В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима

Антимонопольная политика в России

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7290. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7290. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7290

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

Россия на пути борьбы с монополиями

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7291. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7291. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7291

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7292. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7292. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7292

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью. В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы. Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7293. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7293. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7293

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7294. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7294. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7294

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования. Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики. Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом. Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг. Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7295. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7295. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7295

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя. На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию. Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий. Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным. Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. 7296. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-7296. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка 7296

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием. Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги. Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах. Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка. Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Источник

Антимонопольная политика государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность антимонопольной политики государства

Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий деятельности монополий на различных рынках.

К числу основных методов антимонопольной политики государства относятся:

Основным инструментом антимонопольной политики государства выступает антимонопольное законодательство, которое является законодательно закрепленной системой правил функционирования хозяйствующих субъектов и органов, ответственных за государственное регулирование рынка услуг и товаров.

Государственная антимонопольная политика направлена на достижение следующих основных целей:

Содержание государственной антимонопольной политики

Государственная антимонопольная политика ориентирована на:

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика рынка неизбежно обеспечивает его стремление к монополизации, что обусловлено желанием хозяйствующих субъектов обеспечить свое эффективное функционирование за счет захвата контроля над рынком.

Проявлением недобросовестной конкуренции является: подкуп, шантаж, предоставление потребителю информации заведомо ложного характера, сокрытие сведений относительно хозяйственной деятельности от контролирующих государственных структур, заведомо сокрытие дефектов от потребителей, промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов.

Государственная антимонопольная политика призвана создавать условия для осуществления конкуренции на добросовестный основе и предотвращать монополизацию рынка. Антимонопольная политика государства является фактором развития национальной экономики, она формирует условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Антимонопольная политика государства включает в себя систему мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, системы налогообложения, приватизации и разгосударствления собственности, создание условий для развития малого бизнеса, денационализации и так далее.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

Источник

Антимонопольная политика

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. author. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-author. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка author

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. vk. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-vk. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка vk В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. inst. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-inst. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка inst

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. antimonopolnaya politika. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-antimonopolnaya politika. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка antimonopolnaya politika
Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности. Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства. В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. monopolist. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-monopolist. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка monopolist

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. borba s monopoliej. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-borba s monopoliej. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка borba s monopoliej

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл. При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна. Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. podpisanie dokumenta. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-podpisanie dokumenta. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка podpisanie dokumenta

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. uregulirovanie monopolistov. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима фото. В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима-uregulirovanie monopolistov. картинка В чем заключается антимонопольная политика государства и для чего она необходима. картинка uregulirovanie monopolistov

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства. Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию. У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Источник

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

И не вступить в картельный сговор

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.

Матчасть: конкуренция, монополисты и картели

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельные соглашения могут проявляться так:

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Монополисты от малого и среднего бизнеса

До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.

Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.

В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.

Аналитические записки по проблемам правоприменения за февраль 2014 годаPDF, 574 KБ

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.

Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».

В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.

Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит

По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.

Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.

Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.

В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.

Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.

Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.

ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.

Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.

Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.

Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.

Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.

Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.

Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.

Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.

ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му» снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.

Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.

Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.

Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.

Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *