уровень читательской грамотности обучающихся проверяется на каких текстах
Методические подходы к оценке читательской грамотности. По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» проводит курсы повышения квалификации по вопросам совершенствования технологий и методов обучения, направленных на освоение обучающимися особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в урочной и внеурочной деятельности.
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Просмотр содержимого документа
«Методические подходы к оценке читательской грамотности. По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой»
К оценке читательской грамотности
По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года :
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Методика определения места России среди других стран по качеству общего образования
Достижение заявленной цели будет оцениваться по средневзвешенному результату Российской Федерации в группе международных исследований, который определяется на по следующим показателям:
Результаты российских учащихся по отдельным областям содержания образования (2015-2016 годы)
Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях
4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации
Среднее значение международной шкалы
2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
Распределение российских учащихся 15-летнего возраста по уровням функциональной грамотности (2015 год)
Проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (2019 – 2024 гг.)
Особенности заданий исследования PISA
Основные характеристики измерительных материалов
Особенности подходов к формированию и оценке читательской грамотности в рамках исследования PISA последних лет
Сделаны акценты на чтении составных текстов : это позволяет оценить умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких отличающихся источников.
Характеристика заданий для оценки читательской грамотности
(проект Минпросвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности»,
основанный на практике проведения PISA)
Структура заданий по читательской грамотности
Локализация информации (25%)
Просмотр и поиск (15%)
Интеграция и интерпретация (45%-50%)
Выявление буквального смысла (15%)
Рефлексия и оценка (25%-30%)
Поиск и извлечение соответствующего текста (10%)
Обобщение и формулирование выводов (15%)
Обобщение и формулирование выводов (15%)
Оценка качества и надежности
Выявление и анализ противоречий (10%)
Размышление над содержанием и формой текста (10%)
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Моя Россия: большое в малом
Чудо на свое месте
Собака бывает кусачей
Кругобайкальская железная дорога
Всероссийский конкурс сочинений
Рамка моделирования заданий для оценки читательской грамотности
Требования к текстам:
Пример задания для 7 класса
Познакомьтесь с основными маршрутами Кругобайкальской железной дороги, рассмотрите карту.
1. Представьте, что вы остановились в деревне Большая речка, расположенной в 10 километрах от Листвянки по дороге в Иркутск. Какой маршрут путешествия (классический или зеркальный) вам надо выбрать, чтобы сократить время возвращения домой? Обоснуйте свой выбор.
Пример задания для 7 класса
2. Опытные туристы советуют: «При покупке билета – выбирайте сторону Байкала и лучше по ходу движения – больше увидите».
Вы хотите купить билет на классический маршрут. Рассмотрите карту и схему вагона и выберите место, используя совет опытных туристов. На схеме стрелкой указано направление движения поезда. Отметьте ОДИН правильный ответ.
Пример задания для оценки читательской грамотности
Как поступили бы вы, купив такое печенье? ____________________________
Почему бы вы так поступили?
Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.
Ситуация функционирования текста: Общественная
Формат текста: Несплошной
Тип текста: Инструкция
Читательское действие: Осмысление и оценка информации текста
Комментарии эксперта. Вопрос «Как поступили бы вы , купив такое печенье?» допускает ограниченное, но весьма обширное число вариантов ответа. Отвечая на этот вопрос, читатель должен предположить, как он сам поступил бы в житейской, знакомой ситуации (съесть ли потенциально опасную пищу). Обязательная опора на личный опыт, невозможность ответить на вопрос, опираясь только на текст, – критерий для отнесения вопроса к категории «осмысление и оценка информации текста».
Легкость этого вопроса объясняется тем, что ответ не предполагает никаких специальных знаний, которые нужно извлечь из текста. Уровень рефлексии, требуемый для понимания самого вопроса и соответствующих элементов текста, весьма низок. 83% российских учащихся справились с вопросом успешно. Что могло затруднить остальных 17% учеников? Среди множества возможных причин остановимся на двух, порождаемых традицией отечественного образования. Во-первых, на этот вопрос нет одного единственно верного ответа (принимается и вариант «съем», и противоположный вариант «верну в магазин»). Во-вторых, при ответе на этот вопрос нужно применить умения работы с текстом, полученные в школе, к житейской ситуации. Иными словами, данное задание иллюстрирует основной подход тестов компетентности к оценке образовательных результатов: ценно то знание и умение, которое применяется в новой ситуации. В данном случае новым мог оказаться сам переход от текста к жизни. Вспомним Буратино. Не всем удается «яблоки из учебника» делить по тем же правилам, что «яблоки из жизни».
КОНТЕКСТЫ Чтения (PISA)
Компетентностная область оценки
(основные читательские умения)
1. Находить и извлекать информацию
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. Использовать информацию из текста
Распределение заданий по читательской грамотности для 5 и 7 класса
по видам деятельности (группам умений)
Максимально возможный балл, в % 5 класс
Максимально возможный балл, в % 5 класс
Описание повествование объяснение аргументация инструкции
Графики диаграммы таблицы карты схемы рисунки фотографии
Комбинация из текстов и невербальных источников, имеющих разное происхождение
(и зачастую – предназначение)
Сравнение двух составных текстов «Необычный путешественник» и «Погружение».
В Москве состоялась торжественная церемония вручения Премии Русского географического общества. Награда имеет международный статус и в 2014 году присуждалась впервые. Победителем в номинации «Лучший зарубежный проект» стала экспедиция «Дикая одиссея» французского писателя, фотографа и режиссера Николя Ванье.
Максим увлечён путешествиями, поэтому он часто заходит на сайт Русского географического общества ( http://www.rgo.ru ). Однажды он нашёл на этом сайте вот такую информацию:
Максиму захотелось побольше узнать об этом путешественнике, и он стал искать дополнительную информацию. На научно-популярном портале «Вокруг Света» он нашел интервью с Николя Ванье. Вот фрагмент этого интервью.
Почему вы выбрали такой способ передвижения, как собачья упряжка?
Это надёжный способ пересечения огромных заснеженных пространств. Кроме того, упряжка не портит местность, которую преодолевает путешественник.
Что успеваете увидеть с упряжки?
В том-то и дело, что абсолютно все. Увидеть кое-что, конечно, можно и из поезда, из машины, даже из самолета. Но совсем другое дело, когда все 24 часа ты находишься под открытым небом. И не просто смотришь, а «чувствуешь» весь край, по которому едешь: его можно весь охватить взглядом, наслаждаться необозримыми просторами, улавливать запахи, ощущать прикосновение природы. Вот почему я считаю, что это лучший способ узнать мир.
Транссибирская экспедиция ( 1990 – 1991 г.)
Экспедиция «Сибирская Одиссея» ( 2005–2006 г.)
Экспедиция «Дикая Одиссея» ( 2013 – 2014 г.)
Карта России, на которой отмечены экспедиции Николя Ванье
Транссибирская экспедиция ( 1990 – 1991 г.)
Экспедиция «Сибирская Одиссея» ( 2005–2006 г.)
Экспедиция «Дикая Одиссея» ( 2013 – 2014 г.)
В интервью Н. Ванье описывает веерный способ расстановки собак в упряжке. Отметьте рисунок, на котором изображен именно этот способ.
Содержательная область оценки: 4. Чтение для получения образования
4.1 Человек и природа
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Тип текста: составной (объявление, интервью, аннотация, отзыв о книге)
Уровень сложности задания: средний
Формат ответа: задание с выбором ответа
Объект оценки: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
4.1 Человек и природа
Познакомьтесь с текстом об И.В. Мичурине и выполните задания