уровень какого физического качества можно повысить в десятки раз
Как гармонично развить все 5 физических качеств
#1 Сила
Сила – это мера способности преодолевать внешнее сопротивление или воздействовать на него за счёт мышечных усилий. В быту сильный человек способен выполнить тяжёлую работу – например, передвинуть холодильник или подтянуться, чтобы залезть на балкон, забыв дома ключи. И помните, сильные мышцы чаще всего = объёмные мышцы.
- Если хотите развить силу, практикуйте тяжёлые силовые тренировки, длительностью до 40 минут.
Обязательно сделайте 1-2 разминочных подхода, выполняя 12-15 повторений с относительно небольшим весом. Дальше выберите вес, с которым вы можете выполнить 4-5 повторений за один подход, то есть работайте 8-10 секунд, затем отдыхайте. Интервал между сетами – не меньше двух минут.
Времени у вас не так много, поэтому на тренировке прорабатывайте одну-две группы мышц. Выполняйте 1-2 базовых упражнений и 1-2 изолирующих.
Силовая тренировка: (подходы * повторения)
5 * 5 |
3 * 8 |
3 * 8 |
3 * 8 |
Связь с другими качествами.
Ухудшает: гибкость, скорость, координацию.
Улучшает: выносливость.
- Кроссфит развивает силу, выносливость, скорость и координацию. Если занимаетесь кроссфитом, обязательно занимайтесь растяжкой минимум раз в неделю, так как интенсивные тренировки делают связки более жёсткими.
#2 Выносливость
Выносливость – это мера способности длительное время выполнять какую-либо двигательную деятельность без снижения эффективности, то есть – возможности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Помните, мы приводили в пример холодильник? Так вот, выносливый человек может таскать его по кухне длительное время.
- Если хотите развить выносливость, практикуйте длительные тренировки (свыше 80 минут) со средней силовой нагрузкой.
Работайте с 60-70% от максимума, то есть от того веса, с которым вы можете выполнить всего одно повторение. Выбирайте схемы, которые сильно утомляют мышцы, например, суперсеты или комбинированные сеты, когда вы выполняете подходы двух упражнений подряд, без отдыха. Делайте 15-30 повторений (время мышц под нагрузкой – 40-60 секунд), но до отказа, то есть, до того момента, когда точно уже всё. Отдыхайте между упражнениями или сетами не более минуты.
Связь с другими качествами.
Улучшает: силу, гибкость, скорость, координацию.
Развив выносливость, вы сможете проводить больше тренировок в неделю, чтобы развить и другие качества.
- Если вы бежите два часа по пересечённой местности, то вы тренируете выносливость. Если вы практикуете ускорения – особенно в гору – вы тренируете силу и скорость, поэтому бег и езда на велосипеде – это не всегда тренировка выносливости.
#3 Гибкость
Гибкость – это мера способности выполнять упражнения с большой амплитудой. Показатель гибкости – абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
Гибкий человек защищён от бытовых травм, ему меньше грозят растяжения и срывы мышц. С возрастом мышцы укорачиваются, что ограничивает работу суставов, поэтому с каждым годом включать стретчинг в тренировочную программу всё важнее.
- Если хотите развить растяжку, практикуйте полноценный стретчинг.
Помните, что показатель гибкости – это не только умение сесть на шпагат. Аккуратно растягивайте все мышцы, связки, суставы. Задерживайтесь в каждой позе не менее 40 секунд и практикуйте стретчинг минимум раз в неделю.
Йога и пилатес тоже развивают гибкость, но на этих тренировках также улучшается сила, выносливость и координация.
Связь с другими качествами.
Улучшает: выносливость, силу, скорость и координацию.
Гибкие суставы позволяют сокращать мышцы с наибольшей интенсивностью, поэтому растянутое тело лучше реагирует на все типы нагрузки.
#4 Скорость
Скорость – это мера способности выполнять двигательное действие в максимальном темпе.
- Если хотите развить скорость, практикуйте скоростно-силовые и беговые тренировки.
С бегом всё понятно – ускоряйтесь. В зале практикуйте плиометрику – делайте отжимания с хлопками, запрыгивайте на тумбы, то есть развивайте взрывную силу.
Связь с другими качествами.
Улучшает: координацию, немного добавляет к силе и выносливости.
- Практикуйте единоборства, если хотите развить все физические качества на высоком уровне.
#5 Координация
Координация – это мера способности согласовывать работу нескольких групп мышц. Это качество, которое необходимо нам больше всего в повседневной жизни, и именно на его развитии мы рекомендуем делать акцент.
- Если хотите развить координацию и ловкость, практикуйте функциональные тренировки.
Есть несколько способов сделать тренировку более функциональной:
Связь с другими качествами.
Улучшает: силу, скорость, гибкость, выносливость.
Так вот, развивая одно качество, вы влияете на все остальные. Если хотите развить гармоничное тело, проводите 2-3 функциональные тренировки в неделю. Добавьте минимум одну растяжку и одну кардиотренировку для развития выносливости в независимости от цели. Силу увеличивайте аккуратно – она может препятствовать развитию других качеств.
Основные физические качества: показатели, особенности
Под физическими качествами человека понимают совокупность его биологических и психических особенностей, которые обеспечивают активную, целесообразную деятельность. Они заложены природой, но имеют свойство развиваться. У каждого человека проявляются по-разному и только при решении двигательных задач. В данной статье разберемся в том, что такое физические качества человека, каковы их показатели и особенности развития.
Организм человека, как известно, развивается неравномерно (или гетерохромно). Так, в детский период некоторые физические качества проявляются более интенсивно, нежели другие. Специалисты называют это сенситивным временем, когда для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое воздействие.
Выделяют всего 5 физических качеств человека. К ним относятся: быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. Они обусловлены аспектами наследственности и развития. Первый сопряжен с физиологией человека, работой его нервной системы и энергетическими возможностями. Второй требует внимания со стороны самого человека и связан с его стремлением к развитию физических возможностей. Рассмотрим подробнее каждое качество.
Быстрота
Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.
Быстроту делят на два вида:
Нередко у человека наступает период, когда он не в состоянии побить личный рекорд. В спорте это явление называют скоростным барьером, и оно связано с быстротой. Возникает привычка выполнять определенные действия с определенной скоростью. Такой подход не ведет к развитию быстроты как основного физического качества.
Сенситивным временем здесь определяют возраст 10-11 и 14-15 лет.
Ловкость
Ловкость также относится к основным физическим качествам человека. Она предполагает его способность менять направление двигательных реакций в соответствии с изменением внешних условий. Различают два вида ловкости:
Показателями этого физического качества являются точность выполнения движений и быстрота реакции. Развитие ловкости происходит при необычном положении тела в пространстве, например, во время активных спортивных игр, в единоборствах, боксе и т. п. На тренировках необходимо часто менять упражнения, повышая их сложность.
Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.
Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).
К методам развития силы относятся:
Гибкость
Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них:
Различают также два вида гибкости:
К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.
Сенситивный период развития гибкости определен в 5-6 и 9-14 лет.
Выносливость
Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки.
Различают два вида усталости:
Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития:
Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций. Сенситивный период в зависимости от пола определяется 12-13 годами у девочек и 14-16 годами у мальчиков.
Заключение
Воспитание основных физических качеств человека взаимосвязано. Поэтому корректно говорить не об индивидуальных процессах, а о разных сторонах единого развития. Наиболее тесные взаимосвязи можно наблюдать между воспитанием силы и быстроты, ловкости и гибкости, выносливости и силы и т. д. Однако сегодня еще нет полного согласия между специалистами о единых критериях и оценках физических качеств. Это определение находится в обсуждении физиологов труда и спорта, так как зависит от нервной регуляции, энергетических возможностей и слаженной мышечной работы организма.
Люди же все чаще выбирают вид спорта не по желанию, а по успешности проявления отдельных сторон физического воспитания. Поэтому вопрос о всестороннем (равномерном) развитии сейчас особенно актуален. Дисгармония же ведет к отклонениям от нормы, диспропорции в телосложении.
Физические качества человека
При движении спортсмена можно зафиксировать его перемещение (положение в пространстве, скорость, ускорение) силу взаимодействия с предметами, и производные переменные — мощность, работа. В педагогике эти физические явления получили иную интерпретацию. Появилось понятие физическое качество и его разновидности — сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость (В. М. Зациорский, 1966). Для развития этих качеств описываются методы тренировки.
Измерить явления, связанные с физической активностью спортсмена возможно, но развивать физические качества нельзя. В организме человека нет физических качеств. В организме есть, например, мышцы, которые могут сокращаться и являть исследователям силу и скорость перемещения костей и тела в целом в пространстве. Для увеличения максимальной силы тяги мышцы требуется изменить строение мышечных волокон (увеличить количество миофибрилл). К сожалению, в педагогической науке все физические явления остаются без глубокого биологического анализа. Спортивная педагогика обособилась, специалисты этой области знаний считают, что у них имеется своя область знаний. Наблюдения в этой области должны составлять основу для образования понятий и положений науки. Это справедливо, в рамках эмпирического изучения объекта исследований. Только надо понимать, что эмпирик признает себя «за полного дурака», ему не доступна суть явлений, он может лишь как пастух в степи петь о том, что видит перед собой. Поэтому в разделе физическая подготовка спортсменов вместо определения смысла физических проявлений занимаются производством новых терминов. Например, способность к прыжкам называют прыгучестью, способность к бегу — бегучесть, способность к ползанию — ползучесть.
Давайте рассмотрим обычные педагогические представления о физических качествах с точки зрения биологических наук.
Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет активности мышц.
По В. М. Зациорскому (1966) сила человека зависит от:
— интенсивности напряжения мышц;
Педагоги выделяют виды силовых качеств — максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость, взрывную силу, стартовую силу, динамическую силу, статическую силу, эксцентрическая сила. Разумеется, творческие возможности педагогов этим не исчерпываются и можно придумать еще не одну сотню проявления силы, например, в цикле движения во всех видах спорта, что обычно обзывают специальной силой.
С точки зрения биологии и развития силы, в долгосрочной перспективе, максимальное проявление силы зависит от:
— количества мышечных волокон;
— количества миофибрилл в каждом мышечном волокне.
Срочное проявление силы зависит от управления МВ и активности ферментов мышечных волокон.
Центральная нервная система имеет в коре двигательные зоны с нейронами иннервирующими мотонейроны спинного мозга, а те иннервируют мышечные волокна определенную мышцу.
Увеличение силы тяги мышцы связано с рекрутированием двигательных единиц (ДЕ). Каждый двигательный мотонейрон спинного мозга иннервирует множество мышечных волокон, поэтому совокупность «мотонейрон — группа иннервируемых им мышечных волокон», называется двигательная единица.
Каждая двигательная единица имеет свой порог активации (возбуждения) и максимальную частоту. Поэтому при увеличении силы тяги происходит рекрутирование сначала низкопороговых ДЕ, а затем все более высокопороговых ДЕ. При достижении максимальной частоты импульсации мотонейрона мышечные волокна функционируют в режиме тетануса.
У В. М. Зациорского (1966) рассматривается механизм синхронизации работы ДЕ, эту точку зрения сейчас можно рассматривать как ошибку интерпретации физиологических данных. ДЕ работают практически в режиме «все или ничего», иначе говоря, в режиме гладкого тетануса, поэтому нечего синхронизировать. Внутримышечная координация в основном связана с рекрутированием ДЕ с разным порогом активации.
Активность ферментов мышечного волокна зависит от температуры, степени закисления, концентрации адреналина и норадреналина в крови. Этот эффект достигается с помощью разминки (вводной части тренировочного занятия).
Таким образом, срочный механизм управления силой связан с физиологическим законом рекрутирования ДЕ. Способность человека рекрутировать ДЕ существенно различается у мужчин и женщин, молодых и пожилых людей и представителей различных видов спорта. Поддается тренировке с проявлением максимальных силовых возможностей.
Быстрота
Быстроты как физического явления в природе не существует, это обобщающее понятие всех спортивных явлений, которые могут быть описаны как быстрые. Например, различают быстроту простой и сложной двигательной реакции. Эти явления к физике не имеют никакого прямого отношения. А вот скорость сокращения мышцы, темп движений являются физическими явлениями.
С точки зрения биологии скорость сокращения мышцы зависит от:
— внешнего сопротивления, в соответствии с законом Хилла;
Темп зависит как от скорости одиночного сокращения, так и от скорости расслабления мышц антагонистов. Скорость расслабления зависит от мощности работы кальциевых насосов, а те, в свою очередь, от массы сарколемальных митохондрий.
Выносливость
Под выносливостью понимают способность спортсмена выполнять заданное физическое упражнение без потери мощности, преодолевая утомление.
Педагоги различают общую и специальную выносливость.
Биологи (Н. И. Волков) рассматривают проявление выносливости в зависимости от разных типов энергообеспечения мышечной деятельности и сторон ее проявления:
— алактатная мощность, эффективность и емкость;
— анаэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;
— аэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;
— мощность липолиза, эффективность и емкость.
Алактатная мощность зависит от мышечной массы, которая предопределяет запасы АТФ и КрФ, т. е. скоростную и силовую выносливость.
Анаэробная гликолитическая мощность зависит от массы и буферных свойств гликолитических мышечных волокон, окислительных МВ и крови.
Аэробная гликолитическая мощность зависит от массы митохондрий в окислительных и промежуточных мышечных волокнах.
Мощность липолиза зависит от массы митохондрий в окислительных мышечных волокнах.
Надо заметить, что эти представления были прогрессивными в годы, поскольку позволяли внедрять биологическое знание в теорию и практику физического воспитания. В XXI веке эти представления выглядят слишком примитивными. Представлять организм человека в виде пробирки, в которой крутятся шестеренки четырех метаболических процессов некорректно. Модель организма человека (спортсмена) должна быть сложнее. Сейчас она должна, как минимум, включать совокупность мышц пояса верхних и нижних конечностей в каждой мышце надо предусмотреть наличие мышечных волокон разного типа. Сердечнососудистую и дыхательную системы. Блок управления работой этих систем.
При рассмотрении процессов энергообеспечения на более сложной моделе существенно меняются представления о построении тренировочного процесса. В дальнейшем эти особенности будут рассмотрены более подробно.
Гибкость
Под гибкостью понимают подвижность в суставах. Различают пассивную и активную гибкость, а также анатомическую. Ограничения подвижности могут быть анатомическими, физиологическими и морфологическими.
Анатомические ограничения связаны с упором в кости или мышцы.
Физиологические ограничения связаны с тонусом растягиваемых мышц и рефлексом на растяжение.
Морфологические ограничения связаны с длиной миофибрилл в мышечных волокнах. Миофибриллы имеют разную длину и самые короткие ограничивают подвижность в суставе. Для увеличения подвижности следует разрывать самые короткие миофибриллы.
Новое методическое направление — стретчинг, основано на понимании основных физиологических законов. При растягивании мышцы возникает рефлекс на растяжение. Чем быстрее растягивается активная мышца тем сильнее она сопротивляется благодаря рекрутированию большего числа ДЕ. Поэтому маховые резкие движения приводят к разрывам активных машечных волокон или их миофибрилл. Для снижения травмирующего эффекта в стретчинге предлагают выполнять растяжение легкими рывками с очень маленькой амплитудой. В этом случае рефлекс на растяжение срабатывает, механические нагрузки малы и травм не возникает.
Ловкость
Под ловкостью понимают способность человека рационально строить свои двигательные действия в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В тех случаях, когда внешние условия стабильны, то говорят о координационных способностях.
С точки зрения физики ловкость конечно нельзя рассматривать как физическое качество. Эту проблему следует рассматривать с позиции технической подготовки спортсмена, проблемы формирования двигательных навыков.
Наследуемые аспекты физических качеств
Спортсмены выбирают вид спорта не только по желанию, но и в результате успешности выступления в соревнованиях. Успех в избранном виде спорта во многом определяется наследственной предрасположенностью.
Проявление силы и темпы ее развития зависят от количества мышечных волокон, мощности функционирования эндокринной системы. Проявление максимальной скорости сокращения мышцы зависит от мышечной композиции. Проявление выносливости связано с активностью ферментов, отвечающих за различные механизмы энергообеспечения. Некоторые из ферментов, например, анаэробного гликолиза (пируватдегидрогеназа, лактатдегидрогеназа и др.) могут плохо функционировать, ограничивать работоспособность в условиях мышечного закисления.
Таким образом, все перечисленные характеристики наследуются и определяют выбор вида спорта в ходе начала спортивной специализации.
Развиваемые аспекты физических качеств
Сила зависит от физиологического поперечника, который преимущественно увеличивается в результате гиперплазии миофибрилл. Скорость сокращения мышцы зависит от роста силы. Темп зависит от массы саркоплазматических митохондрий. Выносливость зависит от массы миофибриллярных митохондрий, а также от количества гликогена и жира в мышечных волокнах.
Заключение
Развитие физических качеств не возможно, это бессмысленно. Развитию подлежат структуры клеток организма спортсменов. Для увеличения проявления силы и скорости сокращения мышц нужно заняться гиперплазией миофибрилл, а для увеличения мощности и продолжительности работы следует увеличить гиперплазию митохондрий.
Следовательно, для роста физических возможностей есть два основных пути — рост массы миофибрилл и митохондрий. Остальные факторы также имеют значение, например, масса гликогена и жира в мышечных волокнах, доставка кислорода к мышечным волокнам.
Физические качества человека
Физические качества человека
Физические качества человека
Нормальное состояние здоровья, высокая работоспособность зависит от физической подготовленности. Она же – производное от уровня развития двигательных или физических качеств.
Основных физических качеств пять: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Совокупность их развития обеспечивает хорошую физическую подготовку человека.
Ученые предполагают, что в каждом возрастном периоде для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение развитие определенных физических качеств.
Из практики физического воспитания известно, что в детском возрасте легче поддаются развитию быстрота, ловкость и гибкость.
Замечены особенности становления физических качеств в зависимости от пола. Например, ученые выявили, что максимальные показатели быстроты у девочек наблюдаются к 15 году жизни, а у мальчиков оно совершенствуется до 18 лет. Все зависит от индивидуальных способностей каждого человека, его наследственности, образа жизни.
Сейчас для большинства людей характерна низкая физическая активность, следовательно, для поддержания и укрепления здоровья обязательна физическая тренировка. Под влиянием самовоспитания, рациональной тренировки и разумной деятельности достигается гармоничное развитие личности, основными качествами которой являются физическое совершенство, моральная чистота и духовное богатство.
Одним из основных физических качеств считается сила. Оптимальный уровень развития мышечной силы необходим прежде всего для нормального функционирования всех систем организма. Без силы невозможно успешное выполнение многих спортивных, профессиональных и бытовых движений.
Мышцы сокращаются в двух основных режимах – динамическом и статическом.
Во время статической или изометрической работы напряжение мышц происходит без изменения их длины.
Динамический режим проявляется в двух вариантах работы мышц: преодолевающем, когда мышцы укорачиваются при сокращении, и уступающем, когда мышцы удлиняются и растягиваются.
Изометрические упражнения эффективно способствуют развитию силы. Сущность выполнения этих упражнений проявление максимально возможных усилий на протяжении несколько секунд. Используются эти упражнения в ряде всех видов спорта. Ученые в своих исследованиях показали, что упражнения в изометрическом режиме можно использовать для поддержания работоспособности человека на протяжении трудового дня и для развития силы мышц. Доказано, что с помощью кратковременных напряжений мышц можно нормализовать артериальное давление больных людей.
В практической жизни человека в процессе выполнения различных движений, трудовых, бытовых и спортивных, мышцы чаще работают в смешанном режиме. Одни, сокращаясь, производят нужное движение, другие, производя изометрическое напряжение, помогают поддерживать нужную позу.
Для достижения физического совершенства человеку нужна сила всей скелетной мускулатуры. Хорошее развитие некоторых мышечных групп особенно нужно для нормального развития организма. Какие же это мышцы? Это: разгибатели спины, сгибатели рук и ног. Сила этих мышц быстрее всего слабеет. Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями необходимо укреплять мышцы спины, рук, ног. Большое значение придается также укреплению брюшного пресса, ведь за передней стенкой живота расположены жизненно важные органы (печень, желудок, селезенка, кишечник, диафрагма).
При слабых мышцах живота наблюдается опущение этих органов, ухудшается их работа, увеличивается возможность возникновения грыжи.
Кроме того, мышцы брюшного пресса вместе с мышцами спины выполняют основную функцию формирования правильной осанки.
Правильную осанку характеризуют развернутые плечи, отсутствие торчащих лопаток, слегка поднятая голова и подобранный живот.
Нарушенная осанка (сутулая спина, опущенная голова) помимо неэстетического вида отрицательно сказывается и на здоровье. Ухудшается работа сердца, легких, печени и ряда других внутренних органов, развиваются болезненные изменения в хрящевых прослойках позвоночного столба и мышцах спины. Поэтому очень важен постоянный контроль за соблюдением правильной осанки, что достигается путем специальных физических упражнений.
Важным физическим качеством является выносливость. Это способность человека длительно выполнять какой-либо конкретный вид деятельности без снижения эффективности. Каждый человек должен уделять большое внимание развитию выносливости.
Это достигается с помощью физических упражнений. Различается общая выносливость, т.е. способность к длительной работе умеренной мощности с участием большей части опорно-двигательного аппарата, и специальная выносливость, т.е. профессиональная, бытовая, спортивная.
В своей физической тренировке особое внимание надо уделять выработке общей выносливости, что достигается с помощью циклических упражнений – бега в спокойном темпе, ходьбе на лыжах, езды на велосипеде, плавания. С помощью гимнастических упражнений можно развивать силовую выносливость, постепенно увеличивая количество упражнений.
Быстрота – это физическое качество, выражающее способность человека за короткое время выполнить какое-нибудь движение. В ряде, профессий быстрота является одним из ведущих физических качеств. Это относится к водителям транспорта, пилотам, операторам и др. Высоким уровнем развития быстроты отличаются спортсмены, занимающиеся бегом, фехтованием, представители игровых видов спорта.
Быстрота – это врожденное свойство человека и является одним из определяющих качеств для достижения успеха во многих видах спорта. Легче всего развивается она в детском и юношеском возрасте.
Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности организма играет и такое физическое качество, как гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять движения с широкой свободной амплитудой. Упорная тренировка способна развивать и совершенствовать гибкость. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми помогают формировать правильную осанку.
Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой, которые требуют многократного выполнения, по несколько повторений. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневной, двух разовой в день тренировки.
В жизни человека немаловажное значение имеет развитие такого физического качества, как ловкость. Высокого уровня ловкости достигают спортсмены, особенно в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.
Ловкость – это комплексное качество, которое определяет способность человека быстро обучаться различным движениям, ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие. Ловкость каждого из нас зависит от уровня развития координации движений и совершенствуется с помощью постепенного овладения разнообразными бытовыми, трудовыми и спортивными двигательными навыками и умениями.
Все перечисленные физические качества человека развиваются благодаря занятиям спортом, в частности гимнастическими упражнениями, помогают выработать умение расслаблять свои мышцы и держать их в тонусе.