усреднение полученных данных относится к недостаткам какого метода психологии
Качественные и количественные методы исследования в психологии: различие в понятиях, особенности проведения анализа
Проведение психологических исследований опирается на традиционные методы, сложившиеся в период расцвета науки. Определиться с выбором методики в психологии трудно, если не видеть разницу между количественным и качественным методом в эмпирическом исследовании. Следует понимать, в каких ситуациях лучше заниматься наблюдением и анализом поведения, а где использовать обработку информации математическими способами.
Понятия количественных и качественных методов в психологии
У данных методов в психологии имеются свои слабые и сильные стороны. Нельзя все измерять только одним методом, так как это приведет к однобокости результатов исследования. Нужно учитывать целесообразность применения каждого из подходов на конкретном этапе психологического исследования, опираясь на преимущественные особенности методов.
Чтобы грамотно применять психологические методы, необходимо понимать их сущность. Каждому типу исследования присущи свои требования к подбору методики.
Особенности количественных методов
В основе метода лежит формализация, от законов которой отступать нельзя. Во время эксперимента следует ориентироваться на собирание данных, которые обрабатывают с выстраиванием диаграмм, графиков.
С применением таких анализов исследователи получают численную оценку состояния объекта вместе с реакцией респондентов на психологическое явление.
Характеристика качественного метода
Сбор данных, их анализ проводится без формализации, стандартизации. При этом исследователь получает подробную информацию о психологии респондента, мотивах его поведения, ценностях.
Сбор информации предполагает применять свободную форму. Тут важно получить не распределение мнений, а понять, объяснить, интерпретировать факты, опираясь не на цифры, а на слова.
Эти методики при сборе информации предлагают применение:
Следует не только собрать данные, но понять изучаемые процессы, найти ответы на вопросы: Зачем? Почему? Каким образом? Как выйти из положения?
Проведя глубокий анализ, психолог сможет установить причину и следствие поступка, события, явления, выявить структуру, компоненты изучаемого объекта.
В результате проведенных исследований, наблюдений вырисовывается результат в виде текстовой модели.
Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
Эмпирические методы в психологии являются ведущими, так как основаны на отборе данных по возникшей проблеме или явлению. Обобщить и систематизировать большую группу полученных фактов можно с помощью обработки данных, носящих количественный и качественный характер.
Необходимость использования математической статистики
Количественные методы на этапе обработки «сырых» результатов исследования состоят из:
Научная теория в психологии строится на основании множества объектов, составляющих теоретические факты и закономерности. Эмпирическое исследование проводят так, чтобы найти подобные явления в практической жизни. Следует сначала выбрать тот объект из множества, которая станет предметом исследования. Приходится применять количественные методы характеристики испытуемых, чтобы описать собранные данные целиком. Строятся при этом таблицы, диаграммы. Часто помогают в оценке результатов диаграммы частотного распределения, или гистограммы. Без них нельзя объективно провести распределение оцененных характеристик.
Проверка выдвинутых гипотез проводится сравнением результатов двух групп испытуемых. Здесь следует исключить случайные результаты. Поэтому придется четко и корректно с использованием описательной статистики сравнить данные друг с другом или с теоретическими величинами.
Эту обработку данных проводят способом уменьшения избыточности фактов. С помощью методов многомерного анализа делают результаты исследования компактными, наглядными.
Ограниченность количественных методов
Без применения математической статистики невозможно изучить большое количество объектов, фактов. Такой анализ исследования поможет быстро провести обобщение полученных результатов, построить математическую модель объекта.
Но от искажения информации исследователь не застрахован, так как только количественный подход дает неполную картину исследования:
К основным характеристикам относят такие понятия как формализм и массовость. Испытатель заранее определяет данные, от которых потом отступить будет невозможно.
Преимущества и недостатки качественного анализа
Применение этих методов в психологическом исследовании опирается на то, чтобы:
Стандартов при этом в анализе не существует. Исследователь проводит связи между причиной и следствием, изучая весь спектр проявлений объекта.
Наблюдая за поведением объекта, изучая записи дневников, аудио- видеоматериалы, выполняют качественный анализ поведения. Часто применение метода не позволяет отделить существенное в характеристике исследуемого объекта от второстепенного.
В основе будет описание феномена, редкого единичного случая.
При таком анализе респондент высказывается свободно, он не ограничен рамками. Ситуация, в которой проводят исследование, приближена максимально к жизненной.
Такую обработку надо применять на первом этапе исследования. Методы помогут скорректировать, сделать выводы по результатам количественной обработки данных.
Почему в психологии преобладают качественные подходы
Выбирая этот метод как наиболее важный, исследователь:
Главный смысл подхода связан со словом, выступающим в роли типа данных и средства анализа. Собираемые исследователем факты, информация выражается словами, а не цифрами. Содержание, выводы кодируются, формулируются и передаются в словесном виде. По мнению Я. Дея, определить разницу в качественных и количественных методах – это как сравнить смыслы с математической статистикой.
У данных, переданных словами, много субъективного, но информационно они богаче.
Для приверженцев качественного метода характерно применение не только текстов, но и множества культурных и социальных артефактов: рисунков, фотографий, видеоматериалов, аудиозаписей, музыки, предметов быта, медиасредств.
В психологии полно описаны приемы анализа качественных материалов. Разработан ряд подходов, помогающих сортировать, кодировать, относить к определенной категории полученный материал исследования.
Анализируя слова, выражения, тексты, психологи группируют, объединяют в кластеры, чтобы сопоставить и выделить смысловое содержание.
Приверженцы качественных методов опираются на то, что у них две стороны, которые дают полную картину явления. С качественным подходом в исследованиях анализируют объект строго в рамках четких принципов и процедур кодирования. Но с другой стороны пользуется исследователь приемом интерпретации данных, их глубоким толкованием с фиксированием интуитивных предположений.
Эпистемология как критерий качественных исследований
Процедура передачи информации связана с особенностью подхода – полевой формой работы. Исследователь входит в социальные группы, сообщества, наблюдая естественную жизнь, поведение изучаемых объектов. Пребывая долгое время рядом с объектом, наблюдая за ним, беседуя, психолог получает более достоверную информацию, чем в эксперименте с разовыми срезами.
Проводя анализ социального контекста события, исследователь учитывает все условия жизнедеятельности объектов от культурных, социальных до политических, обрядово-традиционных. Психолог стремится получить богатую деталями целостную картину.
При качественном подходе к исследованию не пропускают единичные, специфические случаи. Их оценивание может привести к выявлению закономерностей. Количественные методы изучения опираются на множество, пропуская главное. Ведь именно в индивидуальностях скрываются сложные сознательные существа.
Приемы индукции ведут от сбора и анализа эмпирических данных к зарождению гипотез и предположений. Так появляются новые теории относительно изучаемого объекта, явления.
Экспертом будет испытатель. Он сформулирует свою точку зрения, опираясь на жизненный опыт. В трактовке изучаемого события участвует и обследуемый. Он живет и действует в изучаемой ситуации и даст ей свою оценку.
Переживая вместе с респондентом события, психолог может понять смысл явления. Рефлексия исследователя важна в изучении феномена.
Качественным исследованием можно открыть новые закономерности в течении психических явлений.
Суть и причины терминологических расхождений
Определиться с понятием количественных и качественных методов трудно, так как ведущие представители психологии не выделяют их в отдельную группу путей познания. Рассмотрению больше всего подвергаются качественные методы, как-то наблюдение, эксперимент. С. Рубинштейн в учебнике «Основы общей психологии» не упоминает об употреблении в исследованиях количественного анализа.
По Б. Ананьеву, обработку результатов психологического исследования проводить следует с помощью приемов математической статистики и описания случаев, отражающих типы и варианты психических явлений.
Ряд российских психологов считает, что относятся количественные и качественные методы к эмпирическим, а другие утверждают, что они считаются приемами работы психолога вне контакта с объектом изучения.
Расхождения встречаются не только в классификации методов, но в понимании их сути. Количественные анализы подменяют определением статистической обработки материала. Группа исследователей считает, что статистика никак не связана с психологией. Методика количественного подхода ближе по сути к психометрии и математической психологии.
Причины терминологических расхождений
Изучение причин расхождений в определении количественных и качественных методов привело к мнению, что возникли разногласия потому, что:
По мнению многих ученых-психологов, соотношение между качественным и количественным подходом в исследованиях сказывается в пользу первого, а второй должен подчиняться.
Проблема соотношения качества и количества в психологии
Напряжение между двумя подходами, качественном и количественном, существуют с давних пор. Критика количественных методов основывалась на том, что:
Контроль ситуации со стороны исследователя приводит к превращению реального мира в искусственный.
Отсюда повышенный интерес к качественному подходу в эмпирическом исследовании. Представители новых направлений в психологии считают, что применение статистики не дает полную картину связей человека с другими людьми, рассматривая личность вне социального контекста. Отмечают ограниченность поведения испытуемого.
Но игнорирование количественных методов ведет к ошибочным выводам в психологических экспериментах. Ведь в качественном подходе больше субъективного мнения. Не следует исследователю полностью погружаться в мир личных переживаний испытуемого. Нужна отстраненность от рефлексии своих собственных суждений, взглядов на поведение исследуемой личности.
Преодолеть субъективизм поможет количественный анализ. Вместе с качественным он подведет к глубокому пониманию сути феномена.
Важно разграничить у методов сферы компетенции. Измерение биологической природы человека проходит продуктивно количественными методами. А сравнительная оценка объектов, явлений необходима для психологических знаний. Тут на помощь приходит выстраивание системы координат. Но оценка с помощью системы потребует уточнения в связи с постоянным изменением объекта. Полученные математические данные адаптируют к определенной культуре. Отношение к происходящему выстраивают, опираясь на своеобразие смыслов и значений. Тогда нужен словесный анализ поведения объекта.
Обработку результатов эмпирических исследований, их анализ проводят с использованием обоих методов. При этом получают высокую степень надежности выводов.
Усреднение полученных данных относится к недостаткам какого метода психологии
Учебный курс «Психология»
Тема 1.2. Методы психологии
Метод важнее открытия,
ибо правильный метод исследования
приведет к новым, еще более ценным открытиям
Психология – это наука и практика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
Основные методы получения фактов в психологии:
· анализ продуктов творческой деятельности,
· социометрия и другие.
Наблюдение – исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Особенностью научного наблюдения, в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.
Различают следующие виды наблюдения:
-срез (кратковременное наблюдение),
— лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),
-сплошное (проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного человека),
-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),
-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),
-внешнее (наблюдение со стороны),
-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)
-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).
Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
З) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
«+»: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.
«-»: большие затраты времени, невозможность повторного наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления, трудность статистической обработки.
Иногда наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
1.Лабораторный Э. , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.
«+»: Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.
2.Естественный Э. , (В 1911г. русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.
3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.
Психолого-педагогический Э. чаще состоит из 3-х:
1. констатирующий : направлен на установление и фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э. Проведение диагностик.
2. формирующий : активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.
3. контрольный : проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов. Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.
Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:
— открытые («Ты любишь читать книги?»)
— косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)
— проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)
2).нельзя превращать беседу в опрос
3).установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной обстановки)
4).тщательно продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)
Психологу принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы.
Материал, который в результате получает психолог, нуждается в самом строгом критическом анализе.
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».
«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.
Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.
Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых.
— всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).
— предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.
Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты, как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного психического развития. Можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.
Метод социометрического исследования – исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер. психологом Морено , переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив название «Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.
Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.
Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.
К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.
Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.
ВЫВОД: Только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить полную и объективную оценку развития личности.
Особенности психологического наблюдения — достоинства и недостатки
Психологическое наблюдение — это сбор информации экспериментатором без вмешательства в ситуацию. Психологами метод применяется соответствии с определенным планом, подразумевает фиксацию фактов и особенностей ситуации, их анализ и интерпретацию.
Психологическое наблюдение: определение понятия
Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.
На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:
Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.
Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.
Суть метода
Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.
Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:
Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.
Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.
Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.
Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.
Объект и средства наблюдения
Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:
Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.
Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:
Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.
Психологическое наблюдение: п рименяемая классификация
В психологии метод наблюдения применяется в случаях, когда исследователю необходимо получить информацию о поведении конкретного человека или группы людей в максимально естественных для них условиях, без вмешательства в ситуацию. Само наблюдение никак не должно отражаться на естественном развитии событий.
Различают несколько типов психологического наблюдения:
В ходе сплошного слежения исследователь фиксирует все нюансы и признаки психической деятельности объекта на протяжении определенного времени. При выборочном исследовании принимаются во внимание исключительно те проявления, которые прямо или косвенно относятся к изучаемой тематике.
В классификации имеется также и понятие систематического и несистематического наблюдения. В первом случае исследование проводится в соответствии с четко обозначенным планом. Наблюдатель фиксирует поведенческие особенности, регистрирует и классифицирует внешние условия.
При несистематическом наблюдении фокус внимания исследователя удерживается на обобщенной картине поведения субъекта или группы людей в определенных внешних условиях. При этом не стоит цель зафиксировать причины поведенческих проявлений, анализировать их взаимосвязь и строго описывать явления.
Полевые наблюдения осуществляются в естественных для объекта или группы условиях. Основным требованием является невмешательство исследователя в ситуацию. Наблюдение в естественных условиях дает возможность изучить поведение объекта без существенных искажений. Но проблема проведения такого исследования состоит в трудоемкости, а также в том, что исследователь не может контролировать ситуацию. Зачастую полевое слежение несистематично, проводится с применением выжидательной тактики.
Лабораторное слежение для исследователя более удобно, но искусственная среда может не лучшим образом повлиять на результат исследования.
По длительности исследования различают:
Единичные, однократные наблюдения — их представляют, как описание отдельных случаев. Исследования носят уникальный характер, но могут быть представлены и уже известными проявлениями психологического процесса, феномена.
Опираясь на формы проведения исследований, различают осознанные и неосознанные, внутренние и внешние наблюдения.
Неосознанное внутреннее психологическое наблюдение
Этот тип наблюдения характеризуется тем, что объект не знает о слежке за ним. Исследователь сам становится частью ситуации. Например, нередко психологи внедряются в специфическую компанию, чтобы максимально подробно изучить особенности поведения ее участников. В ходе исследования наблюдатель вступает в тесный контакт с объектом или их группой, но о цели взаимодействия испытуемые не догадываются.
Зачастую применяется метод неосознанного внутреннего наблюдения с целью изучения особенностей небольших социальных групп. Естественное поведение психолога способствует успешному исследованию. При соблюдении этого условия работа в группе не влияет на ход исследования и поведение его участников.
Проблемы этического характера могут усложнить работу. В ходе слежения могут возникнуть трудности с аудио- и видеозаписью, особенно, если учесть, что фиксация результатов должна происходить в тайне от участников.
Само наблюдение не влияет на поведение субъекта, предписанное протоколом. Максимальное количество полезной информации он получает, если удается установить непосредственный контакт с исследуемыми. Но еще одной проблемой может стать то, что психолог начинает разделять моральные ценности исследуемых, у специалиста возникает моральный конфликт.
Осознанное внутреннее психологическое наблюдение
Осознанное внутреннее наблюдение характерно тем, что объект знает, что за ним следят. Исследователь вступает в контакт с наблюдаемым, еще до начала работы знакомит с поставленной задачей, рассказывает о своем статусе.
Иногда субъекту предоставляют неправильную информацию. Это делается чтобы была возможность зафиксировать особенности поведения в конкретной ситуации. Подобные действия исследователей противоречат требованиям этического кодекса и грозят серьезным наказанием, а эксперимент часто имеет неблагоприятный исход. Сама ситуация создает стресс для наблюдаемого, а ее последствия могут негативно отразиться на дальнейшей его жизни.
Внешний тип
Главное условие проведения внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что наблюдаемый не знает о слежении за ним. Психолог не вступает в контакт с объектом или исследуемой группой, а только фиксирует получаемую информацию, находясь в отстраненной позиции.
Так, врачи в психиатрических клиниках следят за пациентами через небольшое окно. Со стороны доктора оно прозрачное, больной же видит вместо окна зеркало. Такая особенность организации слежения дает возможность наблюдать за действиями объектов, не стесняя и не смущая их.
В ходе наблюдения внешнего типа удается собрать максимум объективной информации об объекте, его поведении или психических проявлениях. Плюсом такого наблюдения является и то, что уставшего исследователя можно заменить другим, также появляется возможность принять участие в эксперименте сразу нескольким специалистам.
Во внешнем исследовании ситуация разворачивается естественно, без давления со стороны, у специалиста есть возможность использовать технические средства для фиксации фактов.
Психологическое наблюдение: п реимущества и недостатки
К положительным сторонам наблюдения относят возможность:
Наблюдение — относительно недорогой эмпирический метод. Он позволяет быстро получить необходимую информацию. Исследование несложно организовать независимо от готовности участвовать в нем одного или группы объектов.
Недостатки психологического наблюдения подразделяют на 2 группы — объективные, не зависящие от наблюдателя, и субъективные. Они сопряжены с личностными характеристиками, профессиональными качествами исследователя, а также установками участников эксперимента.
К объективным недостаткам наблюдения в психологии причисляют такие:
Еще одним недостатком наблюдения психологи считают то, что метод не позволяет непосредственно исследовать все факты, многие области недоступны для исследования таким способом.
В числе субъективных недостатков:
Психолог в определенный момент может выйти из позиции наблюдателя и включиться в ситуацию. Это чревато тем, что он утратит возможность объективно оценивать происходящее.
Если у исследователя еще до начала эксперимента есть четко сформированное мнение относительно предмета исследования, это может стать причиной формирования определенной точки зрения на ситуацию. Ожидание зачастую возникает, если исследователь до начала эксперимента контактировал с наблюдаемым. В такой ситуации возможно смещение акцентов при наблюдении.
Во время наблюдения психологи могут допустить ошибки. Они, как и перечисленные выше проблемы, возникают при отсутствии у специалиста личной терапии и супервизии. Самыми частыми ошибками считаются:
Настроение психолога во время наблюдения может наложить отпечаток на его восприятие ситуации, а также исказить результат эксперимента.
Недостатки психологического слежения возможно преодолеть, тщательно продумав программу, основательно подготовившись к работе по сбору необходимой информации. Также помогает справиться с трудностями контроль за ходом работы со стороны организаторов исследования.