узник пушкин в каком классе учат
В каком классе учат стих узник?
Многие считали “джентльменом” Дантеса, преклонялись перед Геккерном. Некоторые не желали появления в литературе “нового Пушкина”. Текст стихотворения Лермонтова “Узник”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, был воспринят неоднозначно.
В каком классе учат стихотворение Пушкина Узник?
Стихотворение «Узник» А. С. Пушкина звучит на уроках литературы в 6 и 9 классах.
В каком классе учат Сижу за решеткой?
Его учат обычно в 8-9 классах, но в разных школах программы могут отличаться, возможно где-то изучают и раньше.
В каком классе учат зимний вечер?
С. Пушкина «Зимний вечер»
В каком классе учат стихотворения Я помню чудное мгновенье?
Стихотворение проходят на уроке литературы в 8 классе.
В каком классе учат стих к Чаадаеву?
Пушкин «К Чаадаеву»» ( 7 класс)
В каком классе проходят Онегина?
Монографически творчество Пушкина проходят в 9 классе, в программе которого идёт подробное изучение биографии поэта, с выделением периодов его творчества, изучением жанрового разнообразия лирики и подробной работой над главным произведением – романом “Евгений Онегин”.
Какие стихи Пушкина?
Лучшие стихи Пушкина:
Кто написал стихотворение Сижу за решеткой?
А. С. Пушкин. Узник («Сижу за решеткой в темнице сырой…»).
Какие произведения Лермонтова учат в школе?
Стихи школьной программы Михаила Лермонтова
Какие стихи Пушкина учат в школе?
Какие стихи Пушкина учат в 10 классе?
В каком классе в ссср учили У Лукоморья?
Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» в 1971-м году изучали в рамках программы «Родная литература» за четвертый класс.
В каком классе дети учат У лукоморья дуб зелёный?
С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»
В каком классе проходят Песнь о вещем Олеге?
а. с. пушкин «песнь о вещем олеге» — Литературное чтение — 4 класс — Российская электронная школа
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему «А.С.Пушкин. Узник»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока русского языка
Тема: А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта, 14 урок
Универсальные учебные действия, работа с текстом
1 Самоопределение к деятельности
Слайд 1. А.С.Пушкин, годы жизни 1799-1837
записывают дату, тему
2 Постановка учебной задачи.
Слайд 2. Тема урока: Стихотворение «узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
работают по теме урока
Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы
самостоятельное выделение и формирование цели;
3 Открытие нового знания
Слайд 3. Анализ стихотворения до чтения. Как вы думаете о чем это произведение?
Слайд 4. Анализ стихотворения после чтения.
Слайд 6. Пересказ сюжета стихотворения. Какова история в стихотворении? Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Что и с кем происходит? герой сидит взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
*Почему орел «грустный товарищ»? Подчеркивает страдание и одиночества героя. «Мой грустный товарищ»- это настроение и самого лирического героя.
Слайд 7. История создания.
Слайд 8. Анализ стихотворения. Герои и образы.
Слайд 10. Вспомним, что такое антитеза.
работа с презентацией
Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы
самостоятельное выделение и формирование цели;
-поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
4 Первичное закрепление нового знания
Слайд 12Анализируем стихотворение дальше.
Что же, помимо решеток, еще удерживает вольные порывы лирического героя? Он сам. Он не привык к свободе, она его страшит.
Какую еще антитезу мы можем выделить? Свободный орел и пленник
Слайд 13. Основной вывод.
Слайд 14. Тема и идея.
5 Рефлексия деятельности
Участвуют в обсуждении итогов
6 Домашнее задание
Слайд 15. ДЗ. Выразительное чтение стихотворения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему «А.С.Пушкин. Зимнее утро»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 51 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 50 П. Мериме. «Маттео Фальконе»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 49 Ф. Шиллер. «Перчатка»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 49 М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 47 Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 46 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 45 Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274885 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Антитеза – (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Одной из центральных тем в литературе и поэзии является проблема свободы, о чём написал Александр Сергеевич Пушкин в романтическом стихотворении «Узник».
Это произведение было написано в 1822 году (напечатано в 1832 году), во время ссылки в Кишинёв. Формально, это была служебная командировка по линии ведомства генерала Инзова (по делам русских переселенцев в Бессарабии). Но, все знали, что Пушкина отправили на окраину империи за эпиграмму на государя Александра Первого и на его министра графа Аракчеева.
Кишинёв произвёл на поэта после блестящего Санкт-Петербурга удручающее впечатление:
«Проклятый город Кишинёв!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет».
Здесь он сближается с членами южного общества будущих декабристов «Союз благоденствия».
«Время моё протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше. – разнообразная и весёлая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России. Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов» – писал Пушкин в дневнике.
Пушкину пришлось провести с небольшими отлучками в Кишинёве почти три года. Благодаря хлопотам Петра Андреевича Вяземского поэта перевели по службе в Одессу. Но Пушкин был и этому безумно рад: «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу», – писал он брату Льву.
Стихотворение «Узник» состоит из трёх строф – четверостиший. В первом – появляются образы несчастного пленника и гордой птицы, клюющей свою пищу. Здесь поэт рисует тюрьму, говорит о решётке – всё это тоскливая картина. «Решётка» – главное слово, которое определяет тему «Узника». Поэт говорит о переживаниях человека, оказавшегося в неволе:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном, –
за образом молодого орла мы узнаём самого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
Птица зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И тоска развеивается. Так понятие «неволя» подчеркивается одиночеством лирического героя. Поэтому используется ряд глаголов действия, что усиливается интонацией:
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
По мнению поэта, нет ничего лучше и дороже вольной жизни. Читая это стихотворение, мы переживаем и сочувствуем героям произведения.
Лирический герой – романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Пушкин хотел показать не только своё внутреннее состояние, чувства, но и мир подобных ему людей, ценящих свободу, волю: «Мы вольные птицы…». Но в душе лирического героя происходит противостояние: желание полной свободы, стремление вырваться из темницы и неопределённость перед необходимостью сделать выбор (тема страха выбора, неуверенности).
В последнем четверостишии автор рисует простор: героев ждут горы и море, ветер и свобода. Это подчёркивает невозможность осуществления мечты лирического героя о воле, который сравнивается с орлом – символом свободы, воли, независимости, силы.
Орла автор называет и «грустным товарищем», и «братом»: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» Птица испытывает человеческие чувства: задумал, зовёт, вымолвить хочет, а сидящий за решёткой человек-узник задумал, кажется, то же, что орёл. Они сливаются в один образ.
В изображении картин свободы используются разнообразные выразительные средства. Постоянный эпитет к слову «ветер» в произведениях устного народного творчества – «вольный».
Поэт использует также такой приём, как антитеза (противопоставление):
серая темница – простор («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»), пленник – вольная птица («Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой»), при этом сопоставляя грустную, тоскливую несвободу и восхищающую, привлекательную волю.
за окном, «морские края»
ограничение, несвобода, темница, решётки, тюрьма.
В произведении есть и приём олицетворения (это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия): «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
«Узник» Александра Сергеевича читается легко, порыв души поэта и его эмоции передаются нам, читателям. Поэт использует глаголы настоящего времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие, что передаёт динамику, ритмичность. В стихотворении встречаются повторы: пора, туда, где.
Пушкин в южной ссылке пытался определить своё назначение как поэта. Для него очень важно, чтобы была духовная свобода. Стихотворение «Узник» заставляет задуматься о судьбе человека в неволе.
Теоретический материал для углублённого изучения
Период южной ссылки поэта Александра Сергеевича Пушкина оказался весьма продуктивным в творческом отношении. За это время им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822) – образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения.
В Кишинёве над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми жёлтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещённые читатели, но и простые люди: стихотворение стало «народной песней».
Кишинёв – столица Молдавии. Кишинёв был присоединён к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Вспомните, в каком году был написан А. С. Пушкиным «Узник»?
В 1822 году Пушкин был в южной ссылке в г. Кишинёве, где и написал это стихотворение.
Правильный ответ: 1822 г.
Найдите в отрывке эпитеты и выделите их:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,…
Сначала вспомним, что такое эпитет. Это образные прилагательные. Какие есть образные прилагательные в этом отрывке?
Нужно выделить цветом: сырой, молодой, грустный, кровавую.
Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина». Стихотворение «Узник»
Разделы: Литература
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».
В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Формулирование цели учащимися.
Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
— Знакома ли вам эта музыка?
— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?
— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Запись темы в тетрадь.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.
IV. Повторение изученного.
1. Вступительное слово учителя.
Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.
2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
V. Изучение темы.
1. Работа с эпиграфом.
А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.
2. Доклады учащихся.
3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)
4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.
5. Беседа по стихотворению:
— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?
— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?
— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?
— О каком ещё невольнике идёт речь?
— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?
— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?
— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?
— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?
— Как меняется пространство в последнем четверостишии?
— Какие предметы появляются?
— В чём особенность пейзажа?
— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?
— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.
— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?
— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?
— Какова же главная мысль этого стихотворения?
— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?
7. Работа с черновым вариантом стихотворения.
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?
VI. Обобщение.
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Достигли ли мы поставленной цели?
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).