В чем заключается автономность образовательного учреждения
Автономность( образовательных учреждений)
Смотреть что такое «Автономность( образовательных учреждений)» в других словарях:
Автономность образовательных учреждений — предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников … Педагогический словарь
Принципы государственной политики в области образования — основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования.1. Автономность образовательных учреждений предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебногоплана, порядка и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Управление школой — система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление это управление,… … Педагогический терминологический словарь
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — основные положения, на основании которых осуществляется государственная политика в области образования: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский … Профессиональное образование. Словарь
Высшее профессиональное образование — высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характеризуется… … Педагогический терминологический словарь
Патриарх Алексий II — 15 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия
Алексий II — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексей II. Патриарх Алексий II … Википедия
Ридигер, Алексей — Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия
Ридигер, Алексей Михайлович — Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия
Ридигер, Алексей Михайлович (Алексий II) — Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия
В чем заключается автономность образовательного учреждения
АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – один из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 3 Закона: «9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций»).
Согласно статье 28 этого Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».
Реализация этого принципа связана с серьезной децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений.
Автономия образовательной организации связана с приобретением образовательными организациями прав юридического лица, с разработкой устава образовательной организации, с выработкой её общей и образовательной стратегии, основных направлений развития.
Правильное понимание и осуществление принципа автономии образовательной организации в практике школ предполагает и сознательное избегание таких крайностей, как стремление к полной самостоятельности и независимости школ от государственного и общественного контроля, от социального заказа на образование, от территориальных образовательных систем. Такая практика самоизоляции, замкнутости, автаркии школы означала бы искажение принципа автономии образовательной организации и могла бы привести школу к полной деградации.
Успешная реализация принципа автономии образовательной организации одинаково важна и для развития образования в стране в целом, так как она является основой и источником возможностей для более полного учета и удовлетворения все более сложных и многообразных потребностей заказчиков на образование, и для развития каждой образовательной организации, так как именно автономия образовательной организации создает благоприятные условия для раскрытия уникальных возможностей, потенциала школы, ее индивидуальности.
Анализ практики показывает, что возможности развития государственно-общественного управления школой непосредственно связаны со степенью ее автономии. Чем выше уровень самостоятельности школы, больше свободы она имеет в определении стратегии и тактики развития, тем более широким становится поле для работы органов коллегиального управления и выше вероятность освоения ими реальных управленческих полномочий.
Институт развития государственно-общественного управления образованием
общественное участие в управлении образованием
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается
Автономия образовательных учреждений: экономический аспект
Образовательные учреждения автономны, т. е. самостоятельны в своей деятельности. Изначально идея автономии учебных заведений обсуждалась применительно к вузам, и мало кто говорил об автономии школ, дошкольных учреждений. Для этого есть определенные основания. Ведь характер и масштабы профессиональной деятельности, производственные мощности, направления работы, педагогический коллектив и контингент обучающихся в вузах превосходят возможности любого дошкольного или общеобразовательного учреждения.
В настоящее время автономия образовательного учреждения никак не связывается с его типом или организационно-правовой формой. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса как основной цели своего создания, подборе и расстановки кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения образовательного учреждения и его устава [2].
Экономический аспект автономии состоит в том, что образовательное учреждение без согласования с учредителем:
Наличие такой автономии ограничивает возможности воздействия государственных органов управления образования. Для органов управления образования учебное заведение выступает как некая в определенной степени замкнутая единица. Доступными для воздействия в зависимости от организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения остаются только:
Еще больше автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с ним на договорной основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как заведение создано. На практике такой договор предусматривает взятие сторонами на себя определенных обязательств. В частности, учредитель может взять на себя обязательства:
Можно сказать, что эти взаимные обязательства превращают учредителя в партнера по совместной деятельности, сводя к минимуму функции администрирования.
Одновременно образовательному учреждению учредитель может предоставить определенные права по использованию закрепленного имущества и земельных участков, по самостоятельному использованию прибыли, полученной от осуществления уставной деятельности (некоммерческой и коммерческой), по привлечению дополнительных источников финансирования уставной деятельности.
Что значит автономное образовательное учреждение
Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?
Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.
Суть работы
Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.
Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.
Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.
Основное отличие от других видов организации
Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.
Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.
Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.
Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.
Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.
Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.
На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.
В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.
Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений
Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.
Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.
Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.
Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.
Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.
Автономия образовательных учреждений: исторические корни, понятие, экономическое содержание, конкретная реализация.
Образовательные учреждения автономны в своей деятельности. Об этом все слышали или представляют. И обычно это понятие используют применительно к высшим учебным заведениям. Практически никто не говорит об автономии школ, детских садиков или профессионально-технических училищ. И этому есть достаточно глубокие исторические корни.
Не заглядывая в глубину веков, обратимся к недавней истории нашей страны. Интересующиеся историей могут обратиться к журнальному варианту книги «История средневекового университета»3. Важно отметить, что университет как сообщество учителей и учащихся, наделенных правами самоуправления, определения содержания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признаваемых ученых степеней (т.е. автономная организация) возник в Европе в эпоху средневековья и сохранился в качестве института до наших дней практически в неизменном виде. В российских вузах принцип автономности восходит к университетскому уставу 1804 г., хотя ее основные положения были реализованы еще при создании Московского университета (1755 г.) Университетская автономия предполагала выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университетов утверждать в ученых степенях, открывать кафедры и т.п. В дальнейшем эти принципы в той или иной степени отражались в университетских уставах 1835 г., 1863 г. Однако Устав 1884 г., поставил университеты в полную зависимость от государства. Принципы автономии были вновь возрождены в 1905 г. Современные законодательные акты закрепили автономию вузов, которая предусматривает минимальное вмешательство государственных органов в их деятельность. Справедливости ради следует сказать, что принципы автономии распространены в настоящее время на все учебные заведения. Правильно это или нет — вопрос дискуссионный. «Раз государство хочет обеспечить обществу те бесконечные материальные и моральные благодеяния, которые приносит культура истинной науки, оно не может не считаться с особою природой этих столь чуждых собственной его природе учреждений (университетов). Государство, дающее на них общественные средства, должно наложить на себя ряд самоограничений. Собственно говоря, его участие в управлении подобною научною высшей школой желательно лишь в тех пределах, в каких оно необходимо, чтобы предотвратить опасность потери внутренней свободы, которая грозит всегда коллегиям, поставленным вне всякого общественного контроля. Помимо же этого государственная власть без опасения погубить душу дела не может налагать на университетскую жизнь никаких правительственных стеснений».
Автономия учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса, как основной цели своего создания, учебное заведение самостоятельно подбирает и расставляет кадры, осуществляет научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и его уставом. Экономический аспект автономии состоит в том, что учебное заведение без согласования с учредителем и/или государством:
• формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);
• реализует различные виды деятельности, в том числе предпринимательской;
• распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
• арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;
• учреждает организации различных типов;
• привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники, в том числе кредитные ресурсы;
• реализует производимую продукцию, результаты работы, оказывает услуги.
Наличие такой автономии существенно ограничивает возможности воздействия государственных органов управления образованием. Для органов управления учебное заведение выступает, таким образом, как некая в значительной степени замкнутая единица. Доступными для воздействия остаются только:
• общие условия функционирования, включающие правовое пространство, систему налогообложения, отношения собственности;
• объем выделяемых общественных ресурсов и основные направления их использования, показатели количества обучающихся за счет этих ресурсов учащихся/студентов;
• контроль за соблюдением условий лицензии.
Еще больше «образовательная» автономия усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с учебным заведением на договорной основе. Фактически этим положением признается равноправие учебного заведения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как заведение создано. На практике такой договор предусматривает взятие сторонами на себя определенных обязательств. В частности, учредитель может взять на себя обязательства:
• по определенному финансированию подготовки специалистов, научно-исследовательских работ и развития материально-технической базы учебных заведений;
• по финансированию отдельных программ и проектов из централизованных фондов учредителя;
• по представлению интересов учебного заведения в органах государственной власти и управления;
• по оказанию консультативных и методических услуг, обеспечению справочно-информационными материалами и т.д.
Можно утверждать, что эти взаимные обязательства превращают учредителя в партнера по совместной деятельности, сводя к минимуму функции администрирования. Одновременно образовательному учреждению учредитель может предоставить определенные права по использованию закрепленного имущества и земельных участков, по самостоятельному использованию прибыли, полученной от осуществления уставной деятельности (некоммерческой и коммерческой), по привлечению дополнительных источников финансирования уставной деятельности. Кроме того, учебное заведение может быть поставлено перед необходимостью участвовать в формировании централизованных фондов учредителя. Последнее обстоятельство, кроме подтверждения определенных отношений с учредителем, является еще одним свидетельством против статуса учебного заведения как некоммерческой организации. Если учебное заведение ставится перед необходимостью перечислять часть своих доходов в централизованные фонды учредителя, то оно может это сделать только за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Понятно, что реинвестированием в образовательный процесс данного учебного заведения такое перечисление не является. Следовательно, имеет место извлечение прибыли и ее распределение между учредителями (учредителем). А этого учреждение не может делать по определению (см. Гражданский кодекс, статью 120). Законом предоставлено право самостоятельного определения направлений использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, применяемой системы оплаты труда и
материального поощрения работников, а также широкая самостоятельность в использовании объектов собственности. Объекты собственности в учебном заведении могут быть подразделены на три основные группы:
• движимое и недвижимое имущество;
Правомочия по отношению к этим объектам различны. Денежные средства, бюджетные и внебюджетные, находятся в самостоятельном распоряжении учебного заведения. Оно самостоятельно определяет порядок их расходования, руководствуясь утвержденным учредителем уставом и экономической ситуацией. Фактически такое распоряжение можно было бы назвать собственностью на денежные средства, если бы можно было в полной мере распорядиться всеми средствами на любые цели, в том числе на цели извлечения дохода, т.е. для осуществления разрешенной предпринимательской деятельности. Однако государственные учебные заведения могут направить бюджетные средства только на цели финансирования образовательной деятельности в соответствии с указаниями учредителя и направлениями расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Имеется прямое запрещение государственным учебным заведениям использовать бюджетные средства для осуществления коммерческой деятельности, включая помещение временно свободных средств на депозитные вклады. Порядок расходования негосударственными учебными заведениями средств, выделяемых учредителями для финансирования образовательной деятельности, определяется учредительными договорами и уставами этих вузов. На средства, полученные от осуществления уставной внебюджетной деятельности, указанные ограничения не распространяются. Государственное имущество или имущество иного учредителя передается учебному заведению на праве оперативного управления. Право оперативного управления определено законодательно и предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество должно использоваться в соответствии со своим назначением и указаниями собственника. В случае нецелевого использования или неиспользования собственник вправе изъять такое имущество. Одновременно в учебном заведении может существовать и его собственность. В соответствии со статьей 39 (пункт 7) Закона «Об образовании» образовательному учреждению приналежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности вуза и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Вопросы закрепления земельных участков за негосударственными образовательными учреждениями и организациями решают их учредители.
Дайте определения следующим понятиям: