В чем заключается гомеровский вопрос

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

Полезное

Смотреть что такое «ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС» в других словарях:

Гомеровский вопрос — Гомеровский вопрос совокупность проблем, относящихся к авторству древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера. Острая постановка этих проблем была произведена вышедшей в 1795 году книгой Фридриха Августа Вольфа … Википедия

Гомеровский вопрос — совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; шире совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Уже в древности… … Большая советская энциклопедия

Гомеровский вопрос — совокупность проблем, связанных с личностью и авторством Гомера, оформлением и бытованием «Илиады» и «.Одиссеи». В античности существование Гомера и однократность творческ. акта, результатом к рого явились обе поэмы, сомнению не подвергались.… … Античный мир. Словарь-справочник.

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС — ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС, совокупность проблем, охватывающих историю возникновения и литературной фиксации древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается Гомеру.Сущность Г. в., возникшего в науке на рубеже XIX в.,… … Литературный энциклопедический словарь

ГОМЕРОВСКИЙ — ГОМЕРОВСКИЙ, гомеровская, гомеровское (ист. лит.). прил. к собств. имени Гомер (предполагаемый автор древнегреческих поэм: Илиады и Одиссеи). Гомеровский эпос (названные поэмы). Гомеровский вопрос (вопрос о том, кто был автором этих поэм).… … Толковый словарь Ушакова

Вопрос — Вопрос форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а … Википедия

Гомер — (Ηομηρος) имя пользующегося мировой славой древнегреческого поэта, предполагаемого творца греческих эпических поэм: «Илиады» (см.) и «Одиссеи» (см.). Проблемы о Г. и его отношении к «Илиаде» и «Одиссее», о времени возникновения, составе и… … Литературная энциклопедия

Гомер — У этого термина существуют и другие значения, см. Гомер (значения). Гомер Ὅμηρος … Википедия

Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия

Гомер древнегреческий поэт — (Όμηρος). Третье тысячелетие доживает имя Г.; любознательность и остроумие продолжают неустанно работать над решением множества соединенных с ним вопросов и все же многовековая загадка ждет своего Эдипа. Именем Г. открывается история литературы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

Дискуссия об авторстве поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности самого Гомера.

В античную эпоху гомеровского вопроса как такового не существовала: в существовании Гомера никто не сомневался, традиция единодушно приписывала ему авторство, по меньшей мере, «Илиады» и «Одиссеи», он считался величайшим греческим поэтом, на него ссылались, его постоянно цитировали, на нем основывалось все школьное образование и т.п. Хотя еще в древности находились критики, которые ругали Гомера за противоречия и даже высказывали мнение, что у «Одиссеи» мог быть иной автор (т.н. «разделители» – χωρίζοντες). Самым злокозненным критиком Гомера был некий ритор Зоил (IV в. до н.э.), прозванный «гомеромастикс» («бич Гомера»), имя которого стало нарицательным для обозначения придирчивого критика. Но сочувствия в античности позиция Зоила и ему подобных не вызывала. Ситуация изменилась в Новое время, в век Просвещения и скептицизма, когда охотно опровергали и ниспровергали многие устоявшиеся мнения и взгляды. Первым высказался французский аббат Д’Обиньяк: в своих «Академических предположениях по поводу «Илиады» (1715, опубликовано посмертно) он выразил сомнения по поводу существования Гомера и предположил, что поэмы представляют собою сборники песен. В 1725 г. была издана книга «Основания новой науки об общей природе наций» итальянского ученого Джамбаттиста Вико. В числе прочих рассмотренных в ней сюжетов была поставлена проблема авторства гомеровских поэм: Вико выражал сомнение в историчности Гомера и полагал, что «Илиада» и «Одиссея» были написаны разными авторами в разное время. Книга итальянского ученого долгое время была неизвестна за пределами Италии; в Европе ее стали читать только в начале XIX в., когда она была переведена на французский, и немецкий ученый Фридрих Август Вольф пришел к схожим выводам относительно Гомера хоть и позже Вико, но совершенно самостоятельно.

В 1795 г. было опубликовано сочинение Ф.А. Вольфа «Prolegomena ad Homerum» («Введение к Гомеру»), выход которого положил начало развернувшейся дискуссии вокруг «гомеровского вопроса». По мнению автора, гомеровские поэмы – не единое целое, созданное одним поэтом по известному плану, но собрание небольших отдельных песен разных авторов, приведенное в порядок и записанное не ранее времени Писистрата (VI в. до н.э.); в основе их лежала устная народная традиция. Последователи Вольфа, развивая взгляды зачинателя «гомеровского вопроса», подвергли содержание поэм тщательному внутреннему анализу, стали выискивать в их тексте противоречия, объявляя то или иное место подложным, поздней вставкой, интерполяцией и т.п., руководствуясь при этом нередко своим личным вкусом и произволом. Особое внимание они обращали на содержащиеся в поэмах противоречия: сюжетные, культурно-социальные, языковые (в поэмах присутствуют два диалекта греческого языка – в основном ионийский, но некоторые песни написаны на смешанном ионийско-эолийском наречии). Часть тех, кто разделял критические воззрения по гомеровскому вопросу («критики»), придерживались «теории малых песен»: поэмы были составлены при Писистрате из отдельных небольших стихотворений разного времени и разного достоинства; наиболее видный представитель – Карл Лахманн (1793-1851). Другие разделяли концепцию «основного ядра»: существовало несколько поэм, из которых впоследствии были составлены «Илиада» и «Одиссея»: так, И.В.А. Кирхгофф (1826-1908) выделил в «Одиссеи» две поэмы – древнюю и новую, поэму о приключениях Одиссея и «Телемахию», а Джордж Грот (1794-1871) в «Илиаде» видел соединение двух больших поэм: «Ахиллеады» и собственно «Илиады», а часть песен считал вообще отдельными произведениями. Единство поэм защищали унитарии (от лат. unitas – «одно целое, единство»): они полагали, что у поэм был один автор, но соглашались с тем, что в текст могли проникнуть позднейшие вставки или интерполяции.

Новый подход – неоаналитический – к трактовке гомеровской проблемы складывается в 30-40-х гг. XX в. Наиболее яркие его представители – немецкий исследователь В. Шадевальдт (1900-1974) и греческий ученый И. Какридис (1901-1992) – стремились соотнести гомеровские поэмы с предшествующей эпической традицией, которая в их понимании была неотъемлемой частью гомеровского текста: на место «интерполяции» критиков предлагалась «цитата». Примерно в середине XX в. наметился некий компромисс в идущей более ста лет дискуссии. Большинство современных исследователей сходятся на следующем: 1) При записи поэм в эпоху Писистрата они уже являлись художественным целым; при этом могла быть осуществлена какая-то редакторская работа – исправлены отдельные стихи, вставлены или убраны строчки и т.п. 2) Каждая поэма представляет из себя творение великого поэта, единое художественное целое, в котором почти каждая часть служит общей цели и которую поэтому никак невозможно «разрезать на куски». Вопрос: звался ли этот великий поэт Гомер, был ли он автором и «Илиады», и «Одиссеи» – остается открытым. 3) Работа древнего поэта существенно отличалась от работы нынешних пиитов. Он мог объединять и обрабатывать разрозненные стихи из бытовавших сказаний, писать по их образцу новые, дополнять и изменять существующие песни, т.е. зачастую работать как редактор, но имея в виду конечную цель: создание композиционно целостного произведения, объединенного общим планом и общей мыслью. Это утверждение не отменяет того, что в основе поэм лежит мощный пласт устной народной традиции, усвоенный и творчески переработанный великим Гением. 4) Гомеровские поэмы отражают главным образом историческую реальность эпохи, современной их создателю (IX – VIII вв. до н.э.), но встречаются также отдельные реминисценции микенского прошлого.

Источник

В чем суть гомеровского вопроса

Содержание статьи

В чем заключается гомеровский вопрос. 1 53a27dec931f353a27dec93233. В чем заключается гомеровский вопрос фото. В чем заключается гомеровский вопрос-1 53a27dec931f353a27dec93233. картинка В чем заключается гомеровский вопрос. картинка 1 53a27dec931f353a27dec93233

Кто такой Гомер?

Изучение творчества и личности Гомера началось еще в древние времена. Его даже считали неким собирательным образом. Одни толкователи видели в нем одного человека, другие – какое-то сообщество певцов. В общем, все в биографии Гомера до сих пор остаются спорными. Античные исследователи полагали, что Гомер был рожден от бога и был лично знаком с мифическими персонажами своих эпосов. У малоазиатских греков словом «гомер» обозначали слепца. В античном искусстве Гомера изображали слепым стариком.

Авторству Гомера приписывались многие произведения, но в результате признаны только «Илиада», «Одиссея» и «Маргит», последняя не дошла до нашего времени.

Сегодня гомеровский эпос является единственным источником, дошедшим до наших дней в письменном виде. Споры вокруг личности Гомера не утихают вот уже более двух столетий. Сегодня большинство исследователей все-таки пришли к общему мнению, и творческое единство гомеровского эпоса было признано.

Гораздо сложнее дело обстоит с определением содержания его произведений, их исторической достоверности.

Современное состояние «гомеровского вопроса»

Вопрос происхождения гомеровских поэм остается открытым и по сей день. В материалах «Илиады» и «Одиссеи» имеются наслоения разного времени, что говорит о том, что устное предание передавалось непрерывно. Это история греческих героических сказаний, которые передавались из уст в уста на протяжении многих веков. Однако все события в «Одиссее» и «Илиаде» перемешаны, в них полностью отсутствует хронология.

В сюжетах этих произведений присутствует также ряд неувязок и противоречий. Перед современными аналитиками стоит трудная задача: требуется реконструировать общественные отношения на основе сведений, которые содержатся в поэмах. Гомер рассказывает о героях, живших еще во времена микенской эпохи, о которых сам уже не имеет четкого представления.

Однако остается загадкой, как автор смог описать реалии микенского мира, которые стали известны только теперь, благодаря археологическим раскопкам. Гомер рисует варварский, «темный мир», который совсем не вяжется с культурой микенских дворцов.

Эпос Гомера – это предания различных времен, которые были фантазией автора. Некоторые исследователи творчества этого античного поэта склоняются к мнению, что Гомер описывал в своих произведениях события недавнего прошлого, которые были еще живы в памяти старшего поколения. Получается, что Гомер сознательно избегает описания современных ему условий жизни и быта.

Принято считать, что события эпоса охватывают широкий период – XI-VIII вв. до н.э.

Источник

Гомеровский вопрос

Ранее Вольфа обоснованные сомнения высказывали и другие, в числе первых Джамбаттиста Вико, предположивший, что эти поэмы отделены друг от друга не менее чем столетием и возникли из отдельных, сложенных народом песен.

Труд Ф. А. Вольфа получил впоследствии большую известность, исследуя поэмы, он пришёл к выводу, что они в виде отдельных песен возникли ещё в дописьменную эпоху и были плодом не индивидуального, а коллективного народного творчества: в течение столетий они жили в устной традиции и лишь после возникновения письменности были систематизированы и записаны. Кроме того, Вольф указал на многочисленные логические и сюжетные нестыковки в тексте (например, целый ряд событий, описываемых «Илиадой» как происходящие на десятом году войны, по логике военных действий должны были произойти гораздо раньше).

Многие учёные, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность её автора. (Среди отечественных учёных — Ф. Ф. Соколов.) Ряд специалистов (в частности, У. Виламовиц-Мёллендорф) полагали, что у гомеровских поэм было первоначальное ядро, авторская поэма, в дальнейшем же на это ядро наросли сюжетные дополнения.

Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ «Илиады» и «Одиссеи» позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н. э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселённом ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Разные учёные по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешённым остаётся вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.

Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные учёные придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.

Существует версия (Самуэль Батлер, Эндрю Долби), что автором «Одиссеи», судя по подробному описанию домашнего быта, была женщина. Указывают и на легендарного автора — Фантасию (

XII век до н. э.), которая со II-го века упоминается, как автор повествований о Троянской войне и приключениях Одиссея.

Источник

Гомеровский вопрос

6) Гомеровский вопрос

Пока песенное творчество не отрывалось от исполнения, и прозвучавшая песня бесследно исчезала, поэтическая индивидуальность аэда-импровизатора терялась в общем потоке коллективного эпического творчества. На рапсодической стадии эпоса, при исполнении более или менее закрепленного текста, уже может встать вопрос об «авторстве» в отношении данного текста, о поэте, давшем определенное художественное оформление героических сказаний. На первых порах, однако, имя поэта не вызывает к себе особого интереса и легко забывается. Эпические поэмы часто остаются безыменными, несмотря на наличие письменно зафиксированного текста: таковы, например, старофранцузская «Песнь о Роланде» или немецкая «Песнь о Нибелунгах».

не могла отказаться от представления об изначальном совершенстве, а стало быть и законченност» каждой из поэм. На этой же позиции стояли теоретики эпохи Возрождения вплоть до XVI в.

В эпоху классицизма XVII в. развилось отрицательное отношение к поэмам Гомера, и литературная критика отыскивала. в них всевозможные недостатки, главным образом с точки зрения невыполнения устанавливавшихся классицизмом «правил» эпической композиции. В «Илиаде» замечали отсутствие «единого плана», «единого героя», повторения и противоречия. Уже тогда аббат д`Обиньяк доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет собой механическое соединение самостоятельных». не связанных между собой песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много «гомеров», т. е. слепых певцов, исполнявших эти песни. Идеи д`Обиньяка не имели успеха у современников: к проблемам «устного» творчества поэтика классицизма относилась пренебрежительно.

Первая строго научная постановка «гомеровского вопроса» принадлежит Фридриху-Августу Вольфу, выпустившему в 1795 г. «Введение к Гомеру» (Prolegomena ad Homerum). Вольф писал уже в обстановке повышенного интереса к народной поэзии, развившегося в Англии и в Германии в эпоху Просвещения. Враждебное классицизму направление в литературе и эстетике устанавливало глубокую, принципиальную разницу между «естественным» народным и «искусственным» книжным эпосом; поэмы Гомера относили к первой категории. Немецкий поэт и критик Гердер (1744 — 1803) считал Гомера «народным поэтом», импровизатором, песни которого впоследствии были записаны из уст позднейших певцов. Этим идеям, высказывавшимся ведущими писателями и мыслителями эпохи, Вольф пытался дать исторически документированное обоснование. Он приводит три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм: 1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он относит к VII — VI вв. до н. э.; 2) античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате; 3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность создания больших поэм в бесписьменное время и ненужность их в эпоху, когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев, приводят Вольфа к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как собрание отдельных песен. Песни эти сохранились в памяти рапсодов и были записаны лишь при Писистрате; тогда же была проведена некоторая редакционная работа по их объединению. Вольф не отрицает единства и целостности поэм, но считает, что это единство лежит уже в самом материале, в мифе, и не требует поэтому предположения о едином авторе поэм. Тем не менее Вольф допускает, что большинство отдельных песен, вошедших в поэмы, принадлежит одному певцу, которого он называет Гомером; позднейшие певцы составили ряд других песен, которые сохранялись в рапсодическом предании вместе с подлинным Гомером и были объединены с ним при Писистрате. Это последнее предположение Вольфа является компромиссом, уступкой традиции и не вытекает из его основных доводов. Уже в 1796 г. известный немецкий романтик Фр. Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал из них последовательный вывод: художественная целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов.

После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря — «вольфианцев», или «аналитиков», считавших, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами, и «унитариев», защитников «единого» Гомера.

В дальнейшем развитии науки один из основных доводов, выдвигавшихся Вольфом в пользу его теории, был признан совершенно ошибочным, а именно — его взгляд на позднее развитие греческой письменности. Открытия в области греческих надписей, показали, что письменность была отлично известна грекам задолго до VII — VI вв. и уже в VIII в. была в широком употреблении. Эпоха создания «Илиады» и «Одиссеи» не может рассматриваться как бесписьменное время. С другой стороны, было выяснено, что сообщения о писистратовской редакции представляют собой в значительной мере домыслы поздно античных ученых и не дают основания видеть в работе над текстом, проведенной при Писистрате, первую запись гомеровских поэм. Центр тяжести «гомеровского вопроса» перешел на третий аргумент Вольфа, им самим менее всего разработанный, на противоречия и неувязки между отдельными частями поэм. Вскрывая эти противоречия, вольфианцы пытались выделить в «Илиаде» и «Одиссее» их составные части и нарисовать картину возникновения гомеровского эпоса.

троянского цикла. Эта мысль нашла наиболее яркое выражение в «песенной теории» Лахмана (1837), который считал «Илиаду» состоящей из 18 самостоятельных песен малого размера. Ни одна из этих песен не является законченным целым, многие не имеют ни начала ни конца, но Лахмана это обстоятельство не смущало: он полагал, что народные сказания имеют общеизвестный твердый и устойчивый сюжет и что народный певец может начать с любого момента движения сюжета и любым моментом кончить. Другой разновидностью этого же направления является так наз. «теория компиляции», усматривавшая в гомеровских поэмах объединение не песен, а единиц большего размера, «малых эпосов». Там, по Кирхгоффу (1859), «Одиссея» является «обработкой» четырех самостоятельных поэм — поэмы о путешествии Телемаха, двух поэм о странствиях Одиссея и, наконец, поэмы о возвращении Одиссея на родину. «Малый эпос» представляется с этой точки зрения посредствующим звеном между песней и большой поэмой.

Второе направление представлено «теорией первоначального ядра», созданной Германном (1832). Согласно этой теории «Илиада» и «Одиссея» возникли не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некоего «ядра», заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм. В основе «Илиады» лежит «пра-Илиада», в основе «Одиссеи» — «пра-Одиссея», и та и другая — небольшие эпосы. Позднейшие поэты расширяли и дополняли эти эпосы введением нового материала; иногда возникали параллельные редакции одного и того же эпизода. В результате ряда последовательных «расширений» «Илиада» и «Одиссея» разрослись к VI в. до тех размеров, в которых они и поныне нам известны. Противоречия внутри эпоса создались в процессе «расширения» их разными авторами, но наличие основного «ядра» в каждой из поэм обеспечило сохранение известных элементов единства.

решительных унитариев принадлежал Гегель (1770 — 1831). По мнению Гегеля, гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид. Представление об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением». Гомера Гегель считал исторической личностью.

Проблема происхождения гомеровских поэм остается нерешенной и по настоящее время.Современное состояние «гомеровского вопроса» можно свести к следующим положениям.

а) Несомненно, что в материале «Илиады» и «Одиссеи» имеются наслоения различного времени, от «микенской» эпохи вплоть до VIII — VII вв. до н. э. То обстоятельство, что гомеровский эпос сохранил. ряд воспоминаний о времени, письменных источников о котором. у позднейших греков не было, свидетельствует о непрерывности устного эпического предания. Песни о «микенском» времени передавались из поколения в поколение, переделывались, дополнялись новым материалом, переплетались между собой. Многовековая история греческих героических сказаний, их странствия и переход из европейской Греции на малоазийское побережье, эпическое творчество эолян и ионян, — все это отложилось напластованиями в сюжетном материале и стиле эпоса и в картине гомеровского общества. Однако эти напластования не лежат в поэмах сплошными массами; обычно они находятся в пестром смешении.

циклом песен о Троянском походе или о подвигах Ахилла, она содержала бы последовательное изложение всего сказания о Трое или об Ахилле и заканчивалась бы, если не пожаром Трои, то, по крайней мере, гибелью Ахилла. Между тем «Илиада» ограничена рамками «гнева Ахилла», т. е. одного эпизода, сюжета небольшой длительности, и в пределах этого эпизода развертывает обширное действие. Песенным циклам такая композиционная манера не свойственна. Когда, с погребением Патрокла и Гектора, все последствия «гнева» исчерпаны, поэма заканчивается. Целостность «Илиады» достигается подчинением хода действия двум моментам: «гнев Ахилла» дает возможность выдвинуть ряд других фигур как ахейских, так и троянских, действующих в его отсутствие, и вместе с тем создать из Ахилла центральную фигуру поэмы; с другой стороны, «решение Зевса» объясняет неуспех ахейцев и разнообразит действие введением олимпийского плана. Еще резче выражены моменты единства в «Одиссее», где оно обусловлено целостностью сюжета о «возвращении мужа», и даже такая сравнительно обособленная часть поэмы, как поездка Телемаха, не имеет характера самостоятельного целого. Метод развертывания обширного действия в рамках короткого эпизода применен и в «Одиссее»: поэма начинается в тот момент, когда возвращение Одиссея уже близко, и все предшествующие события, скитания Одиссея, вложены в уста самому герою, как его рассказ на пиру у феаков, в соответствии с традиционной формой повести о сказочных землях (ср. стр. 38). Образы» действующих лиц в обеих поэмах последовательно выдержаны на всем протяжении действия и постепенно раскрываются в его ходе; так, образ Ахилла, данный в 1-й книге «Илиады», все время усложняется, обогащаясь новыми чертами в книгах 9, 16 и 24.

г) Малая песня была предшественницей большой поэмы, но взгляд, на поэму, как на механическое объединение песен, выдвинутый «песенной теорией», является ошибочным. Песенная теория не только не может объяснить художественную целостность гомеровских поэм, она противоречит всем наблюдениям над эпической песней у тех народов, где эта песня дошла до нас в записях или сохраняется в быту. Песня всегда имеет законченный сюжет, который она доводит до развязки. Представление Лахмана, будто певец может оборвать свою песню на любом моменте развития сюжета, не отвечает действительности. Различие между «большим» эпосом и «малой» песней не в степени законченности сюжета, а в степени его развернутости, в характере повествования. В эпосе создается, по сравнению с песней, новый тип (распространенного повествования, с усложненным действием, с введением гораздо большего количества фигур, с подробным описанием обстановки и раскрытием душевных переживаний героев в их размышлениях и речах. «Гнев Ахилла» мог бы служить сюжетом песни, но повествование «Илиады» в целом и в большинстве эпизодов относится уже не к песенному, а к «распространенному» стилю. В поэме гомеровского типа эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.

д) Расхождение между ведущим художественным замыслом и материалом, собранным в гомеровских поэмах, допускает различные объяснения. Расхождение это могло явиться в результате того, что малого размера «пра-Илиада» и «пра-Одиссея», заключавшие в себе уже весь основной замысел, подверглись впоследствии различным переработкам и расширениям (теория «ядра»). В противоположность этому унитарная гипотеза предполагает, что художественный замысел поэм в их нынешней форме является уже последней стадией в истории их сложения, т. е. что каждая из поэм имеет своего «творца», который перерабатывал старинный материал, подчиняя его своему замыслу, но не в силах был уничтожить все следы разнородности использованного им материала. Очень распространено также мнение, что «Илиада» и «Одиссея», уже в качестве больших поэм, были дополнены рядом новых эпизодов. Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *