В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030

Утверждена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года

В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030. utverzhdena strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby do 2030 goda200(1). В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030 фото. В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030-utverzhdena strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby do 2030 goda200(1). картинка В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030. картинка utverzhdena strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby do 2030 goda200(1)
vska / Depositphotos.com

Документ определяет целевые ориентиры, задачи развития таможенной службы на ближайшие 10 лет (Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р размещено на сайте кабинета министров). Согласно Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года (далее – Стратегия), которая рассчитана на двухэтапную реализацию, миссией ФТС России является содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.

Реализовывать Стратегию планируется, соблюдая следующие принципы:

Предполагается полномасштабная модернизация таможенной сферы, в первую очередь в сфере обеспечения таможенных операций в автоматическом режиме с использованием информационных технологий до 2024 года – до 50%, до 2030 года – до 100%. Помимо этого, доля отправлений международной интернет-торговли, в отношении которых подаются электронные декларации, через пять лет должна быть доведена до 20%, а впоследствии и до 80%.

Основные стратегические направления развития таможенной службы связаны также с совершенствования таможенного администрирования для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу путем создания модели «интеллектуального» пункта пропуска, внедрения современных информационных технологий, связанных с прибытием (убытием) товаров, таможенным транзитом, в том числе с использованием машинного искусственного интеллекта. Совершенствование фискальной функции требуется для полноты взимания платежей, администрируемых таможенными органами, и своевременности их перечисления в бюджет, прозрачности совершения операций, снижения административной нагрузки и финансовых издержек как для бизнеса, так и для таможенных органов.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Планируется расширить функционал информационно-программных средств таможенных органов, системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия для оптимизации производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. Также расширится информационное взаимодействие с таможенными администрациями других стран на основе соглашений о сотрудничестве.

Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, результатом реформы должно стать создание высокотехнологичной таможенной системы, которая поможет сделать продукцию российских компаний более конкурентоспособной, позволит бизнесу активнее расширять географию внешнеэкономических и инвестиционных связей.

Источник

О Стратегии развития таможенных органов на период до 2030 года

Стенограмма выступления заместителя министра финансов РФ И. В. Трунина на Пленарном заседании «Таможня 2030: траектория будущего» Международного таможенного форума 24 октября 2019 года.

«Тема очень важная. Стратегия развития таможенных органов на период до 2030 года является основополагающим документом. Очень хорошо, что он подготовлен совместно с бизнесом и Министерством финансов. Далеко не у каждого органа исполнительной власти, тем более у контрольно-надзорного органа, есть такой документ. Не у всех есть даже такого рода обсуждения.

Мы поддерживаем то, что было разработано и полностью согласны с основными целями и задачами, указанными в проекте Стратегии. Если смотреть с бюрократической точки зрения, то сейчас проходит межведомственное согласование Стратегии и предполагается утверждение на правительственном уровне. Поэтому необходимы не только идеи и волеизъявления таможни и Министерства финансов, но и других ведомств. Думаю, что там будет все нормально, и те цели и задачи, которые поставлены в проекте Стратегии, будут оформлены и на правительственном уровне. Из того, что я сказал можно понять, что Министерство финансов положительно оценивает и деятельность ФТС России, и предпринимаемые усилия по реформированию, и достигнутые результаты как в сфере обеспечения доходов бюджета (мобилизация бюджетных доходов), так и в сфере экономической безопасности, что является не менее важным. В отличие от многих других органов, таможня является еще и силовым органом. Задача обеспечения экономической и не только экономической безопасности страны выходит на передний план деятельности таможенных органов.

Что было сделано за последние годы и что, как кажется нам, необходимо выделить? Многие среди тех, кто не каждый день сталкивается с таможней, не понимают, насколько важные были сделаны шаги на пути реформ таможенного администрирования.

Электронное декларирование. Создание центров электронного декларирования и электронных таможен. До 2020 года еще есть время, но почти все, что было намечено в этой сфере, уже сделано. Это существенный сдвиг в работе таможенных органов и таможенном администрировании в целом. Это было достигнуто только благодаря слаженной работе ФТС России, скоординированной работе центрального аппарата и региональных управлений, взаимодействию с другими органами исполнительной власти, в том числе с наднациональными органами и Евразийской экономической комиссией. Это позволило существенно упростить многие процессы таможенного администрирования без потери эффективности, а во многом даже с ростом эффективности администрирования таможенных платежей и таможенного администрирования в целом, что важно для федерального бюджета и для страны.

Создание единого лицевого счета участника ВЭД. Это было одной из основных задач, которые мы ставили в 2016 годы, и которая была реализована. Это важно не только для участников ВЭД, которые получают возможность оперативно управлять своими денежными средствами, своими остатками, мониторить сальдо расчетов с таможенными органами. Это важно с точки зрения таможенного администрирования в целом.

Что предстоит нам, ФТС России и всему сообществу, связанному с регулированием ВЭД, на ближайшие годы? В первую очередь, это ответы на вызовы современной цифровой экономики. Это не только ответы на вызовы, но и полноценное использование всех возможностей, которые дают современные технологии в процессе государственного управления, в процессе контрольно-надзорной деятельности и в процессе таможенного администрирования. Управление профилями рисков, управление важнейшими бизнес-процессами, управление взаимодействием между участниками ВЭД с таможенными органами с использованием современных технологий уже является реальностью. Анализ больших данных с использованием искусственного интеллекта и формирование автоматически профиля риска является также важной задачей. С точки зрения Министерства финансов, внедрение этой системы, в течение ближайших 3-5 лет, позволит еще больше повысить, с одной стороны, доверие бизнеса к таможенным органам, так как сотрудники таможенных служб будут иметь в меньшей степени отношение к формированию профилей риска, а с другой стороны, правильный алгоритм анализа данных позволит с большей степенью вероятности выявлять случаи, когда действительно необходимо вмешательство административных органов, углубленный контроль и во многих случаях наложение каких-либо взысканий.

Уже скоро 10 лет как мы работаем в условиях Таможенного кодекса Таможенного союза. У нас единая таможенная территория, которая в течение 10 лет была расширена (сначала было 3 государства, а теперь 5 государств составляют единую таможенную территорию). Это тоже является важнейшим вызовом для таможенных органов. Как бы хорошо не была построена система таможенного администрирования в РФ, но если она по каким-то параметрам отличается от того, что существует у наших соседей (а таможенной границы у нас нет), то это надо принимать во внимание, так как это будет оказывать неизбежное влияние на конечный результат. Именно поэтому мы начали эксперимент по прослеживаемости товаров. В РФ он уже идет в этом году. Соответствующее Евразийское соглашение в РФ внесено на ратификацию в Государственную Думу. Я надеюсь, что в ближайшее время оно будет ратифицировано. По сути, речь идет о том, что таможня и таможенный контроль во многом перемещается с мест таможенного оформления и выпуска товаров (границы) на контроль после. Неважно, где товар был выпущен для внутреннего потребления. С помощью современных технологий документальной прослеживаемости, то есть с участием государства и государственных органов в электронном документообороте. Товар в сопроводительных документах. Таможенный орган, являющийся, по сути, единственным надзорным органом власти, имеющим возможность контролировать движение товаров, получит возможность осуществлять контрольные мероприятия, в том числе, и после выпуска на основании данных этой системы прослеживаемости, которые будут поддерживать как таможенные, так и налоговые органы по принципам согласованным и единым для всей пятерки стран Евразийского экономического союза. Это новый вызов, так как значительно расширятся возможности контроля после выпуска товаров, в том числе и товаров, которые выпущены в странах Евразийского экономического союза. Эту возможность необходимо будет широко и эффективно использовать.

Еще одна задача, которая стоит перед всеми нами, в том числе и перед таможенными органами – это вызов современной международной электронной торговле, то есть трансграничная торговля товарами с использованием современных технологий. В РФ сейчас выпускается более 1 млн посылок в сутки, пришедших из-за рубежа. Это уже не какой-то маргинальный процесс по отношению к внутренней торговле. Это существенная часть, которой необходимо уделять все большее и большее внимание. Насколько мне известно, и на уровне Всемирной таможенной организации, и на уровне Евразийского экономического союза все время обсуждаются вопросы на тему того, как быть с этим новым фактором. Нам необходимо выделить отдельную категорию товаров, перемещаемую в рамках международной электронной торговли. Нам необходимо выработать правила, которые будут применяться к этим товарам, к таможенному оформлению таких товаров, к таможенным платежам в отношении таких товаров. В конечном итоге должен быть целый комплекс правил, который бы не допускал бесконтрольного развития международной электронной торговли, а создавал препятствия для недобросовестного конкурирования с внутренней традиционной торговлей стран Евразийского союза. С другой стороны, в ходе этой работы и в ходе развития этих процессов мы не должны создавать искусственные препятствия для международной торговли, так как нет ничего плохого в том, что при соблюдении одинаковых правил регулирования, зарубежная торговля конкурировала с импортной. Более того, это должно служить развитию торговли в целом.

Международная кооперация и экспорт. Это национальный проект, в котором принимает активное участие ФТС России, прежде всего, путем оптимизации различных таможенных операций, путем оптимизации применения различных таможенных процедур не только в отношении экспорта товаров, но и в отношении импорта товаров. Наша задача состоит не только в том, чтобы создать преференциальные условия для экспорта российских товаров, но и развивать международную кооперацию. В очень многих случаях экспорт и производство таких товаров внутри РФ невозможно без импорта отдельных компонентов, материалов и т.д. Надо сказать, что на этом пути уже сделаны значительные шаги, в том числе, и в ходе реализации Стратегии развития таможенных органов до 2020 года. Делаются они по всем направлениям, в том числе, в области усовершенствования таможенного оформления, в области упрощения различных процедур, в области сокращения сроков, а также путем электронного обмена данным по различным категориям экспортеров между таможенными и налоговыми органами для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте. Например, последнее принятое решение касается процедуры электронного подтверждения нулевой ставки, которая теперь применяется на основании электронных реестров таможенных деклараций, в том числе в отношении интернет-торговли товарами, то есть пересылки экспорта товаров через перевозчика и через почтовых операторов. Здесь мы наблюдаем определенный прогресс. Надеемся, что это будет продолжено, а успехи будут не менее значительны в ближайшее время. Также надеемся, что проект развития Стратегии таможни будущего до 2030 года будет утвержден и реализован».

Источник

В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2020 года N 1388-р

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.

3. Минфину России и ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 сентября 2020 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 года N 1388-р

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года

I. Общие положения

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;

планомерность и последовательность в развитии;

предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;

нацеленность на результат;

оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;

автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;

клиентоориентированность и бесконтактность;

обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности;

признание деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, одной из угроз безопасности Российской Федерации.

Понятия и термины, используемые в Стратегии, применяются в том значении, в каком используются в международных договорах и актах, актах законодательства Российской Федерации и иных правовых актах Российской Федерации.

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года и плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год.

Правовую основу Стратегии составляют:

Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

иные международные договоры и акты;

иные акты законодательства Российской Федерации;

иные правовые акты Российской Федерации.

II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды

Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли «перемещаются» в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю.

Одновременно наблюдается формирование новых экономических центров. Все большую роль в развитии международной торговли играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к ресурсам и рынкам сбыта и контроль над транспортными артериями.

Ряд иностранных государств пытается добиться своих политических и экономических целей путем усиления мер протекционизма, отступления от норм Всемирной торговой организации, активного применения принципа «двойных стандартов», введения экономических санкций в отношении Российской Федерации и других стран.

В этих условиях Российская Федерация проводит политику, направленную на обеспечение равноправного и активного участия в современной системе мирохозяйственных связей:

добивается адекватного учета российских интересов и подходов при выработке коллективной позиции по наиболее актуальным аспектам международного развития и функционирования мировой экономики, включая вопросы укрепления энергетической и продовольственной безопасности, совершенствования сотрудничества в области торговли и транспорта;

содействует эффективному функционированию многосторонней торговой системы, основой которой является Всемирная торговая организация, а также развитию соответствующей российским приоритетам региональной экономической интеграции;

создает благоприятные условия для укрепления российского присутствия на мировых рынках, прежде всего за счет расширения номенклатуры экспорта, в частности увеличения объема экспорта несырьевой продукции и расширения географии внешнеэкономических связей;

оказывает государственную поддержку отечественным производителям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров;

принимает необходимые меры в области торговой политики в целях защиты национальных интересов и эффективного реагирования на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов;

предпринимает усилия по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоемких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий;

осуществляет мероприятия по рациональному импортозамещению, снижению критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;

укрепляет сотрудничество с ведущими производителями энергетических ресурсов, стремится к развитию равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов для обеспечения стабильного спроса и надежности транзита энергоресурсов;

принимает меры по использованию своего уникального географического положения для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;

активизирует расширение экономических связей, в том числе путем подписания двусторонних и многосторонних договоренностей со странами, входящими в «G-20» («Большую двадцатку»), БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества;

активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для развития национальной экономики, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов в Евразии.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

Обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международной торговле будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет, созданию дополнительных рабочих мест и стимулировать экономический рост.

Таким образом, осуществляется развитие внешнеэкономических связей и проведение активной внешней экономической политики Российской Федерации, направленной на привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных международных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов.

Важность стоящих перед государством задач, связанных с реализацией всех указанных направлений в политике Российской Федерации, а также внешние и внутренние факторы в области внешней торговли, формирующие систему больших вызовов, предопределяют изменение места и роли Федеральной таможенной службы в системе обеспечения экономической безопасности государства и приоритетные направления ее развития.

Формирование Союза с общей таможенной границей, едиными таможенной территорией и таможенным регулированием предопределяет активное участие Федеральной таможенной службы в работе по развитию интеграционных процессов, стремление играть лидирующую роль в разработке и актуализации регулирующих таможенные правоотношения актов, составляющих право Союза, формировании единой практики их применения, создании единого информационного пространства в рамках Союза для таможенных целей.

Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, занимает уникальное положение, позволяющее обеспечивать безопасность цепи поставок товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках внешней торговли, а также содействовать социально-экономическому развитию государства.

Федеральная таможенная служба обладает исключительными полномочиями, которые позволяют осуществлять документальный и фактический контроль товаров и транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, вывозимых из Российской Федерации, товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, а также осуществлять контроль внешнеэкономической деятельности.

Учитывая такие полномочия, таможенные органы могут и должны играть центральную роль в вопросе обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли. При этом реализация задач обеспечения безопасности внешней торговли и ее упрощения требует целостного комплексного подхода.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз:

использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации;

наметившиеся тенденции разворота большинства западных стран от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации;

рост интеграции российских преступных групп в трансграничные криминальные структуры, угрозы международного терроризма и экстремизма;

усиление международной и внутриотраслевой конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности в таможенной сфере и сокращения сроков проведения таможенных операций;

сложность привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации;

размывание налогооблагаемой базы и рост незаконных финансовых потоков;

появление новых способов и методов совершения преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях развития информационных технологий.

Источник

В чем заключается миссия стратегии развития таможенного администрирования до 2030

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.

3. Минфину России и ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 сентября 2020 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 мая 2020 г. № 1388-р

СТРАТЕГИЯразвития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года

I. Общие положения

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;

планомерность и последовательность в развитии;

предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;

нацеленность на результат;

оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;

автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;

клиентоориентированность и бесконтактность;

обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности;

признание деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, одной из угроз безопасности Российской Федерации.

Понятия и термины, используемые в Стратегии, применяются в том значении, в каком используются в международных договорах и актах, актах законодательства Российской Федерации и иных правовых актах Российской Федерации.

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года и плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

иные международные договоры и акты;

иные акты законодательства Российской Федерации;

иные правовые акты Российской Федерации.

II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды

Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли «перемещаются» в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю.

Одновременно наблюдается формирование новых экономических центров. Все большую роль в развитии международной торговли играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к ресурсам и рынкам сбыта и контроль над транспортными артериями.

Ряд иностранных государств пытается добиться своих политических и экономических целей путем усиления мер протекционизма, отступления от норм Всемирной торговой организации, активного применения принципа «двойных стандартов», введения экономических санкций в отношении Российской Федерации и других стран.

В этих условиях Российская Федерация проводит политику, направленную на обеспечение равноправного и активного участия в современной системе мирохозяйственных связей:

добивается адекватного учета российских интересов и подходов при выработке коллективной позиции по наиболее актуальным аспектам международного развития и функционирования мировой экономики, включая вопросы укрепления энергетической и продовольственной безопасности, совершенствования сотрудничества в области торговли и транспорта;

содействует эффективному функционированию многосторонней торговой системы, основой которой является Всемирная торговая организация, а также развитию соответствующей российским приоритетам региональной экономической интеграции;

создает благоприятные условия для укрепления российского присутствия на мировых рынках, прежде всего за счет расширения номенклатуры экспорта, в частности увеличения объема экспорта несырьевой продукции и расширения географии внешнеэкономических связей;

оказывает государственную поддержку отечественным производителям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров;

принимает необходимые меры в области торговой политики в целях защиты национальных интересов и эффективного реагирования на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов;

предпринимает усилия по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоемких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий;

осуществляет мероприятия по рациональному импортозамещению, снижению критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;

укрепляет сотрудничество с ведущими производителями энергетических ресурсов, стремится к развитию равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов для обеспечения стабильного спроса и надежности транзита энергоресурсов;

принимает меры по использованию своего уникального географического положения для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;

активизирует расширение экономических связей, в том числе путем подписания двусторонних и многосторонних договоренностей со странами, входящими в «G-20» («Большую двадцатку»), БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества;

активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для развития национальной экономики, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов в Евразии.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

Обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международной торговле будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет, созданию дополнительных рабочих мест и стимулировать экономический рост.

Таким образом, осуществляется развитие внешнеэкономических связей и проведение активной внешней экономической политики Российской Федерации, направленной на привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных международных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов.

Важность стоящих перед государством задач, связанных с реализацией всех указанных направлений в политике Российской Федерации, а также внешние и внутренние факторы в области внешней торговли, формирующие систему больших вызовов, предопределяют изменение места и роли Федеральной таможенной службы в системе обеспечения экономической безопасности государства и приоритетные направления ее развития.

Формирование Союза с общей таможенной границей, едиными таможенной территорией и таможенным регулированием предопределяет активное участие Федеральной таможенной службы в работе по развитию интеграционных процессов, стремление играть лидирующую роль в разработке и актуализации регулирующих таможенные правоотношения актов, составляющих право Союза, формировании единой практики их применения, создании единого информационного пространства в рамках Союза для таможенных целей.

Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, занимает уникальное положение, позволяющее обеспечивать безопасность цепи поставок товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках внешней торговли, а также содействовать социально-экономическому развитию государства.

Федеральная таможенная служба обладает исключительными полномочиями, которые позволяют осуществлять документальный и фактический контроль товаров и транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, вывозимых из Российской Федерации, товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, а также осуществлять контроль внешнеэкономической деятельности.

Учитывая такие полномочия, таможенные органы могут и должны играть центральную роль в вопросе обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли. При этом реализация задач обеспечения безопасности внешней торговли и ее упрощения требует целостного комплексного подхода.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз:

использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации;

наметившиеся тенденции разворота большинства западных стран от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации;

рост интеграции российских преступных групп в трансграничные криминальные структуры, угрозы международного терроризма и экстремизма;

усиление международной и внутриотраслевой конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности в таможенной сфере и сокращения сроков проведения таможенных операций;

сложность привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации;

размывание налогооблагаемой базы и рост незаконных финансовых потоков;

появление новых способов и методов совершения преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях развития информационных технологий.

На деятельность таможенных органов оказывают существенное влияние следующие факторы:

развитие процессов региональной экономической интеграции;

недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках Союза;

мировые и национальные тенденции развития администрирования контрольной деятельности;

увеличение объемов трансграничной торговли и торговли товарами посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пересылаемыми в международных почтовых отправлениях, а также товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками;

недостаточно эффективная и оптимальная работа ряда российских портов;

недостаточное развитие отечественных информационных технологий и элементной базы, зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства.

В течение последних лет проводится комплекс мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования.

В настоящее время в большей степени по основным направлениям деятельности таможенных органов сформирована международная и национальная нормативная правовая база, направленная на реализацию положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах обеспечено перераспределение таможенных операций между таможенными органами внутри страны и таможенными органами в приграничных субъектах Российской Федерации.

Проведено масштабное реформирование системы таможенных органов с концентрацией декларирования товаров в центрах электронного декларирования.

Автоматизация совершения таможенных операций выходит на качественно иной уровень.

Введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза всеми видами транспорта.

Реализовано применение обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при транзите товаров по территории Российской Федерации в электронном виде.

Регистрация деклараций на товары и выпуск товаров, в отношении которых не выявлены риски нарушения законодательства, осуществляется преимущественно в автоматическом режиме.

Внедряется единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.

Реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары.

Создаются условия для полного перехода на электронный документооборот таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, министерств и ведомств, банковского сектора при совершении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также при администрировании обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и организации взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, пени.

Обеспечена возможность получения плательщиком таможенных пошлин, налогов информации о состоянии его единого лицевого счета, справочной информации о движении денежных средств и их расходовании в режиме времени, близком к реальному, что позволило минимизировать случаи отказа в выпуске товаров в связи с отсутствием денежных средств.

Реализуется возможность оказания в электронном виде государственных услуг по соответствующим направлениям деятельности.

Минимизировано время совершения таможенных операций, связанных с принятием обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за счет реализации перехода на применение электронных технологий.

Обеспечена техническая реализация технологических карт межведомственного взаимодействия в рамках организации системы межведомственного электронного взаимодействия Федеральной таможенной службы с другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в части информационного обмена документами (сведениями) в электронном виде.

Реализуется возможность принятия в электронной форме решения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *