урок труда до какого класса
3D-принтер в руки
Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. «Трогать их» на практике.
Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей». Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.
Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных «Кванториумов». Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.
Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».
Ольга Васильева, министр просвещения:
Владимир Семенихин, автор пособия для учителей «Изготовление инструментов в школьных мастерских»
«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить
В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?
Что происходит с технологией в школе
IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.
Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.
Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».
По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.
«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.
П о мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.
«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».
На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет
Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.
Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.
«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.
Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.
По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.
Как должна измениться технология и что этому мешает
30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.
Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.
Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.
Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета
«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».
Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.
«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.
Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.
Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.
Что могут сделать родители
После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.
«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».
Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».
Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.
Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов
До какого класса технология в школе?
В 10-11 классах, то есть старших, технологии уже нет.
Часто на технологии не только практика, но и лекционная часть.
Предмет Технология преподают во всех школах. Для многих привычнее его назвать именно, как труд. Обычно в школах этот предмет изучают по девятый класс включительно.
В старших, а именно в 10,11 классах этого предмета в списке уроков уже нет.
Каждый год вс меняется, да и зависит все от школы, но технология (или по старому труды) чаще всего идет до 9 класса. В 11-ом и 10-ом классе чаще всего технология уже не проводится.
При том, начиная с 5 класса уроки делятся для мальчиков и для девочек, но совместно она не проводится. Девочки на этих уроках шьют, готовят, а мальчики делают из дерева что-нибудь.
В 10-11 классах некоторые школы проводят технологию, но темы уже другие (более серьезные), приближенные к проектированию, моделированию.
Мальчики могут проходить машиностроение или правила сварки, здесь все будет зависеть от планирования, составленного учителем.
Учебный предмет «Технология» входит в базовый учебный план (то есть предмет для изучения обязательный), в его инвариантную часть (то есть количество часов не может быть изменено школой произвольно) с 1-го по 11-й класс. В начальных классах на изучение предмета отводится 1 час в неделю, начиная с 5-го-по 2 часа.
В 10 и 11 классах технологии уже нет.
Такой предмет, как Технология начинается в пятом классе.
У девочек уроки проходят отдельно от мальчиков.
Технологию изучают вплоть до девятого класса.
Честно говоря такие уроки в будущем очень пригодятся, я к примеру на этом уроке научилась вязать спицами.
Не совсем согласна с Irina L. Технология входит в инвариантную часть только в 1-9 классах, причем в 9 классе ее рекомендуется заменить на профориентационное обучение. В 8 классе обязателен только 1 час технологии. А в 10-11 классах технология сохраняется либо при отсутствии профильного обучения, либо если она является профильным предметом. Например, в классах социально-экономического или физико-математического профиля технология не ведется.
все зависит от школы. в моей школе на технологию отводился один час в неделю до 5-ого класса, с 5-ого по 8-ой класс раз в неделю по два часа. с 9-ого по 11-ый технологии нет.
Предмет Технология в школе раньше называли предметом Труд и изучался этот предмет отдельно для мальчиков и для девочек.
Сегодня в программу этого предмета входит и теория и практические задания.
Начинают его изучение в пятом классе и заканчивают в девятом классе, если говорить о школах на территории Российской Федерации.
После пятого класса дети проходят технологию.
В таблице можно посмотреть, до какого предмета проходят дисциплины, это отмечено галочками. Там, где клетки галочками не помечены, предмет не изучают. Из таблицы видно, что технологию проходят с пятого по одиннадцатый класс.
Раньше предмет назывался трудами, но от изменения названия ничего не поменялось: девочки проходят шитье, кройку, а мальчики занимаются столярным делом.
Еще не вступив во взрослую жизнь, мы должны иметь представление о законе. Почему? Все просто: закон регулирует всю нашу жизнь, независимо от того, стараемся ли мы не покидать пределы своего двора или отправляемся в длительное путешествуем по стране.
Даже, сидя дома за компьютером, можно серьезно нарушить закон, например, пренебрегая чьими-то авторскими правами и/или взломав систему безопасности школы.
Именно поэтому не стоит пренебрегать изучением такого важного предмета как Обществознание.
Слоги бывают открытые и закрытые.
Открытый слог заканчивается на гласную букву, например «страна» или «война»
Закрытый слог обычно заканчивает на согласную букву например «щенок» «сок»
Открытых слогов в русском языке больше, чем закрытых.
Вот такие бывают слоги в русском языке, русский язык очень богатый.
Все уходит в технологию строительства изб в условиях русского севера. Ситуация была такая. Есть много соснового леса и есть топор. Больше ничего. Люди рубили эти сосны и из них потом рубили срубы. Одним топором, больше ничего. А сруб это уже больше половины всего дома. Потом оставалось сделать только крышу, пол, потолок и окна двери. Сруб это 60% всего дома и именно его рубили. В наше время на севере делают тоже самое, технологии практически не поменялись. Также работают топором, а в дополнение к тому что было появились доски, которые можно сделать электроинструментом.
К сожалению, современные учебники (многие из них) предполагают:
1) или подробное разъяснение каждого раздела, объяснить, где брать справочный материал, то показать схему-как найти материал, по которому сделать то или иное задание.
2) или необходимость приглашения опытного репетитора, котрый покажет»маршруты», как дойти до точки выполнения учеником задания.
Все мы взрослые отлично знаем, что нам предыдущим ученикам учиться было проще.И только нерадивому, или ленивом нужны были какие-то репетиторы.
Это шутка, во втором классе и уже проблема помочьродителям выполнить задание.
А раньше только в шестом классе математика и физика ставили родителей в тупик, но не второй класс.
Вот и разрастается класс репетиторов, к сожалению.
Фартуки и гвозди: как в школе придумали уроки труда, превратившиеся в «Технологию»
Помните эти сдвоенные уроки труда в советских школах? Девочки идут готовить горячие бутерброды или кроить фартуки, мальчики — что-то мастерить в компании колоритного трудовика. Зачем это было нужно и действительно ли «труды» что-то давали детям? Изучаем историю предмета и пытаемся понять, изменился ли он сейчас (или новым стало только название).
Труд в советской школе: заводы и колхозы
В середине 1950-х годов Академия педагогических наук СССР начала эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах. По данным Главархива Москвы, в 1958 году на педагогических чтениях академии докладывали об опыте экспериментальной школы № 204.
В учебном заведении оборудовали столярные и слесарные мастерские с верстаками, тисками и инструментами, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения, мастерские с токарными, фрезеровочными и сверлильными станками. Школьники стали выполнять заводские заказы и соревноваться друг с другом.
Например, ученики 5–7-х классов мастерили на дополнительных занятиях в том числе ящики для аккумуляторов, подносы для раздаточного материала, подставки для приборов и ручки для лопат и многое другое.
Школа 204 входила в 500 учебных заведений, где старшеклассники шли на практику на заводы — по шесть часов в день в течение месяца. Восьмиклассники, как правило, проходили практику в колхозах. В документе упоминаются 93 ученика из 9-х классов, которые ходили на промышленную и сельскохозяйственную выставки, а потом получили квалификацию токарей-универсалов или слесарей-ремонтников на заводе.
«Раньше мы только по книжкам и картинкам в кино знали, что такое завод и работа на нём. Теперь мы своими глазами увидели всё это, познакомились с людьми, а люди, простые рабочие, очень хорошие».
Ученик 204-й школы Борис Горячкин — о производственной практике
В выпускных, 10-х классах ученики экспериментальной школы чередовали обучение и труд на заводе. На уроках они изучали темы, связанные с производством, проводили практические работы. Также старшеклассники ходили на тематические выставки, а с третьей четверти самостоятельно работали по выбранной специальности.
Их труд оплачивался. Ученическая ставка составляла 330 рублей, что по тем временам было приличной суммой для школьника. Например, средняя зарплата молодого учителя в 1958 году равнялась приблизительно 400 рублям. Десятиклассники получали полставки, девятиклассники — треть. В докладе говорится, что большинство из школьников сдавали экзамены по теории на хорошо и отлично.
В середине 70-х годов школьников вместе со студентами стали приглашать в колхозы, а в учебных заведениях начали оборудовать учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку прямо в школьной мастерской или на стройках и заводах.
Наталья Набока работала в школе № 4 подмосковного Серпухова с 1974 по 1986 год. Она рассказывает, что ученики ходили на хлопчатобумажный комбинат «Красный текстильщик».
Девочки получали специальность прядильщицы, ровничницы, ткачихи, а мальчики учились у наладчиков оборудования и рабочих печатных станков.
В 1986 году Набока перешла в школу № 2 Серпухова, где позже стала замдиректора по учебной работе. Тогда с 5-го по 8-й класс у мальчиков и девочек были уроки технического и обслуживающего труда, а в 9–10-м классе — производственного.
«Программа была обязательной, как закон: от неё нельзя отклоняться, — вспоминает педагог. — Если по каким-то причинам (например, в школе нет столярной мастерской) программа не может быть выполнена, то изменения нужно согласовывать с завучем и Комитетом образования. Девочки с 5-го до 9-го класса на сдвоенном уроке раз в неделю занимались кулинарией, шитьём, домоводством и санитарией. То, чему они должны были научиться, было прописано в программе. Например, на машинке это прямая строчка, запошивочная строчка, изготовление фартука, юбки или брюк, ночной рубашки».
Педагог отмечает, что не во всех школах были швейные машины, по правилам они должны были быть с механическим приводом. В школе № 2 девочек учили на машинках с электроприводом по инициативе учителей.
Старшеклассники раз в неделю ходили на завод «Металлист» — работали на конвейере и собирали пылесосы, добавляет Набока. Позже в Серпухове появился учебно-производственный комбинат, там были классы торговли, шитья, кулинарии и свои мастерские. Каждый школьник выбирал занятие по интересам. Например, если школьник учился на повара, то теоретические занятия проходили на комбинате, а на практику он ходил в магазин.
90-е годы: компьютеры и авторские программы
В это время появилась возможность менять содержание программ, рассказывает Наталья Набока. Например, если школа не может закупить машинки, шитьё разрешали заменить вышиванием, вязанием крючком или на спицах.
«Стали появляться авторские программы, которые утверждал учитель, — говорит педагог. — У нас, например, была авторская программа по домоводству. Приходила женщина, которая очень хорошо вязала, вышивала и могла обучать этому девочек. Её программу мы утвердили сначала в школе, а потом в городской секции. Ее опыт перенимали в городе. Девочки также делали серёжки из солёного теста, брошки из природного материала».
По словам Натальи, занятия у мальчиков вёл штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная — со всеми станками.
Параллельно стали вводиться занятия на компьютерах. Компьютерный класс в школе оборудовали американцы из Ричмонда — благодаря личным связям директора с Министерством иностранных дел. Это были первые компьютеры во всём городе — БК 4 с защитными экранами.
«Программ по информатике тогда еще не было», — подчёркивает бывший завуч
Программу по информатике разрабатывали на месте — автором была молодая учительница из той же школы. С 1-го по 4-й класс — знакомство с компьютером, с 5-го по 9-й — освоение различных компьютерных программ, изучение языка Basic. В 10–11-х классах уже было программирование на разных языках, решение задач. Ученики направлялись на практику в компьютерный отдел ООО «СОЮЗ» и могли получить сертификат об окончании этой программы, вспоминает Наталья.
Когда информатика стала востребованной, завучу нужно было найти дополнительные часы на её углублённое изучение. Тогда ученики 8–9-х классов стали работать на компьютерах на уроках труда — для этого появилась новая программа предмета.
И в советской школе, и в 90-е годы дети до 5-го класса изучали «ручной труд», вспоминает Наталья Набока. Он был нацелен на развитие моторики и умения пользоваться разными инструментами: ножницами, линейкой. Детей учили работать с бумагой, картоном, природными материалами, тканью, иголкой и ниткой. Каждому разделу обязательно уделялись часы, всё было расписано, за выполнением программы следил завуч. В современных школах не всегда есть ручной труд, и дети, например, не умеют вдеть нитку в иголку, что-то вырезать ножницами, жалуется педагог.
Уроки технологии: зачем они нужны
Согласно современным федеральным государственным стандартам (ФГОС), технология должна преподаваться в любой школе вне зависимости от региона. «Неправильно относиться к ней как к предмету второго ряда», — подчёркивает директор Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Зинин. По его словам, технология помогает ребёнку сформировать объективное представление о современном рынке труда и освоить прикладные умения, которые не будут лишними при выборе любой профессии.
«Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять и содержание учебных курсов, и количество часов на их изучение, — говорит Зинин. — Школы должны ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников в каждом регионе».
К традиционному содержанию программы предмета относятся производственные технологии, например, металлообработка и древообработка, швейное дело и кулинария.
«Всё это — не только воспоминания из нашего далекого школьного детства, но и актуальное содержание отдельных модулей школьных программ, в состав которых вошли и современные технологии. К ним относятся робототехника, медиатехнологии, информационные технологии, прикладные технологии в сфере креативных индустрий», — отмечает Зинин. Он говорит, что часто классические технологии противопоставляют современным, но это не соответствует реалиям современных профессий.
«Главный тренд рынка труда сейчас — синтез разных предметных областей, — говорит эксперт. — Наиболее успешным оказывается человек, который имеет максимально полное представление о различных технологиях и владеет современными инструментами. Поэтому, если ребёнок освоит модуль по металлообработке и вместе с тем заинтересуется программированием, он сможет в будущем разрабатывать, например, системы автоматизированного производства».
Во Всероссийской олимпиаде по технологии есть задания и по классической, и по современной технологии. Зинин приводит в качестве примера московскую школу № 1412. Её директор Александр Глозман — преподаватель технологии и победитель конкурса «Учитель года — 1997». Для учеников с 5-го по 9-й класс в этой школе создана среда, в которой встречаются технологии классические и современные. Это позволяет школьникам ежегодно занимать призовые места на различных олимпиадах.
Официальная позиция экспертов образования — дети, обладающие навыками ручного труда, будут востребованы на рынке. Но довольны ли сами школьники тем, что они изучают на уроках технологии? А что говорят по этому поводу их родители? Скоро поговорим и об этом — продолжение следует.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Алину Абрамову.
Фото: shutterstock / Ermolaev Alexander