В чем духовное превосходство рыцаря васи

Урок родной литературы 6 класс по рассказу Ю.Я. Яковлева » Рыцарь Вася»

Урок родной литературы 6- г класс

по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

учитель русского языка и литературы Турина Р.В.

1. образовательная : познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», антитезы, детали, символа, ввести элементы сопоставительного анализа;

2. воспитательная : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;

3. развивающая : развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, текст произведения

I. (На доске написано название рассказа и автор)

Родился 26 июня 1922 года в Ленинграде.

1940 год- призван в армию.

1960 год-первый рассказ «Станция мальчики».

1972 год- награжден орденом Трудового Красного знамени.

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье.»

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)

(записывается на доске как кластер)

Внешние и физические данные

держит данное слово, вежливый,
готов выручить друга из беды,
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

2. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

У Юрия Яковлева есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учениками)

Ботинки, полные воды ( преодоление себя, дискомфорт, самопожертвование)

Рыцарь в тетради по арифметике ( как образ мечты, фантазии, стремления к прекрасному)

Три бугорка на лице, которые краснеют ( указывают на беззащитность, ранимость, детский возраст, нелепый вид)

«Тюфяк» ( общее впечатление и отношение окружающих и родных – равнодушие, безучастность)

Символы – рыцарь, тюфяк

В чём «рыцарство» Васи? (спас ребёнка, промолчал об этом)

Почему Вася промолчал, когда директор награждал Димку?( не считал свой поступок подвигом, поверил, что Димка ему помог больше)

Почему Вася не провалился под лёд? ( потому что он не боялся, проснулся внутренний рыцарь, отвага, мужество)

Почему Дима сам не полез в реку? (струсил=не рыцарь)

Почему Дима не отказался от награды? ( проявил малодушие, эгоизм, хотел славы),( антитеза с Васей, герой и антигерой)

В чём духовное превосходство «рыцаря Васи»? ( сравнение с Дон Кихотом, альтруизм, прощение, благородство, отсутствие амбиций)

Портрет Васи (найти в тексте)

Найдите эпитеты, которые использует автор по отношению к Васе (неуклюжий, толстый, неудачник)

Как окружающие относятся к «рыцарю»? Как изменилось ли отношение к нему?( безразлично, не поменялось)

Как Вася стал относиться к себе? ( когда думал о том, что доспехи бы утянули под воду – понял, что рыцарство – не внешний, в внутренний признак)

В чём смысл названия рассказа? Ирония или серьёзность? ( В названии антитеза «Рыцарь Вася», серьёзность)

«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

1) Какую тему поднимает автор? (тема)

Дружба, одиночество, подвиг, благородство.

2) Какой вопрос задаёт автор читателю? (проблема)

В чём истинное рыцарство?

3) Какой ответ даёт автор на свой вопрос? (идея)

Рыцарство в альтруизме, добре, благородстве.

4. Домашнее задание:

Написать «Примеры рыцарства в нашей жизни»

Спасибо за урок, до свидания!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Благородное сердце Васи». Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»

Разделы: Литература

Оборудование: выставка рисунков учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, литературных имён; музыкальный фон. Запись словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.

Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн «Лунная соната» в современной оранжировке.

Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к рассказу, суперобложка.

Мужество – это обладание серединой между страхом и отвагой.

1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.

2. Беседа по содержанию рассказа.

Чем привлекает нас рассказ Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует автор?
Звучат детские впечатления от рассказа. Ученики выступают с предварительными читательскими отзывами. – «Он привлекает нас искренностью рассуждений, душевностью, отсутствием нравоучений, пониманием детской души, настойчивым призывом к взрослым признавать за детьми право называться людьми».

3. Работа в группах.

I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице. )
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек).

– А как характеризует его автор?

– «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»

– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы разные! А что делает герой в ответ на эти обидные слова?

– «Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».

– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. А как мы, читатели, к нему относимся?

– «Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие».

– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его груди билось благородное сердце…» три слова, которые очень важны. – «рыцарь (подвиг); слабых и обиженных; мечта».

– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства настоящего рыцаря:

– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».

– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь. Он мечтает и представляет себя рыцарем».

– Что ещё мы знаем о Васе?

– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу».

– Как стать настоящим рыцарем?

– Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?

4. Пересказ эпизода спасения ребёнка (обращаемся к тексту).

– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои. Не сказочные. Какие же ещё качества характера должны быть у рыцаря?

– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».

– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у них – защищать слабых и беззащитных».

– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в обратном, что он не тюфяк.

– «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».

5. Творческое задание. Защита рисунков к рассказу (по желанию):

– Предлагаю записать в тетрадь признаки рыцаря: «честная справедливая душа»; «мечтательный; характер мужественный и скромный».

– «Димка же не бросился спасать, только кричал и руками размахивал, значит, у него не такой характер, а бросился спасать Вася».

– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в развитии действия?

– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».

– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале? Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героев.

– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша: «…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял пионерский долг и сохранил честь красного галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы: поплёлся, протиснулся…».

– Как мы узнаём о героях?

– «При помощи художественных средств: портрет, манеры, действия, авторское отношение, пейзаж, диалог, кульминация, развязка».

– Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».

– «Да. Он остался скромным, верным своей мечте, снова рисовал рыцаря».

– Можно ли считать финал развязкой и почему?

– «Действие завершилось. Развязка в рассказе является одновременно и завязкой следующих событий в других рассказах. Для Васи нет развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в класс, сел за парту и снова начал рисовать рыцаря».

– Пять учеников накануне получили домашнее задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и об одном из них подготовить небольшое сообщение по определённому плану: 1. Название рассказа. 2. Что волнует героя и автора? 3. Какова главная проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.

6. Звучат сообщения:

1. «В «Багульнике» рассказывается о том, как школьник Костя заботился о животных, о братьях наших меньших, помогая беспомощным людям. О доброте, о бескорыстии, об ответственности взрослых за свои поступки, о благородстве».

2. «В рассказе «Черника» главная проблема – это проблема одиночества. Коля Луковкин в пионерском лагере заболел, его поместили в пустой лагерный изолятор, ему было очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но за её некрасивой внешностью он увидел доброе сердце».

4. «Рассказ «На деревьях вырастают листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1) проблема одиночества; 2) проблема взрослых и детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого внимания взрослого к миру детей, которые порой бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами, заботами не видят того, что видят дети. И у детей можно многому научиться. Я посоветовала бы прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к. эти проблемы волнуют всех».

5. «Где начинается небо» – это рассказ о мальчике, который пробовал летать с парашютом из окна первого этажа, используя вместо парашюта простыню или наволочку, за что ему всегда попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом, которые с полуслова поняли друг друга. Ведь взрослый в далёком детстве также пробовал летать из окна только с зонтиком. Он так же, как и ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта. Взрослый понял самое главное, что небо начинается «не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака, а оно берёт начало совсем близко от земли – на первом этаже или на уровне плеча. Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я порекомендовала бы прочитать одноклассникам, мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие ребята не останавливаются ни перед какими трудностями. Также этот рассказ о взаимопонимании взрослых и детей».

– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ прочитали взрослые и дети. – Оказывается, героями его рассказов являются и взрослые, и дети». – Чем дополните выступления товарищей?

– «В рассказе «На деревьях вырастают листья» героиня не знает, как быть с родным отцом, как помочь, чтобы он не пил, не просил денег на выпивку, не курил и не бранился по ночам, а заботился о них».

– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик, который заботился о братьях наших меньших, выгуливал и подкармливал собак и немощных людей».

– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей болезни был помещён в лагерный изолятор, и которого спасла от страшной человеческой болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка, превратилась в умную и красивую девочку».

– «Где начинается небо» – здесь повествуется о бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из окна пятого этажа, а также о полном понимании его мечты взрослым, его собеседником».

– Какая же проблема объединяет все эти рассказы? – «Главная проблема – это проблема взаимопонимания взрослых и детей. Оказывается, взрослые не всегда понимают детей. Но не только взрослые не понимают детей, но не понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует и героев рассказа – детей, взрослых, автора и нас, читателей».

7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь, рядом с его именем должно обязательно стоять слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими качествами должен обладать настоящий рыцарь? Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер мальчика через его поступки. Ребята не назвали его рыцарем.

– А почему мы можем назвать вслед за автором?

– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему никто в нём не увидел рыцаря.

– «А он своей мечте не изменил, пришёл после линейки и снова начал рисовать рыцаря».

– Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?

– «Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я. Яковлева, и каждый из его героев обладает какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом поговорим на других уроках.

– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?

– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».

– «Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте».

– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».

8. Домашнее задание по выбору учеников:

1. Прочитать другие рекомендованные рассказы Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу (групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).

Источник

Урок доброты по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

Урок доброты в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

:развивать представления учащихся о добре, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения, воспитывать стремление совершать добрые дела.

Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре.

Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков.

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев

Эпиграф к уроку: однажды детский писатель Ю. Яковлев произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев

Учитель: А что такое доброта? добро? Как вы понимаете?

Дети: Это все хорошее, доброе, красивое. Например, мама, солнце, цветы…(дети продолжают).

Учитель: Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

Коль существует на нашей планете добро, значит люди могут творить добрые дела.

Хочу я предложить вам творческое заданием»Собери и оживи цветок»

— Ребята! На нашей полянке все цветы такие красивые, а один бледненький, не красивый. Он ждет, чтобы вы украсили его своими добрыми делами.

Закройте глазки. Подумайте, какое же доброе дело вы совершили недавно или сможете сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? подумайте

Подумали? А теперь возьмите по очереди по лепестку, которые лежат у вас на партах подходите тихо к цветочку, дарите ему свой красивый лепесток и обещайте, какое доброе дело вы намерены сделать сегодня.

(Дети, выходят к доске и приклеивают лепесток на цветок.)

— Какой красивый цветок у нас получился. Я, как учитель, тоже даю обещание, что проведу такой Урок Доброты в 6 классе.

(Учитель приклеивает серединку к цветку.)

— Как мы назовем наш чудесный цветок? Это будет Цветок Доброты.

— После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.

Давайте послушаем сообщение о рыцарях (ученик )

Учитель спасибо. Давайте уточним На партах карточки справа выберите и положите внешние и физические данные о рыцаре.,

Внешние и физические данные рыцаря :

смелый, отважный воин, прошедший

всегда собранный и подтянутый.

железные доспехи, в шлеме

метать копьё, владеть мечом

держит данное слово, вежливый,

готов выручить друга из беды,

заступиться за слабого и обиженного,

благородно и возвышенно относится к женщине.,

Каждый рыцарь строго следовал кодексу чести – защищал свое Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях держал данное слово, был вежливым, добрым, выручал друга из беды, заступался за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относился к женщине

Учитель- Подумайте и ответьте на вопрос : Встречаются ли в наши дни в повседневной жизни такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок»,

Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой .

Поиграем в игру Ф,К- Улыбка доброты».Встали

К нам в гости пришла улыбка. — Я вижу, как сияют ваши лица. Давайте поделимся друг с другом своим хорошим настроением. Сейчас я подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок снова передаст улыбку мне.

— Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой

Тема и цель урока. Кто поможет мне сформулировать тему и цели урока Правильно мы продолжим Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» на конкретном примере главных героев поразмышляем о поступках

Учитель: — Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.

— Что ещё можно о нём сказать? Отношение к нему окружающих Тюфяк –мешок, набитый соломой. Так говоря о безвольном, вялом, медлительном человеке(Все называли его тюфяком)

— За что Васе дали такое прозвище? Что означает – тюфяк?

2 Его манеры, действия.«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.» Похож на рыцаря?

3.О чем мечтал?«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»

4.Как проявлял себя на уроках «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»

6.Везучий ли был он человек?«Ему не везло буквально во всём.»

— А что делает герой в ответ на эти обидные слова?

« Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»

Учитель Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих :

— Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему? Учитель-…В чём Вася не соответствует образу рыцаря?

Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю

— Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)

— Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)

— А в свой адрес слышал насмешки :

10«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»

И только добрый, умный автор знает о мальчике самое главное.

Что же это? Найдите в 1-й части качество, без которого не может быть рыцаря?

— Найдите в отрывке cлова: «…а в его груди билось благородное сердце…»

Ф.К.Давайте с вами поиграем В игру « Хорошо или плохо»

2.помогать старым и больным,

5.дразнить и обзывать друг друга,

6. заступаться за малышей,

8.болтать на уроках,

11 выходить на тонкий лед.

На тонкий, неокрепший лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Рассматриваем иллюстрации

— Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше.. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.

— Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

— Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

Эпизод спасения ребёнка Читаем вслух. Стр.

Работа с текстом.« Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»

«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»

-Для чего же в этом отрывке Юрий Яковлев называет Васю тюфяком несколько раз ( Сосчитайте сколько?)6 раз? ( Он смеётся над теми, кто называет его так,потому что Вася этого не заслуживает).

Кластер на доске Составление характеристики Тюфяка.

Внешний вид и внутренние черты характера ВАси…

Внутренние черты характера: смелый,отзывчивый,скромный,благородный………

————- на реке, кроме Васи был ещё один мальчик. Как его звали? (Дима Ковалёв).

-Как он вёл себя?(Он кричал, чтобы заглушить свой страх). Он был трус)

— Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой? (Дима позаботился о Васе, который промочил ноги. Он нарочно так сделал, как будто позаботился.

Он хотел себе славы.)

————- А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой?

Почему же Вася промолчал на линейке

На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали.

Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения

Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.

1) На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.

2) Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.

3) На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!» Ваши действия.

4)идёте вы по улице, а на дороге упал человек, поскользнулся и, кажется, повредил себе ногу

Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что:

—————Лев Толстой Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Каков признак добрых поступков? — Мир души.

( мудрые советы монаха Симеона Афонского)

Итог урока Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок

Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.

Оценки за урок:
За пересказ –
За работу у доски –
За сообщение о рыцарях –
За знание текста –
За участие в анализе и обсуждении рассказа –

Какие другие названия можно придумать для к этому рассказу

«Отважный поступок», «Подвиг Васи», «Спасатель».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *