В чем заключается комплексный характер психолого педагогического исследования
Комплексный характер педагогического эксперимента
Комплексный характер педагогического эксперимента
Громак Надежда Ивановна,
заведующий отделом анализа и
среднего общего образования
ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Под педагогическим экспериментом понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания. Для педагогического эксперимента характерно, что организаторы мониторинга активно включаются в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым они проверяют свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать. При проведении эксперимента необходимо учитывать множество характеров, особенностей воспитания и способностей учащихся, а также особенности учителей, общественные идеалы и др.
В педагогике эксперимент выступает в тесной взаимосвязи с другими методами исследования. Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и др. Все эти методы применяются как на первом этапе проведения педагогического эксперимента для того, чтобы «замерить» начальное состояние системы, так и для последующих более или менее частых «срезовых» замеров ее состояний, чтобы на завершающей стадии сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы. Педагогический эксперимент – это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательной организации по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная образовательной организацией Программа). В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой образовательной организацией программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны педагогических работников и неблагоприятный психологический климат в образовательной организации могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов педагогических вузов, обучающихся
по специальности 031000 — Педагогика и психология
УДК 37.01
ББК88.4 314
В гл. III параграф 3 «Применение статистических методов
и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании»
доктор психологических наук, профессор, академик РАО Д. И. Фелъдштейн; доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО М. М. Поташник
Загвязинский В. И., Атаханов Р.
З 14Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с. ISBN 5-7695-0815-9
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и других образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до апробации и литературного оформления работы. В пособии охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы и методики поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов.
УДК 37.01
ББК 88.4
© Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001
ISBN 5-7695-0815-9 © Издательский центр «Академия», 2001
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к рыночной экономике и демократическому устройству повысили степень свободы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты.
В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, пересмотра некоторых принципов образования и воспитания, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к воспитанникам.
Кто должен выполнять этот необходимый и нелегкий труд? Традиционно считалось, что это должны делать ученые. Однако в последние годы стало ясно, что конкретные проекты преобразований, кропотливый поиск лучших их вариантов — дело каждого образовательного учреждения. Таким образом, у образовательных учреждений появилась новая функция — поисково-исследовательская.Если дошкольное учреждение, школа, вуз — любое образовательное учреждение не найдет своего лица, своего места в социальной нише, своей «изюминки», если оно не станет притягательным для какого-либо контингента учащихся, то не выдержит конкуренции, не выполнит своей высокой миссии.
В нынешних условиях школа, например, может выбирать собственный вариант учебного плана, вводить дополнительные образовательные услуги, профильное обучение в старших классах, педагогу дано право разрабатывать авторские программы и курсы, школе — строить собственную воспитательную систему.
Принципиально важно, что не только право, но и обязанность творить, искать, обновлять содержание и методы обучения, вести опытно-поисковую исследовательскую работу теперь официально закреплены в документах о школе, в том, чиcле в российском Законе «Об образовании» ив Примерном положении о средней общеобразовательной школе.
Психолого-педагогические подходы в работе общеобразовательных, профессиональных учебных заведений и учреждений дополнительного образования, как и сами формы организации, типы учреждений, система и методы работы в них — все это сейчас динамично обновляется, требует поиска, уточнения, корректировки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения. Обновление образования — не кратковременная кампания, оно происходит непрерывно. Педагогическая деятельность по своему существу нерецептурна, она должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее выполнения.
Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, исследующими эту сферу, но и широким кругом психологов и педагогов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических, психологических и иных (медицинских, социально-реабилитационных) методов, пересмотреть даже некоторые принципы образования и воспитания.
Этот совершенно необходимый и нелегкий труд наряду с учеными Российской академии образования, педагогических и исследовательских учреждений придется все равно выполнять и рядовым педагогам на местах: в городе, микрорайоне, в каждой отдельно взятой школе. Конкретные условия и возможности, региональные и локальные (местные) запросы и резервы настолько многообразны, что создать готовые проекты и единые рекомендации для всех невозможно. Реальные проекты преобразований, кропотливый поиск лучших их вариантов придется осуществлять самим педагогам. В этом заключается смысл новой опытно-поисковой, исследовательской функции образовательных учреждений.
В создавшихся условиях множество образовательных учреждений, тысячи учителей, воспитателей и психологов уже включились в исследовательский поиск.
О том, что инициатива педагогов и организаторов образования пробудилась, свидетельствует расширяющийся поток творческих начинаний. После уникального взлета в конце 80-х годов движения отдельных педагогов-новаторов, своего рода «звезд» педагогической сцены, в начале 90-х годов наступил период коллективных творческих исканий, разработки авторских школ, организации оригинальных воспитательных структур, социальных учреждений и комплексов.
В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране — период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими.
Часть педагогов, смело идущих на эксперименты, берут на себя ответственность работающего с людьми экспериментатора, не представляя себе всей сложности поисковой работы, всех факторов риска. Другие же осознают недостаточность своих знаний и
умений в экспериментировании и именно поэтому не решаются на поиск. Авторы пособия стремились помочь и тем и другим.
В настоящее время для всех студентов университетов и педагогических вузов, готовящихся по педагогическим и психологическим специальностям, введен курс методологии и методов психолого-педагогического исследования. Молодому специалисту придется вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью его профессиональной подготовки.
Авторы понимают, что овладеть предлагаемыми подходами и методами можно, только включившись и в имитационный (система учебных упражнений, игр, тренинга) и в реальный исследовательский поиск. Поэтому по всем темам предложены учебные и практические задания.
Мы предполагаем, что читатели владеют основным содержанием курсов общей, возрастной и социальной психологии, общей и социальной педагогики, знакомы с опытом известных педагогов-исследователей, педагогов-новаторов и лучших коллективов, осуществляющих разнообразную опытно-поисковую экспериментальную работу.
Глава I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Психолого-педагогического исследования
Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функции образования.
Расширились и видоизменились функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует пересмотра некоторых принципов образования и воспитания, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам.
Этим нелегким трудом должны заниматься не только ученые. Конкретные проекты преобразований, поиск лучших вариантов преобразований – дело каждого образовательного учреждения (ОУ). Таким образом, у ОУ появилась новая функция – поисково-исследовательская.
В современных условиях школа может выбирать собственный вариант учебного плана, вводить дополнительные образовательные услуги, профильное обучение в старших классах; педагогу дано право разрабатывать авторские программы, школе – строить собственную воспитательную систему.
Не только право, но и обязанность творить, искать, обновлять содержание и методы обучения, вести опытно-поисковую работу, официально закреплены в документах о школе, в том числе в российском Законе «Об образовании» и в Примерном положении о средней общеобразовательной школе (СОШ).
Обновление образования происходит непрерывно. Педагогическая деятельность нерецептурна, она должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для конкретной ситуации вариантов ее выполнения.
Это и определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования, психологической диагностики не только учеными, психологами, но и широким кругом педагогов на местах. В этом заключается смысл новой опытно-поисковой, исследовательской функции ОУ.
Поток творческих начинаний расширяется. Конец 80-х гг. ХХ в. отмечен уникальным взлетом движения отдельных педагогов-новаторов; конец 90-х гг. – период коллективных творческих исканий, разработки авторских школ, организации оригинальных воспитательных структур, социальных учреждений и комплексов. Последние годы – период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность инновационных начинаний. Таким образом, можно говорить о том, что требования к обоснованности, корректности и практической отдаче исследования становятся более высокими.
Молодому учителю придется вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Исследовательские умения должны стать неотъемлемой частью его профессиональной подготовки.
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы разные по тематике и предметной направленности исследования.
Психологические исследования посвящены поиску наиболее эффективных для конкретной ситуации методов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, развития их творческого потенциала, условий самореализации.
Социологические исследования призваны выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценить деятельность ОУ или образовательную систему.
Отслеживание состояния здоровья воспитанников и педагогов, эффективности мер по его защите, поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся, требуют исследованийвалеологического и медицинского характера.
Педагогические исследования могут носить историко-педагогический, философско-педагогический, социально-педагогический, психолого-педагоги-ческий, методический характер. Однако практически все прикладные исследования носят комплексный психолого-педагогический характер. Невозможно изучать образовательный процесс (ОП), не исследуя и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей учащихся к различным видам деятельности.
В педагогическом исследовании речь всегда идет о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и учащийся, развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
При всей масштабности проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Кратко обозначим некоторые из них.
Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, т. е. тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека – и как существа биологического, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, и как главного действующего лица исторического прогресса.
Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого исследования особенностей психологических и социально-психологи-ческих изменений современного подростка.
Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия:
— раскрытие предпосылок становления человека как личности;
— определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условий личностного развития;
— анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия;
— выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
Четвертое направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить, четко определить, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности, чем отличается она у подростков? При этом раскрываются новые способы усвоения, присвоения знаний и устанавливается, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь – не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать, то есть необходимо ответить на вопросы: на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в подростке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества.
Пятое направление связано с проблемой стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный подросток, и организуется образовательный процесс. Поэтому требуется кардинальное переосмысление педагогических и психологических основ образования.
Здесь на первый план выходят задачи:
— выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета;
— поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.
Шестое направление состоит в определении воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей подростка, актуализации и развитии духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.
Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование развития личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой – восстановления критериев нравственности внутри студенческого сообщества, что представляет чрезвычайно важную задачу.
Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-педа-гогических оснований и принципов построения различных форм развертывания отношений в процессе взаимодействия взрослых и студентов. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых – нарастающее отчуждение между взрослыми и подростками, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой – углубление социального инфантилизма молодежи.
Девятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.
Десятое направление связано с необходимостью определения теоретических оснований и структурирования оказываемой психолого-педагогической помощи людям – растущим и взрослым – в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
Одиннадцатое направление состоит в разработке научных (психологических, психофизиологических, психолого-дидактических) основ построения учебников нового поколения, их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.
Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, что требует значительного расширения экспериментальных работ.
Методология науки – это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности. Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создании концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
Методология педагогики включает в себя следующие положения:
1. Учение о структуре и функциях педагогического знания.
2. Исходные фундаментальные педагогические положения (теории, кон- цепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл.
3. Учение о логике и методах педагогического исследования.
4. Учение о способах использования полученных знаний для современной практики.
Методология образования выполняет различные функции:
1) познавательную – получение системы новых знаний;
2) критическую – осознание необходимости преобразования педагогической действительности;
3) рефлексивную – своеобразный процесс самопознания, осмысление своей деятельности в терминах психолого-педагогических наук.
В качестве важнейшей закономерности методологии образования выступают внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общенаучных установок, принципов и средств исследования. Выделяют 4 уровня методологии образования: философский, общенаучный, конкретно-науч-ный, технологический.
На философском уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развиваются психолого-педагогические науки. Философский уровень методологии образования определяет общие принципы познания и категориальный строй психолого-педагогических наук. Наиболее популярными среди педагогов и психологов философскими направлениями являются: экзистенциализм (философия существования), прагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и др.
Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном – исследователь избирает общие способы изучения образовательных процессов и явлений. Общенаучный уровень методологии образования представляет собой систему подходов к пониманию действительности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются также типы научно-педагогических и психологических исследований, их этапы и элементы (объект, предмет, проблема, тема и др.).
В современных психолого-педагогических исследованиях реализуют:
— системный подход, ориентирующий на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;
— комплексный подход, предусматривающий рассмотрение группы явлений в совокупности;
— личностный подход, предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, т. е. сознательному объекту собственного развития, и как субъекту воспитательного взаимодействия;
— деятельностный подход, учитывающий единство психики и деятельности.
Конкретно-научный уровень методологии образования представляет собой систему принципов, методов и исследовательских процедур, характерных для педагогики и психологии, применяемых только в данной отрасли научного знания.
Конкретно-научный уровень методологии образования объединяет в себе множество подходов к пониманию и исследованию педагогической реальности. В качестве примеров можно привести следующие:
— культурологический подход, основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества;
— аксиологический подход, рассматривающий образование как процесс, направленный на присвоение человеком системы ценностей;
— средовый подход, в основе которого лежит понимание образования как системы условий, необходимых для становления человека;
— личностный подход, который учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт.
Множественность подходов необходима для того, чтобы получить достоверное психолого-педагогическое знание, для выявления наиболее значимых проблем образования, для моделирования многообразных образовательных явлений и процессов, для проектирования образовательных систем и регулирования на научной основе образовательной деятельности.
Технологический уровень методологии образования – это уровень методов и техники исследования. Он предполагает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
В методологическом знании особую роль играют принципы и требования исследовательской деятельности. Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип имеет более глубокое и развернутое научное обоснование и носит более обобщенный характер. Принцип всегда обязателен для исполнения. Конкретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа, но их использование во многом диктуется особенностями ситуации. Допускается даже невыполнение каких-то требований с учетом конкретных обстоятельств.
В психолого-педагогических исследованиях соблюдается, прежде всего, общенаучные принципыобъективности, сущностностного анализа, генетический, системного изучения.
Принцип объективности выражается во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления. Этот принцип диктует требование доказательности, суть которого – в выделении и оценке возможных вариантов решения, выявлении всех точек зрения на исследуемый вопрос.
Соблюдение принципа сущностного анализа связано с раскрытие законов существования и функционирования явлений, условий и факторов их развития, возможности целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. Принцип сущностного анализа дополняется требованием необходимости учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Функции многих элементов в процессе развития существенно изменяются, и эффективное педагогическое средство на следующем этапе может оказаться малоэффективным.
Сущностью генетического принципа является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. При организации исследования следует учитывать, что сами психические явления непрерывно изменяются, что влечет за собой учет требования целенаправленной организации образовательного процесса.
Многообразие сторон, элементов, отношений и внешних факторов функционирования социально-педагогического процесса определяет принцип системного изучения. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между всеми ее элементами. Этот принцип предполагает соблюдение требования целостного анализа.
Психолого-педагогическое исследование обычно вплетено в реальный процесс обучения и воспитания, поэтому оно должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Это подразумевает осторожный, взвешенный подход к нововведениям, чтобы свести к минимуму степень риска и не навредить детям.