В чем заключается библейское религиозное представление о происхождении человека
Библейское учение о человеке
Библейское учение о человеке утверждает: 1) человек есть творение Божие; 2) по своей духовной природе человек есть творение, глубоко отличное от всех других земных тварей, несравненно совершеннее их и представляет собой образ и подобие Божие; 3) по телесной природе своей человек также является совершеннейшим творением Божиим, венцом всего земного творения; 4) и по телесной, и по духовно-нравственной своей природе человек сотворен в совершеннейшем виде, как чистейшая разумная нравственная личность. По своему назначению человек бессмертен, но вследствие грехопадения подвергся проклятию и смерти, от чего может быть спасен и избавлен через искупление.
Эти истины Божественного откровения о человеке резко отличаются от всех натуралистических учений о человеке и превосходят их. Превосходство это заключается: 1) в том, что разрешается неразрешимый для естественных познавательных сил человека вопрос о его происхождении; 2) в том, что разрешается другой неразрешимый для человека вопрос о происхождении зла и его ликвидации.
Наиболее нашумевшая теория происхождения человека, так называемая эволюционная теория Дарвина, в последнее время получила резкую критику со стороны виталистов и неовиталистов и уже не представляет собой серьезной проблемы для апологетики (см. Дриша «Неовитализм»). Дарвинизм отрицает творческий акт в деле сотворения человека и пытается объяснить его происхождение путем естественной эволюции от низших форм животной жизни.
Главным недостатком этой гипотезы является отсутствие фактов опыта и исторически известных данных. «Связующего звена» между человеком и обезьяной не открыто и не может быть открыто, ибо между самым высшим животным и самым примитивным человеком лежит пропасть. Нет ни одной обезьяны, которую можно было бы серьезно сравнить с человеком, и нет ни одного человека, которого можно было бы серьезно сравнить с обезьяной.
Сам Дарвин был религиозным человеком (деистом). В конце своей научной деятельности Дарвин стал гораздо осторожнее и признал, что будучи молодым ученым он часто «спешил в выводах». Последователи Дарвина шли в своих поспешных и необоснованных выводах гораздо дальше своего учителя. Выводы были тем более радикальны и тем менее обоснованы, чем менее образованы научно и философски были эти «ученые».
Работа дилетанта в науке и философии Фридриха Энгельса «Значение труда в процессе очеловечения обезьяны» представляет собой, с точки зрения современных биологических наук, смешную фантазию.
Родоначальники человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а нигде в природе не существуют и не существовали. Уже один объем мозга обезьян (до 500 граммов ) по сравнению с объемом мозга самых диких народов (свыше 600 граммов ) свидетельствует о том, что данные чисто биологической структуры обезьяны и человека несоизмеримы. Но главное отличие человека от животных – его речь и мышление.
Попытки считать некоторые черепа первобытных людей за переходные звенья между черепами человека и обезьяны всегда терпели поражение. Так, например, знаменитый так называемый неандертальский череп, по заключению ученых, оказался лишь патологическим явлением (уродством).
В остальном дарвинизм не противоречит библейскому откровенному учению о сотворении животных существ, ибо эволюция не разрешает вопроса о том, кто же сотворил первых животных.
По библейскому учению, сначала была создана сама материя земли, затем особым творческим актом были созданы животный мир и человек как животное и наконец особым творческим актом было одухотворение человека.
Для опровержения этого учения необходимо было бы доказать, что материя существовала вечно и что, сама собой развиваясь, она произвела растения, животных и человека с его речью и мышлением и привела к глубоко мудрому и целесообразному строению вселенной, а также привела и к истории всего человечества. Но современная честная наука, в лице своих величайших гениев, не может признать ничего подобного.
Согласно современным данным физико-математических и биологических наук, материя представляет собой энергию, существующую не вечно, а имеющую необъяснимые ничем, кроме творческого акта (Божественного творчества), начало и конец (учение об энтропии). Из неорганической природы наука не может объяснить возникновение растительного мира, а из последнего не может объяснить мира животного, и, наконец, из животного мира не может объяснить человека с его речью, с его душою, именуемой «я». Невозможность появления на земле (когда-то бывшей в раскаленном состоянии, исключающем существование всего живого) органической жизни привело к гипотезе о том, что органическая жизнь занесена на землю с других планет. Но единообразие образования планет, так же бывших когда-то в раскаленном состоянии, отодвигает вопрос в неопределенную бесконечность, совершенно необоснованно (с научной точки зрения) предполагая (веруя), что где-то, когда-то, как-то образовались какие-то планеты иным путем, при котором якобы мог бы существовать и органический мир. Эта необузданная фантазия опровергается и с другой стороны: каким путем могли попасть на землю органические миры, если даже они где-нибудь и образовались?
«Противоречия» между Библией и наукой по вопросу о времени существования мира только кажущиеся. Более или менее точной геологической хронологии быть не может. Ибо все расчеты основываются на предположении, что десятки и сотни тысяч и даже миллионы лет протекали при тех же условиях, какие наука наблюдает в настоящее время. Но если условия изменялись (а это могло происходить при различных катастрофах космического порядка) и если сами законы природы изменялись и эволюционировали (см. об эволюции законов природы работы гениального французского математика А.Пуанкаре), тогда нет достаточных логических оснований для установления точной хронологии.
О возможности эволюции самих законов природы впервые высказывал мысль архиепископ Филарет Черниговский (в 1867 году) в своем замечательном «Догматическом богословии».
Следует не забывать, что сущность времени и пространства являются еще не вполне выясненными философскими проблемами. Вопрос об эволюции самого времени, проблема «преодоления времени» является современной философской проблемой. Дни творения, указанные в Библии, не являются обыкновенными сутками в 24 часа, а понимаются как неопределенно длинные периоды.
Реституциональная (восстановительная)
богословская гипотеза (дополнение)
Западные богословы (Баумгартен, Кеерл и др.) в своем стремлении примирить «противоречия» между наукой и Библией выдумали так называемую реституциональную, или восстановительную, гипотезу о сотворении неба и земли. Она заключается в следующем. Бог не мог (?!) сотворить землю безвидной и пустой, а должен был (?!) сотворить ее сразу (?) совершенной. Значит, произошла какая-то катастрофа, которая созданную совершенной землю превратила в «безвидную» и «пустую», с «тьмой» над «бездной», т. е. разрушила созданную гармонию и создала зло. Может быть, эта катастрофа была результатом падения Люцифера. Тогда Бог «восстановил» разрушенное… Это и есть «творение мира», рассказанное в Библии.
Замысловатая, красивая фантазия не имеет под собой никакой почвы. Святые отцы и учители Церкви, мудрость и святость которых несоизмерима с новыми западными учеными-рационалистами, никогда ничего подобного не говорили. Ограничивать свободную волю Божию во время творения мира нет никаких оснований. Поэтому реституциональная гипотеза некоторых западных богословов совершенно неприемлема для Православной Церкви. Как совершенно правильно говорит по этому поводу профессор Н.П.Рождественский в своей «Христианской апологетике», «толкование Священного Писания не должно подчиняться влиянию естественнонаучных теорий» (т. к. эти теории в конце концов всегда только гипотезы, а откровение говорит о вечной истине). «Если не дело Библии, – говорит профессор Рождественский, – давать уроки физиологии, химии, геологии, ботаники, то, с другой стороны, не дело естественных наук учить экзегетов правильно толковать и понимать Священное Писание».
Читая Библию. Происхождение человека
Не первый день вопрос происхождения будоражит умы человечества. Отказавшись от теории Дарвина, мы все больше склоняемся к Библейской версии. Но ссылаясь на Библию, почему-то упорно причисляем себя к потомкам Адама и Евы. А разве от них берет начало род человеческий? И кем на самом деле были Адам и Ева? Читаем Библию.
После того, как сотворил Бог небо и землю, отделил свет от тьмы, а день от ночи, создал твердь и отделил воду, стала земля производить зелень, вода пресмыкающихся. Создал тогда Бог птиц и рыб, и повелел им плодится и размножаться. И длилось это пять дней.
На шестой день творения сначала создал Бог зверей, скот и гадов земных. А потом “сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”. (Книга Бытие 1:27,28,31)
Таким образом, все сущее, в том числе и человек, а именно, мужчина и женщина, сотворенные Богом по образу Своему, появилось в первые шесть дней Творения. И не было запретов от Бога этим людям. Наоборот, было благословение Божие на размножение, расселение по всей Земле и на владычество.
“Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал”. (Книга Бытие 2:1,2)
ВСЕ воинство. Не означает ли это, что задуманный процесс творения к концу шестого дня был успешно завершен?
Далее начинается повествование, которое уже заставляет задуматься.
“. Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли” (Книга Бытие 2:5)
Что же стало с мужчинами и женщинами, сотворенными в шестой день?
Судя по всему, в своем творении Создатель изначально заложил четкую иерархию – благославленный на владычество возделывать землю не может.
Поэтому “создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал”.
(Книга Бытие 2:7,8)
Т.е. Бог создал другого человека, отличающегося от Творца по образу и подобию. И создал его по какой-то другой формуле. Кстати, этой формулой пользуются маги на протяжении всей истории человечества для создания големов.
И тогда поместил Господь свое творение в специальную резервацию и назвал ее Рай. Далее в Библии идет четкое описание места нахождения этой резервации и свод правил, по которому должен жить новый человек:
“И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. (Книга Бытие 2:15-17)
Далее Господь Бог привел животных и птиц к этому человеку, “чтобы видеть, как он назовет их “(Книга Бытие 2:19). Почему Творец всего сущего предлагает человеку, созданному “из праха земного” давать имена животным и птицам? Неужели создавая так сложный Мир, он сам не смог дать имена своим созданиям? Или это просто ликбез для нового человека с целью тренировки устной речи?
После того, как человек справился с заданием, Господь понял, что “для человека не нашлось помощника, подобного ему” (Книга Бытие 2:20). Внимание, помощника! Не женщину решает создать Господь, чтобы этот человек плодился и размножался подобно людям, созданным в шестой день Творения, а помощника.
И снова Господь создает существо. Но использует уже другую формулу:
“И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку”.
(Книга Бытие 2:21,22).
И снова человек дает определение существу, которое приводит к нему Господь: “вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа”.
Вероятно, потом человек и его помощница стали “возделывать землю” в Раю и совершать прочие действия, для которых и были созданы. Позже муж стал называться Адамом, а после изгнания из Рая и жена получила имя. Ева. Но это уже другая история.
Церковь считает человечество потомками Адама и Евы и, наверное, именно поэтому называет нас «рабами божьими». Но разве можем мы быть потомками существ, которые по изначальному замыслу Творца были созданы только для выполнения определенного вида работ?
Может все-таки нашими прародителями являются мужчина и женщина, созданные в шестой день творения? Ведь именно им повелел Бог «плодиться и размножаться, наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать» над всеми тварями земными. Именно их он создал как «венец природы».
1. Религиозный взгляд на сотворение человека
Как возник человек? Откуда он появился на Земле?
И что, каждая религия, рассказывала о происхождении человека по-своему?
Философ: В общем да! Но чтобы познакомиться с религиозным взглядом на происхождение человека, ни к чему разбирать их все. Достаточно обратиться к рассказу о сотворении мира и человека, который открывает священную книгу христиан Библию.
Почему именно к нему?
Философ: Этот рассказ очень древний. Когда он возник, теперь уже трудно установить. Не менее двадцати четырех веков назад он был включен в Тору – священную книгу иудеев. Позже рассказ о творении без изменений перешел в христианскую Библию, а потом послужил источником и образцом для мусульманских преданий, включенных в их священную книгу Коран. Из сказанного видно, что приводимая ниже история пользуется признанием и авторитетом у многих миллионов верующих, исповедующих разные религии. Поэтому отнесёмся к нему с подобающим вниманием и уважением.
1. Библия о сотворении человека
А зачем Бог создал человека?
Бог создал солнце и луну только на четвёртый день. Как же тогда свет мог существовать уже в первый?
Философ: Это не простой вопрос! Чтобы ответить на него, надо ясно понимать, что такое «свет» и что такое «день» в понимании Библии и других священных книг. Речь здесь, очевидно, идет не о свете солнца и не о земных сутках, продолжительность которых составляет всего двадцать четыре часа. Некоторые полагают, что в первый день, создавая небо, Бог сотворил особый, невидимый обычному глазу светлый духовный мир и населил его своими крылатыми слугами – ангелами.
И что произошло дальше?
Философ: В пятый день Бог сказал: «Пусть произведет вода пресмыкающихся, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» И сотворил Бог рыб, плавающих в глубине вод, и птиц, летающих по небу.
И был вечер, и было утро, наступил день шестой. В этот день Бог трудился, создавая всякого рода земных зверей. А на закате дня Он из земного праха сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни. Человек был создан по образу и подобию Божьему, благодаря чему своим умом и пониманием превосходил всех животных земных, водных и летающих. Имя ему было Адам.
А что значит «по образу и подобию Божьему»?
Бог создал одного только мужчину?
Адам и Ева жили в раю? А почему нынешние люди больше там не живут?
Какой печальный конец!
Философ: А кто вам сказал, что это конец? Нет, это было только начало человеческой истории. Да, человек по неразумению отпал от Бога, но Бог не отверг от себя человека. У каждого из верующих есть возможность к Нему вернуться. О том, что для этого нужно сделать, говорится в священных книгах всех религий.
2. Мифы разных народов о сотворении человека
Мифы других народов, повествующие о сотворении человека, сильно отличаются от библейского рассказа?
Философ: Да, в них есть свои замечательные особенности. К примеру, в библейском рассказе, человек появляется в самом конце творения. Но в индийских и китайских мифах все происходит с точностью до наоборот. Сначала появляется человек (его так и называют «первочеловеком»), а потом из него (точнее из его тела) боги творят весь остальной мир!
Боги творят мир из тела человека? А откуда появился сам человек?
Философ: Как рассказывает китайский миф, в глубокой древности Небо и Земля составляли единое целое, и это целое напоминало собой яйцо. Внутри него и был порожден первочеловек Пань-гу. Потом Земля и Небо разделились. Пань-гу начал медленно расти и через 18 тысяч лет окончательно отделил небо от земли. Когда Пань-гу умер, его дыхание превратилось в ветер и облака, глаза – в Солнце и Луну. Его пальцы стали горами, кровеносные сосуды – реками, кожа – почвой, волосы – травой и деревьями, пот – дождем и росой. А от паразитов на теле Пань-гу произошли люди!
Другие мифы рассказывают о первочеловеке так же?
Философ: Откуда появился первочеловек индийских мифов – Пуруша – не совсем ясно. В одном из религиозных гимнов сообщается, что Пуруша имел тысячу глаз, тысячу ног, тысячу голов. Бог Праджапати принес Пурушу в жертву и из его расчлененного тела сотворил все существующее. Так, из его головы возникло небо, из ног – земля, из пупа – воздушное пространство и т.д.
Зачем боги создали людей?
А какие еще мифы о сотворении мира и человека вам известны?
3. Религиозный взгляд на происхождение человека
Креационизм довольно старое представление о происхождении человека. Это философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых. В основе которой лежит постулат: происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни – это творческий акт всенаделенного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога. Религиозное мировоззрение является производной мифологических представлений о происхождении человека. Оно более совершенно, систематизировано и охватывает больше событий. Удельный вес ему добавляет и то, что основные мировые религии зародились в период расцвета старых европейских цивилизаций, обладающих развитым языком, письменностью и многообразием форм передачи знаний. В то время как мифы передавались преимущественно в устной традиции, и порой не имели никакой аргументации кроме догматизма. Мифы и религии – это формы, имеющие общую суть – в основе происхождения человека лежат сверхъестественные, мистические события.
Происхождению креационизма способствовали два фактора. Первый – это каноническое писание. В нем Бог сотворил мир и человека за 6 дней. Данное представление положило начало ортодоксальному креационизму (не признающему биологическую эволюцию). Второй – эволюционный креационизм, в его основе ряд фактов, которые невозможно объяснить с точки зрения научного эволюционизма. К этим фактам, например, относится невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, форм духовной и творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.
Результаты исследований современных креационистов направлены на опровержение научных исследований и их критику. Преимущественно это «очищение от плевел» истинности теологических догматов. Плевелом, в данном случае, является все более аргументированное положение антропогенеза в научном и мировом сообществах. В своих изысканиях креационисты используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них сквозь призму собственного устоявшегося религиозного мировоззрения. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. По мнению Александра Дробышевского, российского антрополога: «Критика креационистов обрушивается на такие области науки, которые еще недостаточно полно освещены – так называемые «белые пятна науки»». Хотя с другой стороны, наиболее прогрессивные представители креационизма приходят к мнению о необходимости сотрудничества этих двух форм познания: духовного и научного.
Происхождение человека: творение или эволюция
Побеседуй с землей, и наставит тебя,
И скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает,
Что рука Господа сотворила сие?
В настоящем исследовании, основываясь на опыте Церкви, главным образом суждениях святых отцов, и рассмотрении теории эволюции в ее научном воплощении я попытаюсь решить вопрос о степени правомерности эволюционной теории в ее претензиях на свое изложение как единственно верного и истинного учения о происхождении и развитии мира и человека.
НАУКА И БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Каков источник наших истинных знаний о первозданном мире, и насколько он отличен от науки? Православная Церковь учит нас следующим образом: «Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего, он произвел мыслию Своею все небесные Силы… После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что он есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного».[i] Эти слова, исходящие из уст Матери-Церкви, основаны не на пустом мудровании отягощенного страстями и грехом мирского разума, а на основании Божественного Откровения и святоотеческого опыта, на творениях отцов высочайшей духовной жизни. Дополним начатые рассуждения словами св. Исаака Сирина, который говорил о восхождении души к Богу на основании собственного духовного опыта: «И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве».[ii]
Из этого видно, что святые подвижники постигали первозданный мир, будучи в состоянии Божественного созерцания, которое находится за пределами естественного знания. Так св. Григорий Синаит утверждает, что «восемь главных предметов созерцания» в состоянии совершенной молитвы суть следующие:
2) Порядок и строй жизни разумных сил;
3) Устройство существующего (мира);
4) Домостроительное схождение Слова;
5) Общее воскресение;
6) Страшное второе Христово пришествие;
Для чего бы ему «порядок и строй жизни разумных сил» и «устройство существующего» включать с другими объектами Божественного созерцания, относящимися к сфере богословского знания, а не науки? Не потому ли, что есть такой аспект и состояние творений, который находится вне сферы научных знаний и может быть увиден, как и сам преподобный Исаак Сирин некогда видел Божие творение, созерцательно по милости Божией? Объекты такого созерцания можно увидеть и понять. Св. Григорий Синаит говорит, что, «тот устами… изрекает премудрость и размышление сердца – знание (Пс. 48: 4) кто ясно…разумом усматривает в вещах оттиски первообразов и устами при содействии живого слова проповедует мудрость от мудрости, сердце же освещает силой обновительного духовного ведения».[iv]
КОНФЛИКТ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ
В чем же лежит причина спора между святоотеческим пониманием книги Бытия и эволюционным учением? Последнее пытается понять тайны Божьего творения посредством натурального знания и мирской философии, не допуская даже, что в этих тайнах есть что-то, что ставит их вне возможностей этого знания. Ведь сама книга Бытия – это повествование о Божием Творении, увиденном в Божественном созерцании боговидцем Моисеем, а увиденное им подтверждается и опытом позже живших святых отцов. И хотя откровенное знание выше натурального, все же мы знаем, что не может быть противоречий между истинным Откровением и истинным натуральным знанием. Но может быть конфликт между Откровением и человеческой философией, которая часто ошибочна. Таким образом, нет несогласия между знанием о творении, содержащимся в книге Бытия, как она толкуется нам святыми отцами, и правдивыми знаниями о твари, приобретаемыми современной наукой через наблюдения. Но здесь, конечно, существует неразрешимый конфликт между знанием, содержащимся в книге Бытия, и пустыми философскими спекуляциями современных ученых, не просвещенных Верой, о состоянии мира в течение шести дней Творения. Зная о том, что между книгой Бытия и современной философией существует подлинный конфликт, и стремясь постигнуть правду, мы должны принять учение святых отцов и отвергнуть ложные мнения философов от науки. Ведь современный мир настолько заражен суетной современной философией, выдающей себя за науку, что даже очень немногие православные могут или хотят исследовать этот вопрос бесстрастно и выяснить, чему в действительности учили святые отцы, а затем принять святоотеческое учение, даже если оно представляется неверным и «темным» для пустого мудрования мира сего.
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОТВОРЕННОГО МИРА
Относительно истинного святоотеческого видения первозданного мира, самым удивительным является то, что святые отцы понимают текст Священного Писания, «как написано», но в тоже время они не позволяют нам толковать его свободно или аллегорически. «А ведь многие «современно образованные» православные привыкли связывать такую интерпретацию с протестантским фундаментализмом, и боятся, что их сочтут «наивными» умудренные философы науки; но ведь ясно, с одной стороны, насколько глубже святоотеческое толкование по сравнению с таковым фундаменталистов, которые никогда не слышали о Божественном созерцании и чье истолкование лишь иногда случайно совпадает со святоотеческим; а с другой стороны, насколько глубже святоотеческое толкование, чем то, которое некритически воспринимает спекуляции современной философии, как будто это истинное знание».[v]
Есть еще один вопрос, касающийся состояния первозданного мира, который может возникнуть: а что есть эти «миллионы лет» существования мира, которые наука «знает как факт»? Ведь уже доказана ошибочность «радиоуглеродного метода»[viii] и других «абсолютных» системы датирования, так что остается признать, что эти «миллионы лет» тоже вовсе не факт, а опять философия, некоторая версия о длительности доисторической эпохи. Сама идея миллионного существования Земли не возникала до тех пор, пока люди, под влиянием натуралистической философии, не начали верить в эволюцию, а раз эволюция – это правда, то и возраст мира должен исчисляться миллионами лет. И вот где причина обмана: так как эволюцию никогда не наблюдали, то она мыслится только при предположении, что бесчисленные миллионы лет могли вызвать процессы, слишком «мелкие», чтобы современные ученые их могли фиксировать. Если исследовать этот вопрос объективно и бесстрастно, отделяя подлинные доказательства от предположений и философии, то легко заметить, что нет фактических данных, которые бы заставили нас считать, что земле более 7500 лет (я, как историк по первому образованию, убедительно уверился в этом еще на первом курсе Университета). Поэтому взгляды ученых на возраст нашей планеты полностью зависят от их философского отношения к Творению.
Подвести итог обзору святоотеческого учения о первозданном мире будет уместно божественными словами св. отца, который настолько просиял в молитве, что его третьего вся Православная Церковь называет «Богословом». Это – св. Симеон Новый Богослов. В своем 45-м Слове он говорит от святоотеческого предания, а также, вероятно, из собственного опыта, следующее: «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. «И насади Бог рай во Едеме на востоцех. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь» (Быт. 2: 9), с разными плодами, которые никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свежи и сладки и доставляли первозданным великое удовольствие и приятность. После преступления Адама не проклял Бог рая. а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою. Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною. Не подобает телам людей облекаться в славу воскресения и делаться нетленными, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нея взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обноситься и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище. Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело. Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства».[ix]
Может ли быть более ясное учение о состоянии первозданного мира до преступления Адама?
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА
СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
Он учит, что только вторая мудрость блага в себе, а первая и блага, и зла:
«Знание различных языков, сила риторики, исторические знания, открывание тайн природы, различные методы логики. все это одновременно и благо и зло, не только потому, что оно проявляется соответственно идее тех, которые им пользуются, и легко принимает форму, которую придает ему мнение тех, кто им владеет, но также и потому, что изучение его хорошо лишь до той степени, которая придает зраку души проницательность. Но оно худо для того, кто отдается этим исследованиям так, чтобы оставаться в них до старости».[xiii]
Кроме того, даже «если один из отцов говорит то же, что внешние, это согласие только словесное, а мысли совершенно различные. Первые, по Павлу, имеют «ум Христов» (1 Кор. 2: 16), а вторые выражают в лучшем случае человеческое разумение. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», говорит Господь (Ис. 55: 9). К тому же, если бы даже мысли этих людей были порой теми же, как у Моисея, Соломона или их подражателей, какая им от этого польза? Какой человек в здравом уме и принадлежащий к Церкви, может из этого вывести, что их учение от Бога?».[xiv]
От мирского знания, пишет святитель Григорий, «мы абсолютно не можем ожидать какой-либо точности в познании вещей божественных; ибо невозможно почерпнуть из него какого-либо определенного учения о божественном. Ибо «Бог его объюродил» ».[xv]
И это знание может быть вредным и враждебным истинному богословию:
«Сила этого разумения, объюродившего и несущего, вступает в борьбу против тех, кто принимает предание в простоте сердца; оно презирает писания Духа, следуя примеру людей, которые обращались с ними небрежно и восстановили тварь против Творца».[xvi]
Вряд ли может быть дана лучшая, чем эта, оценка того, что современные «христианские эволюционисты» попытались сделать, считая себя мудрее святых отцов, и применив мирское знание для извращения учения Священного Писания и святых отцов. Разве не видно всякому, что рационалистический, натуралистический дух воззрений еретика средневековья Варлаама вполне подобен духу современного эволюционизма?
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ: НАУКА ИЛИ ФИЛОСОФИЯ?
Следует отметить, что св. Григорий говорит о научном знании, которое, на своем уровне, истинно, и становится ложным, только воюя с высшим, богословским знанием. Истинна ли теория эволюции хотя бы научно? И здесь надо задаться вопросом: почему мы должны относиться к творениям современных ученых и философов «просто», веря им на слово, когда они говорят о чем-либо, что это истинно – даже если принятие их высказывания вынуждает нас менять наши богословские взгляды? Напротив, нам следует быть очень критичными, когда современные мудрецы говорят нам, как мы должны истолковывать Священное Писание. Нам следует критически воспринимать не только их философию, но и т.н. «научные свидетельства», которые, как считается, говорят в пользу современной неоязыческой философии, ибо часто «научные свидетельства» сами по себе являются таковой философией.
Особенно это верно в отношении ученого иезуита Тейяра де Шардена, ибо «он не только построил самую проработанную и влиятельную философско-богословскую систему, основанную на понятии эволюции, но и был тесно связан с открытием и интерпретацией почти всех ископаемых свидетельств в пользу «эволюции человека», найденных за время его жизни».[xvii]
А теперь мы зададимся элементарным научным вопросом: каковы доказательства «эволюции человека»? Обучаясь на историческом факультете университета, я имел возможность изучать историю первобытного общества, и вспоминаю, как преподаватель рассказывала нам красивые истории о различных «предках человека», коих насчитывалось в пределах двух десятков. Но я никак не мог понять, где же реальные доказательства действительного существования в далеком прошлом всех видов этих животных: их студентам никто не предоставил.
На самом деле научные ископаемые «свидетельства» в пользу «эволюции человека» состоят из: ископаемых останков неандертальца (много экземпляров); синантропа (несколько черепов); так называемых яванского, гейдельбергского и пилтдаунского «людей» и находок в Африке (все они крайне фрагментарны) и из немногих других останков. Т.о., все ископаемые свидетельства «эволюции человека» можно уместить в ящик размером с небольшой гроб, и происходят они из далеко удаленных одна от другой местностей, при отсутствии надежных указаний хотя бы на относительный (а уж тем более «абсолютный») возраст, и без всяких указаний на то, как эти разные «люди» связаны между собой родством или происхождением.
Кроме того, один из этих «эволюционных предков человека», «пилтдаунский человек», как выяснилось позже, представлял собой намеренную подделку. Интересно, что иезуит Тейяр де Шарден был одним из «открывателей» «пилтдаунского человека» – факт, который можно найти в большинстве учебников. Он «открыл» клык этого сфабрикованного создания – зуб, который уже был подкрашен, с намерением ввести в заблуждение относительно возраста находки. Это «открытие» конечно, и было тем, чего требовалось для «недостающего звена» между человеком и обезьяной, потому-то и пилтдаунская подделка состояла именно из человеческих и обезьяньих костей. Тейяр де Шарден имел отношение к открытию, а главное – к интерпретации некоторых находок «яванского человека», которые были фрагментарными. Собственно, где бы он ни был, он находил «свидетельства», которые в точности отвечали его ожиданиям – а именно, что человек «произошел» от обезьяноподобных созданий.[xviii]
Если изучить объективно все ископаемые свидетельства в пользу «эволюции человека», то, обнаружится, что убедительных или хоть сколько-нибудь разумных доказательств этой «эволюции» нет. Все научные работы по этой проблеме сводятся к полуфантастическим домыслам, с неправдоподобной реконструкцией устройства и быта древнечеловеческого общества, не подтвержденных реальными археологическими находками и иными документальными источниками.[xix] Но все же общепринято, что есть доказательства эволюции, потому что люди хотят в это верить; они веруют в атеистическую материалистическую философию, которая требует, чтобы человек произошел от обезьяноподобных тварей. Из всех ископаемых «людей» только неандерталец (и, конечно, кроманьонец, который есть просто современный человек) представляется подлинным; но и он – просто homo sapiens, не более отличный от современного человека, чем современные люди различаются между собой. А вот картинки неандертальского человека в учебниках по истории первобытного общества являются измышлением художников, у которых предвзятые представления о том, как должен выглядеть «примитивный человек», исходя из эволюционной философии.[xx]
В итоге мы приходим к следующим выводам:
1) Эволюция – совсем не научный факт, а философская система,
2) Эволюция – ложная философия (любящая не мудрость, а отца лжи), изобретенная на секуляризованном Западе, в качестве реакции на католическо-протестанскую теологию, и замаскировавшаяся под науку, чтобы обманывать людей, которые согласны на веру принять якобы научный факт.
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ И О СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Куда обратиться православному христианину, если он пожелает узнать истинное учение о сотворении мира и человека? Святитель Василий Великий нам ясно говорит: «О чем говорить прежде? С чего начать толкование? Обличать ли суетность язычников? Или возвеличить истину нашего учения? Эллинские мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым: потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению».[xxi]
Следуя примеру святителя Василия, «внешние учения оставляя внешним, возвратимся к учению церковному».[xxii] Как и он, станем «исследовать состав мира, рассматривать вселенную не по началам мирской мудрости, но как научил сему служителя Своего Бог, глаголавший с ним «яве, а не гаданием» (Числ. 12: 8)».[xxiii]
Возвращаясь к святым отцам, следует признать, что эволюционистские взгляды на происхождение мира и человека в действительности не только ничему не учат нас о происхождении человека, а наоборот – ложно говорят о человеке.
Православное учение о человеческой природе наиболее сжато изложено в «Душеполезных поучениях» Аввы Дорофея. «Эта книга принята в Православной Церкви как азбука, основной учебник православной духовности; это первое духовное чтение, которое дают православному монаху, и оно остается его постоянным спутником в течение всей жизни, читаемое и перечитываемое. Чрезвычайно важно, что православное учение о человеческой природе излагается на первой же странице этой книги, так как учение это является основанием всей православной духовной жизни».[xxiv]
Что это за учение? Авва Дорофей пишет в первых же строках своего Поучения Первого: «В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2: 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их через преступление…[xxv]
(Господь Иисус Христос) принял самое естество наше, начаток нашего состава, и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал опять здоровыми, какими они были и в начале…[xxvi]
А чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму, ненавидение своей воли; ибо чрез них человек сподобляется прийти в себя и возвратиться в естественное состояние чрез очищение себя святыми заповедями Христовыми».[xxvii]
ПОВРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЗДАННОЙ ПРИРОДЫ ВСЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ХРИСТОМ СПАСИТЕЛЕМ
Святые отцы ясно учат, что, когда Адам согрешил, человек не просто утратил нечто, что было прибавлено к его природе, но скорее сама человеческая природа изменилась, подверглась порче в то самое время, как человек утратил благодать Божию. Богослужения Православной Церкви, которые являются основой нашего православного догматического учения и духовной жизни, ясно учат нас, что человеческая природа не естественна для нас, а находится в испорченном состоянии: «Исцеляя человеческое естество, древним преступлением истлевшее, без тли нов рождается Младенец, и в Твоих недрех, яко на престоле, седит, Безневестная, Отеческого не оставль соседения Божеством» (Минея 22 декабря, Богородичен 6-й песни канона на утрени).[xxviii] «Спасти хотя от тли истлевшее человеческое естейство Зиждитель и Господь, во утробу очищенну Святым Духом вселився, неизреченно вобразися» (Минея 23 января, Богородичен 5-й песни канона на утрени).[xxix]
И в таких гимнах все наше православное понятие о воплощении Христа и о нашем спасении через Него связывается с надлежащим пониманием человеческой природы, как она была в начале, и которую Христос восстановил в нас.
Справедливо пишет профессор Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле И.М. Андреев: «Христианство всегда рассматривало современное состояние материи, как результат грехопадения… Грехопадение человека изменило всю его природу, в том числе и природу самой материи, которую проклял Бог (Быт. 3, 17)».[xxx] Соглашаясь с этим заявлением, мы делаем вывод, что эволюционное учение не только отвергает описанный в книге Бытия акт Творения, но так же отвергает идею греха, сам грех, отвергает великий опыт покаяния, накопленный Христианством в течение двух тысяч лет.
Поэтому, логично сделать следующий вывод: эволюция противоречит учению святых отцов, т.е. не вписывается в рамки святоотеческого учения о Творении и создании человека.
Из опыта сожития с нашим тленным телом нам невозможно понять состояние нетленного тела Адамова, не имевшего естественных нужд, как мы знаем, евшего «от всякого древа» в раю без выделения каких-либо отходов, и не знавшего сна (пока прямое действие Бога не заставило его уснуть, чтобы Ева была создана из ребра). А насколько менее способны мы понять еще более возвышенное состояние наших тел в грядущем веке! Но мы достаточно знаем о природе первозданного мира и жизни первых людей в раю из Священного Писания и Предания, т.е. из учения Церкви, чтобы опровергнуть всех тех, кто считает, что может понять эти тайны через научное знание и мирскую философию. Состояние человека в раю и первозданного мира навсегда вынесено за пределы научного знания барьером адамова прегрешения, изменившего саму природу первозданного человека и всей твари, а также и природу самого знания.
Согласно православному учению, которое исходит от Божественного созерцания, природа Адама в раю была отличной от нынешней человеческой природы, и по телу, и по душе, и эта возвышенная природа оживлялась Божьей благодатью. А согласно латинской доктрине, основанной на рационалистических дедукциях из нынешнего падшего естества, человек по природе тленен и смертен, каков он и есть сейчас, а его состояние в раю было особым, сверхъестественным даром. Все это показывает, насколько искажается чудесное святоотеческое видение Адама и первозданного мира, когда подходят к этому с позиции мудрости падшего мира. Ни наука, ни логика ничего не могут нам сказать о рае; «и все же многие православные настолько обмануты современной наукой и ее рационалистической философией, что боятся прочесть серьезно первые главы Книги Бытия, зная, что современные «мудрецы» находят там столько «сомнительного» или «запутанного», или такого, что подлежит «новой интерпретации», или что можешь получить репутацию «фундаменталиста», если посмеешь читать этот текст просто «как написано», как все святые отцы читали».[xxxi]
Здравое чувство православного христианина подсказывает отвернуться от «глубокой» модной точки зрения, что человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Поэтому справедливо, когда св. отцы выражают свой праведный гнев на тех, кто пытается доказать, что человек – это обезьяна, от которой, как они хвалятся, они произошли. Такова точка зрения православной святости, которая знает, что творение не таково, как им его описывают современные мудрецы с их пустой философией, но как Господь открыл его Моисею «не гадательно», и как святые отцы видели его в Божественном созерцании. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал бы произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели самый «состав видимых вещей» в Божественном созерцании, знали бы это.
«Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии?»[xxxii] – взывает к нам величайший подвижник современности иеромонах Серафим (Роуз). И не только он один. Много было сказано о «западном пленении» православного богословия;[xxxiii] когда же мы поймем, что в еще более отчаянном «западном пленении» находится сегодня каждый беспомощный пленник «духа времени», преобладающего течения мирской философии, растворенной в самом воздухе, которым мы дышим в богоотступном, богоненавистном обществе? Православный, который не борется сознательно против пустой философии века сего, а просто принимает ее в себя и находится с нею в мире, потому что собственное его понимание Православия искажено, не сообразуется со святоотеческими установлениями.
Изощренные в мирском мудровании смеются над теми, кто называет эволюционизм «ересью». Действительно, эволюционизм, строго говоря, не ересь, но эволюционизм это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению, и она втягивает в такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую можно было бы легко опознать и обличить. Эволюционизм тесно сплетен со всею апостасийною ментальностью секуляризованного «западного христианства», он является орудием «новой духовности» и «нового христианства», в которое сатана ныне стремится погрузить последних истинных христиан. Эволюционизм предлагает объяснение Творения, противное святоотеческому, он подводит православных под такое влияние, чтобы они читали Священное Писание и не понимали его, автоматически «подгоняя» его текст под предвзятую мирскую натурфилософию. Приняв эволюционизм, невозможно не принять также альтернативного объяснения и других частей Божественного откровения, автоматической «подгонки» других текстов Священного Писания и святоотеческих творений под научную «мудрость».
Современная наука знает только то, что наблюдает, и что можно разумно вывести из наблюдений: ее догадки о самых ранних временах творения имеют значение не большее и не меньшее, чем мифы и басни древних язычников. Истинное знание об Адаме и первозданном мире, насколько нам полезно знать, доступно только через Божественное Откровение и в Божественном созерцании святых.