В чем заключается культура поведения медицинской сестры
Культуру поведения медицинского работника можно
Сестринская деонтология
Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом.
Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этики.
Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений.
А.П. Чехов писал:«Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей.
Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.
К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту: желание снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д.
Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересыпациента превыше всего.
Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдшера, акушерки (медицинского работника вообще) и пациента начинается с момента первого их контакта, чаще зрительного, когда еще не произнесено ни слова.
Почти каждый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему.
Ведь каждый пациент болеет своей болезнью плюс страхом перед незаинтересованностью, равнодушием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера.
Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния.
М.Я. Мудров говорил:
«Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
При любом общении с пациентом надо всегда помнить, что каждое слово должно быть направлено на благотворное психологическое воздействие, поднятие настроения пациента, укрепление» его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника действует не менее целебно, чем лекарство.
Надо всегда помнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит».
Поэтому, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в кабинете, палате, да и при любом общении с больными, помните о возможности отрицательных последствий неосторожного высказывания.
Все последствия отрицательного медицинского воздействия называются ятрогениями (или болезнями, связанными с врачеванием).
Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе представить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии больного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неумения общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в черствости, недостаточной общей культуре медицинского работника, безразличном отношении к исполнению своих обязанностей.
Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно
разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура.Приличие, хороший тон, куль тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, явля :
Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник*, «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Сестра
В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этических принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.
Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики.
Мы уже говорили о медицинской биоэтике, но сейчас нелишним будет напомнить основные понятия.
Этика (от греч. «ethos» — обычай, нрав)— наука о нравственности, определяющая нормы поведения и моральные взаимоотношения людей.
Медицинская этика — совокупность норм поведения и моральных норм медицинского работника, включающая чувство долга, чести, совести, достоинства. Медицинская этика предполагает высокую культуру, человеколюбие, моральную и физическую чистоплотность.
Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим каждый компонент подробнее.
I. Обязанности медицинской сестры (профессионализм)
Медицинская сестра обязана:
II. Ценности (желаемые цели)
Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:
III. Профессиональные добродетели (личные качества)
Медицинской сестре должны быть присущи:
Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:
Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.
Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Морально-этические принципы профессионального сестринского поведения.
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение.
Лекция №2
Общение и обучение в сестринском деле
План
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно – технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение. Вы, как будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией.
Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье.
Итак, сегодня мы попытаемся ответить на ряд интересующих нас вопросов: что же такое общение? Какие составляющие определяют его эффективность? И, наконец, что должен знать медицинский работник, чтобы адекватно осуществлять свою коммуникативную деятельность.
Одним из важнейших условий эффективного сотрудничества медсестры с пациентом является наличие между ними психологического контакта. Способом установления такого контакта является общение. Кроме того, при общении с больным медсестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медперсонала, соблюдать медицинскую тайну.
Профессиональное общение медицинской сестры — процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий:
– передачу информации (коммуникацию),
– выработку стратегии взаимодействия,
– восприятие и понимание партнёрами друг друга.
Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.
Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами.
В общении есть три функции:
– информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);
– регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.);
– эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).
Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.
В зависимости от способов кодирования и передачи информации общение делится на 2 типа.
П. Невербальное— сообщение передается без участия речи. Существует несколько методов передачи и восприятия невербальной информации.
Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.
На сегодня насчитывается 10 основных стилей общения:
При общении с пациентами оптимально использовать такие стили: успокаивающий, точный, внимательный, дружеский и открытый.
Выделяют следующие элементы эффективного общения:
б) письменное сообщение (написанные слова, символы) — невербальное общение;
10 «ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».
2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.
3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!
4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.
5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.
6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.
7. Внимательно слушайте.
8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.
10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.
Можно выделить основные критерии эффективного общения с пациентом.
1) четкая и понятная информация (сообщение);
2) правильно выбранный канал;
3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры.
Конкретные критерии эффективного общения зависят от его цели. Однако, главным критерием является достижение результата, т.е. достижение цели, поставленной при начале общения (вместе с тем, далеко не всякое общение имеет осознаваемую цель, в таком случае критерием эффективности может стать осознание цели общения). Немаловажными критериями являются удовлетворённость в общении (если нет чувства досады, отсутствуют паузы при общении) и отсутствие трудностей при общении (скованности, зажатости, напряжённости).
8. дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость.
Как сделать вербальное общение эффективным?
Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.
Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной.
Факторы, препятствующие общению.
Хочется вспомнить рецепт, написанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
«Таблетки, микстуры и теплое слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова не лечат больного!».
Несколько слов о способах связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Основной канал общения тут письменный.
Рекомендации к письменному общению:
Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:
5. если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.
Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.
В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.
В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.
Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.
Есть несколько способов для проведения обучения: коллективно, индивидуально, малой группой. Групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, финансовых возможностей ЛПМО, наличия времени у медсестры. Лучше проводить обучение индивидуально.
Любая цель д. б. реалистична (выдвижение и обоснование цели с обязательным учетом условий и возможностей конкретной ситуации);
Если процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то цель называют конечной. Если нет, то промежуточной. В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей.
Цель отражает то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Правильно поставленная цель содержит три компонента:
Культура поведения и этика будущих медицинских работников с пациентами
Автор: Дансарунова Татьяна Дугаровна
Культура поведения и этика будущих медицинских работников с пациентами
Автор: Дансарунова Т.Д. заместитель директора по воспитательной работе
Медицинская этика – это наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала. В самом начале учебного года среди студентов медицинского колледжа проводится анкетирование о выборе будущей профессии. Затем в течение учебного года на классных часах и внеаудиторных мероприятиях им рассказывают об основах этики и деонтологии медицинских работников. Различают два основных направления при рассмотрении этико-деонтологической проблемы:
• соблюдение правил внутренней культуры: соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, отношение к труду и чувство коллегиальности;
• соблюдение правил внешней культуры поведения: умение общаться, соответствующий внешний вид (внешняя опрятность, личная гигиена тела, одежды, отсутствие чрезмерных украшений и косметики). Все это вместе и является медицинским этикетом.
К правилам внешней культуры относятся также приветливость и умение общаться друг с другом и пациентами в соответствии с обстоятельствами.
Одним из требований внешней культуры поведения является требование взаимной вежливости. Это приветствие друг друга при встрече без фамильярности. Медицинская сестра, приветствуя пожилого человека или беседуя с ним, должна встать.
Очень важно быть выдержанным и тактичным, владеть собой и учитывать желания других. Беседуя с коллегой, особенно старшим по возрасту, нужно выслушать собеседника, а затем, если в этом есть необходимость, спокойно возразить, но без грубости и личного недовольства, так как это не способствует решению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности. Бесцеремонным и неуместным является громкий разговор в медицинских учреждениях. В своей знаменитой книге «Записки об уходе» английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл говорила: «На больного тягостнее всего действует ненужный шум и суматоха….».
Умение ценить свое и чужое время является примером внутренней собранности и дисциплинированности. Внешняя культура поведения каждого сотрудника не только полезна для коллектива, но и украшает его.
В структуре общества большое значение имеет коллектив. Сплоченность, дружеское взаимопонимание, нормальные отношения между всеми членами коллектива, соблюдение соответствующей субординации, уважение, честная и открытая критика создают соответствующий психологический климат, благотворно влияют на качество труда.
Пациенты очень тонко чувствуют отношения между медицинским персоналом и быстро на них реагируют. Здесь уместно отметить, что доброжелательные взаимоотношения медицинских работников укрепляют веру пациентов в них.
Часто бывает так, что пациенты нередко делятся с медицинскими работниками своими проблемами. Опытная медсестра всегда найдет теплое и ободряющее слово. А оно иногда не менее важно, чем назначенное лечение. Между пациентом и медицинским работником в таких случаях возникает чисто человеческое взаимопонимание, и он уверен, что его медицинские тайны не будут разглашены.
Любое медицинское учреждение должно являться образцом качества медицинского обслуживания населения в условиях, когда палата становится иногда на длительный срок домом для пациента. Высокий уровень взаимоотношений между медицинским персоналом, дисциплинированность, культура и качество обслуживания должны быть главным в деятельности каждого коллектива. Любой недосмотр медперсонала бросается в глаза десяткам пациентов и становится предметом их обсуждения, подрывает авторитет отдельного медицинского работника, допустившего это нарушение, и коллектива в целом.
Высокая этика отношений во всех звеньях медицинской структуры при четком выполнении каждым своих профессиональных обязанностей благотворно влияют на лечебный процесс.
В тех коллективах, где преобладают добрые товарищеские отношения между сотрудниками, где придерживаются хороших традиций, каждый работник чувствует полезность и важность своего труда в общем благородном деле предотвращения заболеваний и лечения населения.
В студенческой среде значительную роль в укреплении этико-деонтологических качеств играет куратор группы, который хорошо знает характерные особенности, семейно-бытовые условия и другие факторы воспитанников, и во всех сложных ситуациях может найти правильное решение.
Таким образом, культура поведения и этика взаимоотношений будущих специалистов в медицине является чрезвычайно важной составляющей всего учебного, лечебного процесса и в значительной мере способствует повышению имиджа медицинского или образовательного учреждения.