В чем заключается активность изучения дисциплины обж

Глава 1. § 1.1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Прочитав эту главу, вы узнаете

1.1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья. На протяжении всего своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постоянно совершенствовала социально экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря но увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности чело¬века неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни. является одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около 77 лет (в России — 71.2 года). Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью и природу, законы которой далеко еще нс познаны, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), например, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди (и том числе и военно¬служащие). Травматизм является основной причиной смерти человека от 2 лет до 41 гола. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают а среднем 50 тысяч человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, 35-40 тысяч человек в год. Значительные психофизические и информационные нагрузки у работающих на за высокой интенсивности и нерациональной организации трудовой деятельности часто сопровождаются перенапряжением организма и, как следствие, нередко вызывают возникновение гипертонических кризов, ранних инфарктов миокарда и инсультов с серьезными негативными последствиями только для трудоспособности, но и для жизни людей. При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей о среде обитания обусловливается различными причинами, и том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности.

Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной к качественной профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитании, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия внешних факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения

Актуальному решению данных вопросов в определенной мере будет способствовать целенаправленная реализация специалистами среднего звена знаний, приобретенных а области основ безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы:

Источник

Актуальность изучения дисциплины «ОБЖ» говорилка

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Глава 1. Введение в дисциплину

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

На протяжении своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постепенно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около семидесяти семи лет (В России 65-66 лет).

Вторгаясь не всегда продуманной деятельностью в природу, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного

При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения.

1.2. Цели и задачи дисциплины

В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

Перед нами ставятся следующие задачи:

освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике патриотизма и долга по защите Отечества;

развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;

овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;

формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельности человека тесно связана: –с идентификацией (распознаванием) и количественной оценкой негативных воздействий среды обитания–профилактикой и защитой от опасностей воздействия тех или иных негативных факторов на человека–ликвидацией последствий воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций.

1.3. Основные теоретические положения и понятия

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.

• С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.

• Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

• Профилактика опасностей защита от них-актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего государство.

• Обеспечение безопасности — приоритетная задача для личности, общества и государства.

• Абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться.

Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек — среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

Среда обитания — это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В системе «человек — среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

– создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация (повышение роли городов в развитии общества). Это вызвало крупно масштабное развитие энергетики, промышленности, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного (от греч. anthro –pos— человек) воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. Человек стал обладать способностью инициировать крупно масштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.

Техносфера — это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально бытовым потребностям.

Однако созданная трудом человека, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, техносфера во многом надежды людей не оправдала. Новые условия обитания человека в городах, и особенно в крупных промышленных центрах, бытовые составляющие его жизни по уровню безопасности оказались далеки от допустимых норм и требований, что предопределяет актуальность грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Негативные воздействия в системе «человек — среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их среду. Являясь частью жизни, они также реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!» В отличие от реальной, видимой опасности потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере ее проявления. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа (СО2) в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В непроветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации дает о себе знать появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факты условно делят на вредные и опасные.

К вредным факторами относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.

Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными. Некоторая часть опасных и вредных факторов — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания — имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны. Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация. В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях.

Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая из меряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный, или групповой, риск — это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Безопасность — это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.

Иными словами, это прежде всего ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний — безопасность жизнедеятельности.

Источник

Лекция: Актуальность изучения дисциплины. «Безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

«Колледж Петербургской моды»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

(для всех специальностей)

Форма обучения: очная

Тема: Актуальность изучения дисциплины.

«Безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины.

Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».

Эффективное развитие в стране экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья

Вторгаясь в биосферу, создавая и внедряя новые технологии человек формирует искусственную среду обитания – техносферу, что увеличивает риск неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека

Основная цель данной дисциплины как науки- защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

Основные задачи дисциплины:

освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни;

о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

об обязанностях граждан по защите государства;

воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;

чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной

символике патриотизма и долга по защите Отечества;

развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;

овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

Изучение дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» позволяет:

систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;

расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;

овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.

Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.

В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:

человек – природная среда (биосфера);

человек – машина – среда рабочей зоны;

человек – городская среда;

человек – бытовая среда и др.

Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.

Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.

Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе “человек – среда обитания”, и достижение условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней.

Предметом изучения являются:

объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;

анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы в биосфере и техносфере;

анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях (ЧС);

средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;

правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

идентификацию и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее компонентов (предприятия, машины, приборы и т. д.);

разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;

разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни.

Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.

Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек:

Ø это объект защиты (наравне с окружающей средой);

Ø это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);

Ø это специалист обеспечивающий безопасность.

Среда обитания — непосредственное окружение организма в данный момент (совокупность физических, химических, биологических, социальных факторов), оказывающее прямое или косвенное воздействие на сам организм или его потомство.

Среда обитания является частью окружающей среды, которая включает:

— компоненты природной среды (атмосфера, гидросфера, литосфера, недра и др.);

— природные объекты (экосистемы, ландшафты и т.п.);

— природно-антропогенные объекты (пруды, сады и т.п.);

— антропогенные объекты (постройки, дороги, технические средства, произведения искусства и др.).

С позиций безопасности жизнедеятельности интерес представляют такие компоненты окружающей среды, как гомосфера и ноксосфера.

Понятие безопасности и риска. Термин жизнедеятельность в широком смысле означает способность человека осуществлять деятельность (в том числе и собственное существование) способом или в рамках, обычных для человека. Синонимами жизнедеятельности можно считать повседневную деятельность, приспособительную активность, трудоспособность в широком смысле.

С развитием энергетики, промышленности, транспорта и других элементов техносферы проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обострилась, в том числе за счет разрастания опасностей и угроз природного и техногенного происхождения, включая угрозы террористических воздействий.

Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть его последствий вызваны появлением и развитием ряда проблем современной человеческой цивилизации.

С одной стороны, опасные природные явления стали непредсказуемы в связи с антропогенным воздействием на природную среду;

— увеличение запасенной в объектах техносферы (искусственно созданной человеком среды) энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений;

— в социальной среде разрастается и стало глобальным такое опасное явление, как терроризм;

— в связи с экономической глобализацией деловая среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился.

С другой стороны, рост требований к качеству жизни сопровождается повышением чувствительности населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социального и экономического характера.

Понятие «риск» отражает ситуацию, имеющую неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. В узком смысле риск представляет собой количественную оценку опасностей, определяется как частота реализации одного события при наступлении другого. В основном под словом «риск» чаще всего понимают вероятность потерь, также его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого.

Риски связаны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Выделяют следующие свойства риска, которые определяют понятие и проявления риска:

— риск является многомерной характеристикой будущих состояний любых систем естественного и антропогенного происхождения;

— риск связан со случайными явлениями и процессами;

Риск проявляется посредством взаимодействия человека с природной средой и техносферой. В связи с этим можно выделить следующие области:

— область объективного содержания риска, измеримого и независимого от человеческого восприятия. Его можно идентифицировать, оценивать и предсказывать на базе фундаментальных закономерностей;

— область субъективного содержания риска, связанного с его индивидуальным восприятием, обусловленным ментальным состоянием индивидуума, который попадает в ситуацию неопределенности или сомнений относительно последствий некоторого события (соответственно различают действительный и мнимый риски).

Природные процессы и человеческая деятельность являются основными причинами существования риска. В связи с этим выделяют несколько концептуальных подходов. Рассмотрим некоторые из них.

Концепция абсолютной безопасности (нулевой риск). Эта концепция известна также как теория высшей надежности, в соответствии с которой полагалось, что необходимые материальные затраты на средства защиты, подготовку персонала, строгий контроль за соблюдением всех норм и правил обеспечат полную безопасность.

Комбинированный подход. Этот подход признает неизбежность опасных происшествий и аварий, но предполагает сведение их к минимуму на основе тщательного анализа опасностей при проектировании систем, приоритетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности, тщательного соблюдения законодательства в области безопасности, выполнения правил и инструкций.

Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Риск тем выше, чем более многовариантно будущее.

Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска, сравнение опасностей различной природы и механизмов действия, классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска; изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития нежелательных событий, а также влияние на показатели риска различных факторов техногенного, природного и социального характера; обеспечить направление снижения рисков за счет оптимального управления техническими и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).

В рамках концепции риска как опасности в зависимости от возможности формализации задачи и имеющейся исходной информации используются следующие показатели: количественные; качественные, которые применяют тогда, когда отсутствует возможность количественных оценок (необходимых статистических данных, модели). Для их определения используется экспертное оценивание.

В теории рисков и безопасности выделяют следующие объекты исследования:

— источники опасности и неопределенности в природной сфере, техносфере, обществе, экономике (бизнесе) и политике;

— объекты воздействия (человек; образованные им социальные системы; государство как высшая форма социальной организации общества; мировое сообщество; природная среда как условие для дальнейшего устойчивого развития человечества);

— системы защиты объектов риска, создаваемые субъектами обеспечения безопасности (системы личной, коллективной и глобальной безопасности).

При этом все источники опасности действуют на все объекты риска (кроме воздействия «природы» на «природу», так как «природа сама себе не вредит»). Все субъекты обеспечения безопасности также могут в той или иной степени оказывать влияние на объекты риска.

Основными субъектами обеспечения безопасности являются:

— человек; организации (например, правозащитные, комитет солдатских матерей и др.); субъекты федерации; государство (в лице органов государственной власти), решающее основную часть задач по обеспечению всех видов безопасности;

Современные представления и подходы к решению проблем обеспечения защищенности человека, общества и окружающей среды применительно к условиям России с характерными для нее в последние годы быстрыми изменениями социально-политической обстановки требуют разработки новых концептуальных положений, системы целей, критериев, методологии и методов, направленных на минимизацию природных и антропогенных воздействий на население и окружающую среду с одновременным получением максимальной экономической выгоды.

Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.

Одним из центральных понятий во всех дисциплинах безопасности является понятие опасности.

Источниками опасностей могут быть естественные природные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Многообразие опасностей, источников их возникновения, последствий воздействия привели к необходимости систематизировать их по ряду признаков с целью более глубокого познания природы опасностей, организации научного знания о них.

В частности, в учебной литературе можно встретить следующие классификации опасностей:

по характеру воздействия на человека – механические, физические, химические, биологические и психофизиологические;

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. В некоторых учебных изданиях встречается деление опасностей на активные и пассивные, простые и производные, вероятные и маловероятные, стихийные и преднамеренные и т.д. В целом следует отметить, что в настоящее время систематизация опасностей продолжается, поскольку сама теория безопасности, в рамках которой рассматриваются все потенциальные опасности, находится в стадии активного развития.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности, выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.

Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается её негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:

Ø опасность реально существует;

Ø человек находится в зоне действия опасности;

Ø человек не имеет достаточных средств защиты.

Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.

Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.

Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.

Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Признаками, определяющими опасность, являются:

Ø угроза для жизни;

Ø возможность нанесения ущерба здоровью;

Ø нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека

Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.

Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).

Источники опасности могут быть:

Ø внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);

Ø внутренние (ложные особенности работающего).

По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):

Таксономия опасностей. Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.

По происхождению различают 6 групп опасностей:

природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

Ø острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;

Ø неровности поверхности, по которой перемещается человек;

Ø незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск – это частота реализации опасностей.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

Риск — это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.

В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:

Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события. Он может быть рассчитан на основании статистической информации:

Многоуровневый характер современных рисков представлен на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях:

— мегауровень предполагает наличие глобальных рисков;

— на макроуровне выделяют страновой риск, возникновение которого обусловлено воздействием социально-политических, экономических и прочих факторов;

— на мезоуровне проявляются отраслевые риски;

— на микроуровне рассматриваются риски, связанные с деятельностью конкретного физического или юридического лица.

Единая классификация рисков к настоящему времени не разработана, но предпринимаются попытки систематизировать риски по различным типологическим признакам:

— по степени влияния на жизнедеятельность человека различают следующие виды риска: пренебрежимый;

— приемлемый; чрезмерный; по объекту рассматривают риски: индивидуальный, коллективный (социальный), экономический; стратегический, экологический и др.;

по местоположению источника опасности относительно объекта различают риски: внешние и внутренние;

по субъекту (источнику) различают риски: природные, техногенные, социальные.

Возможна классификация рисков и по другим признакам:

— цели (мотивированный и немотивированный);

— результату (оправданный и неоправданный);

— соответствию реальности (действительный и мнимый).

Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск болезни, риск аварии, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий.

Восприятие обществом опасностей субъективно, гораздо болезненней люди реагируют на редкие события, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.

Суть концепции приемлемого риска состоит в стремлении к такому уровню безопасности, с которым общество готово мириться в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. При увеличении затрат на безопасность риск, например, технический Rт снижается, но растет социально-экономический Rсэ. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы.

В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 /год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 /год.

Оценка риска состоит в его количественном измерении, т.е. определении возможных последствий его реализации для различных групп населения и организаций. Оценка риска является важным инструментом для принятия обоснованных решений по созданию системы безопасности общества. Целью оценки является взвешивание риска в интересах выработки решений, направленных на его снижение. Оценка риска включает: оценку вероятностей неблагоприятных событий, определение структуры возможного ущерба, построение законов распределения ущербов.

В качестве одной из методологических основ БЖД используется системный подход, в соответствии с которым любой сложноорганизованный объект изучается как целое, состоящее из отдельных элементов, объединенных некоторой формой регулярных взаимодействий. При этом у системы как целого возникают новые свойства и характеристики, отличные от свойств составляющих ее элементов. Системам присущи некоторые общие свойства:

— разнообразие – система не может состоять из идентичных элементов;

— способность к самосохранению (устойчивость);

— способность к эволюции (развитию), наличие периодов развития и кризисов (катастроф).

Вопросы функциональных возможностей человека в процессе деятельности с целью повышения ее эффективности и обеспечения комфорта рассматриваются в рамках таких научных направлений как эргономика и инженерная психология.

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности безопасности и экологичности производства.

Инженерная психология как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина».

Если исходить из той роли, которую выполняет человек, либо машина в системе, можно выделить четыре уровня организации человеко-машинной системы:

Человек обеспечивает как энергетическую, так и управляющую функции системы. Примерами служат любые формы ручного труда.

Человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Это формы механизированного труда. Например, человек, управляющий экскаватором, прессом и др.

При проектировании систем «человек-машина» высокого уровня существуют два противоположных подхода. Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из системы, что позволит уменьшить возможность человеческой ошибки, повысить надежность системы, понизить эксплуатационные расходы.

Другой подход состоит в максимально возможном включении человека-оператора в систему для поддержания её в рабочем состоянии в случае отказа машины. Во всех случаях человек в ЭС несет конечную ответственность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и неисправностей в работе оборудования.

Критериями безопасности, комфортности и экологичности среды обитания являются показатели, регламентирующие воздействие на человека ее факторов.

Обобщающим (интегральным) критерием безопасности жизнедеятельности является здоровье человека продолжительность его жизни.

В ФЗ «О безопасности…» определяется безопасность, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся:

Личность – её права и свободы;

Общество – его материальные и духовные ценности;

Государство – его конституционный стой, суверенитет и территориальная целостность.

Таким образом, БЖД следует рассматривать на следующих уровнях:

БЖД на общемировом уровне достигается:

сохранением безопасности жизнедеятельности людей на планете от воздействия космических тел;

сохранением БЖД от загрязнения воздушного и морского бассейна;

обеспечением БЖД путём предотвращения мировой ядерной войны.

На континентальном уровне БЖД обеспечивается:

сохранением БЖД от стихийных катастроф (землетрясений, засухи, ураганов);

сохранением БЖД путём предотвращения войн между государствами (локальных войн) на континенте;

достижением экологической безопасности;

поддержанием БЖД людей слаборазвитых стран путём экономической и продовольственной помощи.

На государственном уровне БЖД достигается:

сохранением БЖД от стихийных бедствий, катастроф, аварий;

сохранением БЖД путём предотвращения войны с другими государствами и межнациональных конфликтов внутри государства;

сохранением БЖД путём проведения социально-ориентированных реформ в экономике;

обеспечением экологической безопасности в стране.

На региональном уровне БЖД обеспечивается:

сохранением БЖД от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, присущих данному региону;

предотвращением межнациональных конфликтов;

достижением экологической безопасности в регионе.

На местном (бытовом) уровне БЖД достигается:

сохранением БЖД от стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф;

обеспечением БЖД от нападений, терроризма на производстве и транспорте;

профилактической работой по уменьшению ДТП, пожаров;

обеспечением экологической безопасности в городе (районе);

сокращением потенциальной базы развития преступности путём проведения социально-ориентированной политики.

Системный анализ безопасности. Системный анализ это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.

Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое – системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.

Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности.

Методологический статус системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты. Основу естественной системы защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды составляет нервная система и её подсистемы (анализаторы): зрительная, слуховая, тактильная (осязательная). Искусственная система защиты строится на определённых принципах и методах. Осуществление их возможно на основе использования средств защиты.

Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты.

В теории БЖД рассматривают по наиболее опасным источникам ЧС следующие виды безопасности: радиационная, химическая, пожарная, экологическая:

Радиационная безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм, основных санитарных и технических требований, а также проведения соответствующих мероприятий максимально ослабляется или исключается вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека, ограничивается радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды (ОПС).

Химическая безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения комплекса требований исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения ОПС опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии.

Пожарная безопасность – состояние объекта экономики, при котором путём выполнения правовых норм, противопожарных и других мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств.

Принципы обеспечения безопасности – это руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире.

Они многообразны. Их многообразие обусловлено спецификой производства, разнообразием применяемого оборудования, особенностями технологических процессов.

Принципы можно разделить по нескольким признакам:

ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности);

технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием);

организационные (защита временем, резервирование);

управленческие (контроль, ответственность, стимулирование).

Ориентирующие принципы: системности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, снижение опасности.

Технические принципы: блокировки, вакуумирования, экранирования, герметизации, дублирования, защиты временем, защиты расстоянием, резервирования, слабого звена.

Например, принцип слабого звена – это введение предохранителей, предохранительных клапанов.

Организационные принципы направлены на реализацию положений научной организации труда: информации, компенсации, нормирования, подбора кадров, эргономичности, последовательности, несовместимости (космос), рациональной организации труда.

Например, принцип информации заключается в передаче и усвоении личным составом, персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Принцип нормирования – установление ПДК.

Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: адекватность, иерархичность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, эффективность.

В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация). Это достигается путём механизации и автоматизации процессов, применением средств дистанционного управления, например на АЭС, использования манипуляторов и роботов.

Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.). Метод реализуется применением средств коллективной защиты (убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ), созданием безопасной техники (а значит рабочей зоны).

Адаптация человека к среде (профотбор, обучение).

В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Каждый день средства информации сообщают о различных авариях, катастрофах, стихийных бедствий в нашей стране и за рубежом.

Люди гибнут в экстремальных условиях как по причине личной неподготовленности в условиях различных чрезвычайных ситуациях, так и по вине руководящего состава объектов экономики, который в силу некомпетентности, беспечности или пренебрежения своими должностными обязанностями не в состоянии поддерживать и совершенствовать безопасные условия деятельности для себя и своих подчинённых.

Овладение знаниями по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволит вам будущим менеджерам не только грамотно действовать самим по сохранению своей безопасности, но и организовать действия своих подчинённых в очагах чрезвычайных ситуаций с обеспечением всех мер защиты. Кроме того, эти знания позволят вам при необходимости оказать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации.

1. Дайте определение понятиям «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».

2. Охарактеризуйте среду обитания.

3. Перечислите и охарактеризуйте уровни безопасности жизнедеятельности.

4. Охарактеризуйте виды безопасности.

5. Сформулируйте основные положения «Концепции абсолютной безопасности», «Аксиомы о потенциальной опасности деятельности».

6. Перечислите причины и следствия опасностей.

7. Дайте определение понятиям «риск» и «опасность».

8. Приведите формулировки концепций нулевого и приемлемого рисков.

9. Перечислите принципы и методы обеспечения безопасности.

10. Назовите средства обеспечения безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *