усилитель для винилового проигрывателя какой выбрать
Какой выбрать стереоусилитель
Начало развития аудио видео техники уходит далеко в прошлое и начиналось оно с видеомагнитофонов VHS формата, бобинных магнитофонов, кассетных, а усилители звука были двухканальными, 5.1 канальных ресиверов еще не было. Обычные стереоусилители и стереоресиверы благополучно существуют и сегодня.
Основной упор в разработке делается на качество звука, поэтому считается, что по качеству звука недорогой усилитель будет лучше более дорого 5.1 или 7.1 ресивера. Дорогие ресиверы, конечно будут играть, как недорогой усилитель. Все дело в том, что для вас важнее — качество звука или небольшой компромисс и универсальность ресиверов, напичканных всевозможными функциями.
Вполне можно купить недорогой стереоусилитель и смотреть фильмы с хорошей стереосистемой, нужно только еще будет докупить сабвуфер.
Виды усилителей
Усилители могут быть полными, предварительными и оконечными. Предварительный усилитель нужен чтобы обработать сигнал и улучшить его. Оконечный просто усиливает мощность сигнала. Полный, интегральный усилитель делает и то и другое — обрабатывает сигнал и придает ему мощность. В этом тоже есть небольшой компромисс, так как, если использовать предварительный усилитель и оконечный звук будет лучше, но это уже скорее будет похоже на HI-End.
Усилители можно разделить на аналоговые и цифровые. Аналоговый усилитель работает с аналоговым сигналом, поступающим с DVD или Blu-ray плеера, цифровой будет улучшать, усиливать и преобразовывать цифровой сигнал в аналоговый, чтобы потом вывести его на акустические системы. На плеерах могут присутствовать и цифровые и аналоговые выходы звука, но лучше использовать цифровой коаксиальный или отический выход, HDMI несет в себе и аудио сигнал и видео, поэтому чисто для звука лучше использовать два предыдущих.
Классы усилителей
Существует несколько классов усилителей — A, B, AB, H, D. Они различаются по мощности качеству звучания, что является следствием применения тех или иных комплектующих и технологий. Класс A по мощности самый слабый, но дает более чистый и детальный звук. В классах B и D идет большая мощность немного в ущерб качеству звука. Есть переходные классы, например AB — такие усилители — это компромисс между мощностью и качеством звучания.
Усилители также разделяют по применяемым в них элементам — транзисторные, на микросхемах и ламповые.
На микросхемах — самый дешевый вариант — все элементы располагаются в микросхемах, но и качество звука будет не очень. Чаще всего такие усилители делают для автомобилей, звук получается мощным, но не очень качественным.
Транзисторные усилители — самые распространенные — это большинство усилителей в магазинах, предназначенных для домашней системы. Такие усилители дают достаточно хороший звук, но они тоже могут различаться — в более дорогих моделях применяются более дорогие комплектующие.
Ламповые — дают мягкий, теплый звук, вместо транзисторов используются лампы, стоят такие усилители намного дороже транзисторных.
Гибридные — собираются на лампах и транзисторах, сигнал сначала обрабатывается лампами, потом усиливается транзисторами, в результате получается качественный и мощный звук.
Характеристики усилителей
Само название стерео подразумевает, что будет всего два канала на две АС, но бывают усилители с двумя парами выходов для двух пар колонок.
Мощность усилителя должна подходить по мощности для акустики, считается что усилитель должен быть мощнее акустики в два раза. Нужно смотреть также на чувствительность акустики и на сопротивление — импеданс. Чем ниже будет чувствительность и чем выше сопротивление, тем мощнее нужен будет усилитель. Смотреть нужно на номинальную мощность — то есть которая развивается на продолжительное время, максимальная мощность может развиваться на короткое время и не подойдет для продолжительной работы. Оптимальное сопротивление АС — 4-6 Ом.
Искажения могут быть интермодуляционными и гармоническими, оптимально, если у усилителя коэффициент интермодуляционных искажений в пределах 3-х % при частоте 250-8000 Гц. А коэффициент гармонических не больше 1 % при частоте 40-12500 Гц. Если усилитель относится к высокому классу DIN 4550, то искажения не указываются.
Диапазон в котором человек распознает звуки — от 20 Гц до 20000 Гц, часто параметр частоты выходит за пределы слышимости — это значит, что все частоты будут воспроизведены без искажений в слышимом диапазоне. Оптимальная величина этого параметра для усилителей — 70-190 кГц.
Скорость нарастания сигнала
Это так называемое время отклика, при перепадах сигнала могут появляться искажения. Чем выше будет верхняя граница полосы частот, тем выше будет параметр скорости нарастания и меньше искажений. Оптимальное значение параметра не меньше 5В/мкс.
Импеданс или сопротивление усилителя, желательно должно совпадать с импедансом акустики, так как сопротивление акустики влияет на работу усилителя. Поэтому лучше выбирать усилитель готовый к работе с 4-омной акустикой. Чаще всего встречаются 6-омные АС, поэтому усилитель должен быть рассчитан на эту нагрузку.
Соотношение сигнал — шум определяет количество полезного сигнала относительно шумов, чем выше значение этого параметра, тем лучше. Оптимальное значение — 90-100 дБ.
При большой громкости, динамики могут совершать колебания, усилитель может уменьшить эти колебания, чтобы улучшить качество звука. Значение этого параметра должно быть 100 и выше.
Стереоусилители по оснащению намного проще, чем ресиверы, но у них все-же есть некоторые функции. Полезной будет функция Direct — она позволяет отключить все лишние цепи — баланса, тембра и т.д., что улучшит качество звука. Для обладателей виниловых проигрывателей нужен будет вход с фонокорректором. Для записи на диск пригодится функция переключения и направления источников сигнала. Может пригодиться возможность подключения двух магнитофонов для записи. В этом случае долна быть функция контроля записи и селектора записи.
Также может быть выход с предварительного усилителя и вход усилителя мощности, выход на дополнительную пару АС.
Выбирая усилитель лучше брать аппарат помощнее, оптимально усилитель работает на половине своей мощности. Сопротивление, желательно должно быть 4 Ом, чтобы аппарат мог работать с любыми колонками. Клеммы должны быть винтовые. Желательна функция тонкоррекции и выход на наушники. Переключатели тембра, баланса и другие должны быть механическими, электронное управление считается хуже. Пуль ДУ может быть системным для управления другими компонентами.
У более дорогих аппаратов разных функций, конечно больше, выбирая бюджетный усилитель нужно будет учитывать прежде всего мощность и сопротивление аппарата
7 лучших усилителей для прослушивания винила: рейтинг лета 2019 г
Сочный звук
7 лучших усилителей для прослушивания винила: рейтинг лета 2019 г.
Сочный звук
Мы почти завершили нашу серию публикаций на тему подбора идеальной виниловой системы на любой вкус и кошелек. Выбрали даже акустику, теперь осталось подобрать к ним партнера для усиления. Раздельными компонентами заниматься пока не будем – составим свежий рейтинг полных (интегральных) усилителей. С мощным, масштабным звуком, который идеально раскроет все преимущества аналоговой записи. Поехали – встречаем подборку лучших интегральных усилителей для прослушивания виниловых дисков!
Cambridge Audio CXA80
Выходная мощность – 2 х 80 Вт (на 8 Ом) | АЧХ – 5 Гц – 60000 Гц | Потребляемая мощность – 750 Вт | Размеры – 430 x 115 x 341 мм | Вес – 8.7 кг.
Несмотря на встроенный цифро-аналоговый преобразователь, Cambridge Audio CXA80 имеет чистое аналоговое усиление в классе АВ (обратите внимание на то, что аппарат крайне не рекомендуется размещать на узкой полке – верхняя сетчатая панель выделяет весьма много тепла). Модель гарантирует уверенный контроль большинства спикеров (2 х 80 Вт на 8 Ом или 2 х 120 Вт на 4 Ома – это вполне серьезно). Конструкция безукоризненна для своей цены – двойное моно, каждый из каналов смонтирован на собственной плате, использован массивный тороидальный трансформатор питания с отдельными вторичными обмотками и выпрямительными диодами для каждого канала. Путь сигнала на платах сделан максимально коротким. Звучит Cambridge Audio CXA80 – насыщенно, плотно, слаженно. В общем, в цене «до 100 тыс. руб.» – просто подарок.
Sugden A21SE
Выходная мощность – 2 х 30 Вт (8 Ом) | АЧХ – 6 Гц – 280 000 Гц | Потребляемая мощность – н/д | Размеры – 430 х 115 х 360 мм | Вес – 14 кг.
Accuphase E-270
Изюминка Accuphase E-270 – фирменный модуль регулировки громкости AAVA. Эта система ступенчатого изменения уровня работает невероятно здорово, затыкая за пояс многие связки более дорогих предварительных усилителей и мощников. Но и «мускулы» тут весьма серьезные: Accuphase E-270 использует специально отобранные стабильные транзисторы в параллельной двухтактной конфигурации с мощным блоком питания. Важно то, что аппарат гарантирует крайне низкое выходное сопротивление, не имеет механических контактов (в схемах защиты применены силовые переключатели Mosfet) и оснащается обратной связью по току. Звучит этот интегральный усилитель столь же хорошо, как и выглядит: выстреливая настоящим фейерверком деталей и, при этом, обеспечивая необходимую голографию, твердость звуковых образов.
Lavardin Model ITx
Выходная мощность – 2 х 55 Вт (8 Ом) | АЧХ – 20 Гц –20 0000 Гц | Потребляемая мощность – 400 Вт | Габариты – 135 х 430 х 340 мм | Вес – 12 кг.
Lavardin Model ITx использует очень хитрую схему High Speed and low Memory Distortion, которая вместе с фирменной технологией Memory Free позволяет нивелировать искажения до критического минимума. Итог? Феноменальная микродинамика, «ртутность» и разрешающая способность! В арсенале Lavardin Model ITx –аналоговый регулятор громкости с пассивными ресивером и декодером, мощнейший корпус, выточенный из алюминия (заказ у компании CEVL), печатные платы собственной разработки и изготовления, а также выходной каскад на транзисторах National Semiconductors TIP147 + TIP142 в монолитной конфигурации Дарлингтона. Ограничения тоже есть – с моделью рекомендовано использовать АС сопротивлением в 8 Ом, но, поверьте, с правильным партнером Lavardin Model ITx вас не разочарует – это настоящая высшая лига.
Gryphon Diablo 300
Новейший Gryphon Diablo 300 использует наработки верхних (астрономических по цене) аппаратов фирмы – например, мощника Mephisto. Саунд получился типично Gryphon’овским – легким, воздушным, но, при этом, экстремально динамичным, собранным и мощным. Настоящий «стальной кулак в бархатной перчатке» (обратите внимание на проводку – он может забрать из сети 1 900 Вт!). Gryphon Diablo 300 без проблем раскачает любые АС – на 4 Ома она выдаст аж 600 Вт мощности, а при подключении колонок на 2 Ома –950 Вт. Путь сигнала максимально простой: для регулировки громкости используется только пара резисторов, отрицательная обратная связь отсутствует. АЧХ феноменальна – от 0.1 Гц до 350 кГц по уровню –3 дБ. БП имеет массив конденсаторов общей емкостью 68 000 микрофарад и собран с шунтирующим подавлением шумов.
Audio Research GSi75
Цена – 1 365 000 руб.
Чистокровный американец, Audio Research GSi75 – представитель новой линейки компании Galileo. Существенно переработанная схемотехника, изысканный дизайн и роскошный звук – это все о нем. Этот ламповый аппарат хоть и использует обратную связь (всего на 4 дБ), но зато выдает внушительные 2 х 75 Вт на канал и допускает широкий маневр в выборе колонок. Выходные лампы KT150 обеспечивают невероятно реалистичный саунд, от которого просто мурашки идут по коже. Совет: если вы решились на технику с «трубками», начинайте выбор с серьезных моделей, таких, как Audio Research GSi75. Тогда и впечатлений будет море, и разочарования обойдут стороной.
Audio Note Ongaku
Цена – 8 008 500 руб.
Культовая модель – один из лучших усилителей, которые когда-либо выпускались в мире. Пятый уровень компании: однотакт на базе пары ламп 211 (полная комплектация – 2 x 5R4WGB, 2 x 211/ GE VT-4C, 1 x CV4068, 1 x 6463). Чистое серебро везде – трансформатор с серебряным проводом на двойном C-сердечнике с пластинами AN-Perma, аналогичная проводка, танталовые резисторы Audio Note (2 Вт), электролитические конденсаторы BlackGate… Звук? Настоящая нирвана, оторваться просто невозможно. Вот он, Ultra High End во всей красе!
Винил для чайников или как собрать хорошую систему и не сойти с ума
Всё больше людей интересуется винилом, в том числе и в нашей команде. За последние полгода-год сразу несколько сотрудников Big Geek обзавелись «вертушками» и начали коллекционировать пластинки.
Поиск новых впечатлений от звука как никогда обострился за время самоизоляции и вынужденной работы на удалёнке. Если все плейлисты и альбомы уже заслушаны до дыр, то волей не волей захочется чего-нибудь нового. Почему бы не попробовать винил?
Как это сделать с минимальными знаниями, без лишних сложностей и без огромных денежных трат — я расскажу вам в этой статье, написанной на основе личного опыта, а также опыта моих коллег и друзей.
Если вы уже решили или только задумались собрать систему для прослушивания пластинок, то почитав форумы или посмотрев ролики с советами бывалых пользователей, вы, скорее всего, подумаете, что сборка такой системы — штука страшная.
Помимо приличной вертушки (обязательно со сменной головкой звукоснимателя, регулируемым тонармом, увесистым корпусом, стеклянным или стальным опорным диском и так далее) эксперты-аудиофилы посоветуют вам купить хорошие фонокорректор, усилитель, пассивные колонки и дополнить всё это дорогущими проводами. Цена на такой набор может доходить просто до бесконечности.
Но что если я скажу вам, что чтобы приобщиться к винилу не нужно делать так много лишних движений, и можно собрать систему, которая будет работать сама по себе, занимать минимум места и выглядеть красиво?
Изначально, я решил, что хочу собрать себе простую и красивую систему, с минимальными заморочками по «железу», чтобы всё просто работало. Считайте, что меня к этому приучила техника Apple. Но в процессе выбора «вертушки» и колонок я столкнулся с некоторым количеством подводных камней, подаривших мне головную боль. Хочу чтобы эта боль обошла вас стороной. Поэтому давайте сразу определимся с некоторыми вещами.
Зачем и для чего
В первую очередь, ответьте на такой вопрос: вы хотите просто слушать любимую музыку на более-менее хорошем проигрывателе или хотите постоянно улучшать свой «вертак» и относиться к нему как к дорогому музыкальному инструменту? Как вы понимаете, это совершенно разные сценарии, и под них нужны совершенно разные устройства.
В первом случае, будет достаточно базовых моделей проигрывателей с минимальными требованиями по вмешательству в их работу. Ничего лишний раз заменять или регулировать позволено не будет. Во втором случае, придётся потратить гораздо больше времени и денег, чтобы найти устройство, с которым будет приятно возиться, апгрейдить его и улучшать по мере роста музыкальной коллекции и стремительно возрастающих требований к звучанию «инструмента».
Раз вы читаете эту статью, то, скорее всего, хотите просто слушать музыку в хорошем качестве на хорошем проигрывателе, и чтобы он не стоил как крыло от самолёта. Теперь вам предстоит определиться — а что именно вы собираетесь слушать на виниле? Старые записи 60-80-х годов, что-то из 90-х или нулевых? Или вы слушаете только современную музыку?
Старые записи гораздо требовательнее к качеству системы. Современные же записи почти все изначально цифровые, а на винил записываются по большей части для красоты, на радость коллекционерам и фанатам. Конечно, звучание таких записей будет сильно лучше чем в любом стриминговом сервисе (включая Hi-Res стриминг), но до старой аналоговой классики ему будет ой как далеко.
Из этого сразу же вытекает вопрос: сколько вы готовы потратить на свою систему? Не больше 20 тысяч? Не больше 50? Не меньше 100? Раз вы читаете эту статью, то наверное хотите взять что-нибудь попроще и подешевле, поэтому переходим дальше.
Почему не стоит брать «чемоданчики»
Самый первый и самый главный совет: избегайте всех этих красивых пластиковых коробочек, похожих на проигрыватели, и идущих, зачастую, сразу со встроенными колонками. С ними вы не услышите никакого качества, а только испортите свои диски со временем и потратите деньги впустую. Если не хотите получить исцарапанные пластинки после пары-тройки прослушиваний, то ни в коем случае не покупайте «чемоданчики».
Минимально адекватная альтернатива этим коробочкам — базовые модели «вертушек» от более серьёзных аудиобрендов за 13-15 тысяч рублей. Их, конечно, тоже есть за что поругать, но даже в сочетании с недорогими колонками за 5-7 тысяч рублей они подарят вам в миллиард раз больше приятных эмоций от прослушивания пластинок, чем любая красивая коробочка.
Автоматика или ручное управление
Если вы не хотите лишний раз возиться с проигрывателем, то вам нужен «вертак» с автоматическим управлением. У таких проигрывателей есть кнопки «старт» и «стоп», которые автоматически раскручивают пластинку и опускают или поднимают тонарм в её начале или конце.
Существуют даже проигрыватели с электронным переключением скоростей — это вам пригодится, если вы собираетесь слушать не только стандартные 12-дюймовые пластинки, но и 7-дюймовки.
Автоматическое управление будет особенно актуально для всех, у кого есть маленькие дети, и кто не хочет чтобы они лезли в проигрыватель без спроса — ведь достаточно просто нажать на кнопку и увидеть как тонарм сам по себе встаёт на пластинку и музыка начинает играть. Чистая магия!
В полностью ручном управлении, конечно, есть своя прелесть, но все автоматические варианты, как правило, позволяют делать всё то же самое и руками, так что автоматика — это просто дополнительная возможность и неплохая защита от неумелых рук или постороннего вмешательства.
Нужен ли проигрывателю Bluetooth?
Многие пользователи так устали от проводов, что начали требовать от брендов виниловые проигрыватели с поддержкой Bluetooth. На первый взгляд, это максимально странная затея, потому что никакой прелести и качества аналогового звука вы в таком случае не получите.
Однако, если у вас полно пластинок, а вы хотите слушать их, например, лёжа в ванной через портативную колонку, то поддержка «синего зуба» — маст хэв. А уж если ваш проигрыватель и колонки поддерживают aptX или LDAC, то наслаждаться беспроводным звуком получится даже в хорошем качестве.
Главное, чтобы было кому переворачивать пластинки, пока вы играетесь с уточками.
Встроенные или внешние компоненты
Если вы не хотите ломать себе голову подбором фонокорректоров, усилителей или ресиверов для пассивных колонок (которые тоже надо ещё суметь подобрать, ведь любые колонки лучше сперва послушать), то на помощь вам придут активные колонки со встроенными усилителями и проигрыватели со встроенными фонокорректорами.
Тут можно возразить, что встроенные решения всегда хуже выделенных, но всё зависит от цены — если вы готовы потратить 20-25 тысяч на колонки и 20-25 тысяч на проигрыватель, то вариантов с хорошими встроенными компонентами вы найдёте массу, и ещё больше — за большие деньги.
Куда и к чему подключать
Обязательно обратите внимание на наличие всех необходимых портов в ваших будущих колонках и подумайте к чему кроме винила вы ещё захотите их подключить.
Некоторые колонки имеют только оптические выходы, другие — RCA или AUX, третьи — только XLR, TRS и прочие порты для работы на студиях. Чаще всего виниловые проигрыватели идут с выходом RCA, он же «тюльпан», а значит вам нужны колонки с таким же входом или, в крайнем случае, с входом AUX — для него потребуется переходник или другой провод, но проблем с подключением не возникнет. Колонок с поддержкой AUX великое множество.
При желании вы даже можете подключить «вертушку» к саундбару от телевизора — если у него помимо «оптики» и HDMI есть RCA или AUX порты. Ценители винила, конечно, не рекомендуют так делать, потому что мало какой саундбар даст вам такую же хорошую сцену и панораму как полноценные раздельные колонки, но это абсолютно ваше дело — что и как слушать.
Вы можете собрать себе систему 2.1, 5.1 или 7.1 и подключить к ней «вертушку» — почему нет? Потому что в интернете вам кто-то сказал что это «не круто»? К тому же, иметь одно устройство для всех подключений порой бывает удобнее, чем хранить в одной комнате несколько разных устройств для прослушивания музыки, особенно если вы ограничены в пространстве.
На какие устройства стоит обратить внимание
Я перечитал кучу статей, посмотрел множество обзоров, пообщался с друзьями и коллегами, и остановился на нескольких моделях проигрывателей и колонок с более-менее адекватными ценами (от 13-15 тысяч до 30 тысяч рублей за проигрыватели и от 7 до 27 тысяч за колонки) и приличными характеристиками.
Проигрыватели
Audio-Technica AT-LP60 — наверное, самый популярный «вертак» на рынке среди начальных, есть модели с Bluetooth, USB (для оцифровки винила) или без всего;
Teac TN-180 BT — популярный проигрыватель начального уровня, который выглядит и звучит дороже, чем стоит;
Sony PS-LX310BT — минимализм и простота с оптимальной функциональностью для чайников;
Pro-Ject T1 — наверное, лучший стартовый проигрыватель для тех, кому хочется чего-то более аудиофильского по виду и по звуку;
Rega Planar 1 — начальный проигрыватель топового бренда без фонокорректора и с полностью ручным управлением.
Колонки
Взвесив все за и против, и ответив себе на вопросы, поднятые в начале статьи, я остановил выбор на проигрывателе Sony PS-LX310BT и активных колонках Audioengine A2+ BT — во многом из-за дизайна проигрывателя и размера колонок, которые идеально вписываются в домашний интерьер и не занимают много места.
Не то чтобы мне был нужен Bluetooth 4.2 в проигрывателе, пусть даже и с поддержкой aptX, но возможность оставить «вертушку» в комнате и пойти полежать в ванную с портативной колонкой оказалась очень даже полезной. Кроме того, меня подкупил его минималистичный дизайн, равно как и дизайн колонок, удивительно компактных для своих возможностей.
Также этот проигрыватель подкупил меня автоматическим управлением, наличием встроенного фонокорректора и возможностью выбора одного из трёх вариантов усиления звука. Это безумно полезная штука, если вы будете слушать не только новые пластинки, но и старые, гораздо более тихие, зачастую.
Про колонки могу сказать только то, что эти «малыши» не просто так признаны всеми зарубежными обозревателями настоящим инженерным чудом. Благодаря встроенному AB-усилителю и грамотной конструкции они выдают мощный, чистый и детальный звук. К тому же, они предлагают все возможные виды подключений: BT 5.0 c aptX, RCA, AUX, USB и Sub. Их можно использовать буквально с любым устройством в доме, так что если мне взбредёт в голову заменить их на что-нибудь покрупнее, то им всё равно найдётся место.
Размер и внешний вид колонок, на самом деле, может стать куда более определяющим фактором, чем сам проигрыватель, потому что далеко не всегда то, что хорошо звучит в шоу-румах или рекомендовано к покупке экспертами-аудиофилами, будет хорошо смотреться у вас дома и не будет занимать кучу места. Особенно если помимо полочной акустики вы захотите взять себе ещё и сабвуфер.
Таким получился мой личный опыт. Почитать подробнее про другие замечательные колонки и проигрыватели вы можете по ссылкам ниже.
И вот ещё одна хорошая подборка, которая не хочет красиво встраиваться.
Также советую вам обратить внимание на канал, где можно оценить примерный характер звучания совершенно разных колонок и понять что вам больше подходит без походов по магазинам аудиотехники.
Надеюсь, что мой опыт оказался для вас полезным, ну а если вы в корне не согласны с написанным или считаете, что винил нужно слушать только на серьёзных дорогих системах, где нужно всё регулировать руками и тщательно подбирать компоненты, то я могу только позавидовать вашему количеству свободного времени и вашему усердию.
Наверняка, оно и правда того стоит, но даже если вы соберёте недорогую систему и уложитесь в 20 тысяч рублей, то останетесь довольны и отроете дивный новый мир совершенно другого звука. Неприятный побочный эффект здесь только один — следом вы начнёте тратить баснословные суммы на пластинки.
Но это, как говорится, уже совсем другая история.