Usda organic что это
Usda organic что это
USDA organic — это особый экологический сертификат, разработанный Министерством сельского хозяйства США. Проводят сертификацию только квалифицированные и компетентные специалисты Департамента сельского хозяйства США. USDA, или Национальный Органический Стандарт, был принят в рамках уникальной национальной программы по переходу граждан страны на потребление здоровых и натуральных органических продуктов. На сегодняшний день продукция с маркировкой USDA organic гарантированно содержит не менее 95% экологически чистых натуральных компонентов.
В отличие от независимых европейских экологических сертификатов, все положения сертификата USDA organic закреплены на государственном уровне. Созданный для маркировки преимущественно пищевых продуктов, сегодня стандарт USDA organic используется и для сертификации косметических средств.
Благодаря строгому соблюдению жестких требований, действие стандарта USDA organic вышло за пределы одной страны, и сегодня этот сертификат активно используется для характеристики импортируемых и экспортируемых товаров.
ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ NSF
NSF — международная независимая некоммерческая организация, занимающаяся вопросами связанными с здравоохранением и защитой окружающей среды. Её независимый статус гарантирует, что продукция и оборудование тестируются и оцениваются организацией абсолютно беспристрастно.
ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАЦИЯ NSF?
Наличие марки NSF на изделии или на оборудовании пищевой промышленности, обозначает, что это изделие или оборудование было оценено и тестировано международной организацией NSF и признано соответствующим международным стандартам для пищевой промышленности. Чтобы заработать право использовать марку NSF, производитель должен не только пройти процедуру строгой оценки и тестирования своей продукции, но и проводить не запланированные скрупулёзные инспекции на заводе.
NSF (National Sanitation Foundation) — Данный стандарт разработан Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), который управляет и координирует добровольную стандартизацию в США. Добровольный стандарт гарантирует содержание органических ингредиентов от 70% и более. Допускает содержание гидрогенизированных и сульфатированных натуральных компонентов, а также идентичных натуральным синтетических консервантов. Его рейтинг — это система ответственного компромисса между производителями и потребителями косметической продукции.
QAI (Quality Assurance International) — организация по независимой сертификации органических продуктов, поддерживающая производство органической продукции в США и по всему миру. QAI занимается проблемой оздоровления планеты. Для достижения этой цели QAI получил ISO 14001. QAI стремится не воздействовать на окружающую среду, и принимать соответствующие меры для ограничения или предотвращения загрязнения окружающей среды.
Vegan Логотип «Vegan» был создан и зарегистрирован в 1944 году. Имеет статус признанного международного вегетарианского стандарта. Все продукты маркированные логотипом «Vegan» гарантировано соответствуют требованиям Веганского общества (Vegan Society). На данный момент, продукты должны отвечать следующим критериям для получения права на регистрацию в качестве веганского продукта: при разработке и производстве продукта, и в соответствующих случаях его компонентов, не допускается использование любых компонентов из продуктов животного происхождения, побочных продуктов или производных; не допускается проводить любые испытания на животных; не допускается использование ГМО содержащих животные гены.
ISO 9001 (ISO 9001, ISO 9001:2000, ISO 9001:2008) – стандарт, входящий в группу стандартов с названием ISO 9000, описывающих «менеджмент качества» (управление качеством). Стандарт ISO 9001 содержит требования к системе управления качеством в организации, служит основой при проведении сертификации систем управления качеством.
Этот стандарт формирует единый подход к пониманию, какой должна быть система управления организацией для того, чтобы ее деятельность была максимально качественной. Во-первых, при взаимодействии с «внешней средой», то есть потребителями: при оказании услуг, выполнении работ, производстве продукции. Во-вторых, внутри организации, по отношению к работникам организации.
Leaping Bunny Program Международная организация «Люди за этичное отношение к животным» – крупнейшая международная организация по защите прав животных. Сертификаты выдаются после тщательной проверки и подтверждения факта отсутствия в деятельности организации любого вида жестокого обращения с животными, в том числе, тестирования на них косметики и медикаментов.
Стандарт GMP «Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика — система норм, правил и указаний в отношении производства: лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок, активных ингредиентов.
Международный стандарт GMP включает в себя достаточно обширный ряд показателей, которым должно соответствовать предприятие, выпускающее ту или иную продукцию. GMP для фармацевтических предприятий определяет параметры каждого производственного этапа — от материала, из которого сделан пол в цеху, и количества микроорганизмов на кубометр воздуха, до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции.
Один комментарий
С рождением ребёнка, мои взгляды на товары ежедневного пользования поменялись. Не только на детскую, но и на женскую косметику. Ищу только лучшую, и абсолютного качества. Естественно в обычных магазинах её очень мало. Хорошая знакомая посоветовала попробовать купить шампунь на Органик Бокс. Даже поспорили, понравится мне или нет:) И знаете, я проиграла. Потому что после того как приобрела всего один шампунь, я автоматически заказала целый пакет разнообразных товаров. И тот самый шампунь теперь мой самый любимый и ни на какой другой его не променяю)))
Маркировка USDA Organiс
Продукты с маркировкой USDA Organic должны соответствовать следующим требованиям:
100% Organic (100% органическая продукция)
Необработанные или переработанные сельскохозяйственные продукты с пометкой 100% Organic должны соответствовать следующим критериям:
На упаковке может стоять логотип USDA Organic и/или «100% органический».
Органические ингредиенты должны быть указаны под звездочкой или каким-то другим знаком.
Organic (Органический)
Необработанные или переработанные сельскохозяйственные продукты, сертифицированные как Organic, должны соответствовать следующим критериям:
На упаковке может стоять логотип USDA Organic и/или слово «Органический».
Органические ингредиенты должны быть указаны под звездочкой или каким-то другим знаком.
«Made with» organic («Сделано с» органическими продуктами)
Сельскохозяйственные продукты в категории «Made with» organic должны соответствовать следующим критериям:
На этикетке может быть указано «Сделано с» органическими продуктами (указаны конкретные продукты или категории продуктов). Не должно быть лого USDA Organic, продукт не может продаваться как полностью органический.
Отдельные органические ингредиенты
Многокомпонентные продукты с содержанием менее 70% сертифицированных органических ингредиентов (за исключением соли и воды) не нуждаются в сертификации. На несертифицированном товаре не должен стоять логотип USDA Organic, или упоминаться слово «Органический» на главной стороне упаковки.
На упаковке в списке ингредиентов могут быть указаны сертифицированные органические ингредиенты и процентное содержание органических ингредиентов. Остальные ингредиенты могут не соответствовать правилам USDA в отношении органических продуктов.
Для чего нужен Органик сертификат и где его получить?
В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это и зачем нужно?
В общем понимании под органической сертификацией подразумевается официальное подтверждение того факта, что конкретный товар является полностью натуральным и изготовлен исключительно из экологически чистого сырья. По итогу данной процедуры производителю предоставляется право размещать на упаковке своего продукта знак, свидетельствующий об его органическом происхождении. Это может быть:
Таким образом, основное назначение такого вида сертификации заключается в том, чтобы на официальном уровне подтвердить «чистоту» (без пестицидов, химикатов, вредных веществ и т.д.) изготовления того или иного продукта.
Как это происходит?
Сразу стоит отметить, что в отличие от европейских стран органическая сертификация в России находится на начальном этапе и до настоящего времени не получила должного развития. Сегодня отсутствует достаточная нормативно-правовая база, которая бы регулировала данный вопрос, а также сам процесс выдачи таких сертификатов. Однако с начала 2020 года ожидаются глобальные перемены.
Является ли обязательной процедурой?
На сегодняшний день в России отсутствует закон, который бы содержал требование об обязательном прохождении органической сертификации организациями, создающими биопродукты.
По общепринятым правилам прежде чем выйти на рынок с экологически чистой продукцией производители должны подтвердить ее происхождение, однако из-за отсутствия такого требования на законодательном уровне, многие нечестные производители избегают прохождения данной процедуры.
Ситуация кардинально поменяется с 1 января 2020 года, когда официально вступит в силу Закон РФ «Об органической продукции» (был принят 3 августа 2018 года).
Действующие российские системы
Помимо ГОСТ 33980-2016, в России также действуют частные органические стандарты, которые действуют на основании системы добровольной сертификации (СДС). Сюда можно отнести следующие виды.
«Листок жизни. Органик»
Разработан и утвержден членами НП «Экологический союз» (г. Санкт-Петербург) в 2013 году. Данный стандарт полностью соответствует международным правилам проведения процедуры органической сертификации. При этом требования, предъявляемые к продукции, аналогичны тем, которые действуют в рамках системы ICEA. Так, «Листок жизни. Органик» отражает требования, которым должна соответствовать органическая сельскохозяйственная продукция, включая разрешенные добавки для почвы и еды.
Действуют следующие правила:
Образец сертификата «Листок жизни. Органик»:
«Чистые Росы»
Данная система была разработана НП «Агрософия» в 2006 году. Она предназначена для маркировки продовольственной продукции, относящейся к категории «био». Основные требования сводятся к следующему:
Сертификат, полученный в рамках системы «Чистые Росы», предназначен для использования только на внутреннем рынке, то есть в России.
Образец сертификата Чистые росы:
Изменения с 2020 года
В 2020 году в системе российской органической сертификации произойдут глобальные изменения. Причем связаны они не только с введением Закона «Об органической продукции».
Так, начиная с 1 января 2020 года вся продукция, содержащая маркировку «органическая», должна в обязательном порядке пройти процедуру соответствующей сертификации, по итогам которой производители получат официальное разрешение на ее реализацию. Без сертификата продажа данного товара будет считаться нелегитимной и в итоге его изымут из оборота, что приведет к миллиардным убыткам.
Данное нововведение в первую очередь коснется иностранных производителей, имеющих международные сертификаты. По некоторым данным на импорт приходится около 80% всей биопродукции, реализуемой на российском рынке. При этом не получится вместо российского использовать международный сертификат.
Выдачей подобных документов будут заниматься специальные организации по сертификации, прошедшие государственную аккредитацию в области производства органической продукции.
В настоящее время в России только один орган имеет право оказывать такую услугу, это – ООО «Органик эксперт». Однако на сегодняшний день действие его аккредитации приостановлено, но уже поданы заявки на ее прохождение такими организациями, как АНО «Российская система качества» и ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр».
Предлагаем посмотреть видео об изменениях в системе сертифицирования органической продукции в России с 1 января 2020 года:
Международные системы
Сегодня в мире существует достаточно много различных систем органической сертификации товаров. Наиболее известные подробно расписаны ниже по тексту.
USDA Organic
USDA Organic представляет собой американский органический стандарт, который был разработан и утвержден Минсельхозом США. Он реализуется на государственном уровне. Официальный сайт – https://www.usda.gov/topics/organic.
В самом начале он использовался исключительно для сертификации продовольственной продукции, однако сегодня его действие распространяется и на органическую косметику. Основное требование, которое предъявляется к продуктам и косметике в рамках системы USDA Organic, является их натуральный состав. Причем выделяют 4 вида товаров:
Это итальянский стандарт органической сертификации, который был разработан Институтом этической и экологической сертификации. Официальный сайт – https://icea.bio/?lang=en. Предназначен для косметической продукции. В рамках данной системы она должна отвечать следующим основным требованиям:
EU Organic Bio (Euro-leaf)
EU Organic Bio является единой системой европейской сертификации, маркировка которой была введена в 2010 году и до настоящего времени обязательна для всех производителей, выпускающий органическую продукцию в ЕС. Официальный сайт – http://ec.europa.eu/agriculture/organic/.
Знак «EU Organic Bio» предназначен для маркировки продуктов питания. К основным требованиям можно отнести:
Представляет собой систему органической сертификации, разработанную Министерством сельского хозяйства, лесной и рыболовной промышленности Японии (MAFF). Официальный сайт – http://www.maff.go.jp/e/policies/standard/jas/.
Стандарт JAS предназначен для сертификации органического земледелия. В его основе лежит механизм выращивания продовольственных продуктов на основе естественных природных циклов. В этом случае недопустимо использование ГМО, удобрений, увеличивающих урожайность, химикатов для борьбы с вредителями и т.д.
Bio Suisse
Система сертификации Bio Suisse разработана швейцарскими фермерами с участием Исследовательского института органического сельского хозяйства. Официальный сайт – https://www.bio-suisse.ch/en/home.php. Сертификат выдается на органическую сельскохозяйственную продукцию. Она должна отвечать следующим требованиям:
ECOCERT
Ecocert – это одна из наиболее строгих систем органической сертификации, действующих в Европе. Она разработана французской независимой организацией. Официальный сайт – https://www.ecocert.com/fr/contact.
Сертификат Ecocert выступает гарантией того, что продукт изготовлен исключительно из натуральных ингредиентов и является экологически чистым. Выдается он на следующие виды товаров:
Требования, предъявляемые к изделиям, в рамках системы органической сертификации Ecocert:
COSMOS
COSMOS является первым европейским стандартом, предназначенным для органической сертификации косметических средств. Создан в 2010 году. Официальный сайт – https://cosmos-standard.org. В рамках данного стандарта к косметике предъявляется следующий ряд требований:
COSMEBIO
Система органической сертификации COSMEBIO предназначена для осуществления контроля за соответствием биопродукции основным требованиям и критериям. Разработана ассоциацией французских изготовителей косметики. Официальный сайт – https://www.cosmebio.org/en/.
Как уже было отмечено выше, стандарт COSMEBIO выдается на косметические средства. При этом в ходе данной процедуры осуществляется тщательный контроль за их соответствием следующим критериям:
Как определить, какой именно органик-сертификат стоит получить на продукцию?
На выбор того или иного органического сертификата оказывают влияние следующие факторы:
Таким образом, органическая сертификация продукции является добровольным решением. Однако, если производитель желает позиционировать свой товар как экологически чистый, то он в обязательном порядке должен иметь подтверждающий сертификат.
В России до конца 2019 года изменений в данной области не будет. Однако, начиная с 2020 года все производители, желающие реализовывать биопродукцию, обязаны будут получить российский сертификат соответствия органическому производству.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
USDA ORGANIC (США)
Сертификат USDA Organic — это свод стандартов Национальной органической программы, разработанной Министерством сельского хозяйства США. Стандарт USDA Organic регламентирует критерии оценки продуктов органического земледелия и натуральных косметических средств, продаваемых на американском рынке. При определении принадлежности того или иного товара к категории «органик» учитываются все этапы производства, начиная от возделывания плантаций и выращивания растительного сырья и заканчивая процессом переработки, складированием и сбытом. Это позволяет полностью контролировать соответствие продуктов стандарту USDA Organic, предлагая покупателям действительно качественные и натуральные товары.
Программа USDA Organic (США) была разработана для приобщения все большего количества фермеров к экологически-безопасному органическому земледелию, позволяющему в значительной степени снизить негативное воздействие на окружающую среду. Кроме этого, департамент занимается активной пропагандой среди населения преимуществом употребления натуральных органических продуктов, создавая благоприятную почву для сбыта товаров. Благодаря такой концепции министерство эффективно решает проблему ухудшающейся экологии, защищая как здоровье человека, так и окружающую его природу. На сегодняшний день по стандарту USDA Organic сертифицируются как различные продукты питания и животноводства, так и натуральная косметика, хлопок и табак.
Чтобы получить сертификат USDA Organic компания-изготовитель должна придерживаться строгих требований организации процесса производства.
Свод предписаний для сельских хозяйств, занимающихся получением продуктов питания и ингредиентов для косметических средств, включает следующие правила:
— На плантации, используемой для выращивания растительного сырья, как минимум последние три года не должны применяться гербициды, пестициды, инсектициды и другие химические удобрения.
— Используемые семена не могут быть генетически модифицированными.
— Существует ограничение на применение натуральных удобрений, содержащих в своем составе магний, калий и тяжелые металлы.
— Для предотвращения порчи урожая вредителями могут использоваться исключительно естественные методы борьбы, такие как физические заграждения, ультразвук, ультрафиолет, свет и другие.
— Если в процессе возделывания плантации существует риск проникновения в продукцию вредных веществ, например, от соседних хозяйств, не участвующих в сертификации USDA Organic, то производитель в обязательном порядке должен отметить это на этикетке.
Натуральная косметика, соответствующая стандарту USDA Organic, не должна содержать:
— компоненты, подвергавшиеся генетической модификации;
— химические консерванты;
— искусственные красители и ароматизаторы;
— пестициды;
— продукты нефтяной промышленности;
— ингредиенты, прошедшие обработку радиоактивным излучением.
Для классификации косметики USDA Organic использует 3 различные категории, отражающие итоговый состав средства:
1. 100% organic.
Продукт, снабженный данной маркировкой, состоит исключительно из компонентов, полученных органическим способом.
2. Organic.
Если содержание органических ингредиентов превышает порог в 95%, а оставшиеся 5% попадают в список веществ, разрешенных USDA Organic (США) для использования, то такой товара относится к категории «органик».
3. Made with organic ingredients.
При достижении процентного содержания органических компонентов в 70%, ниже которого USDA не принимает продукты к сертификации, производитель может рассчитывать получить разрешение на использование символики организации и указания на этикетке самих органических компонентов. При этом полноценная маркировка «органическая печать» доступна только для первых двух категорий.
В дополнение к этому органическая косметика USDA Organic должна обладать рядом характерных признаков, отличающих ее от обычной:
— Цвет.
Допустимы только естественные светлые оттенки, подтверждающие отсутствие искусственных красителей.
— Запах.
Должны преобладать ароматы растительного сырья или эфирных масел, быстро выветривающиеся на открытом воздухе.
— Текстура.
Допустимо расслоение эмульсий, а моющие средства отличает пониженное пенообразование, являющееся признаком отсутствия агрессивных ПАВов.
Только при соблюдении всех этих предписаний изготовитель может получить сертификат USDA Organic, подтверждающий натуральность и безопасность производимого им продукта.
Органик-маркировки продуктов, которые надо знать
Наталья Парамонова
“Я покупаю курицу у фермеров, у нее другой вкус, я чувствую”, “мне привозят фермеры на дом каждую неделю, я привыкла”, “на рынке беру, там всех знаю”, — так поясняют свой выбор продуктов те, кто готов платить больше за вкусное и “без химии”. Ориентиры — чувства, привычка, знания, но мы в LookBio фанаты органик-маркировки. Она подтверждает высшее экологическое качество и облегчает нам жизнь. Не надо ехать на ферму и выяснять, колют ли антибиотики курам или применяют ли глифосат для борьбы с сорняками. Можно просто увидеть маркировку и купить. Органик-маркировка основана на сертификации, сертификации на стандарте, а стандарт — на знаниях и подходах к земледелию.
Органическая сертификация — это длинный трудоемкий процесс, успешным результатом которого является право на использование знака органик-маркировки, доказывающей органическое происхождение вашего продукта. Знак (или органик-маркировка) — это сигнал для покупателя, что ваш продукт является органическим, а значит не содержит следов пестицидов, других ядохимикатов, синтетических ароматизаторов, красителей, следов антибиотиков или гормонов и произведен в строгом соответствии с органическим стандартом.
Мы в редакции ищем в магазинах на упаковках маркировки и, если видим на овсянке нужный знак, то выбираем ее. Знак — это гарантия понятного процесса сертификации, прозрачного производства и соответствия нашим ожиданиями.
Самые распространенные в России органические маркировки в нашем материале.
Органические маркировки
Обратите внимание, что представленные маркировки соответствуют стране. Национальный российский органический стандарт существует и оговорен в ГОСТе 57022-2016, однако национальной органической маркировки, на момент написания статьи, не существует. Как она, возможно, будет выглядеть, смотрите тут.
Закон об органическом производстве прошел первое чтение, но еще не принят, однако даже после принятия закона, России предстоит сделать еще много шагов для того, чтобы обеспечить прозрачный и честный процесс органической сертификации, соответствующий контроль за сертификаторами и их аккредитаторами, а также безответственными производителями псевдоорганических продуктов, прежде чем система национальной органической сертификации заработает в нормальном режиме, а национальная органик-маркировка завоюет доверие потребителей. До тех пор к онкурировать придется с маркировками, которые представлены ниже.
Почему надо доверять маркировке, а не самодекларации производителей? Маркировка — это вершина айсберга, которую видит потребитель. Под водой — органический стандарт, а значит четкие правила, по которым работает производитель. Проверку тружеников села проводит опытный независимый эксперт, прошедший процедуру аккредитации. Доверие к маркировке — это то, чем дорожит любой сертификатор, смысл его существования, поэтому проверки проводятся по регламентам и, при должном уровне контроля, случае подделок практически исключены.
Сначала мы рассмотрим национальные стандарты, гарантами которых выступает государство.
Евролист — единый сертификат для Европейского союза
Маркировка EU Organic Bio или еuro-leaf была введена в 2010. До «Евролиста» единого органик-знака в Европе не было, и потребитель, как сегодня в РФ, терялся среди многочисленных «эко», «био» и «органик». Продукту может быть присвоен сертификат «Евролист», если 95% его ингредиентов произведены по органическому стандарту и продукт не содержит запрещенных стандартом компонентов.
Обратите внимание, что истинный сертификат должен содержать буквенно-цифровой код. Это как диплом об окончании института — код должен быть. По этому коду можно проверить, кто выдал органик-сертификат продукту. И далее — производителя продукта и срок действия данного сертификата. Чтобы проверить продукт, надо обратиться к этому документу, где по коду можно найти сертифицирующую организацию. И далее — на сайте сертифицирующей организации — найти своего производителя и уточнить на какие продукты он получил органический сертификат, а также срок его действия.
LookBio таким образом проверят российских производителей, которые маркируют товары «Евролистом». Фермеры и агрохолдинги проходят зарубежную сертификацию и платят за нее, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию на европейском рынке как органическую. Некоторые российские производители предпочитают европейскую сертификацию, чтобы предложить настоящий органический продукт российским потребителям.
USDA Organic (США)
Американцы ввели свои органические стандарты в 2002 году. Контролирует их Министерство сельского хозяйства США. Цель сертификата — мотивировать фермеров на использование органического стандарта в производстве продукции.
Сертификат имеет три уровня: USDA 100% Organic, USDA Organic — 95% ингредиентов должны быть органическими, «Made with organic (ingredients)» (сделано с органическими ингредиентами) подразумевает, что в продукте менее 70% органики, знак в этом случае не ставится.
JAS (Япония)
Стандарт был опубликован в 2000 году, последняя ревизия стандарта проводилась в 2012 году. Контролирует стандарт Министерство сельского хозяйства Японии. Стандарт основан на кодексе органического сельского хозяйства Алиментариус (документ Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, FAO), на котором основан и органический стандарт Евросоюза.
Если увидите эту маркировку в российских магазинах, пришлите фотографии — очень редкий «зверь».
Bio Suisse (Швейцария)
Швейцарский национальный органический стандарт. Он был основан в 1981 году, и к 2011 году 11% швейцарских фермеров были органиками.
Швейцарский стандарт строже европейского, хотя бы потому, что подразумевает использование только местных ингредиентов. Доставка даже компонентов продукта на самолете запрещена стандартом.
Переходим к стандартам, которые появились раньше международных. Конечно, это европейские страны, которые разработали национальные стандарты до введение в действие «Евролиста». Они до сих пор существуют и распространены на продукции местных производителей. Получить такую маркировку зарубежный продукт не может — только «Евролист».
Agriculture Biologique (Франция)
Сертификат был разработан во Франции в 1985 году. После введения «Евролиста», производители ставят оба знака на упаковке.
Если продукт произведен во Франции, то вы скорее всего найдете на его упаковке две маркировки. Эта маркировка может быть только на продуктах, произведенных на территории Европейского союза. В отличие от «Евролиста» или USDA Organic, которые могут присваиваться продуктам из других стран.
Bio-Siegel (Германия)
Еще один национальный стандарт, на этот раз, немецкий. Более 77 тысяч продуктов имеют такую сертификацию, и их можно встретить на российских полках. Стандарт был разработан в 2001 году, существует до сих пор, но только для товаров, произведенных в Германии.
На упаковке товара будет два знака — «Евролист» и Bio-Siegel, так как и в случае с французской маркировкой, эти стандарты прошли процедуру взаимного признания.
А теперь переходим к частным стандартам. Для иллюстрации того, что частные стандарты важны, нужны и полезны — пример из Германии.
Bioland (Германия)
Как и предыдущий сертификат, Bioland — немецкая маркировка. Она была зарегистрирована в 1978 году. Маркировка предполагает более серьезные требования к производству продукции, чем «Евролист». История стандарта началась в Швеции, где местные фермеры могли использовать только местные ресурсы, поэтому в основе стандарта замкнутый цикл сельского хозяйства. Идеологами стали двое ученых — Ханц Мюллер и Петер Раш, а первыми под знамена Bioland объединились 12 фермерских хозяйств в Южной Германии.
В отличие от Bio-Siegel, который подразумевает содержание 95% органических ингредиентах в продуктах, Bioland требует 100% органик в составе. И, конечно, это не единственное отличие, а лишь самое яркое. Многие немецкие потребители доверяют стандартам, подобным Bioland, в большей степени. Но вернемся в Россию, где до сих пор нет национальной органической маркировки, но есть несколько частных стандартов и соответсвующих маркировок, которым принято доверять в среде профессионалов рынка.
Листок жизни. Органик (Россия)
Органический стандарт и Система добровольной органической сертификации «Листок жизни. Органик» разработаны Экологическим союзом Санкт-Петербурга в соответствии с положениями Кодекс Алиментариус «Органические пищевые продукты», стандартами IFOAM, с учетом требований Европейских директив 834/2007 и 889/08, и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. В стандарт включены требования к лабораторным испытаниям продукции (ТР ТС 021/2011) и почв (СанПиН 2.3.2.1078-01). Система разработана в 2014 году.
Сертификация по системе «Листок жизни. Органик» рассчитана на продукты, которые будут продаваться на российском рынке. Подробнее о стандарте и знаке — здесь. Право сертификации по данному стандарту имеет Экологический союз Санкт-Петербурга.
Чистые росы. Bio (Россия)
Частный органический стандарт. Разработан СТО Агрософия (ликвидировано в 2017-м году), маркировка «Чистые Росы BIO». Право сертифицировать по данному стандарту имеет исключительно ООО «Эко-Контроль».
Organic/Органик (Россия)
Данная маркировка (знак) разработана Национальным органическим союзом (НОС) и присваивается продуктам, прошедшим сертификацию по органическому стандарту НОС. Стандарт НОС полностью совпадает с ГОСТом 57022-2016, о котором мы говорили выше. Это дает право сертификатору ставить под частным знаком номер государственного органического стандарта. Право сертификации по данному стандарту имеет только ООО «Органик Эксперт». Этот сертификатор — единственный на дату публикации — имеет также право сертифицировать продукцию в соответсвии с ГОСТ 57022-2016, так как только «Органик Эксперт» прошел соответствующую процедуру государственной аккредитации.
Пока что такой органик-маркировкой пользуется лишь один производитель — ТМ «Углече поле».