В чем заключается информирующая функция икс
Управление консультационной деятельностью
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Статья просмотрена: 1253 раза
Библиографическое описание:
Дамбаулова, Г. К. Управление консультационной деятельностью / Г. К. Дамбаулова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1331/ (дата обращения: 30.11.2021).
Каждая система, каковой является и ИКС, в первую очередь стремится сохранить саму себя и, по возможности, развиться. Сделает она это, если сможет «вписаться во внешнюю среду». Внешней средой для службы является АПК региона, его субъекты. Исходя из целевого предназначения службы, определяющими для нее субъектами внешней среды являются сельскохозяйственные товаропроизводители. В условиях рыночной конкуренции вопрос выживания ИКС сводится к тому, сможет ли служба удовлетворять потребности и ожидания клиентов. Поэтому ИКС должна гарантировать клиентам, как в настоящее время, так и в будущем такие услуги, качество которых соответствовало бы их потребностям и, как следствие этого, внешняя поддержка деятельности ИКС из бюджета была бы оправдана.
В обеспечение консультационной поддержки своих клиентов деятель сельскохозяйственного консультирования совершает определенные постоянно повторяющиеся виды действий, которые могут быть обобщены в качестве основных функций консультирования. Поэтому, как и в теории управления, основные функции консультирования предлагается рассматривать в качестве замкнутой последовательности действий [1, с. 13].
Только в отличие от функций управления при рассмотрении основных функций консультирования целесообразно начинать с функции мониторинга.
Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности, выявление проблем, то есть действия, связанные с влиянием на эти объекты.
Процесс эволюционного развития любого производства в большей мере определяется не сознанием и волей отдельных личностей, пусть даже наделенных очень большими полномочиями, а естественно совершающимся возникновением и становлением наиболее эффективных форм и методов хозяйствования. Поэтому еще А.В.Чаянов отмечал, что консультирование может оказать только влияние «…на сам процесс сельскохозяйственной эволюции, воздействуя на волю и разум самих хозяев, направляя их творческие искания в сторону форм, мыслимых им рациональными, и предотвращая их от ложных путей творческого искания, усиливая своим авторитетом пример удачных начинаний, ускоряя и рационализируя тем процесс эволюции».
Соответственно консультирование должно начинаться именно с непрерывного наблюдения за хозяйствующими объектами, с анализа их деятельности. Действий, направленных на выявление перспективных тенденций развития производства и его организации, возникших или назревающих у хозяйствующих субъектов проблем, в решении которых может быть оказана консультационная поддержка. Только, опираясь на эти наблюдения, консультанты, консультационные фирмы могут наиболее правильно оценить потребности имеющихся и потенциальных клиентов, могут сформировать базу знаний для развития своей деятельности.
Для правильного построения системы управления информационно-консультационной службой, определения ее структуры, степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая, обоснованная классификация.
Функция развития системы знаний реализует действия, обеспечивающие следующее: оценку имеющейся в распоряжение консультанта (консультационной организации) системы знаний с позиций потребностей клиентов; сбор и анализ новых знаний на предмет выявления пригодных к использованию в условиях места и времени осуществления консультационной деятельности, самостоятельное получение необходимых новых знаний; проверка на практике новых знаний, путем постановки опытов или иной апробации, адаптация этих знаний к условиям консультационной деятельности, в том числе представление этих знаний в формах, удобных к применению консультантами службы; пополнение информационной базы используемых знаний (размещение в картотеке, электронной базе и т.п.).
В рамках рассматриваемой функции очень важны работы, связанные с адаптацией новых знаний к условиям консультационной деятельности, в том числе представление этих знаний в формах, удобных к применению консультантами службы. В разветвленной региональной консультационной службе далеко не все консультанты по своему уровню знаний и возможностей способны решать задачи любого уровня, на основе выявленного нового знания выработать то или иное консультационное предложение, решение.
Для сельскохозяйственной консультационной службы важны масштабы распространения знаний. Поэтому, если высококвалифицированные специалисты службы обеспечат некоторое преобразование этого нового знания, адаптируют его под возможности большинства консультантов службы, то требуемые масштабы его распространения уже можно обеспечить [3, с. 56].
Для этого также важно обеспечить доведение всей необходимой информации о новшестве до всех консультантов службы, обеспечить её размещение в соответствующей базе данных так, чтобы любой консультант мог ею воспользоваться в случае необходимости. Конечно это в тех случаях, когда информация о новшестве содержит определенный массив информации, а не является, например, методом решения каких-либо вопросов.
Функция информирования реализует действия с помощью доступных консультантам средств, обеспечивающие доведение до заинтересованных лиц (клиентов и потенциальных клиентов) знаний, которые могут быть ими использованы.
Информационная деятельность консультантов заключается в следующем: подборе и систематизации информации о распространяемых знаниях в соответствии с местом (СМИ, выставки и т.п.) и временем (сезон, период отчетности и т.п.) её распространения; трансформации информации о знаниях применительно к условиям её распространения и передачи подготовленной информации соответствующим средствам распространения.
В процессе этой деятельности обеспечивается реклама возможностей консультанта, консультационной фирмы. Также обеспечивается распространение сведений обо всех новшествах, как в форме их рекламы, так и в форме достаточных для использования сведений, например о нововведениях в законодательстве, в других нормативно-правовых актах.
Функция проектирования реализует действия, обеспечивающие получение консультационного продукта (проекта). В общем случае под проектом (от лат. project us – брошенный вперед) понимается совокупность материалов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
По своей сути это исследования и разработки, которые являются ключевыми в консультационной деятельности и определяют важнейшие блоки консультирования: разработку материалов о новшествах, предназначенных для распространения, для ведения обучающей деятельности (на схеме обозначено пунктиром) и т.п.; разработку проектов решений конкретных проблем клиентов.
Функция обучения реализует действия, обеспечивающие направленную передачу конкретных знаний их потребителям (обучаемым) в доступном для них виде. Обучающая деятельность связана со следующими действиями консультантов: подбором необходимой информации о знаниях и трансформацией ее в удобный для восприятия вид (с учетом условий хозяйствования и уровня подготовленности обучаемых); подготовкой наглядных, раздаточных и иных материалов; собственно с процессом обучения, в том числе при осуществлении направленной помощи конкретным клиентам по возникшим или назревающим у них проблемам.
Этот процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, форм и методов, обеспечивающих передачу знаний (информации) путем воздействия на сознание принимающих решения лиц и исполнителей для формирования у этих лиц знаний, позволяющих самостоятельно разрабатывать и принимать решения. Соответственно консультанты должны обладать не только высоким уровнем знаний по специальности, а и иметь навыки в обучении специалистов, в подготовке и выработке технологических и управленческих решений [4, с. 29].
Действиями в рамках этой функции процесс консультирования как бы завершается – считается, что после передачи новых знаний клиенту услуга выполнена в полном объеме. Однако очень важно отследить: достигли ли цели повышения эффективности деятельности клиентов оказанная услуга, проведенное обучение и другие действия консультантов. Поэтому правильнее считать, что каждый цикл процесса консультирования начинается и заканчивается мониторингом.
Успешная работа ИКС поддерживается постоянным совершенствованием управления ею. Постоянное совершенствование управления службой в соответствии с конкретными задачами и потребностями ее развития является закономерным процессом, способствующим росту и развитию всего сельскохозяйственного производства.
Нельзя превращать работу по совершенствованию управления ИКС в кампанию. Все мероприятия должны быть обоснованы, опираться на предварительный анализ системы управления и выявление в ней недостатков, варианты улучшения управления должны быть оценены и из них выбран лучший.
При совершенствовании управления ИКС необходимо учитывать специфические условия конкретных объектов совершенствования, в том числе экономические, организационные, социально-психологические особенности соответствующих коллективов, их традиции, образовательный уровень их членов и т.п. Одно и то же мероприятие, вполне оправдавшее себя и сразу принятое в одних условиях, может потребовать для своего внедрения в других условиях длительного времени и необходимости целого ряда доработок и уточнений. Поэтому необходимо еще на стадии проектирования прогнозировать возможные последствия предполагаемых мероприятий с целью их планирования или предупреждения, хотя и не все из этих последствий можно с определенностью предвидеть.
Учитывая важность и необходимость работ по совершенствованию управления информационно-консультационной службой, руководители службы должны регулярно заниматься этой деятельностью.
1. Информационно-консультационная служба в АПК, учебное пособие/Под редакцией В.М. Кошелева и В.В. Маковецкого М.: Агроконсалт, 2001 г.
2. ИКС/ Под редакцией Рунова Б.А. М.: Агроконсалт, 2000 г.
3. Козлов В.В. Проблемы и решения по возрождению сельскохозяйственного консультирования в России, Москва ФГНУ «Росинформагротех», 2002 г.
Похожие статьи
Профессиональная деятельность специалистов по.
Ключевые слова: управленческое консультирование, специалисты по управленческому консультированию, консультант по управлению, профессиональная деятельность, услуга
Отечественный рынок консультационных услуг очень молод, находится на стадии развитии.
Роль и значение консалтинга в экономике | Статья в журнале.
Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: поиск источников и использование
Главным специфическим предметом консалтинга является производства и продажи продукта под названием «консультационная услуга».
Модель профессиональных компетенций эффективного.
2. Методика оценки эффективности консультационной деятельности.
консалтинговая компания, услуга, консультант, потенциальный рынок, разработка стратегии, компания, рынок, жизненный цикл, внешняя среда, стратегический выбор.
Теоретико-методологический анализ консалтинга в современной.
Управление консультационной деятельностью. Поэтому, как и в теории управления, основные функции консультирования предлагается рассматривать в качестве замкнутой последовательности.
Автоматизированные системы консалтинга в сфере.
Консультационная деятельность (консалтинг) является одним из важных элементов социально-экономической системы, ее
Пути реформирования государственной службы в целях совершенствования государственного управления с помощью автоматизации его.
Методический аппарат оценки результативности управленческого.
Управление консультационной деятельностью.
Управление консультационной деятельностью. Функция развития системы знаний реализует действия, обеспечивающие следующее: оценку имеющейся в распоряжение консультанта (консультационной.
Анализ видов управленческого консалтинга | Статья в журнале.
Полезная информация. Спецвыпуски.
Следует уделять особое внимание изменениям во внешней среде организации, так как это может
Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации.
Консультирование и супервизорство как инновационные.
При этом подходе социальное консультирование рассматривается как оказание организациям и гражданам консультационных услуг специально
В основе реформирования социальной сферы, расширения рыночной составляющей в деятельности управления системы оказания.
Необходимость развития регионального центра переподготовки.
Информационно—консультационная служба (ИКС) — это система, с помощью которой обеспечивается повышение эффективности АПК и рост национального дохода страны путем распространения знаний и передового опыта.
Excel для начинающих: 10 базовых функций программы
Как экономить нервы и время с Excel.
В Excel есть тысячи встроенных функций. Если знать хотя бы часть из них, можно здорово экономить время при обработке данных и построении отчетов.
В этой статье собрали топ-10 базовых функций, которые чаще всего используются в Эксель.
#1. СУММ
число1 — обязательный аргумент.
Функция дает возможность найти сумму отдельных числовых значений, диапазонов, ссылок на ячейки с числовыми значениями или сумму всех этих 3-х видов. Часто используется в подбивании итоговых значений строк или столбцов при формировании отчетов.
Примеры использования
Допустим, у вас есть массив числовых значений и вам нужно посчитать сумму некоторых из них. Используя функцию СУММ, в области аргументов функции мы подставляем нужные ссылки на ячейки и получаем ответ — 312.
В кое-каких случаях в массивах не находятся значения, которые нужно так же просуммировать, и вместо ссылок можем добавить свои числа. Ответ в этом случае — 419.
Так как функция работает не только с числовыми значениями, а и с целыми диапазонами, можно найти сумму всего диапазона.
Можно не ограничивать себя в количестве значений, которые нужно просуммировать, а посчитать все значения в столбцах или строках. К примеру, просуммируем все значения в первых двух столбцах.
Если в одной или нескольких ячейках диапазона окажется не числовое выражение, а текстовое, Excel будет приравнивать эти значения к нулю.
#2. СЧЁТ
значение1 — обязательный аргумент.
С помощью этой функции можно подсчитать ячейки, которые содержат только числовые значения в списке аргументов. Зачастую используется в расчетах средних значений, когда использование функции СРЗНАЧ в Excel нецелесообразно.
Следующая формула возвращает количество ячеек в диапазоне A1:E4, которые содержат числа.
Как мы видим, в нашем списке аргументов диапазон из пяти значений, но функция вернет три, ведь числовые значения содержатся только в столбцах A, B, C. В столбце D — текстовое выражение, а Е — незаполненная ячейка.
Близкие по применению функции:
=СЧЁТЗ(значение1;[значение2];…) — считает количество непустых значений в перечне аргументов.
=СЧИТАТЬПУСТОТЫ(диапазон) — считает количество пустых значений в указанном диапазоне.
#3. МИН
число1 — обязательный аргумент.
Функция позволяет найти минимальное числовое значение в указанном списке аргументов. Часто используется при построении финансовой отчетности, когда нужно определить дату начала периода отчета, минимальный чек покупки и другие параметры.
Пример
Допустим, у нас есть диапазон чисел и текстовых выражений, и нужно найти минимальное значение.
Например, минимальное значение среди двух выбранных диапазонов A1:D2, A4:D4 и числа 54 будет 21. Пустые поля и текстовые выражения функцией исключаются и в расчетах не используются.
Близкие по назначению функции
=МИНА(значение1;[значение2];…) — находит минимальное значение в списке аргументов, при этом текстовые и ложные логические выражения равняются к нулю, а логическое выражение «ИСТИНА» в ячейке равняется 1.
=МАКС(число1;[число2];…) — находит максимальное значение в списке аргументов, при этом текстовые и пустые выражения игнорируются.
=МАКСА(значение1;[значение2];…) — находит максимальное значение в списке аргументов, при этом текстовые и ложные логические выражения приравниваются к нулю, а логическое выражение «ИСТИНА» в ячейке равняется 1.
#4. СРЗНАЧ
число1 — обязательный аргумент.
С помощью этой функции можно найти среднее арифметическое отдельных числовых значений, диапазонов, ссылок на ячейки с числовыми значениями или же среднее этих 3-х видов. Вычисляется путем суммирования всех чисел и делением суммы на количество этих же чисел. Текстовые и логические значения в диапазоне игнорируются.
Допустим, у нас есть диапазон из 6 ячеек: 4 из них заполнены числами, включая 0, одно значение — текстовое и еще одно — пустое. Функция просуммирует только числовые и поделит сумму на общее количество числовых — 4.
В результате мы получим среднее, равное 4. Давайте проверим формулой:
(4 + 5 + ТЕКСТ + 7 + 0 + ПУСТОЕ) / 4 = 16 / 4 = 4
ТЕКСТ и ПУСТОЕ игнорируются.
#5. ОКРУГЛ
Синтаксис: =ОКРУГЛ(число; число_разрядов)
число — аргумент.
число_разрядов — до какого разряда округляется число.
Функция ОКРУГЛ применяется для округления действительных чисел до требуемого количества знаков после запятой и возвращает округленное значение согласно математическому правилу округления.
К примеру, для округления числа 2,57525 до 2-х символов после запятой можно ввести формулу =ОКРУГЛ(2,57525;2), которая вернет значение 2,58. Эта функция часто используется при построении балансовых и других видов отчетности.
Структура и функции ИКС различных уровней
На макроуровне организация деятельности ИКС продиктована в определенной степени политическими, географическими и экономическими основами региона
На организационную структуру будут влиять:
-соотношение городского и сельского населения
-средства связи и транспорт
-степень сельскохозяйственной специализации
Одним из важных элементов системы управления ИКС является организационная структура. Правильное формирование организационной структуры позволяет службе функционировать эффективно. Существует несколько подходов к формированию подразделений ИКС:
• по функциональному признаку;
• по территориальному признаку;
• в зависимости от программ;
• в зависимости от оказываемых услуг;
• в зависимости от клиентуры;
При формировании подразделений по функциональному признаку виды деятельности группируются в зависимости от выполняемой работы. Данный подход часто применяется на местном уровне при группировке работ в зависимости от основных направлений деятельности на местах.
При формировании подразделений по территориальному признакуместные консультанты организуются в межрайонные или зональные группы. Все направления деятельности ИКС на зональном (межрайонном) уровне возглавляются одним руководителем. Данный подход при формировании подразделений службы целесообразен, главным образом, из экономических соображений (сокращение транспортных затрат, более рациональное использование времени сотрудников и руководителя и др.).
При формировании подразделений в зависимости от оказываемых услуг создаются структурные звенья, обеспечивающие работу основных подразделений и содействующих эффективной работе организации в целом, что позволяет экономить эксплуатационные затраты, контролировать проведение политики организации и т.п. Это могут быть подразделения, выполняющие такие функции, как бухгалтерский учет и управление финансами, управление кадрами, предоставление информационных услуг и др.
При формировании подразделений в зависимости от клиентурыгруппирование видов деятельности осуществляется в зависимости от различных категорий клиентов, с которыми взаимодействует информационно-консультационная служба, что вызывается специализированными и разнообразными потребностями товаропроизводителей в определенных услугах (например, подразделения по работе с крестьянскими хозяйствами, подразделения по работе с крупными сельскохозяйственными предприятиями, подразделения по работе с предприятиями инфраструктуры и т.п.).
При матричном подходе к формированию подразделений переплетаются административное управление и управление отдельными программами, что и формирует матрицу. В результате многие сотрудники входят одновременно в две или более группы и, соответственно, подчиняются нескольким руководителям (одному постоянному административному руководителю и одному или более руководителям программ или проектов).
Вышеперечисленные подходы формирования подразделений ИКС имеют определенные достоинства и недостатки. Учитывая это, на практике распространен смешанный подход к формированию подразделений с использованием различных комбинаций вышеназванных подходов с целью формирования более дееспособной организационной структуры службы, часто облегчающей выполнение поставленных задач. В то же время применение смешанного подхода иногда приводит к излишнему усложнению организационной структуры ИКС, что может негативно сказаться на эффективности ее работы.
Структура ИКС может складываться как иерархическая или специальная (в рамках проекта).
1. Иерархическая структура ИКС:
|
|
|
— в целом малоэффективны
— не способствуют общению
-препятствуют установлению обратной связи
-не направлены на клиента
-замедлены с точки зрения обслуживания клиента
2. Специальная структура (В рамках проекта):
| |
|
|
|
|
|
… …
Основным требованиями при организации ИКС и при ее функционировании являются:
— способность независимо принимать решения
— высокая мотивация консультантов
— инициатива и самонаправленность
— предоставление высоких полномочий
— хорошие контракты с другими группами реализации проектов
Существуют ряд служб, которые помогают работе ИКС, но не все они могут быть представлены в районе или области. Это могут быть:
Для каждой ИКС характерен различный доступ к специалистам. Для отдельных районов, например, характерна потребность интенсивного и каждодневного использования знаний зоотехников и специалистов в области патологий растений, а для других – достаточно иногда получить консультацию специалиста регионального и федерального органа. Поэтому наиболее эффективно сочетание узкоспециализированных и много дисциплинированных групп сотрудников, работающих в одной ИКС.
Многие ИКС возникают на базе государственных учреждений и как правило для них характерна тяжеловесно-бюрократическая структура.
Наиболее эффективно работающей представляется служба, которая будет существовать за счет частного или полного финансирования клиентами.
В АПК России отсутствовало четкое разделение функции ИКС по вертикали. Это оказывало негативное влияние на интеграционные процессы, которая призвана осуществить служба, затрудняло действия четкой системы управления и приводило к затруднению ее деятельности. На сегодня такая вертикальная структура создана полностью.
На федеральном уровне ИКС представлена:
1. Минсельхоз России – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере АПК. На него возложены следующие функции
— формирование единой федеральной сети ИКС
— организация государственной (в том числе финансовой) поддержки ИКС
— привлечение консультантов ИКС к реализации аграрной политики
— формирование единой информационной среды
— организация выполнения научных исследований по проблемам информационно-консультационной деятельности
2. Совет ИКС АПК – это орган разрабатывающий стратегию развития ИКС. Это коллегиальный орган. Его возглавляет зам. Министра с/х, курирующий вопросы информационно-консультационного обеспечения АПК
Принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер, поэтому его функциями могут быть:
— выработка предложений по развитию ИКС
— рассмотрение приоритетов направлений деятельности службы
— обсуждение проектов законных актов и методических рекомендаций по ИКС.
3. Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования – это важнейшее звено ИКС. Его задача – упорядочить работу по формированию информационных ресурсов. Его функции:
— организационно-экономическое руководство деятельностью ИКС на региональных уровнях
— организация подготовки и переподготовки кадров для ИКС
— проведение исследований и разработка предложений по формированию и распределению рынка услуг ИКС
— разработка и реализация программ по пропаганде деятельности ИКС
-содействие региональным ИКС в организации международного сотрудничества
-издание справочной, учебно-методической и другой литературы по вопросам деятельности ИКС
-организация представительства ИКС в сети Интернет, создание информационного портала
4. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
5. Пресс-видеоцентр Минсельхоза России
6. Центр обучения кадров Академии им. Тимирязева
7. Главный вычислительный центр Минсельхоза России
На региональном уровне основной организационной структурой должны стать региональные информационно-консультационные центры, характеризующие большим разнообразием организационно-правовых форм.
Так как в большинстве регионов отсутствуют районные ИКС, региональные ИКЦ должны напрямую работать с сельхозтоваропроизводителями. Поэтому к их функциям относятся:
– организационно-методическое руководство районными ИКС
— формирование региональных баз данных и прикладных программных разработок
— разработка норм правовой базы по функционированию районных ИКС
— оказание помощи с/х товаропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового опыта
— анализ и оценка результатов производственной и экономической деятельности с/х товаропроизводителей
— проведение краткосрочных обучающих семинаров
— организация выставок, семинаров, демонстрационных участков и полей
— издание рекламной и информационной продукции
— организация мониторинга и системы обратной связи с с/х товаропроизводителями
— формирование заказов для науки на выполнение прикладных исследований
На районном уровне ИКС представлена районным ИКС. Их уровень наименее развит. Из 1871 района ИКС действуют только в 234-х, однако районные ИКЦ – это основное звено в системе ИКС. К их функциям относятся:
– консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам управления, планирования, организации производства, переработки и реализации продукции и др.
– оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в области освоения передового опыта
— участие в реализации социальных, экономических и экологических программ
— организация выставок, ярмарок и других демонстрационных мероприятий
— проведение обучающих семинаров
Функции регионального и районного ИКЦ должны быть закреплены в Положениях, Уставах (в зависимости от организационно-правовой формы) и могут корректироваться в местных условиях