В чем заключается игра в нарды
Правила игры в нарды
Содержание статьи
Как играть в нарды
Комплект игры в нарды включает в себя доску, разделенную на две половины, 15 шашек у каждого игрока и двух костей, которые называются Зары. Первоначально игроки выстраивают шашки в одну линию (голову) на противоположенных половинах доски. Далее определяется первый ход. Игроки по очереди бросают по одной кости. На чьей кости будет большее число, тот и ходит первый. Если у обоих игроков выпадает одинаковое число, то броски повторяются.
Игрок, получивший первый ход, бросает две кости и передвигает шашку с головы на то число, которое выпало на костях. При разных числах на костях игрок может передвинуть с головы только одну шашку. Если при первом ходе у игрока выпадает на обоих костях максимальное значение 6 и 6, то с головы снимают сразу две шашки. Такое же правило действует и на игрока, который ходит вторым.
Далее игроки ходят по очереди, выбрасывая по две кости. Кости должны обязательно упасть на одну сторону доски и ровно. Если кость выпала из доски, упала на другую сторону или встала неровно, то игрок перебрасывает кости. Шашки передвигаются на свободные места, для одного игрока слева направо, для другого – справа налево. Игрок обязан сделать ход, если у него есть место, куда можно поставить шашку. Если все места заняты шашками противника, то игрок пропускает ход.
При выпадении на костях двух одинаковых значений (дубль) ход игрока удваивается и за один раз он может передвинуть четыре шашки. Суть игры заключается в том, чтобы первым перегнать все шашки с головы на противоположенную сторону доски, которая называется дом, и далее первым выкинуть их из дома за пределы доски.
Как выбрасывать шашки
При выбрасывании шашек игроки также кидают по две кости. Если число, выпавшее на кости, совпало с номером, на котором стоит шашка, то ее можно выбросить. Но также игрок может сделать и ход в доме, если значение на костях позволяет передвинуть шашку ближе к краю доски. Если шашки стоят ближе к краю, а у игрока выпало большее значение, то выбрасывается шашка, номер которой ближе всего к значению на костях. Игрок, который первый выбросил все шашки с доски, побеждает.
Правила Игры в Нарды
Существует огромное количество разновидностей нардов. Однако при всем своеобразии, можно выделить наиболее общие правила, которые помогут быстро разобраться в любом варианте игры. Все разновидности игры можно условно поделить на два больших класса: длинные нарды и короткие нарды. Они отличаются тем, что в коротких нардах допускается сбивать шашки противника, а в длинных – нет.
Короткие международные нарды (backgammon).
Игровое поле – доска из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6. Эти группы называются соответственно: дом противника (пункты 24-19), двор противника (пункты 18-13), двор (пункты 12-7) и дом (пункты 6-1). У противника нумерация пунктов – обратная, то есть там, где у вас 24 пункт, у противника – 1. У каждого игрока имеется по 15 шашек. Их первоначальная расстановка показана на рисунке.
Цель игры – провести свои шашки по игровому полю, собрать их в своем доме и снять с доски раньше, чем это сделает ваш противник.
Право первого хода разыгрывается следующим образом. Каждый игрок бросает по одной кости. Тот игрок, у которого выпало больше очков, получает право первого хода. Очки для первого хода формируются из очков, выпавших на костях при розыгрыше хода. Например, один игрок выкинул 2 очка, второй выкинул 5 очков. Первым будет ходить второй игрок, на ход 2:5. В процессе игры игроки бросают кости поочередно. Свои кости игрок видит на правой половине доски, кости противника – на левой половине.
Длинные нарды
Доска для игры в длинные нарды состоит из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6. Нумерация пунктов у каждого игрока собственная.
У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (черные и белые).
Также имеется две игровые кости, которые в нардах традиционно называются «зары».
Цель игры – провести все свои шашки в дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. У черных дом находится на пунктах 1-6, у белых – на пунктах 13-18 (вид со стороны черных).
Право первого хода разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, и у кого выпало больше очков – тот и будет ходить первым. В процессе игры бросают одновременно две кости. В начале игры все 15 шашек располагаются на 24 позиции – т.н. «голове». По правилам игры с головы можно снимать только одну шашку за один ход. Это правило имеет исключение для первого хода. Если у игрока, который ходит первым, выпадает дубль: 6-6, 4-4 или 3-3 – он имеет право снять с головы 2 шашки. Соответственно второй игрок своим первым ходом на дубль тоже может снять две шашки, если он не сможет пойти своей одной шашкой полный ход.
В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки друг за другом а не навстречу, как в коротких нардах. Когда игрок бросает кости, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если на пункте стоит шашка противника, то на этот пункт ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на кости. Двигать можно любое количество шашек. Нельзя суммировать очки на двух костях – надо перемещать шашку сначала на число очков, выпавшее, на одной кости, а потом – на число очков, выпавшей на второй. На одном пункте может стоять любое количество шашек. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один их которых использует одну кость, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости. Если у игрока нет допустимых ходов, он пропускает ход.
Выстраивая последовательность шашек, игрок не имеет права делать непроходимый заслон перед шашками противника, если впереди этого заслона нет хотя бы одной шашки противника.
В момент, когда все шашки уже заведены в дом, игрок может начинать снятие шашек с доски. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на позиции, соответствующей числу выброшенных на кости очков. Если таких шашек нет, то игрок обязан передвигать шашки с более старших позиций. Если нет более старших позиций – игрок снимает фишки с более младших. Снимать на каждом ходе необязательно, можно просто перемещать шашки в доме.
Нарды: разновидности игры, инвентарь, правила, особенности
Нарды – одна из разновидностей игры в кости, такая же древняя, как шахматы. В эту настольную забаву могут играть два игрока. Их цель – переместить по игровому полю, представляющему собой доску, разделенную на две половины, все фишки, после чего снять их с доски. Побеждает тот, кто сделал это первым.
Что такое нарды
Нарды – игра, заключающаяся в перемещении фишек на доске или столе. Цель этой забавы – переместить все свои шашки на свое домашнее поле, а затем снять их. Игрок, первым снявший все свои шашки, побеждает.
Результат зависит как от мастерства игрока, так и от везения, и каждый этот элемент одинаково важен для победы. Нарды стали особенно популярны во всем мире в конце XX-го века.
Инвентарь для игры
Для того чтобы играть в нарды, необходимы следующие предметы:
Доска состоит из четырех секций, каждая из которых отмечена шестью узкими клиньями или точками двух чередующихся цветов. Вертикальная линия, называемая полосой, делит доску пополам, разделяя «внутреннюю» («домашнюю») и «внешнюю» секции. Фигуры, перемещаемые по доске, называют камнями (или шашками).
Популярные виды игры
Существуют различные вариации правил для нард. Все они отличаются способами осуществления ходов. Такое разнообразие связано с многовековой историей игры и масштабами её распространения.
К наиболее популярным современным видам игры в нарды относят:
У большинства этих вариаций число поклонников невелико. На территории России и бывших советских республик хорошо знакомы с длинными и короткими нардами. При этом длинные нарды пользуются большей популярностью. Их правила были позаимствованы у жителей стран Востока, а короткие нарды пришли с Запада.
Длинные нарды
Данная вариация считается классической. У каждого из игроков есть комплект из 15 камней или шашек. Передвигать по полю можно только свои шашки. Место, где перед началом игры выстраиваются шашки, называется «голова».
Кости бросают либо из рук, либо из стакана. В том случае, если игральная кость вылетела за границы игрового поля или стала на грань, бросок не засчитывается, и кости следует бросить еще раз.
Каждый игрок стремится первым перевести шашки через все игровое поле в последнюю секцию, которая называется домом. Перед началом каждого хода бросаются кости. После этого игрок передвигает камни на число точек в соответствии с числом, выпавшем на костях. Так как в игре используется две кости, перемещать можно один или два камня.
Например, если после броска выпали числа 2 и 5, то можно передвинуть один камень сразу на семь точек, либо один переместить на две, а другой – на пять точек. При этом нужно соблюдать условие: камень, который начинает ходить с головы, может быть перемещен только на количество точек, равное сумме очков на обеих костях.
Если во время хода шашка не останавливается в доме, а покидает пределы поля, она считается выброшенной и приравнивается к шашкам, находящимся в доме. При выпадении дубля (одинакового числа очков на обеих костях) игрок вместо двух ходов выполняет четыре. Длинные нарды никогда не заканчиваются вничью. Победителем является тот игрок, все камни которого находятся в доме или за пределами игрового поля. По условиям этой разновидности игры нельзя ставить камень на точку, если её уже занимает камень противника.
Короткие нарды
Это упрощенная вариация правил, поэтому партии заканчиваются быстрее, что и дало название этой версии игры. Правилами коротких нард разрешается «бить» шашки противника. Если игрок ставит свою шашку на точку, занятую противником, то нижнюю необходимо убрать с поля. Кроме того, на одну точку можно поставить несколько шашек одного цвета (выставляются одна на другую). Такую «башню» противник не имеет права бить. Также нельзя поставить свою шашку рядом с башней противника.
Для того чтобы вернуть сбитую шашку на поле, необходимо выбросить на костях 10 очков. Пока игрок пытается вернуть шашку, перемещать остальные он не имеет права.
Правила игры
Наличие разных вариаций нард предполагает некоторые отличия в правилах. Например, разными могут быть ходы, ставки, начальное положение и другие элементы игры.
Начальная позиция
Каждый игрок имеет 15 камней. Если игра идет по правилам длинных нард, то они располагаются на первой точке каждого дома. Это место называется «голова».
В соответствии с правилами коротких нард каждый игрок ставит два камня на двадцать четвертую точку, пять на тринадцатую, три на восьмую и пять на шестую.
Цель игры
Игроки стремятся переставить все свои камни в дом, и после этого убрать их с игрового поля. Игрок, которому удается сделать это первым, является победителем.
Начальный жребий
Каждый игрок бросает один кубик. Игрок с большим количеством выпавших очков ходит первым; в случае ничьей игроки снова бросают кубики. Результат этого броска также используется первым игроком, чтобы сделать первый ход в игре, хотя иногда предпочитают для первого хода бросать обе кости.
Движение шашек
Каждый ход начинается с броска двух костей. После него, если нужная точка доступна, одна или две шашки перемещаются в соответствии с числом выпавших очков. Число, выпавшее на каждом кубике, определяет, на сколько точек можно переместить шашку.
Каждый кубик представляет собой отдельный ход. Например, если на кубиках выпали четыре и один, можно переместить одну шашку на четыре деления к открытой точке, а другую шашку на один шаг к открытой точке, либо можно переместить одну шашку на пять делений к открытой точке. Если перемещать только одну шашку, должна быть открыта промежуточная точка.
Если доступен только один разрешенный ход, его в любом случае необходимо сделать, даже если он будет не в пользу игрока. Если можно сделать любой из двух имеющихся ходов, но невозможно сделать оба, необходимо использовать большее число. Если нет доступных ходов, очередь переходит к следующему игроку.
Как только игрок переместил все пятнадцать шашек на свою домашнюю доску, он может начать их выводить. Игрок выводит шашку с поля, если на костях выпало число, соответствующее точке, на которой находится шашка, а затем удаляет её с игрового поля. Таким образом, выпадение цифры «6» позволяет игроку убрать шашку с шестерки. Если на точке, обозначенной броском, нет шашки, игрок должен сделать ход с точки с большим номером.
Если на точках с более высокими номерами нет шашек, игроку разрешается (и требуется) убрать шашку с самой дальней точки. Игрок, первым снявший все пятнадцать шашек, побеждает в игре. При броске кубики должны приземляться на поверхность правой части доски. Если один из кубиков приземляется за пределами правого поля, или падает на шашку или на грань, броско необходимо повторить.
Внимание: Если игрок делает бросок до того, как его противник завершил свой ход, взяв кубики, бросок игрока аннулируется.
Результат игры
Победа присуждается тому игроку, который первым вывел свои камни за пределы игрового поля. Ничейного результата, как правило, не бывает, за исключением случаев, когда игроки договариваются, что черные имеют право сделать последний ход, кода шашки белых выведены с поля. Если за этот дополнительный ход игрок успевает вывести все черные шашки, присуждается ничья.
Счет, с которым заканчивается партия, может быть разным.
«Оин», или «Простая победа». Засчитывается, когда проигравший игрок до окончания игры выбросил как минимум один камень, а у его противника за пределами игрового поля оказались все камни. Счет такой игры – 1:0.
«Марс», или «Двойная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за игровое поле все камни, а проигравший игрок не завел все свои камни в дом. Счет партии – 2:0.
«Кокс», или «Тройная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за пределы поля все свои камни, остались шашки в первой секции или на баре. Счет такой партии – 3:0. По правилам длинных нард этот вариант засчитывается как двойная победа.
Одиночные партии и матчи
При желании сыграть можно как одну партию, так и серию, которая называется матчем. В этом случае игра ведется до того момента, пока один игрок не наберет заранее оговоренное количество очков. При проведении турниров проводится серия игр. Количество очков матча всегда нечетное, от 7 до 13. Турниры могут проводиться по правилам коротких и длинных нард.
Игра на ставку
В качестве ставки может использоваться как денежная, так и любая другая виртуальная единица. Существует несколько вариантов розыгрыша ставки. Если играется одиночная пария, на которую сделали ставку, то марс и кокс засчитываются как одно очко.
Ставку можно делать на каждое победное очко одиночной партии. Тогда в случае Марса ставка удваивается, а в случае Кокса – утраивается. В этом случае может также использоваться куб удвоения. Тогда очки победителя нужно умножить на его значение.
Ставка учитывает все шашки, которые остались на игровом поле после того, как победитель вывел все свои камни. Это довольно редкий вариант, так как первоначальная ставка может вырасти более чем в 10 раз с учетом победных очков и куба удвоения.
Куб удвоения
При проведении международных турниров допускается использование специального куба удвоения. Его грани имеют соответствующие обозначения: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Перед началом партии куб располагают в центре желоба игрового поля; сторона с числом 64 повернута вверх, что указывает на то, что удвоение еще не проводилось.
Процесс удвоения
Перед началом хода, до того, как бросить кости, игрок может использовать удвоение. Противник имеет право согласиться с этим предложением или сдаться, тогда оппонент получает 1 очко. Удвоение не может быть использовано для самого первого хода.
В случае согласия соперника куб переворачивают и пододвигают к игроку, внесшему это предложение. Следующий раз удвоить может только игрок, согласившийся на удвоение.
Автодубль
Автоматическое удвоение возможно в том случае, когда при розыгрыше жребия оба игрока выбросили кости с одинаковым значением. Как правило, по договоренности между игроками допускается только один или два автодубля.
Бивер/Редабл, Ракун
Игрок, получивший предложение об удвоении, может выступить с предложением встречного удвоения, которое называют «Бивером». При этом за ним сохраняется право на следующее удвоение. Под «Ракуном» понимают удвоение бивера, при котором игрок перехватывает право на следующее удвоение.
Правило Якоби
Если во время игры удвоение не было объявлено, марс и кокс будут засчитаны как одно очко. Если удвоение объявляется, засчитывают, соответственно, двойную и тройную победу.
Правило Кроуфорда
В соответствии с этим правилом, если в матче игроку, чтобы победить, не достаёт одного очка, то в следующей партии куб удвоения не используют. Например, матч играется до 13 очков. При счете 12-9 в следующей партии куб удвоения не используется. Если по окончании партии счет становится 12-10, дальше кубом снова можно пользоваться.
Федерации
В 2003 году во многих странах мира нарды признали как официальный вид спорта. В России действует Российская федерация спортивных нард, структурными подразделениями которой являются региональные федерации спортивных нард. Под ее эгидой с 2001 года проводятся турниры самого разного масштаба. С 2013 года в России действует Ассоциация независимых игроков. Существует также WBF – Международная федерация нард, стремящаяся к унификации правил и популяризации игры. Свои федерации существуют во многих странах, причём не только на постсоветском пространстве.
История появления и развития игры в нарды
История нард длинная, сложная, очень неполная и увлекательная. Точное происхождение игры остаётся неизвестным, хотя есть много предположений, многие из которых являются оригинальными и надуманными.
Нарды – это игра в кости, которыми издавна развлекались в разных частях мира. Сначала племенные жрецы катали кости животных, чтобы предсказывать будущее, а вскоре люди начали бросать кости и делать ставки на результат.
Следующим шагом было использование костей для перемещения игровых элементов по игровому полю. Похоже, что игры такого типа развивались повсюду, и некоторые из них могут быть ранними предками нардов.
Самый древний из возможных предков игры, который найден на сегодняшний день, возрастом примерно пять тысяч лет. Эта игра появилась в древней цивилизации Шумеров, которая процветала в южной Месопотамии на территории современного Ирака.
В течение 1920-х годов сэр Леонард Вулли, британский археолог, раскопал Ур Халдейский, библейский дом Авраама. На королевском кладбище он нашел пять игровых полей, которые напоминают современные доски для игры в нарды. Они были сделаны из дерева, замысловато украшены мозаикой из ракушек, кости, лазурита, черной пасты и черного известняка, вставленных в битум. Вскоре после открытия Вулли в другой части древней Месопотамии археологи нашли похожую игровую доску.
Есть свидетельства того, что очень давно египетские фараоны наслаждались другой настольной игрой, которая, возможно, является предшественницей нард. Обнаруженные доски датируются 1500 годом до нашей эры. Они были найдены в гробнице царя Тутанхамона в долине Нила и даже в Энкоми на Кипре, тогдашней египетской колонии. На одной доске написано имя царицы Хатшепсут, а вместе с ней были обнаружены фигуры с львиными головами, древним символом королевской власти. Настенные рисунки во многих египетских гробницах изображают людей, играющих в эту игру. Предполагается, что ею забавлялись как простые люди, так и аристократия.
Как бы сильно египетская игра ни отличалась от современных нард, у египтян было приспособление, которому мы могли бы позавидовать; механический ящик для кубиков. В него клали кости, встряхивали и бросали на стол. Как и все, древние египтяне играли в свою игру на деньги и изобрели эту машину для защиты от мошенников. Позже греки и римляне использовали это устройство в своих версиях игры.
Однако доподлинно не известно, где появилась первая версия нард. Разумно предположить, что это Индия или Китай, две цивилизации, от которых мир унаследовал большинство игр. Индийская версия игры была больше похожа на шахматы. Китайская игра тоже мало походила на современные нарды. Тем не менее существует достаточное сходство между нардами и другой древнеиндийской игрой, «Парчиси». Возможно, парчиси является далёким предком нард.
Ряд разновидностей нард можно встретить по всему Дальнему Востоку. В Китае есть игра под названием «Шван-лю». В Японии играют в «Сунороку». В Корее забавляются «Ссанг-рёк»; в Таиланде есть игра «Лен сакэ», или «Сака», а в Малайзии – «Табал». Через тысячу лет после того, как египтяне создали свою версию, греки начали играть в одну из форм игры, похожей на нарды. Платон упоминает греческую форму игры и комментирует её популярность. Софокл приписывает изобретение нард Паламеду. Гомер упоминает греческую игру в «Одиссее». Геродот утверждает, что нарды изобрели лидийцы.
В Риме игра долгое время оставалась одной из самых популярных среди патрициев. По популярности она даже соперничала с состязаниями в цирке. Действительно, при раскопках в Помпеях столы для игры находили во дворах практически всех вилл. В нарды продолжали играть в Риме и после установления христианства. По крайней мере, в одну форму нард играли на Ближнем Востоке задолго до крестовых походов. Источником мог быть древний Шумер, Египет, Индия или все три страны сразу, но игра, о которой крестоносцы узнали от сарацинов, называлась «Нард», или «Нард-шир».
Арабы научились игре у персов и, предположительно, она была названа в честь Ард-шир Бабакана из династии Сасанидов древней Персидской империи, который, как считается, её изобрел. Похоже, в Британии были популярны различные ранние версии нард. Хотя игра была известна в англосаксонские времена и упоминается в старых английских глоссариях восьмого и девятого веков, особо популярной она стала во времена крестовых походов.
Нарды оставались любимой игрой высших классов Европы на протяжении всего Средневековья. В них играли не только аристократы, но и простолюдины. Церковь, которая, разумеется, не одобряла никаких азартных игр, вела долгую войну с этой популярной игрой, которую в конечном итоге проиграла.
Современная доска появилась на изображениях в Европе еще в четырнадцатом веке, а затем широко распространилась по всему континенту. Согласно Оксфордскому универсальному словарю, самое раннее зарегистрированное использование слова «нарды» относится к 1645 году. Именно в XVII-м веке в Англии появились столы для этой игры, по виду не отличающиеся от современных досок.
В течение девятнадцатого века интерес к игре несколько снизился, хотя в нее играли даже сэр Вальтер Скотт и лорд Байрон. В середине девятнадцатого века историк игр по имени Джордж Фредерик Пардон написал книгу о нардах.
В Соединенных Штатах в нарды играют с семнадцатого века. Томас Джефферсон часто играл в эту игру, в том числе в течение трех недель до 4 июля 1776 года, когда он составлял Декларацию независимости.
Во Франции игру называли «Трик-трак» по фонетическому отображению звука, издаваемого при перемещении камней по деревянной доске. В нее играли все слои населения, хотя при парижском дворе нарды считали игрой благородного сословия.
В Германии было принято французское название «Трик-трак». В книге по древним играм, опубликованной в 1892 году, было сделано первое исчерпывающее описание немецких нард. Русские нарды во многом напоминали немецкую версию этой игры.
В нарды не переставали играть в странах Восточного Средиземноморья, от румынских рыбаков до греческих аристократов. В этом регионе существует много версий этой игры, включая турецкие игры «Мултезим» и «Гиул», греческие «Плакото» и «Эврейка», а также бесчисленное множество других, в том числе игра ВМС США «Аси-дьюси», зародившаяся на Ближнем Востоке.
В Соединенных Штатах и Европе интерес к нардам возродился в 1920-х годах, когда какой-то неизвестный гений, играющий в одном из американских клубов, придумал революционную идею. Он предложил удвоение ставок. Противник имел право отказаться, и в этом случае игра заканчивалась и засчитывалась исходная ставка.
Нарды получили новый импульс, когда князь Алексей Оболенский задумал провести международный турнир по нардам. Этот турнир проводится на Багамах каждый год с 1964 года. В первом участвовало сорок человек, и его выиграл Чарльз Вакер из Чикаго. Каждый год число участников чемпионата и новичков в турнире неизменно растет.
Литература по нардам
Ахундов Н. Ф. «Справочник по длинным нардам. Теория и практика игры».
В книге собраны и переработаны все наиболее важные моменты, связанные с игрой. Это не просто обычный справочник, а подробное пособие, объясняющая все нюансы правил, рассматривающая редкие игровые ситуации и вероятность наступления игровых событий.
Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. «Все о нардах». Эта книга пережила уже несколько переизданий. В ней, помимо правил и особенностей игры, рассматривается ее история и интересные малоизвестные факты.
Шехов В. Г. «Нарды: от новичка до чемпиона: пособие-самоучитель». Основной упор автор этой книги сделал на практическую составляющую. Её основное отличие – ёмкое изложение правил и разбор игровых ситуаций.
Во всем мире существует множество игр, где требуется невероятная концентрация интеллекта, и каждая из них имеет свою историю. Но далеко не все из них являются такими же интригующими, азартными и непредсказуемыми, как нарды – игра, пользующаяся непреходящей популярностью у миллионов людей по всему миру.