проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека.

2. Этнические (национальные) стереотипы — это упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности либо национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы.

3. Статусные стереотипы, проявление которых связано с восприятием и пониманием другого человека в зависимости от его социального статуса.

4. Социально-ролевые стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек. Статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень схожи.

6. Эмоционально-эстетические стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности/непривлекательности.

Источник

Стереотип социальный

Смотреть что такое «Стереотип социальный» в других словарях:

стереотип социальный — (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в к рых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов… … Большая психологическая энциклопедия

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ. См. социальный стереотип … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — (от греч. твёрдый и отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную психологию и социологию У.… … Философская энциклопедия

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ, схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению,… … Современная энциклопедия

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению, сложившееся под влиянием… … Большой Энциклопедический словарь

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. stereotype, social; нем. Stereotyp, sozialer. Схематизированный, стандартизированный образ или представление о соц. объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Стереотип социальный — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ, схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

стереотип социальный — стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению, сложившееся под влиянием социальных… … Энциклопедический словарь

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — упрошенный и устойчивый образ социального объекта … Юридическая психология: словарь терминов

Стереотип социальный — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта людей, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события,… … Социологический справочник

Источник

МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА.

1) Идентификация– это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

2) Эмпатия– это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

3) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

4) Рефлексия– это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

5) Каузальная атрибуция– механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: а) люди с личностной атрибуциейв любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; б) в случае пристрастия кобстоятельственной атрибуциилюди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; в) пристимульной атрибуциичеловек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

6) Децентрация– это противоположность эгоцентризму; возможная смена позиции и координация своей точки зрения с другими возможными точками зрения; это способность отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отчета и умение переключаться на другую точку зрения. Неадекватная децентрация – когда она используется для манипуляции. Уровни децентрации: а) смена перцептивной позиции и координация своей точки зрения с точкой зрения другого. б) принятие точки зрения другого.

12. Механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: механизмы межличностного восприятия и механизмы межгруппового восприятия.

Наиболее распространенными механизмами межличностного восприятия являются: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия:

А.А. Бодалёв под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалёв А.А., 1982).

А.А. Реан считает, что – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004). По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии на прямую зависит от субъективной значимости партнера.

Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека, как результат данного процесса, как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы: внешние, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, это: потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнёров по общению, пространственная близость; внутренние, возникающие в процессе взаимодействия: физическая привлекательность партнёра по общению, стиль общения, фактор сходства между партнёрами, выражение личного отношения к партнёру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:

степени типичности или уникальности поступка;

социальной желательности или нежелательности поступка;

того, является ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.

Г. Келли (1984) выделил три типа атрибуции:

личностная – причина приписывается лично совершившему поступок;

объективная – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

обстоятельственная – причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

енденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старалались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При саматрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей. Для примера проведите мысленно следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 руб. в течение двух часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города. Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100 %. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50 % – это большинство). Мой опыт проведения данного эксперимента показывает, что за редким исключением люди причисляют себя к нормальному, «здоровому» большинству.

Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Нам кажется, что роль сильнее индивидуальности. (Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, в целом подтверждает этот тезис: действительно социальная роль может влиять на поведение человека, и даже вполне миролюбивые люди в роли тюремного надзирателя ведут себя жестоко. Но мы должны учитывать также, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т. д.).

Игнрирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев в основном судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К. Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.

К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев (2000) относит: внутригрупповой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. В.С. Агеев описывает ряд факторов, блокирующих его актуализацию: 1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия; 2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче группы; 3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.

Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, т. е. позволяют быстро нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причем чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» представителей другой.

Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).

Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он также указал на две основные причины склонности к стереотипам: принцип экономии умственных усилий и принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов, мнений.

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов.

Конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.

Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.

Статусные – проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).

Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.

Вербально-поведенческие – характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.

Эмоционально-эстетические – связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.

Профессиональные – имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко (1986), который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.

Существует такое понятие, как аутостереотип, которое исследовала В.Н. Куницына. Речь идет о национальных аутостереотипах, например, типичный автопортрет русского человека: откровенный, щедрый, бесшабашный, «рубаха-парень», жизнелюбивый и умный.

Разновидностью социального стереотипа является имидж личности, под которым понимается воспринимаемый и передаваемый образ человека. Слово имидж произошло от английского image – образ и трактуется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например, имидж политического деятеля.

Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т. д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т. е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образ могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности.

Выляют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации.

Межличностные и межгрупповые механизмы восприятия взаимодополняют, но не дублируют друг друга, выполняя специфические функции. Межгрупповые механизмы «обслуживают» взаимосвязь группы с другими группами. Межличностные механизмы являются средством, с помощью которого обеспечивается интеграция индивидуальных действий в совместной деятельности.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1550 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ

Сущность социальной перцепции

заключается в образном воспри-

ятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего

мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений мате-

риального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым ус-

ловием восприятия. Как отмечает В. В. Ситников, образ рассматривается

как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядо-

чивает многообразие отдельных явлений (Ситников В. Л., 2001, С. 15). По

содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает

действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, воспри-

ятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозак-

Восприятие является активным процессом, т. е. то, что мы вос-

принимаем, и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с

одной стороны, определяется нашим состоянием, с другой стороны, на-

ходится под нашим контролем.

Механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции –это способы, посредством ко-

торых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека;

к ним относятся: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттрак-

ция, каузальная атрибуция.

Под идентификациейподразумевают способ понимания другого че-

ловека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе.

Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалев А. А.,

Эмпатия– постижение эмоционального состояния, проникновение –

вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация– способность и умение человека отойти от своей по-

зиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со

стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм ос-

вобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых

эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия –осмысление индивидом того, как он вос-

принимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что

интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напря-

мую зависит от субъективной значимости партнера.

Аттракция– особая форма восприятия и познания другого человека,

основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитив-

ного чувства. Выделяются 3 уровня аттракции: симпатия, дружба и лю-

бовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие

проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в

одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; про-

стое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство

мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стиму-

лирующие аттракцию, на две группы:

1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался про-

цесс общения, это: потребность в аффилиации (доверительном общении),

эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная бли-

2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия:

физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фак-

тор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партне-

ру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуциисвязан с приписыванием причин,

как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования

атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством ко-

торой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции воз-

никает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке,

заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооце-

нивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для

«наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей,

часто просматривается следующая закономерность: при их неудачах мы

говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей;

если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто по-

везло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как ее ос-

новная цель – сохранение положительной самооценки.

2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интер-

претировать свое поведение как типичное, свойственное большинству лю-

3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные со-

циальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции

воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в стро-

гом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки ле-

жит склонность опираться на ролевые стереотипы.

4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося –

тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом ох-

раняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят,

опираясь на поведение собаки: если собака спит, значит все спокойно.

К механизмам межгруппового восприятияотносят: внутригруппо-

вой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизмзаключается в тенденции благопри-

ятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в про-

тивовес, а иногда и в ущерб членам другой. В. С. Агеев описывает ряд фак-

торов, блокирующих его актуализацию:

1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не

«группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия;

2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех крите-

риев, на основании которых извне выносится решение об успехе или не-

3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимо-

Физиогномическая редукция– это восприятие внешности другого

человека с одновременной или последующей интерпретацией его как лич-

ности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода

«ключи» (Агеев В. С., 2000), для восприятия («прочтения) другого челове-

ка. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к предста-

вителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко авто-

матически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого чело-

века. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при вос-

приятии представителей других культур, причем, чем более значительны

различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи»

одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» предста-

Стереотипизация– это процесс формирования стереотипов, сущ-

ность которого заключается в тенденции максимизировать восприни-

маемое различие между группами и минимизировать различия между чле-

нами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе

ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе

Социальный стереотип– это

1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственное

представителям той или иной социальной группы (Филатова О. Г., 2000);

2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте,

связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Анд-

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:

1) конституционально-антропологические проявляются во влиянии

антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на

оценку личности, психологических особенностей человека;

2) этнос-национальные стереотипы – это упрощенные, схематизиро-

ванные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы ка-

кой-либо этнической группы или общности или национальности, легко пе-

реносимые на всех представителей этой группы;

3) статусные: проявление данного типа стереотипов связано с зави-

симостью восприятия и понимания другого человека от его социального

4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и

оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, ко-

торые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинирован-

5) вербально-поведенческие: характеризуют зависимость воспри-

ятия другого человека от особенностей его поведения и речи;

6) эмоционально-эстетические стереотипы: связаны с зависимостью

восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности –

7) профессиональные: в данном случае имеется в виду персонифи-

цированный образ профессии, т. е. обобщенный образ типичного профес-

Эффекты восприятия

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознако-

мыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале,

а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект ореола – формирование специфической установки на вос-

принимаемого человека через направленное приписывание ему определен-

ных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспри-

нимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а

также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты

А. А. Бодалева и П. Уилсона). В первую очередь «ореол» создают факторы

внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается в тенденции переоцени-

вать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (экспе-

рименты А. А. Леонтьева и А. Миллера).

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны сис-

тематически переоценивать различные психологические качества тех лю-

дей, которые превосходят их по какому-то существенному для них пара-

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также

склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Оче-

видно, что то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечат-

ление о нем. Более того, очень часто на возникающее у нас впечатление о

человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собе-

седнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Класси-

ческий пример проекции: начальника, не обладающего способностью к

систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных эти

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее

ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством

своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе

межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-

лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и

Дж. Гриндер (2008) считают: поскольку язык каждого человека отражает

его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как

Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных

систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из

систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность

проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных

жестах и движении глаз. Выделяют:

 Аудиальную репрезентативную систему доминирует слух. В

речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит как му-

зыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т. п.

 Визуальная репрезентативная система преобладает зрение.

Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выгля-

дит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т. п.

 Кинестетическая система преобладают двигательные и так-

тильные ощущения. Характерные слова и фразы: «подождите секунду»,

«холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано», «это меня задева-

 Обонятельная и вкусовая системы.Характерные слова и фразы:

«горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят»,

«свежий, как роза» и т. п.

Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими мо-

дальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и по-

нимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для

улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой

информации между субъектами, обладающими различными модальностя-

ми, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закреп-

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1291 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *