В чем заключается гуманизм эпохи возрождения
Гуманизм Возрождения, его особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманизма эпохи Возрождения – это европейское интеллектуальное движение, представляющее важный компонент Возрождения. Сформировался гуманизм в середине XIV века во Франции и с конца XV века распространился в Испанию, Германию, Францию, частично Англию и другие страны.
Ренессансный гуманизм – первая ступень развития гуманизма – движения, в котором гуманизм впервые выступил целостной системой взглядов и широким течением общественной мысли, что вызвало переворот в культуре и мировоззрении граждан того времени. Основная идея ренессансных гуманистов – улучшить человеческую природу посредством изучения античной литературы.
Образ жизни и идеалы гуманистов
Гуманистическое познание, преимущественно, оставалось частным делом гуманистов, их увлечением и не перетекало в профессию, хотя и приносило им определенную репутацию, а значит и подарки от меценатов.
Ренессансные гуманисты были группой единомышленников, которых объединяло внутреннее содержание, а не официальное занятие. Гуманистами могли быть представители абсолютно разных сословий и профессий. Несмотря на то, что некоторые гуманисты были представителями старых корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому никакого отношения. Баткин отмечал, что гуманисты были первыми в истории Европы интеллигентами. Другие исследователи согласны, что появление гуманистов запустило процесс возникновения светской интеллигенции. Объединяющий признак гуманистов – духовная общность, которая оставалась излишне широкой и не была связана с материальными интересами. Верджинио указывал, что гуманизм не является профессией, это призвание, обличающее людей, которые обратились к словесности лишь за деньгами и почестями, а не для учености и добродетели.
Готовые работы на аналогичную тему
Важная составляющая гуманизма – досуг, который должен быть заполнен высокими занятиями, должен приносить радость, он всегда противоположен службе и деловым обязанностям. Свобода распоряжаться своим временем и самим собой – предварительное условие для превращения в гуманиста. Лоренцо Валла назвал пять условий, требуемых для ученых занятий:
Гуманисты возрождали философию эпикуреизма, которая пропагандировала наслаждения – но не духовные, а чувственные.
При этом имела место концепция тесной связи идеалов созерцательной жизни и активной, причем активная должна была направляться на общественное благо. Гуманисты-ученые считали себя педагогами, а своей главной задачей называли воспитание совершенного человека, который, благодаря гуманитарному образованию, мог бы превратиться в идеального гражданина. Науки следует изучать, чтобы дать людям свободу.
На рубеже XIV-XV веков, Колуччо Салутати и Леонардо Бруно выдвинули новый, близкий для флорентийцев, идеал гражданской жизни, в котором классическую образованность стало невозможно отделить от активной политической деятельности на благо республики. Североитальянские гуманисты, жившие в монархии, ассоциировали совершенного гражданина и идеал совершенного государя, а также они вырабатывали идеал послушного придворного.
Новый идеал человека
В этой среде оформился новый идеал личности, который породили светские и классические устремления гуманистического мировоззрения.
Главный принцип всей гуманистической этики эпохи Возрождения – учение о высоком назначение человека и о его достоинстве. Он предполагал, что человек, который наделен разумом и имеет бессмертную душу, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в собственных мыслях и поступках, будет поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение базировалось на взглядах античной философии и на теологической доктрине Средних веков, касающейся того, что человек сотворен по образу и подобию Бога. Один из античных источников этой идеи – диалог Цицерона «О законах».
Все рассуждения гуманистов пронизаны одной идеей – преклонение перед разумом и его творческим потенциалом. Разум считается бесценным даром природы, который отличает человека от любого существа, делая его уникальным. Мудрость для гуманистов – высшее благо, доступное человеку, поэтому важная его задача – пропаганда классической литературы. Они верили, что в мудрости и познании человек обретет истинное счастье – а это его настоящее благородство.
Новый гуманистический идеал, в отличие от средневекового и феодального, был светски и социально ориентирован. Гуманисты, ссылаясь на древних, отвергли значение происхождения при оценивании достоинства человека, которое теперь зависело от его индивидуальных качеств.
Отношение к христианству
Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии, но при этом противопоставляли себя схоластике, считая, что возрождают истинную веру в Бога, не находя противоречий в сочетании христианства и философии Античности.
Гуманисты вступали в полемику сочинением папы Иннокентия III «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческой жизни», в котором уничижалось тело и восхвалялся дух. Гуманисты стремились реабилитировать телесное начало человека, говоря, что прекрасен весь мир, который бог создал для человека, но вершина его творения – только человек, тело которого во много раз превосходит другие тела.
Вместе с тем, относительно клира гуманисты испытывали больше негативных эмоций. Из-за ослабления связи гуманистов и церкви, так как многие из них жили на доходы профессиональной деятельности, усиливало неприязнь относительно официальной учености, которая пропитана церковно-схоластическим духом. У многих эта неприязнь переросла в резкое критическое отношение ко всей системе учености, ее теоретическим и философским основам, авторитарности, без которой ученость не существовала бы.
Гуманизм Эпохи Возрождения
Нестеров А.К. Гуманизм Эпохи Возрождения // Энциклопедия Нестеровых
3 периода гуманизма Эпохи Возрождения
Гуманизм Эпохи Возрождения разделяется на 3 периода:
В ранний период гуманизма вопросы этики изучались в едином контексте с социально-политическими аспектами в трудах Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и других.
Принципы гуманизма Эпохи Возрождения:
Если ранний гуманизм усилиями Петрарки, Бокаччо, Салютати выдвинул программу построения новой культуры, обращенной к человеку и проблемам его бытия, то дальнейшее развитие гуманистической мысли выдвинуло на всеобщее обсуждение ряд значимых для общества проблем.
В частности гуманисты XV–XVI вв. стремятся на практике показать возможность и перспективность практической реализации реформ в обществе.
С этого времени в сочинениях многих гуманистов центральной темой размышлений становится несовершенство того общества, в котором они живут, и в связи с этим идея создания «идеального государства».
Одним из ведущих направлений в итальянском гуманизме был гражданский гуманизм, сформировавшийся во Флоренции, которая не случайно стала его родиной. В этом крупном центре экономической и культурной жизни Италии уже в XIV–XV веках главную роль в бурном развитии экономики играло пополанство (бюргерство), которое законодательно закрепили республиканский строй. Однако, к концу XIV века усилилась политическая борьба между «жирным» и «тощим» народом, которая привела в 1434 году к установлению тирании Медичи. Именно это политическое развитие Флоренции отразилось в сочинениях авторов, придерживающихся позиций гражданского гуманизма. Одним из представителей этого направления был Леонардо Бруни (1374–1444 гг.). Будучи сначала секретарем папской канцелярии с 1405 г., а затем канцлером Флорентийской республики с 1427 по 1444 гг., Бруни дал целостное изложение своих этико-политических идей в работах «Восхваление города Флоренции», «О флорентийском государстве», «История флорентийского народа».
Этико-политическая и социальная идеология Бруни базировалась на принципах свободы, равенства и справедливости, причем под свободой понималось последовательное осуществление демократических начал в политической жизни республики и категоричное неприятие тирании. Равенство он понимал как равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении. Под справедливостью понимается соответствие законов республики интересам общества. Бруни находил подтверждение своим общественным воззрениям в произведениях античных авторов и более того, в послании папе Евгению IV он пишет, что между доктринами античных философов и христианским учением по вопросам общего блага и идеалов государственного устройства отсутствуют какие-либо противоречия. Основываясь на этом, он провозглашает Флоренцию наследницей римской республики. Флоренция, по его мнению, была идеалом городской республики, хотя он отмечал, что власть в городе принадлежит скорее знатным и богатым, чем представителям средней, ремесленной прослойки пополанства.
Важным шагом в развитии «гражданского гуманизма» стала этико-политическая концепция Маттео Пальмиери (1406–1475 гг.) Он был не только автором ряда сочинений, но проявил себя и как активный политический деятель Флорентийской республики. В сочинении «О гражданской жизни» Пальмиери, опираясь на античные традиции, изложена идея о совершенном обществе. Работа носит четкую дидактическую направленность – научить своих сограждан как создать «совершенное общество». Главным условием «правильного устройства общества и государства» он считал справедливые законы. Политический идеал Пальмиери – пополанская республика, в которой власть принадлежала бы не только верхушке, но и среднему слою граждан. При этом Пальмиери, в отличие от Бруни, который с недоверием относился к низшим слоям пополанства, отводил достаточно большую роль в политической жизни республики небогатым торгово-ремесленным слоям.
Фреска Рафаэля «Афинская школа».
Следующим этапом в развитии гуманистической мысли флорентийской школы стало творчество выдающегося гуманистического деятеля Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли отличался независимостью своих гражданских симпатий и политических взглядах, вел при этом активную политическую деятельность во Флоренции, занимая должности в канцелярии, Совета Десяти, занимался дипломатической деятельностью, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций
На примере учений наиболее видных представителей флорентийской школы (Бруни, Пальмиери, Макиавелли) можно проследить эволюцию подходов к проблеме идеального государства. Это был путь от осознания не идеальности реального мира к формированию идей о решительном переустройстве общества и достижении всеобщего блага. Если в XIV веке вопрос о свободе в государстве понимается лишь в политическом аспекте (демократические свободы), то к XVI веку свобода трактуется в более широком смысле (свобода нации, свобода общества).
Гуманизм эпохи Возрождения
Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого. Гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от догматизма церковных истин.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма явилась переворотом во всей философии: иными стали характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философов, их место в обществе.
Гуманизм зарождается не на кафедрах европейских университетов, не в монастырях и монашеских орденах. Новые философы – политические деятели, поэты, филологи, риторы, дипломаты, педагоги. Кружки ученых собеседников в городах-коммунах, на виллах богатых патрициев, при дворах меценатов, становятся средоточием духовной жизни, очагами новой культуры. Их неустанные поиски забытых античных текстов, переводческая и филологическая деятельность подарили европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на природу человека, новое мировоззрение. Создавалась светская культура, с которой неразрывно связана вся последующая европейская культура.
Достаточно ясно отличие взглядов гуманистов на природу человека от схоластических выразил гуманист Пико делла Мирандолав его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1982. Т. 1. С.507.).
Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери (1255-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374).
Ф. Энгельс определил Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени». Его «Божественная комедия» – поэма в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – своего рода энциклопедия средних веков – монументальный синтез поэзии, философии, теологии, науки – оказала большое влияние на развитие европейской культуры.
Христианскую догматику Данте принимает как истину, однако дает новую интерпретацию соотношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и «блаженство вечной жизни» – после смерти и при содействии божественной воли. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе по предписаниям философов и под водительством светского государя; к жизни вечной ведет церковь. (Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 361.) Гуманизм Данте полон веры в силы человека, его личные качества ответственны за его благо, а не богатство или наследство, положение в общественной иерархии. В основе политической идеи Данте лежит требование отказа церкви от притязаний на светскую власть. Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела являются уделом людей, стремящихся создать общественное устройство, основанное на счастье, блаженстве и вечном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые соединяли гуманизм с теорией «двойственной истины».
Данте открыл путь к гуманистической антропологии, в рамках которой протекало творчество Франческо Петрарки (1304-1374), который считался «первым гуманистом», «отцом гуманизма». В отличие от Данте, который еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка ее полностью отвергает. В своем трактате «О собственном незнании и незнании древних» он критикует схоластику, ее методы, культ авторитета, выступает за независимость собственного мышления от церковной учености. Преимущественный интерес Петрарки и его последователей обращен к этическим вопросам. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Внутренний мир человека, причем человека «нового», рвущего связи со средневековыми традициями, составляет главное содержание его стихов, писем, философских трактатов. Великий пропагандист античной культуры, он имел уникальную библиотеку латинских текстов, своей деятельностью оказал большое влияние на своих последователей.
К их числу следует отнести Джованни Боккаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457) и других.
В XV-XVI вв. гуманистическое мышление распространяется и в других странах – в Нидерландах, Англии, Германии, Швейцарии, и в отличие от итальянского, который имел скорее литературный характер, «северный» тип гуманизма отличался более строгим построением с использованием методологии, логики, теории государства и права.
Основным представителем этого типа гуманизма является Эразм Роттердамский (1469-1536)– голландский мыслитель, филолог, философ, богослов. Наибольшую известность ему принесла работа под названием «Похвала глупости» (1509). Это своего рода «сумма», свод взглядов автора на все проблемы человека, его существования в мире. В саркастически-шутливой форме он критикует все пороки католической церкви, схоластической догматики. Основной пафос произведения выражен в двух тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность догматичности, одержимости, интеллектуальной ослепленности. В своей критике церкви он явился предтечей религиозной революции (Реформации), однако сам он не перешел на ее сторону.
В своих трактатах он требовал возврата к подлинной христианской морали. Аскетизм, отказ от земной жизни является, по его мнению, аморальным; смысл жизни состоит в использовании жизненных благ; в этом христианство должно учиться у классической древности, а дело философии – заниматься вопросами естественной жизни человека.
Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского было чрезвычайно велико: его единомышленники и последователи встречаются во всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.
Закат мощного течения гуманизма нашел свое выражение во Франции, ярким представителем которого явился Мишель де Монтень (1533-1592). Радикальный оптимизм нарождающейся культуры приносил ряд поверхностных идей; свержение, отрицание церковных авторитетов нередко сопутствовало выдвижению новых, что явилось предметом критики Монтеня. Все его творчество посвящено человеку и его достоинству. Характерной чертой его произведений является скептицизм, при помощи которого он стремился избежать фанатизма, слепого подчинения любому авторитету.
Основное произведение Монтеня «Опыты» написано на французском языке, что уже само по себе бросило вызов церкви, по установленному канону которой все произведения писались на латыни. В «Опытах» Монтень в афористической форме путем самонаблюдения, путем обращения к античной мудрости строит практически-философское воззрение на человека вообще. Опыт служит для него учителем, он требует поставить разум выше авторитета, обычая и «непреложных» истин. По его мнению, главной способностью, которую следует развивать в человеке, является способность суждения, возникающего в опыте сопоставления разума с действительностью.
Его воззрения оказали значительное влияние на формирование опытной методологии Нового времени; на творчество – Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Ж.-Ж. Руссо и других.
Ренессансный гуманизм
Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.
Содержание
Термин
Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, по указанию Баткина, впервые применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.
Концепция и деятельность
Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).
Образ жизни и идеалы гуманистов
Гуманистические занятия, как правило, оставались частным делом гуманистов, их увлечением, не являясь их профессией, хотя они и приносили репутацию, а вследствие неё и подарки от меценатов.
Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет [9] пять важных условий, необходимых для учёных занятий:
Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).
При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причем последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-ученые ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республики — см. Гражданский гуманизм. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.
Новый идеал человека
В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.
Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».
Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.
Добродетель
«Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:
К Аристотелю же восходит понимание добродетели как разумного самоограничения страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон сформулировал мысль о том, что добродетель — врожденное свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она «не что иное, как природа достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени».
Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путем неутомимого познания и полезной деятельности.
Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:
И мы скажем так: через доброту человек создает и укрепляет в себе истинное и бесконечное спокойствие и безмятежность души, и живет сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (. ) Истинное счастье — это спокойствие и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой собой.
Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека (uomo universale). Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.
Прочие тезисы
Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует отметить:
Навыки, знания и убеждения гуманистов
Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.
Отношение к античности
Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.
Отношение к христианству
Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.
Гуманистическая теория искусства
Жанры творчества гуманистов
Эпистолы
Франческо Петрарка. «Письмо к потомкам» (отрывок) |
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то |
Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.
Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.
Периоды ренессансного гуманизма
Принято разделять на [1] :
Известные гуманисты
В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.