установление статуса ребенок инвалид является полномочием какой организации
Установление статуса ребенок инвалид является полномочием какой организации
II. Показания и условия для установления
категории «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет
и до достижения возраста 14 лет
16. Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается:
а) при первичном освидетельствовании детей в случае выявления злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза;
б) при повторном освидетельствовании детей-инвалидов с врожденной оперированной гидроцефалией со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями психических, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, сенсорных функций;
г) при повторном освидетельствовании детей-инвалидов с адреногенитальным синдромом (сольтеряющая форма) с высоким риском жизнеугрожающих состояний;
д) при повторном освидетельствовании детей-инвалидов с нефротическим синдромом со стероидной зависимостью и стероидной резистентностью, с 2-мя и более обострениями в год, с прогрессирующим течением, с хронической почечной недостаточностью (хроническая болезнь почек любой стадии);
е) при врожденных, наследственных пороках развития челюстно-лицевой области со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции пищеварительной системы, нарушениями языковых и речевых функций в период проведения многоэтапных сложных видов реабилитации, в том числе при первичном освидетельствовании детей с врожденной полной расщелиной губы, твердого и мягкого неба;
ж) при первичном освидетельствовании детей с ранним детским аутизмом и иными расстройствами аутистического спектра.
17. Категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 14 лет устанавливается:
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) при повторном освидетельствовании детей-инвалидов с хронической тромбоцитопенической пурпурой при непрерывно рецидивирующем течении, с тяжелыми геморрагическими кризами, резистентностью к терапии.
Определение статуса «ребенок с ОВЗ»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.
Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:
— по письменному заявлению родителей (законных представителей);
— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.
Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.
Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) детей имеют право:
— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;
— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.
По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.
Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.
Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;
— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).
Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК о бучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:
— направление образовательной или другой организации;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);
— справка о работе на компьютере.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
— направление или другой организации;
— заявление родителей (законных представителей);
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;
— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;
— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);
Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:
— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:
— направление образовательной или другой организации;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;
— копия справки о надомном обучении (КЭК);
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.
Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.
399580, Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Советская, 122
Департамент образования Еврейской автономной области
Официальный сайт
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — что подразумевает этот статус?
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
Льготы и социальные гарантии для семей, воспитывающих детей-инвалидов
Условия и порядок признания ребенка инвалидом.
Чтобы ребенок был признан инвалидом, необходимо наличие совокупности нескольких условий. Такими условиями являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличия лишь одного из перечисленных условий недостаточно для признания гражданина инвалидом.
Признание лица инвалидом осуществляют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы, а также их городские и районные филиалы.
Указанные организации проводят медико-социальную экспертизу, необходимую для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина, а также для определения его реабилитационного потенциала. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения ребенком возраста 18 лет. Данный срок зависит от степени ограничения жизнедеятельности ребенка и возможности или невозможности устранить или уменьшить в процессе реабилитации степень ограничения жизнедеятельности.
По результатам экспертизы выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выписка из акта освидетельствования и индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011). В нее включается не только перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности, но и перечень мероприятий медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации.
Меры социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Гарантии трудовых прав
Трудовой кодекс РФ предусматривает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка. Это касается и родителей, работающих по совместительству.
По просьбе родителя, воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. Труд работника при этом оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Работников, имеющих детей-инвалидов, разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия.
Специальные гарантии установлены на случай возможного увольнения работника, воспитывающего ребенка-инвалида. Так, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида до восемнадцати лет, другими лицами, воспитывающими детей-инвалидов без матери. В частности, такой родитель не может быть уволен в случае непрохождения аттестации как не соответствующий занимаемой должности или выполняемой работе. Исключение из данного запрета составляют лишь случаи ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, либо совершения работником ряда виновных действий, увольнение за которые предусмотрено трудовым законодательством.
Пенсионное обеспечение
Детям-инвалидам выплачивается социальная пенсия в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности. Сегодня эта сумма составляет 6357 руб. в месяц.
Неработающий трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в установленном законом размере. При этом данный гражданин не обязательно должен быть родственником и может не проживать совместно с ребенком-инвалидом.
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, засчитывается в страховой стаж при расчете трудовой пенсии. Для этого родителю ребенка необходимо обратиться в территориальные органы ПФР для включения таких периодов в свой индивидуальный лицевой счет.
Здравоохранение и социальная защита
Детям-инвалидам положена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов». (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. С изменениями от 30.11.2011)
Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания. При наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Длительность такого лечения в санаторно-курортном учреждении составляет 21 день. При этом гарантируется бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Ребенок-инвалид на тех же условиях вправе получить вторую путевку на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.
От получения перечисленных социальных услуг (всех или части) можно отказаться и получать вместо них ежемесячные денежные выплаты. Заявление об этом подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Там же можно уточнить порядок отказа от набора социальных услуг, размер выплат и порядок возобновления предоставления услуг.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может включать получение или изготовление некоторых технических средств или изделий (протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты и т.п.), а также получение ряда услуг. Законодательство предусматривает выдачу направления на получение услуг, а также на получение либо изготовление технического средства, изделия (при необходимости – на замену или ремонт). Ребенку-инвалиду полагается бесплатный проезд вместе с сопровождающим лицом к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно. Граждане, которые приобрели технические средства (изделия) или получили услуги за свой счет, имеют право получить компенсацию в территориальных органах ФСС РФ. Необходимо учитывать, что при приобретении более дорогого оборудования, чем указано в индивидуальной программе реабилитации, компенсация будет предоставлена в размерах стоимости тех. средств, предусмотренных программой. Это касается и компенсации стоимости полученных услуг.
Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Те семьи, которые проживают в домах, не имеющих центрального отопления, получают указанную скидку на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Налоговые льготы
Родители, а также супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, имеют право на ежемесячный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 3000 руб. Для единственного родителя (приемного родителя), усыновителя, опекуна, попечителя налоговый вычет удваивается. Такой вычет предоставляется на каждого ребенка-инвалида, воспитывающегося в данной семье.
Образование
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры, создаются условия для их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, которые не могут посещать детские дошкольные учреждения общего типа по состоянию здоровья, создаются специальные дошкольные учреждения.
Если нет возможности воспитывать и учить детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей надомное обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Источники:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011);
Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданам