В чем заключается декоративное творчество детей раннего возраста
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Валентина Середина
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество
в которой раскрывается
духовный мир личности»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Актуальность темы определена следующими аспектами:
• В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
• Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
• Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
• Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.
• Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;
• Формировать умение видеть необычное в обычном;
• Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;
• Заложить основу эстетической красоты;
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.
Этапы развития творческих способностей ребенка:
• І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);
• ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);
• ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)
Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:
• Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
• Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
• Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
• Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.
• Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
• Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
• Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
• Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
• Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.
Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:
• Аппликация из пластилина
Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.
Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.
Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.
Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями» В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.
Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.
Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.
Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.
Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» 1слайд. Я хочу с вами поделиться опытом кружковой работы:.
Развитие творчества детей посредством декоративного искусства
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.
Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.
Хотя, в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы входят в нашу жизнь с детства.
Пути использования предметов народного декоративно-прикладного искусства в качестве образцов.
Для обучения и развития декоративного творчества используются фотографии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий.
Для занятий отбираем предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста.
Эти виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В каждой возрастной группе воспитатель в начале учебного года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые, в сравнении с изученными.
В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором.
Это городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.
Вся работа проводится в трех направлениях:
1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.
Обучение некоторым приемам росписи, лепки.
3. Формирование детского декоративного творчества.
Форма организации работы с детьми:
1. Выставки являются основной формой работы.На них могут быть представлены:
— один подлинный предмет (например, дымковский конь);
— предметы одного вида (дымковские игрушки);
— предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
— сравнение двух-трех видов.
2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка.
4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.
5. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества.
О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности.
Дети испытывают удовольствие от выразительного контура в рисунке.
Не менее важна задача образного познания действительности.
В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний.
Дети двух лет, нанося краской крупные и мелкие пятна, воспринимают первые, как следы медведя, а вторые, как следы зайчиков.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию,стоят следующие задачи:
— развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
— развивать чувство цвета;
— развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
— совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется, как важная задача.
В процессе обучения рисованию, дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют его свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, все это приводит к более правильному, выразительному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет (средняя группа). Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых элементов в узор.
Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования, которыми они знакомились еще в младшей группе.
Детям пяти лет можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте
Детей пяти лет учим:
— симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
— использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
— находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
— умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы.
Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге – заполнению всей формы узором, кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник – формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по цвету или форме.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показываем новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя.
Творчество, как деятельность детей, представляет новые возможности для их развития.
Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и дать новую продукцию. Соответствует ли этим показателям детские рисунки? Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Однако, далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Существуют показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений.
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству, их увлеченность, способность «войти в воображаемые обстоятельства». На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей, быстроту реакций, находчивость, использование различных вариантов комбинирования знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа –показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке.
Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы. У детей младшего и среднего возраста творческие способности хорошо развиваются в игре.
В процессе систематических занятий декоративным рисованием, использованием дидактических игр и упражнений, посещение выставок народных умельцев, чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций – все это вместе взятое позволяет расширить кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях мышление, свободу, индивидуальность, наблюдательность.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества, потребность доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Вывод: Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство
Тюрюханова Наталья Гаврииловна
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство.
Воспитатель: Тюрюханова Наталья Гаврииловна
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств, с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности, через сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство развивает у детей восприятие и формирует представления о свойствах предметов, различных явлениях окружающего мира. Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых,возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются эстетические чувства и художественный вкус. Развиваются творческие способности детей.
Познавая искусство народно прикладного творчества, малыш приобретает чувственный опыт- ориентировочно исследовательской деятельности,используя такие способы действия как:
-Хаотические действия (в основном используются до года, ребёнок действует с предметом как считает нужным).
-Методом проб и ошибок (пока не найдёт правильный вариант).
-Практическое применение (сравнение предметов вблизи, и действуя в соответствии с результатом (втулки).
-Зрительное соотнесение (сравнение предмета на расстоянии).
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по настоящему значим.
Для развития творческих способностей детейнеобходимо создавать соответствующие условия:
1). Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста.
2). Поощрять любые интересы ребёнка.
3). Использовать различные виды декоративно прикладного искусства: аппликация, лепка, рисование, музыка.
4). Создать обстановку, которая будет способствовать развитию творческих способностей детей.
5). Снабдить необходимым материалом.
6). Радоваться успеху ребёнка.
7). Подбор специальных дидактических игр с обучающими задачами.
8). Подвижные игры, с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели, без учёта определённого признака предмета. (Добеги до матрёшки).
Следуя помнить о том,что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками предметами.
В процессе ориентировочно исследовательской деятельности, используя народно прикладное искусство в развитии детей раннего возраста приобретается:
3). Учат величину изделия.
4). Развивают речь детей. (Проговаривая слова и действия).
5). Различают качество предметов. (Дерево, бумага, глина).
6). Рисуют различными нетрадиционными методами.
(Пальчиком, ватной палочкой,штампом, кистью-травинки).
Тема декоративно прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
«Расставь матрёшек правильно»
«Дорисуй,что не дорисовал художник»
Консультации для родителей:
«Декоративно прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей«.
«Народное декоративно прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста«.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.
Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.
Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.
Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.
Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.
Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста».
Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.
Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.
Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.