увлечение каким музыкальным направлением определило творческую судьбу эдуарда артемьева
1)Увлечение каким музыкальным направлением определило творческую судьбу Эдуарда Артемьева?
2)Какие направления музыки главенствуют в творчестве Эдуарда Артемьева?
Музыка к кинофильмам.
Музыка к мультфильмам.
Музыка к документальным фильмам.
Музыка к театральным постановкам.
Симфоническая музыка.
3)Выберите, какие жанры русской музыки использует Э.Артемьев в «Преступлении и наказании»?
частушка
4)Вставь пропущенное слово в высказывании композитора:
Развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников. Изобрели темперированный клавир – появился Бах. Возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Сейчас пришла___________
– и это надо еще переварить.
5)Вставь пропущенное слово в высказывании Ф.М. Достоевского, чтобы понять его суть:
Человек есть тайна. Её надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть ________.
6)Кому принадлежит идея создания оперы по роману Ф. Достоевского?
7)Какой прием использовал Э. Артемьев для исполнения речитативов в своей опере?
Строгую ритмическую организацию.
8)Что оказало влияние на стилистику оперы «Преступление и наказание»?
Сопричастность композитора прошлому.
Следование традициям классической оперы.
Глубокий интерес к подлинному русскому фольклору.
Увлечение композитора электронной музыкой.
Впечатленность композитора рок-оперой «Иисус Христос – Суперзвезда».
Понимание актуальности проблем, выдвинутых в романе Ф. Достоевского для современности.
Эдуард Николаевич Артемьев
Фото Все
Видео Все
Вечерний Ургант. Эдуард Артемьев ( 26.11.2015)
Эдуард Артемьев – о жизни, своей семье и творчестве
Эдуард Артемьев: «Картины мастеров» #ещенепознер
Эдуард Артемьев — биография
Эдуард Артемьев — популярный отечественный композитор. Писал музыку к картинам Михалкова, Тарковского, Кончаловского. В 1999 году получил звание Народного артиста РФ. Четыре раза ему вручали Государственную премию РСФСР.
Этот композитор смело стирает грани стилей и жанров, он пишет симфонические, камерные, электронные произведения, которые пользуются популярностью не только у профессиональных музыкантов, но и у широких масс зрителей. Эдуард Артемьев стал основоположником электронного направления в российской музыке, он был первым, кто в далеком 1963 году использовал жанр электронной музыки в кино. Трудно представить отечественный кинематограф без музыки Артемьева, это тоже самое, что полотна художников лишились бы роскошных драпировок и изысканных форм, передающих всю полноту картины.
Детство и юность
Родился Эдуард Артемьев Новосибирске 30 ноября 1937 года. Отца звали Николай Артемьев, он работал химиком-технологом, и часто менял место жительства. Мама — Нина Артемьева, не работала. Родители будущего композитора — москвичи, находились в Сибири из-за работы отца семейства.
Эдуарду исполнилось два месяца, когда он серьезно заболел. Вызванный доктор сказал, что в трудных сибирских условиях мальчик может умереть. Перепуганные родители немедленно собрались в столицу, отцу даже пришлось пожертвовать свое командировкой. Это похоже на сказку, но двухмесячный малыш отлично запомнил путешествие на поезде, хотя в таком возрасте дети себя еще не идентифицируют. Однако спустя годы мальчик в подробностях описал родителям их поездку, он помнил, что мама всю дорогу вязала кружевную салфетку, которая потом долгие годы лежала у них дома на комоде. Доктора сказали, что такой феномен можно объяснить только серьезностью заболевания Эдуарда.
Эдуард Артемьев в молодости
В Москве мальчика быстро поставили на ноги. Все детские годы он провел в бесконечных разъездах, работа отца предполагала постоянные командировки. В 1953-м родители отправили сына к родному дяде, который работал в консерватории. На протяжении трех лет Эдуард посещал хоровое училище, там же и родились его первые хиты.
В 1960 году Артемьев получил диплом консерватории и встретил создателя совершенно нового музыкального инструмента — синтезатора. Он и предложил Эдуарду провести исследования нового инструмента в лабораторных условиях. Так в жизнь Артемьева вошла электронная музыка. С этого времени стартовала творческая биография будущего известного композитора.
Музыка
Первым фильмом, к которому Артемьев написал музыку, стала лента «Мечте навстречу» 1963 года. В те годы космическая тематика преобладала в искусстве страны Советов. Так советский народ реагировал на полет первого космонавта Гагарина. Режиссеры решили, что с помощью электронного звучания добьются лучшего эффекта в передаче фантастически красивой атмосферы космоса. Кто- то подсказал, что такую музыку пишет Эдуард Артемьев.
Композитор Эдуард Артемьев
После того, как фамилия композитора впервые появилась в титрах художественного кино, к нему буквально выстроилась очередь из режиссеров. Эдуард встретил молодого режиссера Никиту Михалкова, и эта первая встреча стала началом крепкой дружбы и тесного сотрудничества на долгие годы. Во всех лентах Михалкова звучит музыка Эдуарда Артемьева.
В 1972 году Артемьев начал работать с Андреем Тарковским. Их первой совместной работой стал «Солярис». Тарковскому было трудно угодить, он очень требовательно отбирал музыку, но Эдуард сумел написать именно ту мелодию, которая удовлетворила требовательного режиссера. На тот момент имя Артемьева было хорошо известно в мире кино, он работал с Андреем Кончаловским, Кареном Шахназаровым, Самсоном Самсоновым.
Именно с помощью Кончаловского композитор сумел перебраться в Штаты, и там писал саундтреки к его лентам. Попав в Голливуд, Артемьев начал сотрудничать и с зарубежными режиссерами. В Россию он вернулся только в 1995-м, когда его попросил об этом Никита Михалков.
Артемьев писал не только музыку для кинематографа, у него родилось большое количество инструментальных и электронных мелодий. Он стал автором цикла «Тепло земли», симфонии «Пилигримы», еще одного цикла — «Три взгляда на революцию». Эти и многие другие шедевры композитора принесли ему мировую популярность, их высоко ценили критики. Композиции «Ностальгия» и «Полет на дельтаплане» Артемьев написал на стихи поэта Николая Зиновьева.
Личная жизнь
Свою жену Изольду Эдуард встретил в консерватории. В ее исполнении звучали мелодии Артемьева на разных концертных площадках и радио. Вначале молодые люди просто дружили, потом влюбились и официально поженились. В 1966-м супруги с тали родителями сына Артемия.
Эдуард Артемьев с женой
Композитор обрел счастье в личной жизни, но однажды чуть не потерял семью. Изольда и Артемий стояли на остановке, и в них врезался автомобиль, мчавшийся на бешеной скорости. Они выжили, но лечение растянулось на долгие месяцы. Артемьев решил, что это небеса дали ему своеобразный намек, и он понял, что нужно проводить с семьей как можно больше времени.
Артемий продолжил отцовское дело, он тоже пишет электронную музыку. Помимо этого, у него есть собственная студия Electroshock Records, где вместе с отцом записывает новые диски. У Эдуарда Артемьева есть внуки — Екатерина и Артемий.
Эдуард Артемьев сейчас
Композитор и не думает об окончании творческой карьеры, он все также разъезжает по российским городам с концертами. Его график расписан на несколько лет вперед. Инструментальные мелодии Артемьева звучат под сводами Кафедрального собора святых Павла и Петра.
Весной 2019-го музыка Эдуарда Артемьева прозвучала в рамках фестиваля SOUND UP. Ее исполнил симфонический оркестр, которым руководит Сергей Скрипка.
Эдуард Артемьев
2019 год объявили годом театра. По этой причине было принято организовать гастрольный тур по Забайкалью и Сибири за счет государственного гранта. На суд зрителей композитор представил сюиту «Алтайский сказ. Полет над временем». В августе 2019-го Эдуард Артемьев побывал в Кемеровской области с гастролями.
У композитора есть свой официальный сайт, где он выкладывает отчеты о выступлениях, знакомит поклонников с расписанием своих концертов, и еще масса другой полезной информации.
Ссылки
Увлечение каким музыкальным направлением определило творческую судьбу эдуарда артемьева
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Эдуард Николаевич Артемьев — русский советский композитор в жанре электронной музыки
Эдуард Николаевич Артемьев (родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске) — русский советский композитор в жанре электронной музыки. Известен, в частности, как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Живёт и работает в Москве. Отец Артемия Артемьева — музыканта и владельца лэйбла «Электрошок Рекордз». Мэтр российской и советской электронной музыки.
Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента (по критериям 1960-х годов оснащенность многоголосного электронного синтезатора Мурзина была уникальной). Это небольшие по продолжительности характерные пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн» (1961), «Этюд» (1964). В этих произведениях Артемьевым найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.
Еще в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Таким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Э. Артемьева в фильме «Мечте навстречу» режиссера Н. Корюкова (1961, совместно с композитором В. Мурадели), документальных лентах «Планета Океан», «Дом в космосе», сюжетах в киножурнале «Хочу все знать», «Альманахе кинопутешествий». В это же время он создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов «Электроника» в Москве и «Советская космическая техника» в Лондоне (1962). Обе работы были отмечены медалями.
«Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств» Артемьев осуществил в композиции «12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр» (1969), которая по уникальности технического замысла отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.
Композиция «I would like to return» («Я хотел бы вернуться», 1993) являет собой чистый образец компьютерной музыки и во многом автобиографична. В структурном плане произведение отражает этапы эволюции технологии электронной музыки от ее зарождения до наших дней.
Тенденция к синтезу стилей и жанров воплотилась в произведении Артемьева «Здесь и там» (1996): терцет для тенора, сопрано и рок-певца с симфоническим оркестром на стихи Ю. Ряшенцева объединил традиции академического оперного ансамбля и пения в стиле рок.
В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Первоначально задумывая свое произведение в жанре рок-оперы, композитор постепенно пришел к полистилистике, наряду с рок-группой используя симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современная электронно-акустическая технология.
С Никитой Михалковым сделаны все картины («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), осуществлена постановка «Механического пианино» в Италии на сцене Театра ди Рома. Сотрудничество с А. Кончаловским, начатое в «Сибириаде», в работе над оперой «Преступление и наказание», продолжилось на сцене парижского театра «Одеон» в чеховской «Чайке», а также на студиях Голливуда в фильмах «Дуэт для одного», «Гомер и Эдди», «Ближний круг», «Одиссей». В Голливуде Э. Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллер, Д. Голден, Ю. Нейман (к/к «Double Jeopardy», «Burial of the Rats», «Heart of the deal»).
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания «Электрошок Рекордз» выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа «Музыкальные приношения» и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли «Мозаика» и «12 взглядов на мир звука» Э. Артемьева).
Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
Биография Эдуарда Артемьева
Мать Нина Алексеевна, отец Николай Васильевич, жена Изольда, сын Артемий, внуки Екатерина и Артемий.
Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, его жанр – электронная музыка. Наибольшую известность получил как автор музыкальных композиций к кинофильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Четырежды награждался Государственной премией РФ, с 1999 года – Народный артист России.
Детство
Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.
В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.
До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.
С восьми до четырнадцати лет Артемьевы жили в Рязани. Самыми яркими впечатлениями того периода остались поля и заливные луга, цыганские шатры. Каждую весну приезжали цыгане на лошадях и в разноцветных одеждах. Вокруг все говорили Эдику, чтобы он не ходил туда, иначе украдут. Но мама иногда отпускала сына в «ночное». Неизгладимые впечатления на ребенка производили звездное небо, лошади, костры и печеная картошка.
Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.
Образование
В 1953 году Эдуард переехал в Москву под покровительство дяди Николая Ивановича Демьянова – профессора консерватории.
В столице с 1953 по 1955 годы учился в хоровом училище. Именно здесь написал свои первые музыкальные произведения, занимаясь на факультативном курсе композиции, который организовал педагог Мераб Парцхаладзе. Затем Артемьев поступил в Московскую консерваторию, в 1960 году получил диплом об окончании композиторского факультета.
Когда учеба в консерватории близилась к концу, на доске объявлений Эдуард увидел, что создатель первого в мире многоголосного синтезатора Евгений Мурзин предлагает желающим познакомиться с новым инструментом. Артемьев раньше читал об этом устройстве в журнале «Техника – молодежи».
После нескольких встреч Мурзин предложил Эдуарду работу вместе с ним в НИИ в лаборатории по исследованию звука. Выпускник консерватории должен был каждый день заниматься новым инструментом, изучать его, записывать звуки, играть и сочинять. За это ему полагался неплохой по тем временам оклад – 145 рублей.
Творческий путь
Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.
В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».
В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.
Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».
В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил. Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня.
В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.
Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.
Переезд в Америку
С Андроном Кончаловским Артемьев впервые работал в 1979 году над фильмом «Сибириада». Потом режиссер уехал в Америку, а спустя девять лет вдруг неожиданно позвонил Эдуарду и сказал готовить документы для перелета в США. В 1988 году из Голливуда ему послали приглашение, чтобы писать музыку к фильму Андрона «Гомер и Эдди».
На «фабрике грез» Артемьев прижился, он сочинил музыку еще к девяти картинам. В Америке Эдуард не просто задержался, это место показалось ему идеальным для постоянного проживания – океан, вечное лето, цветы, лимоны, апельсины. Композитор ненавидит морозы, наверное, он не вернулся бы в Россию, если б в 1995 году Никита Михалков не позвал его писать музыку к фильму «Утомленные солнцем».
На сегодняшний день композиции Эдуарда Артемьева звучат более, чем в двухстах картинах отечественных и зарубежных режиссеров. Особенно легко ему далась потрясающая музыка к картине Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он написал ее сходу, с первого раза. А главным своим трудом Артемьев считает оперу «Преступление и наказание», над которой работал более двадцати лет.
Личная жизнь Эдуарда Артемьева
С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.
После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.
Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.
В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.
Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.
Секрет своего успеха композитор озвучивает так: «Карьера моя складывается сама собой, я для этого не ударил и палец о палец. Просто плыву по течению жизни, верю в Господа и в счастливый случай».
Эдуард Артемьев: «Я стараюсь соединить разные направления — от симфонии до рока и от электроники до джаза»
Маэстро побеседовал с «Культурой» о проблемах воспитания подрастающего поколения, дороговизне звукозаписи и о мире, стоящем на пороге новых музыкальных откровений.
— Эдуард Николаевич, как поживаете, как ваше самочувствие в столь непростое время?
— Слава Богу, не жалуюсь. Конечно, с учетом возраста, работать стал меньше. Но, главное, желание писать музыку не исчезло — с удовольствием продолжаю этим заниматься. За долгие годы в профессии у меня уже выработался некий условный рефлекс: встаю утром и начинаю работать. И в этом отношении период самоизоляции на меня никак не повлиял, я его, по сути, не замечаю.
— Это прекрасно. Но наверняка карантин все же каким-то образом спутал вам карты: отменились премьеры, перенеслись концерты?
— У меня действительно отменились три важных мероприятия: сначала в КЗ имени Чайковского, затем в зале «Зарядье», где должен был в очередной раз исполняться мой «Реквием». И, наконец, сорвалась поездка в Луганск, куда меня приглашали с концертом.
Надеюсь, речь все же идет не об отмене, а о переносе. И, если с Луганском вопрос пока остается открытым, то с первыми двумя мероприятиями некая определенность есть. Если эпидемиологическая ситуация в стране наладится, то концерт в зале Чайковского пройдет 5 октября, а в «Зарядье» — 1 марта следующего года.
В планах значится и еще одно знаковое мероприятие, которое, надеюсь, уже не отменится: в декабре в Московском международном Доме музыки. Основу программы опять же составит «Реквием».
— Ваш «Реквием» потрясает до глубины души. Однако хотелось бы, чтобы подобные переживания у человека оставались связанными с музыкой, а не с какими-либо печальными реальными событиями. Вы вообще с оптимизмом смотрите в будущее?
— Разумеется. Надеюсь, что весь этот коронавирусный кошмар скоро завершится. Но, мне кажется, то, свидетелями чему мы сегодня являемся, — своего рода кара Господняя. Человечество, как бы цинично это ни прозвучало, это заслужило. Оно постепенно попирало различные законы — от христианских до общечеловеческих — и вот, доигралось. Все эти беснования со сменами полов, разврат…
Разве подобная моральная вакханалия может проходить бесследно? И, увы, мне кажется: несмотря на то, что род людской сейчас хлестануло как следует, пройдет какое-то время, и все начнется заново — случится еще какая-нибудь страшная история.
— Вы неоднократно говорили, что мир в ожидании принципиально новой музыки, некоей звуковой мистерии. Сейчас говорят, что после пандемии мир не будет прежним. Может быть, как раз для этой самой новой музыки наступит благодатное время?
— С технологической точки зрения для появления такой музыки все давно готово. Музыка — понятие всеобъемлющее, а техника дала нам возможности реализовать все, что мы хотим. В нашем распоряжении новейшие достижения, тысячи звуковых библиотек. Мы освоили весь звуковой спектр, который слышим, мир музыки у нас в руках. И проходить мимо этого, замыкаясь в чем-то одном, будь то оркестрованная музыка, рок или джаз, непростительное самоограничение.
Новая эра в музыке, связанная с умелым использованием всего звукового спектра, который нам дала техника, только назревает и неизбежно расцветет. И этот пока еще несостоявшийся феномен перейдет из области экспериментов в область композиционной необходимости. И тогда музыка будет восприниматься не мозгом и телом, как сейчас, а душой.
Но это произойдет лишь при удачном стечении нескольких обстоятельств: возникновении духовной потребности в подобной звуковой мистерии, появлении личностей, способных повести за собой слушателей в область прекрасного неизведанного и наличии соответствующих пространств, способных воссоздать и передать эту многослойную звуковую информацию…
— В состоянии ли такие глубинные потрясения социального характера, как эпидемия коронавируса, подтолкнуть человека — творца или слушателя — к созданию и восприятию новой музыки?
— Сложно сказать. Музыка, как нечто, создаваемое человеческим интеллектом, по идее должна реагировать на общественные катаклизмы, отзываться как на позитивные, так и негативные аспекты жизни. Но тут палка о двух концах. Для создания музыкального сочинения, как и для любого произведения искусства, необходимо более-менее четкое представление о том, на что направлено твое перо. Нельзя писать ни о чем и надеяться, что это будет понятно всем и необходимо каждому.
Возьмем, например, Вторую мировую войну: колоссальнейшее потрясение в мировой истории нашло такое же значимое отражение в области искусства. Создано великое множество превосходных картин, фильмов, скульптур, музыкальных произведений самых разных форм — от опер до песен. А вот другое кошмарное явление ХХ века — эпидемия «испанки» — для мира искусства прошло практически незамеченным, почти никаких следов в культуре не оставив.
Почему так произошло? Да просто потому, что в первом случае все было понятно: есть конкретный враг, с ним надо бороться, его необходимо победить. А во втором — противник до конца неясен: кто он, что он, где он… О чем писать-то? Поэтому, думаю, быть увековеченным в истории и отлитым в бронзе вирусу не светит. Хотя… Времена меняются. Поживем — увидим.
— Вот, кстати, вы упомянули о Второй мировой. В последнее время одна из главных тем для обсуждения в обществе — фальсификация истории. Как подтолкнуть стоящих на пороге взрослой жизни людей к желанию знать свою историю и возможно ли заставить их полюбить Пушкина?
— Может быть, покажусь банальным, если скажу, что все — как хорошее, так и плохое — родом из детства. Домашнее воспитание и правильная организация школьного образования определяют дальнейший жизненный путь человека. Мне с самых младенческих лет мама и бабушка читали сказки, рассказы, стихи, и все это навсегда осталось со мной. А Александр Сергеевич вообще мой любимый писатель. Оригинально, не так ли? (Смеется.)
Сейчас в лексиконе многих молодых людей для определения России значится пренебрежительное слово «Рашка». Это опасный симптом. И дело не только в том, что вместо того, чтобы взять в руки томик Пушкина, юнец погрузится в интернет-чаты, а просмотру старой доброй советской киноклассики предпочтет голливудский блокбастер. Корни проблемы уходят глубже.
Никакой единой мощной идеологии в стране, которая сравнительно недавно с трудом избежала полнейшей разрухи, так и не появилось. А без идеологии — в правильном понимании слова — общие духовные скрепы найти сложно.
— Шестьдесят лет назад, в 1960 году, состоялось ваше знакомство с известным инженером Евгением Мурзиным, изобретателем первого в мире синтезатора, что повлияло на вас как на композитора — электронная музыка завладела вами. Какое место она занимает в вашей «творческой лаборатории» сегодня?
— Да, в 60-х, когда синтезаторы стали все увереннее прокладывать себе дорогу, на меня обрушился такой мир, что мне буквально «сорвало крышу». Это было неслыханное, абсолютно новое звучание. А вот почему я так увлекся именно этим направлением, довольно сложно объяснить. Наверно, все дело было в некой внутренней готовности — что-то во мне ждало именно такого звука, «космического» настроения, я был подспудно ему открыт.
И да, я действительно отдал электронной музыке львиную долю своей творческой жизни, но сейчас не особо слежу, что происходит в этой отрасли. Я стал несколько далек от новейших веяний, которые сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой — просто нет времени реагировать. У меня в работе несколько сочинений, которые я хотел бы успеть закончить.
С другой стороны, для меня уже давно не существует четкого разграничения по жанрам, стилям и средствам художественной выразительности. С недавних пор я стараюсь соединить в своей музыке даже в рамках одного произведения разные направления — от симфонии до рока и от электроники до джаза. Для меня сегодня все тембры хороши.
— Несколько десятилетий назад вы написали работу «Заметки об электронной музыке»…
— Да, и это было единственное, что я создал на ниве литературы (улыбается).
— Сквозная идея этого труда в том, что звукозапись — современный вид искусства. Тогда, в 70–80-х это действительно было так. А чем звукозапись является сегодня?
— Сам подход к ней, по сути, остался прежним. Предельно схематично это выглядит так: по ту сторону пульта находится исполнитель, играет на гитаре (условно) или поет. А по другую — сидит звукоинженер и занимается своим делом: выстраивает баланс, следит за частотами, сводит, микширует и так далее. Здесь с годами мало что изменилось.
Роль кудесников звука сегодня поистине огромна: сочинить приличное произведение — это только полдела, грамотно записать его порой даже более важно. Из любого «исходного материала» можно сделать либо проходную дешевку, либо продукт феноменального качества. Именно поэтому, кстати, профессиональная студийная запись — очень дорогая штука.
— Многие ваши «коллеги по цеху» выпускают книги воспоминаний, автобиографии или сборник случаев из жизни. Дождемся ли мы чего-то подобного от Эдуарда Артемьева?
— Скорее всего, не дождетесь. Прежде всего, у меня совершенно нет времени: стараюсь предельно сосредотачиваться на том, чтобы довести до логического завершения свои музыкальные произведения.
И, если честно, у меня даже мысли написать что-то подобное не возникало. Для этого нужно обладать литературным дарованием и чувствовать, что твои откровения, воспоминания и рассуждения кому-то в этом мире нужны. И, наконец, существующее положение вещей: то, что о моей скромной персоне не так уж много известно, меня абсолютно устраивает (улыбается).
— И напоследок скажите пару слов, как сегодня складываются взаимоотношения с кинематографом. Ведь вы являетесь автором музыки к более чем 150 художественным фильмам. Есть ли что-то в работе?
— Несколько лет назад я для себя решил, что в кино больше не работаю. Во-первых, достойных предложений практически не поступало. А во-вторых, что поважнее будет, я очень много сил, времени и энергии отдал созданию «Реквиема». Работа над ним не столько опустошила меня, сколько подвела к мысли, что в кино я возвращаться не хочу.
Единственное, у нас с Никитой Михалковым давно уже идет работа над лентой «Шоколадный револьвер». Проект не первый год находится, что называется, «в континууме», и его реализации постоянно что-то мешает. То Никита Сергеевич занедужит, то я. А сейчас сами видите, что происходит.
На 25 марта был назначен первый день съемок, но по понятным причинам все рухнуло. Там и финансовые проблемы подоспели, и прочие неурядицы. Так что пока работа на неопределенный срок приостановлена. Но, я надеюсь, она все же будет доведена до конца.