В чем заключается деструктивный аспект влияния глобализации на межкультурной коммуникации
Влияние процесса глобализации на развитие межкультурной коммуникации
Исследование проблемы взаимодействия материальных и духовных культур, создания единого информационного пространства в эпоху глобализации. Преодоление преград в межкультурной коммуникации и формирование толерантности к представителям другой культуры.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | статья |
Язык | украинский |
Дата добавления | 11.04.2018 |
Размер файла | 26,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Актуальность темы исследования обусловлена динамизмом изменений во всех сферах жизни современного общества. Одним из проявлений этого является повышенный интерес к культуре. Глобальные тенденции общемирового развития требуют осмысления проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов, в которую интегрируются все сферы человеческой коммуникации на уровне индивидов, социальных групп, государств и цивилизаций как в рамках одной культуры, так и при взаимодействии разных культур.
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых обратить внимание на роль межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира.
Детальный анализ современных явлений и процессов в их противоречивом единстве и многообразии показал, что деятельность человека оказалась напрямую связанной и непосредственно зависящей как от состояния дел в культуре в целом, так и от характера взаимодействия различных культур.
Межкультурная коммуникация является огромной ценностью, ибо потребность человека в приобщении к другой культуре способствует его духовному совершенствованию, воспитанию интеллигентности и толерантности. Увеличение значимости коммуникативных процессов в обществе и культуре является основной причиной осмысления проблем межкультурной коммуникации и ее роли в современном глобализационном процессе.
Во-первых, глобализацию следует рассматривать как объективную реальность современного общественного развития, о чем говорит и процесс становления глобализма как формы общественного явления. Рассматривая глобализацию с данной точки зрения можно утверждать, что глобализационные процессы ведут к росту коммуникативных возможностей, снижению цен, укреплению прав человека, повышению уровня жизни, оздоровлению национальных экономик (предоставляют государствам широкий выход на международные рынки) и росту личных доходов. Кроме этого, глобализационные процессы делают более условными государственные границы, способствуют росту национального самосознания. Как видим, такой подход позволяет увидеть позитивные моменты глобализации.
Во-вторых, глобализацию можно рассматривать и как процесс, при котором наблюдается ухудшение экологической ситуации, усугубление нищеты, сокращение рабочих мест, еще большее отставание бедных стран от развитых государств, кроме этого, снижение роли государства в современном мире, вследствие чего рост роли ТНК и ускоренное формирование системы глобальных социальных отношений. Основная опасность глобализации кроется в унификации культур. Процесс глобализации культуры сводится к потреблению одного и того же культурного продукта в мировом масштабе. Причиной этого является стихийное, неконтролируемое заимствование культурных ценностей.
Колоссальное увеличение культурных контактов, ставшее возможным на основе развития современных систем коммуникации, привело к трансформации культурных значений и знаний. Коэн и Кеннеди пишут о важных последствиях такого рода трансформаций:
1. Стало возможным переносить и трансплантировать культурные значения из одного (оригинального) социального контекста в другой.
2. Несмотря на то, что элементы культуры из других контекстов проникают к нам фрагментарно, мы имеем средства доступа к гораздо большему числу таких фрагментарных знаний, чем когда-либо раньше. Кроме того, мы имеем возможность получать эти знания из множества разных источников.
3. Мы можем получить полную картину жизненного стиля какого-то другого народа на основе визуальных образов, передаваемых по телевидению или через кинематограф.
4. Информация о жизни других народов стала не только доступна, но и практически необходима для выживания. Если эти знания игнорировать, то можно оказаться «за бортом» многих преимуществ современности.
6. Многие люди осознают, что они живут в плюралистическом, мультикультурном мире и могут участвовать в социальных и культурных практиках, которые раньше были им недоступны: национальные кухни, музыка, религиозные и брачно-семейные практики других стран [7, с. 48-49].
Таким образом, информация о жизни других народов не только доступна, но и практически необходима для выживания. Если эти знания игнорировать, то можно лишиться многих преимуществ современности.
Масштабы и интенсивность межкультурных контактов порождают необходимость постоянного их осмысления, интерпретации и сравнения элементов своей и чужой культуры. По мнению Е.И. Булдаковой, межкультурная коммуникация, являясь фактором повседневной жизни современного человека, усложнила его восприятие мира и процесс самоидентификации. Вследствие этого, отмечает автор, социальная целостность современного человека, и без того находящаяся в состоянии обновления, все больше фрагментируется [2]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что межкультурная коммуникация требует осмысления, обновления и творческого подхода со стороны индивидов современного общества.
Одной из специфических характеристик межкультурной коммуникации в условиях глобализации является немыслимый ранее рост культурных контактов. Несмотря на множество определений, под культурой большинство социологов понимают совокупность усвоенных в ходе социализации и инкультурации идей, ценностей, образцов поведения, знаний, эстетических предпочтений, правил и обычаев, которые разделяются действующими индивидами определенного общества. Совокупность культурных представлений позволит людям формировать уникальный (отличный от других) образ жизни. В этом смысле человеческий мир состоит из многообразия различных культур, каждая из которых может быть адекватно интерпретирована только ее непосредственным представителем. На протяжении большей части человеческой истории культура и знания развивались главным образом в неформальных, повседневных ситуациях, ассоциированных во взаимоотношениях людей в семье, церкви и соседской общине. Их диффузия из одного культурного контекста в другой происходила очень медленно и фрагментарно, к примеру, посредством заморских путешествий, торговли, завоеваний одних народов другими и деятельности религиозных миссионеров.
С точки зрения отечественного ученого П.С. Тумаркина, межкультурная коммуникация, как известно, предполагает знание и способность применять на практике социокультурный коммуникативный код, т. е. прежде всего язык, нормы и правила поведения (поведенческий код), психологии и менталитета (психоментальный код), характерные данному этносу в определенный промежуток времени и т. д. [7]. Совокупное влияние коммуникативного кода в процессе коммуникации трактуется как национальные коммуникативные особенности или национально-культурная специфика какого-либо народа. Высшим уровнем компетентности в сфере межкультурной коммуникации считается способность свободно переходить на соответствующий коммуникативный режим (переключение режима). При отсутствии такой компетентности (или зная лишь язык) представители разных этносов чаще всего общаются с носителями иной культуры и оценивают их на основе собственных национальных норм, что особенно затрудняет коммуникацию между представителями разных культурных сфер. Все это усиливает внимание к проблемам общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость, толерантность и уважение к культуре партнеров по коммуникации, их идеалам и ценностям [4].
Новое глобальное измерение культур, выстраиваемое в широком пространстве ценностной коммуникации, наполняет новым содержанием сам процесс глобализации. Это «культурная глобализация», характерными признаками которой становятся тенденции взаимодополняемости и взаимопроникновения, определяющие формирование иных различных линий, новых локальностей и нового многообразия жизненных практик. [6]. Ценности культуры задают направление, характер, содержание и интенсивность общественных преобразований, потому осознание локального как аспекта глобального в межкультурной коммуникации позволяет уменьшить унифицирующие тенденции глобализации [8].
В целом для преодоления преград в межкультурной коммуникации потребуется не только формирование толерантности, в основу которой входит признание прав другого человека, восприятие представителя другой культуры как представителя своей собственной, уважительное отношение к мнению партнера по коммуникации, но и развитие таких качеств личности, как готовность не преувеличивать недостатки собеседника, способность предугадывать реакцию собеседника, желание услышать и быть услышанным. Эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться, преодолевая разного рода межкультурные несоответствия.
Таким образом, в условиях глобализации проблема межкультурной коммуникации является центральной. Это связано не столько с миграционными потоками, сколько вообще с интенсификацией информационно-коммуникативного пространства. Глобализация способствует динамичному развитию межкультурных контактов обществ, социальных групп и индивидов, созданию новых социокультурных образований.
Практические потребности межкультурной коммуникации задают направление новых теоретических поисков, приводят к переосмыслению традиционных идей и выявляют острую необходимость в соответствующей научной парадигме, базирующейся на эвристических возможностях коммуникации и культуры.
межкультурный коммуникация глобализация духовный
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Значимость процесса межкультурной коммуникации в период глобализации в современном мире как совокупности различных социокультурных структур и их взаимодействия. Символические основы межкультурной коммуникации, ее основные типы и их характеристика.
курсовая работа [63,7 K], добавлен 11.11.2014
Изучение вопроса компетенции и особенностей межкультурной коммуникации в языковой культуре. Влияние глобализации на проблемы этностереотипов и табуированных тем. Отражение в культуре и творчестве разных народов этнических стереотипов и табуированных тем.
курсовая работа [104,1 K], добавлен 02.12.2013
Понятие и уровни межкультурной коммуникации. Стратегии редукции неуверенности. Риторическая теория коммуникации. Теория социальных категорий и обстоятельств. Становление и развитие межкультурной коммуникации как учебной дисциплины в США, Европе и России.
курсовая работа [33,1 K], добавлен 21.06.2012
контрольная работа [31,4 K], добавлен 27.10.2010
Барьеры, которые снижают эффективность интеракций: различия когнитивных схем, используемых представителями разных культур (особенности языковых и невербальных систем, элементов общественного сознания). Социокультурные барьеры в межкультурной коммуникации.
реферат [31,2 K], добавлен 05.03.2013
Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды. Понятие межкультурной коммуникации и виды межкультурного взаимодействия. Выявление форм межкультурной коммуникации, сложившейся между монголо-татарами и Древней Русью в период господства Золотой Орды.
курсовая работа [42,1 K], добавлен 20.11.2012
Развитие человечества по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран и народов. Анализ социокультурного и общенаучного подходов к понятию коммуникации. Русский язык в контексте межкультурной коммуникации на постсоветском пространстве.
контрольная работа [29,0 K], добавлен 26.06.2013
Особенности межличностной коммуникации в эпоху глобализации и взаимодействия культур
Особенности межличностной коммуникации в эпоху глобализации и взаимодействия культур
Явление межкультурной коммуникации сегодня находится в поле зрения множества дисциплин. Среди них такие, как культурология, социология, этнология, социолингвистика, политология, философия. Причинами такого широкого интереса к данной проблеме стали интернационализация и глобализация, предполагающие становление межкультурного диалога. Поэтому сегодня мы наблюдаем, что процессы межкультурного взаимодействия проходят все активнее. Без них представить современное мировое сообщество уже нельзя. Однако, несмотря на неоспоримую значимость межкультурной коммуникации, в мировой науке не существует общего теоретико-методологического подхода к ее изучению. Более того, не существует ее единого определения в российском и европейском научных сообществах. Так, в рамках отечественной научной традиции термин межкультурная коммуникация связывают с обменом знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных национальных культур. В то время как в научно-теоретических текстах европейских исследователей термин межкультурная коммуникация употребляется в значении взаимодействия двух участников коммуникативного акта, принадлежащим разным национальным культурам. На наш взгляд, разнообразное восприятие явления межкультурной коммуникации есть следствие процессов глобализации. Они привнесли и другие характерные черты межкультурному диалогу. Их изучение, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Понимание особенностей межкультурной коммуникации представит возможность устранить многие межкультурные конфликты и барьеры в понимании, а также позволит продуктивнее разрабатывать проблематику межкультурных диалогов.
Как и все предыдущие эпохи, нынешняя характеризуется стремлением человека к общению и императивом (необходимостью) общения, поскольку человек – существо социальное, всегда стремится к общению с другими как в малой социальной группы, так и за ее пределами, с представителями иных социокультурных сообществ и групп. Однако, в коммуникацию вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры формируют специфические символические и смысловые рамки. Коммуникация, существующая между людьми, так же безгранична и разнообразна, как само человеческое общество. Такое разнообразие отражается в различных формах, типах и видах коммуникации.
Одним из таких видов коммуникации является межкультурная коммуникация, которая может проявляется в форме коммуникации межличностной. Межличностная коммуникация – это процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга [3]. На наш взгляд, в нем можно выделить целый ряд отличных от других видов коммуникации особенностей. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется количеством участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями времени и пространства коммуникации. Так, например, самым ярким образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек.
Понимание межкультурной коммуникации в качестве разновидности межличностной коммуникации подразумевает процесс осознания существования культурных различий, после которого межличностная коммуникация становится межкультурной. Отсюда главной целью коммуникации становится преодоление межкультурных различий [4].
Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами. Классическое определение дано в книге и «Язык и культура», где межкультурная коммуникация понимается как адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [2].
Основные трудности такой коммуникации, главным образом, связаны с разницей в ожиданиях, убеждениях, которые свойственны каждому человеку и которые существенно отличаются друг от друга в разных культурах. Следует отметить, что представители разных культур по-разному дешифруют полученные сообщения. Все это становится важным лишь в процессе коммуникации и приводит к непониманию и напряженности, трудности и невозможности общения [5]. Непонимание собеседника в межкультурной коммуникации является проблемой, в основе которой лежат культурные различия и от культурологии требуется актуальный отклик на существующую проблему. Чтобы иметь достаточно полное представления о межкультурной коммуникации, необходимо системное исследование ее исходных теоретических и методологических предпосылок, факторов и мотивов.
За последнее время социальные, политические и экономические события мирового масштаба привели к колоссальной миграции народов, их переселению, расселению, смешению, что, в свою очередь, привело к столкновению и конфликту культур. Иными словами, эпоха глобализации и коммуникационных технологий не только сближает народы и культуры, способствует единению, преодолению тех различий (языковых, национальных и т. д.), которые ранее мешали, обеспечивает определенные условия диалога между культурами, но иногда она приводит и к их конфронтации из-за различных взглядов на мир. Однако, при этом каждый из партнеров по коммуникации не осознает существующие различия, считая свое понимание мира единственно верным. После осознания обеими сторонами ситуации непонимания, часто происходит попытка объяснить эту ситуацию, при которой каждая сторона не ставит под вопрос свою правоту, охотней думая о некомпетентности или даже об агрессивности своего партнера по коммуникации. В такой ситуации появляется представление о «чужом», которое и становится ключевым понятием в понимании межкультурной коммуникации. Все «чужое» представляется, как иноземное, негативное, незнакомое и отталкивающее. Сталкиваясь с чужой культурой, человек склонен видеть в ней много странного и даже пугающего [1]. Только осознав это, появляется возможность прийти к пониманию причин разного рода неадекватности в ситуации межкультурной коммуникации.
Процесс взаимодействия между культурами, который ведет их к унификации, вызывает у многих наций стремление к культурной самостоятельности и стойкому стремлению сохранить свои культурные ценности. На наш взгляд, подобная тенденция к сохранению культурной самобытности свидетельствует о том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не теряет своего культурного разнообразия. При этих тенденциях общественного развития становится крайне важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понимать друг друга и добиться взаимоуважения. Ряд стран и культур демонстрирует свое ярко выраженное неприятие происходящих культурных изменений. Открытию культурных границ эти страны противопоставляют закрытие своих собственных и чрезмерное чувство гордости своей национальной самобытностью. Каждое общество по-своему реагирует на влияния извне. Широта противоборства процессу слияния культур достаточно велика: от простого неприятия ценностей других культур до активного противоборства их распространению и утверждению. В результате этого на сегодняшний день можно констатировать множество этнорелигиозных конфликтов, рост националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.
Родная культура объединяет людей, но в тоже время, отделяет их от других, чужих культур. Иначе говоря, родная культура – это защита, стоящая на охране национального своеобразия народа и преграда, отгораживающая от других народов и культур.
С одной стороны, мир всё больше становится единым основываясь на глобализации, интеграции в экономической, технологической, информационной сферах, с другой стороны, усиленная интеграция приводит к росту культурного самосознания. В таком процессе складывается многообразие различных по своей истории, традициям, языку, религии (и т. д.) культурных социумов, развивающихся, взаимодействующих и влияющих друг на друга на основе межкультурной коммуникации по ее внутренне присущим законам. Они относительно самостоятельны и, оставаясь разными, сталкиваются в едином информационном пространстве.
В такой непростой и даже опасной ситуации перед наукой остро стоят сложные, но крайне важные задачи: прежде всего, изучить корни, проявления, формы, виды, развитие культур разных народов и их контактов, а затем, научить людей уважению, пониманию других культур и умению выстраивать плодотворную межличностную коммуникацию.
Формирование навыков межкультурной коммуникации, позволяют человеку найти в другой культуре не столько то, что отличает представителей разных культур друг от друга, а сколько то, что сближает и объединяет их. Крайне важным является способность находить выход из конфликтных ситуаций в процессе межкультурной коммуникации. Навыки межкультурной коммуникации позволяют человеку ориентироваться в едином культурном пространстве, характеризующемся взаимодействием локальных культур с глобальной [7]. Помимо того, успешность коммуникации зависит от способности адаптироваться к различиям культур, т. к. осознание непривычного поведения и образа мыслей, свойственных представителям других культур, может приводить к конфликту. Культурные различия могут снижать предсказуемость развития коммуникации из-за несоответствий в языке, нормах и правилах. Может возникать чувство недоверия, поскольку убеждения, отличные от тех, которые существуют в родной культуре, часто кажутся странными. Тогда появляется склонность считать их неправильными, а это еще в большей степени снижает эффективность коммуникации.
Межкультурная коммуникация является инструментом влияния на культуры, которые контактируют между собой в современном мире. Содержание коммуникации, ее виды и формы определяются и меняются по мере глобализации общества как общемирового феномена и повсеместного внедрения новых технологий. Особенно заметным это становится там, где эти технологии преодолевают барьеры пространства и времени в контактах людей и превращают межкультурную коммуникацию в обыденную повседневность.
Взаимозависимость государств и их экономик является лишь одним из аспектов глобализации, в то время как важнейшим моментом является трансформация сознания людей. Вследствие активного экономического развития многих государств и регионов, революционных изменений в технологии, глобализации экономики – частота, интенсивность и плотность продолжительных контактов между представителями разных культур в значительной степени возросли и продолжают стремительно увеличиваться. Кроме экономики крайне важными зонами профессиональной и социальной межкультурной коммуникации стали сотрудничество в сферах науки, образования и туризма [6].
Научно-технический прогресс создает все новые виды, способы и формы коммуникации, важнейшим условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Глобальная сеть Интернет дает возможность быстро завязывать знакомства и так же быстро вступать в контакт с людьми по всему миру, что способствует межкультурной коммуникации. Такие широчайшие возможности, предоставляемые новыми коммуникационными технологиями, Интернетом, привели в непосредственный контакт миллионы людей из разных культурных миров, незнакомых с их особенностями и неподготовленных к межкультурному диалогу. Люди испытывают трудности в межличностной коммуникации, не обладая достаточными социокультурными знаниями, чтобы правильно строить свою коммуникативную стратегию.
Сегодня овладение знаниями и навыками коммуникации, в т. ч. и межкультурной, диктуется практическими потребностями современной реальной жизни. Важно не только знать принципы межкультурной коммуникации, но уметь применять их и совершенствовать на практике. Необходимо развивать умение выражать свои мысли различными способами, то есть объяснять одну и ту же идею по-разному. Успешность межличностной коммуникации между представителями разных культур, нужно рассматривать как демонстрацию способности правильно представлять себе собеседника, сказать нужное слово в нужной ситуации, знать и уважать чужую культуру – неоценимые умения для межкультурной коммуникации [8].
Такое направление развития общества обеспечит плодотворную межнациональную и межкультурную коммуникацию, должна обеспечивать именно культурология – наука, изучающая культуру и наиболее общие закономерности её развития. Кроме того, систематизация знаний в этой области должна отвечать цели углубления представлений о собственных культурных традициях, поскольку лишь знание культуры и языка с иным мышлением приводит к надлежащему пониманию собственной культуры. Необходимо знать способы преодоления коммуникационных барьеров, иметь представление о формах поведения в тех или иных ситуациях межкультурной коммуникации.
Все выше описанное объясняет пристальное внимание к вопросам межкультурного общения главным образом в его межличностных проявлениях. Основное внимание исследователей сосредоточено на разработке умений и навыков межкультурного общения с учетом культурных особенностей стран. Нужная информация для обучения межкультурному общению приходит из разных наук, поэтому межкультурная коммуникация как область научных исследований изначально имеет междисциплинарный характер.
Такое положение вещей демонстрирует крайнюю сложность, многоплановость и масштабность этого явления, привлекающего внимание и умы ученых различных областей знания: культурологов, философов, социологов, экономистов, политиков, и обществоведов, пытающихся осмыслить, проанализировать и прогнозировать межличностную, межкультурную коммуникацию.
Итак, мы пришли к выводу, что процесс глобализации наложил неизгладимый отпечаток на процесс межкультурной коммуникации, придав ему свои особенности. Так, например, для ведения межкультурного диалога в современных условиях необходимо знание этики его проведения, а также навыков межкультурного общения. Также межкультурная коммуникация стала инструментом влияния на культуры. Современная межкультурная коммуникация способствует не только взаимопроникновению культур, но и, в отдельных моментах, приводит к разногласиям и даже конфликтам между представителями различных государств. Еще одной особенностью, но также и проблемой, требующей скорейшего разрешения, на наш взгляд, является отсутствие единой понятийной базы для явления межкультурной коммуикации в рамках его изучения различными научными школами мира. Мы склоняемся к мнению, что именно отсутствие этой определенности тормозит исследование явления межкультурной коммуникации и делает этот процесс менее продуктивным.
Также мы выяснили, что становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в культуре, языках, нормах поведения делают эти контакты трудными и даже порой невозможными. Причинами этих неудач становятся различия в мироощущении. И очень часть другие культуры мы воспринимаем через призму своей. Такой этноцентризм мешает межкультурной коммуникации. Поэтому, эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе. Ей необходимо целенаправленной учиться.