В чем достижение древнегреческих скульпторов
В чем достижение древнегреческих скульпторов
Скульптура является важной главой древнегреческого искусства и универсального художественного творчества. Древнегреческое искусство было выражением религиозности и сакрального действия, сочетанием мифа и речи, подходом к неделимому единству оригинала. Именно это художник с динамичностью и чувствительностью пытался найти, уловить и передать в скульптуре.
Кого прославляли древнегреческие скульпторы
На первых этапах древнегреческие скульпторы изображали и прославляли богов и героев, они были для них главным вдохновением. Большое место в скульптуре занимали сцены легендарных событий, в частности победа над врагом, великих празднеств.
Величайшим достижением древнегреческих скульпторов стало изображение человека в его естественном окружении. Древнегреческое скульптурное искусство во всех его проявлениях всегда остается глубоко антропоцентричным.
Древнегреческие писатели дают нам представление о некоторых скульпторах Древней Греции, которые жили и прославились в это время. Среди них Евфранор, Лисипп, Леохарис, Пракситель, Скопас, Мирон, Фидий.
Древнегреческие скульпторы
Евфранор (Ἐυφράνωρ, 370—330 годы до н.э.) был известным древнегреческим скульптором и художником, он также написал книгу о симметрии и красках.
Евфранор был одним из ведущих скульпторов IV века до нашей эры. Он работал и преуспел в Афинах, по этой причине афиняне почитали его, предоставив ему политические права, хотя он бы уроженцем Коринфа. Евфранор был учеником художника Аристида из Фив, работал он с медью и мрамором.
Известными работы Евфранора: Патрос Аполлон, бронзовая Афина, Тесей на Афинской Агоре, Гефест, Лето с детьми, Агатодаимон, Дионис, молящаяся женщина, скульптора подростка Антикитера и многое другое. Плиний также упоминает о множестве уникальных рельефных надгробий, выполненных Евфранором.
Пракситель (Πραξιτέλης, 395-330 г. до н.э.) — древнегреческий скульптор IV века до н.э. Его отец Кифисодот также был знаменитым скульптором (созданный им комплекс «Мир и богатство» украшал Афинскую Агору), поэтому работа с искусством была в этом случае семейной традицией.
Пракситель был одним из самых известных скульпторов Древней Греции и считался особенно искусным в обработке мрамора. Его наиболее известными работами были: статуя Афродиты в Книде (Малая Азия), статуя Эрота в Беотии, Отдыхающий сатир. Афродита Книдская была полностью обнаженной. Это была первая обнажённая статуя богини в древнегреческом искусстве и поэтому Праксителя можно назвать первым, кто создал обнаженную женскую скульптуру, так как в античные времена допускалось ваять только обнажённых мужчин.
Лисипп (Λύσιππος, 370-300 г. до н.э.) был древнегреческим скульптором из Сикиона, где находилась школа Сикиона, крупнейший художественный центр искусств, после Афин. Лисипп являлся важнейшим представителем этой школы, он работал в основном с бронзой и редко с мрамором. Лисипп был одним из официальных придворных скульпторов Александра Македонского. В его ведении была многопрофильная мастерская, в которой, по словам Плиния, было создано около тысячи работ мастера и его учеников. Главной чертой искусства Лисиппа была тонкость работ как в целом, так и в мельчайших деталях. Лисипп больше специализировался на статуях спортсменов, божеств и героев, а также было много работ, изображающих Александра Великого и его окружение.
Известные работы Лисиппа: статуя Троила в Олимпии, Искупитель, статуя атлета из Паграти, статуя атлета Агия (мрамор), обнаруженная в Дельфах, статуя Эрота (мрамор), Гермес, Посейдон, колоссальная работа Зевса и цикл скульптур на тему подвигов Геракла.
Леохар (Λεωχάρης, IV век до н. э.) был древнегреческим скульптором. Место его рождения неизвестно. По словам Павсания, он жил и создавал скульптуры в середине IV века до нашей эры (350-320 гг до н.э. считаются расцветом его творчества), большую часть своей жизни он прожил в Афинах.
Известные работы Леохара: знаменитая скульптура Аполлона Бельведерского, статуя афинского оратора Исократа, статуи македонского царя Филиппа и его жены Олимпии, скульптурный комплекс «Александр Македонский на охоте». Большая часть мавзолея Галикарнаса и гробницы городского тирана были построены Леохаром. Также его великими произведениями являются: статуя Зевса на Акрополе, бюст Автолика, похищение Ганимеда и многие другие.
Скопас сотрудничал с Праксителем и участвовал в оформлении важных святилищ и храмов того времени, таких как храм Артемиды в Эфесе, святилище Самофракии, храм Афины Алеи (работал как архитектор), асклепиион Эпидавра, а также в мавзолее Галикарнаса (восточная сторона).
Известные скульптуры Скопоса: Менада, Геракл Сикионский, Аполлон Кифаред, отдыхающий Арес, Эрос с Гимеросом и Потосом, голова Мелиагра, статуя Диониса в Книде и другие.
Скульптор работал исключительно на бронзе и сделал много статуй богов и героев. В самых известных его работах изображены спортсмены во время их выступления на состязаниях. Мирон с большой точностью мог передать неиссякаемое совершенство осанки, детали и пропорции спортсмена. Плиний упоминает, что работы Мирона были сложными, он как никто придавал скульптурам жизненность.
Самые известные скульптуры Мирона: скульптура метателя диска, Аполлон Эфесский, Персей, Марсий, Геракл,Тимант (победитель Олимпийских игр 456 г. до н.э), Афина и Марсий.
Скульптура Древней Греции
Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.
Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.
Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.
Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)
Архаика (VII-VI века до н.э.)
Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.
Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.
Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.
Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.
Ранняя классика (начало V века до н.э.)
Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.
Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).
Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.
Высокая классика (конец V века до н.э.)
Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:
Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.
Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.
Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.
Поздняя классика (IV век до н.э.)
Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.
Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.
Эллинизм
Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Saint John Hotel Villas & Spa
Главная особенность отеля Saint John — восхитительный вид на закат, Эгейское море и остров Делос
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Pomegranate Wellness Spa Hotel
Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.
Греческая скульптура: история, хронология, характеристики 6 985 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
Как появилась греческая скульптура?
Считается, что греческое искусство классической древности представляет собой смесь египетской, сирийской, минойской (Крит), микенской и персидской культур, которые (судя по языку) сами произошли от индоевропейских племен, мигрировавших из открытых степей к северу от Черного моря. Греческие скульпторы научились резьбе по камню и литью из бронзы у египтян и сирийцев, в то время как традиции скульптуры в Греции были развиты двумя основными группами поселенцев из Фессалии – ионийцами и дорийцами. (Подробнее о каменной кладке в Древнем Египте см.: Египетская архитектура).
Временная шкала греческой скульптуры
Хронология скульптуры в Древней Греции традиционно делится на три основных периода:
Архаический период (около 650-500 гг. до н.э.)
греческие скульпторы начинают создавать монументальную мраморную скульптуру.
Классический период (около 500–323 гг. до н.э.)
Высшая точка творчества греческой скульптуры
Эллинистический период (около 323–27 гг. до н.э.)
«Греческий» стиль трехмерного искусства практикуется во всем Восточном Средиземноморье.
Примечание. Для получения информации о керамическом искусстве, включая геометрическую, черно-фигурную, красно-фигурную и технику белого фона, см. Греческая керамика: история и стили.
История раннегреческой скульптуры
Резьба по кости и слоновой кости существовала в Египте примерно с 5000 лет до н.э. как часть культурных традиций, сложившихся в конце каменного века (10000–5000 лет до н.э.). Затем, начиная с 2600 лет до н.э., появились различные направления эгейского искусства, в частности минойская цивилизация на Крите, с ее каменной скульптурой (особенно каменными печатями), фресками, керамикой и изделиями из металла. После серии землетрясений, минойская культура рухнула примерно в 1425 г. до н.э. и микенское искусство на материке стало доминирующим типом греческой культуры – известной своей керамической посудой, резными драгоценными камнями и стеклянными украшениями – примерно до 1150 г. до н.э., когда они тоже были захвачены – на этот раз вторжением дорийцев. После этого наступили греческие «темные века» – 400-летний период хаоса и борьбы, когда не производилось почти никакого искусства. Однако в более спокойном 8 веке до нашей эры начала формироваться новая культура изобразительного искусства, включающая гончарные изделия, а также живопись и скульптуру, в то время как « Илиада » и « Одиссея » Гомера были написаны примерно в это же время. Однако скульптурное развитие оставалось чрезвычайно медленным до архаического периода (около 600-500 гг. до н.э.). Для получения дополнительной информации о самых ранних архаических стилях см.: Дедальская греческая скульптура (650-600). Для более широкой области см.: Этрусское искусство (ок. 700-90 до н.э.).
Была ли греческая скульптура в первую очередь религиозной?
Да. В архаический и классический периоды наиболее важная греческая скульптура носила религиозный характер и предназначалась для храмов, которые обычно были посвящены одному божеству. Божественные статуи были вылеплены по подобию человека и были сделаны из различных материалов и размеров. Внутри и снаружи храма стояли другие обетные статуи, урны, изображения священных животных и другие предметы скульптурного характера.
Почему в архаический период греческая скульптура развивалась быстрее?
Каковы характеристики архаической греческой скульптуры?
В целом, в этот период греческие скульпторы создавали фризы и рельефы разных размеров (из камня, терракоты и дерева), а также множество различных типов статуй (из камня, терракоты и бронзы) и миниатюрные скульптуры (из слоновой кости и металла). Архаичные свободно стоящие фигуры обладают большой массой и фронтальной позой египетских моделей, но их формы более динамичны: см., например, Торс Геры (660–580, Лувр).
Другой ярко выраженной греческой особенностью было то, что, в отличие от египетских фигур, курои не имели явного религиозного назначения: их можно было использовать в качестве памятных знаков, надгробий, статуй по обету или для изображения местных героев, таких как спортсмены, или для представления бога Аполлона или Геракла. Греки давно решили, что человеческое тело является самым важным предметом для любого художника, и, поскольку они дали своим богам человеческую форму, они не делали различия между священным и светским. Кроме того, курои были обнаженными, а египетские мужские фигуры изображались одетыми.
Женская статуя, коре, считалась менее важной. Создавая ее, архаические скульпторы сосредоточились в основном на пропорциях и узоре драпировки, а не на физической анатомии. Лучше всего ионийские художники изображали складки свободно драпированного платья ( хитон ) и мантии ( гиматион ). Большинство кораи были обетованными скульптурами, стоящими в качестве посвящений в святилищах, таких как Акрополь в Афинах.
Какие греческие статуи архаического периода самые известные?
Клеобис и Битон (610-580 гг. до н.э.) Археологический музей Дельф
Курос (около 600) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Странгфордский Аполлон Анафи (около 600-580 гг.) Британский музей, Лондон
Курос из Дипилона (c.600) Афины, Керамейкос музей
Мосхофор или теленок-носитель (c.570) Музей Акрополя, Афины
Курос из Анависоса (c.525) Национальный археологический музей Афин
фриз Сифнийской сокровищницы (c.525) Дельфи, Дельфийский Археологический музей.
Чтобы увидеть, как развивались греческие конструкции, сравните, например, известняковую статую леди Осерской (около 630 лет до н.э., Лувр, Париж) с « Пеплос Коре » (около 530 г., музей Акрополя, Афины); сравните также Сунионского Куроса (ок. 600, Национальный археологический музей Афин) с « Мальчиком Критиосом » (490–480, Музей Акрополя, Афины).
Какие материалы использовали греческие скульпторы?
Самые популярные скульптурные материалы, используемые в Древней Греции: мрамор и другие известняковые породы, бронза, терракота и дерево. Около половины всех статуй, созданных в древности, были сделаны из бронзы, несмотря на то, что металл широко использовался в скульптуре только примерно с 550-500 годов. Какой бы материал ни использовался, конечная поверхность статуи была сделана более естественной за счет того, что ее покрывали маслом и горячим воском, а затем раскрашивали и наносили позолоту. Даже рельефная скульптура не считалась законченной до полировки и окраски.
Были ли расписаны греческие скульптуры?
В общем, да. Будь то мрамор, бронза, дерево, терракота или металл, большинство греческих скульптур (статуй и рельефов) были полихромно окрашены. Удивительно, но эта ключевая особенность в значительной степени игнорировалась в течение нескольких столетий из-за предубеждений таких влиятельных историков искусства, как неоклассический эксперт Иоганн Иоахим Винкельманн (1717-1768), который оставался решительным противником самой идеи «нарисованной» греческой скульптуры. Только когда немецкий археолог Винценц Бринкманн недавно доказал, что весь Парфенон был раскрашен, окраска древнегреческих скульптур была принята как факт. См. Также: Древняя греческая живопись (ок. 625-500).
Что случилось с греческой скульптурой в классический период?
Каковы основные типы классической греческой скульптуры?
Скульптура классицизма по-прежнему была связана в первую очередь с религией и включала в себя все греческие божества и мифологические фигуры. Таким образом, помимо двенадцати олимпийских богов и богинь – Зевса, Аполлона, Посейдона, Деметры, Геры, Артемиды, Гефеста, Афины, Ареса, Афродиты, Гермеса и Гестии – скульпторы вырезали второстепенных божеств, таких как Дионис, сатиры, нимфы и кентавры, а также Плутон и Персефона, Эрос, Психея и Ариадна, музы, грации, времена года и судьбы, а также героев, среди которых Ахилл, Геракл, Тесей, Персей и другие.
В дополнение к религиозным произведениям художники-классики также создали ряд трехмерных спортивных фигур, изображающих спортсменов различных категорий, включая метателей диска, бегунов, борцов и гонщиков на колесницах. Любопытно, однако, что историческая скульптура, практикуемая в Египте и Ассирии, была почти неслыханной в Древней Греции. Важные события изображались в мифологических терминах, а не посредством фактического повествования.
Каковы характеристики классической греческой скульптуры?
Кто самые известные скульпторы-классики?
Еще одна характерная черта греческой классической скульптуры – появление названных скульпторов, хотя их работы почти полностью известны по более поздним римским копиям. В число величайших скульпторов входили: Каламис (период активности 470–440 гг.), Пифагор (период деятельности около 440–420 гг.), Фидий (488–431 гг. до н.э.), Кресилас (около 480–410 гг.), Мирон (период активности 480–444 гг.), Поликлет (активный c.450-430), Каллимах (активный 432-408), Скопас (активный 395-350), Лисипп (c.395-305), Пракситель (активный 375-335) и Леохар (активный 340-320).
Какая самая известная греческая архитектурная скульптура классического периода?
Каковы самые известные греческие статуи классического периода?
Вот краткий список величайших скульптур классической эпохи:
Леда и Лебедь (500-450) Тимотея.
Тираноубийцы Хамодий Аристогейтон (около 477 г.) Критиос.
Дельфийский возничий (ок. 475) неизвестного художника.
Дискобол (около 450 г.) Мирона.
Фарнезский Геракл (V век) неизвестного художника.
Зевс или Посейдон (около 460 г.) Фидия.
Воины из Риаче (около 450 г.) работы Фидия.
« Аполлон Парнопий » (около 450 г.) Фидия.
Афина Парфенос (ок. 447-5) Фидия.
Статуя Зевса (около 432 г.) работы Фидия.
Раненая амазонка (440-430) Поликлета.
Дорифор (440) Поликлета.
Статуя Зевса в Храме Зевса в Олимпии (около 432 г.) работы Фидия.
Афродита (Venus Genetrix) (V век) Каллимаха.
Молодость Антикиферы (IV век) неизвестного художника.
Аполлон Сауроктонос (4 век) Праксителя.
Гермес и младенец Дионис (4 век) Праксителя.
Афродита Книдская (350-40) Праксителя.
Аполлон Бельведерский (ок. 330 г.) Леохара.
Артемида с ланью (ок. 330) Леохара.
Геркулес Фарнезский (350–300) Лисиппа.
Победоносный юноша (350-300), приписываемый Лисиппу.
Апоксиомен (ок. 330) Лисиппа.
Что происходило в греческом мире в эллинистический период?
Эллинизм, внешнее распространение греческой культуры на соседние районы восточного Средиземноморья и за его пределами, традиционно начинается со смерти Александра Великого (323 г. до н.э.), когда его огромная империя была разделена на три части: Антигон I (Монофтальм) и династия Антигонидов захватили Грецию и Македонию; Селевк I (Никатор) и династия Селевкидов контролировали Анатолию, Месопотамию и Персию; и Птолемей I (Сотер) и династия Птолемеев правившие Египтом. Помимо Афин, чудесами древнего мира стали такие города, как Александрия в Египте и Антиохия, Пергам и Милет в Малой Азии (Турция). В конце концов, все эти регионы перешли под контроль римлян – последним пал Египет в 31 г. до н.э. и именно это событие знаменует конец эллинизма и начало римской скульптуры. Чтобы заглянуть за пределы Греции, см.: Месопотамское искусство (4500-539 гг. до н.э.) и Искусство Древней Персии (3500-330 гг. до н.э.).
Какие изменения внесла эллинистическая греческая скульптура?
Эллинистическая греческая скульптура внесла ряд изменений в искусство, созданное в классическую эпоху. Начнем с того, что монументальная скульптура больше не создавалась в первую очередь для обслуживания строгой религии, но стала важным рекламным инструментом для укрепления авторитарных режимов, установленных во всем регионе (в Пергаме, Александрии и т.д.). Кроме того, по мере появления новых центров греческой культуры в Египте, Сирии, Анатолии и в других странах резко вырос спрос как на архитектурную, так и на монументальную скульптуру для украшения местных храмов и общественных мест. Такое сочетание возросшего спроса и расширения функций привело к тому, что скульптура (как и греческая керамика) стала не столько искусством, сколько индустрией. В результате дизайн стал стандартизированным, а качество снизилось.
Примечание: в эпоху эллинизма, после смерти Александра Македонского, влияние греческой скульптуры распространилось на восток, вплоть до Индии, где она оказала большое влияние на индийскую скульптуру, особенно на греко-буддийские статуи школы Гандхара.
Каковы основные характеристики эллинистической греческой скульптуры?
Наиболее важно то, что произошли серьезные изменения в эстетике: в частности, эллинизм заменил безмятежную красоту классицизма более эмоциональным типом скульптуры, который также включал интенсивный реализм. В эту новую эпоху экспрессионизма статуи источали энергию и силу – см., например, Фарнезский бык или Крылатую победу Самофракии (220–190); человеческие фигуры начали излучать страдание и эмоции – см., например, « Умирающая Галлия » (около 240 лет до н.э.) или «Лаокоон и его сыновья» (около 42–20 гг.). Подлинная чувственность также проявляется в таких произведениях, как Афродита, Пан и Эрос (около 100 г.), раскопанных на Делосе, а для более тонкой версии см. изысканную « Афродиту Киренскую » (около 100). В портретной живописи эллинизм стал свидетелем растущего увлечения индивидуальной психологией: см., например, меланхоличную, интроспективную скульптуру Демосфена (ок. 280) Полиевкта.
Однако некоторая безмятежность сохранилась в таких скульптурах, как « Три грации » (II век) и Венера Милосская (около 100 г.).
Если период высокой классики установил стандарт для высокого Возрождения, то эпоха эллинистического искусства была прообразом для скульпторов движений маньеризма и барокко. Поэтому неудивительно, что размер стал важным фактором, и скульпторы соперничали за создание более крупных и удивительных скульптур: процесс, который завершился созданием Колосса Родосского Чаресом Линдосским – сооружением примерно такого же размера, как Статуя Свободы. Позже он был включен в список семи чудес древнего мира греческим поэтом Антипатром Сидонским.
Возможно, самым необычным памятником «барочного экспрессионизма» греческой эллинистической скульптуры был огромный Пергамский алтарь Зевса, построенный около 180–150 гг. (См. Также: Эллинистические статуи и рельефы.) Памятник отмечал решающую роль царей Пергама как пограничников греческой цивилизации в Малой Азии и иллюстрирует их многочисленные победы над варварскими войсками, вторгающимися с востока. Второй после фриза Парфенона, Пергамский алтарь является наиболее обширным образцом греческой монументальной скульптуры, известной миру. На внешнем фризе изображена битва богов и гигантов во всей своей безудержной жестокости, в то время как внутренние рельефы демонстрируют более контролируемый стиль повествования, указывая на более поздние разработки рельефной скульптуры, такие как Колонна Траяна в Риме, созданная 250 лет спустя. Для более подробной информации см.: Рельефная скульптура Древнего Рима. Подробнее о ранних этапах итальянской скульптуры, живописи и архитектуры см.: Эллинистическое римское искусство.
Каковы самые известные греческие статуи эллинистического периода?
Вот краткая подборка величайших скульптур того периода:
Колосс Родосский (292–280 до н.э.) построенный Чаресом Линдосским.
Крадущийся гермафродит (3 век) Лувр. Неизвестный художник.
Менелай с телом Патроклоса (III век). Автор неизвестен.
Умирающая Галлия (около 240 лет до н.э.) Капитолийский музей, Рим. Автор Эпигон.
Галлии Людовизи (около 240), Национальный музей Рима. Неизвестный художник.
Крылатая Победа Самофракии (Ника) (220–190) Лувр. Неизвестный художник.
Фавн Барберини (около 220) Глиптотека, Мюнхен. Неизвестный художник.
Пергамский жертвенник (ок. 180-150) Пергам, Малая Азия. Неизвестный художник.
Жокей Артемизии (около 140) Археологический музей, Афины. Неизвестный автор.
Фарнезский бык (2 век) Аполлония Траллского.
Спящий гермафродит (2 век до н.э.) Лувр. Неизвестный художник.
Три грации (2 век) Лувр. Неизвестный автор.
Венера Медичи (150–100) Уффици, Флоренция. Неизвестный художник.
Афродита Киренская (около 100), музей делле Терме, Рим. Неизвестный автор.
Гладиатор Боргезе (ок. 100) Лувр. Агасий Эфесский.
Афродита, Пан и Эрос (около 100), Национальный археологический музей, Афины.
Венера Арльская (около 100 г.) Лувр. Неизвестный художник.
Венера Милосская (Афродита из Мелоса) (около 100 г.) Лувр. Андрос Антиохийский.
Мальчик, извлекающий занозу (Спинарио или Мальчик, вынимающий шип из ступни) (ок. 80) Дворец консерваторов.
Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.) Хагесандр, Афинодорос, Полидор.
Где находятся лучшие коллекции оригинальной греческой скульптуры?
Большинство сохранившихся статуй и барельефов классической античности представляют собой римские копии греческих оригиналов. Их можно увидеть во многих лучших художественных музеях Греции и Италии, а также за их пределами. Вот краткий список лучших коллекций.
ГРЕЦИЯ
- Национальный археологический музей, Афины Музей Акрополя, Афины Археологический музей, Олимпия
ИТАЛИЯ
- Музеи Ватикана Капитолийский музей, Рим Национальный музей Рима, Рим Национальный археологический музей, Неаполь Национальный музей, Калабрия
ЕВРОПА
- Пергамский музей, Берлин Государственный музей, Берлин Глиптотека, Мюнхен Лувр, Париж Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген Эрмитаж, Санкт-Петербург Британский музей, Лондон
- Художественный институт Чикаго Художественный музей Карнеги (Питтсбург) Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес Музей искусств округа Лос-Анджелес Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Наши знания о древнегреческой скульптуре
Монументальная скульптура в Древней Греции появилась примерно в 650 лет до н.э., а примерно к 600 лет до н.э. была основным элементом греческого искусства с устоявшимся и растущим рынком. Он поставлял культовые фигуры богов, посвящения в святилища, памятники, стоящие над могилами, архитектурные украшения и, наконец, статуи и рельефы для богатых частных домов. От всего этого осталось относительно немного: многое погибло от естественных причин, но еще больше было разрушено намеренно в средневековье. Причиной обычно было не религиозное рвение, а ценность мрамора как сырья для производства извести и бронзы как металлолома, так что, для выживания, скульптура должна была быть вне поля зрения и досягаемости.
Таким образом, мы получили образец, неравномерно распределенный по времени, типу и качеству. Архитектурная скульптура, оставшаяся на месте, вряд ли будет удалена и, когда здание рухнет, может быть похоронена под массой кладки. Отдельные рельефы, особенно надгробия, могли упасть и, будучи погребенными, сохраниться; любую плиту, вырезанную с низким рельефом, можно было повторно использовать в качестве структурного блока. У отдельно стоящих статуй было меньше шансов, так как они с меньшей вероятностью были достаточно скрыты мусором, особенно в густонаселенных местах. Металл, конечно, стоило выкапывать, и поэтому было обнаружено менее двадцати греческих бронзовых изделий, которые были достаточно полными, некоторые из них были извлечены из моря. Что касается мрамора, лучше всего сохранились произведения архаического периода. Будучи менее восхитительным, он был менее тщательно сохранен более поздними греками и римлянами и поэтому мог быть потерян до начала периода разрушения, а также есть большой тайник из Афинского Акрополя, где большая часть скульптур, которые персы разбили в 480 г., 79 из которых использовалась в качестве заполнения во время последующей реставрации.
С другой стороны, римское искусство дает нам изобилие копий популярных греческих скульптур как классической, так и эллинистической эпох. Эти копии, некоторые из которых позднеэллинистические, но в большей степени римские, чем-то мешают, а чем-то помогают в изучении греческой скульптуры. Хотя копиисты фиксировали точки путем измерения, точки были гораздо реже, чем те, которые используются в современной практике, а промежуточные пространства и детали были вырезаны от руки и обычно без особой осторожности, что можно увидеть при сравнении различных репродукций одного и того же оригинала.
В целом, копии довольно надежны для позирования, но в большинстве случаев настолько жестки и нечувствительны в обращении с поверхностью, что они чаще отталкивают, чем интересуют беспристрастного зрителя. С более тонкими деталями возникает проблема, где копиисты не проявляли творчества. К сожалению, в оригинале сохранилось очень мало первоклассных классических статуй или статуй эллинистического периода греческой скульптуры, а те, которые известны по копиям, гораздо более многочисленны, поэтому копии являются важным ориентиром в любом стилистическом обзоре греческой скульптуры.
На практике, наше понимание развития греческой скульптуры зависит от стилистического анализа сохранившихся работ, подтвержденного множеством дат из исторических записей и надписей. Наиболее важными из этих дат являются захват персами Афинского акрополя в 480 году, что дает нижний предел для произведений, которые они повредили; завершение строительства Храма Зевса в Олимпии не позднее 456 г.; скульптурное убранство Парфенона, выполненное последовательно с 447 по 432 год; Ника Пайониевская – около 420; надгробие Дексилея, убитого в Коринфе в 394 г.; строительство Мавзолея, которое велось в 350-х годах; украшение Великого алтаря в Пергаме, которое, скорее всего, относится к началу II века; разрушение Делоса в 69 году; и возведение Августовского мира в Риме в 9 г. до н.э.
Современное состояние знаний о древнем искусстве в Греции очень неравномерно. Для архаического периода, о котором у Плиния нет списков, изучение стиля говорит о достаточно убедительной эволюции, как и – вопреки Плинию – для классического периода почти до конца пятого века. Но даже здесь эксперты могут расходиться во мнениях по поводу датировки отдельных работ на целых двадцать лет. Четвертый век темен, что бы ни говорили учебники, а эллинистический период темнее, за исключением, возможно, его конца. Хотя со временем должна появиться более точная информация о тенденциях, не похоже, что у нас когда-либо будет достаточно материала, чтобы понять личности греческой скульптуры, но это не остановит многих исследователей, которые остаются преданными естественной истории.
Подробнее о влиянии греческой скульптуры на художников 20-го века см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-30).
Скульптурные материалы в Древней Греции
Основными материалами для греческой скульптуры были камень (особенно мрамор) и бронза (известняк, терракота и дерево использовались намного реже), и было несколько известных примеров резьбы по слоновой кости, в частности, статуи из хризелефантина, сделанные Фидием из листового золота и слоновой кости, установленных на деревянной доске.
Мрамор, который использовался с самого начала, встречается в нескольких местах Эгейского моря и его окрестностей, но не в Южной Италии и на Сицилии. Греки любили белые, средне- и мелкозернистые сорта, с гораздо большим блеском, чем Каррара (или Луна), позже использовавшаяся римлянами и до сих пор известная на кладбищах Западной Европы. Известняк, который классические археологи часто называют «порами», в изобилии в большинстве греческих земель, и встречается очень хорошего качества. Это был самый распространенный камень для статуй в седьмом веке, но впоследствии он стал уважаемым только для архитектурной скульптуры в таких местах, как Сицилия, где мрамор был слишком дорогим. Терракота также была экономичным материалом для архитектурных работ, особенно для антефиксов и акротерий. У ддеревянных скульптур, конечно, было мало шансов выжить, и, судя по древним записям, дерево никогда не использовалось для готовой скульптуры, хотя, возможно, формы для бронзовых статуй формировались на деревянных фигурах. Бронза не имела большого значения до второй половины шестого века, когда ковка листового металла была заменена полым литьем, но к началу пятого века она стала предпочтительной средой для большинства типов отдельно стоящих статуй (но не для рельефов и скульптур). Статуи из хризелефантина, которые были слишком дорогими и, возможно, слишком легко повреждались, чтобы быть широко распространенными, восходят, по крайней мере, к середине шестого века: их особенно ценили в качестве культовых изображений в храмах. Есть и другие, также нечастые случаи сочетания материалов: некоторые большие статуи были изготовлены по принципу «acrolithie», то есть основной материал покрывался другим, например из камня в массе и дерева для других частей, а иногда волосы мраморных статуй завершались лепниной.
Греческая скульптура была цветной, как и большинство скульптур до эпохи Возрождения. И действительно, если бы древние мраморные статуи, которые были найдены археологами и которыми восхищались в то время, сохранили свою краску, более консервативные из нас, вероятно, все еще ожидали бы окраски на скульптуре.
О деталях греческой росписи мрамора, а также известняка и дерева наша информация неоднородна. Для шестого века находки на Афинском Акрополе дают хорошие образцы, и есть более поздние саркофаги из Сидона и Этрурии, где цвета хорошо сохранились, но обычно нам повезло, если у нас есть следы даже границ окрашенных областей. На терракоте краска сохранилась гораздо лучше после обжига, но, к сожалению, из-за обжига диапазон цветов был ограниченным и довольно грубым. Еще одна трудность заключается в том, что в результате химического воздействия некоторые цвета могли измениться – в частности, синий иногда превращался в зеленый – а красный, который является наиболее стойким пигментом, иногда мог служить подшерстком. Тем не менее можно утверждать, что глаза, волосы, губы и соски (а иногда и щеки) регулярно окрашивались, что женская плоть оставалась естественного цвета белого мрамора или слегка окрашивалась, что мужская плоть часто окрашивалась в теплый коричневый цвет и что драпировку обычно закрашивали полностью, если только одежду не оставляли белой для контраста. Как правило, до четвертого века происходил непрерывный прогресс в направлении более тонкого и естественного окрашивания, хотя позже стало обычным делом нанесение позолоты на волосы.
Подробнее о технике живописи в Древней Греции см.: Классическая греческая живопись (ок. 500–323) и Эллинистическая греческая живопись (323–31 до н.э.).
Для рельефов естественно рисовать предмет на подготовленной поверхности и работать с этим эскизом, но, вплоть до эллинистического периода, греческие скульпторы по мрамору не использовали подробные модели при резьбе статуй. Во-первых, только в прошлом веке до н.э. были обнаружены следы некой системы наведения – метода, с помощью которого положения точек, определенные на модели, переносятся точно на блок, из которого должна быть вырезана статуя, – и даже тогда точки были достаточно далеко друг от друга, чтобы оставлять большие участки для вырезания вручную «на глаз». Во-вторых, в фронтальной скульптуре, где, по крайней мере, соотношение фигур должно было быть точно спланировано заранее, различные скульпторы из команды могли создавать драпировку своих фигур по своему усмотрению – это очень хорошо заметно на западном фронтоне Храма Зевса в Олимпии, где на некоторых фигурах складки изображены старомодно, а на других – несогласованно прогрессивно.
Из-за идентичности стиля с мраморными статуями, бронзовые статуи тоже обычно зависели от резьбы, предположительно здесь – от предварительной фигуры, и едва ли раньше второго века в законченной работе есть какие-либо предположения о таком плавном моделировании, которое могло быть достигнуто мягкой глиной или воском. Что еще удивительнее, такой пластиковой лепки нет и в терракоте. Очевидно, греческая скульптурная традиция была основана и закреплена резьбой.
Сохранившиеся оригиналы, которые были брошены на разных этапах создания, показывают, что обычная процедура вырезания мраморной статуи заключалась не в отделке одной части за раз (как обычно происходит с указанием на масштабной модели), а в обработке всей фигуры поэтапно. Это означало, что скульптор почти не мог спокойно делегировать работу ассистенту и что ему постоянно нужно было помнить о влиянии целого, когда он работал с деталями. Предположительно, он начинал с рисования контуров своей фигуры на всех четырех сторонах блока. Это было бы достаточно практично с несложными четырехугольными позами, которые были обычными для скульптур до четвертого века.
Следующим и наиболее решающим этапом резьбы было детальное моделирование поверхности резцами разных типов – зубилом (которое, кажется, было изобретено около 560 лет до н.э.), плоским зубилом и круглым долотом. Эти инструменты использовались как наклонно, так и вертикально и обычно короткими плавными движениями.
После моделирования, поверхность зачищалась рашпилем подходящей формы и толщины, а затем производилась более тонкая шлифовка абразивными материалами, вероятно, наждачной стружкой и порошком, а затем порошковой пемзой. Это сглаживание не придало большого блеска римской скульптуре. Для получения глянцевого эффекта, поверхность необходимо отполировать более мелкими абразивами, такими как шпатлевка или румяна. Наконец, статуя расписывалась – начиная с 500 лет до н.э., в технике энкаустики – и к ней крепили металлические аксессуары.
Упрощенная процедура была почти такой же. Сначала на подготовленном блоке должен быть нарисован предмет. Затем контур вырезали, на более глубоких рельефах часто высверливали и после этого последовательно использовали острие, долото, рашпиль и абразивные материалы. Как правило, греческие скульпторы рельефов не вырезали никаких частей намного дальше от передней плоскости, чем требовалось для эффективного моделирования этой части. Таким образом, фон имеет тенденцию быть неровным, а глубина, на которой расположены фигуры и части фигур, определяется скорее оптическими, чем естественными соотношениями.
Для педиментальных фигур (скульптур на фронтоне здания) применялась разнообразная практика. Иногда эта же процедура использовалась для отдельно стоящих статуй, хотя спина часто была незаконченной, но иногда – как с телами кентавров на Олимпии – их рассматривали как горельефы. Качество отделки было очень высоким и все видимые следы инструмента на одном этапе должны были быть удалены на следующем, хотя были и неудобные места, где нельзя было правильно использовать абразивные материалы или рашпиль и очень редко инструмент слишком глубоко врезался в поверхность. Вкус в отделке был разнообразным, но со временем стал менее требовательным. На рельефах фоны и большие нейтральные области, такие как сиденья, часто шлифовали, но не абразивом. В четвертом веке некоторые скульпторы предпочли оставить драпировку только немного натертой для контраста текстуры с полностью гладкой плотью, а в меньших произведениях возрастала склонность к небрежности. Даже в этом случае разница между посредственной греческой резьбой и средней римской копией очевидна – копиисты лишь изредка использовали в работе долото.
Греческому скульптору обычно требовалось от шести до девяти месяцев, чтобы вырезать мраморную статую в натуральную величину.
Бронзовые статуи встречаются редко, поэтому гораздо труднее определить методы, которыми они были изготовлены, по сравнению с мраморными статуями. Таким образом, краткое изложение, которое следует ниже, может быть частично неверным. В течение седьмого и начала шестого веков некоторые значительные статуи были построены в технике «сфирелатон»: тонкие листы бронзы определенной формы крепились гвоздями к деревянному каркасу или сердцевине, – результаты не были удовлетворительными. И хотя маленькие фигурки отливали в формы, цельное литье было слишком дорогим (даже если это было возможно) для больших фигур. Затем, вероятно, примерно в середине шестого века, для полноразмерных статуй был заимствован и развит процесс полого литья, который некоторое время использовался для небольших предметов. Греки не были достаточно продвинуты в своей металлургии, чтобы изготавливать большие рамы, настолько жесткие, насколько это необходимо для литья в песке и поэтому они, должно быть, полагались на метод «потерянного воска» (когда первоначально модель изготавливается из пчелиного воска, а затем при нагревании, воск вытекает и замещается металлом).
Обычная последовательность работы, возможно, была примерно такой. Сначала скульптор полностью и точно готовил предварительную фигуру, скорее всего, это был воск, глина или дерево, но в любом случае эффект предполагает резьбу, а не моделирование поверхности. Затем эту фигуру покрывали глиной (или, возможно, гипсом), чтобы сделать форму. Затем нужно было разделить форму и предварительную фигуру, и здесь появляется большая неопределенность. Следующий этап требовал вскрытия формы, а также было принято отливать большие статуи из нескольких частей. Если материал предварительной фигуры был мягким – то есть воск или глина – его можно было выскоблить или, возможно, расплавить, или смыть или же фигура (или ее срез) удалялась целиком. И, поскольку рельеф часто был сложным, особенно в складках драпировки, это означает, что либо фигура уже была разрезана на множество отдельных частей, либо выполнялось столь же сложное рассечение по форме. Хотя, если форма была рассечена таким образом, большинство более мелких деталей пришлось бы собрать заново перед следующим этапом. В этом случае открытая форма покрывалась воском такой толщины, которая была необходимой для бронзовой стенки готовой статуи. Следующим слоем, восковая футеровка облицовывалась глиной так, чтобы сформировать сердечник, который был соединен с внешней формой металлическими штифтами (венчиками), чтобы форма и сердечник сохраняли свое относительное положение при расплавлении воска. Если форма была из гипса, требовалась дополнительная операция – гипсовую штукатурку нужно было осторожно снять с залитого воском сердечника и заменить толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная выше, представляет собой процесс непрямого литья по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда вместо этого использовали менее экономичную прямую процедуру: когда предварительная фигура из глины, которая также служит стержнем, сама покрывается слоем воска, и этот слой заключался в оболочку из глины.
Теперь все было готово к литью. Формы с их сердцевинами нагревали, так что воск плавился и вытекал и расплавленная бронза стекала в полости, оставленные воском. Но, поскольку высушенная на воздухе глина не выдерживает расплавленный металл, можно предположить, что после того, как воск расплавился, формы и стержни нагревали дальше, до температуры, необходимой для терракоты или даже выше, и металл заливался, пока они еще форма не потеряла тепло. Затем, когда все остыло, бронзовую отливку освобождали путем отлома внешней формы или покрытия. Конечно, не было необходимости извлекать всю внутреннюю часть и на самом деле были обнаружены фрагменты ядра, все еще сохранившиеся внутри бронзовых статуй.
Предстояло еще много работы. На этом этапе отливка имеет зернистую корку, которую нужно соскрести; трещины закрывали, а разломы устраняли путем вырезания и заполнения полосами металлической пластины (прямоугольные углубления, видимые на некоторых сохранившихся статуях, представляют собой такие вырезки, из которых выпали пломбы). Отдельно отформованные детали соединяли вместе шпунтом и пазом, если они большие, или сваркой или пайкой, если маленькие. Детали гравировали, вставляли и фиксировали глаза, часто губы и соски инкрустировали медью или каким-либо другим металлом, и вся поверхность тщательно полировалась, чтобы скрыть края стыков и пятен и обеспечить надлежащий блеск. Блеск поддерживался, как показывают записи, за счет применения масла или смолы и, возможно, битума. В целом изготовление бронзовой статуи было сложной задачей, и риск неудачи при обжиге формы и отливке металла мог быть серьезным, поскольку более высокая стоимость материалов делала бронзовые статуи дороже статуй из мрамора./p>
Некоторые статуи, особенно маленькие, ставились на высокие пьедесталы или даже на колонны или опоры, но наиболее типичные греческие основания были относительно низкими, прямоугольными и сделаны из мрамора. В пятом веке для полноразмерной статуи основание обычно было меньше 20-30 см высотой и его поверхность могла быть отделана только острием, хотя позже появилась тенденция создавать что-то более высокое и изысканное. Стоящие мраморные статуи вырезали с небольшим постаментом вокруг ног, который вставлялся в основание и закреплялся свинцом, часто неаккуратно. К нему крепили бронзовые статуи. См. также: Греческие металлоконструкции.
Обычно работа проходила под открытым небом и, поскольку к пятому веку греческие скульптуры были достаточно сложными, можно предположить, что мастера также принимали во внимание характер освещения. Эти очень важные факторы часто игнорируются при экспонировании греческой скульптуры как в старых, так и в новых музеях, где статуи в основном устанавливаются слишком высоко над землей, а их освещение имеет тенденцию быть односторонним и наклонным. Не совсем правильное расположение – длинные ряды или тесные группы. Греческая традиция заключалась в том, чтобы рассматривать каждую статую как независимый объект и размещать ее в удобном свободном месте, не заботясь об эстетическом отношении к соседним статуям или зданиям.
Еще одно предупреждение. Самые древние статуи были изменены с течением времени. С шестнадцатого по девятнадцатый век было обычным делом восстанавливать, по крайней мере, наиболее очевидные недостатки, и хотя нынешняя мода не терпит реставрации, многие экспонаты все еще выставлены, которые были отреставрированы, иногда ошибочно. Существует довольно надежное правило отличить, что оригинально в мраморной статуе, а что нет. Когда два куска камня соединяются, очень трудно скрыть линию соединения. Естественный разрыв оставляет неровный край и, если линия соединения неровная, две части можно считать принадлежащими друг другу. Но, так как нужна ровная поверхность, чтобы положить новый кусок на другой, прямая линия соединения показывает, что одна из этих частей является новой, и можно предположить, что неровная поверхность старого разрыва была срезана и сглажена, чтобы обеспечить чистую посадку для замены. Иногда такие замены производились в древние времена, но в целом прямое соединение свидетельствует о современной реставрации в наше время. Национальный музей в Неаполе, унаследовавший великолепную коллекцию эпохи Возрождения семьи Фарнезе, является прекрасным местом для практики этого теста на подлинность.
ПРИМЕЧАНИЕ: О более поздних скульпторах, вдохновленных скульптурной резьбой Древней Греции, см.: Классицизм в искусстве (начиная с 800 г.).
Использование древнегреческой скульптуры
Греки использовали статуи для изображения культовых фигур божеств, посвящений, памятников на могилах и архитектурных украшений, но только в эллинистический период они приобрели или заказали больше, чем статуэтки для личного удовольствия. Использование рельефов было аналогичным, за исключением того, что рельефы не служили культовыми фигурами.
Культовые статуи, иногда колоссальные, встречались сравнительно редко. Обычно одна такая статуя бога-покровителя или богини стояла во внутренней части храма, но термин «культовая статуя» вводит в заблуждение. Эти скульптуры считались произведениями человеческого мастерства, иллюстрирующими, но не воплощающими божество. Таким образом, хотя им восхищались, им не поклонялись.
Посвящения создавались в святилищах и других общественных местах, частными лицами или сообществами, чтобы отпраздновать победу в спортивных соревнованиях или войне, зафиксировать клятву или штраф, выразить благодарность за успех или безопасность и рекламировать жертвователя. Начиная с четвертого века, появились статуи в память выдающихся граждан. Некоторые популярные места были переполнены такими статуями, как это хорошо видно по сохранившимся хранилищам в святилище Аполлона в Дельфах. Рельефы обычно были менее внушительными и более дешевыми. Они сильно различаются по размеру и качеству и были особенно популярны в качестве подношений по обету, как расписные деревянные или терракотовые бляшки, предлагаемые бедняками. Самым многочисленным классом статуй были посвящения.
Могильные памятники были еще одним важным классом скульптуры. Те, кто мог себе это позволить, иногда предпочитали статую, особенно в архаический период. Хотя греки уважали могилы своих умерших, мемориалы над ними скорее удовлетворяли семейные чувства и хвастовство, чем религиозные нужды. Таким образом, в случае чрезвычайной ситуации надгробные скульптуры могли были быть снесены для использования в качестве камня для укреплений, а в Афинах расходы на погребение были успешно ограничены гражданским законодательством. Опять же при размещении и выборе памятников мало внимания уделялось тому, что находились на соседних участках. Основные кладбища проходили вдоль дорог за городскими воротами, а мертвые соревновались (иногда явно) за внимание каждого прохожего.
В греческой архитектуре, особенно в храмах, круглые скульптуры могли использоваться для акротерий и антефиксов, а носики часто принимали форму львиных голов. Далее, фигуры фронтальной скульптуры вскоре стали выделяться на фоне своего фона, хотя по композиции и позам они все еще были близки к рельефам. Другие применения архитектурной скульптуры можно найти у иностранных народов, которые восхищались греческим искусством и следовали ему. В частности, статуи иногда ставили этруски вдоль гребня крыши храма и ликийцы в промежутках возвышающейся колоннады, украшающей аристократическую гробницу.
Большинство из этих применений скульптуры было связано со святилищами и могилами, но даже если религия пронизывала греческую жизнь, греческое искусство ни в коем случае не было религиозным. Представления богов и богинь, которые были задуманы как слишком полностью человеческие, придавали им соответствующую зрелость и атрибуты – поэтому Зевс регулярно носил бороду, а Афина обычно носила шлем и эгиду. Но греческие художники, в отличие от египтян, не были стеснены иератическими предписаниями относительно того, как должны изображаться боги и люди. Мерилом, по которому судили о творчестве художника, была его эстетическая ценность, конечно, в пределах, допустимых общественным мнением. Это ограничение относилось, в частности, к скульптуре – и к статуям в большей степени, чем к рельефам – поскольку скульптуры любого значения устанавливались только в общественных местах.
Вероятно, поэтому первая статуя обнаженной женщины не появилась до середины четвертого века, хотя в вазовой живописи и для статуэток (и даже в рельефной скульптуре) обнаженная натура была принята задолго до этого. Но расписные вазы и статуэтки делались для частных лиц и даже если они находились в святилище, они не выставлялись на виду. Скульпторы освободились от такой сдержанности только в эллинистический период, когда общественное мнение изменилось и они, наконец, получили возможность эксплуатировать красоту человеческого тела, не скрывая свои собственные вкусы или вкусы своих клиентов, в отношении негероического, эротического и сентиментального сюжета.
То же самое и со скульптурными типами и предметами. На протяжении всего архаического периода двумя основными типами были «курос» (стоящий обнаженный мужчина) и «коре» (стоящая задрапированная женщина) и они могли служить культовыми статуями, посвящениями или надгробными памятниками. Так же, в меньшей степени, поступали классические последователи куроса и коре. У некоторых богов и героев был характерный атрибут, позволяющий идентифицировать их – змея Асклепия или дубина Геракла, – но в целом, до эллинистического периода, предметы статуй были неспециализированными типами и удобными средствами для художественного выражения. Например, курос – обычный тип статуи на архаических могилах, но нет веских оснований полагать, что эти дорогие надгробные памятники воздвигали только для очень молодых людей, которые не прожили достаточно долго, чтобы отрастить бороду. Опять же, в конце шестого века стандартным посвящением на Акрополе в Афинах было коре, но из-за своего платья эта фигура не представляла Афину, которой она была посвящена. Интересно, что «агальма», одно из двух распространенных греческих слов, обозначающих статую, имело первоначальное значение «вещь, от которой можно получить удовольствие».
Рельефы, в которых присутствует несколько фигур, конечно, требуют некоторого связного сюжета чтобы избежать тусклости, но в табличках и фризах храмов сюжет, обычно мифологический, не часто был особенно подходящим для божества-покровителя. Битва лапифов и кентавров (которая занимает западный фронтон Храма Зевса в Олимпии и южный набор метопических табличек Парфенона в Афинах), произошла далеко в Фессалии и была незначительным инцидентом в греческой мифологии, но это дало художникам удобный повод практиковать свои навыки в анатомии человека, как мужской, так и женской и совершенствоваться еще больше, изображая лошадей. Могильные рельефы разработали свои собственные условные обозначения домашних сцен удовольствия или горя, а вотивные рельефы часто изображали соответствующих божеств с приближающимися к ним прихожанами, но фигурки умерших или жертвователей остались стандартными. Даже в портретах или в том, что выдается за портреты, только в эллинистический период скульпторы серьезно пытались создать говорящее подобие своей модели. Трудно избежать вывода о том, что при выборе и даже в большей степени при трактовке типов и сюжетов, преобладающими мотивами были эстетические и поэтому можно с чистой совестью наслаждаться греческой скульптурой как искусством, не беспокоясь о каком-либо эзотерическом значении.
Истоки греческой скульптуры
В восьмом веке до нашей эры, по крайней мере, на Крите, некоторые простые рельефы из мягкого известняка демонстрируют восточный и особенно сирийский стиль, но это было ложным началом и здесь игнорируется. Греческая скульптура, как мы ее знаем, началась с так называемого дедальского стиля, который появился к середине седьмого века.
Проблему происхождения лучше всего разделить на две части: как греки пришли к мысли о больших каменных статуях и как они получили этот стиль? На первый вопрос есть готовый ответ: в то время греки наверняка посещали Сирию, где уже были каменные скульптуры и, возможно, Египет, где их было еще больше. Об истоках стиля существуют разные теории.
Наиболее широко распространено мнение о том, что ранняя греческая скульптура была основана на египетской скульптуре – из-за позы (особенно мужской фигуры), стандартной «париковой» прически и, возможно, техники резьбы по твердому камню. Тем не менее, греческая мужская поза отличается от египетской наклоном и положением, в то время как такая прическа была знакома и в сирийском искусстве. Более того, греческие каменщики, возможно, уже использовали мрамор, а египетские формы полны, округлены и до некоторой степени индивидуализированы, в то время как у дедалических фигур есть неестественно упрощенная структура.
Другое представление о том, что дедальский стиль каменной скульптуры продолжил более ранний греческий стиль резьбы по дереву, имеет мало сторонников, поскольку греческие фигурки начала седьмого и конца восьмого веков радикально отличаются от дедальских по стилю, а также являются очень редкими.
Если эти возражения верны, тогда стиль греческой скульптуры не может быть заимствован из какой-либо скульптурной школы. И по своему происхождению это может быть просто расширение стиля дедалических глиняных фигурок, внезапно появившихся в начале седьмого века, чей стиль и техника, похоже, произошли от класса дешевых сирийских бляшек и фигурок. Тем не менее, не каждый мог бы развить столь скромную родословную до уровня столь высокого искусства.
Если же египетское искусство не принимало непосредственного участия в создании греческой скульптуры, оно, возможно, оказало некоторое влияние позже. Курос в Нью-Йорке, который был вылеплен около 600 лет до н.э., в некоторых точках соответствует стандартной сетке, используемой египтянами для построения статуи и это может быть не совпадением. Несмотря на это, скульптор нью-йоркского куроса был эксцентричным и более ортодоксальные курои того времени не проявляли такого соответствия. К 600 лет до н.э. скульптура, как и другие виды изобразительного искусства европейской Греции, была хорошо развита и то, что она заимствовала извне, было лишь случайным и, скорее всего, незначительным.
Возможно, все было иначе в восточно-греческом регионе, на западном побережье Турции, где в начале шестого века появился новый и особый стиль, возможно, вдохновленный статуэтками из слоновой кости из сирийского региона. Но по мере открытия более ранней скульптуры, задачи определения истоков и влияния, несомненно, станут более сложными.
Подробнее об эволюции и хронологии изобразительного искусства см.: История искусства.
Подробнее о рельефах, фризах и статуях в Древней Греции см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Чтобы научиться ценить трехмерное искусство древней Греции, см.:
Как оценить скульптуру.
О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.