В чем заключается гуманизм звучания повести н в гоголя шинель
В чём заключается гуманизм повести Гоголя «Шинель»? (ЕГЭ по литературе)
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» была написана в середине девятнадцатого века. В ней автор достаточно ярко отображает идею гуманизма, поднимает социальные и нравственные проблемы, призывает людей обращать внимание на обделённых «маленьких людей», быть с ними немного добрее.
Главный герой произведения, пятидесятилетний мужчина, кроткий, лишенный всяческих духовных потребностей, погибает из-за жестокости других.
Акакий Акакиевич Башмачкин с самого рождения был покорным «маленьким человеком». У героя низкое положение в обществе, нет семьи, нет друзей, он не посещает культурные заведения, не ходит в гости, а его незатейливой мечтой становится вещь повседневного быта это шинель. Он ревностно исполняет свои обязанности титулярного советника, любит свою работу и даже берёт домой переписывать бумаги, никого не обижает и никому не делает зла.
Но Башмачкин постоянно страдает от насмешек и издевательств недоброжелательных молодых чиновников. На работе его постоянно унижают: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Люди ни во что его не ставят, несмотря на постоянную покорность и готовность помочь.
Жестоко с Акакием Акакиевичем поступает и судьба. Когда герой наконец осуществил свою заветную мечту, приобрёл шинель, шитьё которой было не только от холодной погоды, а попыткой изменить жизнь, возвышением достоинства среди окружающих его людей, на него нападают грабители. Они безжалостно забирают его любимую вещь, ради которой он недоедал и копил полгода. Башмачкин очень тяжело переживает эту потерю и даже решается на личностный бунт. С такой несправедливостью даже тихий «маленький человек» не может смириться.
Акакий Акакиевич идёт к значительному лицу, чтобы восстановить справедливость и вернуть свою шинель. Однако его лишь обругали и выгнали: «Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?» Не выдержав такой жестокости людей и несправедливости судьбы, безропотный, жалкий «маленький человек» погибает. Главный герой, который не сделал никому ничего плохого, был обречён на страдания из-за бездушия и безжалостности окружающих.
Таким образом, гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в призыве автора любить и уважать людей. Быть милосерднее и добрее по отношению ко всем обиженным судьбой «маленьким людям», не издеваться и шутить над ними, а помогать, ведь они так сильно страдают от внешнего мира.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»? (ЕГЭ по литературе)
«Шинель» — реалистическая повесть Н.тВ. Гоголя, написанная в первой половине 19 века. Произведение автора, включающее в себя широкую социальную и нравственную проблематику, приобретает гуманистическое звучание. Человеколюбие повести заключается в том, что она повествует о скромной и трудной жизни титулярного советника Акакия Акакиевича, а следовательно, всех ему подобных, во всей полноте и без прикрас.
Из экспозиции известно, что служба главного героя в «одном департаменте» приносила малый доход и была монотонной, однако персонажу нравилось переписывать тексты от руки.
В одном из фрагментов говорится, что над Акакием Акакиевичем подшучивали, на что он отвечал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Эта сильная реплика оказала влияние только на одного из чиновников, но она играет важную роль в донесении идеи гоголевской повести, которая заключается в необходимости присутствия милосердия и человечности в повседневной жизни на всех уровнях.
Также автор привлекает внимание читателя к бедности своего персонажа, образ которого собирателен. Акакий вынужден сократить «обыкновенные издержки», чтобы купить шинель. Он ведёт поистине аскетическое существование. Автор показывает, что человек без высокого чина тоже имеет свои стремления и мечты. Несмотря на то, что герой изъяснялся «большей частью предлогами» и был «несколько рябоват, несколько рыжеват», у него была цель, к которой он шел. Автор заставил читателя искренне порадоваться за гоголевского персонажа, когда тот обрел свою мечту, потому что он во всех красках описал, на какие лишение шел Акакий Акакиевич.
Однако герой лишается шинели, ставшей для него «приятной подругой жизни». Судьба Акакия на самом деле трагична, потому что помочь ему никто не пожелал. «Значительное лицо» распекает героя из-за того, что он обратился не по форме, не обращая внимания на подавленное состояние просящего, а вскоре Акакий умирает от «сильной горячки». Гоголь специально гиперболизировал влияние ругательств высокопоставленного чиновника на титулярного советника, ибо считает, что такому отношению между людьми не место в этом мире. Даже врач, лечащий Акакия, после смерти главного героя посоветовал купить умершему сосновый гроб, потому что дубовый, по его мнению, «будет для него дорог». Автор возмущен таким неуважением к человеку.
Таким образом, гуманистическое звучание гоголевской повести определяется вниманием, которое автор уделяет жизни обыкновенного и неприметного титулярного советника. Писатель показывает трагизм судьбы «маленького» человека, которому пришлось нелегко из-за хладного к нему отношения со стороны государства и высокопоставленных лиц.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чём заключается гуманизм звучания повести Н. Гоголя «Шинель»? (ЕГЭ по литературе)
Н. В. Гоголь — величайший писатель, который одним из первых обратился к типу «маленького человека». Продолжая пушкинские традиции (образ «маленького человека» впервые был описан А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель»), Гоголь изображает бедного героя с приземленными мечтами, но способного на любовь и сострадание.
Имя этого героя — Акакий Акакиевич Башмачкин. Его унижают, оскорбляют его коллеги, люди более высокого чина. Башмачкина окружает бездушный и безразличный к судьбе «маленького человека» мир. Как же автор повести, в которой общество представлено злым и черствым, отразил в произведении гуманистические идеи? Каким образом в «Шинели» проявляюется сострадание и человечность?
Во-первых, гуманизм звучания повести заключается в отношении самого Гоголя к главному герою. Автор, он же рассказчик, сочувствует ему. Его сострадание проявляется в портрете Акакия Акакиевича (описывая его одежду, внешность Гоголь использует уменьшительно-ласкательные суффиксы), в выборе имени (имя Акакий означает «незлобливый», что указывает на доброту, искренность главного героя). Рассказчик не только жалеет Башмачкина, но и уважает его за любовь к своей работе (для Акакия Акакиевича важен процесс переписывания бумаг, а не повышение пона службе). Однако автор, сопереживая герою, изображает и его внешность, и его деятельность с иронией, высмеивает убогость интересов, примитивность мечт, чтобы показать читателю необходимость борьбы «маленького человека» с жестоким обществом. Важно отметить, что Гоголь использует именно иронию, а не сарказм, поэтому рассказчик смеётся над Башмачкиным по-доброму, жалея его.
Во-вторых, гуманизм проявляется в реакции на слова Акакия Акакиевича: «Зачем вы меня обижаете?», недавно прибывшего на службу человека. Сначала он хотел посмеяться над жалким чиновником, как и его коллеги, но остановился. Услышав слова Башмачкина, он осознал, что этот «низенький чиновник» — такой же человек, как и он, как и насмехающиеся над ним люди. Тогда его поразилиа жестокость, грубость, безразличие тех людей, которых он считал порядочными. В его восприятии отношениия к «маленькому человеку» и звучит истина, которую Гоголь хочет объяснить читателю: нельзя относиться к более уязвимым, наивным и простым людям с высокомерием, нельзя унижать их, ведь они — люди, вне зависимости от чинов, жизненных целей, характера и внешности.
В-третьих, гуманизм звучит в словах главного героя, в его действиях и отношении к окружающим его людям. Акакия Акакиевича бесчеловечно унижают, оскорбляют другие чиновники (они сыпали ему на голову бумагу, называя ее снегом, сочиняли про него унизительные истории и рассказывали ему их). Однако Башмачкин ни разу не ответил им, ни разу не обидел их в ответ. Единственное, что он мог сказать им: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Акакий Акакиевич — добрый, великодушный, милосердный человек. Он не злится на своих обидчиков, прощая им их безжалостность. Именно он выражает идею Гоголя о необходимости гуманного, человечного отношения ко всем людям, живущим на земле.
В чем заключается гуманизм звучания повести н в гоголя шинель
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
12.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
12.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?
12.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему важной и актуальной во все времена.
12.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?
Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы …
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».
В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.
Источник: по материалам http://www.litra.ru/composition/get/coid/00070301184864196751
12.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художественные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает, когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями В чем заключается гуманизм звучания по повести Шинель (Гоголь Н. В.)Акакий Акакиевич Башмачкин – не такой как все. Его непохожесть проявилась с самого рождения, когда выбирали ему имя. Этот странный маленький человек всю свою жизнь прослужил в чине титулярного советника и никогда не стремился подняться хотя бы на ступень выше по карьерной лестнице. Ему неведомы амбиции и стремление изменить свою судьбу в лучшую сторону. Акакия все устраивало в его незатейливой жизни. Он довольствовался тем, что у него было, а все его мысли были заняты красивыми буквами и ровными строчками. Башмачкин плохо одет, он Считая все это лишним он не вызывает расположения к себе сослуживцев. Напротив, молодые чиновники не упускают возможности поиздеваться над ним и позлословить в его адрес. Насмешки не очень волнуют и задевают Акаккия Акакиевича. Он почти привык к ним и не способен дать отпор обидчикам. Лишь изредка пытается вызвать к себе жалость тех, кто вечно издевается над ним. Возможно, он так бы и продолжал переписывать документы, не пытаясь хоть как-то изменить свою жизнь, если бы не нагрянули холода, и он стал мерзнуть. Решившись на шитье В каком-то смысле новая шинель помогла Башмачкину самоутвердиться и обрести человеческое достоинство, хоть это продолжалось недолго. Лишь после смерти дух Башмачкина, освободившись от безропотной телесной оболочки, начинает мстить всем, кто его обидел, срывая с каждого шинель. Трудно смириться с образом жизни Акакия Акакиевича, потому что человеку нельзя безропотно влачить на Земле жалкое существование. Каждый человек, независимо от своего достатка и социального положения должен уметь постоять за себя и не позволять себя унижать. Related posts:
|