Название: Этика, учение о морали и нравственности Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 17:11:01 03 сентября 2005 Похожие работы Просмотров: 7503 Комментариев: 22 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.9 Оценка: 5 Скачать
Институт Транспорта и Связи
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Преподаватель: О.В. Позднякова
Контрольная работа № 1.
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;
в) этика; 3) философское учение о морали, ее развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4) традиционно установившиеся правила
д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений с
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
и) свойства и способности человеческого характера.
а) в определении альтернатив общественного развития;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
а) в магическом предсказании будущего;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции не способен никто.
Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо и «что такое плохо».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.
Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.
Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.
«Золотое правило нравственности» является древнейшей этической нормой поведения человека. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Да, согласен. В таком случае мы достигли бы рая на земле и при жизни, воплотили идеал древних и античных философов, свели на нет войны и любые разногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, что на данном этапе существования человека осуществления этих надежд ждать не приходиться – слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости. Можно ли построить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? А их количество является мерилом престижа?
Поскольку человек первобытного общества не был развит как личность, моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций, табу и различных ритуалов.
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. Дает возможность к духовной жизни, выводит из животного состояния, препятствует регрессу.
1. Не являются результатами сознательного личного выбора
2. Имеют четкую сферу действия и применения
3. Учат по старому, в них нет места иным трактовкам или импровизациям
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе
1. Оставляет выбор совершения поступка
2. Стремиться к всеобщему распространению
3. Учит на будущее и требует творческого подхода
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе выбора
1. Закрепляется и поддерживается государством
2. Имеет четкие рамки и границы действия и применения
3. Право имеет законодателей
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. Ориентирована на благо человека и общества в целом
1. Опирается на общественное мнение
2. Возникает стихийно и носит обезличенный характер
3. Нигде не зафиксирована и имеет место лишь в сознании людей
Ритуализированые действия первобытных людей фиксировались, повторялись и превращались в ритуалы и традиции и обычаи. Обычаи и традиции не являются результатами сознательного личного выбора в отличие от морали. Обычаи имеют четко выраженную и локализованную сферу действий, на свой народ страну и т.д. а мораль не имеет границ, она стремиться к всеобщности. Кроме того, если обычай учит нас как по старому, то мораль учит на будущее. Обычаи не дают возможности импровизации – мораль требует творческого отношения и подхода, как к себе, так и к окружающим.
В отличие от морали – право закрепляется и поддерживается государством. Мораль не имеет конституционного характера, а опирается на общественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникает стихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, как бы от всех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть только в сознании людей. Спецификой морали является также и её бескорыстный характер.
Мораль, как и право регламентирует нашу жизнь, налагает на неё определенные рамки. Поставить себя за рамки права, значит, выйти за грань закона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти за грань общественных правил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль на страже права. Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже время многие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия – мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга они воздействуют на общество.
а) мораль определяет политику;
б) политика и мораль существуют автономно;
в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.
Мораль регламентирует нормы поведения человека в обществе их взаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутных потребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижения собственных целей.
Мораль принимает огромное участие в воспитании личности. Родившийся ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Мораль также воздействует на психологию и идеологию людей. Мораль вносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. С течением времени, в поколениях, при условии морального прогресса цивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностных отношений.
Мне кажется, что пока существует человечество, мораль будет существовать вместе с ним. Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.
По мнению И.В. Даля в русский язык слово «мораль» пришло из французского и слово «moralite» первоначально означало «назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека»’. В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета2. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».
1 Словарь русского языка. В 4 тома. Т.2. М. 1986. С. 298, 513.
1.3.4. Познавательная, или гносеологическая функция Мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Считается, что нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической литературе и, прежде всего, в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 1.3.5. Мировоззренческая функция Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична. 1.4. Исторические типы моральных систем В истории этики выделяются следующие типы моральных систем: архаическая нравственность, религиозная (языческая, христианская, мусульманская, протестантская) мораль; сословная (рыцарская, мещанская, лакейская, дворянская, купеческая, олигархическая, элитарная) мораль; классовая (рабская, рабовладельческая, крестьянская, пролетарская, буржуазная) мораль. Рассмотрим некоторые из них.
1 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 32.
‘ Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М, 1990. С. 68-69. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. СПб. 2001. С.105.
1 См.: Домострой. М., 1990.
‘ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.40-41 2 Там же. С.26-27.
Волченко Л.Б.Мещанство // Этика: Учебник / под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М, 1999. С. 277. 2 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 96. См.: Дробницкий ОТ. Мораль. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.. С. 3
1 Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.
в) этика; 3) философское учение о морали, ее развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4) традиционно установившиеся правила
д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений с
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.
2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.
3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической проблематике.
5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс
становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?
8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?
а) общество в целом;
б) общественные отношения;
д) моральное сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупность правил и норм поведения;
з) само поведение людей;
и) свойства и способности человеческого характера.
9. В чем заключается гносеологическая функция этики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования общества;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
10. В чем заключается прогностическая функция этики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования общества;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
11. В чем заключается инструменталистская функция этики?
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.
12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по
этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда
ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции не способен никто.
13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана многозначность этого термина?
Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо и «что такое плохо».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.
Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.
Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.
14. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «этика», «мораль»,
«нравственность» с их повседневным употреблением?
15.1. Назовите «золотое правило нравственности».
«Золотое правило нравственности» является древнейшей этической нормой поведения человека. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
15.2. Согласны ли Вы, что данный принцип должен лежать в основе взаимоотношений людей?
Да, согласен. В таком случае мы достигли бы рая на земле и при жизни, воплотили идеал древних и античных философов, свели на нет войны и любые разногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, что на данном этапе существования человека осуществления этих надежд ждать не приходиться – слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости. Можно ли построить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? А их количество является мерилом престижа?
16. В условиях родоплеменного строя индивид целиком отождествляет себя с
коллективом, а его поведение характеризуется нерасчлененностью, слитностью поведения и сознания. Как Вы считаете, существует ли в этих условиях мораль как система норм? Обоснуйте свой ответ.
17. Какие регуляторы поступков и общественных отношений существовали до
Поскольку человек первобытного общества не был развит как личность, моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций, табу и различных ритуалов.
18. В чем Вы видите сходство и различие обычаев и морали? Заполните таблицу.
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. Дает возможность к духовной жизни, выводит из животного состояния, препятствует регрессу.
1. Не являются результатами сознательного личного выбора
2. Имеют четкую сферу действия и применения
3. Учат по старому, в них нет места иным трактовкам или импровизациям
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе
1. Оставляет выбор совершения поступка
2. Стремиться к всеобщему распространению
3. Учит на будущее и требует творческого подхода
19. Аналогичным образом сравните мораль и право. Заполните таблицу.
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе выбора
1. Закрепляется и поддерживается государством
2. Имеет четкие рамки и границы действия и применения
3. Право имеет законодателей
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. Ориентирована на благо человека и общества в целом
1. Опирается на общественное мнение
2. Возникает стихийно и носит обезличенный характер
3. Нигде не зафиксирована и имеет место лишь в сознании людей
20. Учитывая данные вышеприведенных таблиц, определите специфику морали как самостоятельной сферы общественной жизни.
Ритуализированые действия первобытных людей фиксировались, повторялись и превращались в ритуалы и традиции и обычаи. Обычаи и традиции не являются результатами сознательного личного выбора в отличие от морали. Обычаи имеют четко выраженную и локализованную сферу действий, на свой народ страну и т.д. а мораль не имеет границ, она стремиться к всеобщности. Кроме того, если обычай учит нас как по старому, то мораль учит на будущее. Обычаи не дают возможности импровизации – мораль требует творческого отношения и подхода, как к себе, так и к окружающим.
В отличие от морали – право закрепляется и поддерживается государством. Мораль не имеет конституционного характера, а опирается на общественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникает стихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, как бы от всех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть только в сознании людей. Спецификой морали является также и её бескорыстный характер.
21. Как соотносятся мораль и право в качестве механизмов регуляции
Мораль, как и право регламентирует нашу жизнь, налагает на неё определенные рамки. Поставить себя за рамки права, значит, выйти за грань закона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти за грань общественных правил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль на страже права. Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже время многие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия – мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга они воздействуют на общество.
22. Как соотносятся мораль и политика? Какими с Вашей точки зрения должны быть их взаимоотношения?
а) мораль определяет политику;
б) политика и мораль существуют автономно;
в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.
23. Какие функции мораль выполняет в обществе? Выделите, на Ваш взгляд,
наиболее важные из них и аргументируйте Ваш выбор.
Мораль регламентирует нормы поведения человека в обществе их взаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутных потребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижения собственных целей.
Мораль принимает огромное участие в воспитании личности. Родившийся ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Мораль также воздействует на психологию и идеологию людей. Мораль вносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. С течением времени, в поколениях, при условии морального прогресса цивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностных отношений.
24. Каков характер санкций морали? В каких формах они проявляются?
25. Как Вы считаете, существует ли перспектива отмирания морали?
Мне кажется, что пока существует человечество, мораль будет существовать вместе с ним. Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.