устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это

Устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это

121. Упрощенно-познавательный характер носит метод
убеждения

122. Условия для выявления творческого потнециала и профессионально знания, полномочий и ответственности, поощрения и наказания, рационально использвоания рабочего времени — это ____________________ делового общения.
принципы

123. Установить тесный контакт с собеседником в начале деловой беседы позволяет метод
снятия напряженности

125. Устойчвая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствущем поведении, — это:
позиция

126. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, — это:
стереотип

128. Формой познания другого человека, основанной на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, является механизм
аттракции

129. Функция общения, которая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, называется:
прагматической

130. Цель риторических вопросов — это:
вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы

131. Чрезмерное уменьшение каких-то качеств — это:
литота

132. Шаблоны поведения для защиты своего собственного «я» — это:
защитные барьеры

133. Эмоциональный отклик и прочувствование проблемы другого человека заключается в механизме
эмпатия

134. Эмпатия — это:
способность человека к сопереживанию и сочувствую другим людям, к пониманию их внутренних состояний

Источник

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «СТЕРЕОТИПЫ И ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «СТЕРЕОТИПЫ И ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»

Тема урока

Стереотипы и «эффекты восприятия»

Тип урока

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова ; под ред. Л.Н. Боголюбова.– М.: «Просвещение», 2016.– 415 с.

План урока

1.Понятие и процесс восприятия.

3.Роль стереотипов и «эффектов восприятия» в процессе общения

Цель урока

Формирование ценностного отношения учащихся к процессу общения и месту стереотипов и «эффектов восприятия» в нем.

Формы и методы обучения

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Основные понятия и термины

Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; ценностные ориентиры, основанные на признании многообразия видов и способов общения, стереотипов и «эффектов восприятия», особенностей общения в родной стране и международном пространстве.

Предметные результаты

Ключевые компетенции

В познавательной сфере: целостное представление о стереотипах и «эффектах восприятия» в процессе общения: знание ключевых понятий, умение давать оценку процессам, происходящим в современном обществе.

В ценностно-мотивационной сфере: понимание роли стереотипов в жизни человека и общества, установка на социокультурное просвещение и обогащение.

В эстетической сфере: понимание роли стереотипов и «эффектов восприятия» впроцессе становления личности и в жизни общества.

В коммуникативной сфере: понимание значения стереотипов и «эффектов восприятия» в межличностном и групповом общении, взаимодействия этих понятий в современном обществе.

Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать психологические особенности восприятия, ориентироваться в процессе восприятия и стереотипизации, осознание его ценности в жизни общества.

Учебно-познавательные: постановка цели и организация ее достижения: анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности.

Социокультурные: определение своего места в окружающем мире,; умение адекватно воспринимать людей в процессе общения.

Коммуникативные: владение способами взаимодействия с окружающими людьми, разными видами речевой деятельности; умение вести диалог на тему процесса восприятия и стереотипов, находить компромиссы.

Информационные: владение навыков работы с различными источниками информации: поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач.

Здоровьесберегающие: эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, самоконтроль.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка присутствующих, психологический настрой на урок

На столах: учебник, тетрадь, дневник,письменные принадлежности

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вводное слово учителя

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми. Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Нередко общение строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия».

Главный вопрос урока

Как стереотипы и «эффекты восприятия» влияют на процесс общения?

Запись темы урока в тетрадь

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Понятие и процесс восприятия

Работа с понятием. Запись понятия в тетрадь

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Работа с раздаточным материалом

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила (приложение 1), которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

2. Стереотипы

Работа с понятием. Запись понятия в тетрадь

«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации.

Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность. Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.

Учащимся предлагается вспомнить о различных стереотипах, связанных с возрастом, полом, внешним видом, национальностью и т. д.

Стереотипы восприятия встречаются в повседневной жизни. Мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?

Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами создаем.

Задание «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.

3. Роль стереотиповв процессе общения

До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в СМИ о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».

Однако стереотипы играют важную роль в жизни каждого из нас.

Прокомментируйте наиболее популярные стереотипы в нашей жизни (приложение 3). Подумайте, каким образом они помогают или мешают человеку в процессе социализации.

В процессе познания люди, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными у общества стереотипными представлениями о личностных свойствах людей. Такие представления по целому ряду причин часто оказываются неадекватными. Это связано со спецификой происхождения стереотипов, их тенденцией к устойчивости, неполной представленностью в них существенных признаков и пр. Использование неадекватных стереотипов приводит к ошибочным умозаключениям. Для повышения качества межличностного общения стереотипные суждения следует рассматривать как подлежащие дальнейшей проверке гипотезы, при применении которых должна учитываться вероятностная достоверность лежащих в их основе предпосылок.

Запись понятия в тетрадь.

Учащиеся вклеивают материал в их тетради.

Запись понятия в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из своего личного опыта.

Учащиеся приводят примеры из своего личного опыта.

Учащиеся комментируют наиболее распространенные социальные стереотипы, выражают свое мнение по заданному вопросу.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание в тетради

Напишите «+» и «-» стереотипов в процессе общения. Оформите в виде таблицы.

Упрощают процесс восприятия

Не всегда дают точную информацию

Ускоряют процесс познания

Способствуют возникновению предубеждений

Помогают ориентироваться в социальной среде

Живучесть стереотипов

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке

Приложение 1

Правила процесса восприятия

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Приложение 2

Материал для I группы.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

Материал для II группы.

Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Это явление психологи назвали эффектом первичности.

Материал для III группы.

Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.

Материал для IV группы.

Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.

Приложение 3

Наиболее распространенные социальные стереотипы

Гендерные стереотипы:

Возрастные стереотипы:

Этнические стереотипы:

Источник

Внеурочное занятие «Стереотипы и установки в общении» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Стереотипы и установки в общении.docx

Конспект внеурочного занятия

« Стереотипы и установки в общении»

в рамках курса «Психология общения»

Цель: Создание условий для анализа учащимися значения стереотипов в общении с людьми. Развитие способности осознавать негативные установки корректировать их последствия. Создание условий для исследования учащимися собственных стереотипов.

Дети делятся на 3 группы. Каждой группе предъявляется фотография-картинка мужчины. Также каждой группе дается характеристика мужчины, изображенного на картинке: «ПРЕСТУПНИК», «ГЕРОЙ», «РАБОЧИЙ». После 5 минутного обсуждения, дети дают развернутую характеристику мужчины по картинке. Слайд 1

Мы с Вами уже не первое занятие говорим об эффективном общении. Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Нередко общение строится на основе стереотипов

В первом упражнении мы с Вами увидели один из примеров стереотипа восприятия.

Итак, что же такое «стереотип»? Слайд 2

«Стереотип» – (греч.) «твёрдый отпечаток». «Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность. Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом и его принадлежностью к определённому типу людей.

На слайдах детям предъявляются картинки, фотографии различных людей (в очках, с палочкой, с различным цветом кожи и т.д) Слайд 3,4

Дети отвечают на вопросы:

Какое впечатление производят на вас этот человек, что вы о нем думаете?

Какой профессией он может обладать?

Что вы думаете об этнических характеристиках людей?

Можно выделить следующие стереотипы:

когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах – это стереотип во внешности

когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный

когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип

когда обсуждали различные поколения людей, старушку с палочкой – это имелся в виду возрастной стереотип

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами создаем.

Упражнение 3 «Фойманы и Цейманы»

Читается описание двух фантастических стран, необходимо нарисовать их жителей.

Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.

Упражнение 4 «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Дети вспоминают такой случай, когда друзья или знакомые рассказывали вам о человеке, а при встрече он оказался совсем другим. Обсуждение ситуаций.

В нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.

Упражнение 5 «Понял – не понял»

Первый участник действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Второй участник должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. Затем в данное упражнение включаются все члены группы.

Можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Слайд 5

Учебно-методическое обеспечение предмета

2. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом (1-4 классы). М.: Издательство «Глобус», 2009. – 332 с.

3. Микляева А.В. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 336 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.

5. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

6. Преподавание психологии в школе (3-11 классы)/Под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 2005

3. Рогов Е.И. Психология человека. М., 2001

Источник

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

Полезное

Смотреть что такое «СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

стереотип социальный — (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в к рых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов… … Большая психологическая энциклопедия

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ. См. социальный стереотип … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ, схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению,… … Современная энциклопедия

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению, сложившееся под влиянием… … Большой Энциклопедический словарь

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. stereotype, social; нем. Stereotyp, sozialer. Схематизированный, стандартизированный образ или представление о соц. объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Стереотип социальный — СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ, схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

стереотип социальный — стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому либо явлению, сложившееся под влиянием социальных… … Энциклопедический словарь

Стереотип социальный — [греч. stereos твердый typos отпечаток] относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и… … Психологический лексикон

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — упрошенный и устойчивый образ социального объекта … Юридическая психология: словарь терминов

Стереотип социальный — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта людей, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события,… … Социологический справочник

Источник

Трудности в общении. Как психолог может помочь преодолеть трудности в общении?

Причины, по которым люди испытывают сложности в общении

Выявив причину, по которой вам общение дается с трудом, будет легче начать работу над собой и преодолеть коммуникативный барьер.

Понимание в процессе общения

. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмот­рим эти механизмы.

Идентификация (от лат. identificare —

отождествлять) — это упо­добление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, не­обходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоя­щему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «По­бывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окру­жающим «включить» их механизм идентификации. Данный меха­низм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (от греч. empatheia —

сопереживание) — это не раци­ональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональ­ный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри чело­века, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобрете­нием жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Высшей формой эмпатии является действенная, характеризу­ющая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от лат. attrahere —

привлекать, притягивать) пред­ставляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального от­ношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называ­ют рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexi

— обращение назад) — это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способ­ности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональ­ные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное уд­воение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении уча­ствуют уже не двое, а как бы шесть человек: «Я»,
каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению.
И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника* (* Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001. — С. 205.).

Понимание другого человека очень важно для успешного об­щения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседни­ка действовать так, а не иначе, т.е. каковы причины его поступ­ков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодей­ствия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, нахо­димся в условиях дефицита информации, не зная истинных при­чин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных при­чин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Припи­сывание причин поведения другому человеку называется каузаль­ной атрибуцией (от лат. causa atribuo —

причина и придаю, наде­ляю). Исследования показывают, что у каждого человека есть при­вычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедше­го конкретному человеку, но не себе. Например: получил «неуд» на экзамене — виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о
личностной атрибуции.
Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привык­ли к
обстоятельственной атрибуции.
Например: опоздал на заня­тия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через
стимульную атрибуцию,
т.е. причина заложена в предмете. Напри­мер: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом «пострадавшем». Например: отчислили из учебного заведения — сам виноват.

устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это. lazy placeholder. устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это фото. устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это-lazy placeholder. картинка устойчивый образ какого либо явления или человека складывающийся в условиях дефицита информации это. картинка lazy placeholder

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней ат­рибуцией. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старатель­ности, усидчивости, упорству и т.п. <внутренняя атрибуция),

а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой
<внешняя атрибуция).
При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Оценка события будет различна в случаях, когда человек был участником или на­блюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда оправдываются члены своей группы: «Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объясне­нии тех же действий членов других групп люди говорят: «Он отве­тил отказом, потому что думает только о себе». Положительное поведение членов «чужой» (не своей) группы чаще всего не заме­чается или рассматривается как редкий, уникальный случай.

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок кау­зальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налажи­вания взаимодействия.

Стереотипизация (от греч. stereos typos —

твердый и отпечаток). Стереотип — это устойчивый образ какого-либо явления или че­ловека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, ки­нофильмов. Так, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложен­ными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления о вежливости и чопор­ности англичан, педантичности немцев, эксцентричности италь­янцев, «загадочности славянской души». Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности в анекдотах.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не рабо­тая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Как сделать общение с людьми более эффективным

В этом помогут следующие правила:

Уважительное отношение способствует сближению людей и делает общение комфортным и приятным.

Следуя перечисленным рекомендациям, постепенно можно значительно улучшить свои коммуникативные способности. Главное – не ждать, что результаты появятся очень быстро, и не истязать себя нездоровой критикой.

Полезные советы на тему общения

Есть несколько советов для тех, кто хочет быть душой компании и уметь разговаривать с кем угодно:

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Общение и коммуникация

Основное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга и познание, взаимодействие. Особое внимание исследователей привлекает как раз коммуникативный аспект. Довольно часто два термина «общение» и «коммуникация» используют в качестве синонимов, хотя первое понятие шире и включает в себя еще регулятивную и перцептивную функции.

Удовлетворенность общением является достаточно веским социально-психологическим показателем духовного благополучия, именно поэтому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, сознательно или нет, стремится реализовать свою потребность в признании, которая связана с самооценкой и относится к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже формируется в общении, под влиянием окружения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *