В чем достоинства и недостатки натурального хозяйства
Характеристики натурального хозяйства, достоинства и недостатки, примеры
натуральное хозяйство это то, что применяется к обществам самопотребления и в котором все произведенное потребляется самим обществом производителей. Это экономика, которая сочетает в себе природные ресурсы и человеческий труд для приобретения, производства и распределения продуктов для проживания в городе или общине..
Этот тип экономики имеет тенденцию цениться в тех обществах или регионах, где нет высоких экономических показателей, или в тех культурах, которые развиваются за пределами других обществ, более технологически и промышленно развитых.
Натуральное хозяйство обычно встречается в районах, где климат и земля пригодны для животноводства и сельского хозяйства, поскольку эти два вида деятельности являются основными в этой экономической системе..
В этом типе экономики нет очень сложной коммерческой сети или крупных производств. Обычно излишки используются как бартер с другими регионами или торгуются только локально.
черты
Самодостаточный
Речь идет о различных производственных системах, через которые может существовать общество, не включая другие промышленные элементы. Только благодаря собственному производству они способны на самообеспечение и, таким образом, удовлетворяют свои собственные потребности..
Точно так же нет намерения производить в больших масштабах, чтобы распространять их среди других сообществ, поэтому конечной целью является самопотребление..
Это означает, что общества, которые практикуют эту экономику, в меньшей степени зависят от отраслей и их вариаций, но в то же время они в значительной степени зависят от климатических характеристик района, в котором они живут..
Общие земли
Основная цель натурального хозяйства состоит в том, чтобы коллективно использовать земли, рассматривая их в целом.
Учитывая, что конечной целью является самообеспечение одного и того же населения, каждая земля может стать привлекательным экономическим резервом, который позволяет производить то, что нужно жителям для развития своей жизни в обществе..
Организованные сообщества
Каждый член сообщества выполняет задачу, которая составляет весь процесс. Будучи системой, которая ищет самообеспечения, внутренняя организация является приоритетом для создания эффективных процессов и получения необходимых продуктов для существования..
Традиционные практики
В экономике такого типа не так много места для технологических инноваций, поскольку задачи, которые позволяют создавать те элементы, которые способствуют существованию членов сообщества, имеют приоритет..
Участие всех членов
Все общество участвует в производственном процессе, принимая во внимание способности и навыки каждого отдельного человека, чтобы использовать их наилучшим образом.
Очень важно, чтобы работа каждого члена сообщества была фундаментальной для достижения пищевых целей, поэтому все должны сосредоточиться на выполнении своих обязанностей для достижения общей цели: самообеспечения.
Преимущества и недостатки
выгода
-Возможность самодостаточности позволяет общинам планировать в соответствии со своими собственными ресурсами и, таким образом, избегать использования внешних элементов промышленной и экономической среды, которые в некоторых случаях могут быть более нестабильными..
-Поскольку уровень производства должен удовлетворять только потребности отдельных лиц в сообществе, нет необходимости делать крупные инвестиции в отрасли и специализированные заводы..
-Это позволяет более прямые отношения с природой и более гармоничную связь с ней, избегая обезлесения или других неблагоприятных экологических последствий, которые обычно возникают, когда ресурсы эксплуатируются в более агрессивной среде и с небольшим вниманием к окружающей среде..
-Потребители продуктов, которые были собраны сами по себе, уверены, что они не загрязнены вредными элементами, такими как инсектициды или другие химические вещества, которые иногда включаются в промышленные продукты питания: у них есть возможность употреблять необработанные продукты, в довольно чистом виде.
недостатки
-Она считается слаборазвитой экономикой, в которой во многих случаях необходимо прилагать огромные усилия для удовлетворения потребностей членов сообщества..
-Производство основано на сельскохозяйственной деятельности и, как правило, богарное земледелие, поэтому урожай зависит от осадков и других погодных явлений..
-Это может привести к бедности, учитывая, что люди живут с небольшим экономическим доходом, что приводит к очень низкому уровню жизни..
-В случае каких-либо неудобств в производственном процессе, может возникнуть острая нехватка продовольствия, что приведет к значительному дефициту питательных веществ в обществе..
Примеры деятельности в натуральном хозяйстве
животноводство
В условиях существования, благодаря животноводству, общины могут иметь доступ к основным потребностям, таким как мясо и молоко. Поскольку производственные потребности невелики, нет необходимости разводить большое количество животных..
сельское хозяйство
Можно сказать, что сельское хозяйство является основной деятельностью натурального хозяйства. Размер посевов будет зависеть от количества людей, которым нужно обеспечить еду, но, как правило, это небольшие садики.
Каждый фруктовый сад специализирован и стремится тщательно знать характеристики имеющихся площадей, чтобы выращивать в каждой зоне то, что наиболее удобно. В натуральном хозяйстве важно правильно планировать, чтобы результаты посева соответствовали ожидаемым.
бартер
Те продукты, которые были выращены и которые принесли определенные излишки, обычно обмениваются в соседних общинах на другие, которые необходимы.
Важно отметить, что производство в рамках системы натурального хозяйства не стремится производить больше, чем достаточно, чтобы жить, но если произведено больше продукции, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, сообщество может реализовать бартер и извлечь выгоду из этих излишков..
Натуральное и товарное хозяйствование
Разные формы ведения общественного хозяйства определяются разными способами, типами и организациями хозяйственной деятельности людей в процессах общественной экономики для удовлетворения разных потребностей населения. К общим формам экономической организации производства относятся общинное, натуральное и товарное производство на основе товарно-денежных отношений. В кибуцах Израиля можно увидеть смешанное хозяйствование на основе аренды земли у государства и производственного взаимовыгодного договора.
Натуральное хозяйство — это такой тип хозяйства, в котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей кооперированных производителей. Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений.
Натуральное хозяйство — замкнутая система организационно-экономических хозяйственных отношений. Такое общество состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению населением по своим внутренним законам и в соответствии с заключённым договором аренды земли. Для натурального производства характерен как ручной универсальный труд без разделения его на виды, так и при разделении труда, когда каждый человек выполняет свои обязанности в общем труде на своём рабочем месте в экономике общества. При натуральном хозяйствовании может применяться как простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли, кустарный инструмент) так и довольно сложные и высокопризводительные машины в виде тракторов, комбайнов, производственных комплексов и прочее, что и наблюдается в кибуцах Израиля.
Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность может быть довольно производительной для удовлетворения потребностей кооперированных работников. Натуральному общинному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по сокращенной формуле «производство — распределение — потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства по доле труда от его количества, трудоёмкости и квалификации каждого минуя товарный обмен и идёт в личное или производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству общины экономическую устойчивость и развитие от потребностей каждого члена общества.
Такое общинное натуральное хозяйствование — исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства в виде земледелия и животноводства. Общинное натуральное хозяйство существовало у первобытных народов, не знавших обмена и частной собственности. Оно представляло собой систему замкнутых, экономически самостоятельных общин. Натуральное хозяйство преобладало также в античных рабовладельческих государствах, хотя кое-где имели место уже довольно развитые товарные отношения между рабовладельцами и было позже одной из главных черт развития рабовладельческих государств.
Там, где рабовладение не привилось, появилась феодальная зависимость бедных крестьян от богатых землевладельцев и стала развиваться феодальная экономика. Натуральную форму здесь имело помещичье хозяйство, а присваиваемый феодалом избыточный продукт стал продаваться на рынках. При развитии товарного производства рынок стал развивать не только разнообразные натуральные повинности, но и денежные платежи. Натуральный характер стал постепенно превращаться в универсальное, натурально-рыночное хозяйствование, что позволяло зажиточным крестьянам при определённых условиях и законах покупать вольную от феодальной зависимости. Такая вольная крестьянская семья могла заниматься земледелием, скотоводством и переработкой продукции как для личного потребления, так и для продажи. Позже развитие промышленности и наёмного труда послужило основой для развития капитализма.
Сегодня своеобразный гибрид частных и кооперативных натуральных хозяйств осуществляют свою деятельность на основе земельной аренды современное сельское хозяйство Израиля, где около 95% земельного фонда страны находится в собственности государства. Особенность израильской аграрной модели заключалась в сильном влиянии религии и социалистической идеологии. Такие коллективные трудовые кооперации и индивидуальные фермерские хозяйства образуют многоукладную аграрную экономику, где более 70,5% обрабатываемой земли находилось в пользовании кибуцев и коллективных сельскохозяйственных поселений, остальная земля обрабатывается фермерскими хозяйствами.
Особенность коммун-кибуцев состоит в том, что они организованы на принципах не только совместного труда и коллективной собственности, но и коллективного потребления. Вступающий в кибуц передает все свои денежные сбережения или капитал в форме средств производства в общий фонд. А коммуна, согласно уставу, берёт на себя заботы об удовлетворении нужд своих членов и несет полную ответственность за них и за их детей. Имущество кибуца принадлежит всему коллективу и не подлежит разделу так же, как и прибыли, полученные от использования этого имущества и совместного труда. Известный марксистский лозунг коммунистического распределения получил в кибуцах следующую интерпретацию: «от каждого по способностям, каждому по потребностям соответственно уровню развития коллективного хозяйства». Доходы не распределяются среди работников ни в денежной, ни в натуральной форме. Вместо этого кибуц удовлетворяет нужды своих членов в еде, одежде, жилье, образовании, в том числе высшем, а так же в необходимом медицинском обслуживании. Не обладая личной собственностью и имуществом, член коммуны обеспечен до конца своих дней всем необходимым на приличном уровне, зачастую на более высоком, чем у горожан. Единая форма жизни не стала общей идеей во всех кибуцах. Планирование в них ведётся по внутреннему уставу хозяйства и сходно с обычным внутрифирменным планированием в коллективном бизнесе на демократических началах.
Таким образом, государство приступило к давно назревшей модернизации многоукладного сельского хозяйства и усиление рыночных начал в аграрной сфере не сопровождается повышением роли частного фермерского уклада и ослаблением кооперативного сектора, а заключается в усилении наиболее эффективных хозяйств в различных укладах, чему способствовало устранение многих барьеров на пути перераспределения земельных угодий, перелива рабочей силы и капитала в другие отрасли. Менялась не структура форм общественной организации сельского хозяйства, а внутрихозяйственное устройство различных укладов, в первую очередь кооперативного сектора.
Заслуживает внимания, что процесс отказа от устаревших, идеологически обусловленных и экономически неэффективных форм хозяйствования в целом носит эволюционный характер, повышает автономию и децентрализацию производства. Национальному сельскому хозяйству по-прежнему будет принадлежать главная роль в обеспечении населения продовольствием, но этим его значение будет в основном и ограничиваться.
Рассуждая о товарном производстве отметим два его типа: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство — это производство мелких товаропроизводителей, основанное на их собственном труде. Речь идет о крестьянах и ремесленниках, которые производят продукты для обмена на деньги или для продажи.
Появление крупного товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. В этом случае товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер с развитием наёмного труда.
При простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, а при капиталистическом товарном производстве — предпринимателям; простое товарное производство основано на личном труде, а капиталистическое — на наемном труде; при простом товарном производстве продукт принадлежит производителю, а при капиталистическом — предпринимателю; при простом товарном производстве рабочая сила не является товаром, а при капиталистическом — она товар; на первом этапе товарное производство не выступало всеобщей формой производства, а при капиталистическом товарном производстве оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве главная цель — удовлетворение потребностей производителя, а при капиталистическом — получение прибыли; простое товарное производство базируется на отсталой технике, а капиталистическое — на основе развития техники и технологии.
В современных условиях определенным типом, моделью товарного производства можно считать и предпринимательство — инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. В литературе выделяют и другие модели товарного производства: товарное хозяйство свободной конкуренции, товарное хозяйство организованного рынка, планово-директивную и планово-нормативную модель. В первом случае отсутствует какая-либо монополия, имеет место частная свободная конкуренция. Для второй модели характерно наличие различных форм экономического монополизма и государственного регулирования. Третья модель представляет собой регулируемое хозяйство на основе директивного планирования. Наконец, четвертая модель — регулирование на основе плановых нормативов по удовлетворению базовых потребностей граждан страны.
Товар и его свойства.
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, которые превращают его в товар.
Товар – это продукт труда (вещь или услуга), созданный человеком не для собственного потребления, а для продажи, для удовлетворения потребностей общества и поступающий в потребление посредством акта купли-продажи
Способность товара удовлетворять человеческую потребность получила название потребительной стоимости товара. При этом под человеческими потребностями подразумеваются не только личные потребности (например, в пище, одежде и т.д.), но и потребности в средствах производства. Потребительные стоимости образуют рыночную стоимость товаров и без их постоянного производства таких товаров немыслимо существование капиталистического общества.
Чтобы продукт труда стал товаром, он должен пройти определённую стадию в процессе изготовления, он должен обладать не только общественной потребительной стоимостью, но и меновой стоимостью. Меновая стоимость — это способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары. Соотношения или пропорции, в которых каждый товар обменивается на другие товары, весьма различны. Например, пара ботинок обменивается на центнер кукурузы или на три центнера картофеля. Во всех этих количественных соотношениях выражается меновая стоимость пары ботинок. Что же лежит в основе этих соотношений? Быть может, полезность вещи?
Хотя различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров, оно не может служить основанием для количественного их соизмерения. Говоря иначе, потребительные стоимости, будучи качественно разнородными, не могут быть приравнены друг к другу. Следовательно, в различных товарах есть что-то общее, что и делает их сопоставимыми, т.е. дает возможность их соизмерить. Тем общим, что содержится во всех товарах и делает их количественно соизмеримыми, являются овеществленные в них количество и квалификация общественного человеческого труда занятых в производстве продукции людей. Но кроме стоимости труда людей сюда входит стоимость потраченной на производство энергии, сырья, стоимость амортизации машин и механизмов, затраты на рекламу, на оснастку и на многое-многое другое, что входит в производственные расходы при изготовлении продукции, вплоть до зарплаты уборщиц и секретарш производственных чиновников.
Все товары в какой-то мере есть продукты труда людей. Приравнивая товары друг к другу, товаропроизводители этим самым фактически приравнивают заключенный в этих товарах труд. Овеществленный в товаре труд образует стоимость товара. Она и лежит в основе тех пропорций, в которых товары обмениваются между собой. Вот почему пара ботинок при обмене приравнивается к одному центнеру зерна: на производство того и другого затрачено примерно одинаковое количество труда.
Меновая стоимость товара есть историческая категория, присущая не только товарному производству. Ведь и при натуральном, общинном производстве люди тоже затрачивали своё определённое время и своё мастерство на изготовление чего либо. Один человек мог за одно и то же время поймать больше или меньше рыбы, собрать больше или меньше грибов или ягод, сшить предметы одежды или обуви. Меновая стоимость и тогда была присуща вещам как таковым, хотя денег как таковых и не было. Меновая стоимость проявляется лишь в процессе обмена и именно этот процесс стал основой появления денег! Меновая стоимость выражает общественно-производственные отношения между людьми и в процессе обмена между производственными кооперациями.
Стоимость товара на рынке тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Меновая стоимость является внутренним свойством обмениваемого продукта пока не было денег, в то время как меновая стоимость есть лишь внешнее проявление ценностной стоимости. Но при этом воплощенный в товаре труд производителя может проявляться в конкретных цифрах затраченного времени и в мастерстве изготовленного продукта или в качестве пойманного зверя! Что говорит далеко не об абстрактных вещах! А значит количество затраченного времени на изготовление продукции и мастерство изготовления чего-либо имели значение и в развитых общинах древности, что тоже определяет заслуги человека перед обществом, а значит ему сегодня заслуженно лучший, но не больший, кусок мяса, более почётное место во время отдыха, если заслужил, то почему нет? Но больше никаких количественных льгот и привилегий – всем по заслугам перед обществом и по принципам социальной справедливости принятым в данной общине! Завтра отличится кто-то другой и тоже будет награждён большим вниманием, но он не ущемит ничьих прав и свобод и именно в этом основа здоровой соревновательности или здоровой конкуренции, разве это не справедливо?
Подобный принцип равноправия и социальной справедливости на социально-бытовые условия жизни уже сегодня применяется при стремлении к полной занятости в Сингапуре и в Канаде, в странах Скандинавии и в других социально развитых странах. Разве право на труд не должно гарантировать каждому и право хотя бы на социально-бытовые условия жизни количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды по квалификации труда на рабочем месте по таланту или по зарплате от результатов квалификации труда, что здесь несправедливого?
Обеспечивая население социально-бытовыми условиями жизни для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития относительно равномерно от их общего производимого в стране количества по относительному равенству рабочего времени как количества труда хотя бы по минимальным, но достойным человека нормам, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды от результатов квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике страны по зарплате, по разрядам, по категориям или по другим критериям, сохраняя рынок вне социальной сферы, можно было бы постепенно развивать все отрасли необходимые и для счастливой жизни населения, и для его защиты от посягательств кого-либо на право жить по своим законам!
Дети должны иметь всё необходимое для своего развития за хорошую учёбу и послушание, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!
Пора уже давно заметить, что крайности как планирования, так и «свободного рынка» ни к чему хорошему не приводят. Первое мы знаем на примере социально-экономического застоя в СССР, а второе все больше сегодня ощущаем по росту нищеты и беззакония из-за развития монополии капитала в РФ.
Ни план, ни рынок в отдельности не могут быть основой для адекватного перерастания капитализма в общество социальной справедливости, ибо в таком обществе любой капитал должен в равной мере служить интересам всего народа относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качество жизни каждого должно определяться по результатам квалификации труда каждого на благо всего общества, а не по привилегиям власть и богатство имущих, которые откупаются от трудящихся деньгами не обеспеченными никакими социальными гарантиями.
Именно для этого и необходимо создавать условия, при которых невозможен экономический паразитизм кого-либо, поэтому и рынок должен быть только вне плана развития социальной сферы, где план — основа как для удовлетворения потребностей всех производительных сил, так и для формирования саморазвивающейся социально-экономической системы опирающейся как на инициативность и творчество масс, так и на потребности населения в процессе своего развития. Вот такое должно быть взаимопроникновение двух социально-экономических структур общества.
А когда каждый будет придерживаться этого правила, то именно тогда и наступит золотая эра благополучия и процветания человечества для своего морально-нравственного и интеллектуально-духовного развития! Сегодня, похоже, из всех стран мира ближе всех к такой эре благополучия уже стоит Финляндия, но со своими национальными традициями и особенностями.
Сегодня же нам слишком хорошо знакомы периодически повторяющиеся вспышки неистовой озлобленности людей на любые рациональные рассуждения. Такова естественная реакция людей, которые на собственном опыте познали, что благая мысль и действительность разошлись в разные стороны, что действительная жизнь людей стала непроницаемой для светлой мысли, а сама мысль часто не привязана к происходящему в мире.
Сегодня многие мудрые истины воспринимаются уже как давно ни к чему определенному не относящиеся и для многих становятся бессмысленными. А это последствия буржуазного влияния на воспитание, политику и культуру, а также на другие области человеческой жизни и это больше не может служить нам опорой для дальнейшего развития.
Ещё в конце ХIХ века лидеры народничества, многие идеологи социалистического движения, а также лидер эсеров Чернов, указывая на всю несправедливость капиталистического строя, коренными причинами развития капиталистической несправедливости считали не столько частную собственность, сколько товарное производство принуждающее вводить прибавочную стоимость, о которой говорили ещё Адам Смит и Рикардо. Они считали, что попытка строить социально-экономические отношения социализма на принципах товарного производства, вне демократических принципов установления общественных законов, неизбежно и закономерно пробуждают негативные стихийные силы, которые приводят к разложению правящей верхушки, к развращению населения, а затем к распаду и гибели такой системы общества.
Они считали, что не может быть ничего более ошибочнее и нелепее, нежели на основе меновой, денежной стоимости труда при товарно-денежном распределении базовых средств для жизни пытаться вести плановое и справедливое удовлетворение потребностей населения. При товарном производстве не только невозможно предполагать какой либо контроль меры потребления от меры труда по базовым средствам для жизни, но и осуществлять основной принцип социализма – развитие равноправия и социальной справедливости в социально-экономических взаимоотношениях граждан страны. Если право на труд не гарантирует каждому право хотя бы на социально-бытовые условия жизни от общей массы производимых средств для жизни количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды от таланта или от результатов квалификации трудящихся, когда всё овеществляется на основе неизвестно как добытых денег, то стихийность в этом случае обязательно подомнёт под себя планомерность, что и произошло в СССР! Рынок в этом случае можно сохранить вне социально-коммуникационной сферы, как это делается в кибуцах Израиля и в социально развитых странах, но базовые средства в социально-бытовой жизни граждан в социально справедливом обществе должны быть не менее необходимых норм для нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого добросовестного гражданина страны, то есть по количеству и результатам квалификации их труда на благо общества, чтобы у каждого было право иметь от общества всё необходимое для своего благополучия.
Требовать социальной справедливости при денежном вознаграждении на основе наёмного труда и товарно-денежных отношений независимо от нанимателя, будь то государство или отдельный капиталист, это не менее глупо, чем требовать для раба свободы от рабовладельца в рабовладельческом обществе. Именно развитие государственной кооперации для удовлетворения потребностей населения по принципам общинности снизу доверху и сверху донизу есть сущность общинной государственной кооперации для развития равноправия и социальной справедливости необходимых для морально-нравственного здоровья и интеллектуального здоровья граждан России!
Рассматривая соотношение справедливости и равноправия, понятие справедливости является более объёмным, но равноправие есть важнейший принцип для справедливости, ибо без равноправия не может быть справедливости, как свободы в обществе не может быть без установления общих для всех законов и прав Человека.
Несправедливость капитализма заключается в самом товарно-денежном, буржуазном способе хозяйствования, а не только в деятельности отдельных недобросовестных членах общества и когда большинство граждан такого общества объединятся и вернутся к общинно-кооперативному способу хозяйствования, то именно тогда будут возможны новые революционные преобразования в социально-экономической жизни общества и социальная справедливость обязательно победит, если трудящиеся проявят свою величайшую организационную и моральную силу для своего освобождения от наёмного, кредитного и прочего рабства, которые были порождены капитализмом!
Но нельзя забывать, что в соответствии с законами диалектики при переходе от одной экономической формации к другой обязательно меняется экономическая и политическая жизнь общества, но только при прогрессивном движении вперёд открывается простор для прогрессивного развития его производительных сил! Именно и только в этом случае в известной мере устраняются несправедливость и негативные язвы старого общества, в частности при развитии капитализма устранялись сословные привилегии, но взамен появилась монополия капитала, при которой хоть и установилось некоторое равенство граждан перед законом и провозглашались определённые права и свободы граждан, но наёмное рабство вместо крепостного оказалось не менее жёстким для определённого числа граждан страны. И хотя классовые привилегии власть и богатство имущих оставались ещё существенными, можно сказать, что по мере поступательного развития общества осуществлялся и некоторый процесс развития справедливости в плане появления партийного парламентаризма и демократии. Именно этот процесс позволил в некоторых странах победить партиям с более гуманной и социально ориентированной программой, которой в процессе борьбы с буржуазными партиями удалось ослабить монополию капитала внедрением монополии законов о социальных гарантиях для того числа граждан страны, которые оказались более поражены в своих правах и свободах.