ушинский кот васька какой жанр
Урок литературного чтения по теме: «К. Ушинский «Кот Васька». Произведение фольклора (загадки)»
Описание разработки
План урока:
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
— На прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как она звучит? (Стихотворения, рассказы, загадки о животных)
Звучит фонограмма песни «Белый ежик».
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, послушайте музыку и рассмотрите иллюстрации на доске.
О животных написано много произведений. Человек всегда дружил с животными. Дружба с ними доставляет большую радость.
2. Разминка, направленная на развитие дикции и артикуляции.
Детям предлагается прочитать написанные на доске слова четко, с разной силой голоса, а скороговорку в разном темпе и с разной интонацией. Такая работа проводится каждый урок. Перед этим вспоминаем правила дыхания. На доске плакат – «Правила дыхания».
Правила дыхания:
1. Перед чтением сделать вдох.
2. Не переполнять грудную клетку воздухом.
3. Не допускать, чтобы в процессе чтения воздух был исчерпан до конца.
4. Пользоваться каждой необходимой остановкой, чтобы пополнить запас воздуха в легких.
Вперед, верба, синего, кофта, факт.
Проворонила ворона вороненка.
3. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Народный артист». Дети читают наизусть народную песню «Буренушка» (используется модель телевизора, сделанного из картона).
— Ребята приготовили домики для животных (плакат висит на доске), давайте поселим буренушку в наш домик.
Физкультминутка.
4. Чтение нового произведения.
— Ребята, мы сейчас будем читать новое произведение. Откройте с. 4, прочитайте название и автора («Кот Васька» К. Д. Ушинский).
— Что вы знаете об авторе? Какие произведения У. Д. Ушинского вы знаете? (Азбука, «Гусь и журавль», «Лиса Патрикеевна») «Один из учеников выступает с небольшим сообщением о К. Д. Ушинском, на доске портрет К. Д. Ушинского»
а) Словарная работа: выяснение лексического значения слов «лобок», «глазки огневые», «кости стальные»
б) Чтение произведения одним из учеников вслух
в) беседа после первичного чтения
— Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось? Какое чувство вызывает произведение? О ком это произведение?
г) Самостоятельное перечитывание текста и работа над ним
— Кто герой нашего рассказа? Опишите, как он выглядит. Зачитайте отрывок.
Выберите нужную модель (ученик выходит к доске и выбирает нужную модель, соответствующую произведению).
Помещаем фигурку котика в домик на доске.
5. Творческая работа учащихся.
План рассказа:
а) Как зовут вашего друга.
в) Опишите внешность.
г) Расскажите о повадках.
6. Чтение нового произведения.
— Ребята, есть и другие произведения в которых рассказывается о нашем герое. Откройте печатную тетрадь упражнение 4, прочитайте.
— Что это за произведение? (загадка)
Кто хозяин осинника?
Это очень древняя загадка. В древности человек был очень слаб и беспомощен перед силами природы. Люди как могли, старались понять мир. Они видели, что охота не всегда бывает удачной и поэтому думали, что звери убегают от них, так как понимают человеческую речь и слышат об их приготовлении к охоте. Они сделали вывод: приготовление к охоте надо скрывать. Возник запрет на произнесение многих слов, а особенно названия животных. Например:
заяц – хозяин осинника
Старшие обязаны были научить этому молодых. Это были первые загадки, потом они усложнялись.
В стаде не пасется
Отгадайте эту загадку. (Медведь)
7. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке? О каких животных читали? Этих животных помещаем на доске в домике. Произведения каких жанров мы читали?
Учитель читает стихотворение Н. А. Фоминковой.
Птички, бабочки, лягушки
Все привыкли жить на воле
Очень плохо им в неволе!
Нельзя их в баночки сажать
Им надо ползать, петь, летать!
И плавать в тепленькой водице –
Давить, топтать их не годится!
Не надо птиц сочком,
А нужно просто всех любить!
Я очень дети вас прошу, любите все живое,
Ведь у нас на всех одно небо голубое!
Рефлексия
— Если вам было интересно на уроке, поднимите красный сигнал. Спасибо за урок.
8. Домашнее задание.
Читать выразительно рассказ «Кот Васька», произведение на стр. 5 печатной тетради.
Содержимое разработки
Сергееева Светлана Алексеевна учитель начальных классов МОУ СОШ №62
Урок литературного чтения
по программе «Начальная школа 21 век» 3 класс.
Тема: К. Ушинский «Кот Васька». Произведение фольклора (загадки).
Цели и задачи: развитие интереса к чтению; расширение читательского кругозора; формирование читательских и речевых умений учащихся; расширение читательского кругозора; воспитание нравственно-этических основ, человечности; умение работать с текстом.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
— На прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как она звучит? (Стихотворения, рассказы, загадки о животных)
Звучит фонограмма песни «Белый ежик».
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, послушайте музыку и рассмотрите иллюстрации на доске.
О животных написано много произведений. Человек всегда дружил с животными. Дружба с ними доставляет большую радость.
2. Разминка, направленная на развитие дикции и артикуляции.
Детям предлагается прочитать написанные на доске слова четко, с разной силой голоса, а скороговорку в разном темпе и с разной интонацией. Такая работа проводится каждый урок. Перед этим вспоминаем правила дыхания. На доске плакат – «Правила дыхания».
1. Перед чтением сделать вдох.
2. Не переполнять грудную клетку воздухом.
3. Не допускать, чтобы в процессе чтения воздух был исчерпан до конца.
4. Пользоваться каждой необходимой остановкой, чтобы пополнить запас воздуха в легких.
Вперед, верба, синего, кофта, факт.
Проворонила ворона вороненка.
3. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Народный артист». Дети читают наизусть народную песню «Буренушка» (используется модель телевизора, сделанного из картона).
— Ребята приготовили домики для животных (плакат висит на доске), давайте поселим буренушку в наш домик.
4. Чтение нового произведения.
— Ребята, мы сейчас будем читать новое произведение. Откройте с. 4, прочитайте название и автора («Кот Васька» К. Д. Ушинский).
— Что вы знаете об авторе? Какие произведения У. Д. Ушинского вы знаете? (Азбука, «Гусь и журавль», «Лиса Патрикеевна») «Один из учеников выступает с небольшим сообщением о К. Д. Ушинском, на доске портрет К. Д. Ушинского»
а) Словарная работа: выяснение лексического значения слов «лобок», «глазки огневые», «кости стальные»
б) Чтение произведения одним из учеников вслух
в) беседа после первичного чтения
— Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось? Какое чувство вызывает произведение? О ком это произведение?
г) Самостоятельное перечитывание текста и работа над ним
— Кто герой нашего рассказа? Опишите, как он выглядит. Зачитайте отрывок.
Какие слова помогают представить героя? (Слова-признаки, ласковые слова) Почему автор подобрал такие ласковые слова? Как он относится к животному? Как вы думаете, это животное домашнее, за ним ухаживают люди? А чем обычно Васька занимается? Зачитайте отрывок. (слова-действия) Каковы его повадки, характер? Давайте определим жанр и тему произведения (рассказ К. Д. Ушинского «Кот Васька»). Это рассказ о животном.
Выберите нужную модель (ученик выходит к доске и выбирает нужную модель, соответствующую произведению).
д) Дифференцированное задание в тетради (упражнение 3 выполняет 1-ый ряд, упражнение 2 – 2-ой, 3-ий ряд, дифференциация по степени сложности).
Помещаем фигурку котика в домик на доске.
5. Творческая работа учащихся.
— Попробуйте приготовить небольшой рассказ о своем четвероногом друге (план у вас на партах, рассказ ведут 2-3 человека). Дифференцированная работа (первый ряд работает в парах).
а) Как зовут вашего друга.
в) Опишите внешность.
г) Расскажите о повадках.
6. Чтение нового произведения.
— Ребята, есть и другие произведения в которых рассказывается о нашем герое. Откройте печатную тетрадь упражнение 4, прочитайте.
— Что это за произведение? (загадка)
Кто хозяин осинника?
Это очень древняя загадка. В древности человек был очень слаб и беспомощен перед силами природы. Люди как могли, старались понять мир. Они видели, что охота не всегда бывает удачной и поэтому думали, что звери убегают от них, так как понимают человеческую речь и слышат об их приготовлении к охоте. Они сделали вывод: приготовление к охоте надо скрывать. Возник запрет на произнесение многих слов, а особенно названия животных. Например:
заяц – хозяин осинника
Старшие обязаны были научить этому молодых. Это были первые загадки, потом они усложнялись.
Лоб широк
Глаза узенькие
В стаде не пасется
В руки не дается
Отгадайте эту загадку. (Медведь)
— Что нового узнали на уроке? О каких животных читали? Этих животных помещаем на доске в домике. Произведения каких жанров мы читали?
Учитель читает стихотворение Н. А. Фоминковой.
Птички, бабочки, лягушки
Все привыкли жить на воле
Очень плохо им в неволе!
Нельзя их в баночки сажать
Им надо ползать, петь, летать!
И плавать в тепленькой водице –
Давить, топтать их не годится!
Накормите воробья!
Не надо птиц сочком,
А нужно просто всех любить!
Я очень дети вас прошу, любите все живое,
Ведь у нас на всех одно небо голубое!
— Если вам было интересно на уроке, поднимите красный сигнал. Спасибо за урок.
8. Домашнее задание.
Читать выразительно рассказ «Кот Васька», произведение на стр. 5 печатной тетради.
Урок Литературного чтения 2 класс «Кот Васька» Ушинский К. Школа 21 века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ Долгодеревенская СОШ
Повышева Вера Германовна
Конспект урока по теме: К. Ушинский «Кот Васька».
Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское
Повышева Вера Германовна, Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское
Конспект урока по теме: К. Ушинский «Кот Васька». (УМК «Школа 21 века»)
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: К. Ушинский «Кот Васька». (УМК «Школа 21 века»).
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель урока: стимулировать интерес к чтению произведений, посвящённых домашним животным.
Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль лирического произведения, определять отличительные признаки лирического произведения, сравнивать произведения;
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Литературная разминка (отгадывание загадок, обобщение и систематизация).
Словно большая тетрадка в линейку! (Зебра)
— Без расчески причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады. (Кот)
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
— Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (Собака)
— Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
— На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
— Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)
— Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)
-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
— Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
— Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь)
-Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
— (По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран)
Отгадывают загадки, обобщают: загадки о животных. Делят на 2 группы: дикие животные и домашние животные.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Познавательные: умение обобщать и систематизировать. Метапредметные: использовать имеющиеся знания по окружающему миру
2. Введение темы урока. Цель этапа: развивать умение слушать и делать выводы и обобщения.
Предположите, какая тема сегодня урока. К. Ушинский «Кот Васька».
Свободные высказывания о домашних животных.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.
3. Первичное восприятие текста. Цель: познакомить с произведением К. Ушинского «Кот Васька», работать над обогащением речи учащихся речи.
Работа с учебником. Чтение.
— Каким вы представляете кота Ваську? Опишите.
Свободные высказывания учащихся.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
4. Работа с текстом. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Постарайтесь прочитать так. Чтобы было понятно, что ты любуешься котом.
Слушают и оценивают ответы товарищей.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Рабочая тетрадь, с.5-6, задание 1-3.
1) Выполните задания 1, 2, 3 в тетради:
1. Подумай, как автор относится к коту. Выбери и укажи ответ: с любовью, ласково, с юмором
2. Как автор называет кота? Запиши.
3. Перечитай описание кота. Впиши пропущенные слова.
У Васютки_________ ________, усы______, шубка________. Глазки _______, когти_______.
2) Проверь себя (Самопроверка с использованием экрана).
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Рабочая тетрадь, с.5-6, задание 4.
Прочитай загадку. Подчеркни рифмы. Запиши или нарисуй отгадку.
А с водой не знается
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Кто хочет продолжить разговор о домашних животных?
Домашнее задание. Сочини рассказ о нём. Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу или подбери фотографию и наклей.
— поднимите руку, кто считает, что сегодня ему всё удалось на уроке? Кто считает, что мог бы поработать и лучше?
Презентация по литературе Ушинский «Кот Васька»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
О братьях наших меньших Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, И умылся мягкой лапкой.
К. Ушинский Кот Васька Васька — котик-коток. Васька — серый лобок. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти стальные. Ласков Васька и хитёр; спинку выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает; днём на солнышке лежит да всё сказки говорит; ночью бродит на охоту: мышек сторожит. Постарайся прочитать так, чтобы было понятно, что ты любуешься котом.
Рассмотри иллюстрацию. Какие слова из текста относятся к этой иллюстрации? Прочитай. Придумай свою иллюстрацию к этому произведению Какие еще произведения про котов и кошек вы знаете?
Номер материала: ДБ-1595261
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Кот Васька» 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: К. Ушинский «Кот Васька»
Тип урока: изучения нового материала
Цель урока: развивать интерес к произведениям посвящённым домашним животным
-Прежде, чем мы начнем слушать стихотворения, которые вы приготовили, давайте вспомним критерии, по которым мы с вами оцениваем друг друга: выразительность, громкость, запинки.
-Слушание выученных стихотворений В. Жуковского «Птичка».
-Внимательно послушайте и отгадайте загадки:
— Без расчески причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады. (Кот)
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
— Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (Собака)
— Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
— Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
-Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
-Про кого эти загадки?
-На какие две группы мы можем их разделить?
-Как вы думаете про кого мы сегодня будем с вами читать?
Отгадывают загадки, обобщают: загадки о животных.
— У кого дома есть животные? Поднимите руки.
— У кого дома живёт кошка? Какие чувства испытываете по отношению к ней?
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Константина Ушинского «Кот Васька».
(Слушают чтение учителя).
Вопросы после первого:
— Как автор называет котика?
— Каков характер у Васьки?
-Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста относятся к иллюстрации? Прочитайте.
— Каким вы представляете кота Ваську? Опишите.
Постарайтесь прочитать так. Чтобы было понятно, что ты любуешься котом.
Свободные высказывания о домашних животных.
(Слушают чтение учителя).
-В карточке самостоятельно выполните задание:
-Проверь себя (Самопроверка с использованием экрана).
-В группе выполните следующую карточку:
-Фронтальная проверка карточки.
-Следующее задание в паре:
Прочитай загадку. Подчеркни рифмы. Запиши или нарисуй отгадку.
А с водой не знается
Кто хочет продолжить разговор о домашних животных?
Домашнее задание. Сочини рассказ о нём. Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу или подбери фотографию и наклей.
— поднимите руку, кто считает, что сегодня ему всё удалось на уроке? Кто считает, что мог бы поработать и лучше?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-900035
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.