уровень развития какого процесса можно определить с помощью диагностики психологической коррекции
Методы нейропсихологической диагностики
Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.
Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели
Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.
В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.
Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:
Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.
При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.
Методы нейродиагностики
Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.
Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.
Обычно применяются две группы методов диагностики.
1. В первую группу входят исследования для получения знаний:
2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):
Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:
Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.
Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):
Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.
Виды нейропсихологической коррекции
По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.
Основными видами нейропсихологической коррекции будут:
Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).
Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.
Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.
Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.
Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.
Психодиагностика
Важным этапом работы команды специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ является составление плана лечения и реабилитации с учетом состояния пациента. План разрабатывается на основании комплексного подхода, который включает в себя набор функциональных обследований, диагностических процедур и методов, часть из которых одинакова для всех, а часть подбирается индивидуально.
Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики
Психологическая диагностика относится к одним из базовых методов. На психологическую диагностику (как и на тот или иной вид коррекции) в Центре им. Г.Е. Сухаревой дает направление лечащий врач-психиатр. Психологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка и постановки (уточнения или смены) диагноза. Диагностика также может проводиться по требованию различных организаций для предоставления документов на комиссии.
Проводит психологическую диагностику медицинский психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности «клиническая психология». В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных закономерностей функционирования психики в норме и при психических расстройствах.
Для пациентов, имеющих постоянную регистрацию в Москве и получающих амбулаторную или стационарную помощь в Центре, психологическая диагностика в рамках назначения врачом-психиатром является бесплатной. Для жителей из других регионов данное обследование доступно в отделении платных услуг.
Психологическая диагностика. Что это такое?
При назначении врачом психологической диагностики некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, беспокойство поскольку не знают, как проходит психодиагностика. Чтобы избежать дополнительных волнений и переживаний, мы подробно расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, какие есть особенности процедуры, для чего нужна и какие бывают виды.
Психологическая диагностика – одна из форм работы медицинского психолога. Это не «экзамен», который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее «знакомство-занятие», когда психолог старается установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем и среде его «обитания» больше, выявить возможные внутренние конфликты, психологические трудности в обучении, общении и дать рекомендации.
В случае, если психодиагностика является частью коррекционных занятий, то она проводится с применением техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком. В этом случае специалист может показать родителям и ребенку, как их выполнять самостоятельно в домашних условиях, чтобы была положительная динамика и стойкий эффект. Также родители или законные представители могут посещать занятия с психологом, чтобы посмотреть на процесс и достигнутый результат, обсудить со специалистом прогноз и получить рекомендации.
Психологическая диагностика решает ряд задач:
Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться дополнительное обследование. Специалист уточнит характер желаемых изменений и подскажет возможные пути коррекционной работы.
Психологическая диагностика состоит из нескольких этапов:
1. Знакомство с историей болезни и/или амбулаторной картой.
2. Проведение занятия (собственно обследования) с ребенком, и, возможно, встреча с родителями или законными представителями для сбора дополнительной информации, жалоб, пожеланий. Собственно обследование также включает в себя несколько шагов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик.
Первый шаг– беседа, знакомство. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, чтобы он мог в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит. В случае групповых занятий этот шаг может быть пропущен, у специалиста тогда может стоять задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников. В случае занятий по психологической коррекции при стационарном лечении этот шаг может иметь продолжительность в несколько встреч.
Следующий шаг включает использование психологических методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога. Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения «поиграть» в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов, чтобы ребенок на доступном для себя языке мог рассказать психологу о том, что его беспокоит.
Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.
В процессе выполнения методик психолог наблюдает за поведением ребенка. Для специалиста важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает протест или непонимание.
Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что диагностика проводится в интересах ребенка. У специалиста нет намерения «подловить» ребенка в незнании чего-то, и, тем более, в чем-то обвинить родителей. Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка. По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.
3. Анализ полученной информации. Анализ позволяет психологу сделать выводы о психическом развитии ребенка, о психологическом (в дополнение к биологическому и социальному) вкладе в патологическое состояние, поставить задачи и составить план для психологической коррекции. На этом этапе присутствие родителей и ребенка уже не требуется.
4. Фиксация полученных выводов в истории болезни и/или амбулаторной карте.
Виды психологической диагностики
В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:
Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнении диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, динамику состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.
Специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:
Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Обследование проводится с участием всех членов семьи. Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, закрепляя «проблемные» формы поведения. В процессе семейной диагностики (а в последующем семейной психотерапии) все члены семьи могут сказать друг другу важные слова, которые «теряются» в повседневной жизни, принять сложные решения, научиться прямому и эффективному контакту, вернуть в отношения доверие.
Нейропсихологическое обследование. Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, к магнитно-резонансной томографии) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга. В процессе данного психологического обследования могут быть выявлены «органические» причины, которые оказывают сильное негативное влияние на процесс обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность, он хуже воспринимает учебный материал на слух, чем визуализированную информацию). В результате обследования определяются зоны коррекционного воздействия и формируется программа, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после выписки из стационара.
Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление диагностики становится актуальным для подростков, у которых формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит поиск своего места в мире с ощущением своей полезности и принадлежности коллективу. В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. Важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми. Задача медицинского психолога – показать подростку возможные пути выбора профессии, исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.
Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции Например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии.
Что является итогом психодиагностики?
После проведения психодиагностики специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, анализирует ее и пишет заключение. Заключение становится частью медицинской документации. Эта документация доступна врачам и другими специалистами, которые непосредственно участвуют в лечебном процессе, и используется для постановки (уточнения) диагноза, разработки дальнейшей тактики лечения/реабилитации. После оформления заключения специалист может поделиться данной информацией с родителями и подробно ответить на все возникающие вопросы.
Для детей любого возраста важно участие родителей в лечебном процессе. Беседа с медицинским психологом, проводящим диагностику, может улучшить контакт с ребенком, т.к. позволит понять причины проблем, увидеть с новой стороны его возможности и получить надежду на изменения.
Важно знать, что психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра им. Г.Е. Сухаревой. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит передаче третьим лицам.
Психологическая диагностика ― это процедура, проводимая психологом, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности специальными методами.
Психодиагностика используется практически во всех сферах жизни современного общества: в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия), в сфере образования и воспитания, трудовой деятельности, управления, в судебной экспертизе.
С помощью психологической диагностики можно узнать:
Зачем психодиагностика нужна в процессе психотерапии?
Психотерапия как система лечебных воздействий на психику и через психику ― на весь организм человека, опирается на данные психологической диагностики. Ее результаты помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и содействовать процессу выздоровления человека.
Все виды психологической диагностики можно разделить на четыре основных направления. Каждое из них решает свою важную задачу на том или ином этапе лечения.
На начальном этапе постановки диагноза необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Для этого клинический психолог, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача. Например, люди, обращающиеся за помощью, жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических или эмоциональных расстройств. Определить, симптомом какого психического расстройства или эмоционального состояния является тревожность, какой она тяжести и как влияет на состояние человека ― это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике.
Она важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое лекарство, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые, врач подбирает метод воздействия.
К этому направлению относится выявление особенностей характера взаимодействия супругов, родителей и ребенка, в семье или группе, что влияет на эффективность лечения.
Это направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с психикой человека, его личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.
Ответы на какие вопросы можно получить при помощи психологической диагностики?
Возможности современной психологической диагностики широки и рассчитаны на решение любых задач:
В современных условиях жизни, при наших возможностях и ритме у многих родителей могут возникать вопросы, связанные с развитием ребенка, его нагрузками, с процессом воспитания, выяснением причин сложностей поведения и т.д. Существует ряд отдельных задач, разрешающих вопросы родителей о детях и подростках:
Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.
Уважаемые коллеги!
В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающими
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.
Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.
Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова.
Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления.
Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы.
Выявить уровень произвольной деятельности.
Определить отношение к оценке и результату.
Установить характер школьной мотивации.
Отметить наиболее яркие личностные особенности.
Изучить эмоциональное состояние в процессе адаптации с целью дифференцированного психологического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия.
Определить особенности эмоционального состояния обучающегося: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.
Оценка эмоционального содержания рисунка.
Исследовать понимание связи эмоциональных состояний с мимикой и невербальными средствами общения, умение сопереживать (чувство эмпатии).
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой.
Измерить степень выраженности мотивов учения.
Восприятие и воображение.
«Назови знакомые фигуры».
Выявить способность узнавать формы в сюжетном изображении.
Выявить умение воспринимать пространство (ориентироваться) на листе бумаги.
Выявить характер зрительного восприятия.
Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения.
Определить степень концентрации и устойчивости внимания.
Определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.
Методика Шипицыной Л.М.
Определить объем зрительного запоминания.
Изучить уровень слуховой памяти.
«Исключи лишнюю картинку».
Исследовать аналитико-синтетическую деятельность, способность актуализировать имеющиеся знания и представления; уровень обобщения, логическую обоснованность решения предложенных заданий, четкость формулировок, выводов.
Изучить словесно-логическое мышление.
«Почини коврик» (на основе прогрессивных матриц Равена).
Исследовать наглядно-образное мышление.
Выявить способность к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.
Спиваковская А. С
ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА[15]
5. Общая характеристика психокоррекционного комплекса
Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Рассмотрим общую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.
Блок 1 диагностический.
– диагностика психологических факторов риска;
– формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
– формулирование общей программы психологической коррекции.
– психологический анализ биографической информации;
– патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;
– психологический анализ игровой деятельности ребенка;
– психологический анализ игры ребенка с родителями;
– диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методы);
– психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;
– диагностика супружеских коммуникаций специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций;
– изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологического климата).
Блок 2 установочный.
Включение установочного блока психокоррекции в общий комплекс связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.
– снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;
– достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
– повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
– переформулировка запроса, целей психологической коррекции;
– создание активной установки на психокоррекционную работу.
– специальная методика «Родительское собрание»;
– психологический анализ дневниковых записей.
Блок 3 коррекционный.
– гармонизация процесса развития ребенка;
– достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
– гармонизация игровой деятельности;
– достижение открытия «Я»;
– преодоление внутрисемейного кризиса;
– расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
– снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;
– изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.
– методика игровой групповой коррекции для детей;
– методика групповой родительской коррекции;
– методика «Родительский семинар»;
– методика совместных занятий родителей с детьми.
Блок 4 оценка эффективности.
– оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;
– оценка эффекта коррекции.
– специальные экспериментальные процедуры;
– оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптированного поведения у детей.
Читайте еще:
– Вообще-то я очень устойчивый человек. Очень опытный. Мне достаточно посмотреть, и я мгновенно все понимаю. Я c детства понимала, что к чему.
Если феминизм парализуют женщины, не способные говорить от лица других, это ведет только к усилению легитимности знания мужчин как универсального знания которое, как мы убедились, преобладало в науке о МО. Мридула Удаягири утверждала, что нельзя отрицать категорию «женщины» в мире, который.
— Я-то выношу ее, — отвечал он, — но вот говорит она беспрерывно, и я чувствую, что сегодня вечером она никому не даст слова сказать. Пожалуй, она меня утомляет.
«Вижу в моей комнате 3-х собак. Один – мой собственный пес, который живет у меня наяву. Он сидит у стола на табурете. Под мордой его подвязан детский фартучек-слюнявчик. Он играет в какие-то кубики, которые рассыпаны перед ним на столе. Тут же в комнате оказались еще две собаки. Одна – кудрявый.
Наше исследование о счастье пока не научило нас практически ничему, что не было бы общеизвестным. Даже если мы добавим вопрос о причинах труднодостижимости счастья, перспектива получить нечто новое не покажется намного большей. Мы уже дали на него ответ, указав на три источника страданий.
Чтобы женщина смогла дать своему ребенку самое необходимое для жизни, ни в коем случае нельзя отнимать новорожденного от матери. Выброс гормонов, пробуждающий и «питающий» ее материнский инстинкт, происходит сразу же после родов и продолжается затем еще несколько недель благодаря растущему.
Я перечитываю свои ответы в пунктах 1 и 2, выделяя ключевые черты своей личности, какой я вижу ее в настоящий момент, и выписываю их в две колонки
ние! Одет он был как иностранный моряк, широкая красная шапка свисала петушиным гребнем над левым ухом а лицо было обрамлено густыми черными бакенбардами. В любой части земного шара его приняли бы за пирата. Рассматривая его грозный облик, я позабыл о шторме и думал лишь о том, собирается ли.
Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в нашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.
Почти в течение часа присутствующие задавали вопросы, а он отвечал на них. Диапазон беседы был очень широк. Обсуждались книги, субъект даже привлек.к беседе машинистку, работавшую в кабинете, слышались шутки, и субъект снова и снова демонстрировал свою открытость и откликался на все.