В чем достоинства и недостатки анкетирования по почте
Виды анкетирования: по электронной почте и анкетирование на сайтах. Достоинства и недостатки
Опросы по электронной почте. Для проведения опроса по электронной почте прежде всего составляется список адресов рассылки. Затем анкета вставляется в письмо и рассылается респондентам. Опросы по электронной почте используют формат «просто текст» (ASCII) для составления анкет; их можно отослать и получить от любого респондента, имеющего доступ к электронной почте, независимо от доступа в WWW. Респонденты вводят ответы как на открытые, так и на закрытые вопросы в указанных для этого местах и нажимают на кнопку «Ответить автору». Ответы затем вводятся в числовом формате в таблицы. Надо отметить, что ввод данных в компьютер, как правило, бывает предварительным этапом любого статистического анализа.
Опросы по электронной почте имеют некоторые ограничения. Существующие технические возможности большинства программ электронной почты не позволяют использовать в анкетах программные средства логической проверки, отмены ввода символов, случайного подбора чисел. Ограниченные возможности форматаА8СП не позволяют предотвратить, например, введение респондентом одновременно ответов «да» и «нет» на вопрос, предполагающий выбор только одного из них. Команды пропуска (например, «Если вы ответили на вопрос 5 «да», то переходите к вопросу 9″) можно только просто ввести в текст анкеты, аналогично тому, как это делается на бумаге. Эти факторы снижают качество данных, получаемых при опросе по электронной почте, и могут вызывать дополнительную коррекцию полученной информации. Кроме того, некоторые компьютерные почтовые программы накладывают ограничения на размер электронного письма.
Интернет-опросы
При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)
Достоинства интернет опросов
Недостатки интернет опросов
-Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
-Отсутствие контроля за действиями респондента
Интервьюирование по телефону: специфика организации и технического оснащения в зарубежных странах. Достоинства и недостатки данного вида интервьюирования в современной России.
Почтовый опрос
Почтовый опрос — вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть заполненную анкету исследователю. С его помощью можно охватить сразу большие совокупности людей, выяснив их мнения и настроения.
Тот факт, что почтовое анкетирование анонимно, стимулирует респондента отвечать более искренно. Стало быть, надежность исследования возрастает. Поскольку им можно охватить одновременно тысячи и тысячи людей, возможности применения математической статистики резко возрастают. Количественная методология торжествует! Огромны размеры выборки и максимально стандартизирован вопросник.
Например, Бюро национальной переписи населения Великобритании благодаря почтовому опросу способно опрашивать одновременно более 30 млн человек. Поскольку оно щедро финансируется правительством, у социологов появляется возможность дойти до каждого респондента в целевой выборке.
При этом нет необходимости в подборе, обучении, контроле над деятельностью большого числа интервьюеров. Подготовку и рассылку анкет для 2000—3000 респондентов могут осуществить два работника за 7—10 дней. На помощь им приходит современная оргтехника — компьютеры, аппараты для заклейки и вскрытия конвертов и др.
Еще одно ценное свойство — предоставление респонденту возможности по своему усмотрению выбирать удобное время для заполнения анкеты. Поскольку анкета заполняется без контакта с анкетером, снимаются психологические барьеры общения и влияния. Зато повышается вероятность группового заполнения или влияния окружающих на ответ. Мнения ответивших бывают отличными от мнений тех, кто воздержался от участия; возможны ситуации, когда респондент не сам заполняет, а «перекладывает» это на кого-то из домочадцев. Когда рядом нет анкетера, велика вероятность неправильного понимания вопроса респондентом.
Разрушительный фактор для почтового опроса — низкий возврат анкет. Поэтому важнейшая методическая задача почтового опроса — это стимулирование возврата анкет. Существуют приемы достижения этого уровня возврата.
Вам надо разобраться в этих приемах, подробно описав их процедуру, достоинства и недостатки, а заодно и способы повышения валидности метода.
Многие проблемы такого рода снимаются благодаря проведению пилотажного исследования, выявляющего возможные недостатки почтового опроса и способы их коррекции.
К достоинствам метода относится также то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. В ряду положительных черт — несомненная дешевизна почтового опроса.
К числу недостатков относят низкий возврат анкет и получение ответов не от тех респондентов, которым была выслана анкета. Другой недостаток — невозможность своевременного получения информации. Обычный возврат составляет 20—25%, но и ему ученые рады. Однако это значит, что тщательно составленная выборка становится нерепрезентативной для целевых групп населения. В их число попадают не обычные граждане, а сильно заинтересованные в решении затронутой проблемы, те, кто имеет на этот счет твердое мнение, кто нашел время и труд заполнить и вернуть анкету либо кому вообще делать нечего.
На практике почтовый опрос используется: 1) когда ограничены ресурсы (финансы) или недоступны респонденты; 2) как вспомогательный метод в сочетании с другими; 3) когда надо получить ответы на деликатные вопросы.
Разновидностью почтового опроса служит прессовый опрос — анкета не рассылается, а печатается в газете, журнале, Интернете (онлайн опрос). Прессовый опрос необходим в двух случаях: 1) когда редакция стремится выяснить мнение читателей о своем издании; 2) когда через СМИ выясняется отношение населения либо какой-то его группы к острой социальной проблеме.
Достоинства и недостатки
Технология
Разновидности
Почтовый опрос
Достоинства и недостатки
Основные недостатки телефонного опроса:
· небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;
· ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
· невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
· при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
· телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор).
Основные достоинства телефонного опроса:
· относительная дешевизна (по сравнению с другими методами);
· оперативность получения данных;
· возможность контролировать работу интервьюеров.
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. Его отличие заключается в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос обычно используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение читателей о своем издании, или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме. В последнее время коммерческие фирмы совместно с периодическими изданиями стали проводить своеобразные рекламно-исследовательские акции.
Проведение почтового включает в себя несколько этапов.
· разработка и тиражирование анкет;
· формирование адресного списка рассылки;
· получение, обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
· аналитическое описание результатов опроса: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.
Основные недостатки почтового опроса:
· низкий процент возврата анкет. Обычно возврат анкет при почтовом опросе не превышает 30-50%;
· «самовыборка» респондентов: в зависимости от темы опроса в нем могут принять более активное участие либо молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки и т. п. Помимо этого нередко в почтовом опросе участвуют люди, имеющие своеобразное отношение к исследуемой проблеме. Таким образом, при проведении почтового опроса есть реальная опасность получения «смещенной» информации.
Основные достоинства почтового опроса:
· дешевизна опроса: почтовый опрос является одним из самых дешевых методов сбора информации;
· простота организации опроса: нет необходимости в подготовке большого штата интервьюеров и контроле за их работой;
· почтовый опрос позволяет опросить жителей самых отдаленных регионов, недоступных для проведения телефонных и личных опросов;
· время для заполнения анкеты выбирает сам респондент, а, значит, он может спокойно разобраться со всеми сложными вопросами.
Достоинства почтового опроса
Отправление по почте или вручение респондентам анкет, которые заполняются и возвращаются к исследователю почтой, — самый дешевый метод сбора информации. К достоинствам способа можно также отнести низкую трудоемкость организации одного контакта, широкий охват территории, в том числе и в труднодоступных районах. Такие опросы позволяют получить информацию от респондентов, с которыми сложно установить контакт другими способами. Например, проблематично интервьюировать служащих, которые постоянно находятся в разъездах. Возможны ситуации, когда собеседование на месте невозможно, — например, при исследовании дорожного движения.
Достоинством почтового опроса называют и возможность контроля работы персонала; исследователям нет необходимости нанимать большой штат интервьюеров.
Недостатки почтового опроса
Тем не менее для достижения целей маркетинговых исследований почтовый опрос не имеет большого значения из-за существенных недостатков, самый серьезный из которых — невозможность сформировать несмещенную выборку.
Проблема неполного возврата частично компенсируется большим количеством высылаемых анкет (с запасом). Если учесть, что возврат не превышает 5%, то количество рассылаемых анкет увеличивается в 20 раз. Из полученных анкет можно сформировать выборку, репрезентативную по социально-демог- рафическим характеристикам генеральной совокупности. Однако оценить смещение выборки, вызванное темой опроса, практически невозможно. Очевидно, что наиболее активное участие в почтовом опросе примут люди, активно стремящиеся высказать свою точку зрения по данной теме; оценить мнение пассивной части населения не представится возможным.
Другая проблема почтовых исследований — отсутствие контроля процесса регистрации информации. При почтовом опросе исследователь не может контролировать поведение респондентов, следовательно, нет уверенности в том, что респондент будет придерживаться предложенной ему последовательности заполнения анкеты. Невозможно проконтролировать, была ли анкета заполнена адресатом либо кем-то из членов его семьи, а также возможные консультации респондента с членами семьи или друзьями. Респондент, не желая сотрудничать с исследователем, может выбросить почтовую анкету вместе с остальной «макулатурной почтой», даже не просмотрев ее.
Поскольку отсутствует личный контакт с респондентом, то невозможно дать пояснения в случае затруднений со смыслом вопроса или техникой заполнения анкеты, нельзя проверить искренность реакции респондента, сопоставив его невербальную реакцию с ответами. Поэтому при подготовке анкеты для почтового опроса требуется тщательная проработка формулировок, чтобы избежать неправильного истолкования вопроса. Важна и внешняя привлекательность анкеты: качество бумаги и печати, оформление (хороший рисунок лучше длинного объяснения). Инструкции по заполнению должны четко отделяться от самих вопросов (например, быть напечатаны другим цветом).
В принципе, почтовый опрос может быть очень длительным, а почтовое отправление — довольно объемным: кроме самой анкеты, можно послать дополнительные материалы и видеокассеты. Респондент имеет возможность выбрать удобное для него время, чтобы ответить на большое количество вопросов. Однако в этом случае он должен либо заинтересоваться темой исследования, либо иметь материальную мотивацию, чтобы терпеливо работать над длинной анкетой. Правда, исследователь не в состоянии проконтролировать использование визуальных материалов, поэтому нет уверенности, что респондент четко выполнит инструкцию по их применению.
Сложность и объем анкеты влияют на ее возвратность — трудные или многочисленные вопросы побуждают респондента не отвечать и, следовательно, не отправлять незаполненную анкету обратно. В отправленных же анкетах могут быть ответы не на все вопросы.
Оперативность сбора информации зависит не только от работы почты (этот недостаток легко исправить с помощью факсимильной или электронной связи), но и от скорости заполнения анкеты респондентом. Для мотивации быстрого ответа человеку, как правило, предлагают подарок, если его анкета придет в офис компании не позднее указанного срока. Однако бывает сложно мотивировать всех респондентов, многие из них с недоверием относятся к обещаниям. Поэтому сбор информации может затянуться, и контроль скорости возврата осложняется.
На возврат анкет влияют многие факторы, как отмечается в работе [1, с. 286]. Если почтовый опрос спланирован плохо, а тема неинтересна, то доля присланных ответов не превышает 10-15 процентов. Если же все сделать правильно, то можно добиться и 90-процентного показателя.
К факторам, влияющим на возврат анкет, относятся следующие:
Опросы в email-рассылках: кому, зачем и как?
Насколько хорошо вы знаете своих клиентов? Знакомство с ними и поведенческими факторами позволяет организовать лучшую коммуникацию, усилить оффер, увеличить конверсию.
Опросы по электронной почте – один из эффективных инструментов для постижения объективной реальности. Это диалог с подписчиком. Мы всегда имеем субъективные мысли, пропущенные через призму своего опыта, воспитания и набора впечатлений. Опросы же позволяют достоверно узнать, о чем действительно важно поговорить.
Зачем делать опросы в email-рассылках?
Почему опросы в email-рассылках так важны? Даже опытные маркетологи порой не могут определить дальнейший вектор развития стратегии:
О чем писать сообщения подписчикам?
Какой продукт сможет соответствовать запросам рынка?
С какими проблемами приходится сталкиваться вашим подписчикам?
Можно погадать на картах Таро, но намного эффективнее – провести маркетинговое исследование. Сплит-тестирование тоже не на все вопросы может дать ответ. Решение ряда задач еще проще – получение пользовательского опыта и мнения с помощью внедрения в письмо опроса. Это справедливо популярный и комфортный для всех сторон способ обратной связи:
Подписчик сам с удовольствием расскажет, что он думает по тому или иному поводу. Люди вообще любят, когда интересуются их мнением.
Человеку приятно осознавать, что «на другой стороне» ждут его ответа. Он видит, что ведется диалог.
Согласно исследованиям Survey Anyplace, уровень отклика в письмах с интегрированными в них опросами составляет свыше 33%, это отличный показатель.
Интересный факт: подписчик с большим увлечением проходит опросы по email, если сравнивать с аналогами по SMS, на сайте или по телефону.
В сервисе DashaMail есть возможность простой и быстрой интеграции опросников в письма. Это настоящая «изюминка» и «фишка» платформы. Она стала «свежим» релизом и уже имеет массу положительных откликов, так как с ее помощью можно решить большое количество актуальных задач:
Получение отзыва о товарах/услугах.
Проведение исследования аудитории.
Изучение актуального спроса на функционал сервиса, услуги или товары.
Обратная связь о работе сотрудников службы доставки, сбор покупательского опыта.
Быстрый сбор данных от сотрудников/подписчиков и многое другое.
Это очень примерная градация. Опросы в рассылках могут решать широчайший спектр задач.
Основные виды опросов в DashaMail
Огромный плюс опросов в том, что их можно внедрять почти для любых маркетинговых и исследовательских целей. Предлагаем использовать условную градацию, которую можно (и нужно) дополнять своими вариантами:
Запрос отзыва от покупателя товара или услуги
Психология такова: хочется писать отклики, если все плохо. Когда все хорошо – это воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. В ваших силах – подтолкнуть клиента к рассказу о сервисе, товарах/услугах. Запросите отзыв с помощью опроса в коротком письме. Постарайтесь сделать обмен: предложите скидку, приятный бонус, бесплатную доставку для повышения мотивации.
Полезный совет: делайте такую рассылку триггерной. Обязательно объясните, для чего вам нужен отзыв (улучшение сервиса, помощь другим пользователям, расширение ассортимента).
Здесь вы можете видеть отличный пример поощрения за отзыв.
Оценка качества обслуживания
Опросы в email-рассылках помогают вам стать лучше, эволюционировать на рынке. Задайте подписчикам вопрос, как это сделать. Для этого отлично подойдет письмо с вопросами и обещанием все учесть. Это прекрасный формат для получения бесплатного пула с идеями для развития:
Персонализация рассылки
Имея на руках данные о подписчиках, вы можете писать им интересные и персонализированные письма. Запросите у подписчиков дополнительные сведения, объяснив, что это поможет сделать сервис лучше, а покупки – удобнее:
Реанимация подписчиков, которые заснули
Пользователи могут не реагировать на рассылки, при этом не отписываться. Перед тем как удалить их, советуем попытаться провести реанимационные мероприятия с помощью опроса. Вы можете предложить им рассказать, почему они больше не читают ваши письма. Возможно, у них поменялись интересы, перестал нравиться бренд, они не работают больше с электронной почтой. Важно не просто получить ответ, но и предложить удобную альтернативу: например, оповещение в удобном для человека мессенджере.
Потребность в доработке продукта/услуги/сервиса
Этот пункт созвучен с просьбами об оценке качества обслуживания, но здесь ответ помогает развивать уже существующие продукты или создавать новые.
Игра
Иногда опросы в рассылках – исключительно развлекательного характера без какой-либо глобальной революционной цели. В любой момент вы можете найти те вещи, которыми интересуется клиент, предложить ему отвлечься от серых будней и пройти интересный опрос. Будет здорово, если вы предложите подарки или какую-то другую систему поощрения:
Вы можете познакомиться с большой коллекцией примеров опросов, собранной нашей командой, на этой странице. Также там вы найдете ответы на такие вопросы, как:
Почему не стоит использовать для создания опросов формы, встроенные в письма?
Какую альтернатива есть у пользователей DashaMail?
Какие поддерживаются варианты ответов на вопросы?
Секреты стимуляции подписчиков на ответы.
Возможности брендирования и как их реализовать с нами?
Перспективы на будущее.
Полезные советы по созданию опросов
Чтобы опросы по электронной почте были максимально эффективными, мы собрали пул полезных рекомендаций, которые вам очень пригодятся на практике:
1. Помните о краткости, что остается сестрой таланта. Не задавайте за один раз много вопросов. Чем меньше вы требуете от подписчика, тем больше он вам предоставит ответов. Опыт показывает: лучше, когда вопросов 4-10. Больше – уже не так эффективно и часто затруднительно для аудитории.
2. Не забывайте предоставлять варианты ответов, чтобы свести к минимуму необходимость каких-то действий. Если у вас в приоритете открытые ответы, укажите все равно несколько вариантов на выбор, а после добавьте поле для ввода пользовательского ответа:
3. Задавайте только те вопросы, которые вам по-настоящему важны, чтобы впоследствии можно было использовать полученные сведения для улучшения деятельности и усовершенствования текущих позиций на рынке:
4. Старайтесь создавать персонализированные по максимуму опросники. Так вы добьетесь большей лояльности аудитории. Всем приятно, когда его называют по имени и помнят о покупках, видят сомнения, оценив брошенную корзину, и пр.
5. И несколько слов о сегментации контактов по факту проведенного опроса или после аналитики заполненных анкет. Сегментация может быть проведена несколькими путями:
До опроса. Вы заранее создаете сегменты по потенциальным вариантам ответов. После того как человек завершить тестирование, его email в автоматическом режиме попадет в тот или иной сегмент. Приведем пример: вы торгуете косметикой и спрашиваете у покупателей, какой тип товаров он покупает чаще всего (тушь для ресниц, консилер, помада, хайлайтер, пудра). В зависимости от ответа вы будете присылать подписчику подборки актуальных товаров из интересующей его категории.
После проведения опроса. После завершения ответы попадают в базу данных, а вы будете проводить анализ, выявлять распространенные ответы и формировать под них сегменты.
Опросы очень легко продвигать через email, так как они не требуют от человека каких-то серьезных трат средств или времени. Наоборот, людям приятно, что они важны, их мнением интересуются, их хотят слышать и меняться с учетом их позиции. Проводить опросы можно и нужно посредством ресурсов DashaMail. Наш сервис рассылок постоянно совершенствует инструмент, открывая больше функций:
Сегментация по интересам.
Стильный и эстетичный дизайн, привлекающий внимание.
Формирование и внедрение специальных предложений.
Как вставить опрос в рассылку DashaMail?
В XXI веке почти не осталось людей, которые бы не использовали возможности электронной почты. Да, мир трансформируется, появляются новые инструменты, но мы помогаем оставить email-маркетинг на пике возможностей. Опросы – не новинка, но мы предлагаем сделать их простыми, интуитивно понятными, убрать любого рода «замороченность». Просто и открыто спросить клиентов о чем-то важном для вас – это квинтэссенция грамотного подхода.
Мы смогли разработать интуитивно понятный сервис для формирования опросов по адресной базе клиентов. Как и любой классический вариант анкеты/опросника, он создается на базе DashaMail в виде web-страницы, а ссылка на нее уже добавляется в письмо. Подробный инструктаж с иллюстрациями о том, как сделать опрос и отправлять его по базе, находится на этой странице. Мы всегда открыты для диалога и ответим на возникшие вопросы, если они у вас появятся.