установка шатунов д 245 замками в какую сторону
Установка поршневой д240-д245
Установка гильз в блок цилиндров
Установка поршневых колец на поршень
Установка поршневой д240-д245 начинается с установки гильз. Затем необходимо установить поршневые кольца на поршня. На современных поршнях устанавливаются пять колец. Три компрессионных. Одно стальное самое верхнее. Два чугунных расположенные ниже и два маслосъёмных. Одно из которых ставится по нижней кромке поршня. Кольца имеют обязательное направление установки. На них написано ли верх. Либо просто стоит знак изготовителя. Чтобы установить кольца необходимо разжать их в замках и аккуратно опускать вниз до канавки. Разжать можно пальцами, если тяжело можно воспользоваться съёмником стопорных колец. Главное не сломать кольца. Делать нужно это аккуратно. Но боятся не стоит. Чем больше опасаться сломать кольцо тем оно скорее сломается. Просто уверенными движениями разжимать и ставить. При установке маслосъёмных колец можно сначала установить внутреннюю пружину а затем ставить само кольцо Так будет удобнее. Имеет значение, как располагаются замки колец между собой
Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр
Это основные условия, которые необходимо соблюдать при разведении замков колец.
Установка поршневого пальца
Прежде чем устанавливать палец в поршень с одной стороны необходимо поставить стопорное кольцо. При установке палец упрется в него и займет правильное положение.
Направление поршня при установке
Обычно отверстия под пальцы имеют смещение относительно вертикальной оси поршня в одну сторону. Поэтому поршня имеют направление, в какую сторону они должны быть обращены. На них имеется стрелка указывающая направление в сторону переда двигателя. Либо имеется надпись «Вперед» или «назад».
На поршнях ММЗ д 240 и других модификациях направления установки поршней нет. Отверстия поршневых пальцев сделаны строго по центру вертикальной оси. Поэтому направление поршня не имеет значения. Но имеет значение расположение шатунов.
Какой стороной ставится шатун мтз
Шатуны устанавливаются на палец поршня совместно поршнем. Стопорное кольцо уже установлено. С одной стороны. Осталось вставить палец в поршень с противоположной стороны от стопорного кольца и вставив шатун внутрь поршня установить палец на место. После этого стопорится кольцо с другой стороны пальца. Затем можно устанавливать поршневые кольца. Как было описано выше.
Установка поршней в гильзы цилиндров
Установка поршневой д240 происходит вместе с шатунами. Предварительно необходимо открутить крышки шатунов и установит шатунный вкладыш в шатун. Вкладыш устанавливается таким образом чтобы замок вкладыша попал специальную прорезь в постели шатуна. При установке шатуна с поршнем. Шатун необходимо развернуть таким образом. Чтобы замок вкладыша смотрел в сторону установки топливной аппаратуры. Или в сторону противоположную расположению распредвала.
Из выше сказанного установка поршневой группы двигателя Д 240 имеет две особенности для этого двигателя. Это то, что нет направления установки поршней. И нужно быть очень осторожным при установке гильз в блок. Чтобы не повредить верхнюю кромку гильзы.
Шатуны и поршня Д-245 устанавливаем
Установка шатунно-поршневой группы Д-245
Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной группы гильз цилиндров
Поршни одного комплекта на дизеле должны быть одной размерной группы, соответствующей размерной группе гильз цилиндров
Размерная группа «Б«
Диаметр юбки поршня 110-0,05-0,07 мм
Диаметр гильзы цилиндра 110 +0,06+0,04 мм
Зазор между поршнем и гильзой 0,09…0,13 мм
Размерная группа «С«
Диаметр юбки поршня 110-0,07-0,09 мм
Диаметр гильзы цилиндра 110 +0,04+0,02 мм
Зазор между поршнем и гильзой 0,09…0,13 мм
Размерная группа «М«
Диаметр юбки поршня 110-0,09-0,11 мм
Диаметр гильзы цилиндра 110 +0,02 мм
Зазор между поршнем и гильзой 0,09…0,13 мм
Разность массы поршней одного комплекта не должна превышать 10 г.
Разность массы шатунов в сборе с поршнями не должна превышать 30 г.
Проверить соответствие размерной группы шатунных вкладышей ремонтному или номинальному размеру шатунных шеек. Размерные группы поршней и гильз цилиндров приведены в таблице.
Перед установкой в гильзы поршней в сборе с шатунами и поршневыми кольцами следует протереть чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом зеркало гильз цилиндров, наружную поверхность поршней, рабочую поверхность вкладышей шатунных подшипников и шейки коленчатого вала.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия втулки верхней головки шатуна — 0005 мм.
При запрессовке втулки должно быть обеспечено ее симметричное расположение относительно средней плоскости шатуна.
После растачивания поверхность отверстия втулки верхней головки не должна иметь рисок и задиров, шероховатость обработанной поверхности должна быть Rа≤0,63 мкм
На верхней поверхности втулки допускается одна спиральная или радиальная риска шириной не более 0,1 мм.
На поверхности шатунного болта трещины и риски не допускаются. Резьба болта должна быть чистой, без забоин и заусенцев.
На поверхности поршневого пальца не должно быть рисок, забоин и трещин.
Разность массы пальцев, устанавливаемых на один дизель, не должна превышать 10 г.
Не смазанный маслом палец должен легко от усилия руки проворачиваться в шатуне, не иметь поперечного качания и не выпадать из шатуна под действием собственной массы.
Радиальный зазор (просвет) между поршневым кольцом и контрольным калибром для верхнего компрессионного кольца не должен превышать 0,02 мм не более чем на 10 % поверхности и не ближе 20° от замка; а для маслосъемных колец — овальность должна быть в пределах 0,15. 0,65 мм
Зазор в стыке колец должен быть в переделах 0,3. 0,6 мм, причем подгонка этого зазора не допускается.
Сборку шатуна с поршнем и пальцем рекомендуется производить с помощью специальной оправки, показанной на рисунке 3.
На каждый поршень устанавливаются верхнее компрессионное кольцо, покрытое по наружной поверхности хромом, два (или одно) компрессионных конусных кольца и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.
Компрессионные конусные кольца на торцовой поверхности у замка имеют маркировку верх, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня
Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.
Маслосъемные поршневые кольца устанавливаются меткой (выдавкой), нанесенной на поверхности кольца в 7. 20 мм от замка, к днищу поршня.
При вращении поршня, находящегося в горизонтальном положении, поршневые кольца должны свободно, без заеданий, перемещаться в его канавках и утопать в них под действием собственной массы.
Замки поршневых колец надо располагать на равном расстоянии по окружности.
Зеркало гильз цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, шатунные шейки коленчатого вала и вкладыши шатунных шеек нужно смазать моторным маслом.
Замки рядом стоящих поршневых колец должны быть расположены под углом 180°.
Для установки поршней в гильзу блока надо использовать оправки И 806.01.200 и И 804.01.200.
Момент затяжки гаек шатунных болтов должен быть в пределах 180. 200 Нм.
Осевой люфт нижних головок шатунов на шатунных шейках допускается не более 1 мм при любом положении коленчатого вала. У нового дизеля осевой люфт находится в пределах 0,15. 0,4 мм.
Момент проворачивания коленчатого вала после затяжки всех гаек шатунных болтов не должен превышать 60 Нм.
В ВМТ плоскость днища каждого поршня должна выступать над верхней плоскостью блока цилиндров на 0,3..0,55 мм.
Зазор между головкой поршня и гильзой на расстоянии 3 мм от верхней плоскости блока должен быть не менее 0,2 мм.
ЗИЛ-5301. Установка механизма газораспределения дизеля Д-245
Прокладка щита распределения не должна иметь видимых повреждений.
Забоины и другие механические повреждения обработанных поверхностей щита 4 распределения не допускаются.
На зубьях шестерни механизма газораспределения, кулачках и шейках распределительного вала забоины и вмятины не допускаются.
Втулки распределительного вала в блоке цилиндров и шейки распределительного вала нужно протереть чистой салфеткой.
Шейки распределительного вала необходимо смазать моторным маслом.
Продольный люфт распределительного вала должен быть в пределах 0,3. 1,04 мм; при этом вал должен вращаться свободно, без заеданий.
Перед установкой толкатели надо протереть и смазать моторным маслом. Толкатели должны свободно перемещаться в отверстиях блока от усилия руки.
Палец промежуточной шестерни нужно протереть салфеткой и смазать моторным маслом.
При установке шестерен привода механизма газораспределения и топливного насоса соответствующие метки на зубчатых венцах зубчатых колес должны совпадать (рис. 3 ).
После закрепления промежуточной шестерни боковой зазор между зубьями шестерен распределения должен быть в пределах 0,1. 0,3 мм.
Торцовый зазор между ступицей промежуточного зубчатого колеса и упорной шайбой должен быть в пределах 0,10. 0,78 мм.
ЗИЛ-5301. Установка шатунно-поршневой группы Д-245
Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной группы гильз цилиндров.
Поршни одного комплекта на дизеле должны быть одной размерной группы, соответствующей размерной группе гильз цилиндров.
Зазор между поршнем
Разность массы поршней одного комплекта не должна превышать 10 г.
Разность массы шатунов в сборе с поршнями не должна превышать 30 г.
Проверить соответствие размерной группы шатунных вкладышей ремонтному или номинальному размеру шатунных шеек. Размерные группы поршней и гильз цилиндров приведены в таблице.
Перед установкой в гильзы поршней в сборе с шатунами и поршневыми кольцами следует протереть чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом зеркало гильз цилиндров, наружную поверхность поршней, рабочую поверхность вкладышей шатунных подшипников и шейки коленчатого вала.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия втулки верхней головки шатуна — 0005 мм. При запрессовке втулки должно быть обеспечено ее симметричное расположение относительно средней плоскости шатуна.
После растачивания поверхность отверстия втулки верхней головки не должна иметь рисок и задиров, шероховатость обработанной поверхности должна быть Rа≤0,63 мкм. На верхней поверхности втулки допускается одна спиральная или радиальная риска шириной не более 0,1 мм.
На поверхности шатунного болта трещины и риски не допускаются. Резьба болта должна быть чистой, без забоин и заусенцев.
На поверхности поршневого пальца не должно быть рисок, забоин и трещин.
Разность массы пальцев, устанавливаемых на один дизель, не должна превышать 10 г.
Не смазанный маслом палец должен легко от усилия руки проворачиваться в шатуне, не иметь поперечного качания и не выпадать из шатуна под действием собственной массы.
Радиальный зазор (просвет) между поршневым кольцом и контрольным калибром для верхнего компрессионного кольца не должен превышать 0,02 мм не более чем на 10 % поверхности и не ближе 20° от замка; а для маслосъемных колец — овальность должна быть в пределах 0,15. 0,65 мм. Зазор в стыке колец должен быть в переделах 0,3. 0,6 мм, причем подгонка этого зазора не допускается.
Сборку шатуна с поршнем и пальцем рекомендуется производить с помощью специальной оправки, показанной на рисунке 3.
На каждый поршень устанавливаются верхнее компрессионное кольцо, покрытое по наружной поверхности хромом, два (или одно) компрессионных конусных кольца и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.
Компрессионные конусные кольца на торцовой поверхности у замка имеют маркировку верх, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.
Маслосъемные поршневые кольца устанавливаются меткой (выдавкой), нанесенной на поверхности кольца в 7. 20 мм от замка, к днищу поршня.
При вращении поршня, находящегося в горизонтальном положении, поршневые кольца должны свободно, без заеданий, перемещаться в его канавках и утопать в них под действием собственной массы.
Замки поршневых колец надо располагать на равном расстоянии по окружности.
Зеркало гильз цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, шатунные шейки коленчатого вала и вкладыши шатунных шеек нужно смазать моторным маслом.
Замки рядом стоящих поршневых колец должны быть расположены под углом 180°.
Для установки поршней в гильзу блока надо использовать оправки И 806.01.200 и И 804.01.200.
Осевой люфт нижних головок шатунов на шатунных шейках допускается не более 1 мм при любом положении коленчатого вала. У нового дизеля осевой люфт находится в пределах 0,15. 0,4 мм.
Момент проворачивания коленчатого вала после затяжки всех гаек шатунных болтов не должен превышать 60 Нм.
В ВМТ плоскость днища каждого поршня должна выступать над верхней плоскостью блока цилиндров на 0,3..0,55 мм.
Зазор между головкой поршня и гильзой на расстоянии 3 мм от верхней плоскости блока должен быть не менее 0,2 мм.
Как установить поршни в сборе с шатунами в цилиндр двигателя
Установка поршней с шатунами в цилиндры
Для установки поршней с шатунами блок цилиндров повернуть цилиндрами вверх. Поочередно, один за другим, взять поршень с шатуном в сборе. Тщательно протереть салфеткой постели под вкладыши в нижней головке шатуна, отвернуть гайки is снять крышку шатуна и прокладки, установленные между шатуном и крышкой. Надеть на шатунные болты латунные или медные наконечники, предохраняющие зеркало цилиндров от повреждений при установке шатуна с поршнем.
Проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания смазки на стенки цилиндров н на кулачки распределительного вала, вставить вкладыши в шатун и в крышку, проверить совпадение масляных каналов. Протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца и правильно расположить стыки колец на поршне. Протереть салфеткой цилиндр блока и шатунную шейку вала.
Смазать чистым маслом для двигателя поверхности шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и цилиндров.
Надеть на поршни со стороны юбки приспособление К-1288 (рис. 1)
и установить в цилиндр поршень вместе с шатуном (рис. 2). Метка Перед на днище поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя.
Поршневые кольца в приспособлении должны свободно сжиматься. Продвигая поршень по цилиндру деревянной оправкой (рис. 3), довести подшипник шатуна до шейки коленчатого вала. Смазать маслом шатунную шейку вала и подтянуть нижнюю головку шатуна к шатунной шейке. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов, поставить на место прокладки и нижнюю крышку шатуна, закрепив ее. Боковая сторона шатунных крышек с выбитым порядковым номером шатуна должна быть направлена в сторону клапанной камеры блока. Убедиться, что диаметральные зазоры в шатунных подшипниках подобраны нормально.
Проверить суммарный зазор между торцами шатунных подшипников и торцами коленчатого вала при помощи щупа. Зазор должен быть 0,075—0,260 мм.
Установку поршней с шатунами в сборе целесообразно производить в следующей последовательности цилиндров 1-й и 6-й; 2-й и 5-й; 3-й и 4-й.
Окончательно затянуть гайки шатунных болтов и проверить их затяжку динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 6,5—8,0 кГм. Завертывая гайки, надо подвести их прорези под шплинтовку. Доводить гайки до совпадения ближайшей прорези с отверстием под шплинт надо только в сторону увеличения затяжки.
Проверить затяжку коренных и шатунных подшипников путем провертывания коленчатого вала; момент провертывания вала должен быть не более 10 кГм. Закончив проверку затяжки шатунных подшипников, надо зашплинтовать гайки шатунных болтов.
Проверка поршневых колец
Проверьте, свободно ли поворачиваются (вращаются) кольца в кольцевых канавках.
В поршневых кольцах с о маркировка должна находиться в направлении днища поршня. Благодаря этому обеспечивается выполнение предусмотренной функции.
У колец со спиральным витым пружинным расширителем стыковые концы спирального витого пружинного расширителя всегда должны находиться точно напротив зазора в поршневом кольце. У спирального витого пружинного расширителя со спиралью из тефлона спираль находится в области зазора в поршневом кольце. Кроме того, у колец со спиральным витым пружинным расширителем и фиксирующим крючком должна быть обеспечена фиксация фиксирующего крючка в прорези маслосъемного кольца.
Кольцо со спиральным витым пружинным расширителем и фиксирующим крючком
Последовательность операций по снятию поршней в сборе с шатунами:
Рис. Установочные метки на поршне и шатуне. (А и 2)
Установка фаз газораспределения ч1 (по-колхозному — зажигания)
Задвигаем цилиндр до упора в картер и ставим поршень в верхнею мертвую точку (ВМТ). В ВМТ поршень лучше всего ставить с помощью индикатора ну или на худой конец визуально/на ощупь. Можно выставить поршень и по специальной метке на роторе генератора, но я уже не раз сталкивался с тем, что метки на некоторых двигателях выбиты неправильно и ими во избежании неприятностей советую пользоваться только в крайнем случае, например, когда ГБЦ не снята, а вам нужно отрегулировать клапана.
Вставляем в цилиндр направляющие втулки ГБЦ, нижнею направляющею цепи ГРМ, обезжириваем поверхность и устанавливаем прокладку.
Устанавливаем головку блока цилиндров, вставляем направляющие втулки постели клапанов.
Поршни с шатунами
На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.
Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.
При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.
Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.
Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.
Подготовка цилиндра
Прежде, чем вы перейдете к замене поршня, необходимо подготовить цилиндр, проверить компоненты на износ и измерить его показатели. Следует убедиться, что все его параметры находятся в пределах спецификации (обратитесь к руководству за правильными характеристиками). Если на цилиндре минимальный налет маслянистых смол, в нем нет канавок, и он находится в пределах спецификации, он подходит для замены поршня. Все дело в том, что не бывает нормальных поршней в нерабочих цилиндрах. Иными словами, если с вашим цилиндром проблемы, то поршень так или иначе выходит из строя – гнутся (заваливаются) кольца, он прогорает и т.д.
Советуем ознакомится с детальной видео инструкцией:
Всегда используйте алмазную шлифовальную щетку для шлифовки стенок цилиндра. Если вы не уверены в том, что выполняете какую-либо работу по подготовке цилиндров правильно, обратитесь в надежное СТО, где может быть выполнена любая подготовительная работа; в любом случае работа с уже снятым цилиндром обойдется в разы дешевле, чем полировка его поверхности внутри автомобиля.
Существует множество разных поршней, поэтому убедитесь, что габариты отверстия соответствуют размеру поршня, который вы устанавливаете.
Цилиндр ВАЗ 2106 готов к установке поршня СТК
Шатуны
Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.
Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа: а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров
Что скажут металурги
Так как деталь работает в невыносимых условиях, то к металлам, для его изготовления, предъявляются достаточно жесткие требования:
Понятно, что металла, полностью соответствующего перечисленным требованиям, просто не существует.
Поэтому для массовых автомобильных двигателей поршни изготавливаются в основном из двух материалов – чугуна и сплавов алюминия, а если быть точным, то из силуминовых сплавов, содержащих алюминий и кремний.
Чугунный вариант
У чугуна много плюсов, он твёрд, хорошо переносит повышенные температуры, отличается оптимальной сопротивляемостью к износу, имеет низкий коэффициент трения (пара чугун – чугун). И коэффициент температурного расширения у него ниже чем у алюминиевого поршня.
Но есть и недостатки: низкая теплопроводность, из-за чего температура днища у чугунного поршня больше чем у алюминиевого аналога.
Но основной недостаток чугуна ‒ значительная плотность, а значит вес. Для увеличения мощности и эффективности двигателя конструкторы обычно повышают обороты, но тяжелые чугунные поршни не позволяют это делать по причине высоких инерционных нагрузок.
Поэтому для современных автомобильных двигателей, как бензиновых, так и дизельных, отливают алюминиевые поршни.
Сборка шатунно-поршневой группы
Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.
Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.
После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:
Установка поршневого пальца
Прежде чем устанавливать палец в поршень с одной стороны необходимо поставить стопорное кольцо. При установке палец упрется в него и займет правильное положение.