В чем заключается коммуникативная функция игры

Игра и ее роль в развитии коммуникативных способностей детей.

В чем заключается коммуникативная функция игры. 22904c5b0e2948e928506a582f6d8a23. В чем заключается коммуникативная функция игры фото. В чем заключается коммуникативная функция игры-22904c5b0e2948e928506a582f6d8a23. картинка В чем заключается коммуникативная функция игры. картинка 22904c5b0e2948e928506a582f6d8a23 Антонина Михельсон
Игра и ее роль в развитии коммуникативных способностей детей.

Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях, включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символичном мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны.

Стремление детей к совместной жизни со взрослыми не может быть удовлетворено на основе совместного труда. Эту потребность дети начинают удовлетворять в игре, в которой они воспроизводят не только трудовую жизнь, но и социальные отношения, беря на себя роль взрослых. Такое особое место ребенка в обществе становится основой возникновения ролевой игры как своеобразной формы приобщения ребенка к жизни взрослых.

В игре ребенку впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнение определенных обязанностей и дает ему ряд прав.

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. На наш взгляд, эмоциональное неблагополучия ребенка в этом случае стимулирует развитие речи у ребенка.

Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.

Учитывая, какое влияние, игра оказывает на развитие психики ребенка, можно выделить основные функции игры. Первая функция игры – развивающая описана наиболее полно, особенно в контексте ее становления личности ребенка. Одни игры развивают силу, выносливость, другие ум, третьи ряд взаимосвязанных качеств. Вторая функция игры – компенсаторная, основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребенка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра это действия в альтернативной реальности, или действия направленные на создание альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир. Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом.

Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и воздействия на него, является игра, и позволяет нам взрослым воспринимать ее как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающуюся контрою ситуацию. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность учиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра для ребенка является символическим языком самовыражения «манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, значимым взрослым, к событиям в своей жизни».

Согласно Пиаже игра является «мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением», именно символическая функция игры является особо важной, Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения», Д. Б. Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу.

Д. Б. Эльконин, как выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей, многократно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Положения, выдвинутые Элькониным, стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.

Однако следует отметить, что свое исследование Д. Б. Эльконин проводил в 60-70-е годы XX века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могло не отразиться на игре. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.

Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например интересы, ценности, представления.

Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества.

Анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.

Именно поэтому следует подчеркнуть некоторые вопросы, касающиеся игры. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга.

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки лю-дей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Игра активизирует общение, посредством, которого могут решаться задачи коммуникативного развития детей, при этом цель таких игр пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми. Игра играет важную роль в налаживании социальных связей детей, установлению эмоциональных контактов между ними.

Большую часть своего времени дети проводят в играх, причем за годы дошкольного детства игры проходят довольно значительный путь своего развития, в результате чего содержание игры изменяется. Игра развивается: сначала она предметно-манипулятивная и символическая, затем игра становится сюжетно-ролевой с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в таких играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематик, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра.

Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами. Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью, наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых, таким образом, содержание ролевой игры подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли ребенком.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

Дошкольный возраст – это единственный из детских возрастов, который не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд.

Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества.В начале века критерий психического здоровья формулировался так: «Здоров тот, кто умеет любить и работать», в начале века нам кажется, что «Здоров тот, кто умеет любить, работать и играть».

Игру детей можно оценивать более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.

Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра это средство обмена информацией, это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопросов. Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.

Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но, проигрывая их, так как ему хочется, ребенок может научиться постепенно с ними справляться. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно ничего не опасаясь спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, когда он играет свободно, он совершает целый ряд независимых действий, тем самым, высвобождая чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу.

Такое понимание игры, нам представляется исключительно важным. Включение игры, как ведущей деятельности дошкольника, в воспитательный и образовательный процессы, необходимо, поскольку игра занимает значительное место в жизни дошкольника, выполняя развивающую и формирующую функции. Опираясь на особенности психического развития и ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста необходимо разрабатывать игровые формы и методы обучения и воспитания детей.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Источник

Консультация для воспитателей: «Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка.»

Астахова Ирина Васильевна,

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 162»,

Консультация для воспитателей.

Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка.

Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

Основные компоненты игры. Игра включает в себя:

1. игровое состояние (мотив,

3. игровые ситуации,

4. игровые роли и действия,

Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Дворовые игры (уличные) «Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.

Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился», «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др.

Хороводные игры (это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) игра «Ручеек».

Танцевальные игры (главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов», «Три круга».

Познавательные игры «Мудрый ворон».

Викторина — это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой

Лотерея (розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул — твоя удача», «Танцевальная».

Игра — песня, необходимо пропеть любую песню.

Любые пальчиковые игры.

Коммуникативные игры. Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог. «Интервью» «Комплимент».

Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55».

Игры – шутки «Дикая обезьяна», «Верблюд».

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

2. Добреньков В. И. Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — М. : 2005. — Т. 8. — 1025 с.

3. Ковалева А. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. 2004.—№ 1. —С. 139—143.

4. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга М. : Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000

6. Философский словарь Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html. Дата обращения: 30.04.2012 г.

7. Шмаков С. А. Игры учащихся. М. : Издательство «Просвещение», 1994. — С. 96—113.

8. Воскобович В. В, Харькова Т. Г., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр (1991-1999) ». Санкт-Петербург 2003

9. Пазухина И. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – М. : «Детство-Пресс», 2008

10. Шипицина Л. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М. : «Детство-Пресс», 2008.

Источник

Классификация игр. Виды и функции игр

Коммуникативная функция игры. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива, ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед партнерами. Игра – победа товарищеского сознания. Общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры. В совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязания. Многие игры детей отличаются, прежде всего коллективным характером; несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющимися.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз – определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с тем в нормативном поведении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Ребенок сам в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Игра наиболее объективна, выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом.

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии. В реабилитационной практике появляется игротерапия. Лечение игрой – серьезная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили фабулу, сюжет и правила игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий. Использование игры как средства психокоррекци необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция использовалась слабо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *