Анаксимандр что открыл в географии
Первая географическая карта Анаксимандра
«Части изменяются, целое же неизменно»
Анаксимандр
Анаксимандр часто остается в тени других античных ученых, о нем несправедливо забывают, мало пишут и говорят. Он появился на свет и жил в Милете — греческой родине инженеров, что косвенно объясняет тягу обладателя столь выдающегося ума к конструированию.
Ученый-конструктор
Однажды Анаксимандра посетила гениальная мысль: можно сделать копию чего угодно, существующего во Вселенной. Модель будет меньше оригинала, но вполне передаст представление о чем-то, что многим людям не суждено увидеть.
Вдохновленный этой идеей, ученый принялся конструировать из подручных материалов макеты небесных тел, Так, модель, воспроизводившую движение звезд и планет, он изготовил из колес, вращавшихся с разными скоростями.
Гениальная идея
Анаксимандр много путешествовал, поднимался в горы Малой Азии и подолгу смотрел на открывающиеся взору просторы. Во время одной из поездок его осенило: нужно создать модель земной поверхности — и тогда другие люди тоже увидят, что, где и как расположено. При этом ученый предположил: известные ему расстояния допустимо уменьшить в какое-то одинаковое количество раз — так перед глазами будет вся территория, а не ее часть.
Анаксимандр не нашел ничего лучшего, чем изобразить Землю на бумаге, — и тем самым создал первую географическую карту. Мир ученого оказался круглым. Со всех сторон его омывал океан, а центр находился в Дельфах и совпадал с «пупом Земли» — священным камнем, отмечавшим, по убеждениям греков, центр Вселенной. Это примитивное изображение стало предтечей тысячи карт и чертежей, которые сделали возможными будущие географические открытия.
Анаксимандр первым назвал линию условного соприкосновения неба и земли горизонтом, а также определил его стороны, дав им имена (север, юг, запад, восток), и сориентировал по ним свою карту. Он и другие милетские географы ввели понятие частей света и назвали их Азией (Асией) и Европой.
Измеривший время
Об измерении времени люди задумались тогда, когда, воткнув палку в землю, заметили: на протяжении светового периода она отбрасывает тень разной длины. Самая короткая днем указывала на полдень, в течение года — на летнее солнцестояние, а длиннейшая в году — на зимнее. Этот нехитрый прибор назвали гномоном. Его наделяли священными свойствами, поскольку он «следил» за солнечными лучами, и, как правило, устанавливали перед входом в храм. Конечно, гномон давал некое представление о времени, однако уж очень приблизительное.
Чтобы вертикальный стержень на горизонтальной площадке стал инструментом для более точного измерения, ему нужен был циферблат с делениями вокруг центральной оси. Так тень, переходя от одного штриха к другому, показывала бы, который нынче час.
Изобретателем подобного циферблата (а значит, и усовершенствованных солнечных часов) стал Анаксимандр, именно он разбил окружность (световой день) на 12 равных частей. Прибор был очень прост по конструкции и быстро вошел в обиход, однако у него обнаружился весомый недостаток: время можно узнать только днем и при условии солнечной погоды.
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 610–540 до н.э.) древнегреческий философ, ученик Фалеса.
Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой – О природе (547 до н.э.). В этом сочинении, известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дал описание космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека. Источником происхождения всего сущего он полагал некое бесконечное (апейрон), «нестареющее» божественное начало, которому присуще непрерывное движение. Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т.д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос, в центре космоса в виде цилиндра покоится Земля, образованная из твердых и холодных частиц, а из легких и горячих – небо и звезды.
В единственном дошедшем фрагменте труда Анаксимандра утверждается, что вещи на время, «в долг», обретают свое бытие и состав, а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам. Анаксимандр предложил объяснение происхождения живых существ из морской тины; кроме того, он предполагал, что первые люди должны были зародиться в рыбоподобных существах, потому что человеческий младенец не может самостоятельно питаться и выжить без родителей.
Анаксимандр первым из греков начертил географическую карту Земли, ввел в употребление солнечные часы (гномон) и небесный глобус.
Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики. М., 1982
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989
Анаксимандр
Анаксимáндр (греч. Αναξιμανδρος, ок. 610 до н. Э.- 546 до н. Э.) — Древнегреческий математик, астроном и философ. Представлял Землю в виде цилиндра, окруженного небесной сферой.
Анаксимандр предпринял первую попытку создания систематического курса для преподавания геометрии.
Космология
В классическую эпоху возникла геоцентрическая система мира, согласно которой в центре сферического Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля и видимый суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси. Ее предтечей является Анаксимандр Милетский. В его системе мира содержались трех революционных моменты: плоская Земля расположена без всякой опоры, пути небесных тел являются целыми кругами, небесные тела находятся на разных расстояниях от Земли. Еще дальше пошел Пифагор, предположил, что Земля имеет форму шара. Эта гипотеза сначала вызвала большое сопротивление; так, среди ее противников были знаменитые философы ионийського направления Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп, Демокрит. Однако после ее поддержки Парменидом, Платоном, Евдоксом и Аристотелем она стала основой всей математической астрономии и географии.
Если Анаксимандр считал звезды расположенными ближе к Земле (далее следовали Луна и Солнце), то его ученик Анаксимен впервые предположил, что звезды являются самыми далекими от Земли объектами, закрепленными на внешней оболочке Космоса. Возникла мысль (впервые, вероятно, в Анаксимену или пифагорейцев), что период вращения светила по небесной сфере возрастает с увеличением его расстояния от Земли. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что период их обращения по небесной сфере равен одному году, как и у Солнца. Аристотель и Платон помещали эти планеты между Солнцем и Марсом. Аристотель обосновывал это тем, что ни одна из планет никогда не заслоняла собой Солнце и Луна, хотя обратное (покрытие планет Луной) наблюдалось неоднократно.
Вклад в географию
Познакомил древних греков с гномоном — это заимствования из Вавилонии. Первым начертил карту мира с использованием масштаба, в центре которой была Греция, которую окружали земли Европы и Азии, которые были тогда известны. Карта имела форму круга, весь сушу был окружен океаном. Считал, что где-то на севере должны быть высокие горы, по которым Солнце и поворачивает на восток. Тень, отвергают эти горы, и создают феномен ночи. Использовал понятие Европа («Эреб» — ассирийский запад) и Азия («Ассу» — ассирийский восток), граница между ними — по р. Риони (на Кавказе) или по р. Танаис (Северский Донец и Нижний Дон).
Анаксимандр что открыл в географии
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР (’Αναξίμανδρος) из Милета (ок. 610–540 до н.э.) – древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, согласно доксографам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее), основное содержание которого составляли космогония, космография, этиология метеорологических феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин архе – начало – скорее всего был неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на некритическом следовании перипатетической доксографии. Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит из общемилетского представления о «бесконечном объемлющем» – пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги, возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное), которым в доксографии обозначается «начало» Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069b22; Phys. 187а21) и Теофраста (ар. Simpi. Phys. 27, 11–23), Анаксимандр мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза — «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза – взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В 1 DK) Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени». В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, он создал первую географическую карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при всех существенных различиях, делает его античным предшественником Дарвина.
2. Maddalena Α. (ed.). Ionici. Testimonianze е frammenti. Firenze, 1970;
3. Colli G. La sapienza greca, v. 2. Mil., 1977, p. 153–205;
4. Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991;
5. Лебедев. Фрагменты, с. 116–129.
1. Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N.Y., 1960;
2. Classen С.J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970, col. 30–69 (библ.);
3. Лебедев А.В. ТО ΑΠΕΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель. – Вестник древней истории, 1978, 1, с. 39–54; 2, с. 43–58;
4. Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра. – В сб.: Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100–124.
Анаксимандр
Биография
Философия — древняя абстрактная форма познания мира, к которой задолго до появления нашей эры тяготели Платон, Аристотель, Конфуций и другие мыслители. Многие развитые ими идеи прижились в современном мире. Например, благодаря Анаксимандру, последователю Фалеса Милетского, появился термин «закон». Он также считается первым философом, который записал свои идеи, а не передал в устной форме последователям.
Судьба
Биография Анаксимандра, как и многих античных философов, заполнена белыми пятнами. Невозможно даже доподлинно определить годы его жизни.
В Древней Греции время мерилось Олимпиадами — циклами длиной в 4 года. Согласно писателю Аполлодору Афинскому, Анаксимандр родился на 3-й год 42-й Олимпиады, то есть около 610 года до н. э., а умер вскоре после 2-го года 58-й Олимпиады, то есть в 547-546 годах до н. э., при этом мыслитель встретил 64-й день рождения.
Фемистий, византийский ритор IV века, утверждает, что Анаксимандр стал «первым из известных греков, который опубликовал письменный документ о природе». Текст Анаксимандра считается самой ранней прозой, во всяком случае, в западной культуре.
К моменту выхода Платона на античную сцену философию Анаксимандра почти забыли. Те немногие сведения, которые дошли до современности, сохранились Аристотелем, его преемником Теофрастом и другими доксографами.
Говорят, что Анаксимандр — ученик Фалеса Милетского. Факт встречи мыслителей исследователи считают спорным, однако нет сомнений, что Анаксимандр следовал идеям Милетской школы. Аелиан, римский ритор III века, причислял философа к лидерам этой школы в древнегреческой Аполлонии.
Последние годы жизни Анаксимандр провел в державе Ахеменидов. Стало ли это персидское государство последним прибежищем мыслителя, какова причина смерти его блестящего ума — неизвестно.
Философия
На теории Анаксимандра повлияли идеи Фалеса Милетского и наблюдения, сделанные более древними цивилизациями на Востоке (особенно вавилонскими астрологами).
Последователи Милетской школы считали, что все сущее произошло от воды и порядок над бытием устанавливает Зевс. Анаксимандр, в свою очередь, предположил, что источником является абстрактное первовещество, или апейрон, не имеющее границ, вечное.
Первовещество генерирует противоположности — влажное и сухое, холодное и горячее. Из различных их комбинаций появились элементы природы: сухая и холодная земля, влажная и холодная вода, влажный и горячий воздух, сухой и горячий огонь.
Важно, что Анаксимандр называл апейрон самодостаточным, не нуждающимся в «божественном уме».
Метеорологические явления тоже результат взаимодействия элементов природы, а не проделки Зевса, считал мыслитель. Гром гремит из-за ударов облаков друг об друга. Гром без молнии — это результат того, что ветер слишком слаб, чтобы излучать пламя, но достаточно силен, чтобы издавать грохот.
Анаксимандр Милетский, изображенный на «Афинской школе Рафаэля». 1510-1511 гг. Ватикан. Рим. Италия.
Древнегреческий философ не только объяснял происхождение сущего, но и описывал его с геометрической точки. Так, он считал, что земля, обитаемая людьми, парит в центре мира. Анаксимандр, кстати, стал первым, кто предположил, что наша планета ничем не поддерживается, ни на что не опирается.
Землю окружают три огненных кольца. Первое составляют звезды, отверстие во втором — это Луна, а в третьем — Солнце. Вращением колец Анаксимандр объяснял лунные и солнечные затмения.
Землю населяют люди, которые произошли из останков, высохших на дне морского океана. Якобы все живое — результат «нагретой воды с землей». Проще говоря, Анаксимандр говорил о самозарождении жизни в иле.
Из ила появились рыбы. Они, достигнув окончания жизни, переродились в животных, а те, в свою очередь, в людей. Век людей тоже завершится, говорил Анаксимандр.
Анаксагор, Анаксимандр, Аверроэс и Пифагор. Фрагмент «Афинской школы». Рафаэля. 1510-1511 гг. Ватикан. Рим. Италия.
Кстати, быстротечным философ считал все, включая сам мир. Эта мысль объясняется цитатой:
«. из каких начал вещам рожденье, в те же самые гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени».
То есть каждый мир (а их, по мнению Анаксимандра, множество) подобен фениксу — он умирает, чтобы восстать из пепла.
Эта идея по факту сегодняшний закон сохранения материи. Его суть Анаксимандр изложил в афоризме:
«Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».
Свои мысли Анаксимандр изложил в философской поэме On Nature. Сейчас книга потеряна или уничтожена, но она считается важнейшей, поскольку описывает одну из самых ранних теорий эволюции в мире.
Цитаты и афоризмы
«Трусливое презренно там молчанье, где осуждения нужны слова».
«Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы: каждое из них, придя на некоторое время к власти, потом возмещает другим стихиям время своего правления, произведенные разрушения и беспорядки».
«Из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности».