В чем заключается мотив учителя тьютора
«Мотивация в работе тьютора»
«Мотивация в деятельности тьютора»
Мотивационная функция тьютора заключается в создании и поддержании заинтересованности в достижении положительных результатов в обучении. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
l Анализировать и выявлять сферу интересов тьюторанта, его ожидания и мотивы.
l Создание условий для формирования продуктивной и самостоятельной деятельности.
l Создание индивидуально и в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
l Развивать мотивацию к достижению положительных результатов различными интерактивными методами обучения;
l Создание комфортных условий для общения друг с другом.
Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).
Способы формирования мотивационного аспекта обучения:
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания
Это не весь список. Формы, виды, способы варьируются от индивидуальных особенностей и чередование и применение на разных этапах обучения разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
В чем заключается мотив учителя тьютора
Когда школьные годы подходят к концу и следующий этап жизни маячит на горизонте, подростки сталкиваются с необходимостью принимать решения, которые будут иметь долговременные последствия.
Переход из подростковой жизни во взрослую может быть постепенным и индивидуальным. Есть шанс к нему подготовиться, осмотреться, примерить на себя варианты, но почти невозможно сделать это самостоятельно. Нужен тот, кто уже проходил этот путь.
Один известный преподаватель музыки, обучавший маленьких одаренных скрипачей, говорил: «Мне нужен не талантливый ученик, а талантливая мама». Заинтересованный взрослый рядом — это бесценно.
И даже если заинтересованный взрослый рядом есть, все-таки важны мотивы самого человека. Понимает ли он, чего хочет, и в какой области это «хочет» лежит. Это глубокий источник будущих действий и долговременных результатов.
И у каждого из нас есть свои причины стремиться к новому. Наша мотивация может сочетать внутренние (наши собственные) мотивы и внешние (предлагаемые нам средой) стимулы. При этом наш мозг стремится к безопасности больше, чем к прогрессу.
Мотивацию человека в профессиональной деятельности можно определить как интерес к выполнению конкретной задачи или работы и понимание ее важности. Мотивация также бывает избегательной, когда человек не хочет столкнуться с чем-то, стремится отсрочить что-то или избежать чего-то. Например, не хочет, чтобы из-за невыполнения конкретной задачи пострадал его авторитет.
При этом у одного и того же человека может проявляться мотивация как достижений, так и избегания, но по отношению к разным объектам. Можно стремиться избегать неприятностей с невыполнением работы в срок и одновременно делать все, чтобы сходить на концерт любимой группы в пятницу вечером.
Один из самых показательных примеров работы избегательной мотивации — это наши действия относительно здоровья. Например, среди тех, кто начал чистить зубы на ночь во взрослом возрасте, есть люди, на которых действует мотив избегания будущих неприятностей, связанных с походами к стоматологу.
Также существует распространенное мнение, что на работе нами, прежде всего, управляет стремление зарабатывать деньги. Однако часто максимально возможным доходам сопутствуют либо высокие риски, либо большие ограничения (далеко от семьи, суровые природные условия, высокая неопределенность результатов и риск потерять все, не заработав ничего). Все ли готовы их нести ради высоких доходов?
Также широко распространено мнение, что можно легко применить кнут или пряник, и вот они, результаты, на блюдечке. Как будто бы профессионал похож на подопытную крысу, которая бежит, если видит внешний стимул, и останавливается, если не видит его. Однако для многих важна возможность работать в родном городе, ежедневно общаться с семьей, друзьями, жить в комфорте и цивилизации.
Согласно известной теории Абрахама Маслоу, мы постепенно продвигаемся от задачи обеспечить себе безопасность к высшей задаче реализовать свое предназначение. Можно сказать, что мы двигаемся от дефицитов к их компенсации.
Американские психологи Дейси и Райан, авторы теории самодетерминации, отмечали, что внутренняя мотивация, внутреннее стремление к новизне и вызовам, как ни один другой феномен, отражают положительный потенциал природы человека и позволяют обратиться к внутренним ресурсам развития личности.
Поговорить о том, что формирует внутреннюю мотивацию в подростковом возрасте, можно ли на нее повлиять сознательно и какие могут быть особенности этого процесса, я предложила двум опытным тьюторам.
Мои собеседницы — Антонина Болотова, руководитель тьюторской службы «Новой школы», и Наталья Белова — педагог-психолог, методист команды тьюторов частной школы «Золотое сечение».
Галина Ларионова (Г. Л.): Тьютор — это профессионал, который помогает школьнику сформировать и осознать свою мотивацию и действовать, опираясь на свои особенности. При этом тьюторы обладают развитой педагогической позицией, но не давят на учащихся. Возможно ли это в школе?
Наталья Белова (Н. Б.): Тьютор обеспечивает разработку и сопровождение индивидуальной образовательной программы учащегося, поддерживая и развивая субъектную позицию старшеклассника по отношению к своей жизни.
Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребенка и создает среду для его развития. В переводе с латинского тьютор — это наставник. Тьюторы появились еще в XIV веке в британских университетах — Оксфорде и Кембридже — и были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире.
Со временем функции тьютора значительно расширились. Этот специалист работает по принципу индивидуализации образовательного процесса. Он может влиять на проектирование образовательной среды и правила игры. То есть тьютор — посредник между системой и учениками (тьюторантами). Это очень полезная роль. Она заключается в том, чтобы научить тьюторанта видеть и использовать возможности системы для своего образования и развития, осознанно принимая собственные решения, а не потому, что по «программе так положено» или «это нужно для ЕГЭ». Тьютор помогает своему подопечному научиться находить свое место в системе, влиять, преобразовывать, быть ресурсом.
Антонина Болотова (А. Б.): В первую очередь тьютор — это педагог, цель которого — развитие субъектности и самостоятельности ребенка, его самоопределение.
Н. Б.: Тьютор всегда работает в интересах развития тьюторанта. Кто может быть тьюторантом в современном мире? Любой человек, которому важно воспитать в себе авторскую позицию по отношению к жизни. Именно поэтому одна из самых эффективных моделей сопровождения становления личности — это когда у человека есть возможность в любой момент своей жизни выбрать тьютора. Также эффективно тьюторское сопровождение старшеклассников в школе. Оно помогает детям постепенно увеличивать собственную влиятельность, осознанность, включенность.
А. Б.: Кто является непосредственным заказчиком услуг тьютора? Коллеги, занимающиеся частной практикой, выполняют заказы родителей, тьюторы в школах — скорее администрации школы.
Основополагающие понятия в работе тьюторов — это индивидуализация и субъектность. Первое — это процесс, в котором ребенок становится заказчиком своего образования, включается в проектирование образовательной траектории, сам оценивает свои результаты. Второе — авторская позиция по отношению к собственной жизни.
Г. Л.: Когда мы понимаем свою мотивацию, нам легче с собой договариваться. Мы знаем, что себе предложить, чтобы двигаться дальше. Мы знаем, что нам помогает, когда мы застряли. Мотивация формируется задолго до того, как в подростковом возрасте мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения относительно своего будущего. На ее формирование влияют и среда, и значимые взрослые. Какие связи можно проследить между работой тьютора и запросом со стороны ребенка?
Н. Б.: Один из видов работы тьютора — это регулярные встречи с тьюторантом, когда устанавливается личный контакт, возникает большое доверие. Для тьюторанта часто бывает очень важно то, что тьютор не влияет на его решения, а при помощи вопросов, личного интереса к человеку позволяет ему увидеть шире картину обсуждаемой ситуации/обсуждаемого решения, найти и породить свою внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация всегда возникает из того, что лично важно человеку. Личная мотивация тьюторанта — это важный движущий фактор развития личности, ее субъектной позиции. Мы в «Золотом сечении» стараемся учить старшеклассников порождать собственную мотивацию, которая основана на личных ценностях, смыслах, личной заинтересованности в результате. Это, наверное, один из самых сложных процессов, ведь во взаимодействии людей в социуме превалирует внешняя мотивация: награды, бонусы, выгода.
А. Б.: Мотивация работать с тьютором очень важна. Это даже важнее, чем учебная мотивация, которую тьютор как раз может помочь найти. Если ребенок отказывается встречаться с тьютором, мы мало что можем сделать.
Мы говорим о развитии ребенка в широком смысле слова, и внеучебная деятельность может быть не менее важна, чем учебная. У тьюторов есть такая установка в работе — использовать любую актуальную ситуацию ребенка для его развития. Например, ребенок играет в компьютерную игру и сталкивается с необходимостью понимать английскую речь, отсюда может вырасти мотивация учить язык.
Н. Б.: На мой взгляд, к внутренней мотивации человек способен уже с восьми-девяти лет, но очень большое влияние на него оказывает его окружение. Если в коллективе высока ценность личных смыслов, личных задач и это проявляется в процессах, в поступках, в обсуждениях, то и способность к внутренней мотивации у школьника развивается очень активно.
А. Б.: Мы говорим о внутренней мотивации, когда речь идет о действии ради самого действия, когда мы читаем книгу просто ради самого процесса чтения, а не для того, чтобы получить отметку, подготовиться к экзамену, заслужить похвалу. Внутренняя мотивация появляется еще в раннем детстве. Она есть во всем, где мы наблюдаем интерес, увлеченность ребенка. А вот как раз учиться регулировать свою внешнюю мотивацию ребенку приходится в школе.
В теории самодетерминации психологов Деси и Райана описаны три базовые потребности, при удовлетворении которых мы укрепляем внутреннюю мотивацию. Во-первых, это потребность в автономии — человеку важно понимать, что он сам может контролировать процесс. Когда мы говорим об учебной деятельности, это может быть возможность что-то выбирать, например способ выполнения задания. Во-вторых, это потребность ощущать себя компетентным. Она удовлетворяется, когда ученик получает положительную обратную связь от преподавателей, одноклассников, других значимых людей. В-третьих, это потребность ощущать себя связанным со значимыми людьми, чувствовать себя частью чего-то целого. Удовлетворение этих трех потребностей влияет на внутреннюю мотивацию ребенка.
Н. Б.: На формирование внутренней мотивации школьников можно влиять, не будучи родителем или учителем. Для ребенка разговоры с любыми взрослыми, которым интересно, как он мыслит, из каких ценностей вырастают его поступки или решения, становятся поворотными, обеспечивают внутренний сдвиг или новый взгляд на себя.
И именно это ощущение, переживание себя дает движение к внутренней собственной мотивации. Один очень метафорически мыслящий девятиклассник сказал: «Тьютор — это человек, который помогает тебе зажечь свет в твоем внутреннем мире».
Г. Л.: Если жизнь человека до школы и в школе во многом определяется семьей, воспитателями, учителями, то перед старшеклассником уже просматриваются варианты: то ли идти в десятый класс, то ли получать профессию, то ли перейти в экстернат. И со временем беззаботность детства уходит, а простота возможных решений снижается. Как же тьютор может помочь ребенку в этот переходный период?
Н. Б.: Есть много разных тьюторских технологий, помогающих двигаться от «хочу» к «делаю». Но, наверное, важно рассказать о системном принципе. Важно, чтобы человек:
— Ясно представлял себе образ своего «хочу» во всех деталях, конкретно и ясно.
— Точно осознавал, что будет в его жизни, что будет с ним, когда он достигнет желаемого результата.
— Точно мог оценить и сказать, что уже прямо сейчас у него есть, чтобы достичь этого желаемого результата.
— Четко представлял, что нужно сделать.
— Важно, чтобы действия были набором простых шагов, которые ведут к результату постепенно, словно по ступенькам, с которых хорошо виден пройденный путь, цель и следующие шаги к ее достижению.
А. Б.: Мы выделяем несколько этапов тьюторского действия. «Хочу» — это этап прояснения запроса, когда мы вместе с тьюторантом хорошенько изучаем, что это за «хочу» и как оно может быть реализовано. На следующем этапе мы исследуем доступные ресурсы, строим карты возможностей, подбираем варианты реализации этого «хочу». Дальше очень важно выявить зону ближайшего развития ребенка, нащупать оптимальную сложность этого «делаю», чтобы, с одной стороны, ребенку было интересно, а с другой стороны, его не фрустрировала сложность этого действия. Это этап проектирования пробы. Когда проба придумана, мы договариваемся с ребенком о том, что он совершает пробное действие. А дальше происходит рефлексия: ребенок в процессе беседы оценивает, что у него получилось, хочет ли он продолжать.
Н. Б.: Тьютор всегда поддерживает действие человека и своими вопросами увеличивает его осознанность. Если человек привык мотивировать себя страхом перед последствиями или перспективами, это очень интересно обсудить, чтобы и сам человек понял, какие его ценности или опыт стоят за этим.
На мой взгляд, сама профессиональная позиция тьютора исключает дихотомию. Потому что все действия тьютора поддерживают человека в процессе формирования его внутренней мотивации. Если для тьюторанта внешние стимулы являются мотивирующими, то тьютор непременно уточнит, почему для него это важно, как это влияет на его жизнь, на его решения.
А. Б.: Я бы выделила следующие дихотомии в работе тьютора: хочу или нужно, процесс или результат, проектирование или действие. Основной инструмент в работе тьютора (и не только с мотивацией) — это доверительный безоценочный диалог, методы вопрошания, работа с деятельностными пробами.
Н. Б.: Фразу «Я хочу, чтобы он хотел…» в работе тьютора, на мой взгляд, можно определить как потерю профессиональной позиции. «Я хочу» словно лишает тьюторанта субъектности, объективирует его.
А. Б.: Да, согласна. Этот подход неприменим ни в чьей работе. Мы можем хотеть, чтобы ребенок что-то делал (чистил зубы, знал таблицу умножения, занимался музыкой), но мы не можем заставить хотеть. Хотя можно заинтересовывать, можно вовлекать детей в какую-то полезную для них деятельность. Мы можем проектировать образовательную среду так, чтобы она провоцировала ребенка делать что-то полезное.
Г. Л.: Одна из причин, по которой я захотела написать эту статью, — мое желание понять, чем же принципиально отличается тьютор от учителя и почему одни школы вводят тьюторов в штат, а другие обходятся только учительским и воспитательским корпусом.
Если воспринимать школу как институт передачи фиксированного объема знаний, умений и моделей поведения, тогда как будто бы достаточно только учителей и воспитателей.
Если воспринимать школьную пору как время зарождения образа будущего и примерки его на себя, осмысления себя и своих границ и возможностей, то для этого нужен рефлексирующий вместе с тобой заинтересованный взрослый.
Некоторые подростки могут опереться на таких значимых взрослых в семье. В этом смысле им повезло. Для других подростков таким заинтересованным взрослым может стать тьютор.
Что же принципиально особенное делает тьютор и в чем его отличие от учителей?
Н. Б.: Учитель передает знания и искусство мыслить, строить гипотезы внутри своей предметной области. Предметная область тьютора — это жизнь человека. Он помогает сформировать человеку свою собственную позицию по отношению к собственной жизни. И каждая позиция будет не похожа на любую другую.
А. Б.: Тьютор не транслирует норму, а вместе с ребенком ищет ее и создает. Учитель все-таки привязан к своему предмету и вовлекает в него ученика, а тьютор всегда нацелен на запрос тьюторанта, поэтому скорее сам приходит в контекстное поле ребенка.
Только тьюторы могут дать индивидуальное проектирование деятельностной пробы — ни у какого учителя массовой школы не хватит на это времени и сил. А тьютор, работая индивидуально, может такое себе позволить. Тем самым он научает ребенка двигаться через деятельность. Интересно — попробуй, сомневаешься — попробуй, хочешь научиться чему-то новому — попробуй.
Как правило, нам удается договариваться с учителями, потому что мы работаем на общую задачу — развитие ребенка. Да, не всем учителям просто принять то, что в педагогическом поле появляется еще одна фигура. Исторически учитель был всегда единственным и неопровержимым источником знания в российской школе, а сейчас появился еще один взрослый, который просит ребенка задуматься, зачем ему нужен тот или иной предмет, тем самым ставя под сомнение авторитет учителя. Но большинство современных учителей все-таки понимают, почему такие вопросы нужны.
Н. Б.: В «Золотом сечении» работают тьюторы-предметники. У нас нет освобожденных тьюторов. Мы все сотрудники общего процесса. Может быть, это отсутствие разделения территорий педагогического действия, может быть, многолетний опыт педагогического коллектива по выстраиванию индивидуальных траекторий для каждого ученика. Уважение и интерес к работе тьюторской команды — это слагаемые диалога, в котором все слышат друг друга и действуют в интересах развития ученика.
Подгоняют ли тьюторы тьюторантов под шаблоны? Нет. Для личных решений человека нет шаблонов. Мне могут возразить: мол, а как же образцы или действия, которым человек подражает? По-моему, даже тогда, когда человек выбирает поступить схожим с кем-то образом, то он чему-то своему сказал «да», в глубине точно есть его личный смысл этого действия. Живя в огромном городе на очень большой скорости, мы часто не успеваем не только поговорить об этом с кем-то, но и даже заметить это в себе. А тьюторские встречи дают такую возможность, формируют привычку осознанного отношения к своим выборам и решениям, к своей жизни.
А. Б.: Подгонка тьюторантов под шаблоны противоречит самой идее тьюторства. Мы исходим из того, что все ученики разные, у каждого есть свой собственный образовательный запрос.
Зачем учителю становиться тьютором?
Антон Ткаченко
05 декабря 2019 • 14:14
Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут отвечать тренду на персонализацию. Это и проектное обучение, и профориентация, и увеличение доли элективных курсов в старшей школе. Одна из форм, которую нам успешно удалось апробировать в школе «Золотое сечение», — это тьюторское сопровождение старшеклассников.
В этой статье мы постараемся ответить на три важных вопроса. Кто такой тьютор в нашем понимании? Почему тьюторы нужны ученикам? Почему самому педагогу-предметнику будет полезен опыт тьюторства?
Чем занимается тьютор?
Современная тьюторская профессия восходит к тьюторам, работавшим более века назад в Оксфорде. Первоначально это были взрослые люди, которые старались сделать так, чтобы досуг юных студентов проходил по большей части в стенах колледжа и не включал посещение таверн. Постепенно престиж профессии рос, а задачи тьюторов расширялись. Теперь оксфордские занятия с тьютором должны были дать возможность студентам научиться самостоятельно думать, контролировать усвоение знаний, оценивать свой прогресс, сохранять мотивацию. Работа тьюторов осуществлялась индивидуально, и обращение к ним было личным делом каждого конкретного ученика (тьюторанта).
Так оформились первые ключевые правила тьюторского сопровождения: оно проходит с помощью индивидуальных встреч, которые должны быть постоянными, последовательными и хорошо спланированными. Эти принципы остаются актуальными и сегодня, а практики тьюторского сопровождения распространяются не только на высшее образование, но и на старшую школу.
Сейчас, когда нам нужно лаконично сформулировать цель работы школьного тьютора, мы отвечаем так: Тьютор — это человек, ответственный за ответственность.
Более «строгое» определение может звучать так: тьютор — это педагог, который оказывает учащемуся необходимую поддержку при достижении образовательных целей и личностном развитии, а также отвечает за мониторинг прогресса тьюторанта.
По своему функционалу тьютор является одновременно наставником, коучем, воспитателем, мотиватором, а порой даже и провокатором. Тьютор помогает ученику быть осознанным, учиться анализировать и рефлексировать, ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
В «Золотом сечении» школьники работают с персональными тьюторами (всего в нашей тьюторской команде девять педагогов) начиная с девятого класса. Регулярные индивидуальные встречи с тьюторами продолжаются весь год, при переходе в 10 класс ученики могут сменить тьюторов или остаться с прежними. Таким образом, тьюторы — это отдельный и самостоятельный элемент современной школы, интеграция которого лишь обогащает образовательный процесс.
Зачем тьюторы ученикам?
В системе массового образования ученику обычно предлагается самому искать ответы на все волнующие вопросы. А теперь представьте, что в этот период у ученика есть наставник, который «проживает» вместе с ребенком трудные ситуации, является свидетелем его побед и ошибок — и готов обсуждать их честно и независимо. Это-то и есть тьютор.
Обладающий нужным набором компетенций тьютор в первую очередь помогает ученику:
Обычно ученику отнюдь не все из этого дается легко. А в связке с тьютором гораздо больше шансов развить навыки владения собой и научиться осознанно подходить к задачам, решение которых необходимо для дальнейшего развития. По сути, тьюторская система помогает уйти от привычного для массовой школы метода принуждения и предлагает ученику занять авторскую позицию в отношении собственной жизни.
Можем сказать, что по итогам первых лет действия тьюторской программы в «Золотом сечении» мы заметили, как меняется отношение учеников к своим собственным результатам. Появилась системность в их анализе, осознанность в движении к поставленной цели. Благодаря личному тьютору ученики учатся ставить четкие и реалистичные, но все еще сложные академические цели.
Опыт работы с тьютором нельзя заменить взаимодействием с педагогами-предметниками или школьными психологами. Ведь тьютор действует исходя из метапозиции — он инструктирует ученика в манере, которая не основана на каком-то конкретном предмете, а затрагивает вопросы обучения в целом. Навыки, полученные в работе с тьютором, ученик сможет самостоятельно применять в других ситуациях, в том числе при обучении в вузе.
Чем тьюторство полезно для педагога?
Очевидно, что навыки тьюторского сопровождения невозможно обрести в обычной педагогической деятельности. Когда группа учителей «Золотого сечения» сформировала первую тьюторскую команду школы, наши педагоги столкнулись с тем, что им приходится внутри себя ориентироваться на две позиции: учителя, который отвечает за результат учеников, и тьютора, который способствует личностному росту, но не контролирует и не оценивает своего тьюторанта. Поэтому одним из основных качеств, вырабатываемых в тьюторской работе, стала гибкость. А она, согласитесь, необходима для любого хорошего преподавателя. Вообще, мы уверены, что в мире есть много учителей, которые в своей работе склонны придерживаться тьюторской позиции, но не могут полностью перейти на нее по объективным причинам.
Кстати, верно и обратное: наличие опыта работы учителем может сыграть хорошую службу тьютору. Если тьютор понимает, что такое работа в классе, как распределено учительское внимание между учениками и какая мотивация движет учителем в тех или иных случаях, это поможет ему объективно оценить ситуацию конкретного тьюторанта.
Ошибочно будет думать, что в смысле необходимых компетенций тьютор — это нечто среднее между учителем и психологом. По нашему мнению, технологии, которые используются в тьюторском сопровождении, наиболее близки технологиям коучинга.
По опыту «Золотого сечения», участие преподавателей-предметников в тьюторской деятельности должно быть строго добровольным, основанном на личном интересе педагога, и именно тогда оно принесет самому учителю наибольшую пользу. Во-первых, это поможет справиться с профессиональным выгоранием — ведь оно наступает именно тогда, когда в преподавательской работе долгое время нет никаких изменений, когда она превращается в рутину.
Во-вторых, тьюторство предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов — это, безусловно, путь к личностному развитию. Можно сказать, что внутри педагога происходит процесс взаимовлияния ролей: тьютор влияет на преподавателя, преподаватель на тьютора; по-видимому, в будущем от этого будут зависеть наши канонические представления об этих ролях.
В-третьих, тьюторская модель предусматривает переход педагога в проактивную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам.
Наконец, в-четвертых, тьюторская работа — всегда командная, а участие в команде дает педагогу новую мотивацию, подталкивает к развитию. Нужно понимать, что в современном мире в одиночку сделать что-либо серьезное практически не реально, и система тьюторского сопровождения в школе может стать лабораторией по совместному поиску новых педагогических идей.
Об авторе: Антон Ткаченко, заместитель директора по развитию образовательной среды Частной школы «Золотое сечение».