В чем заключается коренные различия между первобытной властью и властью публичной
Отличие государства от первобытного общества
Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие «островки» государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал.
Публичная власть в первобытном обществе. Признаки государства, отличающие его от публичной власти первобытнообщинного строя
В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой (закономерности становления):
— праобщину (первобытное человеческое стадо — становление первобытного общества),
— родовую общину (зрелое первобытное общество),
— крестьянскую общину (первобытное общество на стадии разложения, становления государственности).
Община — универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вождя. Это стало началом социальной организованности, которая развилась благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда низкой, родовая община пользовалась всем сообща — имела общую собственность и равномерное распределение средств к жизни (первобытный коммунизм).
В зависимости от средств хозяйствования в развитии первобытного общества можно выделить два периода:
1) присваивающей (собирательной) экономики — получение готовых продуктов путем собирания плодов, охоты, рыбной ловли. Ведущую роль в родовой общине играла женщина: собирала плоды, заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии (групповой брак). Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Это этап матриархата;
2) производящей экономики — получение продуктов в результате развития земледелия, скотоводства, металлообработки, привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта, появление товарообмена и т. д. Ее развитие стимулировали три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства; отделение ремесла от земледелия; выделение группы людей (купцов), занятых только обменом. С появлением патриархальной семьи (парный брак) родство ведется по отцовской, а не по материнской линии; имущество передается по наследству от отца к сыну; расширяется перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. Возникает крестьянская община. Это этап патриархата.
Публичная власть в первобытном обществе осуществлялась через общественное самоуправление, которое претерпело изменения на различных этапах его развития (эти изменения — определенные закономерности социально-классового характера). Происходило поэтапное «огосударствление» как институтов самоуправления, так и нормативной системы в ходе развития общества на собственной основе.
I. Публичная власть — общественное самоуправление — периода зрелого первобытного общества (базируется на общности интересов, производства и потребления членов рода) имеет такие признаки:
1) существовала только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;
2) субъект и объект управления совпадали (общеколлективный интерес приобрел значение собственного интереса);
3) органами самоуправления выступали собрания всех членов рода (мужчин и женщин) и избираемые ими старейшины;
4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; общественными делами считались следующие: разрешать споры между членами рода; пресекать нарушения традиций, ритуалов, обычаев; наказывать воров и убийц;
5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;
6) должность старейшины не давала никаких материальных привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;
7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.
Итак, публичная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.
II. Публичная власть — общественное самоуправление — на стадии разложения первобытного общества (новые признаки):
1) вместо собрания всех взрослых членов рода проводятся только
2) совет старейшин становится органом текущего управления;
3) должность старейшины и вождя получает материальные привилегии;
4) происходит разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную;
5) осуществляется дифференциация управленческих функций: в мирное время — общее собрание и совет старейшин; в военное время — военный вождь и совет военных вождей;
6) формируется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых;
7) появляются группы людей, которые «специализируются» на выполнении общесоциальных дел: администраторы (формируется иерархическая система управления со схожестью функций на ее различных уровнях); контролеры (контроль над торговлей, обменом, продуктами производства); казначеи (хранители добытого во время военных походов или производимого продукта, являющегося единицей обмена);
8) утверждается единоначалие вождя, его властвование (авторитет): на непосредственно переходной стадии к государству религиозные, военные и судебные функции сосредотачиваются в его руках; используются его военные приказы и принуждение как управленческие средства, хотя органы самоуправления еще сохраняются; общественная власть приобретает характер политической власти.
Возникает необходимость в такой организации общества, в которой бы публичная власть отделилась от него, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией становится государство. Таким образом, само общество в его исторической эволюции создает модель упорядочивания социальных связей и учреждает механизм публичного, надперсонального политического свойства — государство.
Сравним первобытный строй и государство с помощью их основных признаков:
3) наличие кровнородственного разделения населения и распространение публичной власти только на кровных родственников;
4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть;
5) отсутствие основных функций у публичной власти;
6) отсутствие сбора дани (налогов) с населения;
7) наличие неписаных правил поведения — обычаев, ритуалов, традиций 3) появление территориального разделения населения (вовне — государственные границы, внутри — административно-территориальные единицы) и распространение публичной власти на всю территорию;
4) формирование аппарата принуждения (подавления) — отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, тюрем, на который опирается государственный аппарат;
5) оформление определенных функций публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и разделение форм деятельности ее органов;
6) появление официальной системы обложения данью, налогами — натуральными и денежными;
7) появление писаных общеобязательных правил поведения — юридических норм, имеющих целью обеспечение порядка в обществе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Власть в первобытных обществах и ее отличия от государственной власти
Власть в первобытнообщинном строе олицетворяла силу и волю рода или союза родов; источником и носителем власти был род; она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе общественной, то есть неотделенной от общества и политики. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной для эффективного принуждения за нарушения существующих правил поведения. Несложные отношения первобытнообщинного строя регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Социальные нормы – это обязательные правила людей общественного характера в обществе. Обычаи догосударственного общества имели характер мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и обрядовыми правилами. Особое место занимала такое средство обеспечения обычаев как табу (запрет), благодаря которому поддерживалась дисциплина в обществе.
40.Социальные нормы в первобытных обществах и их отличия от норм права. Мононормы.В первобытном обществе человеком руководили в первую очередь инстинкты, в то время они мало чем отличались от животных. Инстинкты не зависят от сознания и воли живого существа. Инстинктивные правила передаются на генетическом уровне от поколения к поколению. По мере развития сознания инстинкты наших предков сменили социальные правила и нормы. Нормы социального общества возникли в связи с необходимостью регулирования поведения людей для достижения их эффективного взаимодействия и для решения общих задач. Благодаря установленным нормам, поступки человека уже не являлись результатом инстинктивных реакций на раздражители. Между возникшей ситуацией и импульсом находилась социальная норма, основанная на общих принципах общественной жизни. Нормы и правила социального общества сформировались для регулирования поведения людей в обществе. Социальные нормы первобытного общества – это моральные правила, обычаи, религиозные правила, магические и священные предписания.Мононорма — это норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера (существовала ранее в догосударственных обществах), Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым ребенком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии.
42 Соотношение права с другими социальными нормамиВозникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.
Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 29 | Нарушение авторских прав
Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе.
В период «неолита» (новый каменный век) человечество пережило своеобразную революцию: произошел переход от собирательной (присваивающей) экономики к экономике производящей. Ответ на вопрос, почему некоторые народы вынуждены были заниматься производством материальных благ и почему отдельные племена до сих пор живут в основном в условиях собирательной экономики (например, австралийские аборигены или некоторые африканские племена сегодня), видимо, нужно искать в конкретных материальных условиях существования того или иного общества (климатических, географических и проч.). Как остроумно заметил один из специалистов, занимающийся изучением быта австралийских племен: «Если бы кенгуру можно было доить, а из сорняков молоть муку, то и пигмеи стали бы заниматься производством!».
Производство материальных благ заставляет изготавливать орудия труда, специализация трудовой деятельности приводит к появлению ремесленников, скотоводов и земледельцев и постепенному обособлению этих групп друг от друга. Обмен продуктами труда обусловил появление лиц, для которых торговля становится профессиональной деятельностью.
Постепенное совершенствование орудий труда приводит к повышению производительности труда, а, следовательно, и появлению излишков продуктов, а затем и частной собственности.
Постепенно меняется форма семьи. Существование первобытной полигамии — «многомужество» или «многоженство» — объясняется простым биологическим инстинктом воспроизводства: чем больше партнеров, тем больше шансов иметь потомство. С возникновением социальных условий, позволяющих вырастить и сохранить большее количество рожденных детей, происходит переход к моногамной семье.
Крепкие в экономическом отношении семьи пытаются выделиться из племени, поскольку быт первобытного общества несовместим с частной собственностью – ведь родственникам нужно помогать бескорыстно, а просто соседу излишки питания можно выгодно продать или дать в долг.
В обществе формируется запрет («табу») на браки между близкими родственниками, поэтому внутри племени появляются «чужаки», не связанные с основной массой кровным родством.
Изменяющиеся социальные условия жизни людей формируют новую психологию, которая, в свою очередь, влияет на общественную жизнь и т. п.
Все это постепенно разрушает кровнородственные отношения, т. е. ту основу первобытного общества, благодаря которой оно смогло просуществовать столь длительное время: родовая община, основанная на родственных связях, постепенно становится общиной соседской.
Постепенно на смену первобытному обществу приходит фактически новое общество с иными экономическими условиями жизни, иной формой семьи, иными социальными отношениями, изменившейся психологией человека…
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из европейских мыслителей использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. «status» — «положение, статус»), которым у него объединялись такие понятия, как республика (republica) и единовластное правление (principato). «За Макиавелли, — писал известный ученый Георг Еллинек, — должна с полным основанием быть признана заслуга введения в научную литературу термина «государство».
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно утверждать, что государство не есть сила, навязанная извне кем-то обществу, государство — это своеобразное «дитя» общества, которое вынашивается в его «чреве» подобно тому, как мать вынашивает своего ребенка. В основе «рождения» государства лежит комплекс закономерных причин и случайных процессов. Объяснять процесс возникновения государства какой-то одной причиной (насилием, семьей, психологическими качествами человека, классовой борьбой и т. д.) значило бы упрощать исторические реалии развития общества.
Чем же отличается государственная власть от организации власти, существовавшей в первобытном обществе?
1. в отличие от кровной власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами, указания государственной власти становятся обязательными не только для членов рода (племени), но и для всех, кто находится и проживает на данной территории.
2. «новая» власть носит публичный характер, т. е. она обособляется от основного населения, появляется деление на властителей и подданных.
3. управление обществом становится профессиональным занятием — формируется аппарат управления, исполнение приказов которого при необходимости обеспечивается специальным аппаратом принуждения.
4. поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятсяналоги.
Происхождение права
Проблема возникновения права не менее дискуссионная, чем вопрос происхождения государства.
Например, сторонники «примирительной» теории утверждают, что причиной возникновения права явились непрекращающиеся войны между племенами. Право, таким образом, возникло как средство регулирования отношений между народами задолго до государства. В «теологической» теории право есть выражение божьей воли, историческая школа права причины его появления объясняет развитием «народного духа» и т. д.
Думается, есть все основания рассматривать причины происхождения государства и права как явления одного порядка, хотя и с некоторой спецификой их проявления для возникновения государства и для возникновения права. Рассмотрим процессы возникновения права более подробно.
Любой человеческий коллектив объективно нуждается в определенном уровне порядка и организованности своей жизни. Достигается это двумя путями: либо сознательным регулированием поведения людей, либо стихийным.
В начале человеческой цивилизации жизнь в первобытных сообществах регулировалась стихийно на основе свойственных людям как биологическим организмам инстинктов — врожденных реакций организма на внешние или внутренние раздражения, сложных безусловных рефлексов (пищевой, оборонительный, половой и т. д.). Инстинкты «вложены» в человеческую природу для того, чтобы человек мог существовать. Стихийная регуляция не требует вмешательства какой-либо внешней управляющей силы; это, по сути, саморегулирование.
Однако, в отличие от животного, которое не управляет, а живет по инстинктам, человек может руководить ими, причем не всегда хорошо и с пользой: разум вторгается в сферу инстинктивного и врожденного, «размывает», ослабляет инстинкты, а зачастую и полностью подавляет их. Например, инстинкт самосохранения помогает выжить человеку в опасных для жизни ситуациях. Но мы знаем, что человеку свойственно рисковать и совершать «безрассудные поступки», что человек слишком часто рискует жизнью. Почему же в данном случае стремление к самосохранению дает сбой? Дело в том, что кроме бессознательного, у человека имеется и сознание, которое позволяет, просчитывая процент удачи, «обманывать» инстинкт самосохранения.
Но у человека все обстоит иначе: разум вторгается в область инстинктов и «портит» их, лишая природной чистоты и цельности; в свою очередь, страсти и инстинкты, вторгаясь в сферу разума, «портят» уже его, внося в рациональные замыслы и планы анархичность, сумбур, беспорядок и непредсказуемость. Все это объясняет необходимость установления внешних по отношению к человеку дополнительных принудительных средств социального контроля. Одним из таких средств являются социальные нормы, т. е. правила поведения, которые постепенно начинают формироваться в первобытном обществе.
Этнографы, занимающиеся исследованием жизни людей в условиях первобытного общества, справедливо указывают, что в начале своего появления регулирование поведения людей происходило в форме так называемого табуирования, т.е. установления системы запретов на совершение определенных действий. В процессе развития человеческой цивилизации табу дополняется правилами, в которых закрепляются некоторые права и обязанности членов первобытной общины.
Человечество способно аккумулировать и сохранять полезную социальную информацию, накопленную в результате совместного проживания. Она фиксируется в разнообразных обрядахи ритуалах, закрепляется в религиозных мифах, преданиях и легендах.Приобретенный полезный опыт передается из поколения в поколение как некий образец поведения и постепенно становится привычкой. В обществе постепенно формируются обычаи— правила поведения, которые складываются в результате многократного повторения и выполняются добровольно, в силу привычки. Надзор за их выполнением пока еще не требует существования «особого отряда вооруженных людей» — полицейских, прокуроров, судей либо тюремных надзирателей: все общество вставало на защиту обычая в случае его нарушения.
Однако новое постродовое общество, которое приходит на смену первобытному строю, уже не может руководствоваться только прежними правилами поведения. Нормы, действующие в родовой общине, уже не способны играть роль универсального регулятора поведения людей в столь социально «пестром» обществе: слишком сильны социальные различия между членами этого общества. От обычаев «отпочковываются» моральные и религиозные нормы, превращаясь постепенно в самостоятельные регуляторы человеческого поведения.
Возникают первые корпоративные нормы -правила, действующие в отдельных группах, появившихся внутри соседской общины (ремесленников, скотоводов, торговцев, отдельных семей и т. п.).
Постепенно формируется и принципиально новая нормативная система регулирования общественных отношений — появляются правовые нормы, т. е. правила поведения, которые устанавливаются и охраняются укрепляющейся государственной властью.
И если древние памятники права (Законы 12 таблиц, Русская Правда и др.) представляли собой кодификацию и переработку в основном обычных норм, которые сохранили свою ценность и для постродового общества, то постепенно право превращается в достаточно развитую, отдельную систему нормативного регулирования общественных отношений.
Таким образом, право, в отличие от норм, действовавших в первобытном обществе, выражает волю не всех членов общины, а преимущественно тех лиц, которые обладают политической (государственной) властью. Право устанавливается государством, охраняется им. Если первобытные обычаи основывались на естественных, врожденных свойствах человеческой личности, то правовые нормы становятся государственнымрегулятором общественных отношений, т. е. приобретают политический характер.
В чем заключается коренные различия между первобытной властью и властью публичной
Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
§ 1. Происхождение права и государства
Где право берёт начало? Какие задачи решали ранние государства? Можно ли утверждать, что в период своего становления все государства решали универсальные задачи?
Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т.д. У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА
Отмечая глубокие исторические связи государства и права, особенно на этапах новой и новейшей истории человечества, некоторые учёные на базе данных современной науки приходят к выводу, что право появилось раньше государства; оно в первичных формах, прежде всего в форме обычного права, активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества. Лингвисты, изучающие индоевропейскую и другие языковые ветви, относят появление базовых правовых терминов (договор, суд, долг, заём, наказание и др.) к древнейшим эпохам, когда о государстве не могло быть и речи. В этнографической литературе зафиксировано немало племенных обычно-правовых систем, достигших в разработке отдельных институтов высокого юридико-технического уровня.
Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм, точнее, природный коллективизм, в рамках которого индивидуальное обособление ещё невозможно. Социальные ячейки или группы, в которых жил первобытный человек, были различными по видам и формату: род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.
Чрезвычайно важной чертой первобытного общества является его традиционный характер. Традиции представляются как многообразные и разнородные линии преемственности между поколениями людей, передаточные механизмы, через которые опыт старших усваивается молодыми. Социальный опыт в первобытных группах приобретается через непосредственные контакты молодёжи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни. Отсюда широко распространённые обычаи почитания старших, привилегии стариков в семье и группе.
Древний человек, как и современный, не мог жить без правил, социальных норм, на которые люди ориентируются в своих действиях. Жизнь каждого человека, задолго до его рождения, была предопределена и расписана в массе традиций и норм, вплоть до самых мельчайших деталей. В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Весьма ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу – установленные запреты и ограничения контактов с определёнными предметами, продуктами, животными и людьми. Табу соблюдалось ради того, чтобы не навлечь на себя неудачи в делах, несчастья в жизни.
В раннепервобытной общине система социальных норм, как предполагают некоторые учёные, была единой, слитной, внутренне не дифференцированной. Такую систему социальных норм называют синкретической (слитной, не разделённой на части). Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность проводить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него значительно позднее, на подходе к цивилизации.
Религия, мораль, право возникали примерно в одно и то же время, хотя оно было очень длительным, охватило, судя по всему, не один десяток столетий, а может быть, и не одно тысячелетие.
Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы известны в специальной литературе как «правила дележа пищи», которые по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.
Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему хозяйству. Этот переход далеко не сразу отразился на внутреннем состоянии и социальной организации первобытных групп. В них по-прежнему сохранялся, и довольно долго, дух коллективизма и равенства.
Зарождение частнособственнических начал в недрах разлагающегося первобытного общества открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом. Акт простого продуктообмена между группами представлял собой простейшую сделку, которая получила почти современный вид, когда в оборот поступил специально произведённый и предназначенный для обмена продукт, т.е. товар. С появлением денег становится возможной устойчивость пропорций в обмене одного товара на другой. Таким образом складывались условия для самой распространённой в человеческом обществе сделки – купли-продажи. С появлением денег возникает типичный частноправовой институт денежного займа, требующий надёжных средств обеспечения обязательств. Они создавались постепенно в рамках различных древних культур и обществ.
Довольно рано начинается история аренды имущества и земли, которая впервые фиксируется на стадии коллективного и родового хозяйства. В целом же можно сказать, что основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений.
Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости организовывать усилия людей, которые могли выжить только в тесном сплочении, в условиях взаимопомощи, кооперирования труда. Люди, осуществлявшие власть в первобытной общине, начиная с её ранних форм, не претендовали на особое положение начальников, которое присуще власть имущим в цивилизованных обществах. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.
Делами первобытного общества управляли люди немоодые – это черта системы власти, которую иногда называют геронтократия (от греч. geron (gerontos) – старик). В обществе, основанном на традиции и прошлом опыте, не может быть иначе, потому что именно старики (по меркам того времени) обеспечивают преемственность поколений, сохранение исконного порядка вещей. История судов начинается с советов старейшин, они первыми взяли на себя судейские функции. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной. Позднее судейские функции и правовое посредничество станут самостоятельными занятиями для подготовленных людей, которые войдут во властные структуры общества Древнего мира.
Обязанности лидера в группе первобытного общества требовали не только знаний, мудрости, предусмотрительности в делах, но и сноровки, выносливости, физической силы, а такими качествами пожилые люди, конечно, не обладали. Рядом с ними поднималось более молодое поколение вождей (нередко они выдвигались благодаря своим личным качествам – уму, сообразительности, превосходству в силе, не в последнюю очередь и характеру).
Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям. Вождь в большей степени, чем его сородичи, был опутан сетью норм, табу, ограничений, к тому же обязан отправлять большое количество очистительных обрядов – постов, воздержаний, зароков, смысл которых в наделении вождя магической силой, своего рода святостью, необходимой для счастья и процветания племени. Практически повсеместно в древности выступало требование к вождю быть образцом в соблюдении норм, правил, табу, социальных и религиозных традиций.
Конечно, властные структуры первобытных общин сильно отличались друг от друга по способам формирования, степени авторитарности и характеру отношений между вождями и группами. Но почти везде первобытная власть в первобытном обществе, основанная на коллективных представлениях и соответствующих нормах, была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с развитием культуры земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни, с появлением межплеменного обмена и да- рообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.
Однако фундамент первобытной коллективности, на котором строилась система отношений власти внутри родов и племён, постепенно подтачивался. Переход к социально дифференцированному, иначе говоря, раннеклассовому обществу, занявший довольно длительный период времени, означал, что власть теряла первобытно-коллективные черты. Начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти. Этот процесс завершается возникновением государства как наиболее совершенной политической организации, отвечающей социально неоднородному обществу.
Процесс образования государства был медленным. Зачастую он начинался с выдвижения военных вождей на передовые позиции во властных структурах разлагающегося первобытно-общинного строя. Военная деятельность всё больше отделялась от производственной, в общинах увеличивалось количество людей, для которых война была основным занятием и профессией, формировалась особая военная каста, особый слой людей, подчиняющихся только военному предводителю. Последние с целью успешного проведения походов заключали между собой договоры, создавали союзы, избирали, назначали единого вождя, или он сам выдвигался, будучи сильной личностью. Военные союзы племён превращались в мощную политическую силу, они, собственно, и представляли собой первичную форму государственности.
В рамках союза племён возникает организация власти, общая для всех входящих в него групп, постепенно подчиняющая себе традиционные властные структуры, которые, несмотря на отчаянное сопротивление, вынуждены были отступать перед силой новой организации – публичной власти. Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Он стоит в центре публичной власти, олицетворяет её централизованное начало, опирается на войско и чётко выделившийся слой людей, своих соратников, которые состоят при нём и выполняют различные организационные, управленческие функции, весьма похожие на административные полномочия современных чиновников.
Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его «управленческий аппарат», который вначале был ещё слаб и неопытен.
После формирования публичной власти и зарождения первичных форм государственности тянется длинная полоса истории, на протяжении которой сфера властных отношений раздвоена: с одной стороны – публичная власть, активное и наступательное государственное начало, устремлённое к завоеванию руководящих позиций в обществе, а с другой – традиционная власть в группах, которая пытается выжить, удержать своё влияние на общественные дела. Это историческое противостояние разрешилось в пользу государства.
Если публичная власть явилась исторически первым признаком государственности и государства, то второй по политической важности признак связан с территориальным вопросом. Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно перекроило и перемешало территории, принадлежавшие с незапамятных времён племенам и общинам, заменило их территориальными единицами, созданными для удобства централизованного управления. Этот признак, известный как административно-территориальное деление, государство сохраняет до наших дней.
Столь же древними и универсальными являются государственные налоговые институты, сборы материальных и финансовых средств с населения для покрытия расходов царской публичной власти, которые могли быть уже в древности очень значительными, особенно во время войн. Первоначальная идея налогов (даней, натуральных и иных повинностей) состояла в том, что подчинённое царю население должно содержать его чиновников и войско в обмен на обеспечение внешней безопасности региона, поддержание внутреннего мира и порядка в обществе, создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли.
Появление публичной власти было вызвано определёнными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития широких внешних сношений между народами и землями сделали государство необходимым для всех, но внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения. Государство во все времена выражало точку зрения господствующего слоя населения, в этом смысле оно действительно является классовым.
Формы ранней государственности отличались большим разнообразием и способами происхождения, для которых военный фактор не всегда был решающим. Условиями формирования первичных государственных образований, кроме войны, могла выступать необходимость контролировать торговые пути, другие межрегиональные коммуникации, стремление распространять религиозные культы, наконец, не последнюю роль играли амбиции полководцев и царей, которые насильственно приобщали к государственности политически ещё неразвитые племена и народы. Заметим, что эти и другие обстоятельства лежат в основе появившихся в дальнейшем различных теорий происхождения государства (теологическая, договора, насилия, материалистическая и т.д.).
Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. Оно досталось человечеству с большим трудом и ценой невероятных страданий. Хотя само его существование немыслимо без принуждения и насилия, как такового, без дисциплины, обязанностей и повинностей со стороны участников общественной жизни, всё же только государство способно осуществлять социальное управление и регулирование общественных отношений на самом высоком организационном уровне. С появлением государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей – от египетских пирамид до современных информационных технологий. За пять-шесть тысячелетий истории государства творческий разум человека, опираясь на широкие организационные возможности, сумел создать цивилизацию, превзойти многократно всё то, что было сделано им за сотни тысяч лет догосударственного существования. Организационный потенциал государства сегодня не исчерпан, он с помощью современных средств может быть усилен в целях совершенствования государства как инструмента социальных преобразований.
Вопросы для самопроверки
1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции? 2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе? 3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались? 4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим? 5) В чём заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной? 6) В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов? 7) Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти?
1. Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: что общего, в чём различие?
2. Определите причины различий, существующих между функциями первобытной власти и государственной.
3. Назовите первые признаки государства и государственности. Чем вы можете объяснить, что традиционная власть уступила свои позиции публичной власти?
4. Существует несколько теорий происхождения государства, самыми распространёнными из них являются: теологическая, патриархальная, органическая, договорная, теория насилия, материалистическая (экономическая). Литературу о них можно найти, в частности, на следующем сайте: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/index.php. Определите, приверженцем какой теории возникновения государства является автор параграфа. Приведите выдержки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.
5. В параграфе говорится, что «с появлением государства человечество резко устремилось вперёд». Выскажите ваше мнение, чем можно объяснить такое влияние государственной власти на развитие общества.
«Что для болезней лекарство, то для дел право».
«Правосудие – основа государства».
«Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего».