усвоение грамматической структуры предложения как правило происходит на каком году жизни ребенка
Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни
Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения. Быстро и значительно возрастает запас слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи.
Этот год характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка, которая происходит по нескольким линиям.
Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова независимо от реального положения тех вещей, которые они обозначают. Если на этапе автономной детской речи слова ребенка могут отражать только наглядно воспринимаемое положение вещей, то с развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации. В начале то или иное объективное отношение предметов выражается средствами лексики языка при опоре на конкретно воспринимаемую ситуацию. Затем выделяется грамматическая форма, выражающая эти отношения еще при наличии предметной ситуации. И наконец, происходит отвлечение обозначаемых данной грамматической формой отношений.
Эти этапы наглядно выступили в работе Ф. А. Сохина, который изучал значение предлогов у детей от 1 года до 3 лет. Как известно, предлог — грамматическая форма, выражающая отношения между предметами, и ее усвоение является важным показателем освоения грамматического строя языка. В экспериментах Сохина детям предлагалось выполнить самую простую инструкцию: положить один предмет на другой. Предметами служили кружок и кубик, размеры которых все время менялись. Ребенок должен был действовать с предметами разной и одинаковой формы и величины.
В этом исследовании было установлено, что на ранних этапах речевого развития понимание высказываний взрослого определяется в основном неграмматическими моментами. Дети вовсе не выполняли инструкций взрослого, а опирались на ясно выраженные предметные отношения. Размер и назначение предметов как бы диктовали действия ребенка. («Положи кружок на диван»). На втором этапе предлоги выделялись ребенком и сами становились носителями объективных отношений между предметами, но их значение еще было связано с конкретными вещами и не отвлечено от них. Например, при предложении большого кубика и маленького кружка инструкция «Положи кружок на кубик» практически всегда выполнялась правильно, а при противоположной инструкции «Положи кубик на кружок» — правильное выполнение резко снижалось (до 30 %). На следующем этапе грамматические элементы предложений отвлекались от конкретных предметных отношений и становились особой грамматической формой, позволяющей действовать независимо от наглядных отношений предметов.
В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяются два периода (по данным А. Н. Гвоздева). Первый период — от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. На этом этапе существуют две стадии:
В этот период ребенок в основном овладевает союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.) и предлогами (над, под, на, рядом и пр.).
Таким образом, уже в пределах диалогической, ситуативной формы речь ребенка приобретает довольно связный характер и позволяет вы ражать многие отношения вещей, которые не зависят от непосред ственно воспринимаемых предметных отношений и от наглядной си туации в целом. Овладение речью как средством преодоления давления наличной ситуации делает возможным такие важнейшие способности ребенка, как управление своим поведением посредством слова.
Грамматический строй речи, основные периоды усвоения речи!
Рита Филиппова
Грамматический строй речи, основные периоды усвоения речи!
Методика развития грамматического строя речи.
Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров. Он несковен в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, чувствует себя полноценным и равноправным участникам коллективной деятельности.
А что из себя представляет грамматический строй речи? Как правильно воспитывать, что включает в изучении, мы выясним в статье…
Грамматика- это наука о строении языка, о его законах. Она делится на морфологию, синтаксис, словообразование- это и есть основные разделы.
В общем понятии грамматический строй- это продукт длительного исторического развития, определяет тип языка как наиболее устойчивую ее часть или другими словами – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, отражение действительности и основывается на конкретных фактах.
Ученые- лингвисты всегда разделяют грамматическое и лексическое значение.
Лексическое значение слова дает представления о каком то элементе действительности, его словах, признаках, состоянии.
Грамматическое значение- выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.
Существует ряд особенностей усвоения грамматического строя речи языка:
Гвоздева, Рубенштейн отмечали, что ребенок усваивает грамматическую систему родного языка к 3 годам во всех ее наиболее типичных проявлениях.
Отмечали, что у детей вызывает затруднение в усвоении тех форм, значение которых не связано с логикой детской мысли, т. е. не ясно по значению, также дети дошкольного возраста поздно усваивают условное наклонение т. к. оно выражает что- то предполагаемое, а не реально существующее.
Ученые выделяют 3 периода усвоения грамматического стр оя:
— в первом периоде – это период, предложения состоящих из аморфных (бесформенных)слов, корней, которые употребляются в одном неизмененном виде во всех случаях, когда они используются.
— во втором периоде- усвоение грамматической структуры предложения
-в третьем периоде- усваивают морфологические системы родного языка, характеризующее усвоением типов сложений и спряжений. (от 3-7лет)
При формировании гр. строя речиучитывает следующие задачи:
Нужно помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка, учить правильному согласованию слов в предложении, сообщить знания о некоторых нормах образования форм.
При формировании гр. стороны речи выделяют условия:
Создать благоприятный языковой среды, дающий образцы гр. речи, формирование правильной речи 2-мя путями: в обучении на занятиях и воспитании гр. навыков в повседневном общении.
Есть методы и приемы которыми пользуются не только воспитатели,но и родители это- дидактические игры, игры драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких сказок и рассказов.
И самое главное, всегда нужно исправлять ошибки – это способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать как надо правильно, но ошибки нужно исправлять тактично и доброжелательно.
Итак, мы пришли к выводу, что знание грамматического речи родного языка, очень важно, что без таких знаний, ребенок будет скованным, боязлив, стараться уйти от разговора.
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Грамматический турнир» Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте / для детей подготовительной группы/ Тема: «Грамматический турнир» Автор-составитель:.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.
Конспект ООД по развитию речи «Птичий двор» в средней группе (грамматический строй речи) Цели: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением речи в средней группе Тема занятия: Беседа по произведению Чарушина «Лисята». Тип занятия: Комплексное занятие. Вид занятия: Первичное. Программное содержание.
Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста звуковой стороны родной речи Ребенок начинает осваивать звуки на первом году жизни, когда овладевает слуховым и речевым аппаратами. Лепет появляется при определенном.
Праздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Праздник был показан родителям в конце коррекционного периода на заседании Педагогической гостиной Цель: показать знания детей в конце.
Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.
Урок во 2 классе. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Тема урока: Глагол как часть речи. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель урока: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными.
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Людмила Рожнева
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов [4, c. 123].
Грамматический строй речи, по наблюдению А. Н. Гвоздева, проходит два периода.
б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двух словные.
В пределах этого периода намечаются три стадии:
в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений. Начиная с 2 лет 6 мес. и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов.
По наблюдениям А. Н. Гвоздева,в это время появляются такие союзы: и, а, когда, как, только, значит, потому что, где, зато, какой. В возрасте до 3 лет из 39 союзов усваивается 15 [4, c. 21].
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает», но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны. Хотя, ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле») [2, c. 88].
5. Бородич, А. М. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи //[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/rech/metodika25.html
Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.
Формирование грамматического строя речи у детей по лексическим темам Тема. ОВОЩИ Цели. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. 1) Правильно называть.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.
Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи во второй группе раннего возраста 1. Игра «Непослушный колобок» Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный.
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.
Консультация для педагогов «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.
Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребёнку преодолеть.
Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Игра «Чего не стало?» Детям предлагается закончить предложение.
Развитие грамматического строя речи
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Периоды формирования грамматического строя речи
А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:
Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).
Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.
4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме
наталья шарпилова
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме
Закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме
У детей к седьмому году жизни, отличается в целом возросший уровень речевых навыков, накопление словаря, сформированность лексико-грамматической стороны речи. Более подробно рассмотрим закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме.
Предложения, включающие два слова, три и четыре слова появляются позже, к двум годам [35. С. 6].
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитие речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала). [10]. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка.
Развитие грамматического строяв онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и другие. В исследованиях Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой отмечается, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., так как прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм: слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Замечательное исследование в этом направлении было проведено высококвалифицированным ученым-лингвистом А. Н. Гвоздевым. Это исследование нашло отражение в его работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», где представляем полный и систематизированный анализ процесса усвоения ребенком родного языка. В работах А. Н. Гвоздева [10], с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка, выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи:
I. ПЕРИОД – период предложений состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).Этот период включает в себя 2 этапа:
1. этап однословного предложения
2. этап предложений из нескольких слов – корней.
Первый этап I периода (1 год 3 месяцев – 1 год 8месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь некоторое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова – корни. В различных предложениях они используются в оригинальном звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, моко).
Второй этап I периода (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев)— этап предложений из нескольких слов корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.
II ПЕРИОД – усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев – 3 года). Этот период состоит из трёх этапов:
1. этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);
2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев);
3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 год 6 месяцев – 3 года).
Первичными грамматическими формами глаголов являются: повелительного наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай, формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные чаще всего в форме именительного падежа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматическиеотношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет, некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-х – 4-х слов. (Таня играет кука.).
Второй этап II периода – этап исследования системы флексий для выражения связей слов (от 2-х лет 1 месяца до 2-х лет 6 месяцев). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных и спряжений глаголов.
Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (ложков, ножов).
Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваивается эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).
Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косерну, С. И. Цейтлин, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка, происходит дифференциация внутри системы языка. На этом этапе детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского рода, женского рода и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными.
Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.
В устной речи детейна этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с. Однако, их употребление не всегда соответствует языковой норме. Наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные затем сложносочиненные предложения с союзами.
В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III ПЕРИОД – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3-х до 7-ми лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4-х лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне, тенденции унификации основы (пени, левы). После 4-х лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола.
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
По данным А. В. Соболевой и Т. Б. Филичевой «…при нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа» [46. С. 23].
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
Как отмечал А. Н. Гвоздев, «…достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является наиболее высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики,что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления». [10. С. 467].
Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. А нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии и вторичный, как при дизартрии.
Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников Самаркина Е. С. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические.
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.
Советы для родителей по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Овладение языком является важным условием умственного развития… А. Н. Леонтьев Уважаемые родители! У детей старшего дошкольного возраста.
Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.
Возрастные особенности формирования грамматического строя речи Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать.