В чем заключается конфуцианство
Что такое конфуцианство простыми словами, история возникновения
Простыми словами про конфуцианство, история его возникновения
Зарождение школы
Зачинатель школы, великий философ Конфуций проживал в Китае в 4-5 веке до нашей эры. Великий мудрец происходил из достаточно знатной, но обедневший в течение времени семье. Его родители умерли довольно рано и ученый не имел достаточно средств и жил очень скромно. В своих первых проповедях, он как мог, пытался обратить внимание на несправедливую жизнь простых людей, зная о ней не понаслышке.
Судьба подарила ему прекрасный шанс — в молодом возрасте во время работы в хранилище книг, юноша встретил Лао-Дзы, отца Даосизма. К сожалению содержание их бесед не дошло до наших дней, но они явно способствовали образованию молодого человека в религиозной и философской области.
Конфуций еще в довольно молодом возрасте, был известным педагогом, а настоящая слава пришла к нему со смертью — мудрец был зачислен в пантеон китайских религиозных деятелей.
Ученье родилось еще до смерти философа, а пик его развития пришел на 3 век до нашей эры. В течение нескольких столетий конфуцианство оказывало влияние на китайскую империю. А во 2 и 1 веках до нашей эры являлось официальной китайской идеологией. И не одну сотню лет было определяющим в характере и культуре народа Китая.
Принципы и идеи учения
Хотя конфуцианство и считается пятой религией мира, это в первую очередь учение о морали и этике, которое пытается ответить о месте, занимаемом человеком в мире. Основная мысль школы, это отношение и взаимная ответственность властитель и подданных, отца и его детей, различных связей между людьми. Это наставления о достойном управление государством, о качественном несении службы и о верном порядке в семье.
Когда философ объяснял эти убеждения своим ученикам, он говорил: «Гуманность — это почтение, честность, доброта к человеку, тактичность, смышленость. Почтительного человека никто не будет презирать. Тактичного поддержат. Честному человеку доверят. Смышленый сможет добиться успеха. Доброта к людям поможет использовать других.»
Мудрец считал, что несоблюдение этого закона общество не сможет нормально работать. Эта идея и стала главным принципом жизни в китайском обществе. Значение, которое философ вносил в эту заповедь, отличалось от формального соблюдения общественных законов.
Основополагающие идеи
Но когда учение Конфуция стало ведущим в Китайской Империи, принцип стал соблюдаться только в следовании этикету, а основные грани и мысли философа отошли в сторону.
По словам философа, человек находится выше животных и поэтому обязан держать под контролем свои эмоции и инстинкты. Благородный человек в представлении мудреца, в первую очередь должен управляться мозгом и душой, а не физиологическими потребностями.
Даже в наше время конфуцианство не потеряло своего значения в Китае и является не символом, а частью жизни влияющей на каждого обитателя Поднебесной.
Роль и основные идеи конфуцианства в духовной культуре Китая
Конфуцианство – религиозно-философское течение, возникшее в Китае еще до нашей эры и занимавшее лидирующие позиции вплоть до начала 20 в. Основано на принципах гуманизма и отказа от своих желаний в пользу блага общества.
Что такое конфуцианство
Это направление в религии сформировалось в 551-230 годах до нашей эры. Основоположниками выступали трое людей, сформировавших особые доктринальные рамки. Ими были:
Термин конфуцианство европейского происхождения. Он образован на основе латинизированной формы слов титул и фамилия. Имя основоположника религии трактуется как мудрый учитель Кун. Есть китайский аналог этой философии под названием жу-цзяо, которое переводится как учение просвещенных людей благовоспитанного общества.
Отталкиваясь от этих сведений, исследователи начали высказывать мнения, что конфуцианство – религия ученых. На самом деле, это не так. Это течение сложно признать исключительно верованием. Оно больше является укладом жизни, ее философией, способом мыслить по-особому, воспринимать мир с новой точки зрения.
Конфуцианство рассматривали в виде религиозно-философской науки, в которой есть место и для старинных традиций востока.
Воздействие на общество Китая оказалось величайшим, глубоким. Установленные принципы позволили сформировать уникальные ценности, создать житейскую мудрость, философию. С течением времени значимость для государства была уменьшена, но на протяжении двух тысячелетий философия и учение признавались главной доктриной Китая.
Где распространено конфуцианство
Учение конфуцианство создано на основе идей из других религий, общественных верований, направлений. По сей день эта философия – важная часть духовной жизни Китая. Ее последователи есть в таких странах, как Корея, Япония.
Не редко цивилизацию народов, находящихся на Дальнем Востоке, считают конфуцианской.
Основные идеи
Цель конфуцианства как религии и философии – создать общество, в котором все будут жить в гармонии, соответствуя древнему образцу, когда каждый человек имел свою особую функцию. Концепция формирования основывалась на преданности. Должна быть особая лояльность в отношении между начальством и подчиненными. Это позволит избежать конфликтов, сохранить социум в лучшем виде.
В корнях философии лежит гуманизм. Из него с течением времени вытекли еще некоторые идеи:
Эти идеи проницательны и могут принести пользу даже тем, кто не является последователем Конфуция.
Символ конфуцианства
У конфуцианства нет официальной символики, но есть определенные изображения, олицетворяющие это огромное направление. Чаще используют символы:
Нередко попросту рисуют портрет Конфуция.
Конфуцианство и даосизм
Даосизм – религия Дао, глубина, скрытая под поверхностью ума, в ядре существования людей. Конфуцианство интересовал ум, он является источником поведения людей. У даосизма как религии интерес к первоначальной простоте. У указанного верования отсутствует исторический основатель.
Первым и великим даосским мудрецом был Чжун-Цзы, родившийся спустя полтора века после того, как умер Конфуций. Писание было создано еще спустя сто лет. Несмотря на то, что одно направление появилось гораздо позже другого, истоки обоих уходят в Китай, в те времена, когда еще не существовала мораль, самосознание, когда люди и вселенная были в гармонии друг с другом.
Даосизм – это не просто философия, а попытка культивировать то, что может быть схожим с утраченной невинностью. Эта религия более пассивная, спонтанная, не возвышающая себя, а главное нейтральная. Присутствует легкая нотка юмора, податливость, а ключевым словом является недеяние.
Конфуцианство и буддизм
Принципы конфуцианства имеют схожие черты с буддизмом, но есть и немало отличий по убеждениям, идеям, философии. Оба учения не рассматривают такое понятие, как бог, но есть расхождения в том, какими они обладают начальными идеями.
Последователи Конфуция стремятся улучшать отношения с социумом, соблюдать установленные нормы. Буддисты стараются сосредоточить всю энергию на том, чтобы обрести гармонию с самими собой, достичь нирваны, выйти за пределы жизни.
В буддийской философии людей учат тому, чтобы осознавать причины, последствия от каждого совершенного поступка, считают, что добрые дела могут принести немало счастья. Обе философии призывают отказаться от личных интересов в пользу других.
И Будда, и Конфуций рассматривали похожие вопросы философии. Но решения были немного разными. У второго ответ крылся внутри упорядоченного общества, а первый стремился найти их посредством личных усилий. Образование в каждой религии важно. С его помощью человек правильно поймет, что окружает, увидит истину, станет просвещенным.
Конфуцианство и христианство
Христианство является мировой религией, а конфуцианство – лишь национальной, разработанной основоположником по имени Конфуций. Последнее верование рассматривают только на территории Китая, Японии, частично в Корее.
У христиан по религии один бог. Его признают создателем всего живого на земле. Конфуцианство таких утверждений не предполагает. Те, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни, цели нашего существования, отдают предпочтение конфуцианству и его философии.
Конфуцианство и ислам
Главной заповедью Ислама является единство бога – Аллаха. В соответствиями с писаниями в Коране он не родил, не рожден, не было и не будет равных с ним. Мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. В их философии есть указания:
Но при отправлении в загробный мир каждый покорный и терпеливый праведник сможет насладиться райскими дарами. Грешникам суждено гореть в пламени ада.
В исламе превозносят родителей. Отличительной характерной чертой философии мусульман считают почтение матери и отцу, хорошее отношение к ним. Непокорность причисляется к тяжкому, отвратительному преступлению.
В конфуцианстве также прописаны принципы общения детей и родителей. По мнению Конфуция это и является гуманностью. Быть и оставаться почтительным сыном согласно философии должен каждый, особенно, если он грамотен, образован, стремиться достичь идеала Цзюнь-Цзы.
Неоконфуцианство
Древнекитайское конфуцианство породило такое направление, как неоконфуцианство. Религиозное течение зародилось на территории Китая в 5-8 веке нашей эры. Предшественниками являются философы из эпохи Тан, Хань Юя, Ли Ао. Цель – последующее развитие конфуцианства, чтобы ослабить действие таких религий, как буддизм и даосизм именно для китайцев.
В 14 веке это верование было признана официальной китайской религией. Этот статус сохранялся до 20 века. Идеи философии постепенно распространились по Японии, Вьетнаму, Корее.
В качестве первоосновы религии, доктрины выделяли великий предел, состоящий из материального и идеального бестелесного. Они не могут существовать друг без друга, а мир – это порождение сознания. С течением времени буддийский и даосский уход от реальной и деятельной жизни сменились такими понятиями, как реальность и практичность.
Последователи религии Конфуция желали восстановить его аутентичную веру, использовали его истоки. Они признали подразделение людей на несколько социальных классов, а в виде канона применили четверокнижие, которое сменило ранее утвержденное пятикнижие.
В неоконфуцианстве есть еще основные доктрины, гласящие об учении и философии:
Каждая из них имеет особое значение.
Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция
Конфуций – древний китайский мудрец и философ. Он родился около 551 г. до н.э. Матерью является Янь Чэенцзай. Она была только наложницей, а не женой. Отцом стал Шулян Хэ в возрасте 63 лет. Его предком был великий полководец императора. Изначально мальчика назвали Кун Цю.
Спустя полтора года, его отец ушел в мир иной. Поэтому детство мыслителя оказалось достаточно тяжелым. С юного возраста он работал. Огромным стимулом стало стремление вернуть великий, потерянный титул. Обязательно отводилось время на самообразование и философию.
Позднее под его руководством:
В школу Конфуция шел набор всех людей, независимо от сословия, если они желали учиться.
В 44 года Конфуцию представилась возможность стать главой резиденции княжества Лу. Мужчина активно проявлял себя на посту, оказавшись достаточно грамотным политиком.
После ухода в отставку было принято решение доносить народу философское учение, заручившись поддержкой последователей. Идея состояла в том, чтобы проповедовать знания всем независимо от рода занятий, достатка, возраста.
В 60 лет Конфуций отправился на родину, где и пробыл до самой смерти. Оставшуюся часть жизни он провел в работе над Книгой Песен и Гимнов, а также изучая Книгу Перемен. Умер он в 73 года, причем заранее знал о приближающейся гибели.
Несмотря на то, что это был выдающийся человек, детально о нем самом практически ничего не известно. Но этот факт не мешает признавать его влиятельной фигурой по сей день, внесший немало в развитие Китая и его религию.
Суть конфуцианства – привнесение гармонии во все сферы жизни благодаря осознанию своего места в ней, взаимодействие с окружающими на основе высших ценностей – нравственности и морали, почтения к старшим. Понять это может каждый, но проникнуть в самые глубины верования сложно.
Стать последователем этой религии, принять всю ее философию решатся не все. Однако, во всем мире можно найти немалое количество тех, кто считает Конфуция великим мыслителем, человеком, давшим народу востока очень многое.
Расскажите в комментариях, что вы считаете самым главным в положениях конфуцианства. Добавьте статью закладки, поделитесь ею в социальных сетях.
Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.
Кратко об идеях конфуцианства.
Конфуций и конфуцианство (рассказывает востоковед Алексей Маслов).
Конфуцианство
Содержание
Основная терминология
Историческая эволюция
История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.
Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) во II—I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 гг. до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.
Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 58 — 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца, — сложился ещё позднее.
В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618—907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая — буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768—824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.) русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.
В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX—XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:
В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886—1969), Сюн Шили (熊十力, 1885—1968) и упоминавшийся выше Лян Шумин. Двое последних мыслителей после 1949 г. остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии. Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге после Второй мировой войны, все они — ученики Сюн Ши-ли. Представители: Тан Цзюньи (唐君毅, 1909—1978), Моу Цзунсань (牟宗三, 1909—1995), Сюй Фугуань (徐複觀, 1903—1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности, стал опубликованный в 1958 г. «Манифест китайской культуры людям мира» (《为中国文化敬告世界人士宣言》, англ. «A Manifesto for a Re-Appraisal of Sinology and Reconstruction of Chinese Culture»).
Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā). Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (杜維明, р. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (р. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.
Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.
Состав конфуцианского канона
Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.
Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII веке. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе (《四書五經》Sìshū Wŭjīng). С конца XII века стало публиковаться и «Тринадцатикнижие» (《十三經》shísānjīng).
Термин «Пять канонов» («Пятиканоние») появился в правление ханьского императора У-ди (漢武帝, 140 — 87 гг. до н. э.). К тому времени большинство аутентичных текстов было утрачено, а реконструированные по устной передаче тексты были записаны «уставным письмом» (隸書lìshū), введённым Цинь Шихуанди. Особое значение для школы Дун Чжун-шу, полагающей эти тексты каноническими, приобрёл комментарий 左氏傳 (zuǒ shì zhuán) к летописи春秋 (Chūnqiū). Считалось, что её текст содержит множество аллегорий, а комментарий акцентирует «великий смысл» (大義dàyì) и помогает выявить «сокровенные речи» (微言 wēiyán) с точки зрения конфуцианской морально-политической доктрины. Школа Дун Чжун-шу также широко пользовалась апокрифами (緯書wěishū) для гадания по текстам канонов. В I в. до н. э. ситуация резко изменилась, ибо конкурирующая школа канона древних знаков (古文經學gǔwén jīngxué) заявила, что аутентичными являются тексты, написанные древними знаками, которые якобы обнаружены при реставрации дома Конфуция замурованными в стене (壁經bìjīng, «Каноны из стены»). На канонизации этих текстов настаивал Кун Ань-го (孔安國), потомок Конфуция, но получил отказ. В 8 г. на престол империи взошёл узурпатор Ван Ман (王莽, 8 — 23 гг.), провозгласивший Новую династию (дословно: 新). В целях легитимации собственной власти он стал присуждать звание эрудита (博士) знатокам «канонов древних знаков». Эта школа оперировала понятием六經 (liùjīng), то есть «Шестиканоние», в состав которых входили тексты «Пяти канонов» плюс утраченный ещё в древности «Канон музыки» (《樂經》yuè jīng). Тексты, записанные старыми и новыми знаками, резко отличались друг от друга не только в текстологическом отношении (различная разбивка на главы, состав, содержание), но и с точки зрения идеологии. Школа канонов древних знаков числила своим основателем не Конфуция, а основателя династии Чжоу — Чжоу-гуна (周公). Считалось, что Конфуций был историком и учителем, который добросовестно передавал древнюю традицию, не добавляя от себя ничего. Вновь соперничество школ старых и новых знаков вспыхнет в XVIII в. на совершенно иной идеологической основе.
Основные понятия конфуцианства и его проблематика
Базовые понятия
Если же обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22 (в качестве вариантов перевода указываются лишь самые распространённые в отечественной литературе значения и толкования)
Проблематика
В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция — «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он идентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин и Ши-цзин). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.
Оценки конфуцианства как учения
Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.
Первым великим миссионером-синологом XVI—XVII вв. был Маттео Риччи (кит. 利瑪竇Lì Mǎdòu, 1552—1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае, — теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.
Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали стройной политеистической системы, подобно народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются идолам, веруют в одно божество, сохраняющее и управляющее всеми вещами на земле. Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания. Конфуцианская идея воздаяния относился лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем, М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».
Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству. Основным источником для исследования этого феномена является катехизис Тяньчжу ши и (《天主实录》, «Подлинный смысл Небесного Господа», 1603 г.). Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики. Особое внимание Риччи уделил опровержению космологических представлений о Великом Пределе (Тай цзи 太極). Естественно, он заподозрил, что порождающий мироздание Великий предел является языческой концепцией, преграждающей образованному конфуцианцу путь к Богу Живому и Истинному. Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени… Главной миссионерской задачей Риччи было доказать, что Великий предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Он равным образом отвергал идею объединения человека и мироздания посредством понятия ци (氣, пневмы-субстрата, aura vitalis миссионерских переводов).
Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, — данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе.
Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (復古фу гу). Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. (Примечательно, что подобной точки зрения придерживались и китайские мыслители-современники Риччи Гу Янь-у и Ван Чуань-шань, однако направление критики было принципиально различным). Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия — происходящего от безличного Тай цзи.
Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае. Не менее примечательно и то, что современные китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно на том же теоретическом уровне, что и европейские мыслители XVIII в. В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.
Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом. Уже Пьер Пуавр (1719—1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер (чья работа целиком приводится в приложении), также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй (杨向奎, 1910—2000).
Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Ю-лань. Он подчёркивал, что иероглиф教 (jiāo) — «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) — «религия». Фэн Ю-лань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг. Носителем религиозных идей в Китае был буддизм.
Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цянь-чжи (朱謙之, 1899—1972). Однако его позиция такова, что А. И. Кобзев называл её «экстравагантной». С 1930-х годов этот мыслитель разрабатывал теорию стимулирующего воздействия китайской цивилизации на Западную Европу. Он пришёл к следующим выводам: а) европейский Ренессанс порождён «четырьмя великими изобретениями» — бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов; б) связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа: 1) «материальный контакт»; 2) «контакт в сфере искусства»; 3) «непосредственный контакт».
«Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае и исследованием неоконфуцианства. Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство — источником прогресса философии. Именно иезуиты привезли в Европу представление об атеизме конфуцианства.
Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.
Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны — «Поднебесная», и в титуле ее правителя — «Сын Неба», сохранившемся до XX в. [1]